Прямое (косвенное) избирательное право при тайном голосовании. Прямое избирательное право Косвенное право

  • Дата: 14.06.2020

Избирательное право

· в объективном смысле - это совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в при осуществлении избирательного процесса.

· в субъективном смысле - это возможность гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти.

Российское избирательное право неразрывно связано с осуществлением, предусмотренного Конституцией РФ (ст. 32), права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Таким образом выделяют

· Активное избирательное право - это субъективное право граждан избирать своих представителей в органы государственной власти.

· Пассивное избирательное право - это субъективное право граждан быть избранными в органы государственной власти.

Принципы избирательного права - это те условия его признания и реализации, соблюдение которых на выборах делает эти выборы действительно народным волеизъявлением.

Выделим основные принципы избирательного права РФ

· Всеобщее избирательное право.

Принцип всеобщего избирательного права означает, что избирать могут все граждане РФ достигшие 18 лет, кроме категорий граждан, специально оговоренных законом.

· Прямое и косвенное избирательное право .

Применение принципов прямого или косвенного избирательного права или их определенное сочетание зависят от порядка формирования выборного органа.

Прямое (непосредственное) избирательное право означает право избирателя избирать и быть избранным непосредственно в выборный орган или на выборную должность.

Косвенное (многоступенчатое) избирательное право означает, что избиратель выбирает лишь членов коллегии, которая затем уже избирает выборный орган.

· Равное избирательное право.

Принцип равного избирательного права предполагает равную для каждого избирателя возможность воздействовать на результаты выборов.

Свободное участие в выборах и обязательный вотум(вотум- мнение, выраженное путем голосования). Принципы свободного участия в выборах и обязательный вотум связаны с активным избирательным правом.

Принцип свободных выборов означает, что избиратель сам решает, участвовать ли ему в избирательном процессе, а если участвовать, то в какой мере.

Избирательный процесс – это совокупность форм деятельности органов и групп избирателей по подготовке и проведению выборов в государственные органы и органы местного самоуправления.

стадии избирательного процесса:

· назначение выборов

· составление списков избирателей

· образование избирательных округов и избирательных участков

· создание избирательных комиссий

· выдвижение кандидатов и их регистрация

· предвыборная агитация

СПАСИБО ЗА ВНТМАНИЕ!

Избирательный процесс регулируется Федеральным Законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и другими законами о выборах.

Выборы назначаются органами власти соответствующего уровня: выборы Президента РФ – Федеральное Собрание, Государственной Думы – Президент РФ, представительного органа субъекта РФ – глава субъекта, высшего должностного лица – представительный орган этого субъекта РФ.

В выборах принимают участие все граждане РФ, достигшие возраста 18 лет.

Далее проводится регистрация избирателей. Регистрации подлежат все граждане РФ, обладающие активным избирательным правом. Регистрация осуществляется по месту жительства избирателей органами регистрационного учета, которые составляют списки избирателей.

Территория РФ на время выборов делится на одномандатные избирательные округа, а в своей совокупности составляет единый федеральный избирательный округ. Округа делятся на избирательные участки.

Для организации выборов формируются избирательные комиссии, высшей из которых является Центральная избирательная комиссия.

Избирательные комиссии – коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, установленные законом, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов.

Деятельность всех избирательных комиссий (как по подготовке к выборам, так и по подсчету голосов) осуществляется гласно в присутствии наблюдателей, а их решения подлежат обязательному опубликованию в государственных или муниципальных средствах массовой информации.

Кандидаты и политические партии для участия в выборах должны пройти процедуру регистрации. Кандидаты по одномандатному округу регистрируются окружной избирательной комиссией по соответствующему избирательному округу. Политические партии и блоки регистрируются Центральной избирательной комиссией.

После регистрации кандидаты и политические партии вправе проводить мероприятия по предвыборной агитации, побуждающие избирателей голосовать за кандидата, политическую партию. Например, могут осуществляться призывы голосовать за или против кандидата, выражения предпочтения тому или иному кандидату и т. п.

Предвыборная агитация должна полностью прекратиться в 0 часов по местному времени за сутки до дня голосования. Граждане голосуют по месту регистрации в списках избирателей с 8 до 20 ч по местному времени. Если избиратель не может проголосовать по месту своего жительства, он может получить в участковой избирательной комиссии, где он состоит в списках, открепительное удостоверение.

Результаты выборов подводятся путем суммирования поданных за того или иного кандидата голосов избирателей и должны быть официально опубликованы Центральной избирательной комиссией в течение 3 недель со дня выборов.

2. Прямое и косвенное избирательное право. Применение принципов прямого или косвенного избирательного права или их определенное сочетание зависят от порядка формирования выборного органа.

Прямое (непосредственное) избирательное право означает право избирателя избирать и быть избранным непосред­ственно в выборный орган или на выборную должность. Этот принцип действует в подавляющем большинст

ве случаев на выборах нижних палат парламентов, иногда верхних палат - в США, Италии, Польше, президентов - в Мексике, Австрии, Болгарии, практически повсеместно при выборах органов местного самоуправления.

Косвенное (многоступенчатое) избирательное право означает, что избиратель выбирает лишь членов коллегии, кото­рая затем уже избирает выборный орган. Такой коллегией может быть государственный или самоуправленческий орган, нижестоящий, по отношению к выбираемому. Косвенные выборы могут иметь две ступени и более. Двухступенчатыми выборами избираются, например, президент США, Совет штатов Индии, трехступенчатыми - подавляющая часть Всекитайского собрания народных представителей.

3. Принцип равного избирательного права предполагает равную для каждого избирателя возможность воздействовать на результаты выборов. Он представляет собой следствие и одно из важнейших проявлений конституционно гарантируемого равноправия граждан. Равенство избирательного права обеспечивается, прежде всего, наличием у каждого избирателя одинакового числа голосов. В зависимости от избирательной системы у каждого избирателя число голосов может быть больше, чем один. Поэтому важно, чтобы у всех избирателей их было поровну. Например, на парламентских выборах в Германии каждый избиратель имеет по два голоса, а на выборах представительных органов местного самоуправления в Баварии - по три. Кроме того, необходимо, чтобы все голоса имели равный вес, т. е. равное влияние на результат выборов. Это достигается обеспечением единой нормы представительства: на каждого депутата должно приходиться одинаковое число жителей (иногда избирателей). AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

4. Принципу равного избирательного права противоречит плюральный вотум (буквально - множественное голосование). Согласно этому принципу одни избиратели могут иметь в зависимости от обстоятельств больше голосов, чем другие.

5. Принципу равного избирательного права также противоречат куриальные выборы, которые заранее делят избирателей на группы - курии (например, по национальному, религиозному, сословно-кастовому и другим признакам) с заранее установленным числом мандатов, предоставляемых каждой из этих групп. Например, в Китае особую курию представляют собой военнослужащие НОАК, которые имеют особое представительство в собраниях народных представителей, в Ботсване, Гамбии, Сьерра-Леоне создаются особые избирательные курии для родоплеменных вождей.

В некоторых странах допускаются отклонения от принципа равного избирательного права, имеющие целью гарантировать представительство таких групп общества, которые иначе могут его не получить. Такое специальное представительство имели 25 из 150 стран, сообщивших соответствующие данные Межпарламентскому союзу.

7. Принципы свободного участия в выборах и обязательный вотум связаны с активным избирательным правом.

Принцип свободных выборов означает, что избиратель сам решает, участвовать ли ему в избирательном процессе, а если участвовать, то в какой мере. Отсюда вытекает, что при определении результатов выборов не следует принимать во внимание, какой процент избирателей проголосовал: если хотя бы один проголосовал, то выборы состоялись. Этот принцип характерен для многих стран с англоязычной правовой системой. Он обычно сочетается с добровольной регистрацией избирателей. Неучастие избирателей в выборах называют абсентеизмом. На его уровень влияют чаще всего политические и экономические обстоятельства. Высокий уровень абсентеизма приводит либо к избранию органа власти или самоуправления небольшой частью избирательного корпуса, что дает основание сомневаться в легитимности органа, либо может вести к безрезультатности избирательного процесса, если закон устанавливает обязательный минимум участия в выборах.

В ряде стран предусмотрен обязательный вотум, т. е. юридическая обязанность избирателей принять участие в голосовании.

Цензы избирательного права и ограничения избирательного права.

Круг лиц, за которыми конституция и избирательные законы признают избирательные права, ограничивается так называемыми цензами, т. е. специальными условиями допущения гражданина к осуществлению тех или иных политических прав.

Виды цензов:

Возрастной ценз означает признание за лицом избирательных прав по достижению определенного возраста. В 109 странах активное избирательное право признавалось за лицами старше 18 лет: например, с 18 лет - в США, Великобритании, Германии, Италии, с 20 лет - в Японии, Швейцарии, Финляндии, а в Бразилии, на Кубе, в Иране и Никарагуа правом голоса пользуются с 16 лет. Для пассивного избирательного права возрастные цензы выше. Например, президентом Италии можно стать по достижении 50 лет. Верхний возрастной предел для избрания в государственные органы или для пребывания в их составе, как правило, в демократических государствах не устанавливается.

Ценз оседлости предполагает, что за лицом признаются избирательные права лишь после того, как оно проживет в данной стране или данной местности определенное время. Например, во. Франции для голосования на любых выборах установлен ценз оседлости 6 месяцев, в Новой Зеландии - 3 месяца, которые нужно прожить на территории избирательного округа.

Ценз гражданства означает, что к выборам допускаются лишь лица, состоящие в гражданстве данного государства не менее установленного срока. Этот ценз не связан с длительностью проживания в стране и не требует сам по себе этого проживания. Например, по Конституции США членом палаты представителей Конгресса США может быть избрано лицо, состоящее в гражданстве США не менее 7 лет, а сенатором - не менее 9 лет. Ценз грамотности и образовательный ценз предполагают допуск к выборам лиц, обладающих установленным объемом образования. В настоящее время он почти не встречается. Ценз грамотности предполагает умение читать и писать на государственном языке, а иногда понимать и истолковывать конституцию страны. Применяется данный ценз в основном тогда, когда речь идет о пассивном избирательном праве. Например, согласно Конституции Бразилии не могут быть избраны неграмотные.

Имущественный ценз заключается в требовании, чтобы избирателю принадлежало имущество не ниже, чем на определенную сумму или чтобы он уплачивал налоги определенного размера. В XX в. этот ценз практически везде был отменен.

Моральный ценз предполагает определенные нравственные требования к избирателю. Например, в Исландии от избирателя требуется, чтобы он вел пристойный образ жизни и обладал добрым нравом, в Мексике не голосуют лица, злоупотребляющие наркотиками, в Нидерландах - лишенные родительских прав и т. п. Обычно лишаются избирательных прав лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы по приговору суда.

Прямые выборы - это такой вид выборов, когда избиратели непосредственно избирают конкретного человека на определенный пост. Например, одного из имеющихся кандидатов выбирают депутатом, или подтверждают право одного из кандидатов, выдвинувших свою кандидатуру, по-прежнему занимать эту должность. Прямыми выборами избирают в ряде стран главу государства - президента. Например, существуют прямые выборы президента во Франции, Египте, ряде стран СНГ. Прямые выборы обычно применяются при избрании нижних палат парламентов. Главный признак нижней палаты именно в том, что она избирается прямыми выборами. В некоторых странах прямыми выборами избираются обе палаты. К примеру, Палата представителей и Сенат США избираются прямыми выборами - то же относится к Бельгии, Италии и другим странам. Прямые выборы - это такие выборы, когда между избирателем и кандидатом, за которого он голосует (либо между избирателем и партией) нет никаких промежуточных инстанций, нет промежуточных ступеней.

Непрямые выборы - такой вид выборов, при котором воля избирателей не прямо реализуется, а опосредуется волей группы выборщиков, либо реализуется через действующий избирательный орган. Непрямые выборы - это такие выборы, которые имеют промежуточную ступень. Существует два вида непрямых выборов: косвенные выборы и многоступенчатые.

Косвенные выборы - это такие выборы, когда посредством волеизъявления избирателей создается специальная коллегия выборщиков, доверенных лиц, которые потом от имени избирателей уже непосредственно сами избирают конкретное должностное лицо. Косвенные выборы были придуманы еще «отцами-основателями» американской конституции, которые полагали, что основная масса граждан США в то время не была подготовлена для того, чтобы избирать президента, и может ошибиться в этом деле. Граждане, по их мысли, должны были избрать специальных людей - выборщиков, которые потом выберут самых достойных. Такая система формально существует в США до сих пор. Однако формально, что означает, что в отличие от тех давних времен, когда подразумевалось, что выборщики сами по своему вкусу будут выбирать президента, в настоящее время выборщики не имеют права проявлять свою волю. Они заранее отдают свои голоса тому или иному кандидату, косвенные выборы стали формальной процедурой, и о том, кто избран президентом, становится известно уже в день выборов - в первый вторник после первого понедельника в ноябре високосного года. Вторая стадия - происходит в январе следующего года - и в ней выборщики участвуют очень формально. Просто они заранее подают записки о том, как они проголосовали, и Вице-президент их оглашает. Но все равно, эти два этапа соблюдаются, и в промежутке между первым и вторым этапами, днем избрания и днем вхождения в должность, существует два с лишним месяца ожидания. Путем косвенных выборов в некоторых странах проходят выборы парламентов, правительства, иногда - судей. Иногда они применяются в некоторых других случаях.

Многоступенчатые (многостепенные) выборы - это нечто иное, по сравнению с косвенными, поскольку в качестве выразителя воли граждан выступает не коллегия выборщиков, а постоянно действующий орган: местный совет, парламент или одна из палат парламента. Так, например, принято считать, что многоступенчатыми выборами избирается президент Италии, потому что он избирается коллегией, состоящей из членов нижней палаты парламента.

Голосование за лучший ответ djokops Знаток (466) 7 лет назад 2. право: понятие, основные принципы, цензы, ограничения избирательного Понятие избирательного. В конституционном праве термином «выборы» обозначается процедура формирования государственного органа или наделения полномочиями дол­жностного лица, осуществляемая посредством голосования правомочных лиц при условии, что на каждый предоставля­емый таким образом мандат могут претендовать в установ­ленном порядке два или более кандидата.

Термин «. право» имеет два значения: - в объективном смысле - это система конституционно-правовых норм. регулирующих общественные отношения, свя­занные с выборами органов государства и местного самоуп­равления. Объективное избирательное право регулирует из­бирательную систему в широком смысле. Обычно предметом избирательного считаются связанные с выборами об­щественные отношения, в которых прямо или косвенно уча­ствуют граждане; - в субъективном смысле - это гарантированная граж­данину государством возможность участвовать в выборах го­сударственных органов и органов местного самоуправления.

Конституционное право зарубежных стран

Однако это не значит, что разница между прямым и косвенным избирательным правом здесь исчезла. При американской системе выборов существует и сохраняется возможность избрания Президента меньшинством голосов избирателей. Покажем эту возможность на гипотетическом числовом примере.

«Право граждан на образование» — Учреждения профессионального образования. Типы образовательных учреждений. Процесс развития и саморазвития личности. Типы учреждений учреждения дополнительного образования. Каждый имеет право на образование. Уровни профессионального образования. Общеобразовательные учреждения. Общее образование. Воспитание.

«Охрана здоровья» — Тест. Здравоохранение в РФ осуществляется на трех уровнях: Задачи законодательства РФ об охране здоровья граждан. Права беременных женщин и матерей. Права военнослужащих. Раздел v права граждан при оказании медико-социальной помощи. Раздел ii организация охраны здоровья граждан в рф. Права граждан пожилого возраста.

Избирательное право, активное избирательное право; прямое активное избирательное право; косвенное активное избирательное право; всеобщее избирательное право

— в субъективном смысле — это гарантированная гражданину государством возможность участвовать в выборах государственных органов и органов местного самоуправления. Избирательное право одна из важнейших отраслей права. Это вызвано очень тесными связями его с политическими правами человека и гражданина.

— в объективном смысле — это система конституционно-правовых норм регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления. Объективное избирательное право регулирует избирательную систему в широком смысле. Обычно предметом избирательного права считаются связанные с выборами общественные отношения, в которых прямо или косвенно участвуют граждане;

Косвенное и прямое избирательное право

В Конституционном законе ст. 7 называется косвенное избирательное право, но избрание депутатов Сената Парламента осуществляется не специально создаваемыми коллегиями избирателей, а выборщиками — депутатами Маслихатов. В этой связи, мы разделяем точку зрения Э.Мухамеджанова, который пролагает, «что название ст.7 «Косвенное избирательное право» необходимо изменить на «Непрямое избирательное право», которое более точно будет выражать суть закрепленных в ней положений» .

Э.Б. Мухамеджанов также дает предпочтение прямым выборам: «применение той или иной системы при выборах Палат Парламента РК — это вопрос целесообразности, связанный с конкретными условиями в стране. Поэтому с обретением электоратом Казахстана политической культуры в будущем система прямых выборов, на наш взгляд, была бы более предпочтительной и для формирования «верхней» Палаты Парламента — Сената. Ведь как бы ни были объективны выборщики при выдвижении и избрании кандидатов в депутаты Сената, все равно их число никогда не будет соответствовать числу социальных групп населения, принимающих участие в прямых выборах» .

Пассивное и активное избирательное право

Всеобщее избирательное право подразумевает предоставление всем совершеннолетним и дееспособным гражданам страны возможности избрать какое-либо должностное лицо. Кроме того, принцип всеобщности подразумевает пассивное избирательное право, данное человеку, который прошел все установленные цензы. Подобное право начало использоваться на практике лишь в двадцатом веке. Ранее существовали имущественные и половые цензы.

Избирательное право – это установленные юридические нормы, которые направлены на регулирование участия граждан в такой процедуре, как выборы. Кроме того, рассматриваемые законы затрагивают правила проведения выборов, порядок отзыва должностных лиц, взаимоотношения между представительными организациями и избирателями. Юридические нормы также определяют последовательность проведения выборов и правила окончательного подведения итогов голосования.

Прямое и косвенное избирательное право

Вот как, например, регулируется отзыв депутатов Законом о выборах во Всекитайское собрание народных представителей и в местные собрания народных представителей Китайской Народной Республики 1982 года. Согласно этому закону отзыв депутатов, непосредственно избранных населением, производится большинством голосов избирателей соответствующего избирательного округа. Отзыв депутатов, избранных собраниями народных представителей различных ступеней, производится в период между сессиями собраний большинством голосов членов их постоянных комитетов (во время сессий, очевидно, самими собраниями). Отзываемый депутат может присутствовать на соответствующем заседании или выразить свое мнение в письменной форме. Решение об отзыве доводится до сведения постоянного комитета собрания народных представителей вышестоящей ступени. Любой гражданин или любая избирательная единица могут выдвинуть требования об отзыве депутата, нарушившего закон или дисциплину либо грубо пренебрегающего своими обязанностями. Требование выдвигается перед постоянным комитетом собрания народных представителей, который своевременно организует проверку и заслушивает соответствующего депутата. После проверки достоверности выдвинутых против депутата обвинений вопрос передается в избирательный округ или избирательную единицу, от которых он избран, для его отзыва.

В демократических странах институт отзыва обычно отсутствует : считается, что нерадивого депутата можно просто не избрать на следующих выборах. Если же выборы производятся по партийным спискам кандидатов, когда избирательные округа очень велики, то отзыв затруднителен и технически, во всяком случае стоит весьма дорого. Впрочем, в Японии, в некоторых штатах США и отдельных других странах мы встречаем институт отзыва преимущественно на местном уровне . В США отзыв выборных должностных лиц впервые был применен в Лос-Анджелесе в 1903 году, а штат Орегон оказался первым, включившим этот институт в свою Конституцию 1887 года в 1906 году. В настоящее время отзыв выборных должностных лиц предусмотрен в законодательстве более трети штатов , а также федерального округа Колумбия и некоторых островных территорий (всего в 21 единице). Из названного числа в 6 штатах возможен отзыв всех выборных должностных лиц, еще в 6 – всех должностных лиц, за исключением входящих в судебную власть, в Южной Дакоте и Орегоне – всех должностных лиц, за исключением членов Конгресса США. Для применения процедуры отзыва требуется разное число подписей: например, 25 % от числа поданных голосов на последних выборах соответствующего должностного лица (Аляска, Алабама, Колорадо, Вашингтон, Висконсин) либо 12 % от этого числа (Калифорния). В Канзасе требуются 40 % от числа поданных голосов на последних выборах губернатора штата, в Мичигане и Миннесоте – 25 % от этого числа*. Применяется отзыв в США нечасто из-за процедурных трудностей (подписи необходимо собрать в короткий срок в нотариально удостоверенной форме), а также из-за того, что в случае отклонения избирателями предложения об отзыве на инициаторов голосования возлагается возмещение расходов по его проведению.

Прямое и косвенное избирательное право

Косвенные выборы представляют собой своеобразное сито, посредством которого производится отбор кандидатов в состав выборного органа. Чем больше ступеней имеют такие выборы, тем больше в процессе их может нарушаться воля избирательного корпуса. В то же время эта система более надежно отсеивает случайных лиц, оставляя более зрелых и надежных кандидатов.

Иногда, впрочем, различие между прямым и косвенным избирательным правом несколько стирается. Например, при выборах Президента США избиратели в каждом штате избирают по конкурирующим спискам выборщиков в коллегию, которая должна избрать Президента. Однако выборщики несвободны в своем выборе. Во-первых, будучи избраны по одному списку, они обязаны голосовать одинаково, а во вторых, они обязаны голосовать за кандидата в Президенты, который значился на бюллетенях, поданных за соответствующий список выборщиков. Формально голосуя за список выборщиков, избиратель фактически поддерживает определенного кандидата в Президенты. Однако это не значит, что разница между прямым и косвенным избирательным правом здесь исчезла. При американской системе выборов существует и сохраняется возможность избрания Президента меньшинством голосов избирателей. Покажем эту возможность на гипотетическом числовом примере.

Принципы избирательного права

В качестве общедемократических критериев представительной демократии международные избирательные стандарты представляют собой универсальный цивилизационно-правовой язык. Приняв этот язык, все народы смогут понимать друг друга, творить собственную демократическую историю.

С имущественным цензом тесно связаны образовательный ценз и представляющий собой его разновидность ценз грамотности. Образовательный ценз предполагает допущение к выборам лиц, обладающих установленным объемом образования. По мере того как начальное и затем основное образование становилось бесплатным и обязательным, этот ценз утрачивал свой имущественный характер. Впрочем, в настоящее время он не встречается или почти не встречается. Что же касается ценза грамотности, предполагающего умение читать и писать на государственном языке, а иногда понимать и истолковывать конституцию страны, то он еще наблюдается не столь уж редко, когда речь идет о пассивном избирательном праве. Например, Конституции Федеративной Республики Бразилии 1988 года не могут быть избранными неграмотные. Это вряд ли нужно объяснять: участие в политической жизни требует определенной степени умственного развития и образованности, без чего гражданин становится лишь объектом политического манипулирования.

Понятие прямого избирательного права

Непрямые выборы имеют два подвида. Во-первых, это многостепенные выборы, при которых избиратели непосредственно формируют низовое звено представительной системы, а затем формирование каждого последующего вышестоящего звена представительных органов происходит путем делегирования в них депутатов нижестоящих представительных органов. Во-вторых, это косвенные выборы, когда избиратели непосредственно формируют коллегию (коллегии) выборщиков, а те уже непосредственно избирают депутатов и должностных лиц. Выше указывалось, что в настоящее время предусмотрена возможность непрямых выборов глав муниципальных образований (они могут избираться представительными органами местного самоуправления), представительных органов муниципальных районов (посредством двухстепенных выборов)

3) в кабине для тайного голосования (помещении для тайного голосования) может присутствовать только сам избиратель. Если он не имеет возможности самостоятельно заполнить бюллетень, то вправе пригласить на помощь любое лицо за исключением членов избирательных комиссий, наблюдателей. В число названных лиц необходимо включить кандидатов, их доверенных лиц. Фамилия лица, оказывавшего помощь избирателю, указывается в списке избирателей рядом с подписью избирателя о получении избирательных бюллетеней;

24 Июл 2018 177

Прямое (косвенное) избирательное право при тайном голосовании

Прямое избирательное право предусмотрено в нашем законодательстве при выборах Президента, депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов, членов органов местного самоуправления. Он означает, что каждый избиратель подает свой голос напрямую без посредников за кандидата, которого он хотел бы видеть Президентом, депутатом Мажилиса Парламента и маслихатов или членом органа местного самоуправления. Этим прямые выборы отличаются от непрямых выборов, которые бывают двух разновидностей: косвенные и многостепенные. Данный принцип получил свое закрепление в ст. 6 Конституционного закона.

Как отмечает Э.Б. Мухамеджанов, Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Протокол 31, 1952 года) - не содержат требований, чтобы выборы обязательно были прямыми .

Но вместе с тем, международные нормативные правовые акты часто содержат требование о том, чтобы, если не все, то определенное число мандатов распределялось по результату прямых выборов. Как определено в пп.7.2 п.7 Документа Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ "Для того чтобы воля народа служила основой власти правительства, государства -участники допускают, чтобы мандаты, по крайней мере, в одной палате национального законодательного органа были объектом свободной состязательности кандидатов в ходе всенародных выборов". Обязательное проведение выборов депутатов одной из палат национального законодательного органа путем прямого голосования как одно из условий демократичности государства свидетельствует о том, что в международном сообществе предпочтение дается прямому избирательному праву .

И в юридической литературе можно встретить многих сторонников прямого избирательного права: "На принцип прямого избирательного права опирается вся система представительной демократии. Он обеспечивает адекватность действий избирательного органа воле избирателей. В условиях авторитарного режима Верховный Совет был лишь номинальным органом власти и принцип прямого избирательного права действовал безотказно. В современных условиях формирования двухуровневого органа власти - Парламента, принцип прямого избирательного права нарушается. Необходимо восстановить принцип прямого избирательного права, т.е. формирование избирателями всего Парламента…".

Э.Б. Мухамеджанов также дает предпочтение прямым выборам: "применение той или иной системы при выборах Палат Парламента РК - это вопрос целесообразности, связанный с конкретными условиями в стране. Поэтому с обретением электоратом Казахстана политической культуры в будущем система прямых выборов, на наш взгляд, была бы более предпочтительной и для формирования "верхней" Палаты Парламента - Сената. Ведь как бы ни были объективны выборщики при выдвижении и избрании кандидатов в депутаты Сената, все равно их число никогда не будет соответствовать числу социальных групп населения, принимающих участие в прямых выборах" .

Примером того, что косвенные выборы могут несколько исказить волю избирателей могут служить выборы президента США в 2000 году, когда набравшему меньшее число голосов в общенародном голосовании Дж. Бушу была присуждена победа большинством голосов коллегии выборщиков. Признание закономерности этого явления увеличило бы вероятность ревизии американского избирательного права и даже конституционной реформы, на чем настаивали многие политики в конце 2000, самом начале 2001 годов . Кроме того, при косвенных выборах всегда есть опасность большего воздействия властей на небольшое количество выборщиков, чем при прямых выборах.

Прямые выборы кажутся более демократичными, так как они обеспечивают непосредственное волеизъявление избирателей. При прямых выборах четко видна воля народа. Но косвенные выборы и двухэтапные выборы, иначе говоря, непрямые выборы тоже имеют свои преимущества. "Их нельзя считать явно недемократичной формой народного волеизъявления хотя бы потому, что во многих государствах, в том числе и демократических, высшие ораны государства и должностные лица избираются косвенными выборами: В США, ФРГ -президенты, во Франции - Сенат и другие.

В Казахстане косвенные выборы депутатов Сената Парламента через местные представительные органы обеспечивают на республиканском уровне представительство интересов всех регионов. Кроме того, при косвенных выборах выборщики из-за их немногочисленности могут приходить к предварительным соглашениям, к предварительной оценке качеств избираемых кандидатов в депутаты Сената.

Как показывает практика, посредством косвенных выборов можно сформировать более качественный и профессиональный состав верхней палаты парламента, поскольку при косвенных выборах избиратели "фильтруются", т.е. в их состав попадают наиболее подготовленные в политическом отношении и с большим жизненным опытом люди, которых популистскими призывами и программами не привлечешь на свою сторону. Следовательно, они способны более трезво оценивать программы того или иного кандидата в депутаты. Обмениваясь мнениями о той или иной кандидатуре, выборщики вполне осознанно отдают предпочтение тому или иному кандидату, а это чрезвычайно важно, так как это позволяет избрать в Сенат наиболее компетентных кандидатов" .

Косвенными выборами в юридической литературе называют выборы, когда воля избирателей опосредуется избирательной коллегией, которая создается специально для этой цели. Примером могут служить выборы президента США, когда избиратели голосую в своем штате за выборщиков от той или иной партии, а уже выборщики подают голос за кандидата в президенты. При многостепенных выборах воля избирателей опосредуется не специально создаваемой коллегией, а постоянно действующим представительным органом, для которого избрание другого органа или должностного лица является лишь одним из полномочий, входящих в его компетенцию. Так, верхняя палата Индии избирается законодательными собраниями штатов. Если воля избирателей опосредуется дважды, то выборы считаются трехстепенными, трижды -четырехстепенными и т.д. И косвенные, и многостепенные выборы - это самостоятельные разновидности непрямых выборов .

Такого же взгляда придерживаются известные отечественные юристы - конституционалисты А.Т. Ащеулов и А.А. Караев: "При косвенных выборах воля избирателей опосредуется специальной избирательной коллегией, которая только для этого и которая только для этого и создается. В Казахстане подобные коллеги формируются при выборах сельских акимов".

В Конституционном законе ст. 7 называется косвенное избирательное право, но избрание депутатов Сената Парламента осуществляется не специально создаваемыми коллегиями избирателей, а выборщиками - депутатами Маслихатов. В этой связи, мы разделяем точку зрения Э.Мухамеджанова, который пролагает, "что название ст.7 "Косвенное избирательное право" необходимо изменить на "Непрямое избирательное право", которое более точно будет выражать суть закрепленных в ней положений" .

Принцип тайного голосования означает, что контроль над волеизъявлением избирателей не допускается, т.е. избирателям создаются такие условия, при которых их волеизъявление остается неизвестным для других лиц. В случае нарушения этого правила может наступить предусмотренная законом ответственность. Таким образом, тайное голосование позволяет каждому избирателю, каково бы ни было его положение, совершенно свободно выбирать того или иного кандидата, которого он считает достойным. Принцип тайного голосования обеспечивает избирателям свободу выборов и подлинно свободное волеизъявление без опасения за свою дальнейшую судьбу или преследование со стороны каких -либо органов или политических объединений. Он осуществляется с помощью специальных кабин для обязательного заполнения бюллетеней или голосования с помощью автоматизированной системы, где запрещено в этот момент присутствие иных лиц, кроме голосующего.

Отклонения от этой нормы могут иметь место только в исключительных случаях. Если избиратель (выборщик) не имеет возможности самостоятельно заполнить бюллетени, он вправе воспользоваться помощью лица, которому он доверяет. Фамилия этого лица после голосования заносится в список избирателей рядом с росписью избирателя (выборщика) в получении бюллетеня. Этим лицом не может быть:

1) член избирательной комиссии;

2) должностное лицо местного представительного или исполнительного органа;

3) доверенное лицо кандидата;

4) журналист - представитель средств массовой информации;

5) наблюдатель, зарегистрированный в соответствующей избирательной комиссии.

Используемые бюллетени в целях обеспечения тайности не подлежат нумерации, или еще каким - либо пометкам, по которым можно идентифицировать личность голосующего. Возможны случаи, когда применяются дополнительные меры, призванные гарантировать и обеспечить данный принцип - избирательный конверт для бюллетеней. Избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Кроме того, тайность, подразумевает что, никто не вправе требовать информацию о том, за кого проголосовал избиратель в отдельности.