Внешняя политика в период правления горбачева. Внутренняя политика

  • Дата: 12.03.2022

Значимой чертой нового этапа советской дипломатии стали ежегодные встречи М.С. Горбачева с президентами США. Заключенные с США договоры об уничтожении ракет средней и меньшей дальности (декабрь 1987 г.) и об ограничении стратегических наступательных вооружений (июль 1991 г.) положили начало к сокращению ядерного оружия в мире. Продвинулись вперед многолетние переговоры по снижению уровня обычных вооружений. В ноябре 1990 г. было подписано соглашение об их значительном сокращении в Европе. Дополнительно СССР в одностороннем порядке принял решение об уменьшении оборонных расходов и численности собственных Вооруженных Сил на 500 тыс. человек.

За май 1988 – февраль 1989 гг. был осуществлен вывод советских войск из Афганистана, после чего второй съезд народных депутатов СССР признал «необъявленную войну» против соседней, прежде дру­жественной страны грубой политической ошибкой. Дипломатия приложила много усилий к пре­кращению гражданской войны в Анголе, Камбодже и Никарагуа, образованию там коалиционных правительств из представителей противоборствующих сторон, к преодолению путем серьезных политических реформ режима апартеида в Южно-Африканской Республике, поиску решения палестинской про­блемы, долгое время омрачавшей отношения Израиля и арабских государств.

Произошли изменения в советско-китайских отношениях. Пекин выдвигал в качестве условий для этого вывод советских войск из Афганистана и Монголии, а вьетнамских – из Камбоджи. После их выполнения весной 1989 г. между двумя вели­кими державами была восстановлена приграничная торговля, подписана серия важных соглашений о политическом, экономи­ческом и культурном сотрудничестве.

Этот же год явился переломным в отношениях СССР со свои­ми партнерами по социалистическому содружеству. Начался форсированный (и социально не обеспеченный) вывод войск с советских баз в Центральной и Восточной Европе. На опасения многих лидеров социалистических стран, что некоторые конкретные решения, диктуемые «новым мышлением», могут повлечь за собой дестаби­лизацию общественно-политической обстановки, Советское правительство ответило экономическим давлением, пригрозив, перевести хозяйственные взаиморасчеты с союзниками на свободно конвертируемую валюту (что и было вскоре сделано). Это обострило отношения между странами-членами СЭВ и под­толкнуло к быстрому развалу не только их экономического, но и военно-политического союза.

С лета 1989 г. и до весны 1990 г. в европейских социалистичес­ких странах происходит серия народных революций, в результате которых власть переходит мирным путем (за исключением Румы­нии, где произошли кровопролитные столкновения) от компар­тий к национально-демократическим силам. В Югославии паде­ние социалистического строя (как позднее в СССР) привело к развалу страны. Вхо­дившие ранее в федерацию Хорватия и Словения объявили себя независимыми республиками, Сербия и Черногория остались в составе Югославии, а в Боснии и Герцеговине развернулись за­тяжные военные действия между сербской, хорватской и мусуль­манской общинами на почве национально-территориального раз­межевания.

Руководство СССР заняло позицию невмешательства в про­цессы, на глазах кардинально менявшие политический и социаль­но-экономический облик социалистических, союзных государств. Особо наглядно самоустранение СССР проявилось по самому важнейшему в послевоенной истории Европы германскому вопросу. На встрече с канцлером ФРГ Г. Колем в феврале 1990 г. в Москве М.С. Горба­чев высказался в том смысле, что «канцлер может взять дело объединения Герма­нии в свои собственные руки». Не встретило принципи­альных возражений у Горбачева и предложение Коля о вхождении объединенной Германии в НАТО. В марте 1990 г. в ГДР были проведены многопартийные выбо­ры. Победу на них одержал блок буржуазно-консервативных пар­тий. В ноябре того же года эта бывшая социалистическая респуб­лика влилась в состав ФРГ, сохранившей полноправное членство в Северо-Атлантическом союзе.

Курс на отход от СССР и сближе­ние с Западом взяли и практически все новые правительства бывших социалистических стран Центральной и Восточной Европы. Они выразили полную готов­ность вступить в НАТО и Общий рынок.

Оставшись без старых союзников и не приобретя новых, СССР быстро терял инициативу в международных делах и вошел в фарватер внешней политики капиталистических стран блока НАТО.

Ухудшение экономического положения Советского Союза побудило горбачевскую администрацию обра­титься в 1990 – 1991 гг. за финансовой и материальной поддержкой к ведущим державам мира, так называемой «семерке» (США, Ка­наде, Великобритании, Германии, Франции, Италии, Японии).

Запад оказал СССР гуманитарную помощь продо­вольствием и медикаментами (правда, она в основном осела в но­менклатурных кругах или прилипла к рукам дельцов коррумпиро­ванной товаропроводящей сети). Серьезной же финансовой помо­щи не последовало, хотя «семерка» и Международный валютный фонд обещали ее М.С. Горбачеву. Они все больше склонялись к поддержке отдельных союзных республик, поощряя их сепаратизм.

Распад Советского Союза и мировой системы социализма вывели США в разряд единст­венной сверхдержавы мира. В декабре 1991 г. американский пре­зидент поздравил свой народ с победой в «холодной войне».

РАСПАД СССР

Крайне сложную политическую ситуацию в стране до предела обострил и кризис национальных отношений, приведший в конечном итоге к распаду СССР. Первым проявлением этого кризиса стали события в Казахстане в конце 1986 года. В ходе горбачевской «кадровой революции» был смещен первый секретарь ЦК Компартии Казахстана Д.А. Кунаев и заменен русским по национальности Г.Н. Колбиным. Это вызвало яростные демонстрации протеста в Алма-Ате. Колбина Г.Н. вынуждены были снять и заменить Н.А. Назар­баевым.

В 1988 году начался конфликт между двумя Кавказскими народами – армянами и азербайджанцами – из-за Нагорного Карабаха, территории, населенной армянами, но входившей на правах автономии в состав Азербайджана. Армянское руководство потребовало присоединение Карабаха к Армении, то есть изменения границ внутри СССР, на что московское руководство, естественно, пойти не могло. Конфликт вызвал вооруженные столкновения и страшный антиармянский погром в г. Сумгаите. Для предотвращения резни в городах Баку и Сумгаит были введены войска, что привело к недовольству позицией Москвы как азербайджанцев, так и армян.

Сепаратистское движение разгорелось и в прибалтийских республиках. После опубликования секретного дополнительного протокола к пакту Молотова – Риббентропа вхождение Литвы, Латвии и Эстонии в состав СССР стало однозначно рассматриваться большинством населения этих республик как оккупация. Сложились народные фронты радикально-националистического направления, выступавшие под лозунгами политической независимости. Опубликование этих же протоколов вызвало массовое движение в Молдавии за возвращение Бессарабии Румынии, усилило сепаратистские тенденции на Украине, в первую очередь, в ее западных областях.

Все эти факторы еще не ставили под угрозу существование Союза. Уровень экономической интеграции между республиками был чрезвычайно высок, было невозможно представить себе их существование по отдельности. Существовала единая армия, единая система вооружений, в том числе ядерных. Кроме того, в результате миграционных процессов в СССР не было ни одной республики, однородной в национальном отношении, на их территориях проживали представители самых разных национальностей и разделить их было практически невозможно.

Но с нарастанием экономических трудностей тенденция к сепаратизму усилилась. В результате, в любой области – русской или нерусской – появилась и стала пробивать себе дорогу мысль о том, что центр обирает территории, тратя деньги на оборону и на удовлетворение нужд бюрократии, что каждая республика жила бы значительно лучше, если бы не делилась с центром своими богатствами.

В ответ на сепаратистские тенденции быстро стал распространяться русский национализм. Русские в ответ на обвинение в эксплуатации других народов выдвинули лозунг об ограблении России республиками. Действительно, Россия производила в 1990 г. 60,5 % валового национального продукта СССР, давала 90 % нефти, 70 % газа, 56 % угля, 92 % древесины и т.д. Появилась мысль, что для улучшения жизни русских надо сбросить с себя балласт союзных республик. Первым эту мысль сформулировал А.И. Солженицын. В письме «Как нам обустроить Россию?» он призывал русских предоставить другие народы СССР собственной судьбе, сохранив союз только с Украиной и Белоруссией – славянскими народами.

Этот лозунг был подхвачен Б.Н. Ельциным и активно использован им в борьбе против «центра». Россия – жертва Советского Союза, «империи». Она должна добиться независимости, уйти в свои границы (Московское княжество?). В этом случае благодаря своим природным богатствам и таланту народа она быстро достигнет процветания. Тогда другие республики станут стремиться к интеграции с новой Россией, так как в одиночку существовать просто не смогут. Советский Союз становился основной мишенью критики.

Ельцин Б.Н. призвал все республики «брать столько суверенитета, сколько хотят и могут удержать». Позиция российского руководства и парламента, провозгласивших курс на независимость, сыграла решающую роль в развале СССР – Союз мог выжить без любой из других республик, но без России никакого Союза существовать не могло.

Став председателем Верховного Совета РСФСР, Б.Н. Ельцин провозгласил суверенитет России и верховенство российских законов над союзными, что свело власть союзного правительства фактически к нулю.

Между тем, нарастание кризиса в национальных отношениях продолжалось. В апреле 1989 г. в Тбилиси армия открыла огонь по толпе демонстрантов, пытавшихся ворваться в правительственные здания. Приказ об использовании войск для разгона демонстрации отдали местные власти, но гнев и ненависть населения была направлена против Москвы. В Узбекистане, в ферганской долине, начались стычки местного населения с турками-месхетинцами, переселенными туда в годы сталинских репрессий. Появились первые потоки беженцев из Узбекистана, Азербайджана, Армении.

Наконец, 12 января 1991 года в литовской столице Вильнюсе армия открыла огонь по демонстрантам, взявшем под защиту местное телевидение, выступавшее с призывами к независимости. Эти события фактически привели к отделению прибалтийских республик и резкому падению авторитета М.С. Горбачева, на которого была возложена вся ответственность за расправу.

В этих условиях М.С. Горбачев организовал в стране референдум о будущем Союза. Идея обращения к народу была чрезвычайно удачной – свыше 70 % населения, участвовавшего в голосовании (не приняли участия прибалтийские республики, грузины и молдаване), высказалось за сохранение Союза, реформированного на демократической основе. Это позволило М.С. Горбачеву начать переговоры с руководителями республик о государственных формах будущего объединения.

В России одновременно с референдумом о сохранении Союза был проведен второй референдум – об учреждении должности президента. В июне 1991 г. были проведены всенародные выборы президента РСФСР. С сокрушительным перевесом их выиграл Б.Н. Ельцин, набрав 57 % голосов. Его главный соперник, бывший Председатель Совета Министров Н.А. Рыжков, получил лишь 17 % голосов. Вице-президентом был избран полковник А.Н. Руцкой, герой Афганистана, чрезвычайно популярный в стране. Руцкой был членом ЦК Компартии России. Поддержав Ельцина, он обеспечил ему поддержку значительной части коммунистов. День 12 июня был объявлен всенародным праздником – Днем независимости России.

Посты президентов были введены и в большинстве союзных республик. Выборы выиграли представители тех сил, которые выступили под лозунгом независимости от центра. Стремясь любой ценой остаться у власти, национально-патриотические лозунги выдвигали представители национально-партийной номенклатуры (Л.М. Кравчук, А. Бразаускас и др.).

Ельцин Б.Н. принял участие в переговорах о будущем Союза. В результате этих переговоров был подписан, так называемый Ново-Огаревский документ. Согласно этому договору признавались суверенитет и независимость каждой отдельной республики. Центру делегировались полномочия в области обороны, внешней политики, координации экономической деятельности.

Торжественное подписание договора было назначено на 20-е августа 1991 года. Однако 19 августа произошли события, коренным образом изменившие положение. Подписание нового договора означало ликвидацию ряда единых государственных структур (единого Министерства внутренних дел, Комитета государственной безопасности, армейского руководства). Это вызвало недовольство консервативных сил в руководстве страны. В отсутствие президента М.С. Горбачева в ночь на 19 августа был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), в который вошли вице-президент Г. Янаев, премьер-министр В. Павлов, министр обороны Д. Язов, министр внутренних дел Б. Пуго, председатель КГБ В. Крючков и ряд других деятелей.

Государственный комитет по чрезвычайному положению объявил о введении в стране чрезвычайного положения, приостановил деятельность политических партий (за исключением КПСС), запретил митинги и демонстрации. Руководство РСФСР осудило действия ГКЧП, как попытку антиконституционного переворота. Десятки тысяч москвичей встали на защиту Белого Дома – здания Верховного Совета России. Уже 21 августа заговорщики были арестованы, М.С. Горбачев возвратился в Москву.

Августовские события коренным образом изменили соотношение сил в стране. Б.Н. Ельцин стал народным героем, предотвратившим государственный переворот. М.С. Горбачев потерял практически всякое влияние. Ельцин Б.Н. один за другим брал в руки рычаги власти. Был подписан его указ о запрете КПСС, руководство которой обвинили в подготовке переворота. Горбачев М.С. вынужден был согласиться с этим, подав в отставку с поста Генерального секретаря. Началось реформирование структур КГБ.

Горбачев М.С. пытался начать новые переговоры с республиками, но большинство их руководителей после событий августа 1991 г. отказались от подписания договора. На Украине был проведен новый референдум, на котором большинство населения высказалось за независимость.

Последний удар по Союзу был нанесен в декабре 1991 года, когда руководители России, Украины и Белоруссии Б.Н. Ельцин, Л.М. Кравчук и С.Ю. Шушкевич, не ставя в известность М.С. Горбачева, собрались в Беловежской Пуще под г. Минском и подписали соглашение о прекращении действия Союзного договора 1922 г. и ликвидации Союза СССР. Вместо СССР провозглашалось создание Содружества Независимых Государств (СНГ) – объединения, статус которого до настоящего времени не определен. К соглашениям было предложено присоединиться президенту Казахстана Н.А. Назарбаеву. По его инициативе в Алма-Ате было проведено совещание глав республик, на котором в состав СНГ вошли Казахстан, республики Средней Азии и Азербайджан.

Ликвидация СССР автоматически означала ликвидацию органов бывшего Союза. Был распущен Верховный Совет СССР, ликвидированы союзные министерства. В декабре 1991 г. ушел в отставку с поста президента М.С. Горбачев. Советский Союз прекратил существование.

Вся внутренняя политика Горбачёва была проникнута духом перестройки и гласности. Он впервые ввел термин "перестройка" в апреле 1986 г., которое сначала понималось только, как "перестройка" экономики. Но позднее, особенно после проведения XIX Всесоюзной партийной конференции, слово "перестройка" расширилось и стало обозначать всю эпоху перемен.

Первые шаги Горбачёва после избрания в основном повторяли меры Андропова. Прежде всего он отменил "культ" своей должности. На глазах у телезрителей 1986 г. Горбачёв грубовато оборвал одного оратора: "Поменьше склоняйте Михаила Сергеевича!".

В средствах массовой информации вновь заговорили о "наведение порядка" в стране. Весной 1985 г. вышел указ о борьбе с пьянством. Вдвое была сокращена продажа винно-водочных изделий, в Крыму и Закавказье вырубили тысячи гектаров виноградников. Это привело к росту очередей у винных магазинов и к повышению употребления самогона более чем в пять раз.

С новой силой возобновилась борьба с взяточничеством, особенно в Узбекистане. В 1986 г. арестовали, а позднее осудили на двенадцать лет заключения зятя Брежнева Юрия Чурбанова.

В начале 1987 г. Центральный комитет ввел некоторые элементы демократии на производстве и в партийном аппарате: появились альтернативные выборы партийных секретарей, иногда открытое голосование заменялось тайным, вводилась система выборов руководителей предприятий и учреждений. Все эти нововведения в политической системе обсуждала XIX Всесоюзная партийная конференция, происходившая летом 1988 г. Её решения предусматривали соединение "социалистических ценностей" с политической доктриной либерализма - был провозглашен курс на создание "социалистического правового государства", планировалось провести разделение властей, разрабатывалась доктрина "советского парламентаризма". Для этого был создан новый высший орган власти - съезд народных депутатов, а Верховный Совет было предложено сделать постоянно действующим "парламентом".

Изменению подверглось и избирательное законодательство: выборы предполагалось проводить на альтернативной основе, сделать их двухступенчатыми, одну треть депутатского корпуса формировать от общественных организаций.

Главной идеей конференции была передача части властных полномочий партии правительству, то есть усиление советских органов власти, при сохранении в них партийного влияния.

Вскоре, инициатива проведения более интенсивных реформ перешла к избранным на I съезд народным депутатам, по их предложению концепция проведения политических реформ была несколько изменена и дополнена. III съезд народных депутатов, заседавший в марте 1990 г. счел целесообразным ввести пост Президента СССР, тогда же была отменена 6-я статья Конституции, закреплявшая монополию коммунистической партии на власть, это позволило формировать многопартийность.

Так же в ходе политики перестройки произошла на государственном уровне переоценка некоторых моментов истории государства, особенно это касается осуждения культа личности Сталина.

Но в тоже время стали постепенно появляться и недовольные политикой перестройки. Их позицию выразила в своем письме редакции газеты "Советская Россия" ленинградская учительница Нина Андреева.

Одновременно с проведением реформ в стране, в ней появился, казалось уже давно решенный, национальный вопрос, который вылился в кровавые конфликты: в Прибалтике и в Нагорном Карабахе.

Одновременно с проведением политических реформ проводились и реформы экономические. Главными направлением социально-экономического развития страны был признан научно-технический прогресс, техническое перевооружение машиностроения и активизация "человеческого фактора". Первоначально основной акцент делался на энтузиазм трудящихся, но на "голом" энтузиазме ничего не построишь, поэтому в 1987 г. была проведена экономическая реформа. Она заключала в себе: расширение самостоятельности предприятий на принципах хозяйственного расчета и самофинансирования, постепенно возрождение частного сектора экономики, отказ от монополии внешней торговли, более глубокая интеграция в мировой рынок, сокращение числа отраслевых министерств и ведомств, реформа сельского хозяйства. Но все эти реформы, за редким исключением, не приводили к желаемому результату. Одновременно с развитием частного сектора экономики, государственные предприятия столкнувшиеся с совершенно новыми способами работы, были не способны выжить в условиях нарождающегося рынка.

Крепостные школы в вотчине Строгановых
Появление крепостных школ способствовало распространению грамотности к крестьянской среде, возникновению крепостной интеллигенции, производственная и общественная деятельность которой была связана с судьбой народа, с развитием его культуры. В XVIII – начале XIX веков учреждается большое количество государственных школ, но царизм «просве...

Падение крепостного права в России.
Боязнь отмены крепостного права “снизу” заставила Александра II (1855-1881) приступить к подготовке реформы “сверху”. В 1857 г. были ликвидированы военные поселения и образован Секретный комитет по крестьянскому делу, преобразованный в 1858 г. в Главный комитет, на который возложили подготовку проекта реформы. На местах создавались губ...

Англия в 1815-1847 гг. Реакционная политика тори.
В 1812 г. к власти пришло правительство тори во главе с лордом Ливерпулем. В послевоенные годы политика тори была крайне реакционной. Проводником этого курса был министр внутренних дел лорд Сидмут - сторонник смертной казни за любое проявление недовольства деятельностью властей. Правительство Ливерпуля проводило политику ограбления насе...

Во внутренней политике Михаил Горбачев сделал многое для того, чтобы вывести страну на демократический путь. Так, первый научно-технический центр появился при этом политике. Летом 1985 года Горбачев взялся за решение вопросов ускорения научно-технического прогресса с упором на рост машиностроения, проведя на эту тему широкое совещание в ЦК КПСС. Однако и здесь дело ограничилось мероприятиями по созданию ряда организационных структур. Однако прогресс от этого не пошел быстрее.… Да и где деньги было взять? В вопрос финансирования уперлось и проведение провозглашенной на словах «активной социальной политики», начиная от намерений повысить заработную плату и кончая обещаниями выдать каждой семье по квартире или собственному дому к 2000 году.

В 1987-1988 годах были приняты важные законы о государственном предприятии и о кооперации в СССР. Однако работали эти законы плохо.

Стремясь повысить качество продукции, власти в мае 1986г. ввели госприёмку. Отделы технического контроля (ОТК) предприятий ранее подчинялись администрации. Да и самим контролёрам была невыгодна «излишняя» строгость при выявлении брака: они наряду с рабочими и инженерами могли лишиться премии из-за невыполнения плана.

Госприёмка стала отдельным ведомством, её работники не зависели от дирекции и не были материально заинтересованы в выполнении плана. К началу 1987г. госприёмка действовала на всех крупных промышленных предприятиях. Однако её эффективность оказалось значительно ниже ожидаемой. Выполнение планов существенно снизилось, упали заработки. Руководство предприятий поспешило найти контакт с новыми контролёрами, которые к тому же стояли на предприятиях на партийном учёте. Просуществовала госприёмка лишь два года.

М.С. Горбачев начинает свою реформаторскую деятельность с проведения антиалкогольной кампании, которая усугубила негативные стороны жизни населения - пьянство «ушло в быт», увеличились цены на спиртные напитки (что в свою очередь еще больше ударило по бюджетам семей). Возросла спекуляция спиртными напитками, самогоноварение. Люди столкнулись с проблемой «сахарного бума». Вырубались виноградники. Как можно оценить необдуманность шагов Горбачева?

М.С. Горбачев, конечно, не предполагал таких негативных процессов, которые последовали после этих начинаний, а вырубка виноградников показала уровень понимания данной проблемы руководителями на местах. Ясно, что им таких указаний не давалось. М.С. Горбачев увидел основное зло общества - пьянство, которое губительно действует на нравственность. Я считаю, что именно так и нужно было готовить общество к реформам.

В какой-то степени это действительно был просчет, но обвинение Горбачева в недальновидности безосновательно. Не может человек все предусмотреть. А результаты были: в первый же год сократилось потребление алкоголя, не было такого пьянства. Пьянству была объявлена настоящая война. Виновных в «распитии» в общественных местах исключали из партии и комсомола, понижали в должности, лишали премий, отодвигали в очереди на жильё.

Пострадали не cтолько пьяницы, сколько люди, стремившиеся купить бутылку вина к празднику или семейному торжеству. Попытки увеличить производство соков только ухудшали ситуацию: эта продукция была убыточна и требовала дотации. Из-за нехватки спиртного увеличилось самогоноварение. Из магазинов стал пропадать сахар, хотя производство его в 1985 - 1988гг. выросло на 18%.

Нередко водку заменяли различные суррогаты (от одеколона до растворителя). Среди молодёжи стали распространятся наркомания и токсикомания. Социологические опросы показывали, что 80% граждан страны понимали необходимость борьбы с пьянством, но применявшиеся методы вызывали дружное неприятие. Горбачёв заработал ироническое прозвище «минеральный секретарь».

Нельзя оправдывать Горбачёва тем, что он не знал, что будет после «Указа о борьбе с пьянством и алкоголизмом». Горбачёв вырос в русской семье и должен был понимать, что злоупотребление спиртным для неё характерно и «с наскока» проблемы не решить. Кроме того, именно продажа спиртного обеспечивала значительную часть доходов бюджета. На мой взгляд, это был неудачный шаг.

Начиная перестройку, Горбачёв главный акцент делал на подъёме духовности общества в том понимании, в каком он воспитывался и служил социалистической системе. Нетрудовыми доходами он считал всё, что произведено в негосударственной сфере.

Формально оно направлялось против дельцов теневой экономики. На практике же главными его жертвами оказались колхозники и горожане, выращивающие фрукты и овощи на продажу, кустари, уличные торговцы. В ряде мест власти с упоением крушили теплицы на приусадебных и дачных участках. А воротилы теневой экономики, коррумпированные чиновники, так и остались нетронутыми.

Трудно было делать первые шаги, и они, скорее всего, были спонтанными. Чтобы бороться с теневой экономикой, нужны силы, сторонники. В период проведения реформ эти силы только ещё консолидировались.

Вероятно, это были популистские реформы. После застоя любые нововведения воспринимались как существенные действия, направленные на изменение общества. Так Горбачёв зарабатывал политический авторитет.

Начиная реформы, Горбачёв не ставил задачей смену общественно-экономического строя, считал социализм вполне жизнеспособной системой. Он даже подчёркивал, что мы должны учиться у Ленина вовремя переоценивать ценности, теоретические установки, политические лозунги. Поэтому не удивительно, что уже в апреле 1985г. был взят курс на ускорение, а затем - на усовершенствование политической структуры общества. Происходила нормальная эволюция взглядов.

Трудно начинать преобразования только отдельных сфер общества, это, в конце концов, ведёт к изменению всего общества. Горбачёв этого не учёл. Но он действительно был не только идеологом, но и прорабом перестройки, его реформы были не только теоретической разработкой, но и имели (удачное или нет - другой вопрос) практическое применение. А противоречивость продолжалась тем, что готовых-то рецептов не было.

Правы как сторонники, так и противники. Обстоятельно предусмотреть последствия взятого курса не так уж просто. Многие руководители привыкли мыслить в рамках десятилетиями складывавшейся командно-административной системы, не хотели перемен, не умели действовать самостоятельно. Шло противодействие реформе с их стороны. Реформы Горбачёва можно признать действительно мужественным шагом.

На состоявшемся в феврале-марте 1986 27-м съезде партии была одобрена стратегия реформ.

1985 – рубежный в истории государства и партии год. Закончилась брежневская эпоха.
В марте 1985 Горбачев был избран новым Генеральным секретарем. Он укрепил свой контроль в Политбюро, секретариате и государственном аппарате, убрав оттуда нескольких потенциальных противников и передвинув влиятельного министра иностранных дел А.А.Громыко на почетный пост председателя Президиума Верховного Совета СССР. Многие министры правительства и первые секретари обкомов партии были заменены более молодыми людьми.

Началась пора перемен, попыток реформирования партийно-государственного организма. Этот период в истории страны был назван «перестройкой» и ассоциировался с идеей «совершенствования социализма».
27-й съезд КПСС состоялся в феврале-марте 1986. На нем была одобрена стратегия реформ и принята новая программа партии, включавшая ускорение экономического роста и улучшение условий жизни населения. Вначале Горбачев склонялся к политике администрирования, таким мерам, как повышение дисциплины труда и антиалкогольная кампания. Но позже Горбачев провозгласил курс на «перестройку» – реструктуризацию экономики и, в конечном счете, всего общественно-политического строя. Однако эти реформы не имели достаточного экономического обоснования, не были тщательно проработаны и ограничивались идеями Ленина и Бухарина времен НЭПа (1921–1928).

Первым заметным в обществе изменением стала политика гласности (свобода слова и открытость информации). Появились многочисленные общественные группы, которые занялись различными видами культурной, спортивной, предпринимательской и политической деятельности.

Некоторые члены Политбюро, во главе с Е.К.Лигачевым настороженно относились к реформам, считая их непродуманными, поспешными и вредными для страны. Действия Горбачева вызвали волну нарастающей критики и среди населения. Одни критиковали его за медлительность и непоследовательность в проведении реформ, другие – за поспешность; все отмечали противоречивость проводимой им политики. Так, принимались законы о развитии кооперации и почти сразу же – о борьбе со «спекуляцией»; законы о демократизации управления предприятиями и одновременно – об усилении централизованного планирования; законы о реформе политической системы и свободных выборах, и сразу же – об «укреплении роли партии» и т.п.

Летом 1990 Верховный Совет СССР принял постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике». Несколько групп экономистов разработали свои программы, в том числе С.Н.Шаталин и Г.А.Явлинский в конце августа 1990 предложили свою радикальную программу реформ «500 дней». По этой программе предполагалось провести децентрализацию экономики, затем последующую приватизацию предприятий, отмену государственного контроля за ценами и допускалась безработица.

Но к реализации была принята программа Рыжкова – Абалкина. Это был умеренная концепция, разработанная под руководством директора Института экономики АН СССР Л.И.Абалкина, в разработке принимал участие председатель Совета министров СССР Н.И.Рыжков. Государственный сектор сохранялся в экономике на более длительный срок с обязательным контролем со стороны государства над частным сектором. Но реформы экономики не привели к улучшению, напротив, сократились доходы населения, сократилось производство, что в свою очередь вызывало рост социального недовольства. Размер внешней задолженности приближался к 70 млрд. долл., объем производства сокращался почти на 20% в год, а темпы инфляции превысили 100% в год. Советский бюджет сильно зависел от мировых цен на нефть, поэтому мировые цены на нефть были искусственно обрушены. Чтобы спасти экономику, советское руководство, кроме реформ, нуждалось в серьезной финансовой помощи западных держав. На июльской встрече руководителей семи ведущих промышленно развитых стран Горбачев обратился к ним с просьбой о помощи, однако помощи оказано не было. В такой обстановке готовился к подписанию новый союзный договор летом 1991.

Внешняя политика

Горбачев призывал к «новому мышлению» в международных отношениях, он пытался любой ценой улучшить отношения с Западом, чтобы снизить высокие военные расходы.

Новое мышление должно было заменить практику соперничества великих держав и доказывало, что общечеловеческие ценности должны стоять выше целей классовой борьбы. Поэтому советская дипломатия стала приобретать более открытый характер, но по сути это означало односторонние уступки со стороны СССР. О европейцах и европейском континенте Горбачев говорил как о «нашем общем доме», имея в виду новый миролюбивый характер советской внешней политики. Благодаря новому подходу, общественность европейских стран НАТО (особенно ФРГ), Северной Америки и других регионов стала относиться к СССР с большим доверием и доброжелательностью.

СССР попытался достигнуть новых соглашений с Соединенными Штатами в области контроля над вооружениями. Новая советская стратегическая доктрина подчеркивала свои оборонительные намерения, объявляя целью «разумную достаточность», а не превосходство в вооружениях. В то же время новый советский руководитель не замечал, что, несмотря на смягчение позиций СССР по основным международным проблемам, позиция западных лидеров в отношении Советского Союза не становилась более компромиссной. Все договоры об ограничении вооружений подписывались на невыгодных для СССР условиях. Впоследствии выяснилось, что Запад использовал «новое горбачевское мышление» для того, чтобы придвинуть свои военные базы к самым границам России.

В июле 1985 Горбачев объявил мораторий на дальнейшее развертывание ракет среднего радиуса действия (SS-20) в Европе. В марте 1987 Горбачев принял западную формулу «нулевого варианта», т.е. полного демонтажа таких ракет в Европе. В декабре 1987 Горбачев и президент США Рейган подписали в Вашингтоне договор о ликвидации всех баллистических ракет с радиусом действия от 500 до 5500 км.

С 1987 начался распад социалистической системы Восточной Европы и к осени 1989 во всех странах Варшавского договора (начиная с формирования нового правительства в Польше, которое возглавило движение «Солидарность») произошла смена руководства. В некоторых странах это произошло бескровно, в других, как в Румынии, режим был свергнут вооруженным путем. Произошла «бархатная» революция в Чехословакии , народные восстания в ГДР, Болгарии и Румынии . Была разрушена Берлинская стена и начался процесс объединения Германии . США и ФРГ были согласны пойти на серьезные уступки, в частности, обсудить вопрос о нейтралитете единой Германии, что означало и ее выход из НАТО. Но Горбачев согласился на объединение Германии и без ее выхода из НАТО.

В 1989 начался вывод советских войск из стран социалистического блока. В феврале 1990 были упразднены военные органы Организации Варшавского Договора, и вывод советских войск из Восточной Европы был активизирован.

Вывод советских войск из Афганистана закончился 15 февраля 1989. Стали сокращаться объемы помощи союзным странам, прекратилось военное присутствие СССР в Эфиопии, Мозамбике, Никарагуа. СССР перестал поддерживать Ливию и Ирак. Наладились отношения с ЮАР, Южной Кореей, Тайванем, Израилем.
Горбачев попытался нормализовать отношения с Китаем . При содействии СССР из Кампучии были выведены вьетнамские, а из Анголы – кубинские войска. В июле 1986 Горбачев предложил Китаю сотрудничество в железнодорожном строительстве и совместном использовании водных ресурсов реки Амур и согласился с китайской позицией по главным спорным пограничным вопросам. Численность советских войск, расположенных вдоль китайской границы, была сокращена.

Последствия нового мышления заключалось в том, что с одной стороны, ее главным итогом стало ослабление угрозы мировой ракетно-ядерной войны. А с другой – восточный блок прекратил свое существование, ялтинско-потсдамская система международных отношений была разрушена, что привело к однополярному миру.

Внутренняя политика.

В конце 1986 Горбачев приступил к экономическим реформам. В стране, еще не пережившей шок от катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции, была начата широкомасштабная антиалкогольная кампания. Были повышены цены на алкоголь и ограничена его продажа, виноградники по большей части были уничтожены, что породило целый комплекс новых проблем – резко увеличилось употребление самогона (соответственно, из магазинов исчез сахар) и всевозможных суррогатов, – бюджет потерпел значительные убытки. Возросло употребление наркотиков. Продукты и потребительские товары стали «дефицитом», в то же время процветал черный рынок.

К осени 1987 стало ясно, что, несмотря на попытки реформ, экономика страны находится в глубоком кризисе. Темпы экономического роста страны снизились, и Горбачев выдвинул лозунг «ускорить социально-экономическое развитие». Чтобы поощрить рабочих, была увеличена зарплата, но без увеличения производства эти деньги способствовали лишь окончательному исчезновению товаров и усилению инфляции.
Чтобы обеспечить себе поддержку интеллигенцией, Горбачев вернул А.Д.Сахарова из ссылки в Горьком. За освобождением Сахарова последовало освобождение других диссидентов, а еврейским «отказникам» было позволено эмигрировать в Израиль. Была начата кампания «десталинизации» общества. В конце 1986 и начале 1987 появились два знаковых антитоталитарных произведения – аллегорический фильм Тенгиза Абуладзе Покаяние и роман Анатолия Рыбакова Дети Арбата .

Перестройка активизировала рост национализма на периферии. Так, в прибалтийских республиках – Эстонии , Латвии и Литве – были созданы националистически настроенные народные фронты, чье руководство выступало с требованием экономической автономии, восстановления прав национальных языков и культур и заявляло, что их страны были насильственно включены в Советский Союз.

В конце 1987 население Нагорно-Карабахской автономной области провело массовые демонстрации, на которых было высказано требование об объединении с Арменией . Они были поддержаны мощным народным движением в самой Армении. Правительство Армении формально потребовало предоставления независимости Нагорному Карабаху, однако азербайджанские власти категорически отвергли эти требования. В Грузии вспыхнул конфликт между грузинами и меньшинствами абхазов и осетин, которые не желали находиться в составе республики и требовали автономии и включения в состав России.

В этих условиях обострились разногласия внутри партийного руководства. Они часто упрощенно изображались, как столкновение между реформаторами и консерваторами. Но конфликт был гораздо глубже. Т.н. называемые консерваторы (куда входили Лигачев, Рыжков) считали, что нужно больше порядка, дисциплины, больше эффективности. Они выступали за борьбу с коррупцией, но основные параметры советского государства и его экономики, должны были сохраниться. Радикальное крыло (во главе с А.Яковлевым) призывало к установлению в стране рыночных отношений и децентрализации производства, к радикальной демократизации государства и общества, т.е. к крайне решительным реформам. Б.Н.Ельцин , секретарь московской партийной организации, призывал к ликвидации «привилегий». И хотя конфликт между Горбачевым и Ельциным становился все более очевидным, Горбачев рассматривал его как потенциального союзника в борьбе с теми, кто не поддерживал его идеи по реформированию.

Столкновение двух групп достигло апогея после опубликования 13 марта 1988 в главной партийной газете «Правда» статьи Нины Андреевой, в которой утверждалось, что перестройка подвергает опасности социализм, а сталинские достижения несправедливо принижаются. Тезисам Андреевой симпатизировали многие в Политбюро. В течение некоторого времени казалось, что Горбачев может потерять контроль над аппаратом, но 5 апреля в «Правде» было опубликовано «опровержение», написанное группой авторов, возглавляемых А.Н.Яковлевым. Письмо Андреевой было названо «антиперестроечным манифестом» и был подтвержден курс на перестройку.

Политическая реформа.

В попытке перехватить инициативу, Горбачев в июне 1988 созвал партийную конференцию. Конференция одобрила предложения по демократизации политических институтов Советского Союза и приданию перестройке необратимого характера. В октябре Верховный Совет избрал Горбачева главой государства.
Осенью 1988 Горбачев активизировал мирные инициативы Советского Союза по широкому кругу международных проблем.

Выборы и переворот.

26 марта 1989 были проведены выборы делегатов на I Съезд народных депутатов. Кампания вызвала огромный интерес у населения и была отмечена острыми дискуссиями. В прибалтийских республиках победу одержали народные фронты. Ельцин был избран членом Верховного Совета СССР (первоначально он не добрал голосов; место в Верховном Совете Ельцину уступил Алексей Казанник), хотя в Москве он получил большинство голосов.

На этом фоне в стране продолжался рост национализма и происходили многочисленные межэтнические столкновения в Киргизии (Ош), Узбекистане (Фергана), в Грузии , в Нагорном Карабахе, в Прибалтике и др.
В конце марта 1989 Абхазия заявила о выходе из состава Грузии. В Тбилиси неформальные организации начали многодневные несанкционированные акции протеста. В апреле политическая обстановка резко обострилась, митинг принял антисоветскую направленность, стало выдвигаться требование о выходе Грузии из состава СССР. 8 апреля 1989 Уголовный кодекс был дополнен новой статьей 11.1 об уголовной ответственности за публичные призывы к свержению или изменению советского государственного строя. Но процессы было уже не остановить.9 апреля войска Министерства обороны СССР разогнали демонстрантов, применив слезоточивый газ и саперные лопатки; в результате давки погибло около 20 человек.

На заседании ЦК партии 25 апреля Горбачев отложил выборы в местные советы с осени 1989 на начало 1990, чтобы аппарат не столкнулся с новым поражением.

I съезд народных депутатов был созван в конце мая 1989. Он избрал новый Верховный Совет и утвердил Горбачева его председателем. Политическую победу на съезде одержали радикал-реформаторы: статья 11.1 была отменена; была создана комиссия по расследованию событий в Тбилиси, а некоторые видные консерваторы обвинены в коррупции. Обсуждения, которые длились две недели, передавались в прямом эфире по телевидению и приковали к себе внимание всей страны.

Одновременно более 300 делегатов Съезда народных депутатов сформировали оппозиционный блок, названный Межрегиональной депутатской группой. Эта группа, в руководство которой входили Ельцин и Сахаров , выработала платформу, в которой были требования провести политические и экономические реформы, обеспечить свободу печати и роспуск коммунистической партии.

В июле 1989 сотни тысяч шахтеров в Кузбассе и Донбассе начали забастовку, требуя повышения заработной платы, улучшения условий труда и экономической самостоятельности предприятий. Столкнувшись с угрозой всеобщей забастовки, Горбачев согласился с требованиями шахтеров. Они вернулись к работе, но сохранили свои стачечные комитеты.

Во внутренней политике, особенно в экономике, появились признаки серьезного кризиса. Возрос дефицит продовольствия и товаров повседневного спроса. С 1989 полным ходом шел процесс распада политической системы Советского Союза.

В результате выборов в феврале-марте 1990 к власти в Москве и Ленинграде пришли коалиции радикальных демократов. Председателем Верховного Совета РСФСР был избран Ельцин.

К 1990 экономика претерпевала серьезный спад. Нарастали требования экономической и политической автономии со стороны республик и ослабление власти центра. Уменьшился выпуск жизненно важных видов продукции, урожай был убран с большими потерями; возник дефицит даже таких товаров повседневного спроса, как хлеб и сигареты.

Горбачев не смог преодолеть эти трудности. В феврале 1990 коммунистическая партия отказалась от монополии на власть. В марте Верховный Совет внес изменения в конституцию, введя пост президента, а затем избрал Горбачева президентом СССР на пятилетний срок. Июльский 28-й съезд КПСС прошел в дискуссиях, но не принял серьезной программы реформ. Теряющий реальную власть Горбачев начинал все сильнее раздражать население бесконечными пустыми рассуждениями о перестройке на фоне стремительно разваливающейся экономики и союзного государства. Ельцин и другие члены оппозиции демонстративно покинули ряды партии.

В начале 1991 без предварительного оповещения были введены в обращение новые банкноты в 50 и 100 рублей, чтобы заменить старые купюры, цены в государственных магазинах были увеличены вдвое. Эти меры подорвали последнее доверие населения к государству.

На референдуме 17 марта за сохранение СССР было подано 76% голосов. Однако правительства Эстонии, Латвии, Литвы, Грузии, Армении и Молдавии вместо общесоюзного референдума провели собственный референдум о выходе из Союза.

В июне в Российской Федерации были проведены прямые президентские выборы, на которых победу одержал Ельцин. К концу июня Горбачев и президенты девяти республик, где был проведен общесоюзный референдум, разработали проект союзного договора, предусматривавшего передачу большей части полномочий республикам. Официальное подписание договора было назначено на 20 августа 1991.

19 августа находившийся в Крыму Горбачев был помещен под домашний арест в своей резиденции в Фаросе. Вице-президент, премьер-министр, министр внутренних дел, руководители армии и КГБ и некоторые другие высшие партийно-государственные чиновники объявили, что из-за «болезни» Горбачева вводится государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП).

Население столицы поддержало Ельцина, некоторые подразделения армии и КГБ также перешли на его сторону. На третий день путч потерпел крах, и заговорщики были арестованы.

После краха путча Ельцин выпустил указ о роспуске коммунистической партии, конфискации ее собственности и передаче основных государственных функций в России в руки президента. Воспользовавшись путчем, большинство президентов других республик сделали то же самое и объявили об их выходе из Союза.

Осенью 1991 наступил последний период в истории Советского Союза. Производство было практически парализовано, а республиканские партии и правительства распались на фракции, ни одна из которых не имела убедительной политической или экономической программы. Начались межнациональные конфликты. Руководство страны потеряло все рычаги управления страной. Советский Союз перестал существовать 8 декабря 1991.

Горбачев, Михаил Сергеевич родился 2 марта 1931 г. Место рождения – село Привольное Ставропольского края. Выходец из семьи крестьян, он уже во время учебы в школе овладел профессией комбайнера. Окончил школу с серебряной медалью, после чего смог поступить в МГУ на юридический факультет. Будучи студентом, он познакомился с Раисой Титаренко. Она известна сегодня как Раиса Горбачева – супруга первого и единственного президента СССР.

Вскоре после начала учебы Горбачев стал главой комсомольской организации факультета. Михаил Горбачев биография которого в своем начале была похожа на биографию многих советских людей, вступил на путь к власти. Еще, будучи студентом, Горбачев стал членом КПСС. В 1955 году, закончив обучение, получил назначение на должность секретаря Ставропольского горкома комсомола. Вплоть до 1967 г. он занимал серьезные руководящие посты в краевом комитете комсомола. Продолжив свое образование, окончил заочно Ставропольский сельскохозяйственный институт, получив специальность экономист – агроном.

Горбачев построил успешную карьеру в партии. Положительно сказались на его репутации и высокие урожаи. Он немало сделал для внедрения более рациональных методов труда в сельском хозяйстве. Однако уже после 1978 года его жизнь связана только со столицей СССР. Он занимается проблемами сельского хозяйства уже в масштабах страны, являясь секретарем ЦК.

Стоит сказать, что шансы Горбачева на получение высшей власти были совсем не велики. Но, целая череда смертей высших руководителей партии, пришедшаяся на первую половину 80-х изменила ситуацию. Получив поддержку секретарей ЦК (Лигачев, Рыжков), молодых лидеров коммунистических организаций и влиятельных членов Политбюро, Горбачев начал борьбу за власть, которая увенчалась успехом в 1985 году, именно тогда произошел приход к власти Горбачева.

Реформы Горбачева должны были покончить с застоем в экономике. Однако многие из них не были в достаточной мере продуманны. Наиболее громкий резонанс вызвали такие действия как ускорение, обмен денег, введение хозрасчета. Большая часть населения воспринимала эти реформы если не с энтузиазмом, то с определенным пониманием. Однако сухой закон Горбачева вызвал всеобщее недовольство и резкое неприятие. Кстати, этот закон имел действие, совершенно обратное тому, на которое надеялись его создатели. В стране появилась поддельная водка. А практика самогоноварения распространилась повсеместно. В 1987 году сухой закон отменили. Однако поддельная водка и самогонные аппараты никуда не исчезли.

Перестройка Горбачева запомнилась людям не только как период ослабления цензуры, но и как сложное время, когда, в силу не продуманной внутренней политики, достаток основной массы советских граждан заметно снизился. В Нагорном Карабахе, Грузии, Баку разгорелись межнациональные конфликты. Республики Прибалтики уже в те годы взяли курс на отделение от СССР. Внешняя политика Горбачева получила название «политики нового мышления». Благодаря ей международная напряженность спала.

Пост Председателя Президиума Верховного Совета Горбачев занял в 1989 г. В 1990-м он становится президентом СССР. Горбачеву присуждается Нобелевская премия мира за огромный вклад в снижение международной напряженности. Однако Советский Союз в тот период находился в глубочайшем кризисе. После путча в августе 1991 года страна перестала существовать. Были подписаны Беловежские соглашения, а Горбачев подал в отставку. Время правления Горбачева сегодня оценивается по-разному.

Сообщение о том, что Горбачев Михаил Сергеевич умер, появилось в сети 22 мая 2012 года. Но информация про смерть Горбачева явно оказалась преувеличенной. Ведь опроверг ее сам Михаил Сергеевич. Похороны Горбачева так и не состоялись.