МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ
- международные отношения, урегулированные нормами международного права. Их участниками являются носители субъективных прав и обязанностей: государства, народы или нации, борющиеся за свое самоопределение; межправительственные организации. Участвующие в М.п. государства выступают и как создатели норм международного права, и как стороны, отношения между которыми регулируются этими нормами. Народы или нации, борющиеся за самоопределение, участвуют в М.п. как формирующиеся в процессе этой борьбы государства. Межправительственные организации как участники М.п. представляют собой устойчивые формы сотрудничества государств, наделенные ими правом самостоятельно вступать по вопросам своей компетенции в межгосударственные отношения. Необходимой предпосылкой возникновения, изменения или прекращения М.п. являются юридические факты (индивидуальные и коллективные государств и других субъектов международного права, определенные события и т.д.). Субъективные права и участников М.п. определяют меру их возможного и должного поведения.
Экономика и право: словарь-справочник. - М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .
Смотреть что такое "МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ" в других словарях:
Урегулированные нормами международного права международные отношения. Участниками международных правоотношений являются государства, межправительственные организации, народы или нации, борющиеся за свое самоопределение. См. также: Международные… … Финансовый словарь
ПРАВООТНОШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫЕ - МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ … Юридическая энциклопедия
- (см. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ) …
Юридический словарь
Международные расчёты - (International settlements) Расчёты по международным торговым операциям Основные формы и правовые особенности международных расчётов, системы для их проведения Содержание Содержание Раздел 1. Основные понятия. 1Определения описываемого предмета… … Энциклопедия инвестора
правоотношения международные - отношения, урегулированные нормами международного права. Их участниками являются носители субъективных прав и обязанностей: государства, народы или нации, борющиеся за свое самоопределение; международные организации … Большой юридический словарь
Юридический словарь
ЗАКОН ИЗБРАННЫЙ СТОРОНАМИ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВООТНОШЕНИЯ - ЗАКОН, ИЗБРАННЫЙ СТОРОНАМИ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВООТНОШЕНИЯ (lex voluniatis) правовой принцип, означающий применение права того государства, которое выберут сами стороны участники гражданского правоотношения. Данная коллизионная привязка (формула… … Юридическая энциклопедия
- (lex voluniatis) правовой принцип, означающий применение права того государства, которое выберут сами стороны участники гражданского правоотношения. Данная коллизионная привязка (формула прикрепления) используется лишь в регулировании договорных… … Энциклопедический словарь экономики и права
закон, избранный сторонами гражданского правоотношения - (lex voluntatis) в международном частном праве формула прикрепления; означает применение права того государства, которое выберут сами стороны участники гражданского правоотношения. Используется лишь в договорных обязательствах и является… … Большой юридический словарь
Книги
- Гражданин и право №12/2014 , Отсутствует. «Гражданин и право» – научно-теоретический журнал об основных правах и обязанностях граждан при урегулировании правоотношений с гражданами, организациями, а также при защите нарушенных…
Характеристика предмета международно-правового регулирования обусловливает трактовку проблемы международных правоотношений и международной правосубъектности.
Само понятие субъекта международного права должно, очевидно, базироваться на общетеоретическом определении субъекта права как участника отношений, регулируемых правовыми нормами, как носителя установленных этими нормами прав и обязанностей (см.
Однако в течение долгого времени (ощутимо это и сегодня) традиционное представление о международном праве как регуляторе исключительно международных, прежде всего межгосударственных, отношений порождало "привязку" субъектов только к этим отношениям. Иначе говоря, только участники межгосударственных и иных международных отношений могли претендовать на признание их статуса субъектов.
При таком подходе имеются в виду следующие отношения:
1) между государствами1 - двусторонние и многосторонние, среди которых особое значение имеют отношения, охватывающие международное сообщество государств в целом;
2) между государствами и международными организациями, созданными государствами и именуемыми межправительственными;
3) между самими международными межправительственными организациями.
Поскольку каждая международная межправительственная организация - это форма сотрудничества государств, все названные виды отношений можно квалифицировать как межгосударственные.
В теории международного права сложилась концепция особого статуса субъектов как участников указанных отношений. При таком подходе способность участвовать в отношениях, регулируемых международно-правовыми нормами, не признавалась главной чертой субъекта. Его определяющим свойством объявлялась юридическая способность участников отношений к таким самостоятельным международным действиям, которые предполагают их независимое относительно друг друга положение и способность к совместному созданию международно-правовых норм. Иначе говоря, только те образования, которые не находятся под чъей-либо властью или юрисдикцией, могут обладать международной правосубъектностью.
Но наряду с межгосударственными отношениями существуют международные отношения негосударственного характера - между юридическими и физическими лицами различных государств (так называемые отношения "с иностранным элементом" или "с международным элементом"), а также с участием международных хозяйственных объединений и международных неправительственных организаций.
Особую категорию составляют отношения государств с юридическими и физическими лицами, находящимися под юрисдикцией других государств, а также с международными объединения и международными неправительственными организациями. Их можно охарактеризовать как международные государственно-негосударственные отношения.
Своеобразную юридическую природу имеют международные отношения с участием составных частей федеративных государств, в том числе субъектов Российской Федерации. Относительно самостоятельный, но ограниченный рамками конституционной компетенции статус они получают благодаря федеральному законодательству. Ориентиры их международных отношений (связей) строго очерчены. Для субъектов Российской Федерации - это субъекты иностранных федеративных государств, административно-территориальные образования иностранных государств, в определенных рамках - международные организации.
Наконец, по-своему уникальный характер приобретают отношения индивидов с некоторыми международными органами, прежде всего при реализации права на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Это право, обусловленное международными договорами, прямо закреплено в Конституции Российской федерации (ч. 3 ст. 46). В настоящее время наиболее перспективным становится право на обращение с индивидуальными жалобами в Европейский суд по правам человека, порождающее особые правоотношения этого международного судебного учреждения с индивидами, группами лиц и неправительственными организациями. Имеются в виду также реальные или потенциально возможные отношения отдельных лиц, обвиняемых в совершении международных преступлений (преступлений против мира и безопасности человечества), с международными уголовными трибуналами (судами), обладающими компетенцией по преследованию и наказанию таких лиц.
Приведенный перечень отношений международного характера с различными по статусу участниками дает возможность высказать суждение о значительном расширении круга и категорий субъектов международного права. Соответственно бытующее и сегодня мнение о том, что поскольку физические и юридические лица, а также некоторые другие образования находятся под властью и юрисдикцией государств, они не способны обладать самостоятельным международно-правовым статусом и, следовательно, не могут быть признаны субъектами международного права, отвергается.
Представляется вполне применимым к теории международного права понимание субъектов правоотношений в контексте общей теории права, что позволяет отнести к категории субъектов международного права всех названных выше участников отношений международного характера.
Что же касается участия в международном нормотворчестве, то и здесь, как и в общей теории права, следует разграничивать правосоздающих и правоприменяющих субъектов. Если говорить точнее, то разграничиваются: 1) субъекты правосоздающие и вместе с тем правоприменя-ющие, ибо тот, кто обладает компетенцией в нормотворчестве, не может находиться в стороне от практики применения норм; 2) субъекты только правоприменяющие, но не наделенные нормотворческой способностью. К первой группе относятся суверенные государства, межгосударственные организации, в определенной мере - субъекты федеративного государства; ко второй - неправительственные организации, юридические лица, индивиды - строго в установленных рамках. Следовательно, круг реализующих нормы международного права значительно шире круга создающих эти нормы.
В международных договорах и иных актах используется как термин "международная правосубъектность", так и термин "международная правоспособность", хотя реально в юридическом статусе субъектов международного права совмещены правоспособность и дееспособность, возможны лишь частичные ограничения функций дееспособности.
В заключение следует отметить что международное право не имеет "партнера" в том смысле, как это характеризует соотношение между государством и корреспондирующим ему внутригосударственным правом.
Можно встретить теоретические попытки сконструировать такого "партнера", имея в виду всю совокупность существующих государств, число которых приближается к двумстам. Сложилось соответствующее понятие "международное сообщество государств", которое употребляется в отдельных официальных актах (например, в ст. 53 Венской Конвенции о праве международных договоров). Имеется в виду реальное состояние взаимосвязанности и взаимодействия государств на основе принципа их суверенного равенства и согласованных правил общения. Международное сообщество государств в отличие от каждого формирующего его государства не имеет самостоятельного правового статуса, не обладает собственной международной правосубъектностью.
Таким образом, субъектами современного международного права являются:
Суверенные государства, а также родственные им по некоторым признакам государствоподобные образования;
Международные организации, созданные государствами и именуемые межправительственными;
Международные неправительственные организации при выполнении официальных функций;
Составные части (субъекты) федеративных государств при осуществлении международных связей в пределах конституционной компетенции;
Международные хозяйственные объединения;
Юридические лица, в том числе хозяйствующие субъекты, в процессе международных связей;
Физические лица (индивиды) в отношениях, осложненных присутствием так называемого "иностранного элемента", и в отношениях с межгосударственными органами по защите прав человека и с международными уголовными трибуналами (судами).
Суверенные государства характеризуются как основные (первичные) субъекты международного права, ибо их международная правосубъектность порождена самим юридическим фактом возникновения (образования) государства, не обусловлена чьей-либо внешней волей и имеет всеобъемлющий, абсолютный характер.
Все иные участники международно-правовых отношений относятся к категории производных (вторичных) субъектов. Специфика их юридической природы выражается в том, что, во-первых, они именно как субъекты международного права порождены волеизъявлением государств, зафиксировавших свое решение в конституционном или договорном акте, а во-вторых, содержание и объем их международно-правового статуса устанавливаются государствами в соответствии с их предназначением и функциями.
Реферат *
450руб.
Введение
Международные правоотношения (понятие, виды, признаки)
Фрагмент работы для ознакомления
Например:- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, - Международный пакт о гражданских и политических правах, - Конвенция о правах ребенка, - различные конвенции и соглашения, касающиеся вопросов правовой помощи или юридических отношений по делам уголовного, гражданского, семейного характера, - договоры в области науки и образования, поощрения и взаимной защите капиталовложений, социального обеспечения и др.Ряд международных договоров имеет общие черты с национальными документами. Например, Конституция РФ и некоторые международные договоры, в которой «права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права». Также следует назвать Гражданский кодекс РФ, ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и другие. ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995г. устанавливает, что «международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений...». В международном праве принято его деление на две составляющие:- публичное право,- частное право.Международное публичное право, которое как раз и рассматривает понятие международных правоотношений, именуется в настоящее время просто международным правом и регулирует вопросы:- поведения и взаимоотношения участников международных отношений, носящие негосударственный характер, - отношения с иностранным элементом,- международные обычаи и договоры. В настоящее время наблюдается тенденция взаимного проникновения норм публичного и частного международного права. Так, международные отношения, в которых участвуют юридические и физические лица, расширили рамки своего действия, включив в них уголовно-правовую, гражданско-правовую и административно-правовую сферы. С другой стороны, ряд аспектов международного публичного права основано на материале частного права, в том числе, на характере правоотношений, субъектно-объектном составе, методах и формах регламентации и т.д.Таким образом, нормы международного права определяют специфику правовых отношений на внешнем и внутреннем уровнях с учетом различного характера и субъектного состава участников данных отношений.2. Виды международных правоотношенийПредставим предложенные К.А.Бекяшевым виды международных правоотношений в виде следующей классификации:Видымеждународных правоотношенийОснованные на договорных и обычных нормах международного праваАктивные и пассивныеГарантийные Длящиеся и одноактныеСрочные и бессрочныеАбсолютные и относительныеОднородные по составу субъектов и с различными по своей природе субъектами.Основные и производныеПростые и сложныеРис. 2. Виды международных правоотношений.Рассмотрим данную классификацию более подробно.1. Отношения, которые основаны на договорных и обычных нормах международного права.Данные отношения вытекают из международных договоров или сложившихся обычаев и правил поведения в мировом сообществе. 2. Данные отношения включают в себя две группы:- простые – регулируют права, обязанности и ответственность двух субъектов международного права;- сложные – регулируют правоотношения более чем двух субъектов или всего мирового сообщества в целом. Наиболее сложные правовые отношения создаются в результате функционирования международных организаций, например, в работе ООН.3. Деление правоотношений на:- основные – базисные соглашения, заключаемые обобщённо и на длительный срок;- производные – соглашения, заключаемые в рамках базисных. Отношения, вытекающие из производных, имеют прямую зависимость от основных (в отличие от простых и сложных отношений).4. Деление правоотношений на:- с субъектами, однородными по составу, – характерны для отношений, в которых принимают участие только страны или только международные организации;- с субъектами, различными по природе, - между государствами, с одной стороны, и мировыми (международными) организациями, с другой стороны.Правоотношения здесь строятся на разных принципах. Так, отношения между странами подлежат регламентации со стороны международных соглашений, конвенций, правил. Например, «на основе норм, обобщенных в Венской конвенции о праве международных договоров». При заключении соглашений и договоров между международными организациями данные нормы будут применяться в ограниченной степени. При этом особое внимание будет уделяться правилам, содержащимся в учредительных документах этих организаций.Также необходимо отметить, что при возникновении правоотношений между государством, с одной стороны, и международной организацией, с другой стороны, могут применяться как нормы международных правовых актов (Конвенции и других), так и нормы, содержащиеся в учредительных документах. Это создаёт определённые трудности.Другой специфической особенностью является волевое содержание таких правоотношений. Так, во взаимодействии между государствами проявляется, в первую очередь, волевая составляющая. А в смешанных правоотношениях «суверенная воля государства сочетается с компетенцией не имеющей таковой воли организации». Последним аспектом являются взаимоотношения международных организаций между собой. Данные субъекты не обладают суверенной волей, а ориентируются на волеизъявления стран, которые прописаны в их уставах.5. Деление правоотношений на:- абсолютные – управомоченный субъект вступает в отношения с «большим числом обязанных субъектов, воздерживающихся от определенных действий». Например, согласно Уставу ООН каждая страна имеет право на невмешательство в свои внутренние дела со стороны других государств;- относительные - управомоченный субъект вступает в отношения с конкретным лицом, которое имеет перед ним определённые обязанности.Деление правовых отношений на два вида - абсолютные и относительные – имеет несколько условный характер, обусловленный тем, что они часто взаимодополняют друг друга.6. Деление правоотношений на:- срочные – время действия их обозначен действующим соглашением.
Список литературы
Список использованной литературы
1. Бекяшев К.А. Международное публичное право. М.: Эксмо, 2003. – 640 с.
2. Конституция РФ. Официальный текст. М._ Инфра-М, 2010. – 45 с.
3. Лукашук И.И. Международное право. М.: Волтерс Клувер, 2005. – 344 с.
4. Международное публичное право. Общая часть. Минск: Амалфея, 2010. – 496 с.
5. Тункин Г.И. Теория международного права. М.: Зерцало, 2000. – 231 с.
Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
Функции МП
К функциям международного права принято относить следующие: координирующую, регуляторную. охранительную.
Координирующая функция международного права заключается в том, что с его помощью государства устанавливают общеприемлемые стандарты поведения в различных областях взаимоотношений.
Регуляторная функция международного права проявляется в принятии государствами твердо установленных правил, без которых невозможны их совместное существование и общение.
Обеспечивающая – принятие норм, побуждающих государства соблюдать международные обязательства;
Охранительная функция международного права служит обеспечению защиты интересов каждого государства и международного сообщества в целом, прщанию международным отношениям устойчивого характера. Его обеспечительная роль проявляется в том, что международное право содержит нормы, которые побуждают государства следовать определенным правилам поведения.
Наконец, в международном праве сложились механизмы, защищающие законные права и интересы государств и позволяющие говорить об охранительной функции международного права.
Особенность международного права состоит в том, что в международных отношениях не существует надгосударственных механизмов принуждения. В случае необходимости государства сами коллективно обеспечивают поддержание международного правопорядка.
МЕЖДУНАРОДНОе ПУБЛИЧНОе И ЧАСТНОе ПРАВо
Международное публичное право и международное частное право тесно связаны между собой. Международное публичное право представляет собой самостоятельную правовую систему. Нормы международного публичного и международного частного права направлены на создание правовых условий всестороннего развития международного сотрудничества в различных областях. Международное частное право представляет собой совокупность норм, регулирующих частноправовые отношения, имеющие международный характер.
Различие между международным публичным и международным частным правом может быть проведено по следующим основаниям:
1) по содержанию регулируемых отношений общественные отношения, регулируемые международным публичным правом, носят межгосударственный характер. Отличительной их особенностью является специфическое качество, присущее их основному субъекту (государству), – суверенитет. Международное частное право регулирует отношения, складывающиеся между иностранными физическими и юридическими лицами, между физическими и юридическими лицами и иностранным государством в неполитической сфере;
2) по субъектам отношений – основными субъектами международного публичного права являются государства, а основными субъектами международного частного права выступают физические и юридические лица;
3) по источникам – источниками международного публичного права являются международные договоры, международно-правовые обычаи, акты международных организаций и акты международных конференций, в то время как источники международного частного права – внутреннее законодательство каждого государства, международные договоры, международно-правовые обычаи и судебные прецеденты;
4) в состав международного частного права входят нормы двух видов: материально-правовые (непосредственно устанавливающие права и обязанности) и коллизионные (отсылающие к национальному праву конкретного государства);
5) порядок рассмотрения споров – в международном публичном праве споры разрешаются либо на государственном уровне (межгосударственные споры), либо в специализированных органах по защите прав человека (споры, касающиеся нарушений в области прав человека);
6) международное частное право, в отличие от международного публичного права и национально-правовых систем, не составляет особую правовую систему. Правовые нормы, регулирующие международные немежгосударственные невластные отношения, являющиеся объектом международного частного права, по своему источнику находятся как в национальном праве различных государств, так и в международном публичном праве.
Отграничение международного частного права от международного публичного права не носит абсолютного характера. Тесная связь международного частного и международного публичного права вытекает из того, что в международном частном праве речь идет хотя и не о межгосударственных отношениях, но все же о таких отношениях, которые имеют место в международной жизни. Отсюда ряд основных начал международного публичного права имеют определяющее значение и для международного частного права.
Норма международного права
– правило поведения, которое признается государствами и другими субъектами международного права в качестве общеобязательного. Нормы международного права следует отличать от так называемых обыкновений, или норм международной вежливости (международной морали), которые соблюдаются субъектами международного права во взаимных отношениях. Если международно-правовые нормы – это юридически обязательные правила поведения, то обыкновения (или нормы) международной вежливости лишены качества юридически обязательных. Нарушение норм международного права дает основание для международно-правовой ответственности, а нарушение обыкновений такой ответственности не влечет. К нормам международной вежливости относится большинство правил дипломатического этикета.
Содержание норм международного права составляют права и обязанности, которыми наделяются государства и другие субъекты международного права. Вступая в отношения между собой, субъекты международного права реализуют свои права и соблюдают обязанности, устанавливаемые международно-правовыми нормами.
Исходя из содержания международно-правовой нормы субъект международного права может судить как о своем возможном и должном поведении, так и о возможном и должном поведении других субъектов международного права. Международно-правовая норма упорядочивает поведение участников международных отношений, т. е. выполняет регулирующую роль во взаимоотношениях субъектов международного права.
Нормы международного права классифицируются по различным основаниям:
1) по действию в отношении круга участников международно-правовых отношений:
а) универсальные – регулируют отношения всех субъектов международного права и составляют общее международное право;
б) партикулярные (действующие среди ограниченного круга участников) – локальные (или региональные) нормы, хотя они могут регулировать отношения двух или нескольких государств, не только расположенных по соседству либо в одном регионе, но и находящихся в различных частях мира.
2) по способу(методу) правового регулирования: а)диспозитивные – норма, в рамках которой субъекты международного права могут сами определять свое поведение, взаимные права и обязанности в конкретных правоотношениях в зависимости от обстоятельств; б)императивные – нормы, которые устанавливают четкие, конкретные пределы определенного поведения. Субъекты международного права не могут по своему усмотрению изменять объем и содержание прав и обязанностей, предусмотренных императивными нормами. Международная практика ХХ столетия характеризуется тем, что среди императивных норм стали выделяться нормы jus cogens.В соответствии со ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров под нормой jus cogens (императивной нормой) понимается норма общего международного права, принимаемая и признаваемая международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо; она может быть изменена только последующей нормой такого же характера.
Реализация норм МП
Реализация - это воплощение норм международного права в поведении, деятельности государств и других субъектов, это практическое осуществление нормативных предписаний. В официальных документах ООН, в различных изданиях получил распространение термин "имплементация" (англ. "implementation" - осуществление, проведение в жизнь).
Можно выделить следующие формы реализации.
Соблюдение. В такой форме реализуются нормы-запреты. Субъекты воздерживаются от совершения действий, которые запрещены нормами международного права. Например, при соблюдении Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 г. одни государства (ядерные) не передают кому бы то ни было ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а также контроль над таким оружием, а другие (неядерные) государства не производят и не приобретают ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства. В таких ситуациях пассивность субъектов свидетельствует о том, что нормы права реализуются.
Исполнение. Данная форма предполагает активную деятельность субъектов по осуществлению норм. Исполнение характерно для норм, предусматривающих конкретные обязанности, сопряженные с определенными действиями. В таком виде сформулированы, например, нормы Пактов о правах человека 1966 г. Статья 21 Международного пакта о гражданских и политических правах, в частности, гласит: "Каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем Пакте...".
Использование. В этом случае имеется в виду осуществление предоставленных возможностей, содержащихся в нормах международного права. Решения об использовании нормативных положений принимаются субъектами самостоятельно. В данной форме реализуются так называемые управомочивающие нормы. В отличие от первых двух случаев здесь нет жесткого предписания конкретного поведения (действия либо воздержания от него). Так, в ст. 90 Конвенции ООН по морскому праву сказано: "Каждое государство независимо от того, является ли оно прибрежным или не имеющим выхода к морю, имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море".
Международные правоотношения
Результатом реализации международно-правовых норм являются международные правоотношения – отношения, урегулированные этими нормами.
Состав международных правоотношений образуют субъекты, содержание и объекты.
Под субъектами правоотношений понимаются участники правоотношений, имеющие международные субъективные права и юридические обязанности. Субъектами международных правоотношений могут быть государства, нации, борющиеся за независимость, международные организации, государствоподобные образования, юридические лица (предприятия и организации), физические лица (граждане, иностранцы, апатриды, бипатриды), т.е. все те лица и образования, чье поведение регулируется нормами международного права.
Субъективное право – это право, принадлежащее конкретному субъекту международного правоотношения. Субъективное право – это возможное поведение; его реализация зависит от воли субъекта правоотношения.
Юридическая обязанность – это должное поведение субъекта. Если субъективным правом можно не воспользоваться, то от юридической обязанности участник правоотношения отказаться не вправе.
Субъективные права и юридические обязанности взаимосвязаны:
право одного участника правоотношения соответствует обязанности другого.
Субъективные права и юридические обязанности направлены на то, что называют объектом правоотношения.
Объектами международных правоотношений могут быть предметы материального мира (территория, имущество, неимущественные права и т.д.), неимущественные блага (жизнь, здоровье и т.д.), поведение субъектов правоотношений (действие или бездействие), результаты деятельности субъекта (совершившееся событие, произведенный предмет и т.д.).
При характеристике международных правоотношений следует учитывать, что правоотношения невозможны без юридических фактов.
Юридические факты в международном праве – это конкретные обстоятельства, с которыми международное право связывает возникновение, изменение или прекращение международных правоотношений. Юридические факты, как правило, указаны в гипотезе международно-правовой нормы.
В зависимости от волевого содержания юридические факты в международном праве (как, впрочем, и во внутригосударственном праве) подразделяются на события и действия. События не связаны с волей субъектов правоотношения (например, стихийное бедствие). Действия – это факты, связанные с волей участников правоотношений. Действия могут быть правомерными и противоправными (правонарушения).
Существующие международные правоотношения крайне разнообразны.
В зависимости от функционального назначения международных норм можно различать регулятивные и охранительные международные правоотношения. Регулятивные правоотношения – это отношения, возникающие на основе норм международного права, устанавливающих правила поведения субъектов. Эти отношения вытекают из правомерного поведения участников международного общения. Охранительные правоотношения возникают вследствие неправомерного поведения субъектов и предназначены для восстановления нарушенных прав и наказания правонарушителя.
Можно выделять также материальные и процессуальные правоотношения. Материальные правоотношения устанавливают права и обязанности субъектов правоотношений. Процессуальные правоотношения возникают на базе процессуальных норм и фиксируют процедуру реализации прав и осуществления обязанностей, порядок разрешения споров и рассмотрения дел о правонарушениях.
По субъектному составу различают межгосударственные правоотношения и правоотношения немежгосударственного характера (см. § 2 настоящей главы).
По форме различаются международные правоотношения в собственном смысле слова (т.е. отношения, в которых права и обязанности их участников зафиксированы конкретно и четко) и правоотношения – состояния (т.е. отношения, в которых права и обязанности носят обобщенный характер, например, состояние в гражданстве).
По времени существования можно выделять срочные и бессрочные правоотношения (например, при заключении бессрочного договора между государствами).
Международный договор
Статья 2 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. предусматривает, что международный договор – международное соглашение, заключенное субъектами международного права в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.
Под действие Венской конвенции подпадают договоры, заключенные в письменной форме. Однако государства могут заключать договоры и в устной форме. Договоры в устной форме получили наименование «джентльменских соглашений». Они имеют такую же силу, что и договоры, заключенные в письменной форме.
Международный договор – основной источник международного права, важный инструмент осуществления внешней функции государств. На основе международных договоров учреждаются и функционируют межгосударственные организации. Изменения, которые происходят в праве международных договоров, неизбежно затрагивают остальные отрасли международного права.
Международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений, содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава ООН.
Объектом права международных договоров являются сами международные договоры. Они содержат взаимные права и обязанности сторон в политической, экономической, научно-технической, культурной и других областях.
Международные договоры классифицируют по различным основаниям:
- по кругу участников:
а) двусторонние;
б) многосторонние, которые подразделяются на:
– универсальные (общие) договоры, в которых участвуют или могут участвовать все субъекты международного права, объект таких договоров представляет интерес для всех субъектов международного права;
– договоры с ограниченным числом участников – это региональные или партикулярные договоры, число участников в которых ограничено;
- по объекту регулирования договоры подразделяются на договоры по политическим, экономическим, правовым вопросам, по вопросам транспорта и связи и т. д.;
- исходя из возможности участия:
а) закрытые – уставы международных организаций, двусторонние договоры. Участие в таких договорах для третьих государств предполагает согласие их участников;
б) открытые – может участвовать любое государство, и такое участие не зависит от согласия сторон договора;
- Закон РФ от 15 июля 1995 г. 101-ФЗ «О международных договорах РФ» предусматривает следующую классификацию договоров:
а) международные договоры, заключаемые от имени Российской Федерации;
б) межправительственные договоры, заключаемые от имени Правительства РФ;
в) межведомственные договоры, заключаемые ведомствами России в пределах своих полномочий.
Международный обычай
Характеристика этого источника международного права дана в упомянутой выше ст. 38 Статута Международного Суда ООН: международный обычай - "доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы".
Обычай приобретает юридическое значение в результате однородных или идентичных действий государств и определенным образом выраженного ими намерения придать таким действиям нормативное значение. Длительная повторяемость, т. е. устойчивая практика, - это традиционное основание признания обычая как источника права (таково, например, становление в качестве источника обычая в отношении исторических заливов государств). Однако возможно рождение обычая в качестве источника права в короткий промежуток времени (так случилось с почти мгновенным признанием государствами свободы использования космического пространства, позднее получившей договорное закрепление).
Специфика международно-правового обычая заключается в том, что он не представляет собой, в отличие от договора, официального документа с явно выраженными формулировками правил, однако это ни в коей мере не свидетельствует о "призрачности" обычая. Он фиксируется во внешнеполитических документах государств, в правительственных заявлениях, в дипломатической переписке, обретая зримые очертания, хотя и не столь формализованные, как в договоре, ввиду чего уяснение его содержания является более сложным и противоречивым.
Международное право не дает оснований для предположения о различной юридической силе обычая и договора в пользу договора. Договор и обычай в равной мере обязательны для тех государств (субъектов вообще), на которые они распространяются.
Поскольку при переходе от обычая к договору новый источник заменяет прежний только для участвующих в договоре государств типичны ситуации, когда по одному и тому же вопросу применяются одновременно оба источника - и международный договор, и международный обычай, но каждый применительно к "своей" группе государств. Например, правила, регламентирующие дипломатические иммунитеты, проистекают из Венской конвенции о дипломатических сношениях для участвующих в ней государств и из многовекового обычая для государств, не участвующих по каким-либо причинам в Конвенции.
При этом во многих договорах формулируется положение о сохранении и дальнейшем применении обычаев по вопросам, не решенным в договорах. Так, в преамбуле Венской конвенции о дипломатических сношениях подтверждается, что нормы международного обычного права будут продолжать регулировать вопросы, прямо не предусмотренные положениями настоящей Конвенции".
При сопоставлении договора и обычая как источников международного права следует иметь в виду, что договор концентрирует определенную совокупность тематически однородных норм, а обычай - это почти всегда одна норма, вследствие чего понятия обычая как нормы и обычая как источника права переплетаются.
Международные правоотношения как система международных отношений, упорядоченных юридически, охватывает весь спектр регулятивного воздействия современного международного права. Международные правоотношения, призванные содействовать построению миропорядка на основе права и справедливости, ориентированы на разрешение любых межгосударственных споров, в том числе через Международный суд.
Предметно международные правоотношения достаточно глубоко исследованы в российской науке международного права. Так, И.И. Лукашук определяет международное правоотношение как взаимосвязь прав и обязанностей, вытекающих из международно-правовой нормы. При этом, если международно-правовая норма вполне обоснованно рассматривается в качестве первого элемента международно-правового регулирования, международное правоотношение в логическом порядке обозначается второй главной составляющей международного правового регулирования. С точки зрения С.В. Черниченко, международное правоотношение - это возникшая по результату юридического факта правовая связь между дееспособными субъектами с набором корреспондирующих друг другу конкретных правомочий и обязанностей. Значительный интерес представляет и определение указанных отношений, данное в монографии В.М. Шуршалова. Обозначая международные правоотношения как урегулированные международным правом социальные отношения, ученый убедительно показывает необходимость распределения всего комплекса международных правоотношений на десять групп, в зависимости от природы происхождения и соподчиненности структурного и субъектного состава, действия во времени, активности и пассивности.
Первую группу по признаку источниковой базы образуют международные правоотношения договорного и обычного способа создания. Если в основе договорного международного правоотношения лежит конвенционный акт, то источником обычного международного правоотношения является юридически значимое правомерное поведение государства.
Вторую группу по характеру предметного регулятивного насыщения и количеству участников составляют простые и сложные международные правоотношения. Деление вполне логично и юридически обоснованно. В то время как простые международные правоотношения регламентируют права и обязанности двух субъектов международного права, сложные международные правоотношения охватывают несколько субъектов или все мировое сообщество в целом. Практическим примером сложных международных отношений являет договорная система ООН.
Третью группу международных правоотношений образуют основные и производные правоотношения. Согласно предложенной В.М. Шуршаловым концептуальной схеме, основные международные правоотношения составляют генеральные отношения (общие), тогда как производные международные правоотношения формируют конкретные соглашения, предусматривающие практическую реализацию генеральных (общих) соглашений.
Науке и практике современного международного права такое деление международных правоотношений на основные и производные известно в аспекте применения принципа lex specialis, юридическим обоснованием которого является положение in toto jure genus per speciem derogatur (норма международного права особенного характера превалирует над нормой общего характера).
В статье 30 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. разрешается проблема разграничения международных правоотношений на основные и производные применительно к заключенным договорам, относящимся к одному и тому же вопросу.
Состав четвертой группы международных правоотношений определяется на основе признака однородности субъектного состава. Предметно однородными (по субъектному составу) международными правоотношениями считаются правоотношения, в которых задействованы либо только государства, либо только международные организации.
Неоднородные международные правоотношения образуют правоотношения со смешанным субъектным составом. Речь идет об одновременном участии в конкретных международных правоотношениях государств и международных организаций.
Обособление международных правоотношений по признаку однородности субъектного состава в отдельную группу подтверждается теорией и практикой современного международного права. Так, в праве международных договоров присутствуют два основополагающих документа в этой области современного международного права, которые отличаются друг от друга по субъектному составу. Соответственно, в одном случае документ регулирует правоотношения однородных субъектов международного права - государств. Поэтому здесь налицо однородные международные правоотношения и примером в данном случае служит Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г.
Документом, регламентирующим правоотношения со смешанным субъектным составом (государства и международные организации), выступает Венская конвенция о праве международных договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. Международные правоотношения, образуемые на основе Венской конвенции 1986 г., в силу смешанного субъектного состава ее участников не являются однородными.
Различие между однородными и неоднородными международными правоотношениями проводится с учетом таких понятий, как: суверенитет, суверенное равенство, суверенное волеизъявление. Однородные международные правоотношения с участием, например, только государств (см. вышеназванную Венскую конвенцию 1969 г.) урегулированы на основе волеизъявления суверенных субъектов международного права - государств. Неоднородные международные правоотношения с участием государств и международных организаций (Венская конвенция 1986 г.) упорядочены посредством волеизъявительных действий смешанного характера: с одной стороны, здесь присутствует суверенная воля государства, а с другой - проявляется воля субъектов международного права, не обладающих суверенным правом. К примеру, международная организация, выражая свое согласие на участие в Венской конвенции 1986 г., несомненно проявила волю, но она не является суверенной, ибо создается сама общим волеизъявлением государств - членов международной организации, т.е. на мировой арене она выступает как производный субъект международного права.
Пятую группу международных отношений формируют абсолютные и относительные правоотношения. К абсолютным международным правоотношениям относятся такие, в которых управомоченному субъекту международного права противостоит неопределенное число обязанных субъектов международного права, призванных воздерживаться от определенных действий. Так, согласно Уставу ООН каждое государство обладает правом на невмешательство в дела, по существу, входящие во внутреннюю компетенцию данного государства (п. 7 ст. 2 Устава ООН). Обозначенному праву корреспондирует обязанность всех государств не вмешиваться во внутренние дела государства.
В рамках относительных правоотношений управомоченному субъекту противостоит принявшее на себя обязательство государство. Признавая научную значимость классификации международных правоотношений на абсолютные и относительные, следует, однако, констатировать, что такое их деление во многом носит условный характер, поскольку те и другие правоотношения в целом ряде случаев взаимодополняют друг друга.
Шестую группу образуют международные правоотношения, обозначенные наукой в практике современного международного права как срочные и бессрочные. В срочных правоотношениях порядок вступления договора в силу, срок его действия и момент утраты им юридической силы устанавливаются конкретными нормами договора.
Бессрочные международные правоотношения возникают на базе бессрочных договоров и подразделяются на вечные и договоры с неопределенным сроком. Первый признак обозначает, что договор заключен на вечные времена. В отличие от таких договоров, договоры с неопределенным сроком устанавливают специальный порядок прекращения или изменения договорных обязательств без фиксации сроков их действия. Итак, в статье 109 Устава ООН определена процедура пересмотра этого документа, однако конкретные сроки ее совершения не установлены, что позволяет утверждать: он подпадает под общее определение договора с неопределенным сроком.
В седьмую группу входят длящиеся и однократные международные правоотношения. В основе такой градации лежит фактор времени. Правоотношения с заранее установленным сроком действия рассматриваются как длящиеся. Вместе с тем практика международных правоотношений наряду с закреплением конкретного срока действия (от минимального до неопределенного) может предусматривать правоотношения на основе одностороннего юридического акта. В подобного рода однократных международных правоотношениях момент их установления и момент реализации сторонами своих субъективных прав и обязанностей совпадает. По реализации однократного международного правоотношения и достижении его обозначенной цели дальнейшее существование и действие данного правоотношения лишается всякого юридического смысла.
Восьмую группу международно-правовых отношений составляют гарантийные правоотношения. Концептуально международные правоотношения гарантийного характера призваны в юридическом порядке обеспечить выполняемость другого конкретного правоотношения. А поскольку это так, то, соответственно, в гарантийных международных правоотношениях созданные в их рамках субъективные права и обязанности не существуют в самостоятельном и независимом режиме, а тесно связаны и целенаправленно ориентированы на выполнение прав и обязательств по конкретному, обусловленному данным договором правоотношению.
Примером института международных гарантий служит Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г. (далее - Договор 1968 г.). Во исполнение этого договора МАГАТЭ предоставляет гарантии и осуществляет международные по составу инспекции с целью не допустить переключения мирного использования ядерной энергии на создание ядерного оружия.
Гарантийное международное правоотношение, как всякое правоотношение, ориентировано на совершение определенных позитивных действий (поэтому имеет позитивный характер) и на воздержание от совершения конкретных негативных актов (в связи с чем несет в себе негативный характер). Гарантийные международные правоотношения позитивного содержания включают в себя обязательства ядерных держав по вышеназванному Договору 1968 г. оказать помощь неядерному государству, подвергнувшемуся угрозе применения ядерного оружия.
Важным фактором установления гарантийных международных правоотношений по системе Договора 1968 г. явилась резолюция Совета Безопасности ООН № 255 (1968) от 19 июня 1968 г. Документ устанавливал, что в случае агрессии с применением ядерного оружия против неядерного государства Совет Безопасности ООН и, прежде всего, его постоянные члены будут действовать незамедлительно в соответствии с их обязательствами по Уставу ООН.
Гарантийное международное правоотношение негативного содержания проявляет себя через обязательства ядерных держав воздерживаться от применения ядерного оружия против неядерных государств. Соответствующие заявления о предоставлении гарантий пяти ядерных держав, постоянных членов Совета Безопасности ООН, были представлены в выступлениях их представителей в Генеральной Ассамблее ООН 11 апреля 1982 г. (Франция) и 28 июня 1978 г. (Великобритания); в письмах, направленных на имя Генерального секретаря ООН (28 апреля 1982 г., КНР), Первого комитета Генеральной Ассамблеи ООН (17 ноября 1978 г., США); в специальной декларации на Конференции по разоружению (17 августа 1993 г., Россия).
Девятую группу международных правоотношений образуют активные и пассивные правоотношения. Критерием активного или пассивного международного правоотношения является юридически значимое правомерное поведение управомоченного субъекта права по обеспечению своих субъективных прав. При обстоятельствах, когда управомоченный субъект права предпринимает активные действия по реализации своих субъективных прав, можно говорить об активных международных правоотношениях. В ситуации, при которой управомоченный субъект права сохраняет пассивное поведение, а действия его субъективных прав осуществляет контрагент (а не он сам), следует речь вести о пассивном международном правоотношении. В примере с правовым режимом в рамках Договора по нераспространению ядерного оружия 1968 г. общая схема активных и пассивных международных правоотношений выглядит следующим образом. Управомоченные субъекты (ядерные державы), предпринимая (в порядке обеспечения своих прав как постоянных членов Совета Безопасности ООН) активные действия по предоставлению помощи подвергнувшимся угрозе агрессии с применением ядерного оружия неядерным государствам, своим активным поведением порождают активные международные правоотношения. И, наоборот, там, где управомоченные субъекты (ядерные державы) сохраняют пассивное поведение перед лицом активных действий неядерных государств (которые заключают с МАГАТЭ специальное соглашение, призванное не допустить переключения мирного использования ядерной энергии на создание ядерного оружия), логично констатировать факт пассивных международных правоотношений. В целом оценка активности или пассивности поведения управомоченного субъекта в аспекте заключения об активном или пассивном характере конкретных международных правоотношений призвана осуществляться в объективном режиме по факту конкретной международной ситуации.
Десятую группу международных правоотношений согласно общей теоретической конструкции В.М. Шуршалова образуют правоотношения обычного типа и правоотношения, устанавливающие норму права. Параметры различия здесь определяют деление международных договоров на договоры-сделки и договоры-законы. Между тем, и это надо подчеркнуть, наука и практика современного международного права не проводят формального различия между нормоустанавливающими договорами и договорами-сделками, поскольку и те и другие определяются через понятие «договор», а сам правовой режим договоров регулируется на основе Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. Кроме того, следует справедливо отметить, что все договоры, и договоры-законы и договоры-сделки, являются источниками международного права. А данное обстоятельство определяет их равнозначное международно-правовое значение.
Выдвинутая В.М. Шуршаловым и представленная выше теоретическая конструкция по разделению международных правоотношений государств на десять групп, несомненно, представляет научный интерес и несет практическую пользу. Вместе с тем необходимо признать определенную условность разделения тех или иных международных правоотношений по отдельным категориям и группам. Все типы международных правоотношений в своей совокупности регулируются в одинаковом правовом порядке. Образующие современные международные правоотношения договорные акты упорядоченно функционируют в режиме обеспечения их добросовестного соблюдения через международные судебно-арбитражные институты. И здесь востребование поддержания верховенства права в мировом сообществе проявляет себя однозначно.
Наука и практика международного права, устанавливая основания недействительности, прекращения и приостановления действия договоров, фиксирует факт существования презумпции, во-первых, действительности договоров (и как следствие - сохранение юридической силы договоров) и, во-вторых, согласие на обязательность договора. Государство-участник в порядке подтверждения своих доводов в пользу недействительности договора призвано предоставить на этот счет должные правовые основания и вправе оспаривать действительность договора в Международном суде. Однако существуют ситуации, когда договор не подлежит процедуре оспаривания, поскольку считается юридически ничтожным с самого начала (ab initio). Соответственно различают в одном случае относительную недействительность, а в другом случае абсолютную недействительность международных договоров.
Подлежащая оспариванию в суде относительная недействительность международных договоров согласно вышеупомянутой Венской конвенции 1969 г. предусматривает следующие основания:
1) отсутствие компетенции заключать договор в соответствии с внутригосударственным правом (ст. 46);
2) ограничение полномочий представителя государства на заключение договора (ст. 47);
3) ошибка (ст. 48);
4) обман (ст. 49);
5) подкуп представителя государства (ст. 50).
Недопустимость оспаривания в суде по причине признания
договора ничтожным с самого начала образует собой абсолютную недействительность. И здесь существуют такие основания абсолютной недействительности:
1) принуждение государства к заключению договора (ст. 51);
2) принуждение против представителя государства (ст. 52);
3) противоречие существующей или возникшей императивной норме международного права (ст. 53).
Статья 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. гласит: «Договор является ничтожным, если в момент заключения он противоречит императивной норме международного права. Поскольку это касается настоящей Конвенции, императивная норма общего международного права является нормой, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер».
В позиции юридической значимости абсолютная недействительность международного договора концептуально выделяется в отдельный институт по причине сложности и многоаспектности регулятивного воздействия в рамках современных международных отношений. Первое. Презумпция действительности согласия государства на обязательность договора в рамках абсолютной недействительности превращается в признание того, что согласие здесь «не имеет никакого юридического значения». Второе. Международно-правовые нормы, призванные регулировать делимость договорных постановлений, а предметно - выделение конкретных договорных положений, по отношению к которым непосредственно относятся основания недействительности или прекращения договора, не применимы при обстоятельствах принуждения представителя государства, противоречия императивной норме jus cogens (ст. 51-53 Венской конвенции 1969 г.). Третье. Абсолютная недействительность делает договор ничтожным с самого начала его заключения (ab initio). Четвертое. Юридическая ничтожность договора в силу его абсолютной недействительности на практике означает, что все преимущества и выгоды, полученные из договора, становятся незаконными. Нарушение права не создает права (ex injuria non oritur jus). Поскольку все приобретенные по договору преимущества и выгоды теряют здесь свою законность, то совершивший правонарушение субъект призван восстановить в юридическом смысле то положение, которое существовало до заключения договора (status pre quo ante).
Как правильно отказаться от отцовства?
Как составить доверенность в арбитражный суд от юридического лица?
Когда не нужно вступать в сро и не надо получать допуск к работам Что значит саморегулируемая организация
Какие квр и косгу использовать для госзакупок
Как выплачиваются работнику отпускные?