Полномочия военных судов рф. Система и полномочия военных судов российской федерации

  • Дата: 19.06.2020

Нормативная основа: ст. 4 и 22 ФКЗ «О судебной системе», ФКЗ «О военных судах в РФ» от 23.06.99 г., нормы процессуальных кодексов.

ВОЕННЫЕ СУДЫ

Эти суды являются федеральными судами общей юрисдикции , осуществляющими судебную власть в Вооруженных Силах РФ, в других войсках и воинских формированиях, а также в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба.

Военные суды образуются по месту дислокации воинских частей и учреждений, и располагаются в открытых для свободного доступа местах.

Военным судам подсудны следующие дела (общая подсудность дел):

1. уголовные дела о преступлениях , в совершении которых обвиняются военнослужащие и лица, проходящие военные сборы, а также лица, уволенные с военной службы или прошедшие военные сборы, если преступления были ими совершены в период прохождения службы или сборов;

2. дела об административных правонарушениях , совершенных военнослужащими и лицами, проходящими военные сборы;

3. гражданские и административные дела по искам и жалобам военнослужащих и лиц, проходящих военные сборы о нарушении их прав, свобод и законных интересов органами военного управления или воинскими должностными лицами;

4. заявления о присуждении компенсации за нарушение прав на судопроизводство в разумные сроки или на исполнение судебных актов в разумные сроки по делам, подсудным военным судам;

5. дела по жалобам на действия, бездействие и решения военных прокуроров, следователей и дознавателей по уголовным делам, расследуемым в отношении военнослужащих и лиц, проходящих военные сборы;

6. дела о применении к военнослужащим дисциплинарного ареста за совершение грубых дисциплинарных проступков;

7. о заключении под стражу военнослужащих и лиц, проходящих военные сборы, а также о продлении сроков содержания под стражей ;

8. об ограничении некоторых конституционных прав и свобод (на неприкосновенность жилища, тайну переписки, переговоров и сообщений) в отношении военнослужащих и лиц, проходящих военные сборы;

Лица, уволенные с военной службы или прошедшие военные сборы вправе подать в военный суд иск или жалобу на действия, бездействие или решения органов военного управления или воинских должностных лиц, если нарушение их прав, свобод и законных интересов произошло в период прохождения службы или сборов.

Первым звеном являютсягарнизонные военные суды.

Состав: председатель суда, его заместители, судьи.

Компетенция:

1) по 1-ой инстанции эти суды рассматривают все дела об административных правонарушениях, а также большинство гражданских, уголовных и административных дел, подведомственных военным судам, кроме тех, которые отнесены к компетенции вышестоящих военных судов.


2) рассматривают жалобы на военных прокуроров, следователей и дознавателей, материалы об ограничении некоторых конституционных прав и свобод, решают вопросы о заключении под стражу подозреваемых и обвиняемых и о продлении сроков содержания под стражей, о применении дисциплинарного ареста.

Вторым звеном являютсяокружные (флотские) военные суды.

Состав : такой же, как в гарнизонных военных судах.

Структура:

* Президиум

* могут быть образованы судебные коллегии и (или) судебные составы

Компетенция:

а) судебные коллегии (судебные составы) по 1-ой инстанции рассматривают:

q гражданские дела, связанные с государственной тайной;

q заявления о присуждении компенсации за нарушение прав на судопроизводство в разумные сроки или на исполнение судебных актов в разумные сроки, по делам, подсудным гарнизонным военным судам;

q уголовные дела о преступлениях, подсудных областным и соответствующим судам.

б) по 2-ой инстанции судебные коллегии (судебные составы) в апелляционном порядке проверяют не вступившие в силу приговоры и решения гарнизонных военных судов.

в) президиум этих судов в кассационном порядке может проверять:

q апелляционные определения окружных (флотских) военных судов;

q вступившие в силу приговоры гарнизонных военных судов;

q вступившие в силу решения гарнизонных военных судов, ранее обжалованные в апелляционном порядке.

Третьимзвеном являетсяВоенная коллегия Верховного Суда РФ.

Состав: Председатель Военной коллегии, его заместитель, судьи.

Компетенция:

а) по 1-ой инстанции рассматривает:

q дела об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, нормативных актов Правительства РФ, Министерства обороны и других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба, если эти акты касаются прав, свобод и законных интересов военнослужащих и лиц, проходящих военные сборы;

q заявления о присуждении компенсации за нарушение прав на судопроизводство в разумные сроки или на исполнение судебных актов в разумные сроки, по делам, подсудным окружным (флотским) военным судам.

Решения по этим делам, не вступившие в силу могут быть обжалованы в Апелляционную коллегию Верховного Суда РФ, а вступившие в силу – в Президиум Верховного Суда РФ (если они ранее обжаловались в апелляционном порядке).

б) по 2-ой инстанции Военная коллегия проверяет в апелляционном порядке не вступившие в силу приговоры и решения окружных (флотских) военных судов.

в) по кассационной инстанции может проверять:

q вступившие в силу приговоры окружных (флотских) военных судов, если ранее они не проверялись Военной коллегией в апелляционном порядке;

q кассационные постановления президиумов окружных (флотских) военных судов;

q вступившие в силу приговоры и решения гарнизонных военных судов и апелляционные определения окружных (флотских) военных судов, если они обжаловались в кассационном порядке в президиум окружного (флотского) военного суда.

Апелляционные и кассационные определения Военной коллегии могут быть обжалованы в Президиум Верховного Суда РФ в надзорном порядке.

1. Военные суды РФ: понятие и место в судебной системе.

Военной суды в РФ - совокупность судов единой судебной системы РФ, в компетенцию которых входит рассмотрение дел, связанных с деятельностью Вооруженных Сил Российской Федерации, а также иных органах, где предусмотренная воинская служба.

Военные суды в РФ входят в систему судов общей юрисдикции РФ и выполняют те же задачи, с поправкой на свою компетенцию.

Регулирование деятельности Военных судов в РФ осуществляется правовыми нормами ФКЗ «О военных судах Российской Федерации».

2. Порядок образование и система военных судов РФ.

Статьей 1 ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», установлен следующий порядок образования военных судов на территории Российской Федерации:

Создаются по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации, а также иных формирований связанных с прохождением воинской службы.

Система военных судов в РФ:

Военная коллегия Верховного Суда РФ.

Окружные и флотские военные суды.

Гарнизонные военные суды.

Состав Военной коллегии Верховного суда РФ:

Заместитель председателя ВС РФ

3. Компетенция военных судов РФ.

Компетенция военных судов РФ в соответствии со статьей 7 ФКЗ «О военных судах»:

Деятельность по рассмотрению дел по протестам на решения, приговоры, определения и постановления

Статья 9. Полномочия Верховного Суда Российской Федерации по рассмотрению дел, подсудных военным судам
1. Президиум Верховного Суда Российской Федерации рассматривает дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации (далее - Военная коллегия) и военных судов, вступившие в силу.
2. Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления Военной коллегии, принятые ею в первой инстанции и не вступившие в силу.
3. Военная коллегия рассматривает в первой инстанции:
1) дела об оспаривании ненормативных актов Президента Российской Федерации, нормативных актов Правительства Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;
2) дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется судья военного суда, если им заявлено соответствующее ходатайство, а также дела о преступлениях особой сложности или особого общественного значения, которые Военная коллегия вправе принять к своему производству при наличии ходатайства обвиняемого.
4. Военная коллегия рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу.
5. Военная коллегия рассматривает дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления военных судов, вступившие в силу.
6. Военная коллегия рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений и приговоров Военной коллегии, вступивших в силу.

В Федеральном конституционном законе «О военных судах Российской Федерации» несколько изменена существовавшая ранее подсудность дел военным судам. Так, в нормах ч. ч. 1 и 2 ст. 7 Закона закреплено, что военным судам подсудны только те гражданские дела, которые возбуждаются по жалобам военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, на действия (бездействие) и решения органов военного управления и воинских должностных лиц, а также дела по аналогичным жалобам граждан, уволенных с военной службы или прошедших военные сборы, если нарушение их прав, свобод и интересов произошло в период прохождения ими военной службы, военных сборов. Другие гражданские дела военным судам на территории Российской Федерации неподсудны.

Военным судам стали подсудны дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, но лишь с момента внесения изменений в соответствующие федеральные процессуальные законы.

Подсудность военным судам уголовных дел о преступлениях, совершенных гражданскими лицами в соучастии с военнослужащими, определена ч. 3 ст. 7 Закона.

В соответствии с указанной нормой подсудность дел о преступлениях, в совместном совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы (прошедшие военные сборы), совершившие преступления в период военной службы (то есть лица, дела в отношении которых подсудны военным судам), и гражданские лица, устанавливается соответствующими федеральными процессуальными законами.

Поэтому, если уголовное дело по обвинению одного лица или группы лиц в совершении нескольких преступлений подсудно военному суду в отношении хотя бы одного лица или одного преступления, дело о всех лицах и преступлениях рассматривается военным судом.

Согласно ч. 4 ст. 7 Закона право рассматривать все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, сохранено лишь за военными судами, дислоцирующимися за пределами территории Российской Федерации, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

Существовавшее ранее положение о рассмотрении военными судами всех дел в местностях, где не действуют иные суды общей юрисдикции, утратило силу.

В соответствии со ст. 22 Закона гарнизонный военный суд рассматривает в первой инстанции гражданские, административные и уголовные дела, не отнесенные настоящим Федеральным конституционным законом к подсудности Военной коллегии или окружного (флотского) военного суда. Он также рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, приговоров, определений и постановлений, принятых им и вступивших в силу.

Гарнизонный военный суд принимает решения об аресте, о заключении под стражу, содержании под стражей, об ограничении прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища. Однако следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 2 ст. 45 нормы ч. 2 ст. 15, ч. 3 ст. 22 и ч. 2 ст. 23 Закона, касающиеся решений военных судов об аресте, о заключении под стражу и содержании под стражей, вступают в силу только после принятия соответствующего федерального уголовно - процессуального закона. Вместе с тем нормы ч. 3 ст. 22 о подсудности гарнизонным военным судам вопросов об ограничении прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища вступили в силу с момента официального опубликования Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации». В связи с этим указанные материалы должны рассматриваться гарнизонными, а не окружными военными судами, как это было ранее.

Гарнизонный военный суд рассматривает также жалобы на действия (бездействие) лица, производящего дознание, следователя, прокурора и принятые ими решения в случаях и порядке, которые установлены федеральным уголовно - процессуальным законом.

В соответствии со ст. 14 Закона окружной (флотский) военный суд рассматривает в первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной, и дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы. Он также в пределах, установленных настоящим Федеральным конституционным законом, рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу. Окружной (флотский) военный суд рассматривает дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в силу, а также на определения и постановления, принятые окружным (флотским) военным судом во второй инстанции. Кроме того, окружной (флотский) военный суд рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, приговоров, определений и постановлений окружного (флотского) военного суда, вступивших в силу. военный суд полномочие

Законом впервые предусмотрена возможность рассмотрения окружным (флотским) военным судом дел с участием присяжных заседателей. Однако норма п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о рассмотрении окружным (флотским) военным судом уголовных дел в составе судьи и коллегии присяжных заседателей, как вытекает из содержания ст. 28 этого же Закона, применяется только в случаях, предусмотренных процессуальным законом. В настоящее время правовых оснований для рассмотрения окружными (флотскими) военными судами уголовных дел в указанном составе не имеется до внесения соответствующих изменений в процессуальное законодательство.

Военная коллегия рассматривает в первой инстанции дела об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, нормативных актов Правительства, Министерства обороны, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы; дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется судья военного суда, если им заявлено соответствующее ходатайство, а также дела о преступлениях особой сложности или особого общественного значения, которые Военная коллегия вправе принять к своему производству при наличии ходатайства обвиняемого.

Военная коллегия также рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу, а также дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления военных судов, вступившие в силу; дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений и приговоров Военной коллегии, вступивших в силу.

Кассационная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления Военной коллегии, принятые ею в первой инстанции и не вступившие в силу.

Президиум Верховного Суда РФ рассматривает дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления Военной коллегии Верховного Суда и военных судов, вступившие в силу.

Система (подсистема) военных судов строится с учетом организации и дислокации войск и других воинских структур. Подобно системе (подсистеме) гражданских судов общей юрисдикции она тоже имеет три звена, но является более компактной - состоит из 12 военных окружных (флотских) и 140 гарнизонных судов с общим числом военных судей немного более 900 человек.

Гарнизонные военные суды

Основное звено образуют гарнизонные военные суды. Им подсудно по первой инстанции подавляющее большинство уголовных, гражданских и административных дел, подведомственных военным судам.

Из числа уголовных дел такого рода они должны рассматривать по первой инстанции все дела, кроме тех, которые подсудны военным, судам среднего звена и Военной коллегии Верховного Суда РФ. Им также приходится принимать решения по большинству вопросов, возникающих при производстве по уголовным делам на досудебных стадиях процесса.

Гарнизонные суды уполномочены пересматривать свои вступившие в силу решения, приговоры, определения и постановления по вновь открывшимся обстоятельствам.

Гарнизонный военный суд рассматривает дела в первой инстанции в следующем составе:

  • 1) гражданские и административные дела рассматривает судья единолично либо в случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом и (или) федеральным законом, коллегия, состоящая из трех судей;
  • 2) уголовные дела рассматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из трех судей.

Состоят военные суды этого уровня обычно из председателей и нескольких судей, а также из аппаратов судов, выполняющих вспомогательные функции. В судах с большим объемом работы могут быть введены должности заместителей председателей. В военных судах этого уровня имеются также народные заседатели, участвующие в коллегиальном разбирательстве уголовных и гражданских дел в случаях, предусмотренных УПК и ГПК.

Председатель гарнизонного военного суда

Председатель гарнизонного военного суда:

  • 1) вправе участвовать в рассмотрении дел гарнизонным военным судом и председательствовать в судебных заседаниях;
  • 3) распределяет обязанности между судьями;
  • 4) контролирует работу администратора и аппарата суда, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, утверждает положение об аппарате суда;
  • 5) представляет суд в государственных органах, общественных объединениях и органах местного самоуправления.

Заместитель председателя гарнизонного военного суда назначается на должность Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Заместитель председателя гарнизонного военного суда наряду с исполнением обязанностей судьи замещает председателя гарнизонного военного суда во время его отсутствия и исполняет по его поручению иные обязанности.

Окружные (флотские) военные суды

Среднее звено военных судов образуют окружные (флотские) военные суды. Их общее количество зависит в основном от числа соответствующих военных структурных образований этого уровня (военных округов, флотов), каждое из которых располагается на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации. На них возлагается выполнение функций первой, второй (кассационной) судебных инстанций, а также судебной инстанции, призванной осуществлять проверку законности и обоснованности приговоров и иных судебных решений в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Окружные (флотские) военные суды уполномочены рассматривать:

  • · по первой инстанции - уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни, а также гражданские дела, связанные с государственной тайной (ч. 1 ст. 14 Закона);
  • · в качестве второй (кассационной) инстанции - дела по кассационным жалобам и (или) протестам на не вступившие в силу решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции (ч. 2 ст. 14 Закона);
  • · дела по так называемым надзорным протестам на вступившие в силу решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, а также определения и постановления, принятые окружным (флотским) военным судом во второй инстанции (ч. 3 ст. 14 Закона);
  • · дела о проверке по вновь открывшимся обстоятельствам законности и обоснованности вынесенных ими самими решений, приговоров, определений и постановлений, вступивших в силу (ч. 4 ст. 14 Закона).

Военный суд среднего уровня состоит из председателя, его заместителей (в крупных судах допускается введение и должности первого заместителя), других судей. Основные структурные подразделения этих судов - президиумы, а также образуемые с учетом объема работы конкретного суда и количества назначенных в него судей судебные коллегии и (или) судебные составы.

Президиум образуется в составе председателя данного суда, его заместителей - председателей судебных коллегий и (или) судебных составов. На него возлагается:

  • · рассмотрение гражданских, административных и уголовных дел по протестам на вступившие в силу решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, а также на определения и постановления, принятые во второй инстанции судебной коллегией или судебным составом данного окружного (флотского) военного суда;
  • · рассмотрение вопросов организации работы и осуществление координации работы судебных коллегий и судебных составов;
  • · утверждение председателей судебных коллегий и судебных составов по представлению председателя суда;
  • · определение численности судебных коллегий и судебных составов по представлению председателя суда;
  • · рассмотрение вопросов организации работы аппарата суда, утверждение по представлению председателя суда структуры и штатного расписания аппарата суда, численности его работников и положения об аппарате суда.

Заседание президиума правомочно, если на нем присутствует более половины его членов. Решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов президиума.

Основные функции судебной коллегии и (или) судебного состава окружного (флотского) военного суда определены в ст. 18 Закона о военных судах. К ним отнесено разбирательство:

  • · в первой инстанции дел, отнесенных к подсудности окружного (флотского) военного суда;
  • · дел по жалобам и протестам на не вступившие в силу решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции;
  • · дел о проверке по вновь открывшимся обстоятельствам законности и обоснованности вынесенных ими самими решений, приговоров, определений и постановлений, вступивших в силу.

При разбирательстве конкретных дел по первой инстанции окружной (флотский) военный суд может состоять:

по гражданским или административным делам - из одного или трех судей;

по уголовным делам - из трех судей-профессионалов, одного судьи-профессионала и двух народных заседателей либо из судьи-профессионала и двенадцати присяжных заседателей.

Рассмотрение кассационных жалоб и (или) протестов на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных судов осуществляется коллегиями, состоящими из трех судей окружного (флотского) военного суда.

Председатель окружного (флотского) военного суда назначается на должность Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. По истечении срока полномочий председатель окружного (флотского) военного суда может быть назначен на должность председателя этого же суда на новый срок.

Председатель окружного (флотского) военного суда:

  • 1) вправе участвовать в рассмотрении дел окружным (флотским) военным судом и председательствовать в судебных заседаниях;
  • 2) организует деятельность суда;
  • 3) созывает заседания президиума суда и вносит на его рассмотрение вопросы, требующие решения, председательствует на заседаниях президиума;
  • 4) распределяет обязанности между заместителями председателя суда;
  • 5) решает в необходимых случаях вопросы о передаче дел из одной судебной коллегии или судебного состава в другую судебную коллегию или судебный состав, а также решает вопросы о привлечении судей одной судебной коллегии или судебного состава для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии или судебного состава;
  • 6) контролирует работу администратора и аппарата суда, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, не состоящих на военной службе;
  • 7) представляет суд в государственных органах, общественных объединениях и органах местного самоуправления;
  • 8) осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральным законом.

назначается на должность Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Заместитель председателя окружного (флотского) военного суда, заместитель председателя - председатель судебной коллегии или судебного состава окружного (флотского) военного суда :

  • 1) вправе участвовать в рассмотрении дел соответствующими судебной коллегией или судебным составом и председательствовать в судебных заседаниях;
  • 2) организует работу соответствующих судебной коллегии или судебного состава;
  • 3) контролирует работу аппаратов соответствующих судебной коллегии или судебного состава;
  • 4) осуществляет иные полномочия, установленные федеральным законом, и исполняет обязанности, возложенные на него председателем суда.

Заместитель председателя окружного (флотского) военного суда осуществляет полномочия председателя окружного (флотского) военного суда во время его отсутствия и исполняет по его поручению иные обязанности.

Председатель судебного состава окружного (флотского) военного суда :

  • 1) вправе участвовать в рассмотрении дел судебным составом и председательствовать в судебных заседаниях;
  • 2) организует работу судебного состава;
  • 3) контролирует работу аппарата судебного состава;
  • 4) осуществляет иные полномочия, установленные федеральным законом, и исполняет обязанности, возложенные на него председателем суда и (или) председателем соответствующей судебной коллегии.

Военная коллегия

Высшей судебной инстанцией по отношению ко всем военным судам является Верховный Суд РФ, в составе которого образуется, как отмечалось выше, Военная коллегия . Эта коллегия тоже уполномочена выполнять функции всех судебных инстанций.

В качестве суда первой инстанции она рассматривает:

  • · гражданские дела об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, нормативных актов Правительства РФ, Министерства обороны РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в тех случаях, когда такие акты касаются прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;
  • · уголовные дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется судья военного суда, если им заявлено соответствующее ходатайство, а также иные уголовные дела о преступлениях особой сложности или особого общественного значения, которые Военная коллегия вправе принять к своему производству при наличии ходатайства обвиняемого.

В роли суда второй (кассационной) инстанции она выступает по отношению к военным судам среднего звена, а в роли инстанции, проверяющей законность и обоснованность вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений, - по отношению ко всем военным судам. Она вправе также проверять свои вступившие в силу приговоры и решения по вновь открывшимся обстоятельствам.

Для разбирательства дел в Военной коллегии допускается образование различных составов суда:

  • · по первой инстанции гражданское или административное дело может рассматриваться единолично судьей или коллегией, состоящей из трех судей, а уголовное дело - коллегией, состоящей из судьи и двух народных заседателей или трех судей, либо судом присяжных (один судья и двенадцать присяжных заседателей);
  • · при рассмотрении дела в качестве кассационной инстанции или инстанции, проверяющей законность и обоснованность вступивших в силу приговоров и иных судебных решений, образуется коллегия из трех судей.

Законность и обоснованность не вступившего в силу решения по гражданскому делу или приговора, постановленного по первой инстанции Военной коллегией, проверяется Кассационной коллегией Верховного Суда РФ. Законность и обоснованность приговора или иного судебного решения Военной коллегии в предусмотренных законом случаях может быть проверена Президиумом Верховного Суда РФ.

Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председатель Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда Российской Федерации, при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председатель Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации:

  • 1) принимает предусмотренные законом решения по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу решения военных судов и Судебной коллегии по делам военнослужащих;
  • 2) вправе участвовать в рассмотрении дел Судебной коллегией по делам военнослужащих и председательствовать в судебных заседаниях;
  • 3) организует деятельность Судебной коллегии по делам военнослужащих;
  • 4) осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральным законом, и исполняет обязанности, возложенные на него Председателем Верховного Суда Российской Федерации.

Первое звено – гарнизонные военные суды.

Второе звено – окружные (флотские) суды.

Третье звено – Военная коллегия Верховного Суда РФ.

Гарнизонный военный суд действует на территории, на которой дислоцируются один или несколько военных гарнизонов. Его процессуальные полномочия аналогичны процессуальным полномочиям суда первого звена. Он рассматривает дела в качестве суда первой инстанции в отношении военнослужащих и граждан проходящих военные сборы. Дела подсудные мировым судьям так же рассматриваются в данном суде, так как мировых судей нет в воинских формированиях.

Окружные (флотские) военные суды. Его процессуальные полномочия аналогичны процессуальным полномочиям суда второго звена. Они рассматривает дела в первой, второй (кассационной) и надзорной инстанциях.

В качестве суда надзорной инстанции военный суд второго звена рассматривает:

Решение военного суда первого звена вступившее в законную силу;

Кассационное решение военного суда второго звена.

Военная коллегия Верховного Суда РФ имеет полномочия по рассмотрению дел в качестве суда первой, кассационной и надзорной инстанций, как и другие судебные коллегии Верховного Суда (по уголовным и гражданским делам).

В качестве суда надзорной инстанции военный суд третьего звена рассматривает:

Решение военного суда первого звена вступившее в законную силу; кассационное решение военного суда второго звена, если они обжаловались в порядке надзора в президиум военного суда второго звена;

Решение военного суда второго звена, если они не были предметом рассмотрения ВС РФ в кассационном порядке;

Решение президиума военного суда второго звена.

3. Заключение – 5 мин.

Преподаватель, подводя итог занятию, делает обобщенный вывод по теме лекции, сообщает о том, рассмотрены ли в достаточной для конспектирования мере вопросы лекции, обращает внимание на вопросы, которые необходимо доработать при самоподготовке.

Основная:

1. Правоохранительные органы России: учебник / В.П. Божьев. – 2-изд. – М.: Высшее образование, 2008.Уголовный процесс: учебник / В. П. Божьев. - М.: Высшее образование. - 2008.

2. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник / М.А. Шапкин, Ю.А. Дмитриев. – М.: Эксмо, 2004. – 416 с.

3. Правоохранительные органы: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Петухов и Г.И. Загорского. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИТК «Дашков и К», 2005.-576 с.

Нормативно – правовая:

1. Конституция РФ. – М.: Элит. – 2004.

2. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». // Российская газета.- 1997.- № 3.

3. Закон РФ «О статусе судей в РФ» от 26.06.1992г. № 3132-1 с изм. и доп. – ИПС «Гарант».

Дополнительная литература:

1. Краткий курс лекций по курсу «Правоохранительные органы» / Г.Х. Шаутаева. – 122 с.

2. Правоохранительные органы в схемах с комментариями: Учебное пособие. – М.: Эксмо, РАП, 2004. – 304 с.

3. Уроки реформы уголовного правосудия (по материалам работы Межведомственной рабочей группы по мониторингу УПК РФ в связи с пятилетием со дня его принятия и введения в действие): сборник статей и материалов / Лебедев А.Е., Мизулина Е. Б., Миронов С. М. – М.: Норма. – 2007.

4. Холдеев Л. С. Судья в уголовном процессе. - М. - 2000.

5. Производство в суде присяжных: учеб. пособие / Ф.Н. Багаутдинов, Н.Р. Енеева, М.Е. Клюкова, И.С. Петрова. – Казань: Изд-во «Таглимат», 2006.

6. Пересмотр в порядке надзора судебных решений по уголовным делам: Производство в надзорной инстанции. Практическое руководство / В.А. Давыдов. – М.: Волтерс Клувер, 2008.

7. Преюдициальная связь судебных актов. Научное исследование / А.М. Безруков. – М.: Волтерс Клувер, 2008.

8. Принципы уголовного законодательства: понятие, система, проблемы законодательной регламентации. Научное исследование / Е.Е. Чередниченко. – М.: Волтерс Клувер, 2008.

9. Система пересмотра судебных актов в механизме судебной защиты. Монография/ Л.А. Терехова. – М.: Волтерс Клувер, 2008.

Статьи:

1. Петухов Н. и др. Становление военно-судебных органов в России // Российская юстиция. – 2003. - № 1. – С. 14 – 16.

2. Кутафин О. Е., Лебедев В. М., Семигин Г. Ю. Первый суд // Российская юстиция. - 2005. - № 3. – С. 64 – 78.

3. Мирзоев Г. Молчать, когда спрашивают: Конституционный суд подтвердил право не доносить на самого себя // Российская газета. – 2004. – 18 мая. – С. 10.

4. Никифоров С. Полномочия суда в стадии досудебного производства // Законность. 2003. № 5. С. 44-45.

5. Петухов Н. и др. Становление военно-судебных органов в России // Российская юстиция. – 2003. - № 1. – С. 14 – 16.

6. Романдовский К. Международные стандарты и принципы организации защиты участников уголовного судопроизводства // Российский следователь. – 2005. - № 9. –С. 10 – 12.

7. Слободянюк И. П. Судебная политика и судоустройство России в первой четверти 19 века // Российская юстиция. - 2005. - № 4. – С. 75 – 77.

8. Слободянюк И. П. Судебная система России во второй четверти 19 века // Российская юстиция. - 2005. - № 5. – С. 75 – 77.

9. Слободянюк И. П. Судебная система России в период «просвещенного абсолютизма» // Российская юстиция. – 2005. - № 3. – С. 62 – 64.

10. Смыкалкин А. Советская судебная система в послевоенные годы // Российская юстиция. – 2002. - № 12. –С. 39 – 42.

11. Смыкалкин А. Судебная система страны в годы ВОВ // Российская юстиция. – 2002. - № 9. – С. 39 – 42.

12. Смыкалкин А. Довоенный период развития советской судебной системы // Российская юстиция. - 2002. - № 6. – С. 39- 42.

13. Шейфер С. А. Куда движется российское судопроизводство? (Размышления по поводу векторов развития уголовно-процессуального законодательства) // Государство и право. – 2007. - № 1 . – С. 28 – 37.