Норма обязательных резервов банка. Резервная норма Обязательные резервные требования устанавливаются

  • Дата: 04.08.2023

Это мощный инструмент денежно-кредитного регулирования. Его суть заключается в том, что центральный банк изымает часть привлеченных средств коммерческих банков в специальный резерв денежной массы.

В законодательстве большинства стран изъятие привлеченных средств осуществляется по определенному нормативу, называемому нормой обязательного резервирования. В Российской Федерации норма резервирования (норма отчислений в фонд обязательного резервирования ЦБ РФ – норма ФОР) по Федеральному закону "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" не может превышать 20% привлеченных банком средств.

Отчислению в фонд обязательного резервирования (ФОР) подвергаются следующие обязательства банка: остатки на расчетных счетах клиентов, депозиты физических лиц до востребования, срочные депозиты физических и юридических лиц, депозитные и сберегательные сертификаты, выпущенные банком векселя и облигационные займы. Не подлежат "форообложению" привлеченные межбанковские кредиты.

Воздействие этого инструмента довольно многогранно и специфично. Во-первых, повышая или снижая норму резерва, центральный банк непосредственно воздействует на ликвидность банков и объем кредитных ресурсов, остающихся в их распоряжении. Так, если коммерческий банк привлек депозитов на сумму 100 млн руб., то при норме ФОР 20% в его распоряжении будет ресурсов для формирования доходных активов (в том числе для кредитования) всего 80 млн руб., а при норме резервирования 2% – 98 млн руб. Таким образом, изменяя норму резервирования, центральный банк напрямую воздействует в определенных пределах на объем кредитных ресурсов в целом по банковской системе и соответственно на объем кредитования экономики.

Во-вторых, изменение нормы резервирования воздействует на процентные ставки по кредитам. Повышение нормы ведет к повышению ставок по кредитам, а се понижение – к снижению. Это нетрудно проиллюстрировать на следующем примере. Предположим, что коммерческий банк привлек депозит в сумме 100 млн руб. по ставке 30% годовых сроком на один год. Через год сумма возврата депозита составит 130 млн руб. Норма ФОР – 20%. Объем располагаемых кредитных ресурсов – 80 млн руб. Это означает, что банк должен разместить в кредиты эти 80 млн руб. под такой процент, чтобы через год получить минимум 110 млн руб. (110 млн руб. + 20 млн руб. из ФОРа = 130 млн руб.). В этом случае процент размещения в кредиты составит 37,5% годовых. Если же норма обязательного резервирования составит 2%, то объем располагаемых кредитных ресурсов будет равен 98 млн руб., которые надо разместить так, чтобы получить возврат минимум 128 млн руб. (128 млн руб. + 2 млн руб. из ФОРа = 130 млн руб.). В этом случае процентная ставка по кредиту будет ниже – 30,6% годовых. Таким образом, повышение нормы резервирования ведет к повышению ставок по размещению кредитных ресурсов и увеличению разрыва (маржи) между ставками по депозитам и ставками по выдаваемым кредитам.

В-третьих, изменение нормы резервирования нс меняет объем резервов в целом по банковской системе, но изменяет денежный мультипликатор. Снижение нормы резервирования ускоряет банковский мультипликатор и соответственно ускоряет возрастание денежной массы. Повышение нормы ведет к замедлению мультипликатора и замедлению роста денежной массы.

Рассматриваемый инструмент иногда используется для стимулирования формирования более долгосрочных ресурсов у коммерческих банков путем установления дифференцированных норм резервирования средств, привлекаемых на разные сроки. Можно установить низкие нормы резервирования по долгосрочным депозитам и высокие нормы по депозитам до востребования и краткосрочным депозитам. Это также стимулирует использование средств до востребования (на расчетных счетах) для проведения текущих платежей клиентов, а не для формирования доходных долгосрочных активов, что улучшает ликвидность банков. К такой практике прибегал Банк России во второй половине 1990-х гг.

Поскольку остатки на расчетных счетах клиентов и депозитных счетах подвержены постоянным колебаниям, то расчет по резервированию сумм между коммерческими банками и центральным банком осуществляется следующим образом. Период, за который определяется объем резервирования в соответствии с его нормой и совокупной суммой остатков по "форооблагаемым" депозитным счетам, называется расчетным периодом. Этот период в настоящее время в Российской Федерации равен одному месяцу, в ряде стран (например, в США) он составляет две недели. Банками подсчитывается среднедневной объем привлеченных средств за расчетный период, например за месяц на 1-е число следующего месяца. Если привлеченные средства у банка за этот период возросли на 50 млн руб., а норма резервирования составляет 10%, то банк со своего корреспондентского счета перечисляет на счет ФОР 5 млн руб., если привлеченные средства у банка уменьшились на 10 млн руб., то центральный банк снимает со счета ФОР 1 млн руб. и зачисляет эту сумму на корреспондентский счет коммерческого банка.

Если центральный банк поддерживает резервные требования на постоянном уровне в течение длительного периода времени, это стабилизирует банковский мультипликатор, и центральный банк может с большей точностью использовать инструментарий открытого рынка. В этом случае норма резервирования выступает как стабилизирующий фон в текущем процессе денежно-кредитного регулирования. Вместе с тем изменение нормы резервирования позволяет моментально, в разовом порядке снизить ("связать") или увеличить денежную массу в обращении.

Норма обязательных резервов банка

Чтобы работать без претензий со стороны ЦБ, каждый банк обязан соблюдать установленные правила и нормы. Одной из таких норм является норма обязательных резервов (НОР). Ее введение стало основным инструментом денежно-кредитной политики и гарантом исполнения обязательств банка перед своими клиентами, даже, если финансовое положение банка пошатнулось.

Резерв позволяет ЦБ страховать депозиты вкладчиков. Также НОР влияет на объемы выдаваемых кредитов, общую инфляцию нацвалюты и выпуск долговых безналичных денег. Даже самое малое увеличение нормы резерва может привести к большому падению активности банка. Нормы резервов ЦБ старается держать на одном уровне, иначе изменения болезненно сказываются на кредитном учреждении. При повышении нормы банк вынужден искать дополнительные деньги, чтобы обеспечить себе финансовую устойчивость. Деньги берутся из двух источников: кредиты ЦБ и продажа собственных акций. Оба способа снижают ликвидность. Если норматив понижается, то у банка освобождаются свободные средства, которые идут на погашение текущей задолженности и повышение ликвидности.

Что такое норма обязательных резервов банка?

НОР – это установленная законом норма обязательств кредитной организации по привлекаемым вкладам, которая должна быть передана на хранение в ЦБ. Она может храниться в виде депозита или в наличном виде. Также она является гарантийным фондом, за счет которого обязательства перед клиентами будут исполнены в полном объеме.

ЦБ используется НОР для регулирования деятельности всех банков. На текущий момент величина НОР составляет 4,25%. При проведении кредитно-денежной политики, ЦБ используется основной инструмент – изменение НОР. С его помощью регулируются объемы беспроцентных депозитов, находящихся на особых счетах национального банка.

НОР устанавливается в виде процента от суммы вкладов банка. В зависимости от типа вклада, может изменяться его величина прямо пропорционально ликвидности. Чем крупнее банк, тем больше будет для него норма.

Решение повышать НОР может приниматься ЦБ с целью уменьшения предложения денег и сдерживания инфляционных процессов. Уменьшение НОР вводится для активизации экономического роста и усиления кредитной активности. Часть суммы, которую банк передавал в ЦБ, после снижения НОР, банк может направлять на кредитование, что принесет дополнительный доход.

Стоит отметить, что ЦБ редко применяет инструмент изменения НОР, поскольку это является мощным воздействие на российскую банковскую систему, которая итак находится в шатком положении. Необдуманные решения по изменению НОР в ту или иную сторону может дать «эффект апокалипсиса».

Влияние нормы обязательных резервов на кредитную политику.

Многие представляют работу банков так: банк получает вклад под один процент и выдает его в кредит под повышенный. Разница в процентах – это и есть доход банка. На самом деле это не совсем так.

Часть денег с депозита банк передает на хранение в ЦБ. Так, есл НОР составляет 5%, то с 1 млн.р. 50 тыс.р. уходят на резерв. Оставшиеся средства банк уже может выдавать под проценты в виде кредитов Это и объясняет отличие между кредитными и депозитными ставками. По факту все средства банка находятся в постоянном обороте.

Если случится ситуация, что большинство вкладчиков придет за своими деньгами, то в банк может попасть в сложную ситуацию. Свободных средств в банке в большом объеме нет. По условиям, вкладчики могут требовать свои деньги в любой момент. Услышав, что банк отказывается выдавать деньги, это вызовет волну негодований и подозрений касательно благонадежности банка. Остальные вкладчики побегут снимать деньги со всех счетов, что подшатнет устойчивость банков. Это приведет к дестабилизации банковской системы, т.к. она работает «будущие» деньги.

Чтобы такого избежать или хотя бы минимизировать, была введена норма обязательных резервов – та часть денег, которая передается на хранение в ЦБ. При наличии критической ситуации (нашествии вкладчиков), ЦБ быстро вливает резерв в банк. Как только все желающие получили свои средства и ситуация успокоилась, банк продолжает жить по своему сценарию: принимает средства на депозит, отчисляет на резерв ЦБ, выдает кредиты, получает обратно сумму с процентами.

Таким образом, все полученные средства банк не может выдавать в виде кредитов. Чтобы компенсировать резерв и получить доход, ставка по кредиту значительно превосходит ставку по депозиту.

Как рассчитывается НОР?

Резервы образуют неприкосновенный запас денег, которые банк не имеет права использовать в своих целях.

НОР = обязательные резервы банка/обязательства по бессрочным вкладам

Если норма обязательных резервов составляет 5%, а банк принял вкладов на 10 млн.р., то на резерв он обязан отправить 500 т.р.

Пример расчета НОР можно посмотреть на рисунке:

Путем изменения НОР ЦБ влияет на кредитоспособность банка. Уменьшив норматив, ЦБ позволяет банку больше денег отдавать в кредиты и получать больше прибыли.

Снижение НОР еще называют «политикой дешевых денег». Она нужна для увеличения объема кредитных денег, стимулирования расходов населения, сокращения безработицы.

Увеличение НОР является частью «политики дорогих денег». Она сокращает возможности банка по выдаче кредитов. Это, в свою очередь, ограничивает объемы денег в обороте и снижает инфляцию.

Обязательства по формированию резервов образуются у банка с момента получения лицензии. Резервы хранятся в ЦБ на беспроцентных счетах. В случае ликвидации банка, резервы передаются специальной комиссии, которая занимается ликвидацией кредитной организации. От резервирования освобождаются деньги, привлеченные от ЮЛ на срок от 3 лет, облигации со сроком погашения от 3 лет, обязательства в неденежной форме (ценные бумаги, металлы), обязательства перед кредитными организациями.

При невнесении резервов в установленный срок, ЦБ имеет право списывать недовзнос с корсчета банка. Кроме этого, согласно ст.38 ФЗ №86 от 10.07.2002 г. ЦБ применяет штраф за нарушение размере не более удвоенной ставки рефинасирования от суммы взноса.

Как размер НОР будет опасным для банка?

Увеличение НОР может негативно сказаться на положении банка. Повышение означает, что банк должен в короткие сроки увеличить долю резервов на своем счету в ЦБ. Изъять деньги из оборота невозможно. Сроки возврата выданных кредитов растягиваются на несколько лет. Норматив не может быть изменен единовременно более, чем на 5 п.п. Учитывая огромные вкладные портфели, даже такое изменение может составлять солидную величину в денежном эквиваленте. Достать в моменте сотни миллионов рублей не под силу даже самому стабильному банку.

Изменяя НОР, ЦБ держит ликвидность банка на минимально возможном уровне. Однако, это может сказаться на общем положение банка. Учитывая его сложную структуру, быстро перестроится на новые условия практически невозможно. Ликвидность начинает быстро падать, что приводит к нарушению остальных показателей. В сложной экономической ситуации это может привести к краху. Повышение НОР на максимум 5% может привести к банкротству банка в виду невозможности исполнения требований ЦБ.

В основе действия этого инструмента денежно-кредитной по­литики лежит механизм влияния банковской системы на де­нежное предложение через банковский (денежный) мультипли­катор, а именно:

а) если Центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков и к мультипликативному уменьшению денежного пред­ложения;

б) при уменьшении нормы обязательных резервов происхо­дит мультипликативное расширение предложения денег.

Этот инструмент монетарной политики является, по мне­нию специалистов, занимающихся данной проблемой, наибо­лее мощным, но достаточно грубым, поскольку затрагивает основы всей банковской системы. Даже незначительное из­менение нормы обязательных резервов способно вызвать зна­чительные изменения в объеме банковских депозитов и кре­дита.

В наглядном виде КДП ЦБ можно представить следующим образом:

Влияние снижения нормы минимального резервирования

вкладов на величину предложения денег

Повышение нормы минимального резервирования вкладов

Увеличение обязательных резервов коммерческих банков

Сокращение объема ссуд, выдаваемых коммерческими банками

Мультипликативное сжатие вкладов коммерческих банков

Сокращение величины предложения денег

Влияние увеличения нормы минимального резервирова­ния

вкладов на величину предложения денег

Сокращение ставки рефинансирования

Увеличение объема займов у центрального банка

Увеличение избыточных резервов коммерчески банков

Увеличение объема ссуд, выдаваемых коммерческими банками

Мультипликативное расширение вкладов банковской системы

Рост величины предложения денег

Влияние сниженияставки рефинансирования

на величи­ну предложения денег

Увеличение ставки рефинансирования

Сокращение объема займов у центрального банка

Сокращение избыточных резервов коммерчески банков

Уменьшение объема ссуд, выдаваемых коммерческими банками

Мультипликативное сокращение вкладов банковской системы

Снижение величины предложения денег

Норма обязательных резервов - установленная законом строго определённая доля обязательств коммерческого банка по привлечённым им депозитам, которую банк должен держать в резерве в центральном банке . Норма обязательных резервов устанавливает величину гарантийного фонда коммерческого банка, обеспечивающего надежное выполнение его обязательств перед клиентами. Используется центральным банком как инструмент регулирования деятельности коммерческих банков.

Цель политики обязательных резервов состоит в усилении зависимости коммерческих банков от рефинансирования со стороны Центрального банка и ужесточении тем самым контроля за их ликвидностью.

Нормативы обязательных резервов (политика минимальных резервов)

Размер обязательных резервов (в %) к обязательствам банка, а также порядок депонирования обязательных резервов в Банке России устанавливаются советом директоров. Законом также установлено, что нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств банка и могут быть разными для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на 5%.

В настоящее время обязательные резервы – это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные организации. Согласно сложившимся в мире правилам обязательные резервы хранятся в ЦБ в форме бессрочных вкладов. Верхней границы их не существует (В РФ – до 20%). Данные средства не лежат замороженными. Ими могут пользоваться разные банки на протяжении длительного времени, но при этом в распоряжении ЦБ должна оставаться определенная сумма так называемого минимального резерва, необходимая для работы делового банка в течение определенного периода (как правило, одного месяца). Если банк не выполняет это требование, он выплачивает штрафные проценты.

Норма обязательного резерва рассчитывается как отношение его суммы к срочным обязательствам делового банка. Политика резервирования является довольно грубым методом и если при этом не используются другие инструменты, создается определенная жесткость в экономическом регулировании. Считается, что операции на открытом рынке и учетная политика – методы тонкого регулирования. В целях смягчения действия резервной политики ЦБ старается дополнять эти меры и относительно редко осуществлять изменения нормы резервов.

Минимальные резервы выполняют две основные функции . Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Изменяя норму обязательных резервов, ЦБ поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации. Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, который используется ЦБ для регулирования объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств ЦБ регулирует масштабы активных операций коммерческих банков, т.е. объем выдаваемых кредитов, которые означают кредитную эмиссию.

Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в ЦБ превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, ЦБ проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в Центральном банке. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций.

Обязательные резервы коммерческих банков – средства кредитных организаций, которые они должны хранить в качестве обязательного резерва на корреспондентском счете в центральных банках. Система обязательного резервирования вводится для обеспечения обязательств банков по размещенным депозитам, а также для регулирования объема денежной массы, находящейся в обращении.

Во-вторых, банковская система в целом (но не один банк) создает безналичные деньги с помощью так называемого банковского мультипликатора . При обязательном резервировании регулирующие органы получают возможность контролировать этот процесс и объем денежной массы, находящийся в обращении. Таким образом, обязательное резервирование используется как инструмент денежно-кредитной политики .

В России норматив обязательного резервирования для финансовых организаций, согласно Федеральному закону № 86-ФЗ от 10 июля 2002 года «О Центральном банке РФ (Банке России)» , определяет ЦБ.

Обязанность по депонированию средств возникает для всех кредитных учреждений со дня получения лицензии. Взносы делаются в безналичных рублях, проценты на обязательные резервы не выплачиваются, на эти суммы не могут быть обращены взыскания. В случае ликвидации банка зарезервированные средства передаются ликвидационной комиссии.

При этом от резервирования освобождены следующие виды обязательств банков перед клиентами:

Денежные средства, привлеченные от юридических лиц на срок не менее 3 лет;

Обязательства перед другими кредитными организациями.

Размер обязательных резервов определяется Советом директоров Центрального банка и публикуется в «Вестнике Банка России». При этом ЦБ для определенной категории кредитных организаций предоставляет право на использование механизма усреднения обязательных резервов. То есть для крупных банков в расчет берется средний показатель суммы денежных средств, на которые должен депонироваться резерв, за предыдущий месяц.

Кроме того, Совет директоров определяет два коэффициента, каждый из которых может принимать значение от 0 до 1.

Корректировочный коэффициент, уменьшающий размер резерва по долговым ценным бумагам, выпущенным кредитной организацией.

Коэффициент усреднения, определяющий долю резерва, которой банк распоряжаться не может. При этом общий размер резерва должен соблюдаться в среднем за месяц.

На лето 2011 года действуют следующие нормативы резервирования: по обязательствам перед иностранными юридическими лицами – 5,5%, перед российскими физлицами и по другим обязательствам – 4%.

Коэффициент усреднения для банков равен 0,6, а для небанковских кредитных организаций – 1. Корректировочный коэффициент – 0,2. При этом общий объем банковских резервов в ЦБ составил 341,6 млрд рублей.