Успешная закупка windows с обоснованием. Как образовательному учреждению обосновать закупку иностранного ПО? Способ определения поставщика

  • Дата: 20.02.2021

Разберём случай, при котором заказчику необходимо закупить программное обеспечение, не включенное в специальный перечень из постановления № 1236.

С начала 2016 года, в России введены ограничения на закупку программного обеспечения иностранного производства. Об этом сказано в постановлении Правительства РФ от 16 ноября 2015 года, № 1236 о запрете иностранного программного обеспечения.

Государственные и муниципальные заказчики должны ограничить закупки софта для собственных нужд перечнем российским программным обеспечением, включенным в специальный реестр. За формирование и поддержание актуальности этого реестра отвечает экспертный совет.

Итак, указанное выше постановление Правительства допускает закупку иностранного софта в случае обоснования заказчиком необходимости его закупки. Обоснование закупки – это документ, размещаемый заказчиком в конкурсной документации на официальном сайте ЕИС (Единой информационной Системы).

Стоит важно понимать, что обоснование это не пустая формальность, а главный документ, разрешающий закупить товар, отсутствующий в реестре. Рассмотрим пошагово действия заказчика.

  1. Работа с реестром. Прежде чем принять решение о закупке программного обеспечения, заказчик должен будет провести работу с реестром российского софта. В том числе:
    • Внимательно изучить реестр, и определить, к какому классу относится необходимое программное обеспечение;
    • Найти на официальном сайте реестра сведения об имеющимся в нём программном обеспечении данного класса;
    • В случае, если программные продукты соответствующего класса находятся в реестре, заказчик должен определить соответствие продукта требуемым характеристикам (разумеется, для этого нужно предварительно определить эти характеристики: функциональные, технические и т.д.,)
      Однако, тут присутствуют свои подводные камни. Так, в реестре указано не сама информация о характеристиках программного обеспечения, а только веб-адрес страницы производителя. Встречаются случаи, когда по указанному адресу нет искомых характеристик.
      К сожалению, законодательство не регулирует другой способ получения информации в данном случае: единственным логичным выходом для заказчика является самостоятельное составление запроса производителю софта о получении информации о характеристиках.
  2. Составление обоснования:
    Итак, заказчик не смог найти сведения о необходимом программном обеспечении требуемого класса в реестре (или же характеристики программного обеспечения не соответствуют требуемым).
    В таком случае, заказчик должен подготовить, необходимости нарушения запрета на использование иностранного софта.

Обратите внимание

Обоснование должно быть утверждено в день размещения уведомления об осуществлении закупки. То есть будет недостаточно разместить обоснование в тот же момент, что и остальные документы закупки. Чтобы соблюсти данное положение, заказчик должен проверить не только сам реестр, но и заявки поданные на включение в него.

Удобнее всего будет подготовить обоснование одновременно с подготовкой остального пакета документации, а в момент публикации его в ЕИС окончательно утвердить.

Итак, в обоснование должно быть отмечено:

  1. Обстоятельство, в соответствии с которым невозможно соблюдение запрета ;
  2. Класс ПО, которому должно соответствовать требуемый софт;
  3. Требования к характеристикам закупаемого программного обеспечения, которым не соответствует софт, входящий в реестр российского программного обеспечения.

Важно

Третий пункт в указанном выше списке является наиболее важным для обоснования. Необходимые заказчику характеристики должны быть составлены максимально точно и корректно. В противном случае, разработчик программного обеспечения, включенного в реестр, может подать жалобу в Федеральную антимонопольную службу, сославшись на некорректное обоснование нарушения запрета.

Читайте самые актуальные комментарии по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру»

Обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения - это документ, который необходим для закупок софта, в случае, если российские компании его не выпускают. Из статьи вы узнаете как правильно обосновать приобретение иностранные программ.

Как действует запрет на допуск ПО

Прежде разобрать обоснование невозможности соблюдения , разберемся, что представляет собой сам механизм и об установлении запрета на приобретение иностранных товаров. Для иностранного такие правила распространяются на любые закупки, в результате которых заказчик получит программное обеспечение или право на него.

С 01.01.2018 запрет не распространяется на ПО из государств — членов ЕАЭС. При этом в дополнение к существующему специальному реестру Минсвязи появится дополнительный перечень с программами членов ЕАЭС. Как итог, для ведения реестров российского и евразийского ПО будет создана специальная федеральная государственная информационная система.

В реестр отечественных программ включается софт, правообладателями которого является РФ, субъект РФ, муниципальное образование, российские коммерческие и некоммерческие организации без преобладающего иностранного участия, а также граждане РФ. Среди требований к российскому ПО в п. 5 Правил формирования перечня установлены следующие:

  • легитимность ввода в гражданский оборот в РФ, свободная реализация и отсутствие ограничений (в т. ч. со стороны иностранных государств);
  • лимиты выплат по лицензионным и иным договорам в пользу иностранных компаний должны составлять менее 30 процентов выручки за истекший год;
  • сведения о ПО не составляют гостайну;
  • соответствие требованиям безопасности, которое подтверждено сертификатами (только для ПО, целью которого является защита конфиденциальной информации);
  • исключительное право на территории всего мира и на весь срок действия должно принадлежать вышеуказанным правообладателям;
  • программное обеспечение не имеет принудительного обновления и управления из-за рубежа.

Аналогичные требования предусмотрены и для включения и в евразийский реестр. Однако, для евразийских программ установлена специальная норма об обновлении и управлении. Установлено, что такие обновления и управление не должно происходить из стран, которые не входят в ЕАЭС.

Напомним, в настоящее время в Союз входят 5 стран: Российская Федерация, Армения, Беларусь, Казахстан и Киргизия.

Поэтому стоит помнить, что при публикации извещения, документации на приобретение программных продуктов заказчик обязан установить положение о действии . Следовательно, если хотя бы в одном из реестров будет подходящая продукция, заказчику придется установить указанный запрет. В этом случае к закупке допустят только участников, которые предлагают товары из реестров.

Когда можно закупить иностранное ПО

В некоторых случаях заказчик имеет право закупать иностранные программы, однако ему необходимо составить документальный отчет, содержащий обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск. Исключения предусмотрены в Постановлении Правительства № 1236:

  1. В реестрах отсутствуют сведения о ПО, относящиеся к тому же классу, что закупает заказчик.
  2. Присутствующее в перечнях Минсвязи ПО не обладает необходимыми характеристиками.

Как обосновать невозможность соблюдения запрета

Обоснование невозможности должно содержать следующие положения:

  1. Указание на обстоятельство, согласно которому невозможно закупить российское и евразийское ПО. Необходимо внимательно изучать реестры на наличие необходимых программ, так как в случае невнимательного рассмотрения закупка может быть признана проведенной с нарушением законодательства (Решение ФАС России от 04.10.2016 по делу № П-184/16 — заказчик указал, что сведения о необходимом ПО отсутствуют в базе данных, а именно программное обеспечение класса «офисные приложения». Однако в ней имеются сведения о 18 программных продуктах данного класса).
  2. Класс закупаемого ПО согласно классификатору. Классы ПО, их описание, кодовое обозначение утверждены Приказом Минкомсвязи России от 31.12.2015 № 621.
  3. Функциональные, технические и эксплуатационные характеристики закупаемого ПО. В случае если в реестре имеется ПО, соответствующее закупаемому классу, но не обладающее необходимыми характеристиками, то в обосновании необходимо указать параметры, по которым оно не соответствует требованиям. Отсутствие в обосновании конкретных характеристик, которые не удовлетворяют требованиям заказчика, является нарушением положений 44-ФЗ и Постановления № 1236 (Решение ФАС России от 05.10.2016 по делу № П-200/16).

Ввиду того, что данные подлежат изменению и дополнению новыми программами, подготовка и утверждение документа о невозможности соблюдать запрет должны осуществляться в день публикации извещения в ЕИС.

Возможна ли закупка операционной системы Microsoft Windows, программ Microsoft Office не нарушая постановления правительства РФ от 16.11.2015 N 1236

Ответ

Как защищаться при конфликте интересов: 4 судебных спора, в которых суд встал на сторону заказчика

В контрактной системе между заказчиком и участником закупки не должно быть конфликта интересов. Один из принципов закупок - это честная конкуренция. Заказчик не имеет права для кого-то из участников закупки создавать более выгодные условия. Мы разобрали самые резонансные дела, чтобы показать, какие аргументы заказчику лучше использовать в суде.

В соответствии с постановлением Правительства РФ № 1236 установлен запрет на допуск ПО иностранного происхождения . Запрет на допуск при закупках устанавливается на программы для ЭВМ иностранного происхождения; базы данных иностранного происхождения; исключительные права на ПО иностранного происхождения; права использования ПО иностранного происхождения.

Запрет на допуск устанавливается независимо от вида договора, на основании которого реализуются ПО и базы данных; формы реализации ПО и баз данных - на материальном носителе, в электронном виде по каналам связи.

Но есть исключения:

Заказчик не устанавливает запрет на допуск ПО иностранного происхождения в случаях:

-

.

В таких случаях заказчик подготавливает, утверждает и размещает в день размещения извещения об осуществлении такой закупки в ЕИС, обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств.

Т.е., например, если компьютеры «докупаются» к уже имеющимся, и должны быть совместимыми с ними, с ПО, на них установленным, (есть характеристики, по которым ПО, сведения о котором включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям), то заказчик не устанавливает запрет на допуск ПО иностранного происхождения. Но обязательно размещает в ЕИС обоснование невозможности соблюдения данного запрета.

С 1 января 2016 года действует запрет на допуск программного обеспечения (далее - ПО) и прав на него, происходящего из иностранных государств. *

Запрет на допуск ПО иностранного происхождения установлен (далее - Постановление № 1236).

На какие программные продукты распространяется запрет

Запрет на допуск при закупках устанавливается на:

  • программы для ЭВМ иностранного происхождения;
  • базы данных иностранного происхождения;
  • исключительные права на ПО иностранного происхождения;
  • права использования ПО иностранного происхождения.

Запрет на допуск устанавливается независимо от:

  • вида договора, на основании которого реализуются ПО и базы данных;
  • формы реализации ПО и баз данных - на материальном носителе, в электронном виде по каналам связи.

Ситуация: нужно ли устанавливать запрет на допуск при закупке исключительных и неисключительных прав на ПО

В каких случаях запрет на допуск не устанавливается

При планировании и подготовке извещения, документации заказчик определяет, имеется ли в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр) ПО российского происхождения, соответствующее тому же классу ПО, что и планируемое к закупке.

Если в реестре отсутствуют сведения о ПО, соответствующем тому же классу 1 , что и ПО, планируемое к закупке, то заказчик не устанавливает запрет на допуск ПО иностранного происхождения. Также не устанавливается запрет, если сведения о ПО такого класса включены в реестр, но по своим функциональным, техническим или эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке ПО. *

Кроме того, такой запрет не устанавливается, если закупается ПО или права на него:

  • дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями России, торговыми представительствами РФ при международных организациях для обеспечения своей деятельности на территории иностранного государства;
  • сведения о котором или о закупке которого составляют государственную тайну.

Во всех остальных случаях заказчик обязан установить запрет на допуск ПО иностранного происхождения.

В случае, когда заказчик не устанавливает запрет, он готовит .

Обоснование невозможности соблюдения запрета утверждается заказчиком по состоянию на день размещения извещения об осуществлении закупки. Такое обоснование размещается в ЕИС одновременно с размещением извещения. *

Порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск ПО иностранного происхождения утвержден .

Ситуация: необходимо ли размещать в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск ПО, происходящего из иностранных государств, по контрактам, заключенным в соответствии с п. 4 ч. 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ

Информация по контрактам, заключенным в соответствии с не размещается в ЕИС.

Если данный случай относится к исключениям из , то заказчику необходимо подготовить обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск ПО, происходящего из иностранных государств и хранить такое обоснование вместе с контрактом и иными документами о такой закупке.

Нужно ли устанавливать запрет при закупке ПО российского происхождения

При закупке ПО российского происхождения, заказчик также устанавливает запрет на допуск ПО, происходящего из иностранных государств, за исключением , когда запрет на допуск не устанавливается.

В таких случаях заказчик подготавливает обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств в соответствии с .

Ситуация: должно ли ПО российского происхождения обязательно содержаться в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных

Нет, не должно. Требования, о том, что ПО российского происхождения должно обязательно содержаться в едином реестре не установлено.

1 Класс программного обеспечения - группа, которая объединяет программное обеспечение, имеющее аналогичные функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики, и которая определяется в соответствии с классификатором программ для электронных вычислительных машин и баз данных и правилами его применения, утверждаемыми Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации ( формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, утвержденных Постановлением № 1236).

Таким образом, в соответствии с установлен запрет на допуск ПО иностранного происхождения. Запрет на допуск при закупках устанавливается на программы для ЭВМ иностранного происхождения; базы данных иностранного происхождения; исключительные права на ПО иностранного происхождения; права использования ПО иностранного происхождения. *

Запрет на допуск устанавливается независимо от вида договора, на основании которого реализуются ПО и базы данных; формы реализации ПО и баз данных - на материальном носителе, в электронном виде по каналам связи. *

Но есть исключения:

Заказчик не устанавливает запрет на допуск ПО иностранного происхождения в случаях:

-когда в едином реестре отсутствуют сведения о ПО, соответствующем тому же классу ПО, что и программное обеспечение, планируемое к закупке; *

-когда ПО, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу ПО, что и ПО, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке ПО . *

1 января 2016 года вступило в силу Постановление Правительства РФ № 1236, которое устанавливает запрет на госзакупки иностранного программного обеспечения для государственных и муниципальных нужд.

Как поступить компаниям, которые уже используют иностранное ПО, если по статистике на 95% компьютеров в Российских учреждениях стоит Microsoft Windows, при этом 90% сотрудников используют MS Office?

Давайте разберемся, что же все-таки запрещает это постановление, и в каких случаях российским госучреждениям можно закупать программы иностранного происхождения.

Обратите внимание, что данное постановление запрещает необоснованную закупку иностранного программного обеспечения. Вместе с требованием закупать отечественные программы, была введена необходимость мотивированного обоснования закупок зарубежного, а не отечественного ПО. Ситуация осложняется только тем, что государственным учреждениям толком не объяснили, каким образом на законных основаниях провести закупки нужных программ.

В каких случаях можно закупать иностранное ПО?

Согласно тому же Постановлению, существует две возможности, которые можно использовать для обоснования закупки:

  • в реестре отечественного ПО отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
  • программное обеспечение по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

То есть запрет не действует, если в реестре отечественного ПО нет аналогов нужного вам программного обеспечения или имеющиеся в реестре отечественные программы того же класса не соответствуют требованиям, предусмотренным в документации. Эти возможности нужно использовать в обосновании, главная задача - правильно его сформировать.

4 пункта, которые нужно обязательно включить в обоснование закупки:

1. описание одного из указанных выше обстоятельств;

2. указание класса программного обеспечения, которому соответствует ПО, являющееся объектом вашей закупки;

3. требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки;

Который дает российским разработчикам преимущество перед иностранными при участии в госзакупках. Если у иностранного софта есть российский аналог, который занесен в специальный реестр, заказчик обязан купить именно его.

Закон определяет такие критерии для российского ПО:

  • исключительное право на него должно принадлежать РФ или субъекту РФ, муниципальному образованию, российской коммерческой или некоммерческой организации, в которой больше 50% принадлежит России, российским организациям или гражданам;
  • организацию-правообладателя не должно контролировать иностранное лицо;
  • выплаты в пользу иностранных организаций не должны превышать 30% всех платежей за ПО;
  • ПО должно находиться в свободной продаже, сведения о нем не должны быть гостайной.

Из ограничения можно делать исключения. Это значит, заказчики могут обосновать невозможность купить российский аналог, если в нем нет нужных функций. Аргументы должны быть прописаны в закупочной документации.

Действует постановление № 1236 от 16.11.2015

Документ содержит:

  • правила формирования и ведения единого реестра российских программ;
  • порядок обоснования того, что невозможно закупить продукт российского производства.

Заработал реестр отечественного ПО

До недавнего времени госзаказчики могли работать по принципу «нет реестра — нет ограничений», но с 20 февраля 2016 реестр начал наполняться. В него уже попали приложения ABBYY, «1С», Dr.Web, Касперский, «Барс», «Гарант» и другие. Всего в реестре 4784 продукта , в том числе аналог «Microsoft Office» — программа «Мой офис» от российского разработчика «Новые облачные технологии».

Как поступают заказчики?

  1. Пользуются правом закупать иностранные программные продукты для «доработки, расширения или продления лицензий на уже используемое ими ПО». Вот, например, как в этой закупке .
  2. Объявляют тендер не на закупку ПО, а на закупку компьютеров с предустановленной программой, например, с тем же «запрещенным» Microsoft Office, дополняя закупку формулировкой «эквивалент невозможен в связи с необходимостью обеспечения совместимости с уже имеющимся ПО заказчика».
  3. Обосновывают невозможность закупки российского ПО. Например, как в этой закупке .

Как и в других закупках, у заказчиков нет права написать, что нужен какой-то конкретный производитель или программа — они описывают технические характеристики, которые их устраивают. Сейчас, если российская программа по своим функциональным, эксплутационным и техническим параметрам полностью соответствует иностранной, отклонить ее не смогут, даже если она теоретически ухудшит производительность компьютера или других программ, которые работают на основании этого ПО. Потребуется очень серьезное доказательство того, что в реестре нет аналога того же класса.

Нина Васильевна Шараева, начальник отдела закупок ИММ УРО РАН:

С реестром мы уже познакомились, но закупок ПО по новому закону пока не проводили. Конечно, переходить на отечественные аналоги будет тяжело. Например, из-за технических особенностей наших серверов трудно будет работать с антивирусным ПО российской разработки. Когда придет время продлевать лицензию, будем прописывать в закупке, для каких целей нам нужен именно действующий антивирус.

Соблюдать закон нужно, но участники рынка госзакупок соглашаются с тем, что на первом месте должны стоять интересы заказчика. Подходит ли ему программа и насколько эффективно она будет работать на имеющемся оборудовании, решать заказчику.

Ирина Яворская, руководитель компании GosTrader, занимающейся тендерным сопровождением заказчиков и поставщиков:

Если клиент обратится с просьбой подготовить техзадание на покупку ПО, мы сначала посмотрим, что есть в реестре. Затем сделаем сравнительный анализ иностранного и российского продукта: полностью ли российский соответствует требованиям заказчика. Если заменить можно, мы это сделаем. Если нет, будем искать объективные причины, чтобы обосновать закупку иностранного софта.

Что делать поставщикам?

Если вы продавец ПО

Заключайте лицензионные договоры с новыми дистрибьюторами и производителями. Наличие российского софта среди ваших торговых предложений станет преимуществом.

Будьте более грамотным, чем заказчик. Следите, что закупают ваши заказчики и напоминайте о правилах, если они их нарушают. Поставщик может подать три запроса на разъяснения, и если они не дали результата, обратиться в региональное отделение ФАС с жалобой.

Что может сделать заказчик в ответ на ваш запрос, почему он закупает иностранное ПО:

  • добавить обоснование закупки;
  • внести изменения в в техническое задание, учитывая запросы разъяснений участников. В этом случае обязательно будет продлен срок подачи заявок;
  • отменить закупку.

Ирина Яворская, GosTrader:

Выигрывает тот, кто умеет работать с информацией. У поставщика сегодня есть возможность узнать заранее план закупок заказчика и подготовиться к торгам по закупке ПО. Изучить преимущества российского аналога и работать на опережение, например, пройти обучение по нужному софту, получить партнерский статус и специальные условия от дистрибьютора или производителя напрямую.

Если вы производитель-правообладатель

Есть смысл попасть в реестр. Процедура довольно долгая, связанная с рассмотрением заявки экспертным советом и изданием приказа Минкомсвязи, так что чем раньше вы подадите заявление на сайте оператора реестра , тем лучше.

Чего ждать еще?

Скорее всего подобные ограничения на закупку ПО будут приняты и заказчикам по № 223-ФЗ, а они закупают ПО гораздо больше. Например, в 2015 году госкомпании закупили в 18 раз больше лицензий на Microsoft Office, чем госорганы.

Обсуждается вопрос о том, что в российских госзакупках может участвовать программное обеспечение из всех стран ЕЭС (кроме России, в него входят Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия).

Иностранные производители готовятся адаптировать свои продукты к новым правилам, например, создавать совместные разработки с российскими производителями, переносить «производство» в Россию. Так поступила компания Eset, которая начала совместную работу с российской компанией «Код безопасности», чтобы выпускать свою продукцию в пределах РФ.

В комментариях к статьям вы можете получить ответы других поставщиков, а эксперты ответят