Общая характеристика правоохранительной деятельности. Понятие, основные признаки, задачи и цели, направления правоохранительной деятельности Правоохранительная деятельность понятие признаки направления

  • Дата: 16.08.2020

Статья 2 Конституции РФ.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В принципе весь государственный аппарат должен признавать, охранять и защищать права человека.

Правоохранительные органы ассоциируются с тем, что принято называть «силовым блоком» государственного аппарата. «Силовой блок» государственного аппарата – это прокуратура, полиция, ФСБ, органы оперативно-розыскной деятельности. В известной степени «репрессивная» часть государственного аппарата.

Правоохранительные органы – специальные органы, созданные для обеспечения законности и правопорядка, борьбы с преступностью и иными правонарушениями. То есть в собственном (узком) смысле слова правоохранительные.

Признаки правоохранительной деятельности:

1. Осуществляется не любым способом, а с помощью применения юридических мер воздействия и должна строго соответствовать предписаниям закона.

Правоохранительная деятельность – это деятельность связанная с применением государственного принуждения. И в этом парадокс: правоохранительная деятельность неразрывно связана с ограничением прав . Апофеоз такого ограничения – контртеррористическая операция (пик ограничения прав).

2. Реализуется в установленном законом порядке, то есть с соблюдением определенных юридических процедур .

3. Ее реализация возлагается на специально уполномоченные государственные органы .

Потому что правом применять принуждение обладают специально уполномоченные органы, а не любые.

4. Обязательность решений правоохранительных органов, сопровождаемая возможностью их обжаловать и установлением ответственности государства за вред, причиненный действиями должностных лиц этих правоохранительных органов, и компенсации соответствующего ущерба.

Ст. 11 УПК

Статья 11. Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве

1. Суд, прокурор, следователь, дознаватель обязаны разъяснять подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, а также другим участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности и ответственность и обеспечивать возможность осуществления этих прав.

2. В случае согласия лиц, обладающих свидетельским иммунитетом, дать показания дознаватель, следователь, прокурор и суд обязаны предупредить указанных лиц о том, что их показания могут использоваться в качестве доказательств в ходе дальнейшего производства по уголовному делу.

3. При наличии достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю или иным участникам уголовного судопроизводства, а также их близким родственникам, родственникам или близким лицам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными опасными противоправными деяниями, суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель принимают в пределах своей компетенции в отношении указанных лиц меры безопасности, предусмотренные статьями 166 частью девятой, 186 частью второй, 193 частью восьмой, 241 пунктом 4 части второй и 278 частью пятой настоящего Кодекса, а также иные меры безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.



Статья 1069. Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами

Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Подходы к понятию правоохранительной деятельности:

Самый узкий подход: правоохранительная деятельность есть только борьба с преступностью

Более широкий: правоохранительная деятельность - это не только борьба с преступностью, но и борьба с административными правонарушениями (включается и деятельность органов, привлекающих к ответственности за административные правонарушения)

Еще более широкий: все вышесказанное + обеспечение общественного порядка

Самый широкий: деятельность по охране права, охрана любого всякого права, когда не допустимы любые и всякие проявления противоправности

Задачи правоохранительной деятельности:

  1. Защита личности, ее прав и свобод.
  2. Защита общества, его материальных и духовных ценностей.
  3. Защита государства, его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности.

Правоохранительная деятельность – один из видов государственной деятельности. Ее предназначение – это обеспечение в демократическом обществе режима законности. Цель правоохранительной деятельности – охрана права. Правоохранительная деятельность как средство достижения этой цели, это сама деятельность по надзору и контролю за соблюдением закона, привлечению виновных к ответственности, рассмотрение дел в судах, проведение в жизнь карательных и правовосстановительных мер.

Правоохранительная деятельность как процесс – это планирование, координация и осуществление принятых решений и контроль за их выполнением.

Легального (зафиксированного в нормативном правовом акте) определения правоохранительной деятельности нет. Существует понятие правоохранительной службы:

Ст. 7 ФЗ «О системе государственной службы РФ»

Статья 7. Правоохранительная служба

Правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина

Понятие правоохранительной деятельности:

Правоохранительная деятельность – такая государственная деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

Важен процедурный элемент, так как правоохранительная деятельность неразрывно связано с ограничением прав человека, гарантированных Конституцией.

Возможности права здесь ограничены: в законе невозможно прописать, кто, как и когда будет непосредственно отдавать команды, правоохранительные органы должны быть наделены определенной свободой реагирования.

Структура этих органов, система этих органов, правила работы, координации этих органов – это вопросы не правовые, это вопросы науки управления, работа этого аппарата должна быть эффективной, рациональной. Но известные правовые ограничители в создании, изменении и функционировании этих органов все-таки существуют:

Постановление КС №1-П от 14 января 1992 г. (Министерство безопасности и Министерство внутренних дел были объединены в одно министерство указом Б.Н. Ельцина. Конституционный Суд отменил указ, признав его неконституционным).

Функции правоохранительной деятельности:

  1. Конституционный контроль (Конституционный Суд РФ)
  2. Правосудие (деятельность судов общей юрисдикции и арбитражных судов)
  3. Организационное обеспечение деятельности судов.
  4. Прокурорский надзор.
  5. Выявление и расследование преступлений.
  6. Оказание юридической помощи.

Так как нет легального определения правоохранительной деятельности, нет и легального определения правоохранительного органа. Но с учетом функций правоохранительной деятельности к правоохранительным органам следует отнести:

Учреждения, осуществляющее организационное обеспечение деятельности судов

Прокуратура

Органы и должностные лица, призванные выявлять и расследовать преступления (Следственный комитет при прокуратуре РФ, следственный аппарат МВД, следственный аппарат ФСБ, следственный аппарат ГосНаркоКонтроля)

Органы дознания и органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность (Государственная противопожарная служба, Федеральная таможенная служба и т.д.)

Адвокатура, нотариат, частные охранные и детективные агентства (это не правоохранительные органы, а правоохранительные организации, т.к. не принадлежат к государственным органам и не обладают монополией на принуждение)

Принципы правоохранительной деятельности:

  1. Принцип законности (призван подчеркнуть в связи с тем, что эта деятельность связана с правоограничением, что она должна быть введена в строгие рамки закона и соблюдение этого закона принимает принципиальное значение. Правоохранительная деятельность не может выполняться произвольно, вне рамок закона).
  2. «Что не запрещено, то разрешено» (гражданам) «Разрешено только то, что разрешено» (для государственных органов).
  3. Принцип согласованности личных, общественных и государственных интересов.
  4. Принцип соблюдения человеческого достоинства, прав, свобод и законных интересов личности, общества и государства.
  5. Принцип деполитизации и деидеологизации (силовой блок государственного аппарата вне политики). В демократическом обществе приобретает критический смысл.

Признаками (критериями) правоохранительной деятельности являются:

  1. Правоохранительная направленность. Правоохранительная деятельность направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина , прав и законных интересов любых субъектов правоотношений , на обеспечение безопасности, законности и правопорядка , а также на борьбу с преступностью .
  2. Правоохранительная деятельность состоит из решений и действий, осуществляемых (принимаемых) уполномоченными на то законодательством субъектами.
  3. Правоохранительная деятельность предусмотрена (урегулирована) нормативно-правовыми актами .

Иначе говоря, правоохранительная деятельность представляет собой предусмотренное нормативно-правовыми актами принятие решений и осуществление уполномоченными на то субъектами действий, направленных на защиту прав (свобод) и законных интересов физических, юридических лиц , , муниципальных образований и государства в целом, на обеспечение безопасности, законности и правопорядка, а также на борьбу с преступностью.

Задачи и цели правоохранительной деятельности видоизменяются в зависимости от того, каким субъектом она осуществляется. Анализ задач и целей различных правоохранительных органов позволяет говорить о наличии следующего перечня задач и целей самой правоохранительной деятельности.

Задачами правоохранительной деятельности признаются:

  1. выявление, предупреждение, пресечение правонарушений , раскрытие преступлений , а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
  2. осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, предварительного следствия и суда , уклоняющихся от уголовного наказания , а также розыска без вести пропавших;
  3. добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;
  4. надзор за процессом правоприменения ;
  5. правильное применение закона , обеспечение его верховенства;
  6. оказание юридической помощи гражданам и организациям;
  7. правильное и быстрое рассмотрение и разрешение гражданских; уголовных, административных, конституционных (уставных) дел и иных подведомственных правоохранительным органам вопросов;
  8. регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний , определение средств исправления осужденных, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Цели рассматриваемого вида деятельности подразделяются на два вида:

Непосредственные цели:

1) обеспечение и защита (охрана):

  • нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;
  • нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов органов местного самоуправления ;
  • нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • общественного строя Российской Федерации;
  • установленных системы хозяйства и собственности ;
  • порядка управления , государственного и общественного порядка, порядка деятельности правоохранительных органов;

2) обеспечение исполнения актов судебных и других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве ;

3) чтобы каждый совершивший правонарушение был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к ответственности.

Цели, совпадающие с целью всего государства и общества , то есть цели более высокого уровня:

  1. укрепление законности и правопорядка;
  2. предупреждение совершения преступлений и иных правонарушений;
  3. исправление осужденных;
  4. правовое и нравственное воспитание граждан в духе точного и неуклонного исполнения российских законов, бережного отношения к институту собственности, соблюдения дисциплины труда , уважения к правам (свободам), чести и достоинству других лиц.

Функции (направления) правоохранительной деятельности

Общая характеристика

Основными функциями (направлениями) правоохранительной деятельности являются:

  1. конституционный контроль ;
  2. организационное обеспечение деятельности судов ;
  3. прокурорский надзор и иные направления деятельности прокуратуры ;
  4. выявление и расследование преступлений :
  5. уголовно-исполнительная деятельность;
  6. нотариальная деятельность;
  7. юридическая помощь и защита по уголовным делам (оказание юридических услуг).

В литературе упоминается и об иных направлениях правоохранительной деятельности:

  • судопроизводство (уголовный процесс);
  • обеспечение безопасности;
  • охрана общественного порядка;
  • производство по делам о нарушении таможенных правил;
  • производство по делам о налоговых правонарушениях ;
  • контрразведывательная деятельность;
  • внешняя разведка.

Некоторые из них в определенной степени дублируют ряд вышеприведенных направлений правоохранительной деятельности (к примеру, правосудие - это составная часть судопроизводства, само судопроизводство осуществляется в целях решения задач стоящих перед правосудием). Другие же направления деятельности не вошли в содержание рекомендованной Советом по правоведению УМО университетов РФ Программе дисциплины "Правоохранительные органы ", на основе которой подготовлен настоящий учебник.

Соотношение конституционного контроля, правосудия, организационного обеспечения деятельности судов, прокурорского надзора, выявления и расследования преступлений, оказания юридической помощи и защиты по уголовным делам

Ключевые направления правоохранительной деятельности взаимосвязаны друг с другом. Так, разновидностью правосудия является правосудие, осуществляемое в рамках конституционного производства. Конституционное же производство - это основной вид конституционного контроля .

Правосудию по уголовным делам предшествуют выявление и расследование преступлений с одновременным осуществлением защиты (юридической помощи) и прокурорского надзора , после же свершения акта правосудия по уголовному делу осуществляется уголовно-исполнительная деятельность. Аналогичным образом взаимосвязаны направления правоохранительной деятельности, реализуемые вне функции, обусловленной выявлением признаков преступления .

Особое место конституционного контроля и правосудия в системе правоохранительных функций

Наиболее же важными направлениями правоохранительной деятельности государства являются правосудие и конституционный контроль . Недаром на этапе своего зарождения данная дисциплина именовалась "Суд и правосудие в СССР".

Они имеют общий элемент - правосудие, осуществляемое конституционным судом . В то же время они являются наивысшей ступенью отстаивания прав и законных интересов всех возможных субъектов общественных отношений. Причем конституционный контроль служит выяснению соответствия (несоответствия) различных юридических фактов нормам Конституции РФ . А в ходе реализации правосудия разрешаются по существу подведомственные судам дела (устанавливается виновность лица, к виновному применяется наказание , либо оправдывается невиновный). Все остальные правоохранительные органы либо осуществляют свою деятельность до суда и для суда, либо имеют возможность использовать правосудие, а в определенных случаях и конституционный контроль, как одно из последних, наиболее действенных средств восстановления нарушенных прав (свобод и т.п.).

Общая характеристика правоохранительных органов. Круг государственных и негосударственных органов, выполняющих правоохранительные функции

Исходя из смысла дефиниции "правоохранительная деятельность", можно сформулировать определение понятию "правоохранительный орган ". Критериями или иначе признаками правоохранительного органа следует считать:

  1. правовую регламентацию его статуса и деятельности;
  2. стоящие перед ним задачи: защита (охрана, обеспечение) прав , свобод и законных интересов физических, юридических лиц , государства в целом, субъектов Российской Федерации , муниципальных образований , обеспечение безопасности, законности и (или) правопорядка , борьба с преступностью ;
  3. наличие в его распоряжении средств (предусмотренных законом полномочий), позволяющих решать указанные задачи.

Таким образом, правоохранительным органом является учреждение, а в некоторых случаях должностное или иное лицо (к примеру, судья , следователь , оказывающий юридическую помощь гражданин), которое согласно закону обязано и вправе защищать права, свободы, законные интересы физических (юридических) лиц, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государства в целом, обеспечивать законность и правопорядок и (или) бороться с преступностью.

К числу правоохранительных органов принято относить:

  1. конституционные, уставные суды субъектов Российской Федерации;
  2. суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ , верховные суды республик , окружные, областные, городские (в городах Москва, Санкт-Петербург) суды, суды автономных округов и автономной области, районные, городские суды, межрайонные суды, мировых судей, военные суды, специализированные суды);
  3. арбитражные суды (Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах);
  4. Дисциплинарное судебное присутствие;
  5. органы прокуратуры (Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов Российской Федерации, районные, городские прокуратуры, военные прокуратуры, прокуратуры на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, иные специализированные прокуратуры);
  6. Международный коммерческий арбитражный суд;
  7. Морскую арбитражную комиссию при Торгово-промышленной палате Российской Федерации;
  8. третейские суды для разрешения экономических споров;
  9. Министерство юстиции РФ;
  10. Судебный департамент при Верховном Суде РФ;
  11. органы предварительного следствия (следователей Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности и органов по контролю за оборотом наркотиков);
  12. руководителей следственных органов (Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности и органов по контролю за оборотом наркотиков);
  13. органы дознания (органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции; органы по контролю за оборотом наркотиков, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотиков; органы федеральной службы безопасности; федеральные органы исполнительной власти в области государственной охраны; таможенные органы Российской Федерации; органы Службы внешней разведки Российской Федерации; органы Федеральной службы исполнения наказаний ; органы Федеральной службы судебных приставов; органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы; органы внешней разведки Министерства обороны РФ; командиров воинских частей, соединений; начальников военных учреждений или гарнизонов; капитанов морских и речных судов; руководителей геологоразведочных партий и зимовок; начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз; глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации);
  14. адвокатуру (Федеральная палата адвокатов РФ, адвокатские палаты, адвокатские образования первого звена);
  15. некоторые иные правоохранительные органы.

Предмет и система дисциплины "Правоохранительные органы"

Предмет курса - это те положения (правовые институты), которые изучаются данной дисциплиной.

  1. понятие, признаки, задачи и цели правоохранительной деятельности;
  2. функции (направления) правоохранительной деятельности;
  3. понятие, признаки и виды правоохранительных органов;
  4. законодательные и иные правовые акты о правоохранительных органах;
  5. понятие и основные признаки судебной власти ; общая характеристика суда как органа судебной власти ;
  6. понятие и структура судебной системы Российской Федерации;
  7. понятие и общая характеристика звеньев судебной системы и судебных инстанций;
  8. понятие, признаки и принципы правосудия ;
  9. понятие и виды судов общей юрисдикции, их основные задачи и полномочия;
  10. порядок формирования, состав, структура и компетенция:
    • верховных судов республик , краевых, областных, городских (в городах Москва, Санкт-Петербург) судов, судов автономной области и автономных округов;
    • районных, городских, межрайонных судов;
    • военных судов;
    • специализированных судов;
    • мировых судей;
  11. правовой статус суда;
  12. система, виды, задачи и компетенция арбитражных судов ;
  13. полномочия и порядок образования:
    • Высшего Арбитражного Суда РФ;
    • федеральных арбитражных судов округов (арбитражных кассационных судов);
    • арбитражных апелляционных судов;
    • арбитражных судов субъектов Российской Федерации ;
  14. полномочия и порядок образования дисциплинарного судебного присутствия;
  15. иные арбитражные органы (Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, Третейские суды для разрешения экономических споров);
  16. понятие, структура, полномочия и принципы деятельности Конституционного Суда РФ ;
  17. численный состав Конституционного Суда РФ, требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи Конституционного Суда РФ, срок полномочий, порядок прекращения или приостановления полномочий судьи Конституционного Суда РФ;
  18. компетенция судебных составов Конституционного Суда РФ, осуществляющих правосудие;
  19. Председатель Конституционного Суда РФ, заместитель Председателя Конституционного Суда РФ, судья-секретарь Конституционного Суда РФ;
  20. решения Конституционного Суда РФ, их виды, порядок принятия и юридическое значение;
  21. понятие, состав, порядок образования, полномочия конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации;
  22. статус судей;
  23. требования, предъявляемые к кандидатам в судьи;
  24. порядок образования и полномочия органов судейского сообщества;
  25. квалификационная аттестация судей и присвоение классных чинов;
  26. статус присяжных и арбитражных заседателей, права и обязанности, порядок наделения их полномочиями;
  27. государственная защита судей, присяжных и арбитражных заседателей;
  28. организационное обеспечение деятельности судов;
  29. Судебный департамент при Верховном Суде РФ, система его органов и учреждений, организация и полномочия;
  30. администраторы судов, их функции;
  31. задачи, функции и структура Министерства юстиции РФ;
  32. территориальные органы юстиции;
  33. органы прокуратуры Российской Федерации и прокурорский надзор ;
  34. акты реагирования прокурора на нарушения закона ;
  35. система органов прокуратуры и их организация;
  36. Генеральная прокуратура РФ: структура и полномочия;
  37. прокуратуры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним военные и специализированные прокуратуры;
  38. полномочия, порядок назначения на должность прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров;
  39. организация работы прокуратуры района (города);
  40. порядок назначения на должность и полномочия прокурора района (города);
  41. прокуратура на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;
  42. функции, задачи и компетенция военной прокуратуры;
  43. требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должность прокуроров;
  44. общая характеристика деятельности по выявлению и расследованию преступлений , изобличению лиц, виновных в их совершении:
    • оперативно-розыскной;
    • дознания;
    • предварительного следствия;
  45. круг органов, уполномоченных осуществлять ; пределы их полномочий;
  46. взаимодействие органов предварительного расследования по раскрытию и расследованию преступлений ;
  47. понятие и виды органов дознания;
  48. понятие и виды органов предварительного следствия;
  49. правовое положение и процессуальная самостоятельность следователя ;
  50. система следственных подразделений ОВД, ФСБ , Следственного комитета РФ и органов по контролю за оборотом наркотиков;
  51. руководитель следственного органа;
  52. юридическая помощь и защита по уголовным делам в Российской федерации;
  53. понятие и направления деятельности адвокатуры ;
  54. адвокатская палата: порядок образования, органы самоуправления адвокатской палатой, их компетенция;
  55. президент адвокатской палаты, порядок избрания, полномочия;
  56. адвокатские образования первого звена;
  57. права и обязанности адвоката , порядок и условия присвоения статуса адвоката;
  58. Федеральная палата адвокатов РФ;
  59. оказание юридических услуг организациями и лицами, не входящими в состав адвокатуры и др.

Соотношение дисциплины "Правоохранительные органы" с другими юридическими дисциплинами

Без достаточных правовых знаний, изучаемых в рамках курса "Правоохранительные органы ", трудно усвоить материал, касающийся деятельности суда , органов предварительного расследования и т.п., иначе говоря, изучить такие дисциплины, как уголовный, гражданский, арбитражный процесс .

Дисциплина "Правоохранительные органы" подготавливает студентов к усвоению соответствующего материала.

Как и у любого другого правового курса, учения, составляющие содержание дисциплины "Правоохранительные органы", базируются на положениях конституционного права . Именно в Конституции РФ закреплены основополагающие правила организации и функционирования органов судебной власти , а также прокуратуры в Российской Федерации. Изучаемые в рамках курса "Правоохранительные органы" принципы правосудия , такие как осуществление правосудия только судом, независимость судей и подчинение их только закону , открытое разбирательство дел во всех судах (принцип гласности), презумпция невиновности, национальный язык судопроизводства , осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом, принцип законности и некоторые другие принципы, также своей правовой основой прежде всего имеют нормы конституционного права (ст. ст. 19, 49, 118, 120 - 122, 128 Конституции РФ).

Конституцией РФ закреплено верховенство ее и федеральных законов на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4 Конституции РФ). Поэтому система и структура правоохранительных органов России организованы так, чтобы деятельность таковых не могла нарушить провозглашенные Конституцией РФ права и свободы человека и гражданина (ст. ст. 18, 19, 21, 23, 24, 26, 32, 45 - 48, 50, 51, 55, 60, 62, 64 Конституции РФ).

Дисциплина "Правоохранительные органы" тесно связана с такими дисциплинами, как гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное, арбитражное процессуальное, гражданское, семейное, трудовое, административное право , а также иными правовыми учебными курсами.

Правосудие осуществляется в рамках гражданского, уголовного, арбитражного и конституционного процесса. Именно поэтому регулирующие данные виды деятельности отрасли права во многом схожи.

Все принципы правосудия (независимость судей и подчинение их только закону, гласность, национальный язык судопроизводства, принцип законности, и др.) в одинаковой мере касаются гражданского, уголовного и арбитражного судопроизводства. Однако у форм реализации принципов в каждой из отраслей процессуального права имеются свои отличия, которые в определенной степени характеризуют само понятие правосудия.

Осуществляемое в обычных формах правосудие - это деятельность суда (мирового судьи и арбитражного суда) по рассмотрению уголовных и гражданских дел в первой, апелляционной, кассационной инстанциях, а также в порядке надзора и ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств (по вновь открывшимся обстоятельствам), направленная на установление виновности подсудимых, применение к ним мер наказания либо на оправдание невиновных, а по гражданским делам на разрешение дела по существу. Уяснить данное изучаемое в рамках курса "Правоохранительные органы" понятие невозможно, не разобравшись с такими гражданско-процессуальными, уголовно-процессуальными и арбитражно-процессуальными институтами, как рассмотрение дел в первой, апелляционной, кассационной инстанциях, а также в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам (ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств).

Суды, как правоохранительные органы, осуществляют гражданскую процессуальную, уголовно-процессуальную и арбитражную процессуальную деятельности. В свою очередь, ими разрешаются дела на основе норм материального (уголовного, гражданского, семейного, трудового, административного) права, которые преподаются в рамках учебного процесса по соответствующим дисциплинам.

Суды, органы дознания и предварительного следствия, правовой статус которых изучается в рамках дисциплины "Правоохранительные органы", наделяются таковым только в связи и во время осуществления уголовного, а для судов и гражданского, арбитражного или конституционного процесса.

Поэтому понятие и правовое положение суда, органа дознания и следователя тесно связаны с правовыми институтами, преподаваемыми в рамках таких дисциплин, как "Уголовный процесс ", "Гражданский процесс ", "Арбитражный процесс" и "Конституционное право". Так, к примеру, суд становится субъектом гражданского процесса, а значит, наделяется соответствующим комплексом прав при поступлении к нему должным образом оформленного заявления, где содержатся сведения о подведомственном судам общей юрисдикции некриминальном нарушении норм той или иной отрасли материального (обычно гражданского, семейного или трудового) права. Более того, перечень лиц, по заявлениям которых суд вправе приступить к рассмотрению гражданского дела (ч. 1 ст. 4 ГПК), можно очертить лишь с учетом положений гражданско-правового института дееспособности малолетних и несовершеннолетних (ст. ст. 26, 28 ГК).

Ряд институтов курса "Правоохранительные органы" в дальнейшем более подробно и обстоятельно разбираются при изучении дисциплины "Уголовный процесс". Помимо уже названных понятия и принципов правосудия, общей характеристики судебных инстанций и статуса суда, органа дознания, а также следователя, к таковым также следует отнести:

  • институт процессуальной самостоятельности следователя;
  • процессуальный статус руководителя следственного органа;
  • процессуальные права адвоката , выступающего защитником или представителем в уголовном процессе;
  • общую характеристику видов осуществляемой органами дознания деятельности;
  • средства прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность , дознание и предварительное следствие;
  • характеристику таких направлений деятельности прокуратуры как уголовное преследование, участие в рассмотрении дел судами и принесение представлений на противоречащие закону решения, приговоры , определения, постановления судов.

В рамках курса "Правоохранительные органы" изучаются система, структура и компетенция Министерства юстиции РФ и его территориальных органов, система органов, осуществляющих правосудие, прокурорский надзор, и иных правоохранительных органов. Именно поэтому данный курс тесно связан с административным правом, которым определяются система и структура органов государственного управления , понятие и принципы этого вида деятельности.

Правоохранительные органы уполномочены на применение мер административного воздействия.

Административная же юрисдикция - часть предмета дисциплины административного права.

Соответственно, для административного права важно, чтобы студенты имели представление о тех органах, которым предоставлено право привлечения лиц к административной ответственности . Те же виды деятельности, о которых говорится в курсе "Правоохранительные органы" как об одном из элементов компетенции прокуратуры и суда, затем более подробно будут изучены в рамках дисциплины административного права.

Дисциплина "Правоохранительные органы" в определенной степени связана с положениями, изучаемыми международным правом . Этот вывод позволяет сделать по меньшей мере редакция ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. Здесь содержится правило, что в случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного

Виды правоохранительной деятельности.

1. Предупреждение, выявление и раскрытие преступлений

2. Осуществление правосудия

3. Обеспечение деятельности судов

4. Правоохранительная деятельность

5. Оперативная деятельность

6. Прокурорский надзор

7. Правозащитная деятельность

Система правоохранительных органов и организаций.

Систему правоохранительных органов можно подразделить на судебные органы (суды) и иные правоохранительные органы.

Судебная система, в свою очередь, включает в себя Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, систему арбитражных судов и суды (мировые судьи и конституционные (уставные) суды) субъектов РФ.

Иные правоохранительные органы также образуют систему, состоящую из:

– органов прокуратуры;
– органов внутренних дел;
– федеральной службы безопасности;
– органов государственной охраны;
– органов государственной налоговой службы;
– таможенных органов;
– органов борьбы с незаконным оборотом наркотиков;
– органов предварительного расследования;
– органов юстиции.

Система правоохранительных органов призвана реализовать такие важнейшие функции, как:

– конституционный контроль;
– отправление правосудия;
– прокурорский надзор;
– расследование преступлений;
– оперативно-розыскная функция;
– исполнение судебных решений;
– оказание юридической помощи и защиты по уголовным делам;
– предупреждение преступлений и иных правонарушений. Все эти функции взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Структура и компетенция Верховного Суда РФ.

Структура Верховного Суда РФ:

Президиум;

Кассационная коллегия;

Судебная коллегия по гражданским делам;

Судебная коллегия по уголовным делам;

Военная коллегия

Функции Верховного Суда РФ.

- рассматривает по первой инстанции наиболее сложные и важные уголовные и гражданские дела, подведомственные судам общей юрисдикции;

- проверяет законность и обоснованность приговоров, определений, решений и постановлений судов общей юрисдикции в порядке кассации и надзора;

- дает разъяснения по вопросам судебной практики в форме постановлений Пленума Верховного Суда РФ. Указанные постановления не имеют статуса нормативно-правовых актов, однако обязательны для исполнения всеми судами общей юрисдикции;

- обладает правом законодательной инициативы, а также вправе обращаться в Конституционный Суд РФ с запросами о соответствии Конституции РФ федеральных законов и иных нормативно-правовых актов.

Деятельности.

Прокуратура занимает особое место среди правоохранительных органов, поскольку не относится ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти. Она является независимым правоохранительным органом, обеспечивающим соблюдение законности в государстве.

Прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации

Прокуратура РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов действующих на территории Российской Федерации Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации".

Организация и деятельность прокуратуры, помимо Конституции РФ, регламентирована Законом РФ "О прокуратуре Российской Федерации”, а также Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации”.

Цели деятельности прокуратуры заключаются в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Основным нормативным актом, регулирующим деятельность прокуратуры, как уже было сказано, является ФЗ "О прокуратуре". В этом законе определяются задачи и функции органов прокуратуры, принципы их организации и деятельности, порядок формирования, основы службы в органах и учреждениях прокуратуры, работы с кадрами и другие вопросы.

Систему прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

Основные принципы организации и деятельности прокуратуры закреплены в ст. 129 Конституции РФ и п. 1 ст. 4 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации». Ими являются принципы:

· законности;· единства и централизации органов прокуратуры;· независимости;· гласности.

Предварительное следствие: понятие, органы, компетенция.

Органы предварительного следствия. Их задачи, система, полномочия.

Следствие в уголовном процессе – собирание и проверка доказательств, необходимых для выяснения обстоятельств, входящих в предмет доказывания. Следствие – собирательное понятие, включающее предварительное следствие и судебное следствие.

Предварительное следствие – выяснение следователем совокупности обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения уголовного дела. Оно начинается после возбуждения уголовного дела и заканчивается направлением дела прокурору с обвинительным заключением или прекращением уголовного дела. Судебное следствие – составная часть судебного разбирательства в суде первой инстанции.

Систему органов предварительного следствия составляют следственные подразделения прокуратуры, органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, органов Госнаркоконт-роля России. В исключительных случаях следствие могут осуществлять начальники следственных отделов и иных подобных им подразделений, прокуроры.

Задачи органов предварительного следствия:

– быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных;

– всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств уголовного дела;

– обеспечение правильного применения закона, способствование укреплению законности и правопорядка;

– обнаружение и процессуальное закрепление доказательств для последующего их использования в процессе судебного разбирательства;

– обеспечение участия обвиняемого и других участников процесса в производстве по уголовному делу;

– установление наличия или отсутствия ущерба, причиненного преступлением, определение его размера, принятия мер по обеспечению его возмещения;

– выявление причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и принятие мер по их устранению.

Осуществление предварительного следствия является основной, главной функцией следователей всей системы органов предварительного следствия. Следователи не вправе производить оперативно-розыскные мероприятия. Независимо от ведомственной принадлежности все следователи имеют одинаковые процессуальные права, ведут предварительное следствие в одном и том же процессуальном порядке; надзор за исполнением ими законов осуществляется в одинаковом объеме. Для лучшей организации работы следователей в соответствующих ведомствах образованы следственные аппараты (системы структурных подразделений). Надзор за законностью действий и решений следователей осуществляет прокуратура. Правом процессуального контроля обладают и начальники следственных отделов. Они вправе проверять материалы уголовного дела, давать следователю указания о направлении расследования, производстве следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения. Ведомственный контроль осуществляют и следователи контрольно-методических отделов вышестоящих следственных подразделений. За законностью предварительного следствия осуществляется и судебный контроль в ходе рассмотрения уголовных дел, а также жалоб об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иных решений и действий дознавателя, следователя, прокурора.

Органов внутренних дел Российской Федерации(МВД).

2. Органов федеральной службы безопасности(ФСБ).

Федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны.

Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН).

Оперативный эксперимент.

Них задач.

Органы внутренних дел - государственные правоохранительные органы, осуществляющие борьбу с преступностью, охрану общественного порядка и обеспечивающие общественную безопасность в соответствии с задачами, возложенными на них настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь. Органы внутренних дел являются составной частью системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь.

Деятельность органов внутренних дел осуществляется на принципах: законности; уважения и соблюдения прав, свобод и законных интересов граждан; гуманизма; единства системы органов внутренних дел и централизации управления ими; сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности; независимости от деятельности политических партий и других общественных объединений.

Органы внутренних дел защищают жизнь, здоровье, честь, достоинство, права, свободы и законные интересы граждан независимо от их гражданства, социального, имущественного и иного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, образования и языка, отношения к религии, политических и иных убеждений, а также от других обстоятельств.

Ограничение сотрудниками органов внутренних дел граждан в их правах и свободах допускается только в случаях, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Граждане и организации, права и законные интересы которых ущемлены действиями (бездействием) сотрудников органов внутренних дел, вправе обжаловать эти действия (бездействие) в вышестоящий государственный орган или вышестоящему должностному лицу, прокурору или в суд.

Органы внутренних дел не имеют права разглашать сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, сведения, относящиеся к его личной жизни, если иное не предусмотрено настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Полномочия нотариусов.

· Нотариус имеет право:

· - совершать нотариальные действия в интересах физических и юридических лиц, обратившихся к нему (исключение составляют случаи, когда точное место совершения нотариального действия определено действующим законодательством или международными договорами);

· - составлять проекты сделок, заявлений и других документов, изготовлять копии документов и выписки из них, а также давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий;

· - истребовать от физических и юридических лиц сведения и документы, необходимые для совершения нотариальных действий;

· - представлять заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иные необходимые для такой государственной регистрации документы в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в случае нотариального удостоверения им соответствующей сделки или совершения иного нотариального действия; представлять иные документы для регистрации.

· Нотариусы совершают следующие нотариальные действия:

· - удостоверяют сделки;

· - выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;

· - выдают свидетельства о праве на наследство и принимают меры к охране наследственного имущества;

· - налагают и снимают запрещения отчуждения имущества;

· - свидетельствуют верность копий документов и выписок из них;

· - свидетельствуют подлинность подписи на документах;

· - свидетельствуют верность перевода документов с одного языка на другой;

· - удостоверяют факт нахождения гражданина в живых;

· - удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте;

· - удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии;

· - принимают в депозит денежные суммы и ценные бумаги;

· - совершают исполнительные надписи;

· - совершают протесты векселей;

· - принимают на хранение документы;

· - совершают морские протесты;

· - обеспечивают доказательства;

· - осуществляют иные нотариальные действия в соответствии с действующим законодательством.

Союзы потребителей

Это объединения, защищающие интересы и права потребителя, к которым они относят право на удовлетворение основных нужд, право на безопасность, право выбора, право на информированность, право на возмещение убытков, право быть выслушанным, право на потребительское просвещение и право на здоровую окружающую среду. Общества защиты потребительских прав разрабатывают тактику борьбы с ростом цен, нередко выступают от имени потребителей в суде и т. п.

Хотя первые общества защиты потребительских прав появились еще в XIX веке, широкий размах это движение приобрело именно в середине XX века. В прошлом веке покупатель мог позаботиться о себе сам в силу относительной ограниченности рынка и того, что люди в течение жизни пользовались однотипными товарами и услугами известных им продавцов. Поэтому последствия покупки в значительной мере возлагались на покупателя, что и породило, в частности в англосаксонских странах, формулу «пусть покупатель будет осмотрителен».

В настоящее время широкое распространение получили торговля по каталогам, по описанию, продажа по образцу, по телевизионной рекламе и т.д., не предполагающие предварительного ознакомления покупателя с товаром. Кроме того, большую часть технических товаров (например, компьютеры) покупатель не в состоянии обстоятельно проверить перед покупкой. Все это привело к появлению обширного комплекса нормативных актов, защищающих права потребителей, а также их общественных организаций.

Общества защиты потребительских прав упоминаются уже и на конституционном уровне. Например, в ч. 2 ст. 51 Конституции Испании сказано, что публичные власти будут поддерживать организации потребителей и пользователей и заслушивать их по вопросам, которые могут их затрагивать, при условиях, установленных законом. Швейцарская Конституция в ст. 97 обязывает Союз принимать меры по защите потребительниц и потребителей, издавать предписания о средствах обжалования, к которым могут прибегать организации потребителей.

В сфере федерального законодательства о несплошной конкуренции этим организациям принадлежат такие же права, как профессиональным и экономическим союзам. Кантонам надлежит предусмотреть для споров, предмет которых не достигает определенной суммы, устанавливаемой Федеральным советом (правительством), примирительное производство или простое и быстрое судебное производство.

Понятие и основные признаки правоохранительной деятельности

Правоохранительная деятельность - это деятельность государства в лице его специально уполномоченных органов по обеспечению законности, правопорядка, охране прав и законных интересов общества, государства, общественных и иных объединений граждан, защите прав и свобод человека и гражданина, борьбе с преступлениями и другими правонарушениями, которая осуществляется в установленном законом порядке посредством применения в строгом соответствии с законом мер юридического воздействия (в т. ч. мер государственного принуждения).

Признаки правоохранительной деятельности:

Правоохранительная деятельность осуществляется только специально уполномоченными государственными органами, в отношении которых законодательством установлен жесткий порядок комплектования, организации и функционирования;

Направлена на защиту права, личности, общества и государства от преступных и иных посягательств;

Правоохранительная деятельность осуществляется строго в порядке, установленном законом. При принятии решения о применении или неприменении каких-либо правоохранительных мер компетентный орган (должностное лицо) обязан соблюдать определенные правила, предусмотренные для соответствующего случая законом, правила уголовного или гражданского судопроизводства, правила ведения дознания и предварительного расследования и т п.;

Правоохранительная деятельность осуществляется только посредством применения мер государственного принуждения или наложения взыскания, применения мер юридического воздействия;

Применение мер юридического воздействия должно строго соответствовать закону, который определяет как основания применения указанных мер, так и конкретные меры, которые могут быть применены в конкретном случае.

Если не можешь стать внешне, кем хочешь, стань внутренне тем, кем должен стать.

Понятие и содержание правоохранительной деятельности, организационные принципы ее осуществления

Правоохранительная деятельность - это осуществление специально уполномоченными государственными органами, должностными лицами и уполномоченными негосударственными организациями правоохранительных функций на основании и в порядке, определенном законом, для обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, духовных и материальных ценностей общества, конституционного строя, суверенитета, территориальной целостности и государственной безопасности.

Правоохранительная деятельность находится в ведении Российской Федерации.

К основным признакам правоохранительной деятельности относится следующее:

  • 1) субъектами правоохранительной деятельности являются специально уполномоченные государственные органы, их должностные лица, а также негосударственные организации, осуществление правоохранительной деятельности которыми санкционировано (разрешено) государством на основании и в порядке, определенном законом;
  • 2) субъекты правоохранительной деятельности наделяются государственно-властными полномочиями, действуют от имени государства или специального правоохранительного органа на основании и в порядке, определяемом законом, негосударственные правоохранительные органы и их должностные лица осуществляют делегированные им государством полномочия на основе устава, зарегистрированного в определенном законодательством порядке;
  • 3) в сфере правоохранительной деятельности правоотношения чаще возникают по инициативе властных субъектов правоохранительной деятельности, иногда - по инициативе подвластных субъектов (например, подача жалобы на неправомерные решения (действия) властного субъекта правоохранительной деятельности);
  • 4) в целях защиты прав, свобод и законных интересов физических лиц властные субъекты правоохранительной деятельности уполномочены применять меры государственного принуждения к правонарушителям;
  • 5) деятельность властных субъектов правоохранительной деятельности основана на конституционных принципах и должна отвечать требованиям законности и справедливости;
  • 6) деятельность субъектов правоохранительной деятельности в целях обеспечения законности и укреплении дисциплины подконтрольна субъектам права в порядке, определяемом законом.

Деятельность правоохранительных органов осуществляется не только на основании конституционных принципов, в ней также используются научно обоснованные организационные принципы в целях упорядочения и согласованности этой деятельности и повышения ее эффективности.

К организационным принципам правоохранительной деятельности относятся:

  • 1) принцип плановости в деятельности правоохранительных органов. Правоохранительные органы разрабатывают комплексные программы борьбы с особо опасными преступлениями, организованной преступностью, по борьбе с терроризмом. Координация деятельности по реализации этих программ возлагается на прокуратуру;
  • 2) принцип объективности требует анализа и учета фактического состояния и развития состояния преступности, причин и условий ее существования и развития, а также определения комплексных государственных мер по ее предупреждению и профилактике;
  • 3) принцип дифференциации (разделения) и фиксации функций и полномочий каждого из правоохранительных органов и их должностных лиц. Данный принцип крайне важен для правильного подбора и расстановки кадров в зависимости от их профессиональной подготовки и опыта работы, а также разработки организационных структур управления в соответствии с имеющимися объективными функциями;
  • 4) принцип научности выражается в применении научных методов и средств сбора, обработки, обобщения и анализа информации о состоянии объекта управления, ее обработки с применением количественных методов на базе электронно-вычислительных машин, а также в выявлении актуальных проблем, формировании приоритетных целей, постановки задач, определения эффективных способов и средств их решения. Этому способствует рациональное правовое закрепление функциональных обязанностей работников, совершенствование структуры служб и подразделений и научная организация труда;
  • 5) принцип рациональности заключается в том, что цели и задачи организации управления правоохранительными органами должны достигаться при наименьших финансовых, ресурсных (силах и средствах) и временных затратах. Цель определяют силы и средства, затрачиваемые на ее достижение. Управление должно быть оптимальным. Критериями эффективности могут быть: время решение задач, затраты, сроки окупаемости, минимум негативных издержек и др. Рациональность управления базируется на разработке научно обоснованных вариантов решений, их сравнении и выборе наилучшего. Основное требование к разработке вариантов решений - обоснование степени вероятности достижения результата в заданных пределах и ответственность за их реализацию. Это обеспечивается правовым регулированием отношений по применению количественных методов при оценке характеристик различных вариантов управленческих решений ;
  • 6) принцип ответственности правоохранительных органов и их должностных лиц за результаты своей работы в целом. Данный принцип обеспечивается нормативно-правовым закреплением полномочий, задач, функций, форм и методов работы. За ненадлежащее исполнение служебных обязанностей должностные лица правоохранительных органов могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности. Должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности;
  • 7) принцип сочетания единоначалия с коллегиальностью. Смысл данного принципа заключается в том, что в правоохранительных органах чаще всего приходится разрешать комплексные проблемы и руководитель органа принимает управленческие решения с учетом мнения большинства членов коллегии. Решение коллегии, оформленное соответствующим образом, носит рекомендательный характер. Текущее оперативное управление осуществляется руководителем путем принятия единоличных решений, например министром, директором и др.;
  • 8) принцип линейности заключается в том, что руководитель в пределах своих полномочий реализует по отношению к своим подчиненным все полномочия, которыми он наделен в соответствии с законодательством, и персонально несет ответственность за результаты работы своих подчиненных;
  • 9) принцип двойного подчинения обеспечивает сочетание начал централизации в руководстве с учетом местных условий, например управление муниципальной полицией. В организации управления подразделениями криминальной полиции этот принцип неприемлем, особенно в организации управления подразделениями по борьбе с организованной преступностью и коррупцией. Чтобы исключить влияние органов местного самоуправления, а также органов власти субъектов РФ, созданы региональные управления по борьбе с криминальной преступностью, которые финансируются только из федерального бюджета и подчиняются только по вертикали соответствующему ведомству МВД России;
  • 10) организационный принцип единства и централизации характерен, например, для органов прокуратуры, органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности и др.

К специальным принципам организации деятельности правоохранительных органов, которые отражают специфику организации и деятельности отдельных правоохранительных органов (например, органов Федеральной службы безопасности), относятся: принципы конспирации; сочетание гласных и негласных форм деятельности в борьбе с особо опасными преступлениями.

  • По теме «Методологические и организационно-правовые основы применения количественных методов в управленческой деятельности (на примере органов внутреннихдел)» 20.04.1999 г. в Российской академии государственной службы при ПрезидентеРоссии автором была защищена докторская диссертация (на соискания ученой степени д-ра юрид, наук).

Понятие и закрепляются в отраслевых нормативных актах. Она реализуется специально созданными структурами исполнительной власти. Рассмотрим далее, что собой представляет правоохранительная деятельность, ее признаки, понятие и задачи .

Общая характеристика

Понятие цель, признаки этого института обуславливаются государственной политикой в сфере обеспечения безопасности в обществе. Уполномоченные структуры осуществляют защиту свобод и интересов граждан и страны. Цель деятельности заключается в охране конституционного строя, суверенитета и целостности России. Компетентные органы осуществляют борьбу с преступностью и прочими правонарушениями, оказывают населению квалифицированную правовую помощь, обеспечивают доступ к правосудию.

Признаки правоохранительной деятельности

Рассматриваемое направление в сфере обеспечения безопасности в обществе осуществляется органами, которые наделяются специальными полномочиями. Выделяют следующие :

  1. Решения и действия уполномоченных органов и их служащих, принимаемые и совершаемые в рамках их компетенции, являются обязательными для исполнения всеми субъектами, которым они адресуются.
  2. Работа структур является особым видом юридической деятельности.
  3. В законодательстве предусматриваются специальные нормы, регулирующие полномочия органов.

Понятие, основные признаки правоохранительной деятельности позволяют отличать специальные структуры, реализующие государственную политику в сфере обеспечения безопасности, от прочих институтов власти.

Ключевые направления работы

Признаки и задачи правоохранительной деятельности имеют строго определенные пределы. Они выражают конкретную направленность госполитики. К ключевым задачам деятельности следует отнести:

  1. Охрану здоровья и жизни личности.
  2. Защиту достоинства и чести каждого физлица.
  3. Обеспечение неприкосновенности личной жизни и свободы.
  4. Создание условий для реализации населением права на благоприятную среду.
  5. Защиту частной собственности.
  6. Обеспечение безопасности в обществе.
  7. Защиту духовных и материальных ценностей.
  8. Охрану суверенитета, конституционного строя, госбезопасности и территориальной целостности.

Функции

Анализируя , можно установить, что она обеспечивает:


Система

Признаки правоохранительной деятельности проявляются в работе уполномоченных структур. Специально созданные органы осуществляют правоприменительные, надзорные, контрольные, оперативно-розыскные, профилактические и прочие функции в порядке и на основаниях, установленных в законодательстве. Рассматривая, нельзя не отметить возможность уполномоченных структур в процессе работы применять принудительные меры. Законодательство предусматривает определенные инструменты, которые могут использовать уполномоченные органы. Меры госпринуждения применяются исключительно в рамках компетенции структур.

Виды органов

Правоохранительные органы могут быть государственными и негосударственными. К первым относят суды, ОВД, фискальные структуры, прокуратуру, службу по контролю оборота наркотиков и психотропных средств и пр. Негосударственными органами являются частные охранные компании, адвокатура, добровольные дружины, административные комиссии, КДН и пр. Правоохранительными структурами являются КС, суды общей юрисдикции, следственный комитет, предварительное следствие и дознание.

Специфика органов

Признаки правоохранительной деятельности конкретизируются в работе уполномоченных структур. Она осуществляется в разных направлениях. Первое связано с обеспечением охраны права. Уполномоченные органы:

  1. Привлекают правонарушителей к ответственности.
  2. Восстанавливают права потерпевших.

Эти функции могут выполняться по отдельности либо одновременно. Следует отметить, что правоохранительные органы осуществляют свою деятельность при наступлении определенных обстоятельств. В частности, защита интересов имеет место при их ущемлении. Между тем, суть правовой охраны не исчерпывается приведенными выше функциями. Гражданам важно не только оперативное восстановление его интересов и справедливое вменение наказания виновным, но и предотвращение возникновения таких ситуаций. В этой связи законодательство в качестве неотъемлемой задачи правоохранительных органов называет создание условий для предупреждения правонарушений.

Государственная направленность работы

Нарушенные права порождают обязанность власти проявить надлежащую реакцию в виде санкции либо осуждения. Она появляется только при наступлении конкретных обстоятельств. При этом для привлечения к ответственности виновного необходимо выяснить реальную картину события. Этим занимаются уполномоченные правоохранительные органы. В их функции входит выявление нарушений, констатация факта несоблюдения законодательных предписаний конкретными субъектами. Эти же структуры формируют условия для принятия судом решений. Из всего этого вытекает еще один признак правоохранительных органов - принадлежность их к государственной системе. Все структуры формируются и финансируются властью. Они комплектуются сотрудниками, которые должны отвечать установленным требованиям. Из этого положения вытекает несколько признаков, которые авторы описывают как отдельные характеристики правоохранительных органов. В частности, речь о том, что работа в структурах осуществляется исключительно специальными лицами, а все решения, которые они принимают, являются обязательными для всех адресатов.

Законность

Как выше было указано, существуют специальные нормы, регламентирующие правоохранительную деятельность. В законодательстве определяются полномочия органов и их служащих, предусматривается обязательный перечень требований к сотрудникам. Среди основных нормативных актов можно отметить ФЗ "О полиции", "О прокуратуре", "О ФСБ" и пр.

Дополнительные особенности

Указанные выше признаки традиционно относятся к характеристикам первой очереди. При этом существуют особенности, которые свойственны только некоторым структурам. Они именуются характеристиками второй очереди. При наличии хотя бы одного из них структуру можно отнести к системе правоохранительных органов. Такими характеристиками являются:

  1. Возможность применять нормы уголовного законодательства.
  2. Реализация полномочий в строго установленной процессуальной форме. В частности, для работы судов характерны разные виды производства: арбитражное, уголовное, административное, конституционное, гражданское.

Анализ

Стоит отметить один важный нюанс, касающийся приведенных выше признаков органов, включенных в правоохранительную систему. Характеристики первой очереди должны присутствовать в совокупности. Если хотя бы один из них будет отсутствовать, орган нельзя отнести к правоохранительным. Характеристики второй очереди при этом могут и не присутствовать вообще. Они не являются определяющими, а выступают как специальные.

Выводы

Опираясь на приведенные выше характеристики, можно сформулировать Ими можно назвать специальные структуры, которые создаются государством для обеспечения защиты интересов и юридических возможностей всех субъектов. Эти институты действуют в соответствии и на основании законодательства, наделяются правом применять принудительные меры, а в некоторых случаях уголовные нормы и соблюдать определенную процессуальную форму.

Заключение

Правоохранительная деятельность является неотъемлемым направлением государственной внутренней политики. Именно она обеспечивает безопасность в обществе. Функции, которые реализуют уполномоченные органы, имеют ключевое значение для сохранения порядка в стране. Именно эти структуры ведут борьбу с преступностью, проводят профилактическую работу с населением, способствуют восстановлению прав и свобод потерпевших. Только они наделены возможностью применять меры принуждения, предусмотренные в законодательстве. Все это обуславливает специальные требования, которые предъявляет государство к сотрудникам этих органов.