Административное право российской федерации. Дипломная работа: Административное право: предмет, метод и система Правовыми институтами административного права являются

  • Дата: 19.06.2020

Сущность административного права

Предмет административного права

Для понимания сущности и особенностей любой отрасли права важно понимание сферы общественных отношений, которая регулируется этой отраслью права. Круг общественных отношений, регулируемых данной отраслью, составляет предмет административного права. Входящие в него общественные отношения отличаются принципиальной однородностью. В связи с этим разграничение между различными отраслями проводится, прежде всего, по предмету правового регулирования. Этот подход справедлив и для понимания природы административного права.

Административное право регулирует особую группу общественных отношений, специфика которых заключается в том, что они возникают в сфере реализации исполнительной власти (государственного управления). В юридической науке эта сфера обозначалась латинским термином "administratio" (управление). В связи с этим в теории административного права сформировался вывод о том, что эта отрасль права связана с регулированием государственно-управленческой деятельности, являясь по своему юридическому назначению управленческим правом или – правом управления.

Для характеристики предмета административного права и раскрытия его основных черт необходимо уяснение понятий таких категорий, как "государственное управление" и "исполнительная власть".

Вопрос о том, что представляет собой государственное управление как сфера деятельности и юридическая категория, в настоящее время является в известной мере дискуссионным. Будучи сложным явлением, государственное управление исследуется под разным углом зрения в рамках различных концептуальных схем.

Подход к рассмотрению государственного управления как юридической категории определяется тем, что его понятие рассматривается с позиций наук теории государства и права, конституционного и административного права в неразрывной связи с осуществлением функций государства и понимается как один из видов государственной деятельности по их реализации.

В юридической науке анализ государства обязательно предполагает рассмотрение его функций, представляющих собой важнейшие качественные характеристики его деятельности. В теории государства и права под функциями государства понимаются основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его сущность и социальное назначение. Они реализуются в законодательной, управленческой и судебной деятельности государственных органов.

В теории государства и права управленческая деятельность (государственное управление) представляет собой основанную на законах реализацию органами исполнительной власти исполнительно-распорядительных функций в сферах развития экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, обеспечения безопасности государства и охраны общественного порядка, обороны страны и т.д.

Помимо своего содержания государственное управление отличается от законодательной и судебной деятельности еще тем, что осуществляется органами исполнительной власти в особых формах. Так, этими органами издаются подзаконные нормативные правовые акты, направленные на реализацию их функций. Эти акты не должны противоречить законам и могут быть издаваемы лишь в том случае, если закон уполномочит к тому те или другие органы исполнительней власти.

Органы исполнительной власти и должностные лица совершают действия, направленные на исполнение законодательных и иных нормативных правовых актов. К такого рода действиям относится выдача удостоверений, документов, разрешений на производство какой-либо деятельности, а также другие исполнительные действия. Наконец, в установленных законом случаях сотрудники этих органов (например, сотрудники милиции) имеют право на осуществление принудительных действий, применение в определенных случаях физической силы и оружия.

Таким образом, государственное управление является одной из форм государственной деятельности. От законодательной и судебной деятельности оно отличается как своим содержанием, так и теми формами и методами, в которых проявляется, и теми органами, от которых исходит. Каждая из указанных форм, в том числе и государственное управление, с учетом свойственных ей способов и средств служит целям реализации функций государства.

Можно выделить следующие черты государственного управления как административно-правовой категории.

  • 1. Государственное управление как вид государственной деятельности имеет самостоятельные цели. Они заключаются в повседневном исполнении, т.е. в проведении в жизнь, требований законов и подзаконных актов. Это означает, что государственное управление практически выражается в осуществлении исполнительной по своему характеру деятельности.
  • 2. Государственное управление носит непосредственно деятельностный характер, т.е. в процессе его осуществления непосредственно реализуются функции государства в различных сферах: политических, хозяйственных, социальных и др.
  • 3. Государственное управление носит государственновластный характер и представляет собой единый процесс, в котором исполнительная и распорядительная стороны взаимно обусловлены.
  • 4. Субъектами, осуществляющими государственное управление, являются Президент РФ, Правительство РФ и органы исполнительной власти, а также ряд других государственных органов, в частности органы военного управления, имеющие определенную законодательными и иными нормативными правовыми актами компетенцию, направленную на их реализацию.
  • 5. Государственное управление является видом государственной деятельности, в рамках которого реализуется исполнительная власть. Все субъекты исполнительной власти являются органами государственного управления. Однако государственное управление по своему субъектному составу является более широким, чем исполнительная власть, поскольку к его субъектам необходимо также отнести Президента РФ, а также определенные государственные органы, не являющиеся органами исполнительной власти.
  • 6. Законодательством РФ предусмотрена возможность административного правотворчества, сочетающего правоприменение и правоустановление.

С учетом изложенного, государственное управление как юридическая категория представляет собой одну из форм государственной деятельности, направленную на исполнение положений законов и иных нормативных правовых актов, осуществляемую Президентом РФ, Правительством РФ и органами исполнительной власти и другими субъектами государственного управления, сущность которой состоит в осуществлении ими нормативно определенных задач и функций путем использования принадлежащих им государственно-властных полномочий.

Понятие государственного управления, выработанное юридической наукой, как организационно-правовой формы осуществления исполнительной власти, вида государственной деятельности, направленного на исполнение законов и иных нормативных правовых актов, отличается по своей сущности от понятия "управление", используемого в кибернетике, теории управления, политологии, экономике и ряде других наук. Это обусловлено тем, что понятие "управление" ("государственное управление"), используемое в юридической науке, не является общим понятием для таких разных по своей сущности явлений, как управление в кибернетическом смысле (взаимодействие субъектов и объектов в природе и технике путем механизма прямых и обратных связей); социальное управление как воздействие государства и его институтов на общество, а также управление как деятельность, направленная на организацию функционирования учреждения, предприятия и организации (менеджмент).

Для понимания сущности государственного управления и определения субъектов, его осуществляющих, особое значение имеет проблема соотношения этой категории с понятием "исполнительная власть", которая закреплена в Конституции.

В демократических государствах разделение форм деятельности государства осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Поскольку существуют три основные функции государственной власти – законодательная, исполнительная и судебная, то каждая из этих функций должна исполняться самостоятельно соответствующим органом государственной власти. Согласно ст. 11 Конституции государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

Говоря об исполнительной власти в Российской Федерации, необходимо отметить, что в соответствии со ст. 110 Конституции исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ. Согласно ст. 77 Конституции в пределах ведения и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции и федеральным законам. Органы исполнительной власти субъектов РФ по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.

Сущность исполнительной власти состоит в ее организующем и распорядительном характере. Она необходима для налаживания сложной сети общественных связей в экономической, социально-культурной и административнополитической сферах, созидательной и охранительной деятельности. В ней сосредоточена вся реальная практическая работа по осуществлению законов. Это связано с тем, что для исполнения закона необходимы распорядительные (организующие, координирующие и контролирующие) действия государства. Их осуществляет государственная администрация, выполняющая задачи постоянного и целенаправленного управления людьми, а через них – имуществом и общественными процессами. Таким образом, основное предназначение исполнительной власти и ее основная функция состоят в организации исполнения законодательных актов, осуществлении исполнительной, организационной деятельности.

Структура исполнительной власти в Российской Федерации включает в себя Правительство РФ – высший исполнительный орган государственной власти РФ, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ. Структура федеральных органов исполнительной власти утверждается по представлению Председателя Правительства РФ Президентом РФ. В структуру федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Природа исполнительной власти, как и любого проявления властных полномочий, состоит в способности и возможности оказывать воздействие на деятельность и поведение других, подчинять их своей воле. Вместе с тем исполнительная власть не может отождествляться с видом государственной деятельности. Соответствующий вид такой деятельности не сама власть, а лишь форма ее практической реализации. Власть – это сущностное выражение такой деятельности. В силу этого исполнительная власть не тождественна государственному управлению, которое всегда характеризовалось как определенный вид государственно-властной деятельности, связанный с реализацией исполнительной власти.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что исполнительная власть в значительной мере является политико- правовой категорией, в то время как государственное управление – организационно-правовой. Поэтому государственное управление по своему назначению и природе можно рассматривать как организационно-правовую форму осуществления исполнительной власти, вид государственной деятельности, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть.

Организация государственного управления, исходя из функций органов исполнительной власти, предусматривает следующие основные управленческие сферы:

  • 1) управление в сфере экономики, охватывающее отрасли и сферы деятельности экономического профиля (промышленность, энергетика, сельское хозяйство, архитектура, коммуникации, охрана и использование природных ресурсов, охрана окружающей среды, торговля, финансы и кредит, внешнеэкономическая деятельность, таможенное дело);
  • 2) управление в социально-культурной сфере, охватывающее отрасли социального развития, социальной политики, образования, науки, здравоохранения, культуры, социальной защиты;
  • 3) управление в административно-политической сфере, охватывающее оборону, безопасность, область внутренних дел, юстиции, иностранных дел.

Важным вопросом организации системы государственного управления в Российской Федерации является разграничение управленческих отношений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими региональное управления.

Система исполнительной власти основывается на целостности и взаимосвязи федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ. Это предполагает единство структур исполнительной власти на федеральном уровне и уровне субъектов РФ; четкое определение пределов полномочий на каждом уровне исполнительной власти в сфере совместного ведения; реализацию в установленных случаях федеральными органами исполнительной власти функции нормативного регулирования с соблюдением механизма согласования проектов решений; строгое соблюдение органами исполнительной власти субъектов РФ нормативных предписаний органов федеральной исполнительной власти.

Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют свои полномочия самостоятельно.

Таким образом, ядро предмета административного права составляют отношения, связанные с непосредственным осуществлением субъектами государственного управления (прежде всего, органами исполнительной власти) своих функций, обладающих следующими чертами.

  • 1. Эти отношения обусловлены деятельностью субъектов государственного управления, которыми, прежде всего, являются органы исполнительной власти, направленной на решение определенных законодательством РФ задач в различных сферах жизни и деятельности государства и общества (экономика, социально-культурная сфера, оборона, безопасность и др.). Данную область общественных отношений традиционно называют сферой государственного управления, в рамках которой субъекты исполнительной власти повседневно руководят хозяйственными, социально-культурными и административно-политическими процессами свойственными для них средствами (методами).
  • 2. Эти отношения носят государственно-властный характер, поскольку субъекты государственного управления наделены государственно-властными полномочиями

и выступают от имени государства. Это связано с тем, что административное право свое регулятивное воздействие оказывает на управленческие общественные отношения, придавая им упорядоченный, т.е. соответствующий интересам государства и общества, характер.

3. Эти отношения обусловлены исполнительно-распорядительной деятельностью субъектов государственного управления. Исполнительной эта деятельность является потому, что направлена на исполнение, претворение в жизнь законов и других нормативных актов. Распорядительной эта деятельность является, поскольку в процессе управления субъекты управления обладают государственно-властными распорядительными полномочиями, правом действовать от имени государства, принимать обязательные к исполнению акты, применять меры государственного принуждения, т.е. осуществлять распорядительные полномочия.

Вместе с тем при формулировании понятия административного нрава и определения его предмета необходимо также учитывать и то, что к его предмету относятся внутриорганизационные отношения в органах исполнительной власти, а также в аппаратах законодательных и судебных органов, отношения, связанные с государственной службой, а также отношения, которые возникают в сфере административного судопроизводства и связаны с реализацией судами (судьями) и другими участниками этого судопроизводства своих функций и полномочий. Сотрудники органов исполнительной власти, а также аппаратов законодательных и судебных органов проходят государственную службу.

Кроме того, административное право регламентирует отношения, которые возникают и в сфере административного судопроизводства и связаны с реализацией судами (судьями) и другими участниками этого судопроизводства своих функций и полномочий (например, при назначении административных наказаний, рассмотрении и разрешении жалоб граждан на неправомерные действия органов управления и должностных лиц).

Итак, общественные отношения, составляющие предмет административного права, можно классифицировать по группам в зависимости от направленности этих отношений:

  • а) внешние – отношения, связанные с непосредственным осуществлением субъектами государственного управления управленческой деятельности, т.е. своих задач, функций и полномочий вовне;
  • б) внутренние, или внутриорганизационные, – управленческие отношения внутри субъектов государственного управления, а также в аппаратах законодательных и судебных, а также иных государственных органов, связанные с организацией их деятельности, а также с прохождением в них государственной службы;
  • в) отношения, связанные с осуществлением административного судопроизводства.

Таким образом, административное право можно определить как отрасль права, регулирующую общественные отношения в сфере осуществления исполнительной власти (государственного управления); внутриорганизационные отношения субъектов государственного управления в аппаратах законодательных, судебных и иных государственных органов, связанные с организацией их деятельности и с прохождением в них государственной службы, а также связанные с осуществлением административного судопроизводства.

Система административного права - совокупность взаимосвязанных правовых институтов, норм, которые регулируют однородные общественные отношения, входящие в предмет отрасли права. Группировка однородных административных норм позволяет обеспечивать целостность системы административного права. Как и большинство других отраслей права, административное право состоит из Общей и Особенной частей .

В рамках Общей части административного права выделяются нормы и институты, определяющие:

Предмет и метод правового регулирования отрасли;

Характеристику административно-правовых норм;

Особенности административно-правовых отношений;

Иерархию источников административного права;

Статус участников административно-правовых отношений;

Основу организации и деятельности органов исполнительной власти;

Формы и методы реализации исполнительной власти, в том числе правовые акты управления;

Механизм обеспечения законности в сфере исполнительной власти, в том числе порядок обжалования неправомерных действий;

Вопросы административной ответственности и административного принуждения.

Что же касается содержания Особенной части административного права, то ее структура обусловлена отдельными сферами государственного управления. В частности, выделяют:

управление экономической сферой, которая, в свою очередь, подразделяется на управление государственным имуществом; общие вопросы управления предпринимательской деятельностью; управление антимонопольной деятельностью; управление промышленностью; управление сельским хозяйством; управление транспортом; управление связью; управление жилищно-коммунальным хозяйством и т.п.;

управление социально-культурной сферой, в рамках которой выделяют управление образованием; управление в области науки; управление в области культуры; управление в области здравоохранения и социального обеспечения и т.п.;

управление административно-политической сферой, подразделяемое на управление в области обороны; управление в области безопасности; управление внутренними делами; управление иностранными делами; управление в области юстиции.

Административно-правовой институт – комплекс административно-правовых норм, регулирующих определенный вид управленческих отношений и являющихся частью отрасли административного права.

Существуют следующие институты административного права:

Принципов государственного управления;

Административно-правового статуса граждан (физических лиц);

Административно-правового статуса органов исполнительной власти;

Государственной и муниципальной службы;

Административно-правового статуса негосударственных (общественных) объединений;

Административно-правового статуса предприятий, учреждений и иных субъектов управления;

Административно-правовых режимов;

Форм государственного управления;

Методов государственного управления;

Административной ответственности;

Административного процесса;

Обеспечения законности в государственном управлении;

Административно-правовых основ межотраслевого управления (координации);

Административно-правовых основ управления в сфере экономики;

Административно-правовых основ управления в административно-правовой сфере;

Административно-правовых основ управления в социально-культурной сфере.

группа 1 состоит из следующих институтов:

Регулирующих административно-правовые статусы индивидуальных субъектов права;

Регулирующих административно-правовые статусы элементов государственной администрации (институт государственной службы и др.);

Регулирующих административно-правовые статусы государственных предприятий, учреждений, строевых частей; регулирующих административно-правовые статусы негосударственных организаций (муниципальных, общественных, религиозных, коммерческих и др.); регулирующих формы и методы, способы властного воздействия государственной администрации на субъектов права.

Группа 2 состоит из следующих институтов:

Обеспечивающих законность деятельности исполнительной власти;

Регулирующих принуждение по административному праву (институт административной ответственности и др.).

В особенной части административного права выделяются четыре под отрасли, объединяющие нормы: регулирующие обеспечение безопасности граждан, общества, государства, административно-политическую деятельность; регулирующие организационно-хозяйственную деятельность государственной администрации;

Регулирующие социально-культурную деятельность государственной администрации, осуществление ею социальных программ;

Регулирующие деятельность государственной администрации по организации и осуществлению политических, экологических и иных связей с другими странами (внешних связей).

Институт органов государственного управления .

Федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, управления, ведомства, агентства и т.д., например:МВД РФ, Федеральная налоговая служба РФ);
- территориальные органы федеральных органов исполнительной власти (например: областное управление внутренних дел, областные суды);

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Институт муниципального управления и муниципальной службы.

Основы формирования установлены Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Предмет науки административного права, основные этапы ее развития. Современное состояние науки административного права в России.

Предмет науки «административное право» – наиболее общие закономерности развития и функционирования государственного управления, состояние и перспективы развития административно-правового законодательства.

Элементы предмета науки «административное право»:

1) административное право как отрасль права (административно-правовое законодательство);

2) закономерности возникновения, развития и функционирования государственного управления;

3) система административно-правовых категорий и понятий (категориальный аппарат);

4) история развития административного права;

5) правоприменительная практика субъектов административного права;

6) зарубежное административное право (сравнительное правоведение);

В развитии науки на территории России можно выделить три этапа: имперский (дореволюционный), советский (постреволюционный) и российский (современный).

В дореволюционной России первые публикации по вопросам деятельности государственной администрации появились во второй половине XVIII века, но специальная отрасль правовой науки сформировалась только через сто лет – в конце XIX, а особенно в начале ХХ века. Называлась она в то время полицейским правом. Большое внимание уделялось организации государственной администрации в условиях монархии, охране общественного порядка.

После революции 1917 года науку административного права дважды «закрывали». Но в конце первой половины ХХ века начался быстрый рост административно-правовых исследований и публикаций.

Итоги развития советской науки административного права подведены в шеститомнике «Советское административное право», а также принятием в 1984 г. первого Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

Третий этап развития науки административного права начался в 1985 году. Распад СССР, принятие новой Конституции РФ 1993 г., становление России на путь федерализма, повлекшие за собой политические и экономические реформы, реализация учения о разделении властей, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью и многое другое потребовали внесения существенных коррективов в науку о государственной администрации.

Единство правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, достигается путем их группировки в самостоятельные правовые институты. Административно-правовой институт - это система норм права, которые регулируют относительно однородные общественные отношения в сфере государственного управления.

Существуют следующие институты административного права:

  • * принципов государственного управления;
  • * административно-правового статуса граждан (физических лиц);
  • * административно-правового статуса органов исполнительной власти;
  • * государственной и муниципальной службы;
  • * административно-правового статуса негосударственных (общественных) объединений;
  • * административно-правового статуса предприятий, учреждений и иных субъектов управления;
  • * административно-правовых режимов;
  • * форм государственного управления;
  • * методов государственного управления;
  • * административной ответственности;
  • * административного процесса;
  • * обеспечения законности в государственном управлении;
  • * административно-правовых основ межотраслевого управления (координации);
  • * административно-правовых основ управления в сфере экономики;
  • * административно-правовых основ управления в административно-правовой сфере;
  • * административно-правовых основ управления в социально-культурной сфере.

Вместе с тем, правовые институты также можно группировать. Поскольку есть группы норм административного права, регулирующие управленческие отношения, связанные с особенностями какой-либо сферы деятельности государства и группы норм, устанавливающих общие принципы государственного управления и реализации исполнительной власти, характерные для всех административно-правовых отношений, то институты административного права можно систематизировать и по этому признаку.

Как известно из теории права, отрасль права иногда включает в себя подотрасли , которые состоят из совокупности отдельных правовых институтов. Подотрасли - это цельные по составу и предмету регулирования образования, которые регламентируют особую сферу отношений в пределах более широкого комплекса отношений, урегулированных той же или иной отраслью права.

В административном праве выделяют следующие подотрасли:

Служебное право

Политическое право

Образовательное право и т.д..

  • а) нормативно-структурная (предмет административного права, сферы регулирования, принципы, нормы);
  • б) органы исполнительной власти;
  • в) государственная служба;
  • г) административно-правовые режимы;
  • д) административный процесс, законность в управлении;
  • е) организация государственного управления в сферах и отраслях.

К подотраслям административного законодательства можно отнести:

  • а) «Органы исполнительной власти» с выделением институтов «Федеральные органы исполнительной власти (общие вопросы)», «Федеральные министерства», «Иные федеральные органы государственной власти», «Органы исполнительной власти субъектов РФ (общие вопросы)», «Виды исполнительных органов субъектов РФ». Заметим, что в соответствующих классификаторах республик, областей и др. возможны более дробные классификации их органов;
  • б) «Государственная служба (общие вопросы)» с выделением институтов «Государственная служба в федеральных государственных органах», «Государственная служба в государственных органах субъектов РФ», «Государственная служба в государственных учреждениях и предприятиях»;
  • в) «Административно-правовые режимы» с институтами «Чрезвычайное положение», «Военное положение», «Таможенный режим», «Функциональные режимы»;
  • г) «Регистрационно-легализующая деятельность» с институтами «Государственная регистрация», «Лицензирование», «Стандартизация» и т.п.;
  • д) «Государственное управление в сферах государственной жизни» с институтами «Разграничение функций между органами РФ и органами ее субъектов», «Компетенция органов исполнительной власти», «Принятие решений» и т.п.

Институты данной подотрасли воспроизводятся специфическим образом в рубриках классификатора, посвященного другим отраслям законодательства (в области экономики, охраны природы, образования, культуры, обороны и т.д.);

е) «Контрольно-надзорная деятельность» с институтами «Учет», «Контроль», «Надзор».

Целый ряд институтов административного права и законодательства может подразделяться на подинституты. Но и это деление для них не всегда совпадает.

В системе административного права можно выделить также такую подотрасль, как административно-процессуальное право. При этом следует отметить, что в теории административного права единого мнения на этот счет нет. административный право институт

Большинство ученых-административистов считают, что административно-процессуальное право - это правовой институт административного права.

В противовес этой точке зрения ряд ученых считает, что развитие административного процессуального права как правового института достигло такого уровня, когда есть основания утверждать о возникновении и дальнейшем становлении административно-процессуального права как подотрасли административного права.

Одновременно необходимо отметить, что в последнее время все более распространенной становится точка зрения о развитии административного процессуального права как самостоятельной отрасли права, то есть речь идет о выделении административного процессуального права из системы административного права.

При этом в рамках административного права выделяемое админитративно-процессуальное законодательство делится на «Административные процедуры», «Процедуры обеспечения прав граждан в управлении», «Административное правонарушение и административная ответственность», «Производство по административным делам», «Административная юстиция» и иные соответствующие институты.

Механизм правового регулирования административно-юрисдикционной деятельности исполнительных органов (должностных лиц) или иных органов в целом не представляет собой единой совокупности административно-процессуальных норм и административно-процессуальных отношений. Фактически только юрисдикционные дела спорного характера да некоторые дела по применению принудительных мер процессуального обеспечения производства по административным правонарушениям имеют основательную регулирующую базу. Это Кодекс об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ), Налоговый кодекс РФ и Трудовой кодекс РФ. В этом же плане заслуживает внимания законодательство о судебном обжаловании неправомерных действий (решений) исполнительных органов (должностных лиц).

Существенное увеличение и развитие норм материального административного права, бесспорно, требует как кодификации процессуальных норм в этой сфере, так и формирования системы административно-процессуального законодательства. При этом не следует считать, что указанные нормы связаны исключительно с процедурой рассмотрения административных споров и правонарушений.

Отметим замечание С.Л. Симоняна при обсуждении проекта закона о Кодексе административного судопроизводства. Он, в частности, писал: «Особенностей, существенно отличающих административно-процессуальную форму защиты прав от гражданской процессуальной формы, в проекте нет. Те, которые имеются (специфика доказывания, сокращенные сроки рассмотрения дела и т.п.), недостаточны для создания качественно новой судебной процедуры». Однако недостатки обсуждаемого С.Л. Симоняном проекта закона, отмечавшиеся в литературе, не могут поколебать представлений о принципиальной разнице, самостоятельности административного процесса в сравнении с иными видами процессуальных правоотношений.

Таким образом, формирование системы административно-процессуального законодательства является закономерной тенденцией развития системы законодательства России.

Между тем, пока что предложения ученых-административистов об отдельной систематизации административно-процессуальных норм, которые в настоящее время «растворены» в Общей и Особенной частях, т.е. о создании третьей части административного права - процессуальной, своего законодательного закрепления не нашли. Сегодня принят ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих лишь отдельные виды административных производств, другие подобные акты находятся в стадии разработки.

Итак, административно-правовой институт - комплекс административно-правовых норм, регулирующих определенный вид управленческих отношений и являющихся частью отрасли административного права. Подотрасль - упорядоченная совокупность родственных институтов административного права.

Система административного права - это совокупность административно-правовых норм и институтов, объединенных единым предметом и методом, принципами и целями и расположенные в определенной логической последовательности. Она состоит из двух частей: общей и особенной .

Нормы общей части административного права имеют универсальный характер и рассчитаны на применение во всех отраслях и сферах функционирования органов исполнительной власти, других субъектов уполномоченных осуществлять управленческую деятельность. Эти нормы закрепляют принципы осуществления государственного управления; правовое положение субъектов административного права; формы и методы управленческой деятельности органов исполнительной власти, местного самоуправления; специальные административно-правовые режимы; средства обеспечения законности и дисциплины в сфере управления, а также регламентируют административный процесс и ответственность по административному праву.

Особенную часть административного права составляют нормы, предназначенные для регулирования отношений, возникающих в отдельных областях управления.

Эта часть объединяет:

1) административно-правовые основы организации материального производства (управление народным хозяйством)

2) социально-культурного и

3) административно-политического строительства.

Указанные нормы направлены на упорядочение общественных отношений в определенных сферах. Так, с помощью норм первой группы материального производства регламентирующих отношения в сферах экономики, сельского хозяйства, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, коммуникаций, использования и охраны природных ресурсов, торговли, финансов и тому подобное. Отношения в сферах образования, науки, здравоохранения, культуры, социальной защиты населения регулируют нормы второй социально-культурной группы . Нормы административно-политического строительства направлены на регламентацию отношений в сферах обороны, национальной безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел.

Предписания общей и особенной частей взаимосвязаны и представляют единое целое – систему административного права . Это подтверждает тот факт, что нормы общей части применяют ко всем институтам особенной части. Например, общие правила, регулирующие порядок подготовки, издания, вступления в силу и действие правовых актов управления реализуются во всех отраслях (сферах) управления с учетом их специфики.

Подотрасль административного права – это совокупность правовых норм, регулирующая общественные отношения в определенной сфере, которая выделяется в пределах общего предмета административного права.

В то же время в системе административного права существуют определенные совокупности норм, которые используются для регулирования государственного управления независимо от конкретных сфер, но при условии достаточного уровня однородности регулируемых общественных отношений. Такие совокупности норм получили название институтов административного права . Например, правовые институты государственной службы, административно-правовых режимов, административной юстиции, государственного управления в области приватизации, антимонопольного регулирования и тому подобное. Начинают говорить и об институте административных (управленческих) услуг.

  • 10. Правовые акты управления: понятие, признаки и значение. Система правовых актов управления.
  • 12. Исполнительная власть в системе разделения властей. Правовые основы ее статуса. Конституционные и организационные принципы деятельности исполнительной власти и ее функции.
  • 14. Законодательные основы системы органов исполнительной власти субъектов рф. Система органов исполнительной власти Вологодской области.
  • 5. Закон субъекта о высшем должностном лице субъекта
  • 16. Система субъектов административного права. Административная право- и дееспособность.
  • 18. Административно-правовой статус государственных предприятий и учреждений. Автономное учреждение.
  • 20. Административно-правовой статус граждан рф: понятие, структура. Проблемы административно-правового закрепления статуса граждан рф.
  • 1. Социальное равенство
  • 24. Соотношение государственного управления и государственного регулирования. Система и структура государственного управления.
  • 26. Методы административного права. Проблемы их эффективности. Основные концепции классификации методов административно-правового регулирования.
  • 28. Основные направления административной реформы в рф.
  • 30. Место и роль прокуратуры в системе контрольно-надзорных органов рф.
  • 32. Административно-правовой статус государственных гражданских служащих: права, обязанности, гарантии, запреты и ограничения, ответственность.
  • 34. Государственная гражданская служба. Основные этапы ее прохождения.
  • 36. Военная служба как вид государственной службы. Соотношение военной службы с альтернативной гражданской службой.
  • 38. Организационно-правовая система управления образованием и наукой. Государственные образовательные стандарты. Правовой статус ран рф.
  • 40. Государственное управление в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды.
  • 42. Административно-правовое регулирование в промышленном комплексе.
  • 44. Административно-правовые основы технического регулирования. Технические регламенты, стандартизация и подтверждение соответствия.
  • 46. Правовые основы управления внутренними делами. Правовой статус и система органов внутренних дел рф.
  • 48. Нотариальные органы в рф.
  • 52. Государственное регулирование деятельности общественных объединений и политических партий.
  • 54. Государственное регулирование деятельности средств массовой информации. Правовой статус органов Роскомнадзора.
  • 56. Административная ответственность: понятие, особенности и субъекты. Обстоятельства, отягчающие, смягчающие и исключающие административную ответственность.
  • 58. Административное правонарушение: понятие, признаки и состав. Отличие от других видов неправомерного поведения.
  • 60. Стадии производства по делам об административных правонарушениях: общая характеристика.
  • 62. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: понятие, цели применения, виды.
  • 64. Административное принуждение: понятие, признаки, Особенности, значение.
  • 66. Понятие и признаки административного процесса. Специфика административно-процедурного и административно-юрисдикционного производства. Перспективы создания административных судов в рф.
  • 68. Административно-юрисдикционное производство как вид административного процесса: понятие, особенности, виды.
  • 70. Кодекс административного судопроизводства рф от 08.03.2015 n 21-фз. Предмет регулирования. Задачи и особенности административного судопроизводства.
  • 4. Административное право как отрасль российского права. Источники и основные институты.

    Административное право как отрасль права – это совокупность норм, правил поведения, установленных или санкционированных государством, его уполномоченными органами власти, должностными лицами, обеспеченных мерами государственного принуждения, в целях регулирования управленческих отношений, возникающих в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, а также в деятельности иных государственных органов власти и их аппаратов, в деятельности негосударственных организаций, уполномоченных в законном порядке осуществлять управленческие функции.

    Административное право как отрасль законодательства – это совокупность юридических норм и правил, регулирующих поведение субъектов правоотношений в процессе осуществления ими прав и обязанностей в сфере деятельности органов исполнительной власти (государственной и местного самоуправления), государственного управления, их должностных лиц и отношения управленческого характера, возникающих при реализации других форм государственной власти: законодательной, института президентуры, судебной, органов прокуратуры РФ, счетной палаты РФ, центрального банка России и др.

    Административное право наиболее тесно взаимодействует со следующими отраслями российского права:

    конституционным правом. Административное право детализирует (конкретизирует) нормы конституционного права, определяет механизм реализации прав и свобод граждан в сфере государственного управления, компетенцию органов исполнительной власти; формы и методы государственно-управленческой деятельности;

    гражданским правом. Нормы административного права определяют порядок передачи имущества, лицензирования, контрольной и других видов деятельности, связанной с данными отношениями;

    уголовным правом. Нормы административного права взаимодействуют с нормами уголовного права при обеспечении общественного порядка и общественной безопасности посредством применения мер административной и уголовной ответственности.

    финансовым правом. Административное право закрепляет систему органов управления в финансово-кредитной сфере, формы и методы их деятельности.

    земельным и экологическим правом. Значительная часть отношений, отнесенных к предмету земельного и экологического права, особенно в части применения мер государственного принуждения, регулируется нормами административного права;

    трудовым правом. Особенно тесно взаимодействует при регулировании вопросов государственной службы, которая является комплексным правовым институтом;

    уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным правом. В рамках административного процесса часто имеет место субсидиарное применение норм уголовно-процессуального и гражданско-процессуального права.

    Среди основных институтов административного права можно выделить следующие составляющие:

      институт государственной службы

      органов государственного управления

      органов муниципального уровня

      ответственности административного характера

      институт охраны собственности посредством административно-правовых норм

    6. Административно-правовые методы управления: понятие, особенности, признаки, значение, классификация. Соотношение административно-правового метода управления с методами административно-правового регулирования.

    Административно-правовые методы - ϶ᴛᴏ способы реализации задач и функций исполнительной власти, средства непосредственного воздействия органов исполнительной власти на управляемые объекты (отрасли, сферы, органы управления различных организаций, коллективы работников, граждан). Эти методы показывают, как, каким образом государство решает задачи в области управления.

    метод управления отвечает на вопрос: как действует тот или иной субъект исполнительной власти?

    Для методов управления характерно:

    Прямая связь с целями практической реализации исполнительной власти;

    В них находит свое непосредственное выражение связь между субъектами и объектами государственно-управлен­ческой деятельности;

    Они используются исполнительными органами (должност­ными лицами) для реализации закрепленной за ними компе­тенции;

    Своим адресатом метод всегда имеет конкретный индивиду­альный или коллективный объект;

    В них воплощается управляющее (упорядочивающее) воздей­ствие на поведение участников управленческих отношений;

    Они выражают публичный интерес в регулируемых админи­стративным правом общественных отношениях;

    Метод управления содержит в себе в силу этого ту или иную «долю» юридически властных полномочий.

    Классификация:

    Метод убеждения

    Метод принуждения

    Вопрос о классификации этих методов в литературе решается неоднозначно. Выделяют административные, экономические, социально-психологические, а также комплексные методы управления. Указываются общие методы управления, относящиеся ко всей системе управления, и локальные, свойственные отдельным ее частям. Существуют и иные виды классификации.

    Наиболее четким критерием классификации методов управления является характер воздействия субъекта управления на объект управления: прямой или косвенный.

    Такой подход к его пониманию сближает его с методом правового регулирования управленческих общественных отношений. Общее для них- и тот и другой являются регулирующими средствами, т.е. выступают в роли "носителей" административно- правовых дозволений, запретов, предписаний. Однако акценты при этом различны: либо речь идёт о механизме правового регулирования, в принципе едином для всех отраслей права, либо об управленческом инструменте, используемом конкретными исполнительными органами для решения стоящих перед ними повседневных задач.

    Главный критерий, необходимый для разграничения названных вариантов в методологическом смысле следующий:

    метод правового регулирования- функция административного права;

    метод управления- функция субъекта административного права, причем не всякого, а лишь того, который одновременно является субъектом исполнительной власти (государственного управления).