Каталог товаров, работ и услуг: порядок формирования и ведения, правила использования. Как правильно указать код позиции ктру в документации Лотирование закупаемых товаров

  • Дата: 05.06.2020

Законодательство о контрактной системе предусматривает использование заказчиками для указания наименования объектов закупки каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог), который должен быть размещен в ЕИС 1 . Это должно унифицировать и стандартизировать процесс формирования документов, связанных с закупками, и тем самым упростить деятельность заказчиков и помочь в проведении мониторинга и автоматизированного контроля за осуществлением закупок.

На момент публикации данного материала каталог еще не был размещен в ЕИС. Вместе с тем в начале февраля 2017 года вышло постановление Правительства РФ, утвердившее правила формирования, ведения и использования каталога 2 . В данной статье мы рассмотрим некоторые значимые для заказчиков моменты, которые содержатся в этом нормативном правовом акте.

Прежде всего, рассматриваемый нормативный правовой акт дает определение того, что же представляет из себя каталог. Это - систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя коды каталога, соответствующие указанным кодам товары, работы, услуги, являющиеся объектами закупки, единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги и иную информацию.

Каждая позиция каталога включает в себя следующие сведения:

  1. Уникальный 21-разрядный код каталога.
  2. Наименование ТРУ (данное наименование не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара).
  3. Единица измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ).
  4. Информация, содержащая описание ТРУ (эти сведения включаются в позицию каталога при условии, что Минэкономразвития РФ получает согласование такого описания со стороны Минфина РФ и ФАС).
  5. Справочная информация: коды, соответствующие данным ТРУ согласно российским и международным системам классификации, каталогизации, стандартизации (при наличии); информация о типовых контрактах, типовых условиях контрактов, подлежащих применению при закупке данных ТРУ (при наличии). Эта информация подлежит включению в соответствующую позицию каталога с 01.01.2018.
  6. Дата включения в каталог соответствующей позиции.
  7. Дата начала обязательного применения соответствующей позиции каталога. Такая дата устанавливается по истечении 30 календарных дней со дня включения позиции в каталог, если иное не будет установлено Минэкономразвития РФ.
  8. Дата окончания применения соответствующей позиции каталога.
  9. Дополнительная информация: информация о характеристиках конкретного товара, его производителях, торговых наименованиях, наименованиях мест происхождения товара, ценах за единицу количества товара, объема работы, услуги и (или) ценах за единицу измерения количества товара, объема работы, услуги, условиях поставки товара, выполнения конкретных работ, оказания услуг. Данная информация формируется в том числе производителями и (или) поставщиками (подрядчиками, исполнителями), в отношении лекарственных средств она подлежит включению в соответствующую позицию каталога с 01.03.2017, а в отношении всех остальных ТРУ - с 01.10.2017.

Позиция каталога формируется на каждый товар, работу, услугу формируется отдельная строка каталога. Но при этом несколько позиций каталога могут объединяться в ассортиментный набор, под которым понимается совокупность позиций каталога, объединенных по какому-либо одному или совокупности признаков товаров, работ, услуг.

Таким образом, содержание каталога достаточно объемно характеризует тот или иной товар, работу или услугу, которые может закупать заказчик. Функционирование каталога действительно будет требовать от заказчика лишь выбрать в нем необходимую позицию и определить нужный объем закупаемых ТРУ.

В соответствии с рассматриваемыми правилами каталог должен использоваться заказчиками для обеспечения единообразного указания наименований ТРУ в:

  • плане закупок;
  • плане-графике закупок;
  • формах обоснования закупок ТРУ при формировании и утверждении плана закупок, плана-графика закупок;
  • извещении об осуществлении закупки;
  • приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом;
  • документации о закупке;
  • контракте;
  • реестре контрактов, заключенных заказчиками;
  • отчете об исполнении контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения;
  • иных документах, предусмотренных 44-ФЗ (например, протоколах комиссий и т.д.).

Также каталог используется заказчиками для описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке; и формирования идентификационного кода закупки. Напомним, что правила формирования идентификационного кода закупки предусматривают наличие в этом коде разрядов, в которых отражается информация о коде объекта закупки по каталогу (класс, подкласс, группа по ОКПД2) 3 .

Заказчики вправе применять информацию, которая включена в позицию каталога с даты ее включения в каталог. Однако с указанной в позиции каталога даты ее обязательного применения заказчики уже обязаны при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию каталога, в том числе указывать наименование товара, работы, услуги; единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги; описание ТРУ (при наличии такого описания в позиции). Напомним, что такая дата устанавливается по истечении 30 календарных дней со дня включения позиции в каталог (см. выше).

Однако правила допускают ситуацию, когда заказчик планирует и осуществляет закупку тех ТРУ, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции. В этом случае заказчик вправе не использовать каталог, а осуществлять описание данных ТРУ в соответствии с общими требованиями к описанию объекта закупки, установленными в 44-ФЗ 4 . Это право есть у заказчиков и при осуществлении закупки, предусмотренной планом-графиком закупок, который утвержден до наступления даты начала обязательного применения соответствующей позиции каталога (30 дней после включения позиции в каталог). Однако в случае внесения изменений в план-график закупок в части закупки, в отношении объекта которой уже наступила дата начала обязательного применения соответствующей позиции каталога, информация по такой закупке в плане-графике закупок, форме обоснования закупок к нему уже должна указываться согласно соответствующей позиции каталога.

Таким образом, перед разработчиками каталога изначально не ставится сверхзадача учесть в нем все возможные ТРУ, закупку которых на практике могут проводить заказчики для своих разнообразных и многочисленных нужд. Следовательно, и заказчики не должны закупать только те ТРУ, которые включены в каталог. Кроме того, даже если производится закупка ТРУ, присутствующих в каталоге, правила дают возможность заказчику указывать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке иную и (или) дополнительную информацию, а также дополнительные и (или) иные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики ТРУ, которые не предусмотрены в позиции каталога. Но в этом случае у заказчика с 1 января 2018 года будет иметься обязанность включать в описание ТРУ обоснование необходимости использования такой иной или дополнительной информации.

Обратим внимание, что для указания в плане закупок, плане-графике закупок и иных документах наименований объектов закупок заказчик вправе использовать наименования ассортиментных наборов товаров, работ, услуг (см. выше). Это позволит избежать излишнего дробления и увеличения объема документов.

Также отметим, что каталог должен быть общедоступен круглосуточно для ознакомления и использования без взимания платы, а для его пользователей должна функционировать техническая поддержка с использованием единого федерального номера «горячей линии» и электронной почты.

Немаловажно, что рассматриваемый нормативный правовой акт актуализировал конкретные сроки появления в ЕИС каталога и начала его использования заказчиками. Крайним сроком, до истечения которого в ЕИС все-таки должен наконец появиться этот каталог, названо 1 октября 2017 года. Именно до этого момента Федеральное казначейство должно осуществить размещение в ЕИС сформированного Минэкономразвития РФ каталога в форме электронного документа, созданного в распространенных и открытых форматах, обеспечивающих возможность сохранения на технических средствах, поиска и копирования произвольных фрагментов текста.

1 Ч. 4 ст. 23, п. 14 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

2 Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования указанного каталога».

3 Приказ Минэкономразвития России от 29.06.2015 № 422 «Об утверждении Порядка формирования идентификационного кода закупки», Письмо Минэкономразвития России от 12.01.2017 № Д28и-27.

4 Ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Здравствуйте, уважаемые читатели онлайн школы “Азбука тендеров”! В настоящей статье речь пойдет о каталоге товаров, работ, услуг по 44-ФЗ (сокращенно КТРУ), размещенном на сайте единой информационной системы (ЕИС). В настоящей статье мы с Вами разберемся в том, что это за каталог, для чего он нужен и как его использовать. Материал статьи в первую очередь будет полезен Заказчикам, однако и поставщики найдут для себя много полезной информации.

Что такое каталог товаров, работ, услуг по 44-ФЗ?

Согласно ч.4 ст.23 44-ФЗ Заказчики должны указывать наименование объекта закупки в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг в тех случаях, когда это установлено данным законом.

Формирование и ведение КТРУ на официальном сайте ЕИС обеспечивает федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок (таким органом у нас является Министерство финансов Российской Федерации или сокращенно Минфин).

А вот порядок формирования и ведения настоящего каталога на сайте zakupki.gov.ru, а также правила его использования установлены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 г. №145 “Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”. Ознакомиться с этим Постановлением Вы можете по этой ссылке .

Согласно п.2 “Правил формирования и ведения КТРУ”, утвержденных ПП РФ № 145 от 08.02.2017 г., под каталогом товаров, работ, услуг понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами.

Если сказать простым языком, то КТРУ представляет собой базу шаблонов описания ТРУ .

На основе КТРУ Заказчиками формируется идентификационный код закупки (сокращенно ИКЗ).

Цели создания КТРУ?

Давайте теперь рассмотрим основные цели создания каталога товаров, работ, услуг.

Во-первых , это единообразие указания в закупочной документации наименований ТРУ.

Во-вторых , это унифицирование требований и характеристик к ТРУ.

В-третьих , это формирование идентификационного кода закупки.

Это означает, что при проведении закупок ТРУ, находящихся в каталоге, Заказчиками будут использоваться одни и те же названия таких ТРУ, а также требования к ним. Что в свою очередь позволит Заказчикам сократить временные издержки на формирование описания объекта закупки.

Требования установленные к КТРУ

Ниже приведен список требований, которым должен соответствовать каталог товаров, работ, услуг, размещенный на сайте ЕИС.

  1. Каталог должен быть общедоступен круглосуточно для ознакомления и использования;
  2. Должен быть бесплатен;
  3. В каталог не включаются сведения, составляющие государственную тайну;
  4. Каталог ведется на русском языке (в отдельных случаях допускается использование латинских букв);
  5. КТРУ формируется и ведется в электронной форме.

Какая информация включается в каталог?

Согласно п.10 “Правил формирования и ведения КТРУ” в позицию каталога включается следующая информация:

  1. код позиции каталога, который представляет собой уникальный цифровой код на основе ОКПД2 (Примечание: 21-разрядный код в формате «ХХ.ХХ.ХХ.ХХХ−ХХХХХХ−Х−ХХХХХ». Это код по ОКПД2 (9 разрядов) + дополнительный код (12 разрядов));
  2. наименование товара, работы, услуги (Примечание: такое наименование не должно являться торговым наименованием, содержать указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара);
  3. единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения (ОКЕИ) (при наличии);
  4. информация, содержащая описание товара, работы, услуги;
  5. справочная информация (Примечание: это различные коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации, а также информация о типовых контрактах, типовых условиях контрактов, подлежащих применению при закупке товара, работы, услуги);
  6. дата включения в каталог позиции;
  7. дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога;
  8. дата окончания применения позиции каталога (при необходимости);
  9. дополнительная информация (Примечание: это информация о конкретных ТРУ, в том числе информация о характеристиках таких товаров, их производителях, торговых наименованиях, наименованиях мест происхождения товаров, ценах за единицу количества товара, объема работы, услуги и (или) ценах за единицу измерения количества товара, объема работы, услуги, условиях поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг).

На момент написания настоящей статьи в КТРУ, размещенном на сайте ЕИС, содержится более 25000 записей.

Важный момент! Информация, включаемая в КТРУ должна обязательно использоваться Заказчиками по истечении 30 дней со дня включения в каталог новой позиции каталога, если иное не установлено уполномоченным органом. До наступления указанной даты Заказчики могут использовать эту информацию по своему усмотрению.

Заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога. Однако в данном случае Заказчик обязан включить в описание ТРУ обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания ТРУ в позиции каталога).

В случае планирования и осуществления закупки ТРУ, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, Заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст.33 44-ФЗ.

Как на сайте ЕИС найти каталог товаров, работ, услуг?

Найти на официальном сайте единой информационной системы КТРУ достаточно просто. Для этого на главной странице сайта zakupki.gov.ru в левом вертикальном меню необходимо выбрать раздел “Дополнительная информация” (пиктограмма с изображением портфеля) и в выпадающем списке выбрать пункт “Каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.


Второй вариант, это прокрутить главную страницу сайта ЕИС немного вниз и найти баннер “Каталог товаров, работ, услуг”, который ведет к соответствующему разделу сайта.


Либо Вы можете воспользоваться этой прямой ссылкой и сразу попасть в КТРУ.

Искать информацию в каталоге можно по следующим параметрам:

  • коду ОКПД2;
  • дате включения позиции в каталог;
  • дате начала обязательного применения позиции каталога;
  • характеристикам ТРУ.


В настоящий момент работа над наполнением каталога товаров, работ и услуг на сайте ЕИС продолжается и многих позиций там по-прежнему нет. Поэтому, как было сказано в статье выше, для ТРУ, которых нет в каталоге Заказчики используют наименование ТРУ и код из классификатора ОКПД2, а при описании объекта закупки руководствуются требованиями ст.33 44-ФЗ.

Вот мы и рассмотрели с вами основные моменты касающиеся каталога товаров, работ, услуг по 44-ФЗ. На этом у нас сегодня все. Если у Вас остались вопросы, то можете задавать их ниже в комментариях к этой статье.

В ЕИС существует единый каталог товаров, работ и услуг (КТРУ), которые являются объектами госзакупки. Сегодня расскажем о том, как он формируется, а также научим им пользоваться.

Что такое Каталог и зачем он нужен

КТРУ представляет собой систематизированный перечень всех товаров, работ и услуг, которые могут закупаться в интересах государственных и муниципальных заказчиков. Закон 44-ФЗ ссылается на Каталог в статье 23. В части 3 сказано, что на основе содержащихся в нем наименований объектов формируется (ИКЗ). А в части 6 установлено, что порядок формирования и ведения КТРУ, а также правила его использования, определяются Правительством.

Назначение КТРУ заключается в стандартизации наименований и описаний объектов закупки. Это значит, что в закупках любого заказчика во всех документах, относящихся к закупке определенного товара, он будет поименован и описан одинаково. Благодаря этому исключаются какие-либо разночтения и ситуации, когда из описания объекта не до конца следует, что же именно заказчик желает приобрести.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Важно! Названия позиций каталога формируются на основе ОКПД2.

Правовое регулирование

Все, что касается содержания Каталога, входит в зону ответственности Правительства. Своим постановлением от 08.02.2017 № 145 оно закрепило правила ведения и использования КТРУ. В документе, в частности, определено, что за формирование каталога отвечает федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок (в настоящее время - Минфин). Кроме того, установлено, какая информация в отношении каждого объекта должна включаться в КТРУ, как формируется каждая его позиция и прочие моменты.

Также в постановлении № 145 подробно расписано, в каких документах и по каким правилам заказчики должны использовать данные Каталога.

Где искать КТРУ

В статье 23 закона 44-ФЗ сказано, что Каталог ведется в ЕИС . То есть найти его можно на сайте госзакупок. Ссылка на него дана непосредственно на главной странице (нужно промотать ее немного вниз). При переходе по ссылке откроется форма поиска по Каталогу.

На первой странице сайта системы госзакупок есть ссылка на Каталог

В отношении каждой позиции в КТРУ указывается такая информация:

  • дата включения в Каталог;
  • код позиции по КТРУ;
  • код по ОКПД2
  • наименование;
  • единица измерения;
  • дата начала и окончания применения.

О каждом товаре, работе и услуге должны быть даны общие сведения

Кроме того, приводится описание объекта закупки, которое может включать конкретные значения характеристик, сведения техрегламентов, спецификации, чертежи, эскизы, фотографии, цены, производителя, условия поставки и так далее.

Ниже представлено описание товара

Как пользоваться Каталогом

В верхней части КТРУ размещена строка поиска, по которой можно осуществить быстрый переход к нужной позиции. Например, если известно ее точное наименование, код по ОКПД2 или какие-либо иные характеристики.

Также можно воспользоваться расширенным поиском , где можно указать:

  • диапазон дат, когда позиция была включена в каталог;
  • диапазон дат, когда ее необходимо применять;
  • код ОКПД2;
  • характеристики (функциональные, качественные эксплуатационные и либо технические, а также потребительские свойства объекта закупки).

Окно расширенного поиска по КТРУ

КТРУ для заказчиков

Упомянутое выше постановление № 145 обязывает заказчиков применять позиции каталога при составлении закупочных документов , а именно:

  • плана и плана-графика закупок;
  • формы обоснования закупки;
  • извещения о закупке или приглашения принять в ней участие (для закрытых способов);
  • закупочной документации;
  • контакта;
  • реестра контрактов;
  • иных предусмотренным законом документов.

Обратите внимание! У каждой позиции каталога указана дата, с которой ее необходимо применять заказчикам . До этой даты они могут пользоваться сведениями каталога по желанию.

При формировании документов заказчики должны брать из каталога такую информацию:

  • название объекта закупки;
  • единицы измерения;
  • описание.

Однако помимо признаков и характеристик, содержащихся в каталоге, заказчики могут использовать и другие элементы описания. Но с 1 января 2018 года включение дополнительных характеристик в документацию необходимо обосновывать.

Обратите внимание! Изначально предполагалось, что в части лекарственных средств каталог будет наполнен к марту 2017 года, а в части иных товаров и услуг - к октябрю 2017 года. Однако на сегодняшний день работа над КТРУ не завершена.

Учитывая то, что каталог только начал наполняться, многих позиции в нем пока нет. Вместе с тем закон обязывает заказчика применять позиции КТРУ, которые уже в него внесены. А в отношении прочих объектов закупок следует действовать так:

  • наименование и код товара или услуги брать из классификатора ОКПД2;
  • описание объекта закупки составлять с учетом норм статьи 33 закона 44-ФЗ.

Федеральный закон №44 был издан для регулирования контрактных отношений в области госзакупок товаров, работ, услуг, которые необходимы для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

ФЗ 44 для чайников регламентирует все правовые договорные отношения проводимые на государственном уровне. Законопроект был принят в Государственной Думе 22 марта 2013 года, через 5 дней он был одобрен Советом Федерации. Датой вступления закона в силу считается 5 апреля 2013 года.

  1. (Ст. 1-15) Описаны общие положения настоящего закона, т.е. в какой сфере применяется, основные понятия, принципы заключения контрактов и далее;
  2. (Ст. 16-23) Здесь описаны правила по планированию госзакупок;
  3. (Ст. 24-96) Описывается по каким правилам осуществляются госзакупки и какими характеристиками должен обладать поставщик (участник, исполнитель или подрядчик). Детально статью 34 можно изучить здесь;
  4. (Ст. 97-98) 4-ая глава содержит в себе аспекты мониторинга закупок и аудит в сфере госзакупок;
  5. (Ст. 99-104) В эту главу часто вносились изменения, т.к. она является одной из важных составляющих ФЗ 44 для чайников, статьи в этой главе регламентируют контроль в сфере госзакупок;
  6. (Ст. 105-107) Данная часть законодательного акта содержит информацию по разрешению споров;
  7. (Ст. 108-111) Каждая статья этой главы посвящена особенностям заключения и исполнения контракта при отдельных видах госзакупок;
  8. (Ст.-112-114) Последняя глава содержит заключительную информацию ФЗ 44 для чайников.

В вышеуказанные главы государственные власти вносили изменения 7 июня 2017 года. Законная сила ФЗ 44 для чайников наступила 18 июня 2017.

Основные моменты

Чтобы участвовать в госзакупках, необходимо знать положения ФЗ 44 для чайников. Требования и инструкция, как работать с ФЗ 44 для начинающих (чайников):

  • соответствовать критериям, указанным в законодательстве России, чтобы лица вправе были осуществлять поставку товара (услуг);
  • компания поставщика не находится на стадии банкротства или ликвидации;
  • деятельность компании поставщика не приостановлена на законодательном уровне, например, по КоАП России;
  • у организации поставщика нет долговых обязательств по налогам и сборам;
  • у лица, выступающего в роли потенциального поставщика, не должно быть судимости в сфере экономических преступлений;
  • по 44 Федеральному Закону для чайников, при заключении контракта нет конфликта интересов;
  • компания поставщика не принадлежит к офшорным организациям.

Условия проведения госзакупок:

  • Все сделки по покупке товаров (услуг) заключаются через специально разработанный сайт;
  • Заказчики указывают свои данные в системе (указываются данные, согласно ФЗ 44 для чайников). Поставщики обязаны пройти аккредитацию на электронных торговых площадках;
  • Все потенциальные поставщики, вправе в поисковой системе на сайте госзакупок найти подходящие для них заказы, затем принять участие в торгах;
  • По 44 ФЗ для чайников, когда заказчик выбирает наиболее выгодный для себя вариант, то заключает контракт с поставщиком. На основании контракта стороны выполняют свои обязательства.

Разница между ФЗ 44 и ФЗ 223

Система закупок в обоих законах одинаковая, но по ФЗ 44 для чайников есть ограничение — госзакупка осуществляется только у одного поставщика.

Требования к заказчикам в обоих законах разные.

По ФЗ 44 для чайников в качестве заказчиков могут выступать:

  • государственные бюджетные учреждения;
  • муниципальные.

По ФЗ 223 для чайников в качестве заказчиков вправе выступать:

  • предприятия, где есть доля государства больше 50%;
  • организации, занимающиеся определенными видами деятельности — водоснабжение, энергетика и т.д.;
  • организации монополисты — газовые, РЖД и т.д.;
  • бюджетные организации, осуществляющие госзакупки за счет внебюджетных средств (например, за счет грантов).

Закупки по 44 ФЗ: с чего начать?

Начать процедуру участия в государственных госзакупках затруднительно. Все самое важное, что нужно знать из 44 ФЗ о госзакупках:

  • изучить Федеральный Закон 44 для чайников;
  • подготовить пакет документов, подтверждающий права организации на принятие участия в торгах;
  • подготовить пакет документов на товар (услугу), соответствующий требованиям заказчика;
  • разработать систему мероприятий, которые проводятся до заключения контракта;
  • назначить ответственных лиц за проведение мероприятий.

Для заключения контракта необходимо учитывать сроки, установленные Федеральным Законом 44.

Скачать текст закона

По 44 ФЗ для чайников, госзакупки делятся на:

  • конкурсы;
  • аукционы (электронное размещение заказов);
  • котировки;
  • госзакупка у единственного поставщика.

Чтобы стать поставщиком, необходимо изучить ФЗ 44 для чайников. Скачать Федеральный закон «О контрактной системе в сфере госзакупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», можно по .

Для чего нужен каталог ТРУ, где его найти и как им пользоваться, а также, какая ответственность за неправильное использование справочника, узнайте из нашей статьи.

КТРУ в госзакупках

КТРУ – это каталог товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных и госнужд. Он представляет собой систематизированный перечень работ, товаров, услуг, который сформирован на основе ОКПД 2 (п. 2 Правил, утв. ПП от 08.02.2017 № 145). Справочник КТРУ размещен в ЕИС. Он доступен без взимания платы круглосуточно. В позицию справочника входят следующие данные:

  • код позиции, представляющий собой уникальный цифровой шифр на основе кода ОКПД2;
  • название работы, товара, услуги, которое не является торговым наименованием;
  • единица измерения;
  • описание работы, товара, услуги;
  • справочная информация;
  • дата включения позиции в каталог КТРУ в ЕИС;
  • дата начала обязательного применения позиции.

Где найти и как пользоваться

Чтобы найти каталог госзакупок нужно:

  • зайти на главную страницу zakupki.gov.ru;
  • выбрать вкладку «Каталог».

Справочник нужно использовать для:

  • указания информации о товаре в плане-графике , в закупочной документации, госконтракте и в других документах, оформляемых в рамках 44-ФЗ;
  • описания объектов закупок при составлении плана-графика и закупочной документации.

При проведении закупок госзаказчики должны использовать КТРУ в ЕИС для указания названия закупаемой продукции, работ, услуг, их единицы измерения и описания.

Как пользоваться КТРУ по 44-ФЗ

Разберем использование на конкретном примере. Необходимо закупить холодильник. Вводим в поисковую строку нужный нам товар. Выбираем реестровую запись 27.51.11.110-00000025, где 27.51.11.110 – ОКПД2, обозначающий холодильник бытовой.

Описание объекта закупки по КТРУ будет следующим:

  • название закупаемой продукции Холодильник бытовой;
  • единица измерения – Штука;
  • описание (вид холодильника: встраиваемый или отдельностоящий;
  • инверторный компрессор: Да/Нет, указываемый общий объем холодильника, например, менее 50 литров).

К холодильнику применяются 3 обязательные характеристики, которые необходимо прописать (вид, объем, наличие/отсутствие инверторного компрессора).

Подбирайте КТРУ и ОКПД2 без ошибок в сервисе Ассистент заказчика!

Спросите умного помощника в сервисе Ассистент заказчика.
1. 1. Зайдите в Ассистент в раздел «Сервисы»;
2. В разделе «Подбор ОКПД2 и КТРУ» напишите словами, что будете закупать;
3. Умный помощник подберет подходящий код.

Найдите нужный код для любой закупки в несколько кликов! Защитите себя от штрафов и будьте уверены в своей работе!

Как использовать КТРУ-2020 при описании объекта закупки – услуги

Рассмотрим на примере услуг междугородной связи. КТРУ 61.10.11.110-000000005:

  • название – Услуги междугородней телефонной связи;
  • единица измерения – Условная единица;
  • описание услуги.

В описании обязательно указываем:

  • вид тарификации (абонентская, комбинированная, повременная система оплаты);
  • доступ к системе информационно-справочного обслуживания;
  • доступ к услугам связи сети связи общего пользования, кроме услуг местной и внутризоновой телефонной связи;
  • междугородные соединения по сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и передачи данных.

Каталог против заказчика: как планировать закупки, если КТРУ постоянно дополняют

Чтобы вовремя исправить плановые документы под новые позиции каталога ТРУ используйте проверенные нами быстрые способы поиска по каталогу и алгоритм обновления плановых закупок. Ведь ежедневно в каталоге ТРУ появляются десятки новых позиций и только за декабрь их набралось две тысячи. Если вовремя не учесть обновление каталога в плане - закупки встанут до тех пор, пока вы не исправите ошибку.

Из статьи вы узнаете :
◈ Почему каталог ТРУ помогает поставщикам и в чем путает заказчиков;
◈ Как правильно искать позицию в каталоге: 3 способа;
◈ Что делать с плановыми документами, если объект закупки появился в каталоге не вовремя;
◈ Какие неочевидные ошибки в плановых документах при работе с КТРУ вы рискуете допустить.

Обоснование дополнительных характеристик КТРУ

По общему правилу заказчик должен использовать характеристики продукции, которые содержатся в КТРУ на 2020 год. При необходимости может указать дополнительную информацию и дополнительные характеристики товара при условии, что обоснует необходимость таких допхарактеристик. Отсутствие обоснования является нарушением (см., например, решение Омского УФАС России № 03.10.1/334-2018 от 1.10.2018).

Например, заказчик установил конкретный размер игл, тогда как в каталоге содержится диапазонное значение показателей. Он указал, что значения указаны в соответствии с государственным стандартом, при этом не сделал ссылку на такой стандарт. УФАС посчитало, что надлежащее обоснование в этом случае отсутствует (решение УФАС по Пермскому краю от 15.08.2018 № 2018001200470021150002). Такое решение было принято Челябинским УФАС 22.10.2018 по делу № 641-ж/2018, когда заказчик обосновал доптребования заботой о безопасности пациентов.

Ответственность за неправильное использование справочника КТРУ 44-ФЗ

Неиспользование КТРУ по 44-ФЗ или неправильное применение, например, необоснование дополнительных характеристик товара влечет административную ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ. Эта норма предусматривает штраф, накладываемый на должностных лиц, в размере 3 000 рублей.

Вложенные файлы

  • Как заказчику применять в своей работе каталог ТРУ.pdf
  • Руководство пользователя каталога КТРУ.pdf