Тема 3 правовое регулирование охраны труда. Правовые основы охраны труда

  • Дата: 21.01.2021

Согласно ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в РФ охраняются труд и здоровье граждан, а в ч. 3 ст. 37 гарантируется каждому право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

В соответствии с ч. 1 ст. 209 ТК РФ охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально‑экономические, организационно‑технические, санитарно‑гигиенические, лечебно‑профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Нормативно‑правовая база охраны труда включает в себя: Конституцию РФ, международные договоры и соглашения, ТК РФ, а также другие федеральные законы, содержащие нормы об охране труда, подзаконные нормативно‑правые акты федеральных исполнительных органов, законы и иные нормативно‑правовые акты субъектов РФ.

Развивая требования Конституции РФ и ст. 1 ТК РФ, государство осуществляет свою деятельность по охране труда в следующих направлениях:

– обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

– принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

– государственное управление охраной труда;

– государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда;

государственная экспертиза условий труда;

– установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

– содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

– профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников и т. д.

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики а также нормативно‑правовому регулированию в сфере труда, и другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.



Если федеральному органу исполнительной власти предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативного правового регулирования в области охраны труда, то он обязан согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно‑правовому регулированию.

На граждан РФ, работающих по найму в других государствах, распространяется законодательство об охране труда государства работодателя, а на иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в организациях, находящихся под юрисдикцией РФ, распространяется законодательство об охране труда РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Правовое регулирование правоотношений, связанных с охраной труда осуществляется системой нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда. Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально‑трудовых отношений. Перечень их видов, порядок разработки, утверждения и сроки пересмотра установлены Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1160 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда». Например:

1) межотраслевые правила по охране труда (ПОТ РМ), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ РМ);

2) отраслевые правила по охране труда (ПОТ РО), типовые инструкции по охране труда (ТИ РО);

3) правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ);

4) государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ ССБТ);

5) строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП);

6) государственные санитарно‑эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПин), санитарные нормы (СН)).

На основании типовых инструкций и правил по охране труда разрабатываются инструкции по охране труда для конкретного работника или видов работ. Работодатель, разрабатывая инструкции по охране труда, не должен отступать от требований вышеуказанных актов, а также требований безопасности, изложенных в документации, прилагаемой к используемому оборудованию. Эти правила охраны труда на рабочем месте закрепляются в должностной инструкции работника или утверждаются приказом работодателя в виде инструкции по охране труда к конкретному рабочему месту или видам работ. Инструкции хоть и различны по содержанию, но в основном состоят из следующих разделов.

1. Общие требования к безопасности.

2. Требования к безопасности перед началом работы.

3. Требования безопасности в аварийных ситуациях.

4. Требования безопасности по окончании работы.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки: качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда; правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу работу с вредными и (или) опасными условиями труда; соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда; фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации.

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1 Понятие и значение охраны труда

2 Нормативно-правовое регулирование охраны труда

ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА РАБОТНИКОВ НА ОХРАНУ ТРУДА

1 Требования и организация охраны труда

2 Обеспечение прав работников на охрану труда

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ введенной в действие с 1 февраля 2002 г. Трудовой кодекс РФ к числу основных принципов правового регулирования трудовых отношений относит обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска .

На современном этапе развития общества перед государством стоит задача повышения благосостояния населения на основе динамичного и устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности страны. Решение этой задачи под силу только людям, профессиональный уровень которых отвечает современным квалификационным требованиям, а совокупность их физических, умственных и эмоциональных возможностей позволяет им выполнять работу определенного объема и качества в течение установленной продолжительности рабочего времени без ущерба своему здоровью, т.е. при осуществлении надежной охраны их труда. Возникла необходимость в новых подходах к формированию человеческого капитала, в том числе необходимость в совершенствовании правового механизма охраны здоровья работающего населения, с учетом перспектив развития общества.

Цель данной работы - рассмотреть положения охраны труда на предприятиях и выявить, как обеспечиваются права работников на охрану труда. В соответствии с этим были поставлены следующие задачи: определить основные направления государственной политики в области охраны труда, требования охраны труда, организации труда.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1 Понятие и значение охраны труда

Решение конкретных проблем улучшения условий труда и охраны здоровья работающего населения достигается в процессе осуществления государством таких важнейших функций, как формирование государственной политики в области охраны труда; государственное управление охраной труда; создание нормативно-правовой базы, в том числе государственных нормативных требований охраны труда, направленных на охрану труда работников; обеспечение реализации этих актов; государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями требований охраны труда.

В ч. 1 ст. 209 ТК РФ охрана труда определена как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Перечисленные мероприятия призваны оградить работников в процессе трудовой деятельности от воздействия вредных производственных факторов и опасных производственных факторов. Под вредным производственным фактором понимается воздействие на работника условий труда, которое может привести к его профессиональному заболеванию. Опасным производственным фактором является воздействие на работника условий труда, которое может привести к травме .

Государственная деятельность в сфере охраны труда, которая призвана создать систему мероприятий по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, должна протекать по следующим направлениям:

) обеспечения приоритетного сохранения жизни и здоровья работников;

) принятия и реализации нормативных правовых актов Российской Федерации и ее субъектов об охране труда, а также федеральных, региональных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

) профилактики несчастных случаев и повреждения здоровья работников;

) государственного управления охраной труда;

) государственного надзора за соблюдением требований охраны труда;

) государственной экспертизы условий труда;

) расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

) защиты законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основании обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

) установления компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, не устранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;

) координации деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;

) распространения передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

) участия государства в финансировании мероприятий по охране труда;

) подготовки и повышения квалификации специалистов по охране труда;

) организации государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, об их материальных последствиях;

) обеспечения функционирования единой информационной системы, охраны труда;

) международного сотрудничества в области охраны труда;

) проведения эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение новой техники и технологий, обеспечивающих безопасность труда, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

) установления порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет работодателей.

Перечисленные направления государственной деятельности в сфере труда обеспечиваются путем принятия нормативных правовых актов органами государственной власти Российской Федерации и её субъектов, органами местного самоуправления, а также заключения соглашений и коллективных договоров. Реализация этих нормативных правовых актов происходит в конкретных организациях и работодателями - физическими лицами. Контроль за соблюдением содержащихся в указанных актах положений должны осуществлять государственные органы, органы местного самоуправления и представители работников в лице профессиональных союзов в пределах имеющихся у них полномочий .

1.2 Нормативно-правовое регулирование охраны труда

Законодательство Российской Федерации об охране труда основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из ТК РФ, других федеральных законов, содержащих нормы по охране труда в различных отраслях производства, таких, например, как Федеральный закон от 21 июля 1997 года №116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Федеральный закон от 9 января 1996 года №3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", Федеральный закон от 7 ноября 2000 года №136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием"; Федеральный закон от 8 апреля 2000 года №50-ФЗ "О ратификации Конвенции 1986 г. об охране труда при использовании асбеста", Федеральный закон от 30 марта 1999 года №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральный закон от 20 июня 1996 года №81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности", а также законов и иных нормативных правовых актов, принятых субъектами Российской Федерации .

Такие нормативные акты позволяют учесть специфику условий труда отдельных категорий работников в различных отраслях производства и соответственным образом обеспечить охрану их труда.

Некоторые Федеральные законы, регулирующие социально-экономические отношения, затрагивают вопросы, связанные с охраной труда, такие как:

Федеральный закон от 1 мая 1999 года №92-ФЗ "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений";

Федеральный закон от 12 января 1996 года №10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".

Законы и иные нормативные акты по охране труда, принятые субъектами Российской Федерации, не должны противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по совместным предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Действие законодательства о труде и об охране труда распространяется согласно статье 11 ТК РФ на:

трудовые отношения и иные, непосредственно связанные с ними отношения;

другие отношения, связанные с применением личного труда, если это предусмотрено ТК РФ либо иным федеральным законом;

работодателей (физических и юридических лиц), независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;

трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных либо учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если другое не предусмотрено международным договором Российской Федерации .

правовой нормативный охрана труд

2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА РАБОТНИКОВ НА ОХРАНУ ТРУДА

2.1 Требования и организация охраны труда

Согласно части 1 статьи 219 ТК РФ каждый работник имеет право на:

рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда.

Согласно статье 379 ТК РФ в целях самозащиты трудовых прав работник, известив работодателя или своего непосредственного руководителя или иного представителя работодателя в письменной форме, имеет право отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также отказаться от исполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.

На время приостановления работы не по вине работника за ним сохраняются место работы (должность) и средний заработок, иные права, предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права;

обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с федеральным законом.

В соответствии с Законом №125-ФЗ обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, являясь видом социального страхования, в статье 1 предусматривает:

"обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска;

возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию".

Перевозка работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по иным медицинским показаниям, в лечебные учреждения или к месту жительства производится транспортными средствами организации либо за ее счет. Все организации вне зависимости от форм собственности обязаны страховать своих работников;

обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.

Условия труда, предусмотренные трудовым договором, должны соответствовать требованиям по охране труда. Наличие вредных и (или) опасных условий труда обязательно должно быть указано в договоре.

отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности .

При отказе работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения этой опасности.

Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором (контрактом), не влечет за собой его привлечения к дисциплинарной ответственности .

В случае если предоставление другой работы по объективным причинам невозможно, время простоя работника до устранения опасности для его жизни и здоровья оплачивается работодателем в соответствии с действующим законодательством;

обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя.

В случае необеспечения работника средствами индивидуальной и коллективной защиты (в соответствии с нормами) работодатель не вправе требовать от работника выполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой в соответствии с законодательством Российской Федерации;

обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя.

Порядок обучения безопасным методам и приёмам труда регламентируется Постановлением Минтруда Российской Федерации №1 и Министерства образования Российской Федерации №29 от 13 января 2003 года "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" и приложением к нему, которое так и называется "Порядок обучения по охране труда проверки знаний требований охраны труда работников организаций", и статьей 225 ТК РФ .

Этот нормативный акт разработан для обеспечения профилактических мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и устанавливает общие положения обязательного обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда всех работников.

2.2 Обеспечение прав работников на охрану труда

В целях обеспечения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 50 работников создается служба по охране труда или вводится должность специалиста по охране труда. Данную должность должны замещать лица, имеющие соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Таким образом, из содержания ч. 1 ст. 217 ТК РФ можно выделить два юридически значимых обстоятельства, возникновение которых влечёт обязанность по созданию службы охраны труда либо по введению должности специалиста по охране труда. Во-первых, таким обстоятельством является осуществление в организации производственной деятельности, то есть деятельности, в результате которой производится соответствующий продукт. На другие организации, например, оказывающие услуги населению, рассматриваемое правило не распространяется. Во-вторых, обстоятельством, возникновение которого служит основанием для создания службы охраны труда или введения должности специалиста по охране труда, является наличие в организации производственной сферы 51 или более работника. В данном случае учитываются лица, которые состоят с организацией в трудовых отношениях .

Структура службы охраны труда в организации или численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций Минтруда РФ. Однако данные рекомендации не являются для работодателя обязательными. Поэтому выполнением требований законодательства следует признать создание службы охраны труда или введение должности специалиста по охране труда при доказанности названных юридически значимых обстоятельств.

Служба охраны труда в организации создается для обеспечения соблюдения требований охраны труда. Работники данной службы должны проводить мероприятия, направленные на охрану жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, в частности по надлежащему использованию средств индивидуальной и коллективной защиты, безопасных методов и приемов, а также других мероприятий, предусмотренных законодательством и локальными актами организации. Служба охраны труда может заявить о нарушении требований по охране труда в государственную инспекцию труда. Подобное сообщение должно быть рассмотрено в установленные законодательством сроки. Однако служба по охране труда не может самостоятельно обратиться в судебные органы с заявлением об устранении нарушений прав работников на охрану труда.

Служба по охране труда в ст. 22 ГПК РФ не отнесена к числу субъектов, обладающих правом на обращение за судебной защитой. В связи с чем работники службы по охране труда могут обратиться в суд только при наличии доверенности от работодателя или работника, в которой указано полномочие на возможность защиты в судебном порядка прав в области охраны труда. Служба по охране труда может довести информацию о нарушении трудовых прав работников в сфере охраны труда до профсоюзов, которые обладают полномочиями по защите прав и интересов своих членов, в том числе и в судебном порядке. Аналогичными полномочиями обладает и специалист по охране труда в организации, который не может обращаться в судебные органы с заявлением в защиту прав других лиц, то есть работников. Однако документы, подготовленные службой охраны труда, специалистом по охране труда должны получить оценку в качестве доказательств, в том числе и при рассмотрении заявлений о нарушении прав в области охраны труда в судебном порядке .

В организациях по инициативе работодателя и по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты по охране труда. В их состав входят в равном количестве представители работодателя и работников. Типовое положение о комитете по охране труда утверждено Минтрудом РФ. В соответствии с ч.2 ст.218 ТК РФ комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах таких проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда. Таким образом, создание комитета (комиссии) по охране труда в организации является правом полномочных представителей работодателя и работников.

Представители работников и работодателя определяют и полномочия комитета (комиссии) по охране труда в организации. Поэтому в ч. 2 ст. 218 ТК РФ компетенция комитета по охране труда не определена исчерпывающим образом. В комитет по охране труда в организации могут входить работники службы по охране труда либо специалист по охране труда. Комитет (комиссия) по охране труда может быть создан как в организациях, в которых имеется служба охраны труда либо специалист по охране труда, так и в организациях, в которых они отсутствуют.

Полномочные представители работодателя обязаны создавать условия для работы комитета (комиссии) по охране труда, в частности, не препятствовать проведению его членами проверок по соблюдению правил по технике безопасности и производственной санитарии на рабочих местах. Комитет (комиссия) по охране труда также не может самостоятельно заявлять требования по устранению нарушений в сфере охраны труда в судебном порядке. Однако он вправе сообщать сведения о подобных нарушениях в органы государственной инспекции труда. Кроме того, члены комитета по охране труда являются представителями работодателя и работников. В связи с чем они могут получить полномочия по защите прав и законных интересов в суде соответственно от работодателя либо от органа, представляющего работников .

Службы по охране труда, специалист по охране труда, комитет по охране труда могут участвовать в подготовке локальных нормативных правовых актов, например, осуществлять сбор предложений по формированию раздела коллективного договора по охране труда, готовить проекты других актов в области охраны труда. Заключение перечисленных органов и лиц может стать одним из доказательств при рассмотрении заявлений о признании недействующим локального нормативного акта в области охраны труда в суде и правовой инспекции труда.

Службы по охране труда, специалист по охране труда, комитет по охране труда могут принимать участие в применении нормативных правовых актов по охране труда. В частности, они могут вносить работодателю предложения по содержанию правоприменительных актов, издаваемых его полномочными представителями. Принятые ими документы являются допустимым доказательством при разрешении заявлений по применению норм по охране труда государственной инспекцией труда и судом.

Работодатель, работники могут наделить службы по охране труда, специалиста по охране труда, комитеты по охране труда и другими полномочиями с целью создания более благоприятных по сравнению с законодательством условий по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Однако указанные органы и лица не могут ограничивать права и свободы работников, гарантированные законодательством. Таким образом, цель их деятельности заключается в создании условий по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как правовой институт охрана труда включает в себя нормы, устанавливающие права и обязанности работников и работодателей по вопросам безопасности и гигиены труда, а также конкретизирующие их с помощью правил и инструкций по охране труда; специальные нормы о компенсациях для лиц, работающих в тяжелых, вредных или опасных условиях; нормы об охране труда женщин, несовершеннолетних работников, лиц с пониженной трудоспособностью; нормы, регулирующие организацию работы по охране труда; правила расследования и учета несчастных случаев на производстве.

Охрана труда имеет социальное, экономическое и правовое значения. Социальное значение охраны труда состоит в том, что охрана труда способствует укреплению (сохранению) здоровья работников от вредных и опасных производственных факторов. Экономическое значение охраны труда реализуется в росте производительности труда, подъеме экономики, увеличении производства. Правовое значение охраны труда состоит в правовом регулировании работы по способностям с учетом тяжестей условий труда, физиологических особенностей женского организма, организма подростков и трудоспособности инвалидов. Кроме того, вопросы охраны труда являются объектом организационно-управленческих отношений трудового коллектива (соответствующего профсоюзного органа) с работодателем, а также социально-партнерских отношений на федеральном, отраслевом, региональном уровнях.

В правовом регулировании охраны труда широко сочетаются централизованные нормы трудового законодательства, которые устанавливают минимум правовых мер по охране труда, с договорным методом, повышающим, конкретизирующим этот минимум на основании соглашений, коллективных договоров, а также трудовых договоров.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 30.12.2008 г.) // Российская газета от 25.12.1993 г.

2.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года №197-ФЗ (в ред. от 31.12.2008 г.) // СЗ РФ, 07.01.2002, №1 (ч. 1), ст. 3.

.Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 года №138-ФЗ (в ред. от 05.04.2009г.) // СЗ РФ, 18.11.2002, №46, ст. 4532.

.Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 года №1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» // "Российская газета", №35, 22.02.2003.

.Беймлер П.Ю. Охрана труда в конституционном праве // Юридические науки. №4 (26), 2007 г., с.47.

.Власов В.И., Крапивин О.М. Охрана труда: вопросы правового регулирования. - М.: Ось-89, 2006 г., с.304.

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

ОХРАНА ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Материал подготовлен с использованием правовых актов

Под общей редакцией

Ю.Л. ФАДЕЕВА

ВВЕДЕНИЕ

Охрана жизни и здоровья работников - первостепенная задача и государства, и работодателя по отношению к результатам трудовой деятельности, что является общечеловеческим принципом, отвечающим Всеобщей декларации прав и свобод человека, конвенциям и декларациям Международной организации труда, а также соответствует международным обязательствам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации.

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации). Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.

Согласно статье 37 Конституции Российской Федерации право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, - одно из основных прав человека и гражданина. А охрана труда и здоровья людей провозглашена в части 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации как одно из основных направлений социальной политики Российской Федерации.

Закрепление этого конституционного принципа в Трудовом кодексе Российской Федерации (далее - ТК РФ) обязывает работодателя в первую очередь обеспечить своим работникам безопасные условия труда вне зависимости от того, в какой отрасли производства работник занят и вне зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности организации.

Это направление реализуется путем провозглашения в нормативных правовых актах различного уровня жизни и здоровья человека высшей ценностью и установления ответственности за нарушение данного принципа. Действующая система стандартов по охране труда, межотраслевых и отраслевых правил и норм конкретизирует законодательство по охране труда.

Целый ряд документов регулируют вопросы, непосредственно связанные с охраной труда, такие как: обучение по охране труда, трудовой дисциплины, обязательное социальное страхование, возмещение при несчастных случаях и профессиональных заболеваниях на производстве, особенности трудовой деятельности отдельных категорий работников, гарантий и компенсаций работников, вопросы обеспечения безопасных условий труда и другое.

Согласно части 2 статьи 210 ТК РФ реализация этого направления государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

Минтруд Российской Федерации координирует и направляет деятельность отраслевых министерств и ведомств в сфере охраны труда.

На уровне Федерации административный контроль в сфере охраны труда осуществляют Федеральная инспекция труда, Государственный архитектурно-строительный надзор, Государственный горный и промышленный надзор, Госэнергонадзор, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Государственный пожарный надзор, которые имеют в субъектах Федерации региональные отделения и службы. В организациях и на предприятиях действуют службы по охране труда, взаимодействующие с работодателем, профсоюзами и с инспекцией по труду.

Обеспечение безопасных условий труда на производстве очень актуальная проблема для современной Российской Федерации, поскольку несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания влекут физические и нравственные страдания для граждан, сокращение продолжительности жизни, а иногда и смерть.

Для того, чтобы изменилась ситуация в этой сфере, необходимо общественное осознание того, что жизнь человека - это важнейшая ценность, которая у него есть, юридическое закрепление прав работников в сфере обеспечения безопасных условий труда, а также установления законодательного механизма, регулирующего отношения между работодателями и их работниками.

30 июня 2006 года принят Федеральный закон N 90-ФЗ ";О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"; (далее - Закон N 90-ФЗ), который вступил в действие с 6 октября 2006 года. Внесены изменения в более чем 300 статей ТК РФ, его текст дополнился 13 новыми статьями.

По тексту ТК РФ понятие ";организация"; заменено на понятие ";работодатель";, что позволяет снять формальные препятствия при применении норм трудового права в случаях, когда работодатель не является юридическим лицом. Теперь работодатель обязан выплатить денежную компенсацию своим работникам, если были задержки с выплатой зарплаты, отпускных и других начислений. При этом уточняется, что эти обязательства возникают независимо от наличия вины работодателей.

Представители работников наделены правом требовать от работодателя рассмотрения их заявлений о привлечении к дисциплинарной ответственности не только руководителей организаций и их заместителей, а также руководителей структурных подразделений. Оговорены вопросы профессиональной подготовки и повышения квалификации работников организации.

Наконец-то разрешен часто возникающий на практике вопрос, какой же отпуск можно заменить денежной компенсацией - удлиненный, оставшийся с прошлых лет, основной или дополнительный? Законом N 90-ФЗ установлено, что компенсации подлежит часть каждого ежегодного оплачиваемого отпуска, которая превышает 28 календарных дней. Изменились также и нормы работы для совместителей. Разрешено трудиться по совместительству полный рабочий день (смену) работнику, который свободен в этот день от исполнения своих основных обязанностей.

В числе изменений, которые внесены в ТК РФ, наиболее существенными являются следующие:

впервые введен временный перевод по соглашению сторон;

внесены изменения в критерии заключения срочных договоров в организациях в сфере малого бизнеса - это право осталось только за работодателями, численность работников которых составляет до 35. В ранее действовавшем законодательстве использовался критерий - до 40 человек. Что касается розничной торговли и сферы бытового обслуживания, то здесь критерий изменился - до 20 человек, вместо ранее действовавшего - до 25;

в связи с увеличением количества праздничных дней уменьшен коэффициент расчета среднего дневного заработка с ранее действовавшего 29,6 до 29,4;

изменен также порядок расчета среднего дневного заработка для оплаты отпусков, вместо ранее действовавшего расчета за 3 месяца введен подсчет за 12 месяцев;

в случае сокращения работодателем численности работающих или штата работнику должны быть предложены все свободные должности;

в ранее действовавшем законодательстве ученический договор возможно было заключить только на переобучение без отрыва от работы. В принятом Законе предоставлена возможность заключения такого договора на профессиональное обучение, которое также может проводиться без отрыва от работы. В обоих случаях обучение возможно будет осуществлять как с отрывом, так и без отрыва от работы;

работодателю, который осуществляет производственную деятельность и имеет более 50 работников, вместо ранее действовавшего критерия - 100 работников, предписано создавать службу охраны труда;

также увеличено обязательное финансирование улучшения условий труда с ранее действовавших 0,1% от затрат на производство продукции до 0,2%.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Вопросы охраны труда охватывают целый круг понятий и направлений в сфере социально-трудовых отношений. Поэтому следует различать охрану труда в узком и широком смысле.

В широком смысле под охраной труда понимают систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, которая, согласно статье 209 ТК РФ, включает правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

В узком смысле охрана труда рассматривается как один из разделов трудового права, который выступает в виде совокупности правовых средств обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности.

Считаем необходимым привести расшифровку некоторых основных понятий и терминов, которые будут использованы в настоящей книге.

Охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, обеспечивающие оптимальные условия труда (статья 209 ТК РФ).

Аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка рабочих мест на соответствие государственным нормативным требованиям гигиены и охраны труда, обеспечивающим безопасные условия трудовой деятельности (приложение N 18 к ";Руководству по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. Руководство. Р 2.2.2006-05";, утвержденному Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 29 июля 2005 года (далее - Руководство 2.2.2006-05)).

Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов (статья 209 ТК РФ).

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) - основанное в 1946 году учреждение ООН, деятельность которого направлена на борьбу с особо опасными болезнями и разработку международных санитарных правил. Всемирная организация здравоохранения координирует осуществление программ, нацеленных на решение проблем охраны здоровья и максимальное укрепление здоровья всего населения Земли (по материалам Глоссарий.ru).

Вредные условия труда - условия труда, характеризующиеся наличием вредных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающие неблагоприятные последствия на организм работающего или его потомство (Руководство 2.2.2006-05).

Вредный производственный фактор - фактор среды и трудового процесса, воздействие которого на работающего при определенных условиях может вызвать профессиональное заболевание или другое нарушение состояния здоровья, повреждение здоровья потомства (Руководство 2.2.2006-05).

Гарантии - средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений (часть 1 статьи 164 ТК РФ).

Гигиена труда - профилактическая медицина, изучающая условия и характер труда, их влияние на здоровье и функциональное состояние человека и разрабатывающая научные основы и практические меры, направленные на профилактику вредного и опасного действия факторов производственной среды и трудового процесса на работающих (приложение N 18 к Руководству 2.2.2006-05).

Гигиенические нормативы условий труда - уровни вредных производственных факторов, которые при ежедневной (кроме выходных дней) работе, но не более 40 часов в неделю в течение всего трудового стажа не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений (Руководство 2.2.2006-05).

Дисциплинарный проступок - это виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.

Должностное лицо - служащий, осуществляющий функции представителя власти, занимающий временно или постоянно в государственных, общественных учреждениях, организациях и на предприятиях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административных функций, либо выполняющий их по специальному полномочию (по материалам Глоссарий.ru).

Заработная плата (оплата труда работников) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1 статьи 129 ТК РФ).

Защита временем - уменьшение вредного действия неблагоприятных факторов производственной среды и трудового процесса на работающих за счет снижения времени их действия: введение внутрисменных перерывов, сокращение рабочего дня, увеличение продолжительности отпуска, ограничение стажа работы в этих условиях (приложение N 18 к Руководству 2.2.2006-05).

Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (приложение N 18 к Руководству 2.2.2006-05).

Компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами (часть 2 статьи 164 ТК РФ).

Напряженность труда - характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника (приложение N 18 к Руководству 2.2.2006-05).

Несчастный случай на производстве - событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных федеральным законом случаях, как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть (статья 3 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ ";Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"; (далее - Закон N 125-ФЗ)).

Опасная зона - это пространство, в котором возможно воздействие на работающего опасного и (или) вредного производственных факторов (по материалам Глоссарий.ru).

Опасный производственный фактор - фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья, смерти (Руководство 2.2.2006-05).

Опасные (экстремальные) условия труда - условия труда, характеризующиеся такими уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных заболеваний (Руководство 2.2.2006-05).

ПДК - предельно допустимая концентрация вредных веществ.

ПДУ - предельно допустимый уровень.

Производственная деятельность - совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг (статья 209 ТК РФ).

Профессиональное заболевание - это хроническое или острое заболевание застрахованного, являющееся результатом воздействия на него вредного (вредных) производственного (производственных) фактора (факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности (статья 3 Закона N 125-ФЗ).

Профессиональный риск - это вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти, связанная с исполнением обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных законом случаях (приложение N 18 к Руководству 2.2.2006-05).

Работоспособность - состояние человека, определяемое возможностью физиологических и психических функций организма, которое характеризует его способность выполнять конкретное количество работы заданного качества за требуемый интервал времени (приложение N 18 к Руководству 2.2.2006-05).

Рабочий день (смена) - установленная законодательством продолжительность (в часах) работы в течение суток (приложение N 18 к Руководству 2.2.2006-05).

Рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (статья 209 ТК РФ).

Сертификат соответствия работ по охране труда - документ, удостоверяющий соответствие проводимых работодателем работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда (статья 209 ТК РФ).

Средства индивидуальной и коллективной защиты работников - технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения (статья 209 ТК РФ).

Страховой случай - это подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию (статья 3 Закона N 125-ФЗ).

Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (статья 129 ТК РФ).

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (статья 129 ТК РФ).

Трудоспособность - состояние человека, при котором совокупность физических, умственных и эмоциональных возможностей позволяет трудящемуся выполнять работу определенного объема и качества (приложение N 18 к Руководству 2.2.2006-05).

Тяжесть труда - характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную и другие), обеспечивающие его деятельность (Руководство 2.2.2006-05).

Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника (статья 209 ТК РФ).

Юридическое лицо - это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (часть 1 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)).

1.1. Законодательство Российской Федерации

об охране труда и сфера его применения

Законодательство по охране труда в настоящее время характеризует то, что сейчас на территории Российской Федерации действует около 3 тысяч нормативных актов, регулирующих отношения в сфере охраны труда, большая часть которых принята еще исполнительными органами бывшего СССР, такие как Постановления Совмина РСФСР, Кабинета Министров СССР, Совмина СССР и ВЦСПС, Госкомтруда СССР и ВЦСПС, приказы, письма различных министерств и ведомств, государственные нормативы, методические указания.

Столь крупная нормативная база документов, принятых еще к тому же в иных социально-экономических условиях, создает определенную сложность в регулировании отношений в сфере охраны труда.

Из более 50 конвенций, ратифицированных Российской Федерацией, более 20 непосредственно затрагивают вопросы создания безопасных условий и охраны труда. Законодательство Российской Федерации об охране труда основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из ТК РФ, других федеральных законов, содержащих нормы по охране труда в различных отраслях производства, таких, например, как Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ ";О промышленной безопасности опасных производственных объектов";, Федеральный закон от 9 января 1996 года N 3-ФЗ ";О радиационной безопасности населения";, Федеральный закон от 7 ноября 2000 года N 136-ФЗ ";О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием"; (далее - Закон N 136-ФЗ); Федеральный закон от 8 апреля 2000 года N 50-ФЗ ";О ратификации Конвенции 1986 г. об охране труда при использовании асбеста";, Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ ";О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";, Федеральный закон от 20 июня 1996 года N 81-ФЗ ";О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности"; (далее - Закон N 81-ФЗ), а также законов и иных нормативных правовых актов, принятых субъектами Российской Федерации.

Такие нормативные акты позволяют учесть специфику условий труда отдельных категорий работников в различных отраслях производства и соответственным образом обеспечить охрану их труда.

Некоторые Федеральные законы, регулирующие социально-экономические отношения, затрагивают вопросы, связанные с охраной труда, такие как:

Федеральный закон от 1 мая 1999 года N 92-ФЗ ";О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений";;

Федеральный закон от 12 января 1996 года N 10-ФЗ ";О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности";.

Законы и иные нормативные акты по охране труда, принятые субъектами Российской Федерации, не должны противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по совместным предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Действие законодательства о труде и об охране труда распространяется согласно статье 11 ТК РФ на:

трудовые отношения и иные, непосредственно связанные с ними отношения;

другие отношения, связанные с применением личного труда, если это предусмотрено ТК РФ либо иным федеральным законом;

работодателей (физических и юридических лиц), независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;

трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных либо учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если другое не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Согласно той же статье 11 ТК РФ трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном ТК РФ порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):

";военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы;

члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);

лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера;

другие лица, если это установлено федеральным законом";.

На граждан, работающих на территории иностранного государства, распространяется законодательство о труде и охране труда этого государства. А что касается иностранных работников, работающих на территории Российской Федерации, то на них распространяется наше законодательство, если только международным договором между Российской Федерацией и этим государством не предусмотрено иное.

В соответствии с частью 2 статьи 10 ТК РФ правила международного договора применяются в случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

Документ

Лицензирование в Российской Федерации : правовое регулирование www.optimum-site.ru – создание и... г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" и иные нормативные правовые акты РФ. Непосредственно порядок...

  • Г тула к оординационный совет по оохране труда и проблемам управления профессиональными рисками создан с целью формирования культуры охраны труда в российской федерации и обеспечения защиты здоровья работников и охраны труда путем внедрения

    Документ

    Формирования культуры охраны труда в Российской Федерации и обеспечения защиты здоровья работников и охраны труда путем внедрения... и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере технологического и атомного надзора. ...

  • 1 ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Доклад

    Нормативных правовых актов Российской Федерации , законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда , а... комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Проблемы охраны труда постоянно рассматриваются...

  • Понятие охраны труда.

    Понятие, правовое регулирование и организация охраны труда.

    Тема № 19. Правовые основы охраны труда.

    В Конституции РФ провозглашается: в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей (ст. 7), а следовательно каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37).

    В широком смысле охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ч. 1 ст. 209 ТК РФ ).

    В узком смысле понятие охраны труда в трудовом праве - это правовой институт, объединяющий нормы, непосредственно направленные на обеспечение условий труда, безопасных жизни и здоровья работников.

    Институт охраны труда включает следующие группы норм трудового права:

    Нормы-принципы государственной политики в области охраны труда;

    Правила государственного управления охраной труда;

    Право работника на охрану труда и его гарантии;

    Нормы по обеспечению безопасных условий и охраны труда работодателем, включая предупредительный надзор и расследование несчастных случаев на производстве;

    Правила по технике безопасности и производственной санитарии, система стандартов безопасности труда (ССБТ);

    Установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

    Содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

    Профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;

    Расследование и учёт несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний ;

    Защита законных интересов работников, пострадавших несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев производстве и профессиональных заболеваний;

    Установление компенсаций за тяжёлую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

    Перечисленные выше и другие основные направления государственной политики в области охраны труда, закреплены в ст. 210 ТК РФ , их можно также считать принципами охраны труда и условно объединить в две группы: принципы организации охраны труда и экономической политики государства в данной области; принципы обеспечения права работников на охрану труда.

    Государственная экспертиза условий труда является одним из важнейших направлений государственной политики в области охраны труда. Она осуществляется федеральным органом ис-полнительной власти, уполномоченным на проведение государ-ственного надзора и контроля за соблюдением трудового зако-нодательства органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в порядке, определённом постановле-нием Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. № 244. Цели государственной экспертизы условий труда, основания для её проведения, а также права и обязанности должностных лиц, осуществляющих экспертизу, закреплены в ст. 216 ТК РФ .

    Управление охраной труда.

    Государственное управление охра-ной труда осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и другими федеральными органа-ми исполнительной власти. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 321 функции по выработке государствен-ной политики и нормативно-правовому регулированию в облас-ти охраны труда возложены на Минздравсоцразвития России .

    Основным звеном в системе управления охраной труда в ор-ганизациях (у индивидуальных предпринимателей) являются службы охраны труда .

    ТК РФ (ст. 217 ) предусматривает, что в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осу-ществления контроля за их выполнением у каждого работодате-ля, осуществляющего производственную деятельность, числен-ность работников которого превышает 50 человек , создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда .

    Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек , принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учётом специфики своей производственной дея-тельности. Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учётом Рекомендаций, утвёржденных поста-новлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14.

    Службы охраны труда функционируют в тесном взаимодей-ствии с комитетами (комиссиями) по охране труда, которые, со-гласно ст. 218 ТК РФ , создаются по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников, либо их представительного органа. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников .

    Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

    Для осуществления общественного контроля за состоянием охраны труда в организации профессиональные союзы и коллективы работников могут выдвигать уполномоченное (доверенное) лицо по охране труда, действующее на основании трудового законодательства и Рекомендаций, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 апреля 1994 г. № 30.

    Конвенция МОТ № 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда» устанавливает следующие принципы государственной политики в области охраны труда:

    Оценка профессиональных рисков и опасностей;

    Борьба с ними по месту их возникновения;

    Развитие общегосударственной превентивной культуры безопасности и здоровья, предполагающее, в том числе, обмен информацией, проведение консультаций и организацию соответствующего обучения.

    Указанные принципы не в полной мере восприняты Трудовым кодексом РФ.

    Статья 210 ТК РФ, установив основные направления государственной политики в области охраны труда, тем самым определила принципы института охраны труда, которые можно разделить на три группы.

    Во-первых, это принципы формирования единого общегосударственного правового механизма регулирования отношений в сфере охраны труда: принятие и реализация федерального и регионального законодательства об охране труда; организация и обеспечение государственного управления охраной труда; государственная экспертиза условий труда и т.п.

    Во-вторых, принципы экономической государственной политики в области охраны труда: участие государства в финансировании мероприятий по охране труда, установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты; установление компенсаций за тяжелую работу и работу во вредных и (или) опасных условиях труда; защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования.

    В-третьих, принципы организации охраны труда: подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда; распространение передового опыта работы по улучшению условий и охраны труда; международное сотрудничество в области охраны труда.

    В Распоряжении Правительства РФ от 24 сентября 2001 № 1270-р «О Концепции демографического развития РФ на период до 2015 года» предусмотрены следующие принципы в области охраны труда:

    1. обеспечение охраны и улучшение условий труда, проведение аттестации рабочих мест для выявления и устранения воздействия на здоровье работников неблагоприятных факторов, осуществление сертификационных работ по охране труда,

    2. принцип экономической заинтересованности работодателей, предусматривающих развитие страхования от производственного травматизма

    Закон г. Москвы от 12 марта 2008 № 11 «Об охране труда в городе Москве» в ст. 4 регламентирует следующие принципы государственной политики г. Москвы в области охраны труда:

    1) признания и обеспечения приоритета безопасности жизни и здоровья работников по отношению к процессу производства;

    2) взаимодействия и сотрудничества органов государственной власти города Москвы с работодателями и их объединениями, профессиональными союзами и их объединениями и иными представительными органами, уполномоченными работниками.

    Итак, основной принцип правового регулирования охраны труда – это обеспечение работодателем безопасных условий труда, для которого характерно сочетание общих норм, распространяемых на всех работников, и специальных норм, предусматривающих дополнительные гарантии на подземных работах, на работах во вредных, опасных и тяжелых условиях труда, а также для отдельных категорий работников с учетом их возрастных, физиологических и иных особенностей (молодежь, женщины, инвалиды и др.).

    Принцип обеспечения безопасных условий труда предусматривает систему органов - государственных и общественных, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда. Данный принцип находит свое отражение в главе 57 ТК РФ «Государственный контроль (надзор) и ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» и главе 58 ТК РФ «Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами»).