Правительство реформирует систему оплаты труда и найма чиновников. Минфин анонсировал сокращение госслужащих Будет ли сокращение госслужащих в году

  • Дата: 12.06.2020

В 2018 году федеральные органы сократят предельную численность своих работников и смогут тратить сэкономленные зарплаты на премии. В предыдущие три года действовали антикризисные ограничения на такие стимулирующие выплаты

Фото: Алексей Филиппов / ТАСС

Правительство предлагает в 2018 году сократить предельную численность федеральных чиновников, а сэкономленный таким образом фонд оплаты труда (ФОТ) направить на материальное стимулирование госслужащих. Это должно повысить эффективность работы органов исполнительной власти, следует из документа, размещенного на портале нормативно-правовых актов.

Штат федеральных органов и так сокращается: по данным Минфина (есть у РБК), в 2016 году сокращение на федеральном уровне составило 11,3% (данных за 2017 год еще нет). Но перераспределять свободные средства ФОТ между работающими чиновниками последние три года могли не все ведомства, а только те, в которых вакантные места не превышают 10% от утвержденной предельной численности. Это была одна из антикризисных «тактических» мер, фигурировавшая в федеральном бюджете в 2015, 2016 и 2017 годах. Теперь, когда бюджет стабилизирован, от этой нормы решено отказаться (хотя еще в августе Минфин планировал продлить ее и на 2018 год).

Оклады госслужащих не индексировались последние четыре года, и премирование сотрудников в тех органах, где коэффициент замещения превышал 90%, было одной из лазеек по увеличению выплат чиновникам. Другую возможность предоставляло правительство, более 100 млрд руб. на стимулирующие выплаты чиновникам (сверх базового оклада) по майским указам 2012 года; на ближайшие три года на эти цели тоже предусмотрено по 95-97 млрд руб.

С 2018 года правительство возвращается к индексации зарплат госслужащих, депутатов, сенаторов и судей — и это тоже возврат к докризисному порядку вещей после нескольких лет бюджетной экономии.

Минфин во исполнение поручений правительства (соисполнителями также названы Минтруд, Минэкономразвития и министр «открытого правительства» Михаил Абызов) разработал два документа по оптимизации численности госорганов и материальному стимулированию госслужащих — проект указа президента и проект постановления правительства. В соответствии с ними федеральные органы исполнительной власти направят в правительственную комиссию по проведению административной реформы (ее возглавляет вице-премьер Сергей Приходько) предложения по «оптимизации системы управления и структуры с целью сокращения предельной численности» работников. По результатам рассмотрения правкомиссией предельная численность и фонд оплаты труда в этих ведомствах будут скорректированы: бюджетные ассигнования на оплату труда сократятся, но пропорционально вырастут ассигнования на материальное стимулирование. Окончательное решение по оптимизации численности и премиальному фонду в тех ведомствах, которыми руководит правительство, будет принимать соответственно правительство, а в тех органах, которые подчинены президенту (это силовые ведомства, такие как МВД, Минобороны, ФСБ, ФСО, Росгвардия, а также Минюст, МИД), — соответственно президент.

Президент Владимир Путин уже начал оптимизировать подчиненные ему органы: 31 декабря 2017 года он подписал указ о сокращении предельной численности в МВД на 10 тыс. человек, до 894,9 тыс.

Что входит в понятие материального стимулирования

Согласно закону «О государственной гражданской службе РФ», денежное содержание гражданского служащего состоит из суммы должностных окладов, включающих должностные оклады и оклады за классный чин, и ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Дополнительными выплатами могут быть меры как материального поощрения, так и материального стимулирования. К последним относятся премии по результатам профессиональной служебной деятельности; премии по результатам деятельности отдельного структурного подразделения федерального органа; премии по результатам деятельности органа; продвижение по службе с учетом достигнутых результатов деятельности; предоставление льгот и социальных гарантий с учетом результатов деятельности.

Единого нормативного акта о материальном стимулировании российских госслужащих нет, все детали, включая частоту премий, регулируются каждым ведомством самостоятельно, пояснили РБК два чиновника в федеральных министерствах и представитель пресс-службы Минтруда. К примеру, в Минпромторге премии бывают месячными и годовыми, в Счетной палате — ежеквартальными, в Минэкономразвития и Минтруда — квартальными и годовыми.

Проект об оптимизации численности госорганов и материальном стимулировании был разработан в рамках поручения президента об усовершенствовании контрольно-надзорной системы, сказал РБК член Экспертного совета при правительстве Александр Брагин. «Первоначальная идея была в том, чтобы дать возможность контрольно-надзорным органам направить средства, которые они высвободят за счет сокращения внутри себя, на повышение оплаты труда оставшихся сотрудников и информатизацию», — говорит он.

По словам Брагина, в территориальных органах многих ведомств зарплаты инспекторов, которые проверяют предприятия и выписывают штрафы на десятки миллионов, составляют 15-17 тыс. руб. Вторая проблема, по его словам, заключается в том, что «в региональных органах контроля, условно ветеринарном органе Ульяновской области, зарплата инспектора на 20-30% больше, чем в территориальном органе федерального Россельхознадзора». Из-за этого, отмечает Брагин, происходит переток кадров, а качество кадров в территориальных органах «федеральных контролеров» выше.

РБК направил запросы в Минфин, Минтруда и Минэкономразвития, но не получил ответов в выходной день, 8 января.

Согласно данным Минфина, по состоянию на 2016 год в большинстве федеральных ведомств число вакансий было больше 10% от предельной численности (в целом по всем федеральным госорганам был замещен 91% установленной предельной численности). Наиболее низкий процент замещения должностей был в центральных аппаратах Ростехнадзора (66%), Верховного суда (66%), Спецстроя (70%), Росприродназдора (74%), ФАС (76%), ФАНО (76%), МЧС (77%). Среди причин недозамещения Минфин называет длительность и сложность процедуры конкурсов на замещение вакансий, частые командировки работников территориальных органов, а также высокие требования к профессиональным знаниям и навыкам при низкой оплате труда.

Ограничения на премирование служащих за счет экономии на ФОТ по вакантным должностям, действовавшие в 2015-2017 годах, Минфин объяснял необходимостью ускорить замещение вакантных должностей, чтобы снизить уровень загрузки чиновников, а также устранить диспропорцию в уровне оплаты труда федеральных чиновников, так как их уровень оплаты труда в значительной мере зависит от укомплектован​ности должностей в соответствующем федеральном органе исполнительной власти, следовало из пояснительной записки к соответствующему постановлению правительства в 2016 году.

По данным Росстата, за 2016 год средняя зарплата среди всех федеральных чиновников составляла 116 тыс. руб. Самые низкие зарплаты были в федеральных агентствах по недропользованию и по делам национальностей, а также в Следственном комитете (ниже 60 тыс. руб.). Наибольший уровень средних зарплат — у сотрудников Счетной палаты, администрации президента и аппарата правительства (от 180,7 тыс. до 228,5 тыс. руб.). Данные за прошлый год пока не обнародованы, но с 1 января 2018 года оклады всех чиновников впервые за несколько лет были проиндексированы на 4%.

При участии: Юлия Старостина, Иван Ткачёв

Опубликованный вчера указ президента «Об основных направлениях развития госслужбы» требует от правительства в 2020–2021 годах изменить структуру зарплат чиновников, повысив в ней постоянную часть оклада. На это пойдут средства, сэкономленные на проводимом Минфином сокращении госаппарата. Однако помимо улучшения оплаты труда госслужащих ждут ужесточение найма, аттестации и требований к профессиональному развитию.


В 2019–2021 годах правительству предстоит реформировать государственную гражданскую службу, изменив для госслужащих систему найма, оплаты труда и мотивации. Это следует из опубликованного вчера на портале правовой информации указа президента «Об основных направлениях развития гражданской службы в РФ на 2019–2021 годы». По нему до 2020 года Белый дом должен завершить работу по созданию нормативно-правовой базы для совершенствования практики экспериментов по развитию гражданской службы и порядку отбора кандидатов. Также правительству поручено обеспечить внедрение единой методики прохождения госслужащими испытания в федеральных органах исполнительной власти и усовершенствовать процедуру их аттестации.

Еще одно направление реформы - создание на базе подведомственной Минтруду федеральной информсистемы отдельного ресурса для профессионального развития госслужащих. До 1 января 2021 года Белый дом должен обеспечить мониторинг качества подготовки служащих по дополнительным профессиональным программам и усовершенствовать методы оценки их профессиональных качеств. Кроме того, в 2020 и 2021 годах правительство займется реформированием системы оплаты труда чиновников (без снижения его уровня, уточняется в указе) - оптимизация предполагает поэтапное увеличение в их доходах доли оклада за счет снижения доли премиальных выплат. Рост постоянной части зарплаты, в свою очередь, приведет и к росту размера пенсии госслужащих за выслугу лет.

По итогам 2018 года Росстат насчитал в РФ 692 тыс. региональных, 299 тыс. муниципальных и 38,3 тыс. федеральных госслужащих. Зарплата первых составила 49,4 тыс. руб. (107,7% к 2017 году), муниципальных служащих - 42,1 тыс. руб. (107,9% к 2017 году), федеральных - 126,6 тыс. руб. Если официальные доходы последних превышают среднюю зарплату по стране в несколько раз (в 2018 году - 40 тыс. руб.), то для остальных категорий эта разница не так велика. Впрочем, уровень укомплектованности всех категорий госслужбы в среднем не опускается ниже 90%.

Как ранее пояснял Минфин, источником средств для повышения постоянной доли в оплате труда госслужащих с нынешних 40% (60% - переменная часть, доплаты и премии) до 60% (такую цель ставит для себя министерство) должны стать средства, сэкономленные за счет запланированного на ближайшие годы сокращения госаппарата без сокращения фондов оплаты труда госслужащих (подробнее см. “Ъ” от 19 марта). Отметим, впрочем, что сэкономленных средств может не хватить - запланированные сокращения на 10% численности сотрудников центральных аппаратов органов исполнительной власти и 5% территориальных органов в 2020 году и сокращение на 10% численности терорганов в 2021 году, вероятнее всего, будут выполнены во многом за счет незакрытых низкооплачиваемых вакансий. По словам Павла Кудюкина, члена совета профсоюза «Конфедерация труда», доля переменной части в зарплатах госслужащих сейчас может и превышать 60% за счет совместительства незакрытых вакансий. «Такая ситуация создает руководству органов власти возможность манипулирования подчиненными»,- говорит он.

Отметим, впрочем, что сама высокая доля премий и дополнительных выплат при невысоком окладе характерна не только для зарплат чиновников - достаточно часто это встречается и на рынке частных вакансий, что в совокупности позволяет российскому рынку труда сохранять низкий уровень безработицы в кризисы за счет отмены допвыплат вместо увольнений.

Анастасия Мануйлова

Уже в 2019 году Минфин пообещал, что в ближайшем будущем грядут массовые сокращения госслужащих – узнайте больше о том, что стало причиной для принятия таких решений и кого уволят в 2020-2021 годах.

Идея уменьшить количество чиновников не нова. О необходимости такой меры Медведев:

  • в 2010 запланировали поэтапно сократить за 3 года (с 2011 по 2013) 20% госслужащих (почти 120 000 человек);
  • в 2014 было предложено сократить еще 10% чиновников (решение было принято окончательно только в 2016 году).

Но, тогда идея не увенчалась успехов, так как параллельно с сокращение рабочих мест в одном из ведомств, в других численность сотрудников тут же возрастала.

Согласно статистике Минфина, в 2017 году количество государственных служащих (не учитывая силовиков, сотрудников спецслужб, а также работников федеральных казенных и бюджетных учреждений) достигло 1,2 миллионов. При этом за год цифра увеличилась на 0,4% (что составляет 5 200 человек).

Эта тенденция сохранилась и в 2018-2019 годах, что подтверждают официальные данные о вакансиях, открываемых в государственных сферах и количестве чиновников, обращающихся в специализированные организации с целью поиска нового места работы. Стоит заметить, что вопрос трудоустройства для данной категории граждан не является особо проблематичным, так как набор на государственную службу происходит не реже, чем сокращения. Также многие бывшие чиновники нередко находят себя в других сферах деятельности.

Причины грядущего сокращения

Пересмотреть численность служащих бюрократического аппарата планируют в связи с тем, что грядет:

  • необходимость повышения заработной платы;
  • интеграция цифровых технологий.

Выступая на коллегии Казначейства, Татьяна Нестеренко (1-й замминистра финансов) акцентировала внимание на том, что поднять уровень выплат государственным служащим при имеющейся сегодня численности аппарата не представляется возможным.

Согласно принятым решениям, постоянная часть заработной платы госслужащего должна составлять 60% от фиксированного фонда оплаты труда, а плавающая составляющая – только 40%, тогда как сегодня мы имеем кардинально противоположную картину.

Алексей Кудрин (председатель Счетной палаты) в своем выступлении на Совете по развитию цифровой экономики отметил, что благодаря внедрению современных технологий уже к 2024 году можно сократить численность чиновников в 3 раза.

Нынешняя структура с имеющейся численностью государственных служащих полностью доказала свою неэффективность и остро нуждается в реформировании. Планируемые нововведения должны способствовать таким изменениям, как:

  • централизация обязанностей;
  • внедрение современных технологий;
  • повышение статуса рабочего места.

Не стоит забывать и о желаемой экономии бюджета, добиться которой также можно за счет сокращения госслужащих.

Кого уволят

После того, как в 2019 году Минфин анонсировал массовые увольнения госслужащих во всех регионах России, у всех оказавшихся под ударом возникает только один вопрос – кого уволят в первую очередь.

По словам Татьяны Нестеренко в 2020 году планируется уменьшить численность состоящих на государственной службе на 5%, а в 2021 – еще на 10%. Также запланированы сокращения в центральном аппарате. Вероятнее всего и тут новое место работы придется искать 10% сотрудников.

Ярослав Нилов подтверждает неизбежность сокращения, но при этом акцентирует внимание на том, что вопрос еще нуждается в дательном рассмотрении, ведь определять где и сколько сотрудников можно убрать будут исходя из потребностей конкретно взятого аппарата.

Очевидно одно – в результате цифровизации сократиться количество чиновников, работающих в сфере контроля, ведь их функцию смогут быстрее и эффективнее выполнять автоматизированные системы.

Заключение

Удастся ли реализовать намеченное и действительно ли в 2020-2021 годах чиновников станет меньше, а заработная плата государственных служащих станет конкурентной? Ответ на этот вопрос сможет дать только время. А пока всем, кто чувствует шаткость своего положения стоит задуматься о том, какие сегодня существуют альтернативы государственной службе.

Уже в 2020 году количество сотрудников территориальных органов власти в РФ сократится на 5%, а в 2021 году - на 10%. Под сокращение попадут и 10% служащих центрального аппарата. Такие данные озвучила первый заместитель министра финансов РФ Татьяна Нестеренко.

По словам представителя финансового ведомства, на этот шаг власти идут в связи с тем, чтобы изыскать ресурсы для изменения системы оплаты труда. Она особо отметила, что размер фонда оплаты труда при этом не пострадает.

А кто от этого пострадает прежде всего? Да те же самые уборщицы, электрики, потому как в нашем отечестве уже не в первый раз предпринимается попытка сократить чиновников, и всегда они кончались сокращениями уборщиков, билетёров и т. п.

Чем вертикализм власти консолидированнее, тем больше вертикаль даёт поручения своим низовым ответвлениям и тем больше людей должны эти сигналы принимать, реализовывать и отчитываться о проделанной работе.

Сергей Булкин/сайт

Вертикаль нуждается в кадрах
Как пояснил сайт экономист Дмитрий Орешкин, этот закон проверен эмпирически - и в советские времена он работал, и в постсоветские. Чем сильнее государственно-монополистическая вертикаль, тем больше чиновников должно реализовывать её полномочия. Это, кстати, касается также европейских и американских политиков и управленцев.

Когда к власти приходят более левые правительства - они раздувают управленческий аппарат, так как им надо контролировать процессы, соблюдать справедливость, регулировать, распределять ресурсы между трудящимися. Когда приходят более правые - они его, наоборот, сокращают, потому что полагают, что этим должна заниматься частная инициатива , - отметил эксперт.

В данном же случае позиция Минфина - чисто советская, поскольку вертикаль будет и не может не укрепляться. И начинается публичная борьба с бюрократизацией и одновременным расширением бюрократических штатов.

Я отчётливо помню, как Борис Грызлов более 10 лет назад, будучи лидером „Единой России“, говорил о том, что у нас на 100 тысяч человек ежегодно растёт чиновничий аппарат и надо это остановить. С тех пор число чиновников только прирастало. И то же говорит Минфин , - рассказал Орешкин.

Конечно, это неприятно для чиновников и бюджетников, но на самом деле в них нуждается сама вертикаль и, прежде всего, внизу. Спускаются распоряжения Владимира Путина образца 2012 или 2018 года - и те, и другие невыполнимы, но надо писать отчёты, почему они не были выполнены, представлять красивую картинку. А вот для этого, уверен Орешкин, требуются квалифицированные люди, а избавиться от них нельзя.

Со временем, конечно, от переизбытка чиновников придётся избавляться, но не потому, что кто-то работает неэффективно, а потому, что наступила цифровая эпоха, поэтому многие функции могут быть заменены технологиями и пусть со сбоями, но работающими сервисами.

Видимо, это ждёт и тот же центр „Мои документы“. Это удачное современное решение по сравнению с прежним, советским, но лет через пять всё это придётся как-то роботизировать, переходить на искусственный интеллект , - предположил экономист.

Однако опыт показал, что за счёт сокращения сотрудников территориальных органов власти или центрального аппарата врачам, учителям, научным сотрудникам удалось немного повысить зарплаты. Проблема же в том, что когда идут сокращения, то сокращают не того, кто просиживал штаны, а того, кто чем-то занимался. И этот процесс двусторонний - вертикаль нуждается в кадрах, особенно, на местах, а с другой стороны, идёт развитие технологий.

Сергей Булкин/сайт

Процесс будет идти
Руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов считает, что мера, предложенная Минфином, полностью ложится в комплекс, который применялся в системе высшего образования, здравоохранения, даже среднего школьного образования, когда количество сотрудников уменьшали, нагрузку на них поднимали, а вместе с этим у них повышалась и оплата труда.

Иногда и ставка тоже повышалась - так, чтобы в отчётных документах она выглядела замечательно высокой, а количество людей на эту ставку может быть два человека, а может - три , - заявил Колташов.

По его словам, проблема в том, что в результате экономика всё равно получает негативные сигналы, поскольку люди теряют места, а аналогичные должности они не находят, а это, как правило, люди, которым сложно устроиться на работу.

Слабым местом этой политики, считает он, является то, что в стране реально есть дефицит учителей и врачей, если исходить из потребностей общества, а не из штатных расписаний.

Alexander Legky/Global Look Press

Хорошо, если бы высвободившиеся деньги пошли на создание новых рабочих мест, например, в системе школьного образования. Вопрос касается кадров, поскольку сокращения для людей некомфортны, а управленческие структуры раздуты, работа персонала там является малополезной для общества, - сказал он.

А вот труд в социальной системе, в системе образования является общественно полезным, и вопрос в том, будут ли туда переброшены ресурсы или всё будет опять размазано по тарелке - будут повышены ставки оплаты труда, поскольку чиновники на нижних этажах системы получают зачастую достаточно мало.

Но что бы ни говорил Минфин, процесс будет идти, поскольку иначе не выполнить распоряжения или же придётся фальсифицировать их выполнение. А этим должны заниматься квалифицированные люди. Легко сказать и очень сложно сделать.