Работа судебным приставом по оупдс. Функции судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов

  • Дата: 13.06.2020

Добрый день сейчас я вам расскажу про свою работу, на которой я сейчас непосредственно работаю. Это Федеральная служба судебных приставов, по направлению обеспечение установленного порядка деятельности судов. Это является гражданской службой, что в свою очередь говорит о том, что все мои права и должностные обязанности регламентируются законами, такими как Федеральный закон, закон о судебных приставах, нормативными документами, внутренними уставами и так далее.

Трудоустройство это отдельная тема. В январе я подал все документы и 2 месяца ходил бесплатно стажироваться, в апреле была комиссия где мне сообщили, что меня взяли в резерв и только в августе я официально вступил в должность судебного пристава, также нужно собрать немыслимую кучу бумажек и справок, также нужно пройти военную медицинскую комиссию и различные детекторы.

В мой профиль работы входит большое количество обязанностей, которые приходится выполнять беспрекословно, можно сказать в приказном порядке. В них сходят, принудительный привод лиц уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю, осуществление охраны зданий и помещений судов, выезд на участки для ареста имущества.

Работа связана в основном со скандалами, попытками нападения т.к. у граждан есть долги, по которым им надо платить, а мы приходим в квартиру и начинаем арестовывать имущество, а это само собой эмоции, нервы, ругань, попытки драк, которые очень быстро пресекаются, ибо в мои полномочия входят применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. И если в случае ареста лицо создаст реальные попытки нападения на пристава, то я в своих полномочиях могу применить все выше перечисленное на законных основаниях.

Рабочий день у нас не нормированный, т.е. по закону мы работаем с 6:00 до 22:00 ч. Если же все тихо на службе то с 8:00 до 17:30 ч. Но обычно рано утром или уже вечером мы ходим по долгах или по принудительному приводу в суд. Также работа связана с тем, что нужно знать большое количество законов и тем самым много времени уходит на изучения законов, Конституции РФ, нормативных документов, так как при несении службы, если ты превысил свои полномочия или наоборот не выполнил полностью, тебя могут привлечь к уголовной ответственности, а это уже не шутки.

По поводу денежного довольствия. Конечно же, состояние на работе не получится сколотить, ибо получаем чуть ниже среднего заработка по России, но также есть квартальные и годовые премии, различные денежные поощрения. Также планируют в скором времени повысить денежное довольствие.

В общем работа не из легких, зато не скучно каждый день, так работа с людьми по выбиванию долгов как априори связана на конфликтные отношения в людьми. Но кому то все же надо делать эту работу.

Советы юристов:

1. С 2012 работал в ФССП судебным приставам по ОУПДС, в 2018 пошел служить в Росгвардию, засчитать ли мне стаж в ФССП в связи с принятием нового закона.

1.1. Игорь! Ваш стаж в Отделе организации обеспечения установленного порядка деятельности судов ФССП будет засчитан.

Вам помог ответ? Да Нет

1.2. Увы, но не засчитают, так как в выслугу попадает только период после 1.01.2020, то есть с момента, когда начали функционировать органы принудительного исполнения. Служба в ФССП до 1.01.2020 является государственной гражданской службой и в выслугу не засчитывается.

Вам помог ответ? Да Нет

2. Я судебный пристав по оупдс. В какие страны мне запрещено отдыхать?

2.1. Для судебных приставов официально нет никаких запретов относительно выезда за рубеж, это касается как визовых, так и безвизовых стран.

Вам помог ответ? Да Нет

3. Возьмут с судебные пристава по оупдс, с 4 группой предназначения?

3.1. Главные требования при трудоустройстве в ФССП на должность пристава по ОУПДС - это наличие среднего образования и служба в ВС, годных по состоянию здоровья.

Вам помог ответ? Да Нет

4. У судебных приставах, чёрный берет носят СП по ОУПДС или только СП по ОУПДС ГБР?

4.1. Это внутренние решения организации. Не юридический вопрос. Обратитесь к руководству.

Вам помог ответ? Да Нет

5. Гбр фссп и сп по оупдс одно и тоже или нет?

5.1. ГБР - это группа быстрого реагирования. ОУПДСники стоят в судах, следят за порядком в зале судебного заседания.

Вам помог ответ? Да Нет

6. Я устраиваюсь ОУПДС в СПБ нужна ли временная регистрация сам из Оренбурга.

6.1. если будете находиться там более 90 дней - нужна

Вам помог ответ? Да Нет

7. Работаю судебным приставом по ОУПДС считается ли стаж работы как юридический?

7.1. Юридический стаж - эта работа на любой юридической должности имея высшее юридическое образование. В соответствии с ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О СУДЕБНЫХ ПРИСТАВАХ", статья 3. Требования, предъявляемые к лицу, назначаемому на должность судебного пристава
1. Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший двадцатилетнего возраста, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава - высшее юридическое образование, способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.
Таким образом, всё зависит от Вашей должности.. Если Вы не старший судебный пристав, то Ваш стаж, не может считаться юридическим..

Вам помог ответ? Да Нет

8. Идет ли юридический стаж судебному приставу по ОУПДС?

8.1. Да, в СПИ юр. стаж идет.

Вам помог ответ? Да Нет

9. Работаю судебным приставом по оупдс в фссп и попадаю под сокращение. Устроился в мае 2019 года, выслуги нет, отпуск за 2019 год отгулял. На какую сумму рассчитывать?

9.1. В последний рабочий день производится расчет, включающий в себя:
компенсацию занеиспользованный отпуск,
заработную плату за отработанный период,
единовременную компенсацию по сокращению в размере четырехмесячного средней заработной платы.

Вам помог ответ? Да Нет


10. Работаю судебным приставом по ОУПДС в Нижнем Новгороде, попадаю под сокращение. На какую сумму я могу рассчитывать при том, что отпуск я отгулял и выслуги не имею.

10.1. За три месяца вам положен оклад.

Вам помог ответ? Да Нет

11. Я суд. пристав по оупдс. Ввиду предстоящей реорганизации проходим ВК. У меня диагностировали методом ПЦР гепатит С. Соответственно по комиссии меня не пропустили. Насколько это законно и что можно сделать? Спасибо.

11.1. Гепатит С-это серьезное заболевание.
Есть расписание болезней. Комиссия не про пустила на основании этого законно. Нужно серьезно лечиться. Всего доброго!

Вам помог ответ? Да Нет

12. День добрый у Меня такой вопрос уважаемые Юристы я сейчас работаю на должности судебного пристава по ОУПДС это должность младшего состава то есть должность прапорщика у меня звание старший лейтенант офицер запаса могу ли я работать офицером на должности прапорщика?

12.1. Можете. А в чем проблема?

Вам помог ответ? Да Нет

12.2. Андрей! ДА, можете, это же Ваше воинское звание --- старший лейтенант офицер запаса, а должность судебного пристава по ОУПДС ---это специальная должность в структуре ФССП.

Вам помог ответ? Да Нет

13. Я работаю в ФССП СП по ОУПДС с 06.2014 г., имею выслугу 19 лет в МВД. Могу ли я рассчитывать на пенсию по выслуге в органах принудительного исполнения?

13.1. ДА, этот стаж засчитывается для получения льготной пенсии.

Вам помог ответ? Да Нет

Консультация по Вашему вопросу

звонок с городских и мобильных бесплатный по всей России

14. Являюсь действующим военнослужащим по контракту, до службы работал судебным приставом по оупдс перешёл на контракт без перерыва, вопрос в связи принятием 328 ФЗ зачтут мне выслугу при исчислении пенсии и надбавок за выслугу лет.

14.1. Служба в ФССП до 1.01.2020 относилась к гражданской службе, в выслугу она не будет засчитываться.

Вам помог ответ? Да Нет

14.2. Андрей, если бы Вы будучи судебным приставом аттестовались в новой Федеральной службе принуждения, а потом бы пошли на воинскую службу по контракту, время Вашей работы в ФССП до поступления на воинскую службу засчитали бы Вам в выслугу лет для назначения пенсии, по нормам ФЗ-328 и ППРФ-941.
Поскольку Вы пошли на воинскую службу до 1.01.2020 года, то это не Ваш случай, увы...

Вам помог ответ? Да Нет

15. С 2003 года по 2015 год служил судебным приставом по ОУПДС. В данный момент прохожу службу по контракту. После вступления нового закона О суд. приставах, может ли мой трудовой стаж входить в выслугу лет.

15.1. Алексей, здравствуйте.
Да. Это прямо указано в новой редакции Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" от 12.02.1993 N 4468-1.

Вам помог ответ? Да Нет

16. Я с 2003 года по 2016 год работал судебным приставом по ОУПДС в ФССП, с 2016 года прохожу службу по контракту в МО, должны ли мне зачитать службу в ФССП к военной выслуге после вступления в силу нового закона о АПИ?

16.1. В выслугу будут засчитывать только период прохождения службы в органах принудительного исполнения после 1.01.2020.
Период до 1.01.2020 относится к государственной гражданской службе, и он в военную выслугу не засчитывается.

Вам помог ответ? Да Нет

17. Я пенсионер МВД, работаю судебным приставом по ОУПДС. Имею специальное звание "подполковник милиции в отставке. Интересует вопрос: в связи с реорганизацией ФССП в орган принудительного исполнения и назначением на должность дежурного" (потолок - старший лейтенант внутренней службы). Могут ли мне отказать в присвоении специального звания. Заслуженного в системе МВД?

17.1. Сергей, пока практики применения закона нет. Однако, действовать должны ориентируясь на:
Федеральный закон от 01.10.2019 N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Статья 44. Присвоение специальных званий гражданам, проходившим военную службу, государственную службу иных видов, гражданскую службу или муниципальную службу
1. Гражданам, проходившим военную службу, государственную службу иных видов, гражданскую службу или муниципальную службу, при назначении на должности в органах принудительного исполнения первое специальное звание присваивается в соответствии со статьями 39 и 41 настоящего Федерального закона в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с учетом присвоенного специального (воинского) звания, классного чина или дипломатического ранга и продолжительности пребывания в специальном (воинском) звании, классном чине или дипломатическом ранге.

По возможности оставьте отзыв.

Вам помог ответ? Да Нет

18. Проработал 2.8 лет судебным приставом по ОУПДС, сейчас работаю во ФСИН. Вопрос, пойдёт ли стаж работы судебным приставом в выслугу лет?

18.1. Нет не войдет, потому как это разные ведомства.

Вам помог ответ? Да Нет

19. 6 месяцев назад муж устроился на работу судебным приставом по ОУПДС, имея высшее образование. В теч. этих 6 месяцев он прошел обучение по программе профпереподготовки и получил юридическое образование, присвоена квалификация "Юрист". Для перерасчета оплаты труда только начальник службы имеет право предоставить документы о вновь полученном образовании и ряд других документов в кадровую службу? Он этого не делает. Имеет ли он на эти действия законное право?

19.1. Ни чего подобного в ФССП нет, оплата труда не зависит от того какое образование, юр или иное.

Вам помог ответ? Да Нет

20. Закончил пед. колледж музыкант учитель музыки могу ли работать судебным приставом по ОУПДС.

20.1. Судебным приставом можно стать только с 21 года, нужно иметь российское гражданство и законченное высшее юридическое или экономическое образование. У будущего пристава и его ближайших родственников не должно быть судимостей и долгов перед государством.

Вам помог ответ? Да Нет

21. Опоздал на 10-15 мин по вызову пристава (в объяснительной написал, были пробки на дороге).. Пристав по оупдс составил протокол об административном нарушение. Как защитится на суде.?

21.1. Не нужно Вам особо защищаться. Скажете опоздал на 10 минут, из-за того, что пробки на дороге. И добавите, что считаю, что в данном случае, можно было и не составлять протокол.
Опоздал по не зависящим от меня обстоятельствам.

Вам помог ответ? Да Нет

21.2. Поручите юристу подготовку письменного пояснения. Можно пробовать сослаться на малозначительность или использовать иную правовую позицию.

Вам помог ответ? Да Нет

22. Опоздал на 10-15 мин по вызову пристава (в объяснительной написал, были пробки на дороге).. Пристав по оупдс составил протокол об административном нарушение. Как защитится на суде.?

22.1. Володя.
Опоздание на прием к приставу какого бы то ни было подразделения не является административным правонарушением. Обжалуйте действия СП в суде, в порядке Глав 12, 22 Кодекса административного судопроизводства РФ в срок - 10 дней со дня получения Постановления.

Вам помог ответ? Да Нет

23. Заявка СПИ на участие СП по ОУПДС для каких действий целей мой пристав по взысканию долга подал эту заявку.

23.1. Это подано для принудительного привода. Видимо вы не являетесь по вызову пристава в ССП. И он решил вас доставить. Если не хотите этого, то явитесь к нему сами.

Вам помог ответ? Да Нет

24. Имеют ли право судебные приставы по ОУПДС составлять протокол по ст.17.3 КоАП РФ за курение возле здания суда.

24.1. Да, это их прямая обязанность, в том числе по составлению протоколов за такое административное правонарушение, как курение возле здания суда.

Вам помог ответ? Да Нет

25. Входит ли в обязанности пристава по ОУПДС проверять входящих в здание суда людей по программе "страж"? Спасибо.

25.1. Федеральное законодательство это не регулирует, Всё зависит от договора и внутренних документах этого учреждения, утвержденных руководителем.

Вам помог ответ? Да Нет

Обо всех выявленных недостатках, возникающих предпосылках к чрезвычайным ситуациям, распоряжениях председателя суда немедленно докладывать мне.

Физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие применять при необходимости в строгом соответствии с Федеральным законом "О судебных приставах".

Требую при осуществлении пропуска граждан, обеспечении установленного порядка деятельности суда соблюдать законность, корректность и вежливость в обращении с посетителями суда и участниками судебных процессов.

Напоминаю о необходимости соблюдения мер личной безопасности при несении службы!".

8. Определяет автотранспорт и маршрут движения к месту несения службы.

9. По окончании инструктажа:

Выясняет, имеются ли вопросы по доведенной информации;

Подает команды "РАВНЯЙСЬ, СМИРНО", отдает распоряжение приступить к несению службы: "К несению службы приступить. Обеспечить установленный порядок деятельности судов (указывается наименование суда и судебных участков мировых судей). Во время несения службы быть вежливыми и корректными в обращении с гражданами, не допускать ущемления их прав и законных интересов. Строго соблюдать законодательство Российской Федерации, регулирующее деятельность судебных приставов по ОУПДС, необходимую оборону и крайнюю необходимость. По прибытии к месту несения службы старшим в судах доложить о заступлении судебными приставами по ОУПДС на посты дежурному по отделу!", после чего подает команды "НАПРА-НАЛЕВО. К МЕСТАМ НЕСЕНИЯ СЛУЖБЫ ШАГОМ МАРШ!".

10. Судебные приставы по ОУПДС убывают к месту несения службы.

Управление организации обеспечения

установленного порядка деятельности судов

Приложение 1

График проведения ежедневных инструктажей судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов

Дата проведения

Примечание

Приложение 2

Тематика ежедневных инструктажей судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов

Введение

Важная роль в решении задач, возложенных на Федеральную службу судебных приставов, отводится судебным приставам по обеспечению установленного порядка деятельности судов, которые предназначены для обеспечения установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

Обеспечение установленного порядка деятельности судов является выполнением служебного долга и требует от судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов постоянной бдительности, высокой дисциплинированности, решительности и инициативы.

Чтобы успешно выполнять свои обязанности, судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов должны хорошо знать законы, постановления и распоряжения высших органов государственной власти, приказы и инструкции ФССП России, регламентирующие обеспечение установленного порядка деятельности судов, умело руководствоваться и применять их при несении службы. Качество несения службы во многом зависит от профессионализма судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, мастерства, твердого знания возложенных задач и их особенностей, от умения организовать работу и правильно действовать в условиях сложной обстановки.

Настоящая тематика предназначена для использования в качестве пособия при проведении инструктажей судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, имеет своей целью помочь закрепить и развить их знания, необходимые для правильных действий в различных ситуациях, с которыми они наиболее часто сталкиваются в повседневной деятельности. Они могут быть использованы также при проведении занятий по боевой подготовке с личным составом, выполняющим задачи по обеспечению установленного порядка деятельности судов, и в учебном процессе при прохождении первоначальной подготовки.

Нормативно-правовая база:

1) Конституция Российской Федерации 1993 г.;

2) Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации";

3) Федеральный закон от 19 июля 2009 г. N 194-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О судебных приставах"";

5) приказ Минюста России от 27 декабря 2006 г. N 384 "Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации установленного порядка деятельности судов";

6) приказ Минюста России от 3 августа 1999 г. N 226 "Об утверждении Инструкции о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительной деятельности".

Тема N 1: "Обязанности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов"

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан:

обеспечивать в суде и при выполнении отдельных процессуальных действий вне здания, помещений суда безопасность судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса;

обеспечивать по поручению судьи безопасность доставки уголовного дела и вещественных доказательств к месту проведения судебного заседания;

поддерживать общественный порядок в здании, помещениях суда;

выполнять распоряжения председателя суда, председательствующего в судебном заседании судьи по обеспечению общественного порядка в здании, помещениях суда;

осуществлять охрану здания, помещений суда;

в случае принятия решения об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме осуществлять такую охрану;

на основании постановления суда (судьи) или дознавателя Службы судебных приставов осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи) или дознавателя Службы судебных приставов;

на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом, осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову судебного пристава-исполнителя;

по поручению старшего судебного пристава обеспечивать безопасность судебных приставов-исполнителей, иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов при исполнении служебных обязанностей;

при исполнении служебных обязанностей предупреждать и пресекать преступления и правонарушения, а в случае необходимости передавать правонарушителей в органы внутренних дел;

на основании постановления судьи о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства и помещении указанного лица в специальное учреждение, создаваемое в установленном порядке органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, обеспечивать препровождение иностранных граждан или лиц без гражданства в указанные специальные учреждения (абзац введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 410-ФЗ);

на основании постановления судебного пристава-исполнителя препровождать иностранного гражданина или лицо без гражданства, которым назначено административное наказание в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации (абзац введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 410-ФЗ);

взаимодействовать с сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими воинских частей (подразделений) и иными лицами, осуществляющими конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей, по вопросам охраны и безопасности конвоируемых лиц;

проходить специальную подготовку, военно-врачебную экспертизу, а также периодическую проверку (не реже одного раза в год) на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;

оказывать органам внутренних дел содействие в розыске и задержании лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда (абзац введен Федеральным законом от 03.12.2011 N 389-ФЗ);

по поручению старшего судебного пристава или его заместителя оказывать содействие судебному приставу-исполнителю при осуществлении исполнительного производства и розыска, а также дознавателю Службы судебных приставов при осуществлении дознания (абзац введен Федеральным законом от 03.12.2011 N 389-ФЗ).

В судебной практике бывают случаи, когда одна из заинтересованных сторон (истец или ответчик) не приходит на судебные заседания. В таких ситуациях рассмотрение дела может быть отложено, либо суд выносит заочное решение.

Но при рассмотрении уголовных дел необходимо присутствие обвиняемого, либо важного свидетеля. В этих случаях судебными приставами по решению судьи или прокурора осуществляется принудительный привод гражданина в зал судебного заседания.

Процедура принудительного привода урегулирована Приказом Минюста России от 13.07.2016 N 164 «Об утверждении Порядка осуществления привода судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов».

Текст приказа представлен ниже:

Об утверждении Порядка осуществления привода судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов

В целях реализации положений статей 111, 113, 247 Уголовно¬-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52 (ч. 1), ст. 4921; 2002, № 22, ст. 2027; 2003, № 27 (ч. 1), ст. 2706; 2006, № 31 (ч. 1), ст. 3452; 2007, № 24, ст. 2830), статей 27.1 и 27.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1 (ч. 1), ст. 1; 2005, № 19, ст. 1752; 2007, № 31, ст. 4007; 2011, № 29, ст. 4289, № 30 (ч. 1), ст. 4573; 2014, № 30 (ч. 1), ст. 4233, № 42, ст. 5615), статьи 168 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 46, ст. 4532; 2008, № 24, ст. 2798), статей 116 и 120 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 10, ст. 1391), Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3590; 2000, № 46, ст. 4537; 2004, № 27, ст. 2711, № 35, ст. 3607; 2007, № 10, ст. 1156; 2008, № 30 (ч. 1), ст. 3588, № 30 (ч. 2), ст. 3616, № 52 (ч. 1), ст. 6235; 2009, № 29, ст. 3631, № 48, ст. 5717; 2010, № 31, ст. 4182; 2011, № 29, ст. 4287, № 49 (ч. 5), ст. 7067, № 50, ст. 7352; 2013, № 14, ст. 1657, № 27, ст. 3477, № 52 (ч. 1), ст. 6953; 2014, № 6, ст. 558, № 11, ст. 1094, ст. 1099, № 19, ст. 2331, № 52 (ч. 1), ст. 7552; 2015, № 1 (ч. 1), ст. 50, № 10, ст. 1427; 2016, № 1 (ч. 1), ст. 45), Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 41, ст. 4849; 2008, № 20, ст. 2251; 2009, № 1, ст. 14, № 23, ст. 2761, № 29, ст. 3642, № 39, ст. 4539, ст. 4540, № 51, ст. 6162; 2010, № 31, ст. 4182; 2011, № 7, ст. 905, № 17, ст. 2312, № 27, ст. 3873, № 29, ст. 4287, № 30 (ч. 1), ст. 4573? ст. 4574, № 48, ст. 6728, № 49 (ч. 1), ст. 7014, ст. 7041, № 49 (ч. 5), ст. 7061, ст. 7067, № 50, ст. 7343, ст. 7347, ст. 7352, ст. 7357; 2012, № 31, ст. 4322, ст. 4333; 2013, № 14, ст. 1641, ст. 1657, № 30 (ч. 1), ст. 4039, № 51, ст. 6678, ст. 6699, № 52 (ч. 1), ст. 6948, ст. 7006; 2014, № 11, ст. 1099, № 19, ст. 2331, № 30 (ч. 1), ст. 4217, № 42, ст. 5615, № 43, ст. 5799, № 52 (ч. 1) ст. 7543; 2015, № Ю, ст. 1393, ст. 1410, ст. 1411, ст. 1427, № 14, ст. 2022, № 27, ст. 3945, ст. 3977, ст. 4001, № 48 (ч. 1), ст. 6706; 2016, № 1 (ч. 1), ст. 11, ст. 13, ст. 45, ст. 64, № 11, ст. 1493, № 12, ст. 1707, № 14, ст. 1910, № 18, ст. 2511), Указа Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 42, ст. 4108; 2005, № 44, ст. 4535, № 52 (ч. 3), ст. 5690; 2006, № 12, ст. 1284, № 19, ст. 2070, № 23, ст. 2452, № 38, ст. 3975, № 39, ст. 4039; 2007, № 13, ст. 1530, № 20, ст. 2390; 2008, № 10 (ч. 2), ст. 909, № 29 (ч. 1), ст. 3473, № 43, ст. 4921; 2010, № 4, ст. 368, № 19, ст. 2300; 2011, № 21, ст. 2927, ст. 2930, № 29, ст. 4420; 2012, № 8, ст. 990, № 18, ст. 2166, № 22, ст. 2759, № 38, ст. 5070, № 47, ст. 6459, № 53 (ч. 2), ст. 7866; 2013, № 26, ст. 3314, № 49 (ч. 7), ст. 6396, № 52 (ч. 2), ст. 7137; 2014, № 26 (ч. 2), ст. 3515, № 50, ст. 7054; 2015, № 14, ст. 2108, № 19, ст. 2806, № 37, ст. 5130; 2016, № 1 (ч. 2), ст. 207, ст. 211, № 19, ст. 2672), а также повышения эффективности деятельности Федеральной службы судебных приставов приказываю:

Федеральной службы судебных приставов приказываю:

Утвердить Порядок осуществления привода судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Порядок осуществления привода судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов

I. Общие положения

1. Привод лица в соответствии с положениями статьи 111, части 1 статьи 113, статьи 247 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, статей 27.1 и 27.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, части 2 статьи 168 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 116 и части 1 статьи 120 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также части 5 статьи 24 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — лицо, подлежащее приводу) осуществляется судебным приставом по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее — судебный пристав по ОУПДС) на оснований постановления (определения) суда (судьи), постановления судебного пристава- исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом или его заместителем, а также дознавателя Федеральной службы судебных приставов (далее — постановление (определение) о приводе и инициатор привода соответственно) путем принудительного доставления (сопровождения) лица, подлежащего приводу, к месту вызова инициатором привода.

2. Приводу в качестве меры процессуального принуждения не подлежат лица, перечисленные в части 6 статьи 113 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 120 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

II. Организация осуществления привода

3. Постановление (определение) о приводе не позднее дня, следующего за днем его поступления в структурное подразделение Федеральной службы судебных приставов или ее территориального органа, регистрируется ответственным за делопроизводство в Журнале регистрации постановлений (определений) о приводе (приложение к настоящему Порядку) и передается для организации своевременного исполнения старшему судебному приставу или его заместителю, отвечающему за организацию обеспечения установленного порядка деятельности судов (далее — заместитель старшего судебного пристава).

4. Старший судебный пристав или заместитель старшего судебного пристава проверяет постановление (определение) о приводе на предмет указания в нем данных, позволяющих установить судебному приставу по ОУПДС личность лица, подлежащего приводу (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения), предполагаемое место нахождения, дату, время и место, куда должно быть доставлено лицо, подлежащее приводу. В случае отсутствия в постановлении (определении) о приводе необходимых данных старший судебный пристав или заместитель старшего судебного пристава информирует об этом инициатора привода.

5. Старший судебный пристав или заместитель старшего судебного пристава поручает исполнение постановления (определения) о приводе судебному приставу по ОУПДС либо в необходимых случаях группе судебных приставов по ОУПДС и назначает старшего группы судебных приставов по ОУПДС.

6. В день осуществления привода старший судебный пристав или заместитель старшего судебного пристава определяет и проверяет снаряжение, оборудование, специальные средства, форменную одежду, наличие нагрудных знаков и служебных удостоверений судебных приставов по ОУПДС; решает вопрос об обеспечении судебных приставов по ОУПДС автотранспортом и, при необходимости, боевым ручным стрелковым оружием и патронами к нему; проводит инструктаж с учетом особенностей исполнения каждого привода.

III. Осуществление привода

7. Судебный пристав по ОУПДС или старший группы судебных приставов по ОУПДС после получения постановления (определения) о приводе, проведения старшим судебным приставом или заместителем старшего судебного пристава инструктажа приступает к его исполнению.

8. Судебный пристав по ОУПДС или группа судебных приставов по ОУПДС выезжают к месту, указанному в постановлении (определении) о приводе.

9. Судебный пристав по ОУПДС имеет право при осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову суда (судьи), дознавателя службы судебных приставов или судебного пристава-исполнителя, входить на территории, в помещения в целях задержания и принудительного доставления лица, уклоняющегося от явки по вызову, при наличии достаточных оснований полагать, что на этой территории, в этом помещении может находиться указанное лицо; при осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову суда (судьи), входить в жилые помещения в случае, указанном в постановлении суда (судьи)1.

10. По прибытии к указанному в постановлении (определении) о приводе месту нахождения лица, подлежащего приводу, судебный пристав по ОУПДС или старший группы судебных приставов по ОУПДС:

представляется, называет свою должность и фамилию, предъявляет служебное удостоверение и сообщает цель своего прибытия;

проверяет документы, удостоверяющие личность лица, подлежащего приводу;

объявляет постановление (определение) о приводе лицу, подлежащему приводу, что удостоверяется его подписью в постановлении (определении) о приводе, в случае если лицо, подлежащее приводу, отказывается от подписи в постановлении (определении) о приводе делается соответствующая запись;

устанавливает, имеются ли обстоятельства, препятствующие исполнению привода.

11. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения (статья 27.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1 (ч. 1), ст. 1; 2003, № 50, ст. 4847; 2008, № 49, ст. 5748; 2014, № 42, ст. 5615).

12. При осуществлении привода судебные приставы по ОУПДС имеют право в случаях и порядке, предусмотренных статьями 15-18 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах», применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, если иные меры не обеспечили исполнения возложенных на них обязанностей.

13. Лицо, подлежащее приводу, после доставления в место вызова инициатором привода по его поручению находится под контролем судебного пристава по ОУПДС или старшего группы судебных приставов по ОУПДС до окончания судебного заседания, совершения процессуальных или исполнительных действий.

14. Об осуществлении привода судебный пристав по ОУПДС или старший группы судебных приставов по ОУПДС информирует старшего судебного пристава или заместителя старшего судебного пристава с одновременной передачей постановления (определения) о приводе с отметкой инициатора привода, а также письменно уведомляет обо всех случаях возникновения происшествий (при наличии) при доставлении лица, подлежащего приводу.

15. Об обстоятельствах, препятствующих исполнению привода, судебный пристав по ОУПДС или старший группы судебных приставов по ОУПДС сообщает инициатору привода, а также старшему судебному приставу или заместителю старшего судебного пристава в письменной форме с приложением копий документов, подтверждающих обстоятельства, препятствующие исполнению привода (при наличии).

Правовой статус любого государственного служащего обуславливается совокупностью возложенных на него обязанностей и предоставленных ему прав.
Комментируемая статья в соответствии с Законом N 194-ФЗ была изложена в новой редакции и закрепляет обязанности, а также права судебного пристава по ОУПДС, характеризующие в совокупности его специальный правовой статус.
Общий же правовой статус судебного пристава по ОУПДС как государственного гражданского служащего определяется законодательством о государственной службе. Так, ст. 14-17 Закона о государственной гражданской службе установлены основные права и обязанности государственного гражданского служащего, а также ограничения и запреты, связанные с гражданской службой (см. подробнее комментарий к ст. 3).
В развитие законодательных положений, предусматривающих обеспечение установленного порядка деятельности судов, в качестве одной из задач судебных приставов (см. подробнее комментарий к ст. 1) была разработана и утверждена Инструкция N 226.
В связи с потребностью повышения качества (оптимизации) исполнения государственных функций, в том числе упорядочения административных процедур и административных действий, был разработан Административный регламент N 384.
Обеспечение установленного порядка деятельности судов представляет собой комплекс мер, к которым в соответствии с Инструкцией N 226 относятся:
- обеспечение в судах безопасности судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей;
- выполнение распоряжений председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании, связанных с соблюдением порядка в суде;
- исполнение решения суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения;
- обеспечение охраны зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время;
- проверка подготовки судебных помещений к заседанию, обеспечение по поручению судьи доставки к месту проведения судебного процесса уголовного дела и вещественных доказательств и их сохранности;
- поддержание общественного порядка в судебных помещениях;
- взаимодействие с сотрудниками милиции, осуществляющими конвоирование лиц, содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности;
- предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений, выявление нарушителей, составление протокола об административном правонарушении, а в случае необходимости задержание их с последующей передачей органам внутренних дел;
- осуществление привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу - исполнителю.
Кроме того, в отдельных случаях судебный пристав по ОУПДС может участвовать в совершении исполнительных действий.
Для эффективного исполнения возложенных законом на них обязанностей судебные приставы по ОУПДС закрепляются за судами на постоянной основе (п. 4.3 Инструкции N 226).
Пункт 1 комментируемой статьи перечисляет обязанности судебного пристава по ОУПДС.
В частности, он обязан обеспечивать безопасность судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса в суде, а в случае выполнения отдельных процессуальных действий - вне зданий и помещений суда.
К участникам гражданского (арбитражного) судебного процесса относятся: стороны (истец и ответчик), заявители, заинтересованные лица, третьи лица, прокурор, представители сторон, эксперты, специалисты, переводчики, свидетели и др.
Участниками уголовного судебного процесса выступают: прокурор, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик, подсудимый, защитник, свидетели, эксперты, специалисты, переводчики и др.
Под обеспечением безопасности понимается совокупность мер по предупреждению и пресечению посягательств на жизнь и здоровье лиц, связанных со служебной деятельностью. Целью применения названных мер является создание надлежащих условий для отправления правосудия.
Применение мер безопасности осуществляется при наличии достаточных данных, свидетельствующих о реальности угрозы безопасности защищаемых лиц. Более того, их применение является необходимым в случаях совершения непосредственных действий, посягающих на жизнь и здоровье указанных лиц (п. 3.3 Инструкции N 226).
Обратиться за защитой к старшему судебному приставу или судебному приставу по ОУПДС могут сами лица, нуждающиеся в такой защите. Поводом для применения мер безопасности вполне может стать и иная информация о наличии угрозы их безопасности. Таким образом, инициатива может исходить как от судебного пристава, так и непосредственно от самих защищаемых лиц.
Как правило, безопасность указанных лиц обеспечивается в зданиях и помещениях суда, где проводится судебное заседание, в течение всего судебного заседания, а в случае необходимости - в вечернее время, выходные и праздничные дни. Такое, однако, возможно лишь по указанию старшего судебного пристава (п. 3.4 Инструкции N 226).
Обеспечение безопасности защищаемых лиц в зданиях и помещениях суда предполагает совершение следующих основных действий судебными приставами по ОУПДС: 1) установление для них старшим судебным приставом мест несения службы, в том числе в зале судебного заседания, а также при входе в совещательную комнату во время нахождения в ней судей, принимающих решение по делу; 2) проверка перед судебным заседанием помещения судебного заседания, совещательной комнаты и других помещений, где могут находиться защищаемые лица, на предмет обнаружения в них бесхозных вещей, горючих, взрывчатых, отравляющих и иных опасных предметов, а также лиц, поведение которых либо их внешний вид вызывают подозрение. Указанные лица при наличии достаточных оснований могут задерживаться и передаваться в органы внутренних дел, куда направляются перечисленные вещи и предметы; 3) проверка исправности работы средств связи и оповещения, в том числе экстренных; 4) удаление из зала судебного заседания по распоряжению председательствующего и судьи лиц, допустивших нарушения установленного порядка во время судебного заседания; 5) применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в случаях и порядке, предусмотренных комментируемым Законом (см. подробнее комментарии к ст. 15-18); 6) обращение за помощью к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов ФСБ России, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также к военнослужащим внутренних войск.
В отдельных случаях может возникать потребность в обеспечении безопасности судей, иных участников судебного процесса и за пределами зданий (помещений) суда. К примеру, это возможно при осуществлении судом осмотра письменных и вещественных доказательств на месте (ст. 184 ГПК РФ).
На судебного пристава по ОУПДС статьей возложена обязанность обеспечивать доставку уголовных дел и вещественных доказательств к месту проведения судебного заседания. Такая доставка возможна по поручению судьи и производится из канцелярии суда к месту проведения судебного заседания или в кабинет судьи.
Поскольку судебный пристав сам не вправе брать в канцелярии уголовные дела, их получает секретарь судебного заседания, пристав же обеспечивает его сопровождение до соответствующего пункта назначения.
Поддержание общественного порядка в зданиях и помещениях суда является обязанностью судебного пристава по ОУПДС.
При этом общественный порядок следует рассматривать как создание такой ситуации общественного спокойствия, благоприятных внешних условий жизнедеятельности людей, когда обеспечивается нормальный ритм общественной жизни*(80).
Мерой, направленной на поддержание общественного порядка в суде, является и выполнение распоряжений председателя суда или председательствующего в судебном заседании судьи относительно обеспечения общественного порядка. Указанное положение комментируемой статьи корреспондирует процессуальному законодательству. Так, согласно ч. 3 ст. 156 ГПК РФ председательствующий в судебном заседании принимает необходимые меры по обеспечению надлежащего порядка в судебном заседании. Его распоряжения являются обязательными для всех участников процесса, а также для граждан, присутствующих в зале заседания суда. Схожая норма содержится и в ст. 154 АПК РФ. Кроме того, ч. 4 ст. 257 УПК РФ прямо указывает на обязанность судебного пристава обеспечивать порядок судебного заседания и выполнять распоряжения председательствующего.
Охрана здания и помещений суда возлагается на судебных приставов по ОУПДС, которая по общему правилу осуществляется в рабочее время и детально регламентирована гл. 4 Инструкции N 226.
На практике вместе с тем возникают ситуации, когда охрана суда требуется и в ночное время, а также в выходные и праздничные дни.
Нововведением Закона N 194-ФЗ явилось закрепление за главным судебным приставом РФ полномочия при необходимости принимать решение об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме (см. комментарий к ст. 8), что в подобных ситуациях возлагает на судебных приставов по ОУПДС обязанность осуществления охраны в круглосуточном режиме.
Охрана осуществляется в соответствии с табелем постам и обязательным ежедневным ведением постовых ведомостей. Их содержание и порядок ведения определяются п. 4.4 Инструкции N 226.
Поддержание общественного порядка в широком смысле обеспечивается и обязанностью судебного пристава по ОУПДС предупреждать и пресекать преступления и правонарушения, а в случае необходимости передавать правонарушителей в органы внутренних дел.
Комментируемая статья предусматривает обязанность судебного пристава по ОУПДС по осуществлению привода лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда, дознавателя службы судебных приставов или судебного пристава-исполнителя.
Основанием для привода, соответственно, выступают: постановление суда (судьи); постановление дознавателя; постановление судебного пристава-исполнителя, утвержденное старшим судебным приставом (ч. 5 ст. 24 Закона об исполнительном производстве).
Под приводом понимается принудительное доставление лица к месту вызова путем сопровождения его судебным приставом по ОУПДС или группой судебных приставов. Для его осуществления судебные приставы по ОУПДС выезжают к месту фактического нахождения лица, подлежащего приводу, устанавливают личность путем проверки документов, объявляют ему под роспись постановление о приводе.
В том случае, если подлежащее приводу лицо демонстрирует злостное, т.е. неоднократное неповиновение законным требованиям или же оказывает сопротивление, судебные приставы по ОУПДС имеют право применять физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие с соблюдением ст. 15-18 комментируемого Закона. Одновременно на судебных приставов по ОУПДС возлагается обязанность быть корректными при обращении к указанным лицам.
После осуществления привода приставом должен быть составлен акт, в котором указывается место, время и характер правонарушения, принятые к лицу меры, свидетели.
Имеются определенные особенности привода несовершеннолетних, не достигших возраста 16 лет, - в отношении таких лиц привода производится через их родителей либо их законных представителей (п. 5.8 Инструкции N 226).
Совершение отдельных исполнительных действий судебными приставами-исполнителями (в частности, вхождение в жилые и нежилые помещения, наложение ареста имущества должника), а также осуществление своей деятельности дознавателями службы в силу самых различных обстоятельств сопряжены для них с повышенным риском. В этой связи комментируемая статья устанавливает обязанность приставов по ОУПДС обеспечивать безопасность приставов-исполнителей, а также иных должностных лиц ФССП России при исполнении ими своих служебных обязанностей. Следует подчеркнуть, что осуществлять исполнительные действия судебные приставы по ОУПДС не вправе.
Обеспечение безопасности указанных лиц производится по поручению старшего судебного пристава. Последнее, как правило, основывается на поданной заявке судебного пристава-исполнителя, содержащей просьбу об участии судебных приставов по ОУПДС в исполнительных действиях.
В обязательном порядке старшим судебным приставом с приставом-исполнителем и приставами по ОУПДС должен проводиться инструктаж, целью которого выступает координация их совместных действий.
Главная задача участия судебного пристава по ОУПДС в совершении исполнительных действий, как уже выше отмечалось, заключается в обеспечении безопасности судебного пристава-исполнителя. Кроме того, он должен следить за общественным порядком. Инструкция N 226 дополнительно устанавливает нормы, согласно которым пристав по ОУПДС не допускает нахождения посторонних лиц в месте совершения исполнительных действий, обеспечивает сохранность служебной документации и бланков, специальных и технических средств, инвентаря, а также изъятых у должников денежных средств, имущества и ценностей (п. 6.7).
Представляется, что при выселении должника или вселении взыскателя в рамках исполнительного производства участие судебных приставов по ОУПДС не должно ограничиваться одним лишь обеспечением безопасности судебного пристава-исполнителя, а состоять в полноценном - фактическом - совершении ряда действий (вскрытие дверей, установка запирающих устройств и т.п.), направленных на практическое исполнение требований, содержащихся в исполнительных документах (см. подробнее комментарий к ст. 12).
Судебные приставы по ОУПДС взаимодействуют с сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими воинских частей (подразделений) и иными лицами, осуществляющими конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей, а также по вопросам охраны и безопасности конвоируемых лиц. Следует отметить, что решение о таком взаимодействии принимает старший судебный пристав на основании полученной от председателя суда информации о рассмотрении судом дел о тяжких и особо тяжких преступлениях, преступлениях, совершенных группой лиц (организованной группой, преступным сообществом).
Старший судебный пристав принимает меры по усилению конвойного подразделения судебным приставом по ОУПДС или группой судебных приставов. Целью такого усиления выступает обеспечение безопасности и предупреждение возможных нарушений общественного порядка в судебном заседании, в том числе и нападения на участников судебного процесса.
Для этого старший судебный пристав разрабатывает план усиленного варианта несения службы, который в обязательном порядке согласовывается с председателем суда, председательствующим в судебном заседании, судьей и старшим конвойного подразделения.
В соответствии с Инструкцией N 226 при взаимодействии с конвойным подразделением судебный пристав по ОУПДС обязан:
1) знать и строго выполнять план совместных действий, неукоснительно исполнять указания старшего судебного пристава, при нахождении в зале судебного заседания занять место, указанное старшим судебным приставом либо определенное самостоятельно, и вести постоянное наблюдение за подсудимыми, другими участниками процесса, присутствующими гражданами, быть в постоянной готовности к немедленным действиям по предотвращению побега подсудимых и их нападения, совершения противоправных действий;
2) иметь при себе исправное служебное оружие и специальные средства; 3) вести постоянное наблюдение за конвоируемыми; 4) быть готовым к немедленному предотвращению и пресечению противоправных действий подсудимых; 5) при наличии оснований предлагать конвою произвести личный обыск подсудимого или нескольких подсудимых; 6) по окончании судебного разбирательства, после вывода подсудимых из зала, освобождения его участниками судебного процесса и гражданами, произвести тщательный осмотр зала суда, включая место нахождения подсудимых за барьером, результаты доложить старшему судебному приставу (п. 7.3).
При этом судебным приставам по ОУПДС запрещается: вступать с конвоируемыми в разговоры, не относящиеся к порядку конвоирования; принимать от них или передавать им от посторонних какие-либо предметы, записки, продукты питания, принимать для отправления письма; разглашать организацию охраны подсудимых, а также другие сведения, относящиеся к конвоированию.
Вплоть до последнего времени при поступлении на государственную гражданскую службу кандидат на должность судебного пристава по ОУПДС не обязан был проходить специальную врачебную экспертизу, что, безусловно, являлось недостатком законодательства, так как ФССП России, а в широком смысле государство и общество в целом не имели реальной возможности контролировать пригодность судебного пристава по ОУПДС к экстремальным ситуациям, которые постоянно возникают в процессе его деятельности.
В данном контексте весьма своевременными стали положения Закона N 194-ФЗ, возложившие на судебного пристава по ОУПДС обязанность прохождения не только специальной подготовки (что, кстати, существует и сегодня), но также периодической проверки и военно-врачебной экспертизы (не реже 1 раза в год) на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия*(81).
В обновленной редакции комментируемой статьи более детально получили свое закрепление и права судебного пристава по ОУПДС.
К примеру, отсутствие ранее на законодательном уровне предусмотренного права вхождения судебного пристава по ОУПДС в помещения вызывало ряд практических сложностей в исполнении им возложенных на него обязанностей по приводу, а также обеспечению безопасности при совершении исполнительных действий.
Теперь же установлено, что судебный пристав по ОУПДС имеет право вхождения на территории и в помещения при осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову суда (судьи), дознавателя службы судебных приставов или судебного пристава-исполнителя.
Цель такого вхождения должна состоять в задержании и принудительном доставлении уклоняющегося от явки лица. При этом вводится обязательное условие допустимости вхождения - наличие достаточных оснований полагать, что на этой территории или в этом помещении может находиться указанное лицо.
Достаточность оснований является понятием оценочным и подлежит определению судебным приставом по ОУПДС в каждом конкретном случае исходя из своих профессиональных навыков и знаний законодательства. В качестве достаточных оснований полагать возможно рассматривать показания соседей, иных свидетелей, а в некоторых случаях и доносящиеся из помещения звуки человеческого голоса. Кроме того, личное наблюдение судебного пристава по ОУПДС за вхождением в помещение или перемещением по территории подлежащего приводу лица должно также рассматриваться как наличие достаточных оснований.
Применительно к рассматриваемому праву судебного пристава по ОУПДС комментируемая статья использует термин "помещение", который, являясь родовым понятием, охватывает, таким образом, как жилые, так и нежилые помещения.
В качестве специального установлено право судебного пристава по ОУПДС на вхождение в жилые помещения в случае, указанном в постановлении суда (судьи), при осуществлении привода лиц, уклоняющихся от явки в суд. Конструкция нормы такова, что, на первый взгляд, позволяет сделать вывод о формализованности оснований для вхождения в жилое помещение. Тем не менее здесь также необходимо наличие достаточных оснований полагать, что в жилом помещении может находиться указанное лицо. Иное толкование лишает всякого смысла совершение действий по вхождению в жилое помещение.
Судебный пристав по ОУПДС с целью обеспечения безопасности при совершении исполнительных действий вправе входить на территории и в помещения, но лишь совместно с судебным приставом-исполнителем и в случаях, а также в порядке, которые предусмотрены Законом об исполнительном производстве. Необходимость такого вхождения, как правило, возникает при исполнении исполнительных документов о выселении должника (ст. 107 Закона об исполнительном производстве) или вселении взыскателя (ст. 108 Закона об исполнительном производстве). Кроме того, наложение ареста на имущество должника зачастую оказывается просто невозможным без вхождения в соответствующее помещение.