Долгосрочный проект сюжетно ролевой игры пожарные. Проект сюжетно-ролевой игры "пожарный"

  • Дата: 18.10.2020

Воспитательно – образовательная тема.

«Пожарный – герой, он с огнём вступает в бой».

/профессия: пожарный/

I . Словарный минимум.

1. Профессии:

а) пожарный;

б) командир пожарного расчёта;

в) диспетчер;

г) водитель пожарной машины;

д) дежурный;

е) психолог;

2. Орудия труда:

пожарная машина, пульт, телефон,рация,скафандр,каска,рукавицы,защитный костюм, огнетушитель, пожарный самолёт.

3. Трудовые действия:

Заметить, помогать, штурмовать, следить, бодрствовать, бежать, спасать, остерегаться, побеждать, стараться, приближаться, бороться, воевать, мчаться, взбираться, влезать, подниматься, войти, всматриваться, выбираться, выбрасывать, выдержать, выиграть, добиться, доставить, закутать, пробраться, запрашивать, залить, выбегать, вывинтить, вывозить, выгрузить, выехать, вызвать, выпрыгнуть, гасить, действовать, доверять, дотягиваться, закрепиться, закрыть, залезть, надеть, запретить, заслонить, заслужить, затушить, маневрировать, командовать, выливать, выключить, завершить, завладеть, завоевать, заглушить, оградить, пробираться, обеспечить, передвигаться, разбирать, разваливать, разбрасывать, тушить, спасать, рисковать, помогать, не бояться, отважиться, оберегать, жертвовать, штурмовать, пробираться.

4. Качество труда:

Аккуратно, активно, автоматически, деятельно, энергично, мастерски, бдительно, зорко, неусыпно, безбоязненно, беспощадно, бесстрашно, проворно, стремительно, моментально, доблестно, добросовестно, достойно, дружно, отлично, заслуженно, мужественно, благородно, стремительно, заинтересованно, старательно, отважно, по – геройски, быстро, оперативно, мгновенно, быстро, по – военному.

5. материал для труда:

горящий объект.

II . Ознакомление с социальной действительностью.

1. Чтение художественной литературы:

- «Пожар» С.Маршак;

- «Рассказ о неизвестном герое» С.Маршак;

- «Кошкин дом» С.Маршак;

- «Неразлучные друзья у нарядной ёлки» А.Иванов, «Азбука безопасности»;

- «Три брата» сказка. Хрестоматия для дошкольников (стр.132);

- «Соломинка, уголь и боб» сказка. Хрестоматия для дошкольников 2-4 года (стр. 151);

- «Пожар» Б.Житков.

2. Заучивание стихов:

- «Тили – бом» С.Маршал;

- «Мчится огненной стрелой» Н.Гончаров;

Пусть помнить каждый гражданин;

Пожарный номер 01;

- «Мы пожарные» Т.Шорыгина, «Правила пожарной безопасности» (стр. 13).

4. Встреча с представителями пожарной части города.

5. Экскурсия в пожарную часть города.

Цель: знакомство с профессией «пожарный», воспитывать уважение к героической профессии:

6. Рассматривание картин, иллюстраций.

- «Пожарная машина спешит на помощь»;

Иллюстрации к сказкам;

Плакаты «Основы безопасности» Стёрина.

Загадки:

В маленьком амбаре лежит сто пожаров /спички/;

Мёртвое рождает живое, а живое пожирает мёртвое /дерево, огонь/;

И мала, и зла, чуть свечу, а иногда так упаду, что много горя принесу /искра/;

Отец не успел родиться, а сын пошёл в солдаты.

Отец не родился, а сын уже на крыше сидит,

Ещё коня не запрягли, а он уже хвост поднял /огонь и дым/;

Чёрен, голенаст, выгибаться горазд.

Зыблется, гиблется, а на землю не свалится.

Сидит мужик на полотях, ан нём синенький халатик

Серое сукно тянется в окно

Без рук, без ног – к небу ползёт /дым/;

Жевать – не жую, а всё поедаю.

По деревне прошёл – ничего не осталось.

Дрожит свинка – золотая щетинка.

Без рук, без ног – на гору ползёт.

Красненький петушок по жёрдочке бежит /огонь/;

Красненький петушок по улице бежит /пожар/;

Стоит столбом, горит огнём, ни жару, ни пару, ни угольев.

Стоит столбом, горит свет, а углей нет /свеча/;

Мать толста, дочь красна, сын храбрец – под небеса ушёл.

Мать черна, дочь красна, сын воробей – под небеса улетел /печь, огонь, дым/.

Пословицы, поговорки.

Огонь силен, вода сильнее огня, земля сильнее воды, человек сильнее земли;

Сидит – как на огне;

Смелый боец и в ученье, и в бою молодец;

Риск – благородное дело;

Он и в огне не сгорит;

Он неробкого десятка;

Исподволь и сырые дрова загорятся;

Не играй, кошка, углём, лапы обожжёшь;

В сене огня не скроешь;

Где огонь, там и дым;

Куда ветер, туда и пламя;

Чему не гореть, того не зажечь;

Всё хорошо, что хорошо кончается;

Не с огнём к пожару соваться;

Огонь под полой далеко не унесёшь;

От копеечной свечи Москва сгорела;

От погасшего угля не добудешь огня;

Неворошенный жар под теплом лежит;

Всякое дело человеком ставится, человеком и славится.

7. Художественно-эстетическая деятельность.

Рисование:

- «Обводка и раскраска пожарной машины»;

- «Кошкин дом»;

- «Смелые пожарные»;

- «Путаница» по стих. Чуковского;

- «Пожар в лесу».

Лепка:

По сказке «Кошкин дом»;

По сказке «Соломинка, уголь, боб»;

По рассказу «Пожарные собаки»;

Аппликация:

- «Пожарные собаки».

Конструктивно-модельная деятельность:

- «Восстановим Кошкин дом после пожара»;

Пожарная машина;

- «Построим смотровую вышку»;

- «Построим пожарную часть».

III . Обучающие игры.

1. Дидактические игры:

- «Телефон»(01);

- «Лабиринт» (пожарная машина);

- «Сложи машину и угадай, для чего она предназначена»;

- «Разложи по порядку» (модели);

- «Слушай внимательно» - Шарова О.Е. «Основы пожаробезопасного поведения» (стр. 22);

- «Четвёртый лишний» (предмет – причина пожара);

- «Угадай, о чём я расскажу» - Ушакова (стр.108);

- «Найди картинку» - Ушакова (стр. 106);

- «Играем со сказкой» - Ушакова (стр.101);

- «Нарисуем картину словами» - Ушакова (стр. 102);

- «Школа пожарного» - Артемова Л.В. (стр. 79).

2. Викторины:

- «Что мы знаем о пожарной безопасности»;

- «Пожароопасные предметы»;

Тест «Как правильно вести во время пожара в квартире».

3. Ситуации:

- «Если ты остался дома один и начался пожар»;

- «Как бы ты поступи»;

- «А у нас в квартире газ»;

- «Внимание! Пожарная тревога в детском саду».

4. Экспериментирование:

Опыт со свечой;

Горит, не горит;

Какие материалы дают больше дыма.

5. Досуги:

- «Как мы боремся с огнём» ж/л «Дошкольная педагогика» №1 2005г. (стр. 17);

Спортивный досуг «Юный пожарник».

Шорыгина Т.А. «Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет» - М.: ТЦ Сфера, 2005 – 64 с.

Огонь друг или враг? Чтение сказки «Как в селе пожарную каланчу постригли» (стр. 5);

- «Пожарный – герой, он с огнём вступает в бой». Рассказывание сказки «Как Тимоша царевну спас» (стр. 12);

- «Пожар в квартире» (стр. 22);

Чем опасен дым? Чтение сказки «Воронёнок»;

- «Пусть ёлка новогодняя нам радость принесёт». Рассказывание сказки «Снежинка» (стр. 27);

- «Детские шалости с огнём». Чтение рассказа «Бумажный самолётик»;

- «Кухня это не место для игр». Сказка «Пир мышей» (стр. 41);

- «Горючие вещества» (стр. 45);

- «Лесной пожар». Сказка «Незатушенный костёр» (стр. 49).

Творческое рассказывание:

Случай, который произошёл со мной (моим другом, подругой).

Подвижные игры:

- «Вода и пламя».

Цель:Формировать реакцию на сигнал, навыки бега, приседания.

«Пожарные на учении»

Программа воспитания в д/с – Сборник игр, М. Просвещение, 1974 г. – 76 с.

IV . Предметно – игровая среда.

Пожарные машины (игрушки), каски, вёдра, противогазы (съемная панель), багор (заменитель – палочка), костюм пожарного,пожарный самолёт (игрушка), смотровая вышка (съемная панель), пожарный щит (съемная панель), рация, план города (схема), огнетушитель (съемная панель).

V . Активизирующее общение взрослого с детьми:

Воспитатель – командир пожарного расчёта, дети – пожарные.

Воспитатель – психолог, дети – пожарные, потерпевшие.

Варианты игры:

- «На приёме у психолога»;

- «Школа пожарников»;

- «Скорая помощь»;

- «Строители строят пожарную часть».

VI . Общественная значимость и результат труда.

Противопожарная безопасность и спасение попавших в беду.

Сюжетно – ролевая игра в подготовительной группе

«МЧС»

Задачи:

    Научить детей самостоятельно распределять роли, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней.

    Расширить представления детей о гуманной направленности работы пожарных, скорой помощи, их необходимости, мобильности в чрезвычайных ситуациях.

    Закрепить знания детей о противопожарной безопасности.

    Развивать дружеское отношение друг к другу.

    Развивать диалогическую речь, воображение, мышление.

    Воспитывать уважительное отношение к людям различных профессий.

Предметно – игровая среда:

    Мультимедийное оборудование.

    Макет пожарной машины.

    Щит с пожарными инструментами: огнетушитель, ведра, лопаты, топорики.

    Рации.

    Телефоны..

    Аптечка.

    Форменная одежда пожарных, врачей.

Предварительная работа.

Чтение художественной литературы,

Просмотр учебного фильма «Пожар»,

Изготовление атрибутов к игре,

Экскурсия в МЧС,

Конкурс рисунков, макетов пожарных машин.

Ход игры.

Звучит музыка. Дети входят в зал. Приветствие для гостей. Коммуникативная игра «Здравствуйте!»

Здравствуйте, ладошки

Хлоп-хлоп-хлоп,

Здравствуйте, ножки

Топ-топ-топ,

Здравствуйте, щечки

Оп-оп-оп,

Здравствуйте, гости

Привет, привет, привет!

Воспитатель:

Ребята, я вам загадаю загадку, а вы постарайтесь ее отгадать:

Он друг ребят,

Но когда с ним шалят,

Он становится врагом

И сжигает все кругом! (огонь).

Вы думаете, что это огонь. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Правильно ли вы отгадали? Правильно, молодцы!

А сейчас, сядьте поудобнее на коврик около экрана и послушайте сказку, которую я вам расскажу.

«Жил – был огонь. Был он веселый и горячий. Гулял огонь, где хотел: по лесам, домам, деревьям. Никого не щадил огонь на своем пути и был злейшим врагом всего живого. Как вы думаете, почему? (он сжигал все подряд). И вот однажды повстречался на его пути человек и сказал: «Давай огонь, померимся силой». Огонь отвечает: «Да куда тебе, человек, со мной мериться». А человек настаивает на своем, огонь и согласился. Вот начался у них бой. Человек заманил огонь к реке и прыгнул в воду. Схватил человек мокрой рукой языки пламени и хотел затушить. Взмолился огонь: «Не туши меня, человек, верой и правдой тебе служить буду». Пожалел человек, заставил служить себе. Вот так и начал огонь служить человеку и стал его другом»,

А для чего нужен огонь человеку? (согреться, приготовить еду, осветить жилище).

А от чего может произойти пожар?

Как вызывать пожарных?

А сейчас мы поиграем а игру «Смелые пожарники»

Как вы думаете, какие профессии нужны в этой игре?

(пожарные, врачи, диспетчер, корреспондент)

Скажите, пожалуйста, что делает командир пожарной части, пожарные, диспетчер?

Давайте распределим роли.

Кто будет командиром пожарной части?

Пожарником?

Диспетчером?

Врачом?

Корреспондентом?

Мамой?

Дочками?

Занимайте свои места, начинаем игру.

Мама с дочками дома. Мама занята на кухне. Девочки играют. Вдруг одна из девочек увидела спички.

Давай поиграем со спичками!

Нельзя, мама не разрешает играть со спичками!

Да мы только посмотрим. (зажигает спички)

Из –за печки выскакивает огонь (девочка), танцует таней огня.

Девочки испуганно забегают к маме на кухню:

Мама:

Что случилось?

Девочки:

Мы играли со спичками, и в доме начался пожар.

Мама бежит к телефону и набирает 01. (звук телефона)

Диспетчер:

Алло, пожарная часть слушает. Говорите, что случилось? Назовите адрес.

Мама

У нас в доме пожар. Приезжайте скорее по адресу улица Ползунова 1 квартира 2.

Диспетчер:

Хорошо ждите, сейчас приедем.

Диспетчер: (берет рацию, передает пожарным).

Внимание! Пожарная команда №1 на выезд. Пожар на улице Ползунова 1 квартира 2.

Командир пожарной части:

Выезжаем!

(обращается к команде).

Пожарная команда стройся. Приготовиться выехать на пожар.

(пожарные собираются, занимают свои места и едут на пожар).

(Пожарные тушат пожар, командир пожарной части выводит людей и подводит их к врачу).

Врач осматривает людей, мерит давление, расспрашивает о самочувствии. Вдруг заплакала девочка, к ней подходит командир пожарной части и спрашивает, почему она плачет. Девочка говорит, что в доме осталась еще собака. Командир пожарной части лезет в дом и выносит собаку. Мама с дочками благодарят пожарных.

К пожарной команде подходит корреспондент и задает вопросы:

Расскажите, пожалуйста, что произошло? (пожар)

Как вы думаете, что могло послужить причиной пожара? (неосторожное обращение с огнем).

Кто находился в доме? (люди)

Никто не пострадал? Всех удалось спасти?

Спасибо за вашу работу!

Воспитатель:

А чтобы не случился в доме пожар, давайте с вами повторим правила пожарной безопасности.

Расскажите, пожалуйста, стихотворения.

    Я – огонь! Я – друг ребят

Но когда со мной шалят,

Становлюсь тогда врагом

И сжигаю все кругом»

    Не берите в руки спички!

Чтобы лес, звериный дом

Не пылал нигде огнем,

Чтоб не плакали букашки

Не теряли гнезда пташки

А лишь пели песни птички

Не берите в руки спички!

    Но опасность на пути

Стережет – не обойти!

Если что пойдет не так,

Если в фейерверке брак,

Или прочь не отбежали

Иль в окно кому попали,

В общем, столько тут вопросов!

Не пуская салют без спроса!

    Хочешь ты салют устроить?

Хорошо, не станем спорить,

Только, чтоб не пострадать

Нужно в помощь взрослых звать

    Выключайте электроприборы

Если гости к вам пришли

Или навестил вас друг

Перед тем, как с ним играть

Не забудьте выключить утюг!

    Уходя тушите свет!

Знай, любые провода

Поврежденные – беда!

Ведь они опасны слишком

Замыкание как вспышка!

    Дать друзьям такой совет

Просто каждый может:

Уходя тушите свет

И приборы тоже!

    Очень-очень важные правила!

Ребята, помните о том,

Что нельзя шутить с огнем

Кто с огнем не осторожен

У того пожар возможен.

Игра окончена, спасибо за игру!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

художественно - эстетического направления развития воспитанников

№4 «Уголек»

Мы - спасатели

Мысковский городской округ 2016 год

1.Актуальность …………………………………………….. 3

2. Цель проекта …………………………………………….. 4

3. Задачи проекта …………………………………………… 4

4.Участники проекта ……………………………………….. 4

5.Подготовка проекта ………………………………………. 4

6.Мероприятия проекта …………………………………….. 5

7.Сроки реализации проекта ………………………………. 5

8. Этапы реализации проекта ………………………………. 5

9.Предполагаемые результаты деятельности проекта…… 5

10.Планирование и организация деятельности проекта … 6

11.Анализ результатов проекта …………………………….. 6

12.Формы предъявления результатов проекта……………... 6

13.Дальнейшее развитие проекта …………………………… 6

14.Список литературы ………………………………………

Приложение 1 …………………………………………….

Приложение 2 ........................................

Приложение 3 ……………………………………………...

Приложение 4………………………………………………

Приложение 5………………………………………………

Приложение 6………………………………………………

Приложение 7……………………………………………....

Приложение 8 ………………………………………………

  1. Актуальность

Во все времена опасности сопровождали человека, который был вынужден бороться за свое существование с окружающей средой, природными катаклизмами, болезнями, эпидемиями и другими явлениями. Возросшие масштабы техногенной деятельности общества, увеличенные частоты проявления стихийных бедствий, аварий и катастроф обострили проблему, связанную с обеспечением безопасности населения, его готовностью к действию в чрезвычайных ситуациях. Овладение принципами безопасной жизнедеятельности, так же как и практическими навыками действий в экстремальных ситуациях, поможет решить и другие воспитательные задачи, грамотно применить весь комплекс полученных знаний, если этого потребуют обстоятельства.

По данным органов пожарной охраны, каждый 6-7 пожар возникает из-за детских шалостей; 60 % пострадавших от пожаров - дети, дошкольники. Чем это можно объяснить? Во-первых, еще недостаточное внимание в ДОУ уделяется ознакомлению дошкольников с правилами пожарной безопасности, во-вторых, родители мало обучают навыкам правильного поведения в быту. Актуальность проекта вызвана еще тем, что формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения в быту и правила поведения при опасных ситуациях реализуется через активную деятельность всех участников проекта. Взрослые, чтобы не случилось беды, должны предупредить ребенка о возможных последствиях, но не напугать его. Реализация данного проекта даст возможность научить ребенка мерам предосторожности, а также правилам поведения при чрезвычайных ситуациях, которые помогут сохранить ему жизнь.

Известно, что основным видом деятельности детей является игра, поэтому логично знакомить детей с профессиями работников службы МЧС, правилами поведения в чрезвычайных ситуациях через игровую деятельность, а именно через сюжетно - ролевую игру. Такая деятельность также позволит научить детей ориентироваться в пространстве в увлекательной форме, дети научатся с помощью плана, карты-схемы, компаса выбирать нужное направление движения, проходить указанные маршруты, на-ходить предметы на знакомой местности.

Где, как ни в игре, ребенок может полнее раскрыть себя, почувствовать свою самостоятельность, а главное — поупражняться в тех действиях и стиле поведения с окружающими, которые в дальнейшем ему очень пригодятся.

  1. Цель проекта:

Формирование представлений детей об опасных для человека ситуациях через сюжетно - ролевую игру.

  1. Задачи проекта:

Конкретизировать представления о способах поведения в опасных ситуациях (пожар, наводнение, землетрясение и т. п.) и о способах предотвращения таких ситуаций.

Научить предвидеть, распознать и правильно действовать в экстремальных ситуациях в природе и в обществе.

Развивать такие интегративные качества личности дошкольников как любознательность, активность, способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений о собственной безопасности.

Воспитывать самостоятельность и чувство ответственности за личную безопасность, и безопасность окружающих.

  1. Участники проекта:

Педагоги и специалисты ДОУ, дети старшего возраста и родители детей.

5.Подготовка проекта:

Знакомство детей с профессией спасателей (беседы, встречи с интересными людьми, экскурсии, разучивание стихотворений, чтение рассказов, рассматривание картин и иллюстраций о профессиях.)

Цель: Расширение представлений детей о профессии спасателей, медицинских работников, пожарной службы, работников средств массовой информации и пр.

Ознакомление детей с чрезвычайными ситуациями (домашнее задание: подборка информации о катаклизмах, стихийных бедствиях, чтение художественной литературы, экспериментальная деятельность, просмотр видеофильмов о стихийных бедствиях, о действиях службы спасения в экстремальных ситуациях: пожар, землетрясение, наводнение, взрыв).

Цель: Формирование представлений детей об опасных для человека ситуаций и способах поведения в них.

Изготовление атрибутов (костюмов спасателей, пожарных для детей, кукла-спасатель, значков спасателей, оборудование штаба спасения, изготовление атрибутов для режиссерской игры, составление планов, создание лабиринтов, ознакомление с картой и т.д.)

Цель: Развитие пространственных представлений детей, поддержание интереса к игре.

Подборка и составление конспектов бесед, занятий, развлечений.

  1. Мероприятия проекта:

Сюжетно-ролевая игра «Спасатели» с разыгрыванием разных сюжетов: пожар в лесу, землетрясение и т.п.

Дидактические игры «Позови на помощь», п/и «Спасатели» и т.д.

Конструирование различных домов из разного вида конструкторов.

Музыкально - физкультурное развлечение «Пожарные на учениях».

Викторина «Юные пожарные».

Родительское собрание «Безопасность наших детей».

Обыгрывание проблемных ситуаций вместе с родителями.

Встречи с родителями (медсестра, пожарный).

7.Сроки реализации проекта: ноябрь - май.

  1. Этапы реализации проекта:

1-подготовительный. Обсуждение целей и задач, создание условий для реализации проекта.

2- основной. Реализация основных видов деятельности, направленных на реализацию проекта.

3-заключительный. Обработка практических и методических материалов. Обобщение материалов проекта. Выступление на методической базовой площадке и итоговом педсовете.

  1. Формы предъявления результатов:

Создание альбомов «Чрезвычайные ситуации», «МЧС», «Огонь друг, огонь враг», «Если ребенок поранился» и т.п.

Оформление фотоальбома «Мы - спасатели»

Запись устного альбома «Рассказы детей о труде спасателей»

Обогащение развивающей среды к игре Спасатели»

Оформление книги «Азбука безопасности» (рисунки детей, памятки поведения в ЧС, подборка стихотворений, загадок, художественных произведений на тему безопасности, планов и лабиринтов, дидактических и подвижных игр и т.п.)

Альбом «Лабиринты по пожарной безопасности».

Проект «Мы - спасатели», сборник конспектов к игре «Спасатели», выступление на методической базовой площадке и итоговом педсовете.

  1. Предполагаемые результаты деятельности проекта:

Повышение у детей уровня знаний о правилах безопасного поведения.

Становление готовности детей самостоятельно решать задачи безопасного и разумного поведения в непредвиденных ситуациях.

Изменение отношения родителей к данной проблеме.

  1. Планирование и организация деятельности по реализации проекта:
  2. Анализ результатов проекта:

Во время реализации данного проекта приняли участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 21 человека, родители - 12 человек, сотрудники ДОУ - 6 человек. Оценка заинтересованности детей отслеживается через наблюдения и анализ детской деятельности, занятий, бесед с ними. Участие в проекте родителей происходило через их участие в проведении совместных мероприятий. Оценка работы педагога отмечается качеством проведенной работы с детьми в рамках проекта:

Оформление в группе уголка безопасности.

Создание «Библиотеки спасателей».

Создание для родителей информационных папок и папок передвижек на тему безопасности.

Оформление книги «Азбука безопасности».

Запись устного альбома « Рассказы детей о труде спасателей».

Оформление фотоальбома «Мы - спасатели».

Разработка сценариев развлечений «Пожарные на учениях», « Что такое ЧС», «Юные пожарные» и др.

Составление проекта «Мы - спасатели», сборника конспектов «Уроки безопасности», выступление на методической базовой площадке и итоговом педсовете.

  1. Дальнейшее развитие проекта:

Развитие дополнительных сюжетных линий к игре «Спасатели».

Список литературы

Приложение 1

Конспект познавательного занятия. "Спасатель МЧС"

Цель: Ознакомление детей с деятельностью МЧС, профессией спасателя.

Задачи: Познакомить детей с видами подразделений МЧС, видами техники; дать представления о профессии спасатель. Способствовать запоминанию и пониманию стихотворений, пословиц и поговорок о профессии спасатель, развивать творческие способности детей. Формировать у детей любознательность, активность, эмоциональную отзывчивость; умение в случае опасности быстро реагировать на ситуацию, звать на помощь.

Интеграция образовательных областей: познание, чтение художественной литературы, социализация, коммуникация.

Предварительная работа: Чтение С.Я.Маршака «рассказ о неизвестном герое»; беседа «Безопасность дома»; разучивание стихотворений о спасателях; изготовление атрибутов к сюжетно - ролевой игре «Спасатель»; дидактическая игра «Позови на помощь»; рисование на тему «Мы - спасатели»; просмотр презентации «Спасатели - 01».

Оборудование: Иллюстрации, карточки, значки «Юный спасатель».

Ход занятия.

Дети сидят полукругом.

Воспитатель: Ребята, жизнь какой бы она ни была, самое дорогое для каждого человека. Однако существует немало опасностей, которые не только портят, но и отнимают жизнь у людей. Иногда такие опасные ситуации возникают по вине людей. И это приводит к авиакатастрофам, кораблекрушениям, авариям, пожарам. Воспитатель читает строчки из стихотворения С.Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое».

Воспитатель: «Ищут пожарные, ищет милиция.

Ищут фотографы в нашей столице…

Ищут давно, но не могут найти

Парня, какого - то лет двадцати… »

Воспитатель: Ребята, кого же искали пожарные и сотрудники теперь уже полиции?

Дети: Человека, который спас ребенка.

Воспитатель: Правильно, человека-героя, который спас девочку из горящего дома. С бушующим пламенем очень трудно справиться, но молодой человек не побоялся и спас девочку из огня. Значит, он знал правила поведения в чрезвычайной ситуации и нашел способ выхода из нее.

Ребята, а есть опасности, которые угрожают сразу многим людям - это стихийные природные бедствия или чрезвычайные ситуации. Чрезвычайной ситуацией называют обстановку, которая может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде. (рассматривание слайдов ЧС) Справится своими силами, в одиночку в таких ситуациях невозможно. Для этого надо большое количество людей, которые будут оказывать помощь, много специальной техники и разных специалистов. На помощь в таких случаях приходят люди, чья профессия - спасать людей.

Послушайте стихотворение, угадайте, о какой профессии в нем говорится, и какая служба помогает людям в ЧС:

Сквозь бури, снег и грозы,

Через горящий лес,

Спешит на помощь людям

Спасатель МЧС.

Его отряд из самых

Отважных смельчаков.

Пойти навстречу смерти,

Любой из них готов.

Пожары, наводненья.

Очередной полет -

Вулкана изверженье

На это раз их ждет.

На их счету есть сотни,

Спасенных человек.

Давайте остановим,

Упрямых стрелок бег!

Дети: Спасатели.

Воспитатель: Правильно. Это спасатели службы министерства чрезвычайных ситуаций (МЧС). А какими чертами характера должен обладать этот человек?

Дети: Смелый, храбрый, сильный, бесстрашный, отважный, ловкий, умелый, сообразительный, решительный, чуткий, отзывчивый.

Воспитатель: А какого человека не возьмут в спасатели?

Дети: Трусливого, слабого, ленивого, злого.

Воспитатель: А как вы думаете, что нужно делать каждому из нас, чтобы стать спасателем?

Дети: Заниматься спортом, делать зарядку, быть добрым, внимательным, хорошо учиться, освоить профессию спасателя.

Воспитатель: Вижу, вы знаете, каким должен быть спасатель. А вы ребята, хотели бы познакомиться с человеком, который приходит на помощь, когда случается беда?

Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с человеком, который работает спасателем в службе МЧС. Он расскажет о своей профессии и о службе МЧС (родитель, работающий в службе МЧС).

Родитель: Здравствуйте, ребята. Профессия - спасатель героическая. Когда человек попадает в беду, ему нужна помощь окружающих. Долгое время в нашей стране не было специалистов, которые могли бы бороться с последствиями бедствий, катастроф, аварий. Часто эта задача возлагалась на армию, которая не имела для этого специального оборудования, не имела специально подготовленных людей. С ростом ЧС, которые приводят к гибели людей, и возникла потребность в создании МЧС. Образовалось МЧС в 1990 году. Именно МЧС руководит отрядами спасателей, готовит специалистов и технику. Служба МЧС, включает в себя разные подразделения. Это пожарно-спасательные силы пожарной охраны, авиация МЧС, служба спасения на водах и много других. Например, транспортная авиация МЧС доставляет гуманитарную помощь в разные страны. С ее помощью вывозят больных, раненых, тушат пожары, высаживают десант спасателей в труднодоступные районы. В распоряжении отрядов спасателей много разной техники: самолеты, вертолеты, которые могут доставить все необходимое людям, оказавшимся в беде, в любое место страны. МЧС входит в пятерку лучших спасательных служб мира.

Ребята, а как вы думаете, кто еще помогает спасателям в поиске людей после землетрясения или лавины? Конечно, собаки-спасатели, чаще всего применяются немецкие овчарки. Они лучше всего адаптируются в экстремальных погодных условиях и поддаются самой жесткой дрессировке. Собаки используются для спасения людей на водах, в горах. Если поиски пропавших людей ведутся на суше. То собака разными способами может сообщить, что нашла человека (подать голос, взять что-нибудь у спасенного и вернуться с подмогой или находится между хозяином и пострадавшим). На помощь людям в разрушенных домах, в огне пожара или наводнениях, а также просто попавшим в беду приходят несущие постоянно службу спасатели МЧС, у которых на счету десятки тысяч спасенных людей. Вот такая героическая профессия-спасатель МЧС.

Воспитатель: Очень интересный рассказ вы нам рассказали о службе МЧС. Наши ребята приготовили для вас много интересующих их вопросов, а сейчас они вам расскажут стихи о вашей службе.

1 -й ребенок.

Сквозь бури, снег и грозы,

Через горящий лес,

Спешит на помощь людям

Спасатель МЧС.

Его отряд из самых,

Отважных смельчаков.

Пойти навстречу смерти,

Любой из них готов.

2 -й ребенок.

Пожары, наводненья.

Очередной полет -

Вулкана изверженье

На это раз их ждет.

На их счету есть сотни,

Спасенных человек.

Давайте остановим,

Упрямых стрелок бег!

3 - й ребенок.

Мой друг - спасатель. Этим словом,

Не просто так зовут людей,

От бед спасти кого угодно,

Он может даже средь морей.

Не испугать его стихией,

Лавиной снежной, иль огнем,

Прикрыть друзей от туч ненастья,

Готов всегда своим плечом!

Тебе сказать хочу спасибо,

И пожелать от нас от всех:

В семье делам и на работе,

Чтобы сопутствовал успех!

Воспитатель: А теперь, ребята, вы можете задать вопросы нашему гостю.

4 -й ребенок: Расскажите нам, пожалуйста, как вы стали спасателем?

Родитель: Сначала, как и вы, я ходил в детский сад, затем учился в школе, потом - в институте противопожарной службы.

5 -й ребенок: А почему вы в такой одежде? Почему у вас погоны, звездочки? Родитель: Спасатели - люди военные, у нас специальная форма. Количество звездочек на погонах означает офицерское звание. Я - капитан.

6 -й ребенок: Расскажите, пожалуйста, о своей работе.

Родитель: При необходимости помощи людям, спасатели всегда помогут, ведь мы всегда на посту. На пожар мы выезжаем на специально оснащенной машине ярко - красного цвета. Когда такие машины мчатся по улицам, все другие машины, заслышав громкий сигнал сирены, уступают им дорогу.

7 -й ребенок: А какую одежду надевают спасатели при тушении пожаров?

Родитель: При тушении пожаров спасатели носят специальную одежду, защищающую от огня и дыма. На голове у них стальная каска, штаны и куртка сшиты из толстого брезента, на ногах сапоги. Ведь спасатель должен идти в огонь. Если в горящем помещении много дыма, он надевает противогаз с кислородным баллоном.

8 -й ребенок: Чем спасатели тушат пламя?

Родитель: Заливают водой из специальных шлангов, их называют рукавами.

Воспитатель: Спасибо за интересный рассказ. Мы приглашаем вас, принять участие в конкурсе «Юный спасатель». Ребята, я надеюсь, вы хотели бы стать помощниками спасателей? Для этого вам необходимо выполнить несколько заданий.

Вот вам первое задание. Оно называется «Не ошибись». Слушайте внимательно, я буду называть слова, если вы услышите слово, которое относится к профессии спасателя, хлопайте в ладоши. А если услышите слово, которое не относится к этой профессии, топайте ногами. (Торт, пила, каска, петь, огонь, рисовать, трусливый, помогать, умелый, смелый, игрушки, краски, веревка, инструмент).

Воспитатель: Вы справились с этим заданием. А теперь следующее задание, которое называется «Можно - Нельзя». Внимание: Если то, о чем говорю я делать можно, вы должны сказать «можно», если этого делать нельзя, сказать «нельзя».

Переходить улицу на зеленый свет светофора?

Воспитатель: Играть со спичками и зажигалками?

Дети: Нет!

Воспитатель: Съедобный грибок - положить в кузовок?

Воспитатель: Перегибаться через перила балкона, высовываться из окна?

Дети: Нет!

Воспитатель: открывать входную дверь не узнав, кто за ней находится?

Дети: Нет!

Воспитатель: Уходя из дома, оставлять включенным утюг?

Дети: Нет!

Воспитатель: Закрывать рот при кашле?

Воспитатель: И с этим заданием вы справились. Ребята, спасателям часто приходится помогать людям в самых разных ситуациях, например во время пожаров и сейчас я вам предлагаю попробовать себя в качестве помощников спасателей.

Повторяйте за мной движения и слова.

Физкультминутка «Кошкин дом».

Тили-бом! Тили-бом! - наклоны вправо - влево

Загорелся кошкин дом - поворот головы вправо и влево

Загорелся кошкин дом, - поворот головы вправо и влево

Идет дым столбом. - потягивания — руки в стороны.

Кошка выскочила, - наклон вперед

Глаза выпучила. - наклон назад

Бежит курица с ведром - бег на месте

Заливать кошкин дом. - бег на месте

А лошадка - с фонарем, - руки сцеплены в замок перед грудью

А собачка - с помело, - плавное вращение туловищем

Серый заюшка - с листом. - вращение туловищем

Раз! Раз! - дети машут руками

Раз! Раз! - дети машут руками

И огонь погас. - руки вниз.

Воспитатель: Быстро справились с пожаром. Хорошие из вас получатся пожарники. А теперь следующее задание, которое называется «Доскажи словечко».

Воспитатель: Ну-ка, дети, подскажите

Разобраться помогите.

Я начну, а вы кончайте,

Хором, дружно отвечайте:

Раз, два, три, четыре

У кого пожар …

Дети: В квартире.

Воспитатель: Дым столбом поднялся вдруг, кто не выключил?

Дети: Утюг.

Воспитатель: Красный отблеск побежал, кто со спичками?

Дети: Играл.

Воспитатель: Стол и шкаф сгорели разом, кто сушил белье над?

Дети: Газом.

Воспитатель: Пламя прыгнуло в траву, кто из дома жег?

Дети: Листву.

Воспитатель: Бросил кто в огонь при этом незнакомые?

Дети: Предметы.

Воспитатель: Дым увидел - не зевай и пожарных?

Дети: Вызывай.

Воспитатель: Помни каждый гражданин этот номер?

Воспитатель: Для выполнения следующего задания я предлагаю вам стать за столы. Задание называется «Экстренная помощь». Я буду описывать случай, а вы должны будете поднять карточку, на которой написан номер телефона, по которому нужно вызвать помощь в этом случае.

Воспитатель: Если в дверь начнут ломиться?

Дети показывают карточку с телефоном - 02.

Воспитатель: Правильно, звони по номеру - 02.

Если чувствуется запах газа?

Воспитатель: Если возник пожар?

Воспитатель: Если у соседки сердечный приступ?

Воспитатель: Правильно, вызвать «Скорую помощь» по номеру - 03.

Воспитатель: Да! С огнем шутить опасно, он может натворить много бед. Много бед может случиться из - за беспечности и неосторожности. Не зря в народе говорят: «Не зная броду, не суйся в воду».

Воспитатель: А вот и последнее задание. Какие пословицы и поговорки вы знаете по безопасности?

Дети: Осторожность - мать безопасности.

Друзья познаются в беде.

Не всякий встречный - друг сердечный.

Поспешишь - людей насмешишь.

Не ищи путь с непутевыми.

Слезами горю не поможешь.

Не всякому верь, запирай крепче дверь.

Вода и огонь, хорошие слуги, но и страшные господа.

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятии вы познакомились со службой МЧС, ее подразделениями и профессией спасателя. Узнали много интересного из рассказа нашего гостя. Показали свои знания по безопасному поведению в разных жизненных ситуациях. Вы справились со всеми заданиями.

Родитель: Ребята, пройдет время, вы вырастите, и перед вами встанет вопрос выбора профессии. Служба МЧС будет рада принять в свои ряды смелых и выносливых бойцов. А сейчас я поздравляю вас с вступлением в отряды «Юных спасателей» и вручаю вам памятные значки.

Приложение 2

«Огонь - друг, огонь - враг»

Конспект непосредственно - образовательной деятельности

Цель: Развитие представлений детей о роли огня в жизни человека.

Задачи: Познакомить детей с ролью огня в жизни человека, как положительной, так и отрицательной. Формировать представления детей о причинах пожара. Познакомить с правилами поведения при пожаре.

Оборудование: загадки, стихи, плакаты «Детям о правилах пожарной безопасности».

Предварительная работа:

  1. Рассматривание плакатов по пожарной безопасности.
  2. Чтение художественных произведений:

- «Пожар», «Пожарные собаки» - Л. Толстого;

- «Пожар», «В дыму» - В. Житкова;

- «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» - С. Маршака;

  1. Рассматривание иллюстраций к ним.
  2. Беседа о профессии «пожарный».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, отгадав загадку, вы узнаете, о чем мы будем говорить сегодня на занятии. «Накормишь - живет, напоишь, умрет» (огонь). Правильно, тема нашего занятия: «Огонь-друг, огонь-враг»

Ребенок 1:

Мне бабуля говорила

Что огонь нам друг и враг.

Без него темно бы было,

Жили б мы совсем не так

Ребенок 2:

Мы б от холода дрожали,

Превратились бы в пингвинов

Или мамонтами стали,

Обросли бы шерстью длинной.

Ребенок 3: Телевизора б не знали,

Ни поесть и не попить,

В «Денди» тоже б не играли,

В общем, трудно было жить. Н. Афанасьева.

Огонь друг человека

Воспитатель: Огонь стал надежным товарищем и помощником людей. Трудно представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы не использовался огонь. Для чего нам нужен огонь? (Ответы детей) Но огонь может быть не только другом и помощником человека, но и врагом. Это зависит, от того правильно ли используется огонь. Не осторожное обращение с огнем может быть причиной пожара. Пожары очень опасны. При пожаре могут сгореть вещи, квартира, даже целый дом. Но самое страшное - при пожаре могут погибнуть люди. Подумайте, и скажите, от чего возникает пожар?

Дети: Если баловаться дома со спичками.

Воспитатель: Это одна из причин возникновения пожаров. Еще.

Дети: Если забыть выключить электроприборы или сушить белье над плитой.

Воспитатель: Верно. Не суши над газом штаны после стирки, А то от штанов останутся дырки! Нельзя зажигать дома бенгальские огни, фейерверки, свечи. Если находишься на даче, нельзя без взрослых подходить к печке и открывать печную дверку (может выкатиться уголек, тогда загорится весь дом) .

Воспитатель: Верно, вы знаете, отчего может возникнуть пожар в помещении. А еще вы сказали, что пожар может быть в транспорте. Давайте подумаем, каковы причины пожара на транспортных средствах.

Дети: Кто-то из взрослых случайно бросил сигарету, кто-то из детей играл со спичками.

Воспитатель: … И становятся виновниками пожаров.

Воспитатель показывает детям плакаты «Детям о правилах пожарной безопасности»

Игра: «Это я, это я, это все мои друзья»

Воспитатель читает четверостишия. Дети после каждого четверостишия, если считают, что нужно поступить именно так, говорят хором: «Это я, это я, это все мои друзья! », а если уверенны, что действия неправильны, то мо?

Задача: формировать представление об опасных для человека жизненных ситуациях и способах поведения в них.
Цели:
1. Закрепить умения брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, строительный материал, карты, схемы.
2. Расширить представление о профессиях спасателей, медицинских работников, работников средств массовой информации (корреспондент, оператор)
3. Формировать умение вести диалог с воспитателем и сверстниками.
4. Продолжать работу по обогащению словаря: снаряжение, эвакуация, техника).
5.Закрепить знания о том, что в случае необходимости, звонить по телефону: "01", "02", "03".
6. Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения, привычку играть сообща.
7. Воспитывать такие качества, как сочувствие, отзывчивость доброту.
Предварительная работа:
Занятия, беседы, дидактические игры, ознакомление с техникой, помогающей в экстренных ситуациях. Рассматривание иллюстраций по темам экстремальных ситуаций.
Показ медицинской сестрой правильного оказания первой медицинской помощи.
Создание и решение с детьми проблемных ситуаций: "как бы ты поступил?", "что делать если...".
Знакомство детей с правилами поведения и эвакуации при пожаре, о мерах предупреждения пожара (не играть со спичками, газовыми и электрическими приборами).

Оборудование:
Штаб "Службы спасения" (стол телефон, рация, журнал для записей, плакаты по технике безопасности.Шлемы,ремни, лопаты, вёдра, носилки, спасательный пояс, аптечка, карта-схема группы, надувной бассейн.
Ход игры.
Воспитатель: "Ребята, случалось ли вам попадать в опасную ситуацию? "
- Как вы вели себя при этом?
-Как бы вы поступили, если вашему другу или соседу стало плохо? (вызвали бы скорую помощь по телефону "03").
- А кому из вас приходилось видеть настоящий пожар? Люди каких профессий спешат на помощь во время пожара? (пожарные).
Продолжите мою мысль: дым увидел, не зевай и пожарных....(вызывай)
- По какому телефону надо позвонить в пожарную часть? (" 01").
- Кому из вас, ребята, приходилось видеть настоящих пожарных? Как вы думаете, какими качествами обладают пожарные спасатели? (ловкие, смелые, выносливые, бесстрашные и т. д.)
2 . Воспитатель:
- Ребята, когда случаются чрезвычайные ситуации, кого нужно звать на помощь? (спасателей)
- О каких чрезвычайных ситуациях вам приходилось слышать или видеть?
- Назовите номер телефона " службы спасения" города Балаково. (112)
- Кто же такие спасатели? Давайте соберём в мои ладони много слов, обозначающих качества личности спасателей.
Дети: смелость, сила, мужественность, дисциплинированность, выносливость, профессионализм.
- Могут ли женщины быть спасателями? (могут в качестве врача или мед.сестры).
- Какими качествами обладает врач? (доброта, милосердие, терпение, ласка).
3. Воспитатель:
- Хотите сегодня быть настоящими спасателями? По сколько, у спасателей и врачей рабочий день длится целые сутки, мы с вами разделимся на две смены. Одна смена на дежурстве _ другая отдыхает. Как взрослые отдыхают? (предполагаемые ответы детей). Нам нужно выбрать на роли спасателей бригаду из 4-х человек, двух диспетчеров, двух врачей и водителя скорой помощи, строителей и пострадавших. Я буду сегодня корреспондентом, постараюсь всё запомнить и написать о вашей работе репортаж, мне нужен в помощь оператор, который будёт вести съёмку.
-Давайте для начала выберем строителей. Кто хочет быть строителем? Вам предстоит возвести дом по чертежу. Выберите прораба, каменщика и плотника и приступайте к строительству.
- Кто хочет быть спасателями? (4 человека) . По сколько мы отметили, что спасатели народ дисциплинированный, вам нужно выбрать командира или бригадира, которому все будут подчиняться. Решите сами, кто это будет, надевайте спецодежду и располагайтесь в штабе.
- Кто выбрал роль врача, медсестры,водителя скорой помощи? Что делает врач скорой помощи? (оказывает первую помощь пострадавшим и отвози их в больницу для дальнейшего обследования). Берите все необходимые атрибуты и занимайте свои места.
4. Корреспондент:
Внимание! Внимание! Я веду репортаж из диспетчерской штаба " Службы спасения". Задаю первый вопрос диспетчеру: "Скажите, как часто вам поступают звонки с просьбой о помощи? Кто чаще к вам обращается взрослые или дети?
- А вот и первый звонок.
Диспетчер:
- Алло! Служба спасения слушает! Что случилось? Назовите адрес.Не волнуйтесь, мы вам поможем.
Диспетчер 2:
Внимание! бригада на вызов готова?
Спасатели: " Готова. Кому нужна помощь?
Диспетчер2: "На берегу Волги попал в полынью ребёнок".
Бригадир: " К выполнению задания приступить. Взять необходимое сооружение: верёвку, спасательный пояс. Едем на вездеходе " Буран".
Корреспондент:
Почему мы едем не на машине, а на вездеходе?
Спасатели:
Потому что нам придётся добираться до пострадавшего по тонкому льду, а на машине это опасно.
Корреспондент:
Мы прибыли на место происшествия. Спасатели приступили к спасательной операции. Вот один из спасателей осторожно проползает по тонкому льду, другой его страхует. Видно,что пострадавший держится из последних сил.
Спасатели:
Держись, мы тебе сейчас поможем. Не бойся, всё будет хорошо.
Корреспондент:
А вот уже спешат на помощь врачи. Каковы ваши действия?
Врач: У него сильное переохлаждение,его надо согреть и осмотреть.Потерпите. Вам сейчас станет лучше. Успокойтесь, всё самое страшное позади.
Корреспондент: Операция по спасению человека, попавшего в полынью, прошла успешно. Потерпевшего отправили в больницу, а мы возвращаемся в штаб " Службы спасения".
2. Диспетчер: Алло! Служба спасения слушает. Что у вас случилось? Назовите адрес. Я высылаю вам бригаду на помощь.
Диспетчер 2: Внимание! Внимание! Бригада на выезд готова?
Спасатели: Готова. Где нужна наша помощь?
Диспетчер: На улице Ленина произошёл обвал дома.
Бригадир: Берём всё необходимое. Поехали.
Корреспондент: Веду репортаж на месте происшествия. Первый вопрос командиру бригады спасателей: "Расскажите, что произошло?"
Бригадир: Мы прибыли на место обвала дома, есть пострадавшие.
Корреспондент: Каковы ваши действия?
Бригадир: В первую очередь надо расчистить завалы.
Корреспондент: Спасатели начинают аккуратно работать, расчищая завалы. Кажется нашелся пострадавший. Ему сразу же оказывают помощь врачи скорой помощи. Я вижу, что врачи накладывают шину на ногу и фиксируют повязкой. Пострадавшего человека отвозят в больницу, а мы с бригадой спасателей возвращаемся в штаб.
Ой! Смотрите, что я вижу - по улице только что пробежал настоящий тигр. Он наверное сбежал из зоопарка. Это же опасно для прохожих. Что вы предпримите?
Бригадир: Срочно останавливаемся и готовимся к операции. Надо позвонить в зоопарк и узнать: не сбегал ли от них хищник?
Корреспондент: Спасатели о чем-то разговаривают, достают какой-то прибор и карту, пытаются определить в каком месте находится зверь.
Каковы ваши действия?
Бригадир: В первую очередь надо объявить городскую тревогу.
Диспетчер: Внимание! Внимание! Просим всех жителей города быть осторожными. По городу гуляет опасный хищник. Не выходите из дома без надобности.

Спасатели: Нам нельзя бояться. В спасатели идут работать только смелые люди. Зверя мы поймаем сеткой, сделаем ему снотворный укол и отправим снова в зоопарк.
Корреспондент: Как же вы узнаете, где он находится?
Спасатели: Нам поможет прибор, который улавливает сигнал по спутнику. У животного на шее есть чип, который и подскажет где он находится.
Корреспондент: Я наблюдаю за тем, как ловко они накидывают сеть на зверя. Он даже не пытается убежать от спасателей. Он, наверное, сам очень напуган. Ему делают укол, кладут бережно на носилки и отвозят в зоопарк.
А мы возвращаемся в штаб с бригадой спасателей
Это был один из рабочих дней спасателей. Я благодарю вас за ваш труд и желаю спокойных дежурств. Репортаж вела Лепилина Л.В., оператор Петров Александр. До новых встреч.

Тихонюк Ольга Михайловна
Конспект сюжетно-ролевой игры «Спасатели»

Сюжетно-ролевая игра «Спасатели »

Цель : Расширять и закреплять умения и знания детей о работе службы спасения в игре .

Задачи : Учить находить самостоятельно выход из трудной сложившейся обстановки, действовать организованно, согласованно, ориентироваться в окружающей действительности. Развивать у детей творческую активность, связную речь, обогащать словарный запас. Продолжать учить детей соблюдать правила этикета в общении и поведении. Воспитывать у мальчиков мужские качества характера : мужество, силу, самоотверженность, смелость, благородство и т. п., у девочек - сострадание, аккуратность, милосердие, желание умело оказать первую медицинскую помощь. Воспитывать у детей уважение к людям данных профессий.

Предварительная работа : Занятия, беседы, дидактические игры , чтение книг, просмотр телепередач о действии службы спасения в экстремальных условиях (пожар, землетрясение, наводнение, взрыв и т. п.) . Рассматривание иллюстраций по темам экстремальных ситуаций и составление по ним рассказов. Показ медицинской сестрой правильного оказания первой медицинской помощи. Создание и решение с детьми проблемных ситуаций : «Как бы ты поступил?» , «Что делать если?.» Знакомство детей с правила-ми поведения и эвакуации при пожаре, о мерах предупреждения пожара (не играть со спичками, газовыми и электроприборами и т. п.) .

Словарная работа : Штаб, экипировка, эвакуация людей, диспетчер, правила безопасности, экстремальная ситуация, милосердие, карабин.

Оборудование : «Штаб» службы спасения (стол, телефон, журнал для записи адресов, плакаты по технике безопасности, о действиях спасателей в чрезвычайных ситуациях); экипировка спасателей (шлемы, каски, комбинезоны, ремни с замками и карабинами, молотки) ; лестницы, противогазы, огнетушители, лопаты, вёдра. Транспорт : машины для доставки спасателей , грузовая машина, скорая помощь. Для медицинской службы : но-силки, аптечка первой медицинской помощи, халаты, шапочки, сумки, палки для наложения «шины» при переломах, бинты, сердечные средства.

Роли : Спасатели , врачи, медсёстры, диспетчер, жильцы дома, пострадавшие.

Сюжет игры

Воспитатель : Ребята, что бы вы сделали если бы у вас в квартире случился пожар? - Правильно, вы вызвали бы пожарных. - А если бы вашему соседу стало вдруг плохо с сердцем? - Молодцы, правильно, нужно скорее вызывать скорую помощь.

Ну, а если бы вы увидели, что рухнула часть соседнего дома и пострадали люди - они остались под завалами этого дома?

Правильно, нужно срочно вызывать спасателей из службы спасения и , конечно же, скорую помощь. Когда вы позвоните в службу спасения , вам ответит диспетчер - он запишет адрес места происшествия с ваших слов и вышлет бригаду спасателей на машине . Что же будут делать спасатели , прибыв на место происшествия?

Да, они начнут быстро и аккуратно разбирать завалы с помощью машин или своими сильными руками. Из-под завалов спасатели вытаскивают пострадавших людей, а врачи и медсёстры скорой помощи сразу приступят к оказанию первой помощи раненым людям. Мы смотрели с вами фильмы о работе спасателей , вспомните, ребята, кто ещё помогает спасателям ?

Правильно, служебные собаки. Они, благодаря своему острому чутью, могут определить место нахождения человека глубоко под завалами. Также спасатели во время поиска людей используют «минуты тишины» - все умолкают на несколько минут, чтобы послушать, не зовет ли кто-нибудь на помощь из-под завалов.

Ребята, а каким же должен быть спасатель ? - Верно, он должен быть очень сильным человеком, мужественным, смелым и дисциплинированным.

А женщина может быть спасателем ? Почему? - Я думаю, что женщине такая работа всё-таки не под силу, она может помогать спасателям в качестве врача или медсестры, здесь-то и понадобятся женские доброта, милосердие, терпение и тёплые слова. Мы не раз играли с вами в игру «Больница» и знаем, как правильно нужно сделать укол больному или наложить на перелом «шину» , перевязать руку, ногу, голову раненому. Сегодня всё это нам пригодится, потому что мы будем играть в серьёзную, почти настоящую игру «Спасатели » . Представим себе, что произошёл обвал дома, пострадали люди. Кто-то из очевидцев вызвал спасателей из службы спасения и скорую помощь . Началось спасение людей .

Нам нужно выбрать на роли спасателей 3-4 человека , столько же врачей и медсестёр, диспетчера, ещё будут жильцы дома и пострадавшие. Подумайте и скажите, кто из наших мальчиков мог бы стать спасателем и почему ?

Дети выбирают спасателей , врачей, медсестёр, диспетчера (в случае разногласия выбор происходит путём голосования) . Оставшиеся дети распределяют роли пострадавших и жильцов дома.

Ход игры

Жильцы дома, где случился обвал стены, звонят по телефону в службу спасения :

Алло, у нас несчастье - рухнула стена нашего дома!

Диспетчер : Успокойтесь, пожалуйста, назовите ваш адрес. Жильцы : Улица Лермонтова, 18. Скорее, помогите!

Диспетчер : Ждите, бригада спасателей и «скорая помощь» уже выезжают к вам.

Диспетчер (спасателям ) : Внимание! Поступило экстренное сообщение - обвал дома на улице Лермонтова, 18. Дежурная бригада спасателей - на выезд !

Спасатели быстро одеваются в обмундирование, берут необходимые атрибуты, грузятся на машины и выезжают на место происшествия. Машина едет с сиреной, чтобы другой транспорт освобождал дорогу. Прибыв на место, спасатели видят такую картину : произошёл обвал стены двухэтажного дома (дом построен из крупного конструктора , модулей, жильцы лежат под завалами, стонут. Спасатели начинают аккуратно освобождать людей, разбирая завалы, советуются друг другом, помогают. Где не могут найти пострадавших, прибегают к помощи служебных собак (игрушка) . Спасённых раненых людей спасатели укладывают на носилки, их уносят врачи и медсёстры на безопасную территорию и там начинают оказывать первую помощь.

Врач (пострадавшей девочке) : У тебя перелом ноги, потерпи немножко, всё будет хорошо.

Медсестра делает девочке обезболивающий укол, а врач накладывает «шину» на сломанную ногу. Медсестра гладит девочку по голове, говорит больной ласковые слова.

Затем девочку увозят на «скорой помощи» . А спасатели продолжают свою работу : осталось освободить ещё двух человек, но их не могут найти. Наступают «минуты тишины» . Все слышат стоны слева. Немедленно спасатели бросаются в сторону этих звуков и через некоторое время последние пострадавшие спасены !

Медсёстры и врачи подбегают к освобождённым людям, врач обследует раненых : у одного разбита голова, у другого - перелом плеча и поранены ноги. Медсёстры делают уколы, накладывают повязки на раны больным, разговаривают с ними, шутят, поддерживают у людей спокойствие, не дают распространиться панике и страху, дают успокоительные лекарства.

Затем всех пострадавших увозят в больницу на скорой помощи.

Жильцы дома благодарят спасателей : Спасибо вам большое , как хорошо, что есть такие люди, как вы!

Спасатели эвакуируют здоровых людей из рухнувшего дома в ближайшие здания детского сада, школы или гостиницы.

Подведение итогов : Воспитатель вместе с детьми анализирует ход игры , обсуждает действия спасателей и медицинской службы : что получилось хорошо, а когда и почему нужно было бы поступить по-другому. Воспитатель помогает детям оценить свои действия, сделать выводы, находить правильное решение. По окончании воспитатель хвалит детей, благодарит их, предлагает спеть песню о дружбе.