Суды и правоохранительные органы. Правоохранительные органы

  • Дата: 05.06.2020

© П. Ю. Петров, составление, 2011

© ООО «Издательство “Сова”», 2011

Система правоохранительных органов РФ

Признаки и понятие правоохранительных органов

Полномочия по охране прав и свобод граждан возложены на специальные созданные государственной властью структуры, именуемые правоохранительными органами.

Правоохранительные органы – это специальные органы, созданные государством в целях охраны права, действующие на основании и в соответствии с законом, наделенные правом применения мер принуждения, а в ряде случаев правом применения уголовного закона и обязанностью соблюдения определенной процессуальной формы.

Назовем ряд признаков правоохранительных органов, которые выделяют их из общей массы социальных образований.

Признаки первой очереди

1. Первый признак. Цель деятельности – охрана права.

Охрана права подразумевает:

а) восстановление нарушенного права;

б) наказание правонарушителя;

в) одновременное восстановление нарушенного права и наказание правонарушителя.

Охрана права осуществляется вслед за нарушением права, однако одной из основных задач также является создание условий, препятствующих нарушению права.

Цель деятельности правоохранительных органов включает также охрану правовых устоев, обеспечивающих нормальное функционирование личности, общества, государства.

Право государства на санкции возникает лишь в случае установления всех обстоятельств правонарушения, чем и занимаются правоохранительные органы. Они выявляют нарушения, констатируют факты совершения правонарушений конкретными лицами, создают условия для принятия правосудных решений.

2. Второй признак. Правоохранительные органы – это государственные органы. Они создаются и финансируются государством. Комплектуются специалистами, отвечающими определенным требованиям, имеющими специальную подготовку и образование. Требования к ним, как и пределы их полномочий, закреплены в законе.

3. Третий признак. Деятельность правоохранительных органов регулируется специальными законами, например ФЗ «О полиции», «О прокуратуре Российской Федерации», «О Федеральной службе безопасности» и др.

4. Четвертый признак. Правоохранительные органы наделены правом применения мер принуждения. Дело в том, что для нормального функционирования государство вынуждено прибегать не только к положительному стимулированию физических и юридических лиц, но и к негативным рычагам воздействия.

Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков означает, что орган не может быть отнесен к правоохранительным.

Признаки второй очереди

1. Право применения норм уголовного закона.

2. Осуществление полномочий в строго определенной процессуальной форме. Для деятельности судов, например, характерны различные виды судопроизводств: уголовное, гражданское, арбитражное, конституционное, административное.

При наличии хотя бы одного такого признака можно говорить, что перед нами правоохранительный орган.


Квазиправоохранительные органы – это государственные органы, общественные организации и частные институты, оказывающие содействие правоохранительным органам в выполнении их функций, а также непосредственно обеспечивающие правовую помощь гражданам и юридическим лицам.

К квазиправоохранительным органам можно отнести адвокатуру, нотариат, органы частной детективной и охранной деятельности; юридическую службу предприятий и организаций.

Состав системы правоохранительных органов

Система правоохранительных органов состоит из судебных органов (судов) и иных правоохранительных органов.

Судебная система включает в себя Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, систему арбитражных судов и суды (мировые судьи и конституционные/уставные суды) субъектов РФ.

Конституционный Суд РФ судебный орган конституционного контроля, призванный самостоятельно и независимо осуществлять судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Основная цель деятельности Конституционного Суда РФ – защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ.

Система федеральных судов общей юрисдикции состоит из системы общих судов и системы военных судов.

Обе эти системы имеют общий вышестоящий орган – Верховный Суд РФ (он является и общим, и военным судом одновременно).

Система общих судов включает в себя суды субъектов РФ, районные суды. Помимо этого к судам общей юрисдикции относятся и мировые судьи, хотя по своему организационно-правовому статусу они не относятся к федеральным судам общей юрисдикции, а формируются органами законодательной (исполнительной) власти субъектов РФ.

Система арбитражных судов создана преимущественно для разрешения экономических споров, возникающих между юридическими лицами, хотя арбитражные суды имеют и иные полномочия. В настоящее время система арбитражных судов включает в себя Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды арбитражных округов (кассационные суды), апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ.

Суды субъектов РФ включают в себя мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ.


Основная задача мировых судей – рассматривать и разрешать правовые споры, которые наиболее часто встречаются в повседневной жизни граждан.

Конституционные (уставные) суды созданы для рассмотрения спорных правовых вопросов о соответствии принимаемых органами власти субъектов РФ нормативных правовых актов Конституции РФ или уставу субъекта.

Иные правоохранительные органы также образуют систему, в которую входят:

– органы прокуратуры;

– органы внутренних дел;

– федеральная служба безопасности;

– органы государственной охраны;

– органы государственной налоговой службы;

– таможенные органы;

– органы борьбы с незаконным оборотом наркотиков;

– органы предварительного расследования;

– органы юстиции.


Функции системы правоохранительных органов:

– конституционный контроль;

– отправление правосудия;

– прокурорский надзор;

– расследование преступлений;

– оперативно-розыскная функция;

– исполнение судебных решений;

– оказание юридической помощи и защиты по уголовным делам;

– предупреждение преступлений и иных правонарушений. Все эти функции взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Взаимодействие правоохранительных органов с другими органами

Правоохранительные органы осуществляют судебную и исполнительную власть. Взаимодействие их с органами законодательной власти происходит, как правило, через действующее и перспективное законодательство.

Правоохранительные органы обязаны исполнять законы. Они не вправе критиковать их, давать им политическую оценку. Правом законодательной инициативы наделены высшие судебные органы: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ.

Основная сфера взаимодействия правоохранительных органов с иными органами – обеспечение законности и безопасности. Они осуществляют охрану жизни, здоровья лиц, работающих в иных органах, а также принадлежащее им имущество. Независимо от них не может существовать ни одна общественная и государственная структура. Силы правоохранительных органов привлекаются ко всем мероприятиям, проводимым иными государственными органами и общественными объединениями.

Правоохранительные органы РФ взаимодействуют с аналогичными структурами иностранных государств (УПК РФ, ч. 5: «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства»). Для упорядочения этой деятельности разрабатываются также соответствующие договоры.

Нормативная база деятельности правоохранительных органов

Организация и деятельность правоохранительных органов регулируются множеством законодательных и иных нормативных правовых актов.

Нормативным правовым актом высшей юридической силы является Конституция РФ – основной закон нашей страны. Она служит фундаментом, юридической базой для любой отрасли права и законодательства. Конституция РФ обладает прямым действием и применяется на всей территории РФ.

Федеральные конституционные законы регламентируют наиболее важные направления деятельности правоохранительных органов, закрепляют правовые основы деятельности крупнейших блоков правоохранительной системы.

Современная судебная система опирается на такие федеральные конституционные законы, как ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», «Об арбитражных судах в РФ», «О судебной системе РФ».

Федеральные законы играют основную роль в регламентации деятельности правоохранительных органов. Почти каждому органу соответствует определенный закон, например: «О прокуратуре РФ», «О полиции», «О службе в таможенных органах РФ» и ряд других. Кроме того, указанные органы в своей деятельности опираются на ряд «универсальных» законов. Они организуют свою деятельность в соответствии с процессуальным законодательством (УПК, ГК, АПК) и другими законами, касающимися их деятельности, в частности, Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Подзаконные нормативные акты: постановления органов законодательной власти, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные акты.

Постановления органов законодательной власти: постановления Государственной Думы и органов законодательной власти субъектов РФ. Государственная Дума Федерального Собрания РФ может регламентировать отдельные вопросы деятельности правоохранительных органов, в частности, порядок прохождения службы, аттестации сотрудников и т. п.

Указы Президента РФ устанавливают структуру отдельных правоохранительных органов, например, органов федеральной службы безопасности, а также регламентируют вопросы функционирования отдельных подразделений.

Постановления Правительства РФ регламентируют работу правоохранительных органов, подпадающих под его подчинение, в частности, органов внутренних дел, таможенных органов, органов Минюста России и т. д. Так, Правительством РФ установлена структура криминальной полиции и полиции общественной безопасности.

Ведомственные нормативные акты занимают существенное место в детальной регламентации деятельности правоохранительных органов. Это различные приказы, инструкции, правила и положения соответствующих министерств и ведомств. Данные акты тщательно расписывают порядок функционирования правоохранительных органов в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

Межведомственные приказы и инструкции: Инструкция о порядке обращения с вещественными доказательствами подписана руководителями МВД России, Генеральной прокуратуры РФ и Минюста России.

Международные правовые акты: различные международные договоры, например, о выдаче террористов и прочих преступников и т. д.

Судебная власть в Российской Федерации

Понятие и признаки судебной власти

Судебная власть – это исключительные полномочия, предоставленные независимым и обособленным государственным органам – судам – для самостоятельного разрешения правовых вопросов, отнесенных к их компетенции, а также основанная на законе реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства.

Определение судебной власти как суда или системы судов также не является ошибкой. Его надо рассматривать как дополнительную структурную характеристику понятия «судебная власть».

Ст. 10 Конституции РФ закрепляет положение, согласно которому государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Признаки судебной власти

Первый признак. По Конституции РФ, судебная власть – это вид государственной власти. Термин «власть» обозначает наличие полномочий и возможностей их реализации. Слово «судебная» конкретизирует, кому принадлежат полномочия.

Второй признак: судебная власть принадлежит только судам.

Третий признак: исключительность судебной власти. Полномочия, предоставленные судебной власти, не могут дублироваться никакими другими органами ни при каких обстоятельствах.

К исключительным полномочиям судебной власти относятся: осуществление правосудия; конституционный контроль; контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц в случае, если эти действия обжалованы в судебном порядке; санкционирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, которые ущемляют конституционные права граждан; контроль за законностью и обоснованностью арестов и задержаний, произведенных органами предварительного расследования; разъяснение вопросов судебной практики; участие в формировании корпуса судей; и др.

Четвертый признак: судебная власть обладает такими свойствами, как независимость, самостоятельность, обособленность.

– Независимость означает, что суд принимает решения самостоятельно, вне зависимости от чьей-либо воли. Судья подчиняется только закону, правосознанию и совести. Независимость – это не только право суда, но и его обязанность. Закон предусматривает целый набор гарантий независимости судей – материальных, социальных, гарантий безопасности и т. д.

– Самостоятельность судебной власти подразумевает самостоятельное принятие решений судом без чьего бы то ни было санкционирования и утверждения.

– Обособленность судебной власти означает, что суды образуют автономную систему, включающую не только суды (в узком смысле слова), но и другие подразделения, обеспечивающие их жизнедеятельность. Однако обособленность судебной власти не означает ее изоляции. Судебная власть напрямую связана с властью законодательной, поскольку может осуществляться и совершенствоваться только в рамках закона. Законодательная власть в свою очередь определяет судебные процедуры, судейский статус и т. п. Исполнение решений невозможно без тесного сотрудничества судебной власти с властью исполнительной.

Пятый признак: особый процессуальный порядок деятельности судебных органов. Свои полномочия суд осуществляет в порядке, который определен законом. Порядок судопроизводства регламентируется целым рядом процессуальных кодексов (УПК, АПК, ГПК, КоАП).

Судопроизводство – специфическая деятельность органов судебной власти, которая начинается в предусмотренных законом случаях и протекает в установленной процессуальной форме. Существует несколько видов судопроизводства – конституционное, административное, гражданское, уголовное, арбитражное.

Шестой признак: подзаконность судебной власти. Несмотря на высокий статус, судебная власть не может действовать по собственным правилам.

Суд как орган судебной власти
Признаки суда как органа судебной власти

Первый признак. Суд – это государственный орган. По Конституции РФ, судебная власть принадлежит следующим органам: Конституционный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды. Перечисленные суды называются федеральными. ФКЗ «О судебной системе РФ» говорит также о судах субъектов РФ: конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи.

Второй признак. Особый порядок формирования судов. Комплектование судов кадрами осуществляется путем строгого отбора. Требования, предъявляемые к кандидату, должны соответствовать как объективным характеристикам (возраст, гражданство), так и субъективным (образование, морально-деловые качества, отсутствие судимости). Для того чтобы стать судьей, недостаточно получить высшее юридическое образование. Необходимо сдать квалификационный экзамен и получить согласие на занятие судейской должности от квалификационной коллегии судей.

Третий признак. Особый порядок обеспечения независимости суда, который предусматривает установление ответственности за давление на суд вплоть до уголовной; создание специализированных органов для обеспечения нормальной работы суда; защита жизни, здоровья и имущества; высокое материальное и социальное обеспечение.

Четвертый признак. Особая процедура реализации своих полномочий с целью обеспечить законное и обоснованное решение правовых вопросов, входящих в компетенцию суда. Процедура реализации судом своих полномочий облекается в конкретную процессуальную форму, называемую судопроизводством. Существует конституционное, гражданское, уголовное, арбитражное, административное судопроизводство. Каждое судопроизводство регламентируется своим процессуальным кодексом: УПК, ГКП, КоАП, АПК. Конституционное судопроизводство осуществляется в соответствии с требованиями ФКЗ «О Конституционном Суде РФ».

Пятый признак. Осуществление полномочий в пределах компетенции, определенной законом, т. е. юрисдикцией. Юрисдикция суда может распространяться на: а) административно-территориальные образования (район, город, область); б) структурные образования ВС РФ (военный округ, флот, гарнизон); в) судебный округ. Этот округ может совпадать, а может и не совпадать с территориальными образованиями. Он может объединять несколько административно-территориальных единиц. Юрисдикция по судебным округам присуща арбитражным судам. Есть десять арбитражных округов, объединяющих несколько субъектов; г) судебный участок. На территории судебного участка осуществляют свою деятельность мировые судьи. Один судебный участок создается на 15–30 тыс. жителей.

Шестой признак. Осуществление судебной власти в определенном судебном составе. Закон устанавливает, в каком составе должно быть рассмотрено то или иное дело – единолично либо коллегиально. Отступление от требований закона – серьезное процессуальное нарушение, влекущее за собой ничтожность всех принятых судом решений.

Судебная система

Судебная система устанавливается Конституцией РФ (гл. 7) и ФКЗ «О судебной системе РФ». Она включает в себя Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ, суды общей юрисдикции (в том числе военные суды), арбитражные суды.

Конституционный Суд РФ в соответствии со ст. 125 Конституции РФ решает вопросы о соответствии законов, нормативных актов центральных и местных органов Конституции РФ, разрешает споры о компетенции между органами государственной власти различных уровней, дает толкование Конституции РФ.

Суды общей юрисдикции: Верховный Суд РФ; верховные суды республик в составе РФ; краевые и областные суды; городские суды Москвы и Санкт-Петербурга; суды автономной области и автономных округов; районные суды. Эти суды рассматривают гражданские, уголовные и административные дела как по существу, так и по кассационной и надзорной инстанции.

Военные суды также относятся к судам общей юрисдикции. Они создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. К ним относятся военные суды округов (флотов) и военные суды гарнизонов. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Арбитражные суды: Высший Арбитражный Суд РФ; федеральные арбитражные суды арбитражных округов; арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды субъектов РФ (республик, краев, областей). Основу деятельности арбитражных судов составляет рассмотрение и разрешение хозяйственных споров.

Все суды принято группировать по звеньям и инстанциям.

Звенья судебной системы – суды, наделенные однородными полномочиями и имеющие единую структуру.

Суды общей юрисдикции состоят из четырех звеньев:

1) мировые судьи;

2) районные суды (основное звено);

3) краевые (областные) и приравненные к ним суды (среднее звено);

4) Верховный Суд РФ (высшее звено).

Суды второго звена (районные), несмотря на введение института мировых судей, по-прежнему рассматривают большинство дел. Поэтому это звено и именуется основным.

Суды второго, третьего и четвертого звеньев полномочны проверять решения нижестоящих судов. Поэтому их именуют вышестоящими. Суд первого звена не может быть вышестоящим.

Военные суды имеют трехзвенную систему:

1) военные суды гарнизонов;

2) военные суды округов (флотов);

3) Верховный Суд РФ (в его составе действует Военная коллегия).

Система арбитражных судов тоже состоит из четырех звеньев:

1) арбитражные суды республик, краев, областей и других субъектов РФ;

2) арбитражные апелляционные суды;

3) федеральные арбитражные окружные суды;

4) Высший Арбитражный Суд РФ.


Суд первой инстанции – это суд, который уполномочен принимать решения по существу основных вопросов дела, например, для уголовного дела – вопросы о виновности или невиновности лица и о применении или неприменении к нему наказания; для гражданского – о доказанности или недоказанности иска и правовых последствиях иска.

В качестве суда первой инстанции может выступать любой суд, но суды первого звена могут быть судами только первой инстанции.

Суд второй (апелляционной и кассационной) инстанции проверяет законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, не вступивших в законную силу. Это может быть любой из судов второго, третьего, четвертого звена.

Суд третьей (надзорной) инстанции проверяет законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, вступивших в законную силу.

Правоохранительные органы - органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, обладающие соответствующей компетенцией и необходимыми для этого материальными ресурсами.

Правоохранительная деятельность - деятельность, осуществляемая специально уполномоченными органами с целью охраны и защиты права путем применения юридических мер воздействия.

Функции правоохранительных органов:

  • конституционный контроль;
  • осуществление правосудия;
  • прокурорский надзор;
  • расследование правонарушений;
  • обеспечение безопасности;
  • исполнение судебных решений;
  • оперативно-розыскная деятельность;
  • охрана общественного порядка;
  • оказание юридической помощи;
  • профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений. 1

Виды правоохранительных органов

  • Суд - осуществляет правосудие, ведает разрешением гражданских, трудовых или иных споров, рассматривает уголовные дела.
  • Прокуратура - осуществляет надзор за соблюдением законов, возбуждает уголовные дела, поддерживает обвинения в суде и представляет государственные интересы в судебном процессе.
  • Органы внутренних дел (милиция, пожарная служба, Государственная инспекция безопасности дорожного движения и др.) - занимаются вопросами законности и правопорядка.
  • Органы государственной безопасности - осуществляют обеспечение безопасности: контрразведы-вательная деятельность, борьба с преступностью и террористической деятельностью, разведывательная деятельность, пограничная деятельность, обеспечение информационной безопасности.
  • Органы таможни - ведают контролем над ввозом и вывозом товаров, взиманием пошлин и сборов.
  • Органы налоговой полиции - осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства.
  • Нотариат - осуществляет удостоверение всевозможных сделок (договоров), оформление наследственных прав, заверение копий документов, принимает на хранение документы и др.
  • Адвокатура - оказание юридической помощи гражданам и организациям. 2

Судебная защита - один из важнейших государственных способов защиты прав, свобод и законных интересов субъектов права (физических и юридических лиц), осуществляемый в форме правосудия и гарантированный государством. Правосудие - деятельность, проводимая судом в специальной процессуальной форме путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях уголовных и гражданских дел и применения согласно нормам закона мер государственного принуждения к правонарушителям либо оправдания невиновных.

Судебная власть в Российской Федерации - вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Принципы деятельности органов судебной власти:

  • осуществление правосудия только судом;
  • законность, равенство всех перед законом и судом;
  • независимость судей;
  • состязательность и равноправие сторон;
  • недопустимость действия обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность либо отменяющего или умаляющего права и свободы человека и гражданина;
  • презумпция невиновности;
  • истолкование сомнений в пользу обвиняемого;
  • освобождение обвиняемого от бремени доказательства своей вины;
  • гласность.

Судебная система Российской Федерации представляет собой упорядоченное построение судов, осуществляющих судебную власть путем отправления правосудия, в соответствии с их компетенцией, имеющих общие задачи, цели, организованных и действующих на единых демократических принципах. В Российской Федерации судебная система построена на основе Конституции и Закона о судебной системе. В судебную систему страны входят как федеральные суды, так и суды субъектов РФ.

К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды; военные и специализированные суды; федеральные арбитражные суды.

Конституционный Суд является органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства; проверяет соответствие Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, конституций и нормативных актов субъектов РФ и др.; разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти и субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан; дает толкование Конституции; выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения. Основные принципы деятельности Конституционного Суда - независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон. Правом обращения в Конституционный Суд обладают все граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства и юридические лица, которые утверждают, что их основные и законные интересы нарушены или не защищены вступившим в законную силу окончательным решением суда или иного государственного органа, а также должностного лица, действующего на территории России.

Верховный суд РФ является высшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции и осуществляет судопроизводство в пределах полномочий РФ; дает разъяснения по вопросам судебной практики, обладает правом законодательной инициативы, вправе пересмотреть в установленном порядке судебные акты любого нижестоящего суда общей юрисдикции по любому делу. Судебные акты Верховного Суда обжалованию и опротестованию не подлежат.

Суды общей юрисдикции. Данная система возглавляется Верховным Судом РФ и подразделяется на общие (гражданские) суды и военные суды. Среднее звено представляют Верховные суды республик в составе федерального значения, краевые суды, областные суды, суды городов федерального значения и т. д. Низшее звено представлено районными судами. Высшее звено военных судов представлено Военной коллегией Верховного Суда РФ. Суды общей юрисдикции рассматривают уголовные, гражданские и административные дела в качестве судов первой и апелляционной инстанции. Верховный Суд РФ и суды среднего звена выполняют функции кассационной и надзорной инстанций. Мировой суд представляет собой низшее звено судебной системы, рассматривающее в упрощенной процедуре незначительные гражданские, административные и уголовные дела. Особенностью мировых судов является то, что они относятся к числу возглавляемых Верховным Судом судов общей юрисдикции, входят в их подсистему, но при этом не являются федеральными. Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков.

Кроме правоохранительных органов в состав организаций по контролю над законностью входят адвокатура и нотариат. Они не относятся к правоохранительным органам непосредственно, потому что не занимаются правоохранительной деятельностью. Адвокатура занимается защитой и представлением интересов российских граждан в судах. Если права граждан ущемлены или если к человеку государство, в лице определенных органов, предъявляет какие-то претензии, человек может обратиться к адвокату, который будет его законным представителем в судах. Адвокаты, защищая интересы граждан, защищают закон, но не являются правоохранительными органами в прямом смысле слова.

Нотариус фиксирует те или иные правовые акты, документы. Он свидетельствует о том, что заключена та или иная сделка, составляет сделки по завещанию или по передаче имущества (рис. 2).

Рис. 2. Нотариус ()

ФСО

Тесно связана с ФСБ Федеральная служба охраны. Это специальное подразделение, которое занимается охраной высших должностных лиц государства. ФСБ и ФСО - схожие службы, а в прошлом они входили в единый Комитет государственной безопасности. Сотрудники ФСО охраняют не только первых лиц государства, они также занимаются охраной объектов государственного значения и иностранных делегаций, которые приезжают в РФ. Подготовка сотрудников осуществляется тоже в специальной академии, где молодые люди готовятся по разным специальностям: охрана первых лиц, радиообеспечение и т. д. Подобные структуры тоже есть в различных странах мира. В США есть Специальная служба охраны президента, занимающаяся еще и контрразведкой и конкурирующая с ЦРУ и ФБР. ФСО таких функций не выполняет.

Реформы в сфере правоохранительных органов затронули, в первую очередь, нотариат. Ставится вопрос о передаче этой организации полномочий по выдаче заграничных паспортов. Эта функция является трудоемкой и длительной по времени. В Советском Союзе граждане мало ездили за границу, так как государство было более закрытым. Сейчас Россия глубоко интегрирована в мировое сообщество, граждане РФ выезжают за границу не только посмотреть мир, но и работать, покупать там имущество, недвижимость. Интеграционные процессы, которые запущены в мире, неизбежно приводят к постоянному перемещению граждан. Проблема с загранпаспортами будет решена, если эти функции будут переданы нотариату.

Существуют и другие организации, занимающиеся правоохранительной деятельностью: частные охранные предприятия (рис. 3) и детективные агентства. Такие организации занимаются охраной частных, а иногда и государственных объектов. Они следят за тем, чтобы не было нарушений общественного порядка. Поскольку они занимаются правоохранительной деятельностью, хотя и являются частными организациями, должны выполнять свои функции в рамках закона.

Рис. 3. Частная охрана ()

Таможня

Федеральная таможня - это правоохранительная служба, которая занимается защитой государства по его границам. Таможенники являются первым барьером на пути иностранных граждан, которые хотят ввезти на территорию России некачественный, контрабандный или запрещенный товар для продажи в РФ. Таможенники занимаются сбором государственных пошлин из ввозимых товаров, которые облагаются специальным государственным налогом. Если бы ввозимые товары не облагались таким налогом на территории РФ, они бы стоили дешевле, но тогда российские товары такого же качества, могли бы не выдержать конкуренции, а это означало бы потерю рабочих мест для российских рабочих. Вследствие этого социальная напряженность в стране могла бы возрасти. Для того чтобы защитить отечественного производителя, страна проводит политику протекционизма, политику поддержки российского производителя. Таможня является одной из старейших организаций. Вплоть до времен Петра І в стране существовала и внутренняя таможня. При пересечении границы одного района с другим, любой купец должен был заплатить налог.

Частная детективная деятельность осуществляется специальными организациями, агентствами или отдельными лицами, имеющими специальную лицензию. Нельзя заниматься правоохранительной деятельностью, не будучи специально подготовленным человеком. Никто не может организовать детективное или охранное агентство, не имея на это определенных прав. Как правило, люди, работающие частными сыщиками, имеют юридическое образование, служили в вооруженных силах или работали в правоохранительных органах. Человек, работающий в этой сфере как частное лицо, должен уметь хранить тайну, поэтому такая деятельность лицензируется государством.

Рис. 4. Курсанты полиции ()

На данном основном уроке шла речь об органах занимающихся лишь косвенно правоохранительными функциями, на следующем уроке пойдет речь о правоохранительных органах занимающихся такой работой непосредственно: полиции (рис. 4), прокуратуре, судах.

Список литературы

  1. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 7. - М.: Просвещение.
  2. Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Обществознание 7. - М.: Дрофа.
  3. Данилов Д.Д., Давыдова С.М., Николаева А.А. и др. Обществознание 7. - М.: Баллас.
  1. E-college.ru ().
  2. Piter-press.ru ().
  3. Be5.biz ().

Домашнее задание

  1. Запишите краткую характеристику основных правоохранительных органов РФ.
  2. Составьте 3 теста на тему правоохранительных органов России.
  3. Составьте небольшой список последних новостей, связанных с ФСБ или ФСО, используя интернет-ресурсы.
  4. * На основе ваших исторических знаний и материала урока, проведите исследование: какие функции правоохранительных органов являются самыми важными на ваш взгляд? Подумайте, насколько эффективны те или иные структуры этих органов, с помощью чего можно было бы улучшить их эффективность?

Вопрос № 2. Понятие, система и общая характеристика правоохранительных и судебных органов Российской федерации.

Правоохранительные органы - специально созданные государством структуры, основной задачей которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с правонарушениями и их предупреждение.

4. Вправе применять от имени государства меры принуждения.

Правоохранительные органы:

1. Судебные органы (Конституционный суд РФ, Конституционные и Уставные суды субъектов, Федеральные суды общей юрисдикции, Федеральные Арбитражные суды, Мировые судьи) ;

2. Органы, осуществляющие организацию, материальное и финансовое обеспечение судов (Верховный суд, Суд. Департамент при Верховном суде);

3.Органы прокуратуры;

4.Органы предварительного расследования (Органы Дознания и Предварительного Следствия);

5.Органы внутренних дел (полиция);

6.Органы исполнительной власти в сфере юстиций (Фед. служба судеб. приставов, Фед. служба исполн. наказаний, Фед. регистрационная служба);

7.Органы обеспечения безопасности страны (Совет безопасности РФ, ФСБ, Органы службы внеш. разведки, Органы федерал. службы охраны, Таможня, Налоговая служба);

8.Уполномоченный по правам человека;

9.Органы, оказывающие юридическую помощь (адвокатура, нотариат, частные детективные и охранные службы).

Вопрос № 3. Общая характеристика и классификация нормативных правовых актов о правоохранительных органах и их деятельности. СТР 18

Правовой акт – один из основных источников права, представляет властное предписание органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, которое устанавливает, изменяет или отменяет правовые нормы (правила поведения)

Деятельность ПО основывается на НПА, которые регламентируют структуру ПО, их полномочия, принципы и порядок деятельности.

Классификация по юридической силе

2. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ

5. Указы Презид

6. НПА субъектов РФ

7. Подзаконные нормативные акты

8. Официальные акты высших судебных органов

Вопрос № 4. Понятие и признаки судебной власти

Судебная власть – это предоставленная судам, как специальным органа государства полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализации этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства.



Признаки судебной власти:

1. Судебная власть – вид государственной власти. Она – одна из трех.

2. Судебная власть осуществляется только специальными государственными органами – судами.

3. Исключительность судебной власти. Никакие другие органы и лица, кроме суда и судей, не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

4. Единство судебной власти . Исчерпывающий перечень судов установлен Конституцией РФ и Законом о судебной системе. Изменение его возможно только на основе изменения этих актов.

5. Независимость, самостоятельность и обособленность судной власти. При выполнении своих функций суды подчиняются только Конституции РФ и закону. Вмешательство влечет за собой уголовную ответственность.

6. Судебная власть осуществляется путем судопроизводства (форма реализации судебной власти),

7. Процессуальный порядок деятельности . регулирующий правила судебной процедуры, является важной гарантией законности деятельности судебной власти, обоснованности и справедливости судебных решений.

8. Подзаконность судебной власти

9. Обязательность постановлений судебной власти .

10. Народное представительство в осуществлении судебной власти.

Вопрос № 5. Суд как орган судебной власти: понятие, виды, порядок создания и упразднения

СТР 39

Суд – специально созданный орган государственной власти, осуществляющий судебную власть путем отправления правосудия при рассмотрении гражданских, уголовных и иных дел в процесс.порядке

Все суды подразделяются на федеральные и суды субъектов Российской Федерации. Порядок образования и деятельности федеральных судов устанавливается на основе Конституции РФ федеральными конституционными законами, а судов субъектов Федерации – с учетом федерального законодательства законами субъектов РФ.



1. Федеральные суды :КС, ВС ,.

Суды общей юрисд.: кассационные, апелляц, верх суды республик краев и тд, районные.

Специализ(пока нет)

Военные(президиум окружного(флотского)в.с., коллегии в.с. , гарнизонные в.с.

Арбитражные: округов, апелляционные, субьектов+ специализированный: по интеллектуальным парва

2. Суды субъектов Российской Федерации : конституционные (уставные) суды и мировых судей. Последние относятся к судам общей юрисдикции.

Конституционные (уставные) суды субъектов рФ могут создаваться самими субъектами Федерации для разрешения вопросов соответствия законов и нормативных правовых актов органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления конституциями (уставами) субъектов Федерации, а также для толкования соответствующих региональных конституционно-правовых норм.

Мировые судьи входят в общую систему судов РФ. Их полномочия, порядок создания и деятельности определяются Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации». В компетенцию дел мировых судей включается рассмотрение дел о менее опасных уголовных преступлениях, некоторых имущественных споров, отдельных трудовых и семейных дел, а также дел об административных правонарушениях.

Порядок создания и упразднения судов (ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации")

1. Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, созданные в соответствии с Конституцией Российской Федерации, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию Российской Федерации. Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом.

2. Должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.

3. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

Надзорная инстанция - суд, наделенный полномочиями по пересмотру судебных постановлений, вступивших в законную силу, в порядке надзора по жалобам лиц, участвующих в деле, и других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями.

Вопрос № 10. Состав…76 и компетенция Конституционного Суда Российской Федерации

Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства (ст. 1 ФКЗ о Конституционном Суде РФ).

Конституционный Суд РФ - призван защитить Конституцию РФ, обеспечить ее верховенство и прямое действие на всей территории государства, защиту основных прав и свобод человека и гражданина, человеческого достоинства, иных конституционных ценностей, основ конституционного строя.

Формирование КС РФ:

Состав – 19 судей

Представлением Президента РФ в Совет Федерации

Назначение на должность конституционного судьи осуществляется (простым большинством голосов при тайном голосовании)

СОСТАВ КС РФ:

· КС РФ возглавляет Председатель КС РФ, который имеет двух заместителей

которые назначаются на должность СФ по представлению Президента РФ сроком на шесть лет из числа судей КС РФ

· Председатель и заместители Председателя КС РФ по истечению срока их полномочий могут быть назначены на должность на новый срок (ст. 23 ФКЗ «О КС РФ»)

· Судьи КС РФ назначаются на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием.

· Полномочия судьи КС РФ не ограничены определенным сроком

· Предельный возраст пребывания в должности судьи КС РФ – 70 лет (не распространяется на Председателя КС РФ

НА СУДЬЮ КС РФ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ НАЛОЖЕНО ДИСЦИПЛИНАРНОЕ ВЗЫСКАНИЕ

КОМПЕТЕНЦИЯ КС РФ:

1. Разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

· ФЗ, НА Президента РФ, СФ, ГД, Правительства РФ

· Конституций республик, уставов, а также законов и иных НА субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению Федерации и субъектов РФ

· Договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ

· Не вступивших в силу международных договоров

2. Разрешает споры о компетенции:

· Между федеральными органами государственной власти

· Между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ

· Между высшими государственными органами субъектов РФ

3. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле

Дает толкование КРФ

5. По запросу СФ дает заключение о соблюдение установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ в государственной измене или иного тяжкого преступления.

Верховный Суд РФ (ВС РФ) – высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, осуществляет в предусмотренных федеральными законами процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Принципиальное значение конституционной нормы заключается в том, что ВС РФ как высшее звено системы судов общей юрисдикции осуществляет судебную власть на всей территории страны, вправе осуществлять правосудие и судебный надзор по всем делам, подсудным районным судам, судам областного звена, военным судам и мировым судьям. Решения, принимаемые ВС РФ по делам его компетенции, являются окончательными.

Функции Верховного Суда РФ

Рассматривает по первой инстанции наиболее сложные и важные уголовные и гражданские дела, подведомственные судам общей юрисдикции;

Проверяет законность и обоснованность приговоров, определений, решений и постановлений судов общей юрисдикции в порядке кассации и надзора;

Дает разъяснения по вопросам судебной практики в форме постановлений Пленума Верховного Суда РФ. Указанные постановления не имеют статуса нормативно-правовых актов, однако обязательны для исполнения всеми судами общей юрисдикции;

Обладает правом законодательной инициативы, а также вправе обращаться в Конституционный Суд РФ с запросами о соответствии Конституции РФ федеральных законов и иных нормативно-правовых актов.

Вопрос № 14. Состав и организация деятельности Верховного Суда Российской Федерации…90

Верховный суд Российской Федерации - высший судебный орган Российской Федерации.

Определяется главой 2 ФКЗ «О Верховном Суде РФ

Судебный Департамент

· На Судебный департамент возложено организационное обеспечение деятельности большинства судов общей юрисдикции и соответствующих органов судейского сообщества.

· Из сферы его деятельности полностью исключен Верховный Суд РФ, который в соответствии с Закона о судебной системе сам обеспечивает свои организационные потребности.

· Из сферы его деятельности почти полностью выведены и создаваемые мировые суды, хотя они отнесены к судам общей.

· Местные органы Судебного департамента должны лишь обеспечивать покрытие расходов на заработную плату и социальные выплаты мировым судьям (Закона о мировых судьях).

· Остальное же материально-техническое обеспечение этих судов – дело местных органов юстиции или органов исполнительной власти соответствующих субъектов Федерации (Закона о мировых судах).

· Судебный департамент возглавляет органы и учреждения, входящие в его систему.

· Основными органами, на которые он должен опираться в обеспечении выполнения функции по организационному обеспечению деятельности судов, являются управления (отделы) Судебного департамента, создаваемые во всех субъектах Федерации.

Вопрос № 19. Верховные суды республик в составе Российской Федерации, краевые и областные суды, суды округов и автономной области, городов федерального значения: состав и полномочия.

Компетенция

1. рассматривают дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной инстанций, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам

2. обращаются в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле (ч. 4 ст. 125 КРФ)

В случае приостановления или прекращения полномочий председателя суда его полномочия осуществляет по решению Председателя Верховного Суда Российской Федерации один из заместителей председателя суда, а при отсутствии у председателя суда заместителей - по решению Председателя Верховного Суда Российской Федерации один из судей этого суда.

Вопрос № 20.Районный (городской) суд: порядок формирования, состав и полномочия…103, фкз о судах общей юрисдикции

Районный суд является основным звеном системы федеральных судов общей компетенции (юрисдикции). Он действует на территории судебного района, которая обычно совпадает с территорией административно-территориальной единицы.

В их ведении решения по многим вопросам как досудебного производства, так и послесудебного разбирательства дел.

Должность Уполномоченного учреждается в соответствии с Конституцией в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государству и органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Требования:

ü лицо, являющееся гражданином РФ, не моложе 35 лет,

ü имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.

Назначается на должность и освобождается от должности ГД по представлению Президента РФ большинством голосов тайным голосованием. Не позднее 30 дней со дня истечения срока полномочий предыдущего Уполномоченного.

Фз "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"

Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации приказом Генерального прокурора Российской Федерации созданы следующие структурные подразделения:

Секретариат Генерального прокурора Российской Федерации (на правах управления);

Организационно - контрольное управление;

Управление кадров;

Управление по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов;

Главное следственное управление:

Статья 40 УПК РФ.

К органам дознания относятся:

1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

2) органы Федеральной службы судебных приставов;

3) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;

4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

3. Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:

1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

2) руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;

3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Функции органов дознания:

дознание по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц (так называемые очевидные преступления), по преступлениям небольшой и средней тяжести. По уголовным делам об иных преступлениях этих категорий дознание может производиться только по указанию прокурора;

производство неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым произвосдство предварительного следствия обязательно (осмотр, обыск, выемка, задержание и допрос подозреваемых, потерпевших и свидетелей, освидетельствование и др.) по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно.

Задачи органов дознания:

· – быстрое и полное раскрытие преступлений;

· чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию

Вопрос № 44. Понятие и виды органов предварительного следствия. Система органов Следственного комитета Российской Федерации и их полномочия…244

Орган предварительного следствия – это должностное лицо, уполномоченное на осуществление деятельности, направленной на досудебное установление всех обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу

Уголовно-процессуальный кодекс относит к органам предварительного следствия следователей:

следственного комитета РФ,

Следственнеы органы ФСБ и МВД

В систему Следственного комитета входят:

1) центральный аппарат Следственного комитета;(Общее руководство деятельностью нижестоящих органов и учреждений, расследование более важных уголовных дел)

2) главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы Следственного комитета;

3) межрайонные следственные отделы, следственные отделы и следственные отделения Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные (в том числе военные), следственные подразделения Следственного комитета.

10. В центральном аппарате Следственного комитета создаются подразделения:

1) главные управления и управления (в том числе управления в составе главных управлений);

2) отделы (в том числе в составе главных управлений и управлений);

3) отделения (в том числе в составе главных управлений, управлений и отделов).

12. В систему Следственного комитета также входят: научные, образовательные, санаторно-курортные, итд

7. Следственный комитет осуществляет следующие полномочия:

1) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации проверку содержащихся в заявлениях и иных обращениях сообщений о преступлениях, производство предварительного расследования по уголовным делам, процессуальный контроль, криминалистическую, судебно-экспертную и ревизионную деятельность, а также проверку деятельности следственных органов и организаций Следственного комитета;

2) обобщает практику применения законодательства

5) принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности

9) организует прием граждан, обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение обращений, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

14) осуществляет кадровое обеспечение центрального аппарата, следственных органов и организаций Следственного комитета, организует дополнительное профессиональное образование кадров;

19) осуществляет материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности

Вопрос № 45. Министерство юстиции Российской Федерации и его органы: основные функции и организация…377

Статус Министерства и соответствующих органов в настоящее время определяется главным образом Положением о Министерстве юстиции РФ (утв. Указом Президента РФ).

Министерство юстиции РФ (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности

Состав органов Министерства юстиции

В соответствии положением гл. 3 Положения о Министерстве юстиции РФ Минюст России возглавляет Министр юстиции РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

Организационная структур

Руководство Министр Заместители Министра Коллегия

Структурные подразделения (отвечающие за деятельность судебных приставов, регистрацию нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, иные участки работы Минюста России, в т. ч. и за вопросы организации работы в самом аппарате Минюста России, его материально-техническое и финансовое обеспечение и др.)

· Департамент регистрации ведомственных нормативных правовых актов(вСЕГО 12 ДЕПАРТАМЕНТОВ)

· Департамент организации и контроля

· Департамент нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения уголовных наказаний и судебных актов

· Федеральные службы (фссп, фсин)

· Территориальные органы (главные управления, управления или отделы в субъектах Р)

· Учреждения

· Научный центр правовой информации

· Российский федеральный центр судебной экспертизы

· Судебно-экспертные учреждения

· Экспертные и консультативные органы при Министерстве юстиции Российской Федерации

Вопрос № 46. Федеральная служба судебных приставов, система ее органов…

Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) - является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

ФССП России создана на основании: Указа Президента Российской Федерации

Служба судебных приставов организуется и действует в соответствии с федеральными законами “О судебных приставах” и “Об исполнительном производстве”.

В состав этой службы входят:

· - департамент судебных приставов Министерства юстиции РФ;

· - служба судебных приставов Управления военных судов Министерства юстиции РФ;

· - службы судебных приставов органов юстиции субъектов РФ;

· - районные, межрайонные подразделения судебных приставов.

Возглавляет службу судебных приставов Главный судебный пристав РФ, являющийся по должности заместителем министра юстиции РФ. Он координирует и контролирует подразделения судебных приставов, назначает и освобождает от должности судебных приставов, проводит их аттестацию.

Структура службы судебных приставов:

Главный судебный пристав РФ (директор)

4 заместителя

Управление организации исполнительного производства

Управление государственной службы и кадров и тд

Территориальные органы: районные отделы, межрайонные, специализированные

Центральный аппарат

Центральный аппарат ФСИН России имеет 18 управлений, которые исполняют свои полномочия по основным направлениям службы: Главное оперативное управление

Управление собственной безопасности

Управление планирования и организационно-аналитического обеспечения

ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (ОВД) – государственные органы исполнительной власти, составная часть правоохранительной системы, главной задачей которой является обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, борьба с преступностью,защита парв и свобод человека и, пресечение и предупреждение преступлений и правонарушений.

Система: Центральный аппарат(департаменты, главные управления. Национальное центральное бюро интерпола, управления)

Руководство(министр, замы,Коллегия МВД)

Образовательные, научно – исследовательские и социально-культурные учреждения: Академия управления

Всероссийский научно-исследовательский институт

Всероссийский институт повышения квалификации работников МВД Росси

Образовательные учреждения профессионального образования системы МВД

Органы внутренних дел непосредственного подчинения МВД России: Линейные управления (отделы, отделения) внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте

Управления (отделы) на особо важных и режимных объекта

Управление по борьбе с организованной преступностью

Территориальные органы внутренних дел На окружном уровне

На межрегиональном

Региональном

Районном

Полиция

Задачи и функции ОВД:

· Оперативно-розыскная деятельность

· Раскрытие и расследование преступлений

· Экспертно - криминалистическая деятельность

· Розыск лиц и похищенного имущества

· Поддержание правопорядка

· Контроль и надзор в сфере обеспечения безопасности дорожного движения

· Контроль и надзор в сфере оборота гражданского и служебного оружия

· Контроль за частной детективной и охранной деятельностью

· Возбуждение дел и производство по делам

· Функции органов внутренних дел разнообразны и их можно разбить на несколько видов:

· 1. Административная функция заключается в исполнительно-распорядительной деятельности аппарата, служб и подразделений органов внутренних дел по орга­низации и осуществлению охраны общественного по­рядка и общественной безопасности в границах полномочий, определенных законами.

· 2. Профилактическая функция

· 3. Оперативно-розыскная функция заключается в вы­явлении соответствующими органами внутренних дел информации о готовящихся или совершенных право­нарушениях (преступлениях) или о лицах, уклоняющих­ся от органов расследования либо отбывания уголовно­го наказания.

· 4. Уголовно-процессуальная функция заключается в рассмотрении заявлений и сообщений о совершенных преступлениях, производстве дознания и досудебного следствия по уголовным делам

· 5. Исполнительная функция органов внутренних дел заключается в исполнении в рамках своей компетенции административных взысканий и уголовных наказаний.

· 6. Охранительная функция органов внутренних дел заключается в охране на договорных началах имущества всех видов собственности юридических и физических лиц.

Вопрос № 49 Министерство внутренних дел Российской Федерации: структура и полномочия.

Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) - федеральное министерство, осуществляющее в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Организация полиции (ст. 4)

Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей (далее - подразделения полиции).

Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Президентом Российской Федерации.

В состав полиции могут входить подразделения:

· уголовного розыска

· кинологической службы

· организация дознания

· организация охраны общественного порядка

· дежурная часть

· оперативное подразделение

· ДПС ГИБДД

Полномочия полиции (ст. 2 ФЗ «О полиции»):

· Пресечение готовящихся и совершенных преступлений, а также других правонарушений

· Раскрытие Розыск,

· Реализация в необходимых случаях оперативно-розыскных мероприятий для пресечения готовящихся и совершенных преступлений и их раскрытия

· 1) требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов,

· 2) проверять документы,

· 3) вызывать в полицию граждан и должностных лиц по расследуемым уголовным делам и находящимся в производстве делам об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях,

· 6) патрулировать населенные пункты и общественные мест

· 7) требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если это необходимо для проведения следственных действий,

· 8) составлять протоколы об административных правонарушениях,

Основные задачи

· обеспечение безопасности объектов государственной охраны

· прогнозирование и выявление угрозы жизненно важным интересам объектов государственной охраны

· предупреждение, выявление и пресечение противоправных посяга­тельств на объекты государственной охраны и охраняемые объекты;

· защита охраняемых объектов;

· участие в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом;;

· информационно-технологическое и информационно-аналитическое обеспечение государственных органов

· обеспечение собственной безопасности.

СОСТАВ ФСО:

ФСО России, имеющая в своем составе службы, управления и другие подразделения, в том числе дислоцированные в субъектах Российской Федерации, которые непосредственно реализуют деятельность федеральных органов государственной охраны, а также подразделения, исполняющие управленческие функции;

Управления специальной связи и информации ФСО России в федеральных округах, центры специальной связи и информации ФСО России;

Подразделения связи специального назначения ФСО России;

Образовательные, научно-исследовательские и иные организации, подведомственные ФСО России, которые обеспечивают деятельность федеральных органов государственной охраны.

Службы, входящие в состав ФСО России.

· Служба безопасности Президента России;· Служба специальной связи и информации.· Служба коменданта Московского Кремля.Президентский полк Президентский оркестр.

Направления:

Основным видом деятельности ФСО России является предоставление государственной охраны Президенту

Еще одним видом деятельности ФСО России является Предоставление государственной охраны лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации. Государственная охрана предоставляется следующим лицам, замещающим государственные должности в РФ: Председателю Правительства РФ, Председателю Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Председателю Конституционного Суда РФ, Председателю Верховного Суда РФ, Председателю Высшего Арбитражного Суда РФ, Генеральному прокурору РФ.

Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федера

Правоохранительные органы - государственные органы, уполномоченные осуществлять деятельность по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека.

В систему правоохранительных органов Российской Федерации входят:

1. органы судебной власти;

2. прокуратура;

3. органы исполнительной власти, осуществляющие правоохранительные функции.

Органы судебной власти в РФ . Судебная власть в Российской Федерации в соответствии с конституционным принципом разделения властей является самостоятельной и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. В России в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» действует следующая система судов:

· Конституционный Суд РФ рассматривает дела об оспаривании конституционности законов и подзаконных актов, даёт толкование Конституции РФ.

· Суды общей юрисдикции .
Возглавляет их Верховный Суд РФ.
Районные суды рассматривают уголовные, гражданские, административные дела, трудовые споры.
Мировые судьи рассматривают дела уголовные, если максимальный срок наказания не превышает трёх лет, о расторжении брака и некоторые другие. Решение мирового судьи может быть обжаловано в районный суд.

· Арбитражные суды рассматривают экономические споры (о заключении и прекращении договоров, о признании права собственности, о банкротстве и пр.) между юридическими лицами (и индивидуальными предпринимателями).

Прокуратура Российской Федерации, во главе с Генеральным прокурором РФ, осуществляет надзор за соблюдением законодательства.

Прокуратура осуществляет свои полномочия независимо от органов государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти, не относится ни к одной из ветвей власти, хотя в Конституции Российской Федерации находится в главе «Судебная власть».

Прокурор приносит протест на противоречащий закону правовой акт; представление должностному лицу с требованием устранить допущенные нарушения закона и привлечь виновное должностное лицо к дисциплинарной ответственности; рассматривает и проверяет обращения граждан, участвует в судебных заседаниях.

Министерство внутренних дел Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти.

Основными задачами МВД России являются:

· совершенствование нормативно-правового регулирования;

· защита прав и свобод граждан;

· предупреждение, пресечение, расследование преступлений и административных правонарушений;

· государственный контроль за оборотом оружия;

· осуществление государственной политики в сфере миграции.

К правоохранительным органам относятся также:
Следственный комитет Российской Федерации (ранее подчинялся прокуратуре)
Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (первоначально входила в МВД)
Федеральная таможенная служба
Федеральная служба исполнения наказаний
и др.


Русский философ И.А. Ильин считал, что необходимо «научить народ самостоятельно думать о государственной жизни, понимать ее задачи и самостоятельно действовать во имя ее целей». Нужно ли это делать в наше время? Если такую задачу не решать, то каковы будут последствия этого? Объясните ваш ответ.

Задача, сформулированная Ильиным (1883–1954) актуальна для всех времен. В наше время это особенно важно и является необходимым условием построения гражданского общества. Если в условиях монархии или при советской власти в СССР народу была уготована роль послушного исполнителя распоряжений руководства, то в демократическом государстве от каждого человека требуется понимание задач государственной жизни и активная жизненная позиция. Последствия недостаточного внимания к этому мы видим вокруг себя. Обострение противоречий в обществе может привести к социальному взрыву. Можно остановиться на следующих моментах:

· Люди не понимают причин и последствий происходящих событий. В результате, таких людей легко склонить к любой точке зрения, заставить действовать в своих интересах.

В 90-е годы реально возникала опасность распада России как единого государства. О том, что Запад предпримет такую попытку, Ильин предупреждал задолго до крушения коммунистического режима.

Более конкретный пример - нападения собак на людей в крупных городах. Обеспечение безопасности граждан является важнейшей задачей администрации, и совершенно неприемлемы попустительство как по отношению к бродячим собакам, так и к безответственным владельцам собак агрессивных пород.

· Люди не связывают свои действия с интересами страны.

Тут и манипулирование голосами избирателей (подкуп, голосование «по указке»); распродажа национальных богатств, обкрадывание сограждан ради личного обогащения; равнодушное принятие вредных для страны решений (например, введение ЕГЭ и ГИА в школах страны); коррупция.

3. Вам поручено составить план ознакомления учащихся вашего класса с учреждениями и памятниками культуры своего города (области). Как вы будете выполнять это поручение? Намечаемые действия объясните.

Если не брать во внимание бюрократию, для которой «бумажная» работа является основной целью и результатом, составление плана - важный этап любой деятельности, способствующий ее успеху. Основные требования к плану:

1. он должен быть реально выполнимым,

2. решать поставленные задачи,

3. быть удобным в работе.

Такое действие, как ознакомление с памятниками культуры, может быть успешным только при условии заинтересованности со стороны учащихся. Будет правильным привлечь товарищей к работе с первого этапа - выяснения имеющихся объектов для ознакомления (источники - Интернет, библиотека, полезно установить связь с учреждениями культуры).

На втором этапе можно предложить классу разбиться на группы и подготовить презентации по выбранным объектам. Знакомство с презентациями можно провести в форме конкурса, защиты проектов. Сейчас от всех школ требуют работу над исследовательскими проектами, поэтому, если оформить этот этап как проектную деятельность, можно рассчитывать на серьезную поддержку со стороны педагогического коллектива.

Неплохо посетить ряд объектов с экскурсией.

Таким образом, работа над планом будет включать :

1. Обсуждение предлагаемой работы с активом или всем классом

2. Определение календарных сроков для основных этапов, с учетом каникул и других мероприятий

3. Определение ответственных (старших в группах)

4. Оценка по экскурсиям финансовых затрат и возможностей, поиск спонсоров

5. Оформление плана в наглядном виде (например: дата, содержание работы, ответственный)

6. Утверждение плана

7. Корректировка и уточнение по результатам каждого этапа

8. Анализ результатов (обсуждение, выводы на будущее)