Общие принципы организации работ по охране труда в организации. Основные принципы обеспечения охраны труда Финансовое обеспечение охраны труда

  • Дата: 12.03.2021

Основные принципы обеспечения охраны труда соотносятся с общими принципами обеспечения безопасности, защиты от случайных неблагоприятных событий.

Основные принципы обеспечения охраны труда включают в себя основные принципы обеспечения безопасности труда, но дополняются мерами социальной защиты.

Первый и фундаментальный принцип охраны труда - предотвращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Все мероприятия охраны труда и всех ее частей, например, безопасности труда, гигиены труда, направлены на это.

Вовремя предотвратить - вот главная цель, главная задача и основной принцип ее реализации в охране труда. Недаром русская народная пословица гласит: "Берегись бед, пока их нет!".

Второй фундаментальный принцип охраны труда - готовность к защите пострадавших. Он вытекает из невозможности обеспечения абсолютной безопасности.

Этот принцип играет исключительную роль в охране труда. В настоящее время в нашей стране, как в большинстве развитых стран мира, он реализуется через систему обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Итак, первым практическим шагом, который необходимо осуществить, исходя из требований основного принципа обеспечения охраны труда, являются организация и реализация превентивных мер, профилактика производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Выше мы уже говорили, что определение безопасности и безопасности труда неразрывно связано с понятием недопустимый риск.

Охрана труда, как некоторая подсистема обеспечения безопасности трудовой деятельности отдельного члена общества и производственной деятельности общества в целом, также неразрывно связана с понятием риска, который в данной отрасли человеческой деятельности часто называют социально приемлемым риском.

В рамках превентивных мер необходимо полное выполнение всех необходимых мероприятий безопасности труда, а также мероприятий социального партнерство работодателя и работников по охране труда. Заметим, что в эти мероприятия, по нашему мнению, входит и обучение работников, и стимулирование их внутренней мотивации на безопасный труд. Таким образом, обеспечение безопасности труда и социального партнерства работников с работодателем являются важнейшими мерами профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Для реализации второго основного принципа охрана труда предлагает целый комплекс мероприятий по минимизации последствий проявления профессиональных рисков в форме СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ работников, работающих в неблагоприятных условиях труда или пострадавших на производстве в результате тех проявлений производственных опасностей, которые не удалось предотвратить комплексом профилактических мер.

В рамках второго основного принципа охраны труда, ее мероприятиями предусматриваются:

  • компенсации работникам за тяжелые, вредные и опасные условия труда;
  • возмещение вреда пострадавшему причинителем вреда;
  • реабилитация трудоспособности пострадавших.

Более того, стремясь к минимизации затрат общества на все вышеизложенные мероприятия, предусматривается и реализуется обязательное социальное страхование профессиональных рисков - несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

"Охрана труда и техника безопасности на автотранспортных предприятиях и в транспортных цехах", 2012, N 8

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ

Система обеспечения безопасности профессиональной деятельности должна быть органично встроена в систему управления производством.

Управление охраной труда на предприятии - это подготовка, принятие и реализация решений по сохранению здоровья и жизни профессионала в процессе его производственной деятельности. Управление охраной труда является частью общей системы управления предприятием. Объектом управления охраной труда является деятельность функциональных служб и структурных подразделений предприятия по обеспечению безопасных и здоровых условий труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах и на предприятии в целом.

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. В организации с численностью 100 работников и менее решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации. При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель заключает договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.

Создание на предприятии службы охраны труда вовсе не означает, что другие службы и подразделения не должны заниматься проблемами безопасности работающих. Если функции прогнозирования, планирования, координации, контроля возлагаются главным образом на эту службу, то обучение сотрудников и исполнение принятых решений в той или иной мере касается всех структурных единиц организации. Поскольку мероприятия по обеспечению безопасности профессиональной деятельности касаются абсолютно всех сотрудников, общее руководство и координацию действий различных служб и подразделений должен осуществлять либо руководитель организации, либо один из его заместителей, наделенный достаточными полномочиями.

В работе по созданию безопасных условий труда необходимо руководствоваться следующими общими принципами:

1. Комплекс мер и средств безопасности должен быть адекватен возможным угрозам и рискам и достаточен с точки зрения действующего законодательства и нормативных правовых актов, регулирующих вопросы обеспечения безопасности личности.

2. Организационные и технические меры безопасности не должны мешать персоналу выполнять свое производственное задание. В полной мере этот принцип реализовать невозможно, т. к. любые методы и средства обеспечения безопасности вызывают определенные неудобства.

3. Применяемые методы и средства сами не должны представлять опасности для работающих. Для реализации этого принципа должны быть предусмотрены дополнительные организационные (а по возможности и технические) меры и жесткий контроль за их выполнением.

4. Меры безопасности не должны противоречить действующему законодательству.

Стратегическим направлением политики в области охраны труда является обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности. Для успешной реализации этой стратегии следует руководствоваться следующими принципами организации работы по охране труда на предприятии (в организации):

1. Обязательность учета проблем безопасности труда при решении всех вопросов производства и на всех уровнях управления. Это значит, что на всех стадиях начиная от проектирования, строительства и эксплуатации вплоть до выпуска продукции должны соблюдаться и выполняться правила и нормы охраны труда.

2. Ответственность каждого из руководителей, от работодателя до мастера за безопасность труда на предприятии (в организации). Функциональные обязанности по вопросам охраны труда, права и ответственность каждого руководителя (должностного лица) должны быть четко зафиксированы в должностных обязанностях либо иных документах (положениях, приказах и т. д.).

3. Непосредственная подчиненность службы охраны труда высшему руководству предприятия (организации).

4. Четкое разграничение задач, стоящих перед службой охраны труда и другими службами предприятия (организации), при ключевой роли службы охраны труда в организации безопасного производства.

5. Преобладание в мероприятиях службы охраны труда инспекторских проверок условий труда на рабочих местах.

6. Вовлечение в решение проблем охраны труда всех сотрудников предприятия (организации), тесное взаимодействие службы охраны труда с уполномоченными представителями трудового коллектива.

7. Координация действий по обеспечению безопасности и гигиены труда на производстве в рамках общей программы рационализации труда.

8. Проведение глубоких исследований риска и опасностей на рабочих местах. Такие исследования не должны ограничиваться только анализом несчастных случаев, имевших место в прошлом.

9. Компетентность организаторов и участников работы по охране труда. Обучение безопасности труда всех работников, включая руководителей и специалистов, должно быть неотъемлемой частью профессионального обучения и повышения квалификации.

Общая ответственность за состояние условий и охраны труда на предприятии возлагается на работодателя. Руководители производственных подразделений имеют следующие функциональные обязанности по охране труда:

Определение перечней профессий и работ, для выполнения которых необходим предварительный и периодический медосмотр;

Определение перечня тяжелых работ, на которых запрещается применение труда женщин детородного возраста и лиц в возрасте до 21 года;

Ознакомление работника с условиями и охраной труда на рабочем месте, возможным риском повреждения здоровья, должностными обязанностями, включающими в себя требования по охране труда, льготами и компенсациями по условиям труда;

Определение перечня профессий и должностей работников, освобождаемых от первичного инструктажа на рабочем месте, перечня работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда;

Проведение инструктажей по безопасности труда;

Ознакомление руководителей и специалистов с состоянием условий труда на объекте, средств защиты, травматизмом, нормативными актами и должностными обязанностями по охране труда;

Разработка и обеспечение работников инструкциями по охране труда и производственными инструкциями;

Разработка перечней работ и профессий, по которым должны выдаваться индивидуальные средства защиты, и осуществление контроля за правильностью их применения;

Организация первой помощи пострадавшему и доставка его в медучреждение;

Сообщение о несчастном случае в установленные адреса;

Разработка мероприятий по предупреждению несчастных случаев, улучшению и оздоровлению условий труда, приведению рабочих мест в соответствие с требованиями норм и правил труда;

Проведение сертификации рабочих мест;

Оснащение производственных помещений, оборудования и рабочих мест средствами коллективной защиты и организация их эффективной эксплуатации;

Организация контроля за уровнем вредных и опасных производственных факторов;

Обеспечение работающих санитарно-бытовыми помещениями и устройствами исходя из специфики производства.

Подписано в печать

  • Охрана труда, предотвращение несчастных случаев

Ключевые слова:

1 -1

1.Основные принципы обеспечения безопасности труда

1.2.Идентификация опасностей

1.3.Оценка риска

1.4.Основные принципы

2. Основные принципы обеспечения охраны труда

2.1.Понятие «охрана труда»

1.Основные принципы обеспечения безопасности труда

1.1.Понятие «безопасность производственной деятельности»

Вопрос о том, какое состояние считать безопасным, т.е. без опасностей, в реальном мире, где всегда существуют те или иные опасности, давно занимал и занимает умы человечества. Простого однозначного ответа нет и не будет, ибо обеспечение безопасности (в том числе и безопасности труда) сложная научная, техническая и организационная проблема.

Многовековой практикой доказано, что абсолютной безопасности , т.е. состояния, в котором исключены все опасности, просто не существует. Это означает, что практически все состояния объектов лишь относительно защищены от опасностей, а разговоры о безопасности/опасности без количественной меры являются некорректными и неконструктивными.

Такой мерой является риск – относительно новое для нашей страны, но широко используемое за рубежом, понятие, которое позволяет количественно оценить меру опасности (и соответственно меру безопасности) в каждом конкретном случае. По ГОСТ Р 51897-2002 «Менеджмент риска. Термины и определения» термин «риск » обозначает сочетание вероятности события и его последствий

Рассматривая результаты воздействия той или иной конкретной опасности на тот или иной объект, легко выделить две основные количественные характеристики этого воздействия:

Первая – вероятность самого воздействия.

Вторая характеристика – масштаб причиненного вреда (ущерба) состоянию пострадавшего объекта. Эта характеристика является второй, ибо она всегда существует вместе с первой (при оценке опасности).

Итак, риск рассчитан. Интуитивно ясно, что, если риск мал, то можно считать себя в безопасности, если велик, то это прямая опасность! Но что такое «мал», «велик»?

Исследования показали, что человек воспринимает ситуацию, где в одном случае на миллион опасных ситуаций он может погибнуть, как абсолютно невероятную, как нереальную, как БЕЗОПАСНУЮ! Такова, например, вероятность погибнуть в течение года от молнии! Грозы то часто идут в летнее время, но все боятся грома, а не молнии.

Именно к этой вероятности стремятся организаторы полетов во всем мире – чтобы разбивался не более чем один рейс на миллион! Именно к этой вероятности стремятся пожарные всего мира, чтобы не более одного объекта из их миллиона загоралось в год!

Что касается большого риска, то человек хорошо знает, что неотвратимо ведет к несчастью, и всячески избегает этого. Никто не сунет руку в кипяток, потому что обязательно ошпаришься, никто не будет тыкать самому себе острой палкой в глаз – выбьешь его, никто не выйдет (добровольно) на мороз голым – замерзнешь…

Все остальные ситуации требуют (как не странно) нашего решения – будет мы делать что-то, зная, что оно не безопасно, или нет. Все знают, что езда на мотоцикле на больших скоростях очень опасна (примерно 1 случай на 100 кончается печальным исходом), но ездят… Значит, мотоциклисты, отправляясь в поездку, считают такой риск для себя приемлемым, допустимым! Но, выяснив, что головы бьются чаще, чем другие части тела, и с очень серьезными последствиями, стали надевать на эти головы защитные каски!

Следовательно, важным является не столько то, велик или ал риск, сколько является ли он приемлемым – допустимым или неприемлемым – недопустимым риском ! При этом, производя оценку опасности, мы всегда учитываем не только вероятность неблагоприятного события, но и тяжесть последствий действия опасности. Вот теперь то можно легко определить понятие безопасность , под которым понимают отсутствие недопустимого риска .

Именно этот подход и это определение господствует во всех российских стандартах, связанных с безопасностью.

Заметим, что Федеральный закон «О техническом регулировании» дает такое определение: «БЕЗОПАСНОСТЬ продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее – безопасность) – СОСТОЯНИЕ , при котором ОТСУТСТВУЕТ НЕДОПУСТИМЫЙ РИСК , связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений».

Теперь мы можем определить необходимые нам два понятия о безопасности как состоянии защищенности – безопасность производственной деятельности и безопасность труда.

Безопасность производственной деятельности – это такое состояние производственных процессов, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с возможностью нанесения ущерба технологическому процессу, имуществу, здоровью работников и третьих лиц, окружающей среде.

Обеспечение безопасности труда как части безопасности производственной деятельности является важнейшей составной частью охраны труда.

1.2.Идентификация опасностей

Обеспечение безопасности человека в процессе труда – сложная инженерная задача, безусловно, зависящая от конкретных обстоятельств и условий того или иного производства. Вместе с тем технические основы управления безопасностью условий труда достаточно типичны и состоят:

В идентификации (распознавании) опасных и вредных производственных факторов,

Оценивании рисков, включая их анализ и управление рисками.

Разнообразие опасностей и вредных производственных факторов допускает самые различные их классификации. Такие классификации используются на практике для идентификации (распознания) опасных и вредных производственных факторов и связанных с ними рисков для последующей организации защиты от наиболее часто встречающихся (высокий вероятностный риск) и приносящих наибольший ущерб (высокий стоимостной риск) факторов.

В нашей стране идентификация опасных и вредных производственных факторов производится на рабочих местах средствами аттестации рабочих мест по условиям труда.

По природе воздействия на человека опасные и вредные производственные факторы подразделяют на следующие группы:

Физические,

Химические,

Биологические и

Психофизиологические.

К физическим опасным и вредным производственным факторам относятся:

движущиеся машины и механизмы, подвижные части производственного оборудования, передвигающиеся изделия (материалы, заготовки), разрушающиеся конструкции, обрушивающиеся горные породы;

повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;

повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, материалов;

повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

повышенные уровни шума, вибрации, ультразвука, инфразвуковых колебаний; повышенное или пониженное барометрическое давление и его резкое изменение;

повышенные или пониженные влажность, подвижность, ионизация воздуха; повышенный уровень ионизирующих излучений;

повышенное значение напряжения в электрической цепи;

повышенные уровни статического электричества, электромагнитных излучений;

повышенная напряженность электрического, магнитного полей, отсутствие или недостаток естественного света;

недостаточная освещенность рабочей зоны;

повышенная яркость света;

пониженная контрастность;

прямая и отраженная блесткость;

повышенная пульсация светового потока;

повышенные уровни ультрафиолетовой и инфракрасной радиации;

острые кромки, заусеницы и шероховатость на поверхности заготовок, инструментов и оборудования;

расположение рабочего места на значительной высоте относительно земли (пола);

невесомость.

К химическим опасным и вредным производственным факторам относятся химические вещества, которые по характеру воздействия на организм человека подразделяются на

токсические,

раздражающие,

сенсибилизирующие,

канцерогенные,

мутагенные,

влияющие на репродуктивную функцию.

По путям проникновения в организм человека они делятся на проникающие в организм через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, кожные покровы и слизистые оболочки.

К биологическим опасным и вредным производственным факторам относятся патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, риккетсии, спирохеты, грибы, простейшие) и продукты их жизнедеятельности, а также макроорганизмы (растения и животные).

К психофизиологическим опасным и вредным производственным факторам относятся физические (статические и динамические) и нервно-психические перегрузки (умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов, монотонность труда, эмоциональные перегрузки).

Заметим, что один и тот же реальный опасный и вредный производственный фактор по природе своего действия может относиться одновременно к различным типам.

3.Оценка риска

Комплексная оценка риска (и тем самым безопасности) необходима для активного вмешательства в процесс управления безопасностью труда.

Методы комплексной оценки риска должны быть адекватны требованиям решаемых задач и той исходной информации, которую можно получить для оценки. Такой подход к обеспечению безопасных условий труда на каждом рабочем месте был развит и получил известность как Risk assessment – оценивание риска или оценка риска.

ГОСТ Р 51901.1-2002 «Менеджмент риска. Анализ риска технологических систем» (хорошо переведенный с английского) достаточно четко говорит об анализе риска как об ОБЩЕЙ ПРОЦЕДУРЕ систематического использование информации для определения источников и значимости риска. Анализ риска обеспечивает базу для оценивания риска, мероприятий по снижению риска и принятия риска.

Важную роль в анализе риска играет исходная информация. В зависимости от стадии, на которой выполняется оценка риска, в качестве исходной информации могут быть использованы:

¨ статистические данные о частоте и характере проявлений опасности и (или) их последствий в виде травм и заболеваний по различным подразделениям, операциям, рабочим местам, профессиям и т. п. (Подчеркнем, что статистические данные становятся надежными при большом интервале наблюдения (за 5-10 лет) и/или при наблюдении за большими контингентами работников (5000-10000).

¨ государственные нормативные требования охраны труда, гигиенические нормативы и т.п.;

¨ базовые показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости для данного вида экономической деятельности или аналогичных предприятий или производств или аналогичных предприятий;

Заметим, что роль risk assessment на рабочих местах в странах Европейского Союза выполняет для предприятий Российской Федерации аттестация рабочих мест по условиям труда. Завершив оценку и анализ опасностей и риска, выяснив, является ли риск допустимым (приемлемым) или неприемлемо высоким, можно начать планировать (а потом и выполнять) мероприятия по снижению риска до приемлемого уровня.

Оценка эффективности обеспечения безопасных условий труда процесса может производится обобщенными показателями риска травмирования (травмоопасность) или (и) риска профзаболевания, или другими, в том числе обобщенными (интегральными), показателями.

С теоретической точки зрения, наиболее логично для оценки уровня, например, травматизма использовать относительную частоту травмирования , вычисляемую как число травм за один человеко-час непосредственной работы того или иного вида работы..

На практике используют аналогичные, но гораздо более простые, а потому не совсем точные для детального анализа показатели.

Относительная частота травмирования , вычисляемая как число травм (несчастные случаи) за период полного рабочего времени (всех работающих), наиболее близка к теоретическому идеалу.

В качестве такого временного периода наиболее часто берут либо 1 миллион часов работы, либо год. Для очень редко происходящих событий удобно брать временной период в 10 лет.

В нашей стране для оценки состояния и динамики производственного травматизма наиболее часто используют коэффициенты частоты и тяжести несчастных случаев.

Коэффициент частоты травматизма К ч определяет число несчастных случаев, приходящихся на 1000 среднесписочных работающих за определенный календарный период (месяц, квартал, год): К ч = 1000 (Т/Р), где Т – число травм (несчастные случаи) за определенный (как правило, отчетный) период; Р – среднесписочное число работающих за тот же период.

Коэффициент тяжести травматизма К т характеризует среднюю длительность нетрудоспособности, приходящуюся на один несчастный случай: К т = Д/Т, где Д – суммарное число рабочих дней нетрудоспособности по всем травмам (несчастные случаи) за определенный (как правило, отчетный) период, исчисляемое по листкам нетрудоспособности; Т – число травм (несчастные случаи) за тот же период.

Заметим, что коэффициент тяжести не полностью характеризует реальную «тяжесть» травматизма, ибо не учитывает смертельный травматизм и множество микротравм. Для лучшего учета доли смертельного травматизма можно, как это делается в ряде случаев в западных странах, условно считать, что смертельная травма эквивалентна потере 35 лет трудоспособности.

Перемножив коэффициенты частоты и тяжести травматизма, получим еще один, но редко используемый, показатель травматизма – коэффициент нетрудоспособности : К н = 1000 (Д/Р).

Используя те же идеи, за рубежом все же принято использовать в качестве базы 100 000 работников или лиц экономически активного населения. При такой базе коэффициент частоты всегда оказывается целочисленным, что легче для восприятия. Например, в странах Европейского союза частота смертельного травматизма составляет примерно 3 (т.е. 3 человека на 100 000 работников), в США – примерно 4 (т.е. 4 человека на 100 000), в нашей стране – примерно 10 (т.е. 10 человек на 100 000 работников).

Показатели травматизма позволяют описать характер травматизма на различных рабочих местах, в отдельных структурных подразделениях, организациях, отраслях, на территориях, в стране в целом, а их статистическая обработка, произведенная по различным признакам, – произвести анализ травматизма и определить приоритетные направления дальнейшей работы по его предотвращению.

При оценке риска следует помнить, что безопасность производственного процесса определяется свойствами, как отдельных элементов, так и всей системы в целом. В соответствии с системным подходом, наряду с оценкой уровня безопасности системы в целом, важно выявить, какую роль в обеспечении этого уровня играет каждый из элементов системы.

1.4.Основные принципы обеспечения безопасности труда

В настоящее время известны два фундаментальных принципа обеспечения безопасности труда, и оба они связаны с СЕГОДНЯШНЕЙ ГОТОВНОСТЬЮ управлять ВОЗМОЖНЫМИ БУДУЩИМИ СОБЫТИЯМИ. И ПРЕДОТВРАЩАТЬ ИХ, ЕСЛИ ОНИ МОГУТ ПРЕДСТАВИТЬ ДЛЯ НАС ОПАСНОСТЬ.

Первый принцип – ПРИНЦИП ПРОФИЛАКТИКИ, ПРИНЦИП ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ . Он состоит постоянном (систематическом) выполнении различных мероприятий, направленных на предупреждение, профилактику, ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ опасностей, ликвидацию или снижение риска.

В настоящее время все мировое сообщество убеждено, а мы разделяем это убеждение, что это ОСНОВНОЙ, ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП обеспечения реальной безопасности.

Второй принцип – ПРИНЦИП МИНИМИЗАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ неблагоприятного события, которое не удалось предотвратить. Этот принцип состоит в выполнении мероприятий постоянной готовности к ликвидации появления опасности и минимизации ее последствий. Он вытекает из невозможности обеспечения АБСОЛЮТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

Первым практическим шагом, который необходимо осуществить, исходя из требований основного принципа обеспечения безопасности труда и гигиены труда, является организация и реализация ПРЕВЕНТИВНЫХ МЕР, осуществление ПРОФИЛАКТИКИ производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. При этом реализация первого принципа должна происходить не хаотически, а, исходя из строгой логики ранжирования профилактических мер и строгого соблюдения последовательности (приоритетности) выполнения различных мероприятий.

Заметим, что требования Руководства Международной организации труда по СУОТ гласят, что

«3.10.1.1. Опасности и риски для безопасности и здоровья работников должны быть в оперативном порядке идентифицированы и оценены. Предупредительные и регулирующие меры должны быть осуществлены в следующем порядке приоритетности:

(а) устранение опасности/риска;

(б) ограничение опасности/риска в его источнике путем использования технических средств коллективной защиты или организационных мер;

(в) минимизация опасности/риска путем проектирования безопасных производственных систем, включающих меры административного ограничения суммарного времени контакта с вредными производственными факторами; и

(г) там, где оставшиеся опасности/риски не могут быть ограничены средствами коллективной защиты, работодатель должен бесплатно предоставить соответствующие средства индивидуальной защиты, включая спецодежду, и принять меры по гарантированному обеспечению их использования и технического обслуживания».

Среди профилактических мер используются и инженерно-технические меры предотвращения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и «правильная» организация работ по охране труда.

На практике в достаточно часто встречающихся случаях опасности и риски не могут быть устранены, ибо это требует нерациональной затраты человеческих, материальных и финансовых ресурсов. В этих-то случаях и должна проявиться организаторская и инженерная грамотность руководителя и его специалиста по охране труда, позволяющая ограничивать уровни опасности в источнике и на путях их распространения. Именно здесь широко применяются известные способы «защита временем» и «защита расстоянием».

Особую роль играют средства индивидуальной защиты – последний рубеж защиты организма работника от вредного воздействия неблагоприятных факторов производственной среды. СИЗ применяется в тех случаях, когда безопасность работника не может быть обеспечена другими техническими средствами при современном уровне развития техники и технологий.

2. Основные принципы обеспечения охраны труда

2.1.Понятие «охрана труда»

Охраной труда называется социально значимая деятельность по обеспечению безопасности труда и сохранению здоровья наемных работников во время их профессиональной деятельности.

Основная цель охраны труда – сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности, сформулирована и закреплена законом в Трудовом кодексе РФ.

Основной принцип достижения этой цели – системность и всеобщность различного рода мероприятий, в качестве основных групп которых Трудовым кодексом РФ выделены правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилакти­че­ские, реабилитационные и иные мероприятия.

Социальной сущностью охраны труда является поддержание здоровья и трудоспособности экономически активного населения на максимально возможном уровне, а также социальная защита пострадавших на производстве и членов их семей.

Экономической сущностью охраны труда является минимизация потерь общества при ведении им производственной деятельности путем предотвращения случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости

Возможность получения в процессе труда заболевания и/или травмы, включая смертельную, имеет свои дополнительные к медико-биологическим последствиям (увечье, инвалидность, смерть) негативные социальные последствия. Это и есть опасности труда, как социального отношения.

К ним относятся частичная или полная утрата работоспособности, профессиональной трудоспособности, общей трудоспособности. Следует подчеркнуть, что даже небольшая потеря способности эффективно работать может стать непреодолимым препятствием в сохранении и/или получении работы, особенно при избыточности рабочей силы на рынке труда.

Потеря возможности устроиться на работу, зарабатывать наемным трудом средства на жизнь – страшная социальная опасность не только для самого работника и находящихся на его иждивении членов ее семьи, но и для общества в целом.

Кто будет кормить неспособного прокормиться своим трудом?

В общенародном государстве советского типа ответ был элементарен – государство, т.е. все и никто одновременно.

В условиях рыночной экономики с ее идеологией индивидуализма и персонифицированной собственностью этот механизм социальной защиты не работает. Исходя из законов рыночной экономики, вправе разумно говорить о том, что платить пострадавшему (или членам семьи погибшего) должен конкретный «причинитель вреда» – виновник происшедшего и/или хозяин (собственник) объектов, причинивших этот вред.

Кто же виноват, если работнику причинен вред?

В принципе, виновником является, как ни крути, работодатель, ибо не возьми он работника на работу, то вся жизнь последнего пошла бы по-другому и данный вред не был бы причинен. Заметим, что именно поэтому в большинстве развитых стран мира травмы, полученные по время движения на работу и с работы, признаются связанными с производством, и вред, нанесенный ими, должен быть компенсирован.

Более того, работодатель, заключая договор о найме с работником, фактически «покупает» его способность работать – рабочую силу. Но раз он является своеобразным собственником рабочей силы на время выполнения работником своих трудовых обязанностей по договору, то он должен в полном объеме отвечать за «сохранность» и последствия «повреждения» своей «собственности» – наемного работника.

Однако такой (в принципе справедливый, а потому никем не оспариваемый) подход может стать разорительным для работодателя, особенно мелкого. Учитывая, что наступление вреда носит все же не всеобщий и не обязательный характер, а относительно единичный, почти случайный характер, наилучшим способом удовлетворить интересы всех трех сторон – общества, работника, работодателя является социальное страхование работников по вышеописанным рискам.

Но и этого мало. Юридический факт причинения вреда работнику должен быть доказан, признан, оценен и только после этого по нему должна быть выплачена компенсация.

Поэтому вред, требующий компенсации, должна быть, во-первых, социально значимым, т.е. достаточно серьезно нарушающим трудовые отношения работник-работодатель и препятствующим сохранению существовавшего до нанесения вреда статус-кво, а, во-вторых, реально связанным с действиями работника по выполнению своих обязанностей, вытекающих из содержания трудового договора с работодателем.

Поэтому неизбежно возникает юридическое понятие «производственной травмы» (несчастного случая на производстве) и «профессионального заболевания». Только эти (серьезные по своей медицинской и социально-экономической сущности) явления подлежат компенсации, которая по сути является УЩЕРБОМ для работодателя. А потому он стремится уменьшить этот ущерб либо (в легальном поле) серьезно занимаясь охраной труда, либо (в нелегальном поле) «пряча» от общества и государства либо наличие трудовых отношений, либо факты травмирования и/или профессионального заболевания.

Поскольку каждый пострадавший, лишившись работоспособности, должен или умереть от голода или получить компенсацию, то общество в лице государства не может не ввести систему регулирования обществом трудовых отношений работника и работодателя в сфере безопасности наемного труда – охрану труда.

Именно поэтому охрана труда является элементом социальной политики общества и государства, именно потому она входит составной частью в трудовое право, именно поэтому основное положение охраны труда – обеспечение безопасных и здоровых условий труда – является одним из основных конституционно закрепленных прав каждого гражданина Российской Федерации.

2.2.Основные принципы обеспечения охраны труда

Основные принципы обеспечения охраны труда соотносятся с общими принципами обеспечения безопасности, защиты от случайных неблагоприятных событий.

Основные принципы обеспечения охраны труда включают в себя основные принципы обеспечения безопасности труда, но дополняются мерами социальной защиты.

Первый и фундаментальный принцип охраны труда – ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ производственного травматизма и профессиональной заболеваемости . Все мероприятия охраны труда и всех ее частей, например, безопасности труда, гигиены труда, направлены на это.

ВОВРЕМЯ ПРЕДОТВРАТИТЬ – вот главная цель, главная задача и основной принцип ее реализации в охране труда. Недаром русская народная пословица гласит: «Берегись бед, пока их нет!».

Второй фундаментальный принцип охраны труда – ГОТОВНОСТЬ К ЗАЩИТЕ ПОСТРАДАВШИХ. Он вытекает из невозможности обеспечения АБСОЛЮТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

Этот принцип играет исключительную роль в охране труда. В настоящее время в нашей стране, как в большинстве развитых стран мира, он реализуется через систему обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Итак, первым практическим шагом, который необходимо осуществить, исходя из требований основного принципа обеспечения охраны труда, являются организация и реализация превентивных мер, профилактика производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Выше мы уже говорили, что определение безопасности и безопасности труда неразрывно связано с понятием недопустимый риск.

Охрана труда, как некоторая подсистема обеспечения безопасности трудовой деятельности отдельного члена общества и производственной деятельности общества в целом, также неразрывно связана с понятием риска, который в данной отрасли человеческой деятельности часто называют социально приемлемым риском.

В рамках превентивных мер необходимо полное выполнение всех необходимых мероприятий безопасности труда, а также мероприятий социального партнерство работодателя и работников по охране труда. Заметим, что в эти мероприятия, по нашему мнению, входит и обучение работников, и стимулирование их внутренней мотивации на безопасный труд. Таким образом, обеспечение безопасности труда и социального партнерства работников с работодателем являются важнейшими мерами профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Для реализации второго основного принципа охрана труда предлагает целый комплекс мероприятий по минимизации последствий проявления профессиональных рисков в форме СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ работников, работающих в неблагоприятных условиях труда или пострадавших на производстве в результате тех проявлений производственных опасностей, которые не удалось предотвратить комплексом профилактических мер.

В рамках второго основного принципа охраны труда, ее мероприятиями предусматриваются:

¨ компенсации работникам за тяжелые, вредные и опасные условия труда;

¨ возмещение вреда пострадавшему причинителем вреда;

¨ реабилитация трудоспособности пострадавших.

Более того, стремясь к минимизации затрат общества на все вышеизложенные мероприятия, предусматривается и реализуется обязательное социальное страхование профессиональных рисков – несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

2.3.Компенсации за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда

Компенсации – денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральными законами обязанностей.

Согласно статье 219 ТК РФ «Право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда» каждый работник имеет право на компенсации, установленные в соответствии с Трудовым кодексом РФ, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются в порядке , определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономи­ческого положения работодателя.

В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы условий труда, компенсации работникам не устанавливаются.

2.4. Финансовое обеспечение охраны труда

Согласно действующему законодательству финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями независимо от организационно-правовых форм их деятельности (за исключением федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется работодателем в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников осуществляется в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Заметим, что в отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

Подчеркнем, что работник НЕ НЕСЕТ расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, а работодатель НЕСЕТ ВСЕ расходы по охране труда, в силу «естественного» права и обязанности собственника и организатора производства заботиться о своей собственности самостоятельно и организовывать свое производства в соответствие со всеми действующими нормативными требованиями.

При том, что работник осуществляет свои трудовые обязанности на подконтрольных работодателю рабочих местах, пользуется средствами производства (которые могут стать источниками причинения вреда), принадлежащими работодателю (на правах собственности или аренды не суть важно), сам на момент выполнения работником его трудовых обязанностей он является своеобразной «собственностью» работодателя, поскольку его работоспособность (рабочая сила) «продана» по трудовому договору работодателю для выполнения в его интересах той или иной необходимой для производства трудовой функции.

Более того, расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ относятся на себестоимость продукции, выводятся из налогооблагаемой базы (по налогу на прибыль).

Подчеркнем, что включение затрат на охрану труда в себестоимость продукции фактически означает оплату этих расходов потребителем конечной продукции, а не работодателем. Поэтому «стенания» работодателя о несении им непосильной ноши затрат на охрану труда не более чем иллюзия. На самом деле затраты на охрану труда несет общество! Но это намного дешевле, чем иметь миллионы нетрудоспособных инвалидов.

Основными направлениями расходов на предотвращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости являются:

Во-первых, расходы на совершенствование технологии, замену оборудования и другие «технологические» мероприятия, влекущие за собой изменения (считается, что благоприятные) условий труда;

Во-вторых, расходы на материальное обеспечение безопасности труда и гигиены труда, в том числе на средства индивидуальной защиты и т.п.;

В-третьих, расходы на организацию мероприятий по охране труда, в том числе на подготовку работников;

В-четвертых, расходы на возмещение вреда работникам, в том числе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Расходы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний состоят из страховых взносов страховщику – Фонду социального страхования Российской Федерации и определяются страховыми тарифами, ежегодно устанавливаемыми соответствующим федеральным законом. Сумма страховых взносов, уплачиваемых в пределах тарифа, включается в себестоимость продукции. Кроме того, разрешается часть страховых взносов, по согласованию со страховщиком, направлять на профилактическую работу в соответствие с утверждаемыми ежегодно перечнями превентивных мероприятий.

Рассматривая экономическую эффективность любых управленческих решений в сфере охраны труда, мы должны помнить, что РАСХОДЫ (ЗАТРАТЫ) на охрану труда в принципе не могут непосредственно приносить ДОХОД (ПРИБЫЛЬ), ибо являются вспомогательными для целей производства и не связаны непосредственно с производством и реализацией какого-либо товара. Поэтому на практике любой предприниматель или руководитель может видеть конкретные РАСХОДЫ на охрану труда, но не видит (а в такой постановке и не может видеть) «ДОХОДЫ» от охраны труда. Тем не менее, мероприятия по охране труда не являются чисто затратными или убыточными. Дело в том, что если при производстве товара (услуг) речь идет об увеличении (максимизации) ДОХОДОВ (ПРИБЫЛИ), то при мероприятиях по охране труда и/или безопасности производства речь идет о снижении (минимизации) УБЫТКОВ (ПОТЕРЬ).

Классический анализ потерь и убытков состоит из установления действительного числа несчастных случаев, серьезности причиненного ущерба и анализа прямых потерь (издержек), связанных с нанесением материального ущерба, телесных повреждений и последующих заболеваний. К сожалению, прямые издержки составляют лишь меньшую часть действительных финансовых затрат предприятия в случае производственных аварий и травматизма. Основную часть играют косвенные потери (издержки). Эти косвенные потери происходят из-за потерянного для основного производства, но оплаченного работодателем, времени руководителей среднего звена, которое ушло на расследование причин аварии и травматизма, временной остановки производства, оплаты переподготовки, внеочередного инструктажа, проверки знаний для работающего персонала, оплаты возможной сверхурочной работы для того, чтобы снова войти в график производства. Стоимость этих косвенных расходов значительно (в несколько раз) превышает прямые потери. Сумма прямых и косвенных потерь составляет общий ущерб от неблагоприятного события.

Если в результате проведенных мероприятий гипотетическое неблагоприятное событие не произошло, то можно говорить о предотвращенном ущербе. Предотвращенный ущерб равен общему ущербу от реализации потенциальной опасности. Это гипотетический ущерб от гипотетического несчастного случая или аварии. Так могло бы быть, но так не стало из-за мероприятий по безопасности! Тогда разница между предотвращенным ущербом и реальными прямыми затратами на мероприятия по безопасности образуют своеобразный «доход» от этих мероприятий! Более того, то, что для общества в целом и/или для отдельных лиц является ущербом, для других конкретных лиц может являться «доходом», например, в случае удачного страхования производственных рисков.

На практике привычным является увеличение доходов, а потому принято говорить не о минимизации возможного ущерба, а об увеличении (максимизации) предотвращенного ущерба. Однако относительная простота и привычность подсчета фактических доходов (прибыли) и большая сложность (и практически полнейшая новизна для нашей страны) расчета возможного (но предотвращенного) ущерба мешают внедрению на практике такого подхода. Следует особо обратить внимание слушателей на то, что непредотвращенный ущерб , независимо от того рассчитан он или нет, зафиксирован или нет, явно виден «невооруженным глазом» или скрыт от глаз руководителя, образует ФАКТИЧЕСКИЕ ПОТЕРИ (УБЫТКИ) предприятия.

Обратим внимание читателей на то, что, не научившись определять возможный ущерб, мы никогда не сможем сделать его предотвращенным. Это серьезная задача для нашей большой страны, только-только вступившей на путь рыночной экономики, где административно-командные методы управления пока все еще привычно доминируют над рыночными.

1.Вопросы для обсуждения

Принципы ОХ

Принципы обеспечения безопасности труда

Коэффициент частоты травматизма

К ч = 1000 (Т/Р),

где Т – число травм (несчастные случаи) за определенный (как правило, отчетный) период; Р – среднесписочное число работающих за тот же период

Коэффициент тяжести травматизма

где Д – суммарное число рабочих дней нетрудоспособности по всем травмам (несчастные случаи) за определенный (как правило, отчетный) период, исчисляемое по листкам нетрудоспособности; Т – число травм (несчастные случаи) за тот же период

Коэффициент нетрудоспособности

В результате изучения этого раздела вы будете знать:

  • Понятие "охрана труда".
  • Основная задача охраны труда предотвращение производственного травматизма и профессиональных заболеваний и минимизация их социальных последствий.
  • Понятие социально приемлемого риска.
  • Основные принципы обеспечения охраны труда как системы мероприятий:
  • Осуществление мер, необходимых для обеспечения сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;
  • Социальное партнерство работодателей и работников в сфере охраны труда;
  • Гарантии защиты права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда;
  • Компенсации за тяжелые работы и работы с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • Социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
  • Экономический механизм и финансовое обеспечение системы управления охраной труда.
  • Финансирование мероприятий по обеспечению безопасных условий труда и по улучшению условий и охраны труда.
  • Оценка эффективности мероприятий по охране труда.
  • Понятие предотвращенного ущерба, прямых и косвенных потерь.
  • Взаимосвязь обеспечения экономической, технологической, экологической, эргономической безопасности и охраны труда.

Перечень основных документов, необходимых при изучении раздела:

1. Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г.
2. Федеральный закон от 30 декабря 2001г. № 197-ФЗ (в редакции Федерального закона РФ от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ). Трудовой кодекс Российской Федерации.
3. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. Руководство Р 2.2.2006-05. Утверждено руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г. Онищенко 29 июля 2005 года

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О ТРУДЕ И ОБ ОХРАНЕ ТРУДА

Вся работа по охране труда должна носить системный характер. В разделе X гл. 33 ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации дано следующее определение понятия "охрана труда".

Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя:
· правовые,
· социально-экономические,
· организационно-технические,
· санитарно-гигиенические,
· лечебно-профилактические,
· реабилитационные и иные мероприятия.
Задачу эффективного обеспечения охраны труда нельзя решить за счет проведения одних или группы перечисленных мероприятий.

Трудовой кодекс Российской Федерации определяет:

· основные направления государственной политики в области охраны труда;
· государственные нормативные требования охраны труда;
· обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда;
· обязанности работника в области охраны труда;
· государственное управление охраной труда;
· мероприятия по обеспечению охраны труда;
· основные функции органов государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и об охране труда;
· организации, которые должны осуществлять общественный контроль за охраной труда;
· принципы управления охраной труда непосредственно в организации;
· обеспечение прав работника на охрану труда;
· право и гарантии работника на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда;
· финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

· обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
· принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
· государственное управление охраной труда ;
· государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;
· государственная экспертиза условий труда ;
· установление порядка специальной оценки условий труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
· содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
· профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;
· расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
· защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
· установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
· координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;
· распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
· участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;
· подготовка специалистов по охране труда и повышение их квалификации;
· организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;
· обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда ;
· международное сотрудничество в области охраны труда;
· проведение эффективной налоговой политики , стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
· установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателя (ст 210 ТК РФ).

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями :

· органов государственной власти Российской Федерации;
· органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
· органов местного самоуправления;
· работодателей и объединений работодателей;
· профессиональных союзов и их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов.

ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя .

РАБОТОДАТЕЛЬ обязан обеспечить (ст. 212 ТК РФ):

Безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
- создание и функционирование системы управления охраной труда;
- применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
- соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
- режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
- приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
- обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
- недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
- организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;
- в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований;
- недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;
- информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
- предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;
- принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;
- расследование и учет в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;
- беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки;
- обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- ознакомление работников с требованиями охраны труда;
- разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов;
- наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

Работодатель обязан выплачивать в полном размере и в срок причитающуюся работникам заработную плату (ст. 22 ТК РФ).

Работодатель обеспечивает лицам, поступающим на работу с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 225 ТК РФ):
· обучение безопасным приемам и методам выполнения работ, со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а также проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний.

Государство обеспечивает :

· профессиональную подготовку специалистов по охране труда в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Все работники, в том числе руководители организаций, а так же руководители - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации

ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

РАБОТНИК обязан (ст. 214 ТК РФ):
- соблюдать требования охраны труда;
- правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
- проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;
- немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);
- проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА

Указ Президента Российской Федерации от 9.03.04 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» положил начало административной реформе.

Новая структура органов исполнительной власти предусматривает трехуровневое разграничение функций:
· министерство,
· федеральная служба,
· федеральное агентство.

На переходном этапе действуют ранее принятые законодательные и иные нормативные акты, которыми регулировались вопросы охраны труда и социальной защиты работающих на производстве.

Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению:
· федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ );
· другими федеральными органами исполнительной власти (ст. 216 ТК РФ).
Минтруд осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социального развития.

Минтруд России осуществляет координацию деятельности государственных внебюджетных фондов:
· льготные пенсии (по Спискам № 1 и № 2);
· социального страхования (обеспечение по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний);

Федеральным органам исполнительной власти предоставлено право:
· осуществлять отдельные функции по нормативно - правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда;
· при этом они обязаны:
· согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда;
· координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда(Минтрудом России).

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственное управление в пределах своих полномочий на территориях субъектов Российской Федерации.

Органам местного самоуправления могут быть переданы отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда.

У каждого работодателя , осуществляющего производственную деятельность, в том числе в сфере оказания услуг численность работников которого превышает 50 человек:
· создается служба охраны труда или
· вводится должность специалиста по охране соответствующую подготовку или опыт работы.

Если численность работников не превышает 50 человек , работодатель принимает решение о создании службы охраны труда или введение должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности .

При отсутствии:

· службы охраны труда,
· штатного специалиста по охране труда

их функции осуществляют:

· работодатель - индивидуальный предприниматель (лично),
· руководитель организации (лично),
· другой уполномоченный работодателем работник,
· организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору (ст.217 ТК РФ).

Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации .

Для оперативного рассмотрения вопросов охраны труда по инициативе работодателя и (или) работников на предприятии создается совместный комитет (комиссия) по охране труда .

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ РАБОТНИКОВ НА ОХРАНУ ТРУДА

Каждый работник имеет право на:

· рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;
· обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
· получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;
· отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами до устранения такой опасности;
· обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя;
· обучение безопасным методам и приемам труда за счет работодателя;
· профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;
· запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте:
· федеральными органами исполнительной власти уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства;
· другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности;
· органами исполнительной власти, осуществляющими государственную экспертизу условий труда;
· органами профессионального контроля законодательства о труде и охране труда; за соблюдением законодательства о труде и охране труда;
· обращение по вопросам охраны труда:
· в органы государственной власти Российской Федерации;
· в органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
· в органы местного самоуправления;
· к работодателю и их объединения;
· в профессиональные союзы, их объединения;
· в иные уполномоченные работниками представительные органы;
· личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
· внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка во время прохождения указанного медицинского осмотра;
· компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

ГАРАНТИИ ПРАВА РАБОТНИКОВ НА ТРУД В УСЛОВИЯХ,
СООТВЕТСТВУЮЩИХ ТРЕБОВАНИЯМ ОХРАНЫ ТРУДА

Государство гарантирует работникам защиту их прав на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.

Условия труда, предусмотренные трудовым договором, должны соответствовать требованиям охраны труда.

Согласно статье 220 Трудового кодекса Российской Федерации:
- на время приостановления работ в связи с приостановлением деятельности или временным запретом деятельности вследствие нарушения требований охраны труда не по вине работника за ним сохраняются место работы (должность) и средний заработок.

На это время работник с его согласия может быть переведен работодателем на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.

При отказе работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности.

В случае, если предоставление работы по объективным причинам работнику невозможно, время простоя работника до устранения опасности для его жизни и здоровья оплачивается работодателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае необеспечения работника в соответствии с установленными нормами средствами индивидуальной и коллективной защиты работодатель не имеет права требовать от работника исполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой.

В этом случае отказ работника от выполнения работ не влечет за собой его привлечение к дисциплинарной ответственности .

Дополнительные гарантии охраны труда отдельным категориям работников

Работодатель для отдельных категорий работников обязан соблюдать ограничения :

· на привлечение их к выполнению тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными условиями труда;
· к выполнению работ в ночное время;
· к сверхурочным работам;
· осуществлять перевод работника, нуждающегося по состоянию здоровья в предоставлении им более легкой работы, на другую работу в соответствии с медицинским заключением, с соответствующей оплатой;
· устанавливать перерывы для отдыха включаемые в рабочее время;
· создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и др. (ст. 224 ТК РФ).

Работодатель должен признать приоритет жизни и здоровья работников
по отношению к результатам производственной деятельности.

Обеспечение прав работника на охрану труда и гарантий этих прав — это по существу главная цель всего законодательства.

Работодатель обязан организовать и проводить предварительные при поступлении работника на работу и периодические в течение его трудовой деятельности медицинские осмотры в случаях, предусмотренных законодательством.

При обнаружении у работников признаков профессионального заболевания или ухудшения состояния здоровья вследствие воздействия вредных или опасных производственных факторов работодатель на основании медицинского заключения должен перевести его на другую работу.

Коллективный риск (групповой, социальный) — это риск проявления опасности того или иного вида для коллектива, группы людей, для определенной социальной или профессиональной группы людей.

Невозможность достижения абсолютной производственной безопасности предопределило введение понятия приемлемого (допустимого) риска.

Приемлемый (допустимый) риск — это такая минимальная величина риска, которая достижима по техническим, экономическим и технологическим возможностям. Таким образом, приемлемый риск представляет собой некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями его достижения.

Экономические возможности повышения безопасности технических систем и снижения величины приемлемого риска ограничены. Затрачивая большие финансовые средства на повышение безопасности технических систем, можно нанести ущерб социальной сфере производства. Уменьшая соответственно средства, выделяемые на приобретение спецодежды, медицинское обслуживание, заработную плату и т. д. Уровень приемлемого риска определяется в результате учета всех обстоятельств — технических, технологических, социальных и рассчитывается в результате оптимизации затрат на инвестиции в техническую и социальную сферу производства.

Величина приемлемого риска зависит от вида отрасли производства, профессии, вида негативного фактора, которым он определяется. Для потенциально опасных отраслей производства (например, угольной промышленности), опасных профессий (горноспасателей, пожарных и т. д.) величина приемлемого риска выше, нежели для отраслей и профессий, где количество опасных факторов меньше и уровень вредных факторов ниже.

Принято считать, что для действия техногенных опасностей (технический риск) в целом индивидуальный риск считается приемлемым, если его величина не превышает 10~6. Эта величина используется для оценки пожарной и радиационной безопасности. Величина приемлемого риска 1СГ6 означает, что гибель одного человека на миллион людей считается допустимой. Это примерно соответствует риску гибели людей от природных опасностей.

В системе обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности основная роль принадлежит нормативным правовым актом по охране труда.

Нормативные требования по охране труда и их соблюдение по существу являются фундаментом в создании здоровых и безопасных условий труда. Обеспечение единства таких требований — важная государственная задача.

Государственная политика в области охраны труда предусматривает совместные действия органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов в лице их соответствующих органов и иных уполномоченных работниками представительных органов по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

· признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности предприятия;
· координация деятельности в области охраны труда, в других областях экономической и социальной политики, а также в области охраны окружающей природной среды;
· установление единых нормативных требований по охране труда для предприятий всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности;
· государственное управление деятельностью в области охраны труда, включая государственный надзор и контроль над соблюдением законодательных и иных нормативных актов об охране труда;
· общественный контроль над соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на производстве, осуществляемый работниками через профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы;
· взаимодействие и сотрудничество органов государственного управления, надзора и контроля с работодателями, профессиональными союзами в лице их соответствующих органов и иными уполномоченными работниками представительными органами, заинтересованными в разработке и практической реализации государственной политики в области охраны труда;
· проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание здоровых и безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, средств коллективной и индивидуальной защиты работников;
· применение экономических санкций в целях соблюдения предприятиями и работниками нормативных требований по охране труда;
· обеспечение работников специальной одеждой, специальной обувью, средствами коллективной и индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием, необходимыми профилактическими средствами за счет средств работодателя;
· обязательное расследование каждого несчастного случая и профессионального заболевания на производстве;
· установление компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда, не устранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;
· защита интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания, а также членов их семей;
· подготовка специалистов в области охраны труда, в том числе в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования;
· установление государственной статистической отчетности об условиях труда, о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
· информирование работников о состоянии условий и охраны труда на предприятиях;
· осуществление мероприятий по пропаганде передового опыта в области охраны труда;
· международное сотрудничество при решении проблем охраны труда.

Государство в лице органов законодательной и исполнительной власти с учетом консультаций с объединениями работодателей, профессиональными союзами в лице их соответствующих органов и иными уполномоченными работниками представительными органами разрабатывает, осуществляет и периодически пересматривает согласованную политику в области охраны труда.

То есть эта статья Основ по существу определяет направления деятельности, прежде всего, органов государственной и исполнительной власти Российской Федерации и субъектов, а также объединений работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов. Лейтмотивом совместных действий этих органов и общественных организаций должно стать принуждение работодателей к признанию и обеспечению приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности.

Безопасность труда — это состояние деятельности, при которой с определенной вероятностью исключено проявление опасностей, а уровень риска деятельности не превышает приемлемый уровень.

Поэтому под безопасностью следует понимать комплексную систему мер защиты человека и среды его обитания от опасностей, формируемых конкретной деятельностью. Комплексную систему безопасности формируют нормативно-правовые, организационные, экономические, технические, санитарно-гигиенические и лечебно-профилактические меры.

Контрольные вопросы:

1. Что включает в себя понятие "охрана труда"?
2. Как производится оценка социально приемлемого риска?
3. На чём основывается социальное партнерство работодателей и работников в сфере охраны труда?
4. Какие имеются гарантии защиты права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда?
5. Какие предусматриваются компенсации за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда?
6. Как производится социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и от профессиональных заболеваний?
7. Как производится финансирование мероприятий по обеспечению безопасных условий труда и по улучшению условий и охраны труда?
8. Как производится оценка эффективности мероприятий по охране труда?
9. В чём смысл понятия предотвращенного ущерба, прямых и косвенных потерь?
10. Какая взаимосвязь обеспечения экономической, технологической, экологической, эргономической безопасности т охраны труда?

Основные принципы обеспечения охраны труда соотносятся с общими принципами обеспечения безопасности, защиты от случайных неблагоприятных событий.
Основные принципы обеспечения охраны труда включают в себя основные принципы обеспечения безопасности труда, но дополняются мерами социальной защиты.
Первый и фундаментальный принцип охраны труда – ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Все мероприятия охраны труда и всех ее частей, например, безопасности труда, гигиены труда, направлены на это.
ВОВРЕМЯ ПРЕДОТВРАТИТЬ – вот главная цель, главная задача и основной принцип ее реализации в охране труда. Недаром русская народная пословица гласит: “Берегись бед, пока их нет!”.
Второй фундаментальный принцип охраны труда – ГОТОВНОСТЬ К ЗАЩИТЕ ПОСТРАДАВШИХ. Он вытекает из невозможности обеспечения АБСОЛЮТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
Этот принцип играет исключительную роль в охране труда. В настоящее время в нашей стране, как в большинстве развитых стран мира, он реализуется через систему обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Итак, первым практическим шагом, который необходимо осуществить, исходя из требований основного принципа обеспечения охраны труда, являются организация и реализация превентивных мер, профилактика производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Выше мы уже говорили, что определение безопасности и безопасности труда неразрывно связано с понятием недопустимый риск.
Охрана труда, как некоторая подсистема обеспечения безопасности трудовой деятельности отдельного члена общества и производственной деятельности общества в целом, также неразрывно связана с понятием риска, который в данной отрасли человеческой деятельности часто называют социально приемлемым риском.
В рамках превентивных мер необходимо полное выполнение всех необходимых мероприятий безопасности труда, а также мероприятий социального партнерство работодателя и работников по охране труда. Заметим, что в эти мероприятия, по нашему мнению, входит и обучение работников, и стимулирование их внутренней мотивации на безопасный труд. Таким образом, обеспечение безопасности труда и социального партнерства работников с работодателем являются важнейшими мерами профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Для реализации второго основного принципа охрана труда предлагает целый комплекс мероприятий по минимизации последствий проявления профессиональных рисков в форме СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ работников, работающих в неблагоприятных условиях труда или пострадавших на производстве в результате тех проявлений производственных опасностей, которые не удалось предотвратить комплексом профилактических мер.
В рамках второго основного принципа охраны труда, ее мероприятиями предусматриваются:
1) компенсации работникам за тяжелые, вредные и опасные условия труда;
2) возмещение вреда пострадавшему причинителем вреда;
3) реабилитация трудоспособности пострадавших.
Более того, стремясь к минимизации затрат общества на все вышеизложенные мероприятия, предусматривается и реализуется обязательное социальное страхование профессиональных рисков – несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.