Особенности расследования преступлений прошлых лет. Организация работы следователя по делам о преступлениях прошлых лет, предварительное расследование по которым приостановлено

  • Дата: 27.07.2020

Преступлений прошлых лет

П л а н

Введение.

1. Значение и основные условия деятельности следователя по

раскрытию преступлений прошлых лет.

2. Анализ материалов приостановленного дела.

3. Работа следователя по приостановленному делу.

4. Возобновление производства по делу о нераскрытом

преступлении и планирование расследования по

возобновленному делу.

5. Особенности тактики отдельных следственных действий по делам

о нераскрытых преступлениях прошлых лет.

Обязательная:

Дополнительная:

Расследование нераскрытых преступлений прошлых лет

I. Значение и основные условия деятельности следователя по раскрытию преступлений прошлых лет.

Под раскрытием преступления в уголовно-процессуальной и криминалистической литературе обычно понимают установление всех общественно опасных действий и других относящихся к предмету доказывания обстоятельств, выявление и изобличение всех лиц, виновных в совершении преступления, установление всех эпизодов их преступной деятельности, выяснение причин и условий, способствовавших преступлению. С процессуальной точки зрения, для полного раскрытия преступления в равной степени важно доказывание всех перечисленных обстоятельств.

С точки же зрения тактической, под раскрытием преступления в первую очередь понимается установление события преступления и лица, его совершившего. Именно наличие или отсутствие в деле лица, которому предъявляется обвинение в расследуемом реступлении, на практике положено в основу признания преступления раскрытым или нераскрытым.

Раскрытым считается также преступление, когда материалы в тношении виновного лица переданы для применения к нему мер общественного воздействия, либо когда уголовное дело прекращено в связи с принятием к виновному мер общественного воздействия. И в этих случаях должно быть доказано по делу или установлено атериалами проверки наличие события преступления и лица, его совершившего.

Неустановление виновного лица образует основание для отнесения данного преступления к категории нераскрытых. Именно с этих позиций уголовно-процессуальный закон решает вопрос о приостановлении предварительного следствия и дальнейшей судьбе такого дела. Предварительное следствие приостанавливается в трех случаях:

а/ когда обвиняемый скрылся от следствия или суда или когда по

иным причинам не установлено его место пребывания;

б/ в случае психического или иного тяжелого заболевания обвиняе-

мого, удостоверенного врачом, работающим в медицинском

учреждении;

в/ в случае неустановления лица, подлежащего привлечению в ка-

честве обвиняемого.

Причины несвоевременного раскрытия преступлений, необнаружения виновных в установленный законом срок расследования в пределенной мере исследованы. Основные из них можно разделить на две группы:

1) недостатки и ошибки, допущенные в процессе дознания, предва-

рительного следствия и в ходе оперативно-розыскных мероприя-

тий по делу;

2) наличие объективных обстоятельств, затрудняющих расследова-

ние, осложняющих установление виновных лиц.

К первой группе следует отнести прежде всего несвоевременное начало расследования, невыполнение необходимых в конкретной ситуации первоначальных следственных действий, некачественный осмотр места происшествия, несвоевременные и неполные допросы потерпевших и свидетелей по делу; неудовлетворительное проведение комплекса неотложных оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление преступника по " горячим следам "; бесплановость работы на первоначальном этапе расследования.

Причиной несвоевременного раскрытия преступлений подчас бывает невыдвижение всех реальных, с необходимостью вытекающих из материалов дела следственных и оперативно-розыскных версий. Довольно часто, увлекшись проверкой одной, представляющейся ему наиболее вероятной версии, следователь не уделяет должного внимания другим версиям. В результате, когда проверяемая им версия не подтверждается, время для тщательной и полной проверки остальных бывает упущено.

Распространенной является и другая ошибка, когда правильная, оказавшаяся впоследствии соответствующей истине версия не была своевременно проверена до конца, и поэтому преступление не было раскрыто.

В ряде уголовных дел о нераскрытых преступлениях при глубоком их анализе обнаруживаются неиспользованные возможности следствия, а нередко и необоснованное приостановление производства по делу - до выполнения всех необходимых следственных действий.

Часто установление виновных лиц затрудняется из-за отсутствия правильно организованного, систематического взаимодействия между следователем, осуществляющим расследование, и органом дознания, принимающим оперативно-розыскные меры в целях обнаружения преступников.

Многие криминалисты справедливо отмечают, что процесс установления преступника в ряде случаев может быть осложнен самой обстановкой совершения преступления, характером действий преступника по подготовке, совершению и сокрытию преступления, невозможностью быстро собрать какие-либо исходные данные о будущем обвиняемом.

При совершении любого преступления, как известно, неизбежно возникают фактические данные, которые впоследствии фиксируются в установленной законом форме и приобретают по расследуемому делу значение доказательств. Процесс образования таких фактических данных и возникновения доказательств является закономерностью, поскольку он носит необходимый, повторяющийся, устойчивый и общий характер.

Другой важной закономерностью объективной действительности является принципиальная возможность обнаружения возникающих доказательств.

Закономерность обнаружения доказательств может не проявиться, остаться только потенциальной возможностью, если:

Процесс возникновения доказательств под влиянием тех или иных

условий протекал с отступлениями от присущих ему

закономерностей, носил случайный характер;

Доказательства уничтожены: изменения в среде исчезли, и потому

акт их вычленения из среды стал невозможным.

Такие " исключения из правил " на практике не столь уж редки и

образуют вторую группу обстоятельств, влияющих на воевременность раскрытия преступлений. Они имеют место, в частности, когда преступление совершается без очевидцев, когда опытный преступник применяет хорошо продуманные уловки, для достижения преступного результата и сокрытия следов преступных действий.

Часто обнаружение доказательств затрудняют несвоевременное выявление самого факта преступления, несвоевременное сообщение о нем органу расследования, отсутствие какой-либо взаимосвязи в прошлом (до преступления) между потерпевшим и преступником, отсутствие связи места преступления с местом жительства преступника и потерпевшего. К подобным объективным факторам относится и влияние неблагоприятных погодных условий как процесс возникновения фактических данных, отражающих преступление, так и на их исчезновение, уничтожение.

Характер и конкретное содержание работы по расследованию нераскрытых преступлений прошлых лет определяются влиянием ряда специфических факторов. Типичным является воздействие следующих из них:

1. Расследование по делу уже имело место ранее. Произведены как

первоначальные, так и последующие следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия, которые к установлению личности преступника не привели. Собрана информация об обстоятельствах совершения преступления. Доказан сам факт совершения преступления (иначе дело было бы не приостановлено, а прекращено).

Однако нередко получается, что собиранием доказательственной

информации занималось не то лицо, которому поручается спустя длительный промежуток времени дальнейшая работа по возобновляемому производством делу. Отсюда вытекают особенности оценки и использования имеющихся доказательств, а нередко и необходимость производства повторных действий с целью непосредственного восприятия новым следователем важных обстоятельств по делу и получения дополнительной информации.

2. Полностью или частично продолжают действовать объективные факторы, затруднившие в свое время раскрытие преступления, отсутствие очевидцев, отсутствие предварительной связи между преступником и потерпевшим, применение преступником уловок с целью сокрытия преступления и его следов, обнаружение преступления спустя длительное время после его совершения и т.д.

3. Ошибки и другие недостатки произведенного до приостановления дела расследования, которые обычно накладывают отпечаток на всю дальнейшую работу по раскрытию преступления. Последствия некоторых ошибок и нарушений часто бывают неустранимы. Для исправления других ошибок, ликвидации имеющихся пробелов приходится затрачивать во много раз больше времени и усилий, чем потребовалось бы на первоначальном этапе расследования.

4. Факторы психологического порядка, относящиеся к сфере

психологии нового следователя и преступника, на время избежавшего разоблачения.

5. Особенности процессуальной регламентации деятельности по

приостановленному делу о нераскрытом преступлении.

6. Фактор времени.

Методика расследования нераскрытых преступлений прошлых лет базируется на методологических основах криминалистики, разработанных в общей теории этой науки и конкретизированных в других ее составных частях - криминалистической тактике, криминалистической технике и криминалистической методике.

В работе по " старым " делам применимы общие положения методики расследования отдельных видов преступлений и каждой из конкретных методик расследования преступлений определенных видов. Основную массу нераскрытых преступлений прошлых лет составляют преступления против собственности и преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности. Поэтому определяющее значение в расследовании "старых" дел имеет соблюдение рекомендаций методик расследования краж,

грабежей и разбойных нападений, мошенничества, убийств, причинения телесных повреждений, изнасилований, дорожно-транспортных происшествий.

Многие специфические особенности работы по приостановленным или возобновленным делам о нераскрытых преступлениях прошлых лет характерны и для расследования некоторых других категорий дел. Это прежде всего такие дела, когда между моментом совершения преступления и моментом возбуждения дела по тем или иным причинам прошел большой период времени либо когда преступление совершалось в течении нескольких лет.

Методика расследования " старых" дел характерна и для дополнительного расследования дел, возвращаемых следственным органам судами и прокурорами в порядке надзора, когда с момента окончания расследования и вынесения приговора нередко проходит много времени. Часто дело становится "старым" именно вследствие неоднократных возвратов его для дополнительного расследования либо в результате необоснованного прекращения его и последовавшей спустя длительное время отмены этого решения в порядке надзора.

Работа по раскрытию преступлений по всем делам указанных категорий должна начинаться с глубокого анализа уже имеющихся данных.

СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ


В целях повышения эффективности работы следственных органов Следственного комитета Российской Федерации по раскрытию и расследованию преступлений, совершенных в прошлые годы, руководствуясь статьей 13 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" и пунктом 43 Положения о Следственном комитете Российской Федерации , утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2011 N 38 "Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации" ,

приказываю:

1. Руководителям следственных подразделений центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации, руководителям главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов Следственного комитета Российской Федерации (далее - следственные органы Следственного комитета, Следственный комитет):

1.1. Принимать исчерпывающие меры к установлению лиц, подлежащих привлечению к уголовной ответственности, а также установлению местонахождения и розыску подозреваемых или обвиняемых по уголовным делам, предварительное следствие по которым приостанавливалось до начала текущего отчетного года по основаниям, предусмотренным пунктами 1 , и 3 части первой статьи 208 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - уголовные дела о преступлениях прошлых лет). Обеспечивать всестороннее, полное и объективное расследование уголовных дел указанной категории.

1.2. Создавать на постоянной основе в центральном аппарате Следственного комитета, главных следственных управлениях и следственных управлениях Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлениях и следственных отделах Следственного комитета аналитические группы по раскрытию преступлений прошлых лет (далее - аналитические группы).

Повышать эффективность деятельности ранее созданных в подчиненных следственных органах Следственного комитета аналитических групп, при необходимости своевременно вносить изменения в их состав. Включать в аналитические группы наиболее опытных следователей, сотрудников подразделений процессуального контроля, следователей-криминалистов.

Шире привлекать к участию в аналитических группах ветеранов следственных органов, имеющих большой практический опыт следственной работы, а также иных необходимых специалистов.

Согласовывать с руководителями территориальных и иных подразделений соответствующих федеральных органов исполнительной власти включение в аналитические группы работников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

1.3. При наличии большого количества уголовных дел о преступлениях прошлых лет создавать аналитические группы, действующие на постоянной основе, в следственных отделах и следственных отделениях Следственного комитета по районам, городам и приравненных к ним, включая специализированные (в том числе военные), следственных подразделениях Следственного комитета.

Руководство работой аналитических групп возложить на заместителей руководителей следственных органов Следственного комитета.

1.4. Организовать планомерное и постоянное изучение в аналитических группах уголовных дел о преступлениях прошлых лет, а также проверку фактического наличия приобщенных к ним вещественных доказательств.

В каждом случае определять полноту проведенного расследования и возможности получения новых доказательств с применением современных технико-криминалистических средств, производства различных видов судебных экспертиз, использования федеральных и региональных учетов информационных и экспертно-криминалистических подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации и иных федеральных органов исполнительной власти.

Привлекать к работе специалистов-психологов для активизации памяти свидетелей и потерпевших.

1.5. В целях раскрытия и расследования преступлений прошлых лет активнее использовать данные автоматизированного централизованного учета нераскрытых убийств, других тяжких и особо тяжких преступлений против личности, расследуемых в Следственном комитете, а также данные систем дактилоскопического и геномного учетов, ведущихся в Главном управлении криминалистики.

1.6. Обеспечивать незамедлительное направление поручений в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, предварительное следствие по которым приостановлено по основаниям, предусмотренным пунктами 1 , и 3 части 1 статьи 208 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации . Устанавливать в поручениях периодичность представления информации о результатах оперативно-розыскной деятельности и контролировать своевременное исполнение поручений.

Используя полномочия входящих в состав аналитических групп сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, оценивать полноту оперативно-розыскных мероприятий, проводившихся по уголовным делам о преступлениях прошлых лет. В необходимых случаях ходатайствовать перед прокурорами о проверке дел оперативного учета в целях повышения эффективности оперативно-розыскной деятельности.

1.7. При необходимости возобновления предварительного следствия принимать меры к отмене ранее принятых процессуальных решений, подготовке письменных указаний о направлении расследования и производстве отдельных следственных действий, подготовке и утверждению совместных с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, планов следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий с указанием исполнителей и сроков исполнения. Осуществлять надлежащий контроль за выполнением всех запланированных мероприятий. Исключить случаи повторного приостановления предварительного следствия до выполнения всех следственных действий, производство которых возможно в отсутствие подозреваемого или обвиняемого.

1.8. Решение о приостановлении предварительного следствия в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, принимать только при наличии письменного заключения соответствующего подразделения криминалистики (подразделения процессуального контроля) о выполнении всех следственных действий, производство которых возможно в отсутствие подозреваемого или обвиняемого.

1.9. Совершенствовать формы и методы взаимодействия аналитических групп разных следственных органов в целях своевременного выявления признаков, указывающих на совершение в прошлые годы серии преступлений одним лицом (группой лиц), в том числе на территории нескольких населенных пунктов, субъектов Российской Федерации, и раскрытия указанных преступлений.

1.10. Анализировать результаты работы по расследованию уголовных дел о преступлениях прошлых лет, в том числе эффективность деятельности аналитических групп, не реже одного раза в полугодие. Справки о результатах анализа направлять к 1 февраля и 1 августа в Главное управление криминалистики или Главное военное следственное управление в соответствии с компетенцией (с заполнением прилагаемой таблицы).

В необходимых случаях обсуждать работу по уголовным делам указанной категории на оперативных совещаниях с участием должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (по согласованию с ними). Наиболее актуальные вопросы выносить на рассмотрение коллегий следственных органов Следственного комитета.

2. Главному управлению криминалистики и Главному военному следственному управлению:

2.1. Оказывать практическую помощь следственным органам Следственного комитета в организации раскрытия и расследования преступлений прошлых лет.

2.2. Осуществлять координацию деятельности аналитических групп, в пределах компетенции систематически обобщать сведения о результатах работы следственных органов Следственного комитета по расследованию преступлений прошлых лет, изучать и распространять положительный опыт работы. При выявлении недостатков в работе ставить вопрос об ответственности допустивших их должностных лиц.

3. Признать утратившим силу приказ Следственного комитета Российской Федерации от 15.01.2011 N 10 "Об организации работы в Следственном комитете Российской Федерации по раскрытию преступлений, совершенных в прошлые годы" .

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя и заместителей Председателя Следственного комитета Российской Федерации в соответствии с распределением обязанностей.

Председатель
Следственного комитета
Российской Федерации
генерал-полковник юстиции
А.И.Бастрыкин

Приложение. Сведения о работе следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по раскрытию и расследованию преступлений прошлых лет, следствие о которых приостановлено

Приложение
к приказу Следственного комитета
Российской Федерации "Об организации
работы по расследованию уголовных дел
о преступлениях прошлых лет"

Таблица

Сведения о работе _____________ следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по ________________________ по раскрытию и расследованию преступлений прошлых лет, следствие о которых приостановлено по п.___ ч.1 ст.208 УПК РФ за _____________ 20__ год

Сведения о работе следственного органа Следственного комитета вносятся раздельно по каждому из пунктов 1 -3 части 1 статьи 208 УПК РФ .

Виды преступлений

Количество уголовных дел о нераскрытых преступлениях прошлых лет, состоящих на учете:

Изучено аналити-
ческими группами

Отменено постановлений о приоста-
новлении

Заслушано аналити-
ческими группами уголовных дел о преступлениях

Раскрыто преступлений прошлых лет: по уголовным

Направлено в суд уголовных дел о преступлениях прошлых лет, по

Прекращено уголовных дел о преступлениях прошлых лет

Предвари-
тельное следствие вновь

по состо-
янию на начало отчетного периода __.__.20__ (дела/
преступ-
ления)

по состо-
янию на конец отчетного периода __.__.20__ (дела/
преступ-
ления)

уголовных дел о преступ-
лениях прошлых лет (дела/
преступ-
ления)

следствия/
возобновлено следствие по уголовному делу без отмены постановления о приоста-
новлении следствия

прошлых лет/
количество заслушанных дел, по которым преступления прошлых лет раскрыты

делам, следствие по которым ранее приостанав-
ливалось (дела/
преступления)

которым постановлен обвинительный приговор (дела/преступления)

(всего/
по нереабили-
тирующим основаниям)

приоста-
новлено (дела/
преступ-
ления)

К спискам литературы

Диссертации, авторефераты

  • Хатыпов, Р. Н. Особенности расследования нераскрытых разбойных нападений прошлых лет: дис. ... канд. юрид. наук / Р. Н. Хатыпов. – М., 1993. – 236 с.

Монографии, книги

  • Быков, В. М. Расследование нераскрытых преступлений прошлых лет / В. М. Быков. – Ташкент, 1984.
  • Кулеева, И. Ю. Правовое регулирование и криминалистическое обеспечение расследования нераскрытых преступлений прошлых лет / И. Ю. Кулеева,Я. М. Мазунин. - М., 2013.
  • Лавров, В. П. Использование материалов архивных уголовных дел при расследовании преступлений / В. П. Лавров. – М., 1971.
  • Морозов, В. С. Помощь прокурора-криминалиста следователям по приостановленным и возобновленным производством делам о нераскрытых преступлениях / В. С. Морозов, Г. П. Аринушкин. – М., 1971. – 94 с.
  • Расследование отдельных видов преступлений / под ред. О. Я. Баева, А. Г. Филиппова. – М., 1995.

Статьи из сборников и периодических изданий

  • Бондарева, М. В. Проблемы совершенствования правового регулирования взаимодействия следователя и органа дознания по делам о нераскрытых преступлениях прошлых лет / М. В. Бондарева, И. Ю. Кулеева // Ученые-криминалисты и их роль в совершенствовании научных основ уголовного судопроизводства: материалы вуз. юбилейной науч.-практ. конф., посвященной 85-летию со дня рождения проф. Р. С. Белкина и юбилеям его учеников, 25–26 окт. 2007 г. – М., 2007. – Ч. 1. – С. 410–416.
  • Быков, В. М. Некоторые вопросы деятельности следователя по приостановленным уголовным делам / В. М. Быков // Ленинский принцип неотвратимости наказания и задачи советской криминалистики: материалы науч. конф., Свердловск, сент. 1970 г. – Свердловск, 1972. – С. 127–132.
  • Быков, В. М. Некоторые вопросы деятельности следователя по приостановленным уголовным делам / В. М. Быков // Ленинский принцип неотвратимости наказания и задачи советской криминалистики: материалы науч. конф., Свердловск, сент. 1970 г. / под ред. А. А. Эйсмана. – Свердловск, 1972. – С. 152–166.
  • Гаврилов, Б. Я. Проблемы нераскрытых преступлений прошлых лет. Межвуз. научный семинар в Акад. управления МВД России, 13 ноября 2008 г. / Б. Я. Гаврилов, В. П. Лавров // Вестник криминалистики. – 2009. – Вып. 1 (29). – С. 157–160.
  • Гаврилова, Н. И. Психологические особенности свидетельских показаний по «старым» делам / Н. И. Гаврилова // Проблемы повышения качества деятельности следственных аппаратов органов внутренних дел: сб. науч. трудов. / Высш. следств. шк. МВД СССР. – Волгоград, 1981. – С. 89–91.
  • Голубев, В. В. Проблемные вопросы организации работы по делам, приостановленным производством / В. В. Голубев // Следователь. – 1996. – № 3 (6). – С. 11–13.
  • Дергай, Б. И. Ленинский принцип неотвратимости наказания за совершенное преступление и вопросы работы следователя по раскрытию «старых» преступлений / Б. И. Дергай // Материалы науч.-практ. конф., посвященной 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, и Всесоюзного совещания-семинара / Высш. следств. шк. МВД СССР. – Волгоград, 1970. – С. 152–160.
  • Закатов, А. А. Розыскная деятельность следователя по приостановленным делам и вопросы обеспечения социалистической законности / А. А. Закатов // Проблемы обеспечения социалистической законности на предварительном следствии: сб. науч. трудов. / Высш. следств. шк. МВД СССР. – Волгоград, 1986. – С. 21–25.
  • Китаева, В. Н. Значение посмертной психолого-психиатрической экспертизы виновного лица по делам об убийствах прошлых лет / В. Н. Китаева // Российский следователь. – 2000. – № 1. – С. 2–3.
  • Коврижных, Б. Н. Анализ недостатков предварительного следствия по приостановленным делам о нераскрытых убийствах / Б. Н. Коврижных // Криминалистика и судебная экспертиза: сб. науч. работ. – 1964. – № 1. – С. 48.
  • Лавров, В. П. Нераскрытые преступления прошлых лет - российская проблема не только двадцатого, но и двадцать первого века / В. П. Лавров // Уголовно – процессуальные и криминалистические чтения на Алтае: регион. науч.–практ. конф. – Барнаул, 2008. - Вып. 7-8. - С. 191-196.
  • Нефедьев, А. С. Полиграф в деятельности подразделений уголовного розыска органов внутренних дел по раскрытию убийств прошлых лет / А. С. Нефедьев // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2014. - № 4 (28). - С. 260-263.
  • Осипян, Р. Ш. Проблемы расследования нераскрытых преступлений прошлых лет / Р. Ш. Осипян // Новый университет. Серия "Экономика и право". - 2011. - № 5 (5). - С. 19-22.
  • Пантелеев, Н. М. Помощь прокурора-криминалиста следователям по приостановленным и возобновленным производством делам о нераскрытых преступлениях / Н. М. Пантелеев // Внедрение научных методов и криминалистической техники в практику расследования (по материалам Всесоюзного семинара прокуроров-криминалистов в Ленинграде). – М., 1973. – С. 17–22.
  • Рубис, А. С. Генезис теоретико-правовых взглядов на проблему криминалистического обеспечения расследования нераскрытых преступлений прошлых лет / А. С. Рубис, Д. А. Романюк // Библиотека криминалиста. Научный журнал. - 2014. - №1 (12). - С. 294-302.

В последнее время правоохранительные органы уделяют особое внимание раскрытию преступлений прошлых лет, поскольку значительное число нераскрытых преступлений крайне негативно сказывается на общей криминогенной ситуации в стране. Невозможность обеспечения принципа неотвратимости наказания ведет к продолжению преступной деятельности лиц, преступивших закон, и довольно часто проявляется в более дерзкой и опасной форме. Это, в свою очередь, приводит к отрицательной оценке всей деятельности правоохранительных органов со стороны граждан, повышает социальную напряженность в обществе, вызывая недоверие к способности государства обеспечить защиту жизни, здоровья и иных предусмотренных конституцией прав и свобод граждан, сохранность собственности.

Другим фактором, обосновывающим пристальное внимание к преступлениям прошлых лет, является очевидная связь между ростом числа приостанавливаемых по данному основанию уголовных дел и увеличением количества уголовных дел, числящихся на остатке следственных органов, поскольку все нераскрытые на 1 января каждого года преступления образуют общий массив нераскрытых преступлений прошлых лет. При этом следует иметь в виду, что правоохранительными органами ежегодно из числа приостановленных дел исключаются уголовные дела, прекращаемые на основании п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК в связи с истечением установленных законом сроков давности уголовного преследования. Соответственно, задачи уголовного процесса не разрешаются, а нарушенные права граждан не восстанавливаются.

Именно эти обстоятельства послужили основанием для создания в ряде субъектов РФ экспериментальных оперативно-разыскных частей МВД России по раскрытию преступлений прошлых лет (указание МВД России от 29.07.2005 № 1/5152). Реализация этого решения показала его полную целесообразность. В настоящее время оперативно-разыскные части по раскрытию преступлений прошлых лет действуют во всех субъектах РФ, а результаты их работы уже позволяют говорить о положительной динамике в этой сфере деятельности правоохранительных органов. Подобные отделы (отделения) созданы и в структурах Следственного комитета РФ, а в небольших районных следственных подразделениях с этой категорией преступлений работают наиболее опытные следователи.

Понятие и характеристика нераскрытых преступлений прошлых лет

Рассмотрение методики расследования преступлений прошлых лет, безусловно, следует начать с определения данной категории преступлений. Традиционно к числу преступлений прошлых лет относятся:

  • а) преступления, предварительное следствие по которым приостановлено по тем или иным основаниям;
  • б) преступления, выявленные длительное время спустя после их совершения;
  • в) преступления, совершавшиеся длительное время (серийные преступления).

В указанный перечень, по нашему мнению, не следует включать латентные незарегистрированные преступления, которые по самым скромным подсчетам значительно превышают зарегистрированные, поскольку данная категория представляет собой самостоятельную проблему, безусловно, связанную с раскрытием и расследованием преступлений, уже попавших в статистическую отчетность и также требующих не меньшего внимания со стороны научных работников и сотрудников правоохранительных органов.

Среди указанных групп наиболее значительное место в количественном отношении занимает категория уголовных дел, предварительное следствие по которым приостановлено и которые согласно сложившейся практике и существующей в правоохранительных органах системе статистической отчетности являются нераскрытыми. К ним относятся преступления, по которым предварительное следствие приостановлено в связи с тем, что: "лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено" (н. 1 ч. 1 ст. 208 УПК).

Таким образом, под нераскрытыми преступлениями прошлых лет следует понимать совершенные и зарегистрированные в установленном порядке в прошлые годы преступления, предварительное следствие по которым приостановлено на основании п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК, но не истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности.

Надо отметить, что криминалистическая характеристика нераскрытых преступлений прошлых лет может быть рассмотрена в двух аспектах:

  • 1) общая характеристика преступлений независимо от вида и уголовно-правовой квалификации;
  • 2) характеристика конкретного вида преступлений (убийства, изнасилования, разбойные нападения и грабежи, кражи и т.д.).

Поскольку нераскрытые преступления прошлых лет относятся к самым разным видам деяний, некоторые элементы криминалистической характеристики рассматриваются не как сведения, характерные для того или иного вида преступлений, а как совокупность обобщенных данных, характеризующих такое явление, как нераскрытые преступления. Разумеется, что в деятельности по расследованию данной группы преступлений исследуются и многие аспекты видовой методики расследования.

1. Сведения о потерпевшем рассматриваются с точки зрения его отношения к преступнику. По этому признаку выделяют следующие группы:

I группа - лица, предполагающие, что конкретные субъекты причастны к совершенному преступлению, но по каким-либо причинам не дающие о них показания либо сообщающие неправдивую информацию;

II группа - лица, знающие преступников, находящиеся с ними в определенных отношениях (в том числе криминальных) и не желающие сообщать об этом должностным лицам органа расследования;

III группа - лица, которые не могут сообщить о преступниках практически никакие сведения.

  • 2. Обстановка по делам данной категории понимается более широко, чем обычно по конкретным видам преступлений, и включает в себя два аспекта:
    • - оперативную обстановку, сложившуюся на тот момент на территории обслуживания правоохранительного органа;
    • - уровень организации работы в конкретном правоохранительном органе по преступлениям прошлых лет.

Что касается личности преступника, то по большей части преступлений прошлых лет отмечается повышенный уровень рецидива. Так, по раскрытым делам прошлых лет многие преступники совершали деяния либо в группе, либо в одиночку, либо в составе организованного преступного формирования общеуголовной или экономической направленности. Особо следует отметить наличие среди субъектов этой категории лиц, серийно совершающих особо тяжкие и тяжкие преступления против личности (убийства, изнасилования, насильственные действия сексуального характера и др.).

Исследование причин несвоевременного и неполного раскрытия преступлений позволяет выделить две группы факторов:

  • 1) объективные, которые связаны с особенностями совершения конкретного преступления, затрудняющими процесс его раскрытия. К их числу следует отнести:
    • o совершение преступления в определенной обстановке, исключающей возможное наблюдение и восприятие преступного события иными лицами (безлюдное место, время, нехарактерное для нахождения людей в данном месте) и создающей помехи для обнаружения и изъятия следов преступления (наличие неблагоприятных погодных условий);
    • o наличие у лиц, совершающих преступления, преступного опыта и квалификации, выражающихся в применении специальных мер по подготовке, совершению и сокрытию как самого преступления, так и следов своего участия в нем (инсценировка, маскировка, уничтожение и фальсификация следов, иных вещественных доказательств);
    • o отсутствие связи между преступником и потерпевшим, создающее невозможность обоснованного подозрения в совершении преступления конкретных лиц, являющихся знакомыми, родственниками и т.д.;
    • o совершение преступления в месте, с которым преступник не связан какими-либо отношениями (место жительства, место работы, место проживания родных и близких и т.д.), например совершение преступления "гастролерами";
    • o несвоевременное заявление или сообщение о совершении преступления либо обнаружение преступления сотрудниками правоохранительных органов спустя длительное время, когда следы преступления уже исчезли, а возможные очевидцы остались неизвестными (поздние заявления об изнасиловании, попытка потерпевших самостоятельно установить причастных к краже имущества.тип, и т.д.);
  • 2) субъективные, заключающиеся в допущенных следователем или взаимодействующими с ним должностными лицами ошибках и просчетах организационного и тактического характера в ходе расследования:
    • o ошибки в организации процесса расследования, связанные с несвоевременным созданием следственной группы, отсутствием взаимодействия следователя и органа дознания;
    • o недостатки в планировании расследования, которые привели к бессистемному, нецелеустремленному расследованию и неправильному распределению сил и средств;
    • o невыявление всех возможных версий или отсутствие их тщательной всесторонней проверки;
    • o низкий уровень использования при расследовании специальных знаний экспертов и специалистов;
    • o некачественное проведение следственных действий (ненадлежащий осмотр места происшествия, неквалифицированный обыск, поверхностный допрос и т.д.);
    • o игнорирование необходимости использования при производстве следственных действий технико-криминалистических средств, результатом чего становится необнаружение следов данного преступления;
    • o неприменение эффективных тактических приемов и их комплексов, направленных на получение полезной информации в сложных следственных ситуациях;
    • o отсутствие оперативно-разыскной инициативы, неиспользование всех возможностей гласной и негласной деятельности органов дознания;
    • o неиспользование следователем оперативно-разыскной информации.

Безусловно, следует также обратить внимание на недостаточную активность расследования, которое зачастую сводится к интенсивной деятельности в первые несколько дней после совершения преступления. Сотрудники оперативных подразделений, несмотря на стоящие перед оперативно-разыскными службами задачи, ориентирующие их на безусловное раскрытие преступлений, тоже далеко не всегда проявляют активность, проводя оперативно-разыскные мероприятия не в полном объеме, а нередко и просто отписываются, ссылаясь на отсутствие информации, представляющей интерес для органов расследования.