О введении расщепления платежей. Фз о деятельности по приему платежей физических лиц Кто попадает под действие федерального закона 103

  • Дата: 05.06.2020

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Банк России)

Департамент регулирования
и расчетов

Президенту Ассоциации
российских банков
Г.А. Тосуняну

От 01.11.2011 № 14-27/597
на № А-02/5-746 от 03.10.2011

Уважаемый Гарегин Ашотович!

Департамент регулирования расчетов рассмотрел Ваше письмо от 03.10.2011 №А-02/5-746, касающееся вопросов применения отдельных норм Федерального закона от 27.06.2011 №161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее - Закон о НПС) и Федерального закона от 27.06.2011 №162-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О национальной платежной системе» (далее - Закон о внесении изменений), и сообщает следующее.

Федеральным законом №103-Ф3 Банк России не наделен правом официального толкования его положений, однако считаем возможным высказаться по указанным в Вашем письме вопросам.

В соответствии с частью 21 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 №103-Ф3 «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее - Федеральный закон №103-Ф3) кредитные организации не вправе выступать операторами по приему платежей или платежными субагентами, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиками или операторами по приему платежей.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что в рамках приведенной в Вашем письме схемы (схема №1, приложение 1) расчетно-информационные центры (далее - РИЦ) распределяют между поставщиками денежные средства, поступающие от населения в оплату за жилищно-коммунальные услуги, РИЦ могут выполнять функции оператора по приему платежей, деятельность которого регулируется Федеральным законом №103-Ф3.

Таким образом, в случаях, когда РИЦ является оператором по приему платежей в рамках заключенных с поставщиками договоров о приеме платежей физических лиц, РИЦ не вправе получать денежные средства от кредитных организаций, выступающих в качестве платежных субагентов, а договоры, заключенные РИЦ с кредитными организациями, подлежат расторжению в соответствии с положениями части 21 статьи 4 Федерального закона №103-Ф3.

В отношении схем, в рамках которых кредитная организация перечисляет принятые от физических лиц денежные средства непосредственно поставщику или небанковской кредитной организации, осуществляющей последующие расчеты с поставщиком (схемы №2 и №3, приложение 1), отмечаем, что указанные схемы не противоречат требованиям Закона о НПС, поскольку реализованы с учетом требований части 1 статьи 4 Закона о НПС.

В отношении вопроса, касающегося оформления кредитной организацией платежного поручения на общую сумму при осуществлении переводов денежных средств, принятых от физических лиц отмечаем, что согласно норм пункта 1.2.3. главы 1 Положения Банка России от 01.04.2003 №222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации» при осуществлении перевода принятых от физических лиц денежных средств в адрес одного получателя платежное поручение может быть заполнено банком -отправителем платежа на общую сумму с последующей передачей заполняемых физическими лицами документов в соответствии с условиями договора, предусматривающего обязательство банка - отправителя платежа направлять документы получателю платежа.

Что касается взимания оператором по переводу денежных средств комиссионного вознаграждения за осуществление перевода денежных средств отмечаем, что Закон о НПС не содержит положений, ограничивающих возможность взимания указанного комиссионного вознаграждения с получателя средств или обслуживающего получателя оператора по переводу денежных средств. Указанные вопросы могут быть урегулированы в рамках заключения соответствующих договоров (часть 12 статьи 5 Закона о НПС).

В отношении вопроса, касающегося применения положений Информации Банка России от 12.08.2011 при осуществлении переводов денежных средств с банковских счетов клиентов, по которым совершаются операции с использованием банковских карт (далее - переводы со счетов банковских карт), отмечаем, что указанное информационное сообщение предусматривает необходимость соблюдения норм Федерального закона №103-Ф3, регулирующего деятельность платежных агентов при приеме от физических лиц наличных денежных средств, и, соответственно, содержащиеся в данном информационном сообщении рекомендации не распространяются на переводы со счетов банковских карт.

Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» не относит к компетенции Банка России оценку соответствия условий заключенных между юридическими лицами гражданско-правовых договоров законодательству Российской Федерации.

При этом отмечаем, что статьями 4, 5 и 6 Закона о НПС предусмотрена возможность осуществления операций по переводу денежных средств на основании соответствующих договоров, рекомендации по заключению которых, содержатся в Письме Банка России от 07.07.2011 №99-Т «О требованиях законодательства Российской Федерации о национальной платежной системе» и Информации Банка России от 12.08.2011, размещенной на официальном сайте Банка России в сети Интернет.

Директор Департамента

Е.Г. Меженинова

Прикрепленные документы

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика наличных денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 08.05.2010 N 83-ФЗ , от 27.12.2019 N 513-ФЗ)

2. Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов:

1) осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;

2) между юридическими лицами, и (или) индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими предпринимательской деятельности, и (или) лицами, занимающимися частной практикой и не являющимися индивидуальными предпринимателями, которая не связана с выполнением функций платежных агентов;

3) в пользу иностранных юридических лиц;

4) осуществляемых в безналичном порядке;

5) осуществляемых в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

3. К отношениям, регулируемым настоящим Федеральным законом, нормы Федерального закона "О национальной платежной системе" применяются только в части осуществления Банком России мониторинга в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 35 указанного Федерального закона. (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) поставщик - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

2) плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту наличных денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком; (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 513-ФЗ)

3) платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент; (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

4) оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;

5) платежный субагент - платежный агент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;

6) платежный терминал - устройство для приема платежным агентом от плательщика наличных денежных средств, функционирующее в автоматическом режиме без участия уполномоченного лица платежного агента. (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 513-ФЗ)

Статья 3. Деятельность по приему платежей физических лиц

1. Под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика наличных денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком. (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 513-ФЗ)

2. Платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком (далее - вознаграждение).

3. Денежное обязательство физического лица перед поставщиком считается исполненным в размере внесенных платежному агенту наличных денежных средств, за исключением вознаграждения, с момента их передачи платежному агенту. (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 513-ФЗ)

Статья 4. Условия осуществления приема платежей

1. Оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием наличных денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя. (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 513-ФЗ)

2. Поставщик вправе заключить с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, указанный в части 1 настоящей статьи, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров (работ, услуг), в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц.

2.1. Платежный агент не вправе принимать денежные средства в пользу кредитных организаций. (в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 110-ФЗ)

3. Поставщик обязан предоставить по запросу плательщика информацию о платежных агентах, осуществляющих прием платежей в его пользу, о местах приема платежей, а также обязан предоставить налоговым органам по их запросам перечень платежных агентов, осуществляющих прием платежей в его пользу, и информацию о местах приема платежей. (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

4. Исполнение обязательств оператора по приему платежей перед поставщиком по осуществлению соответствующих расчетов должно обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком, страхованием риска гражданской ответственности за неисполнение обязанности по осуществлению расчетов с поставщиком или другими способами, предусмотренными договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

5. Оператор по приему платежей вправе осуществлять прием платежей после его постановки на учет уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. (в ред. Федерального закона от 18.04.2018 N 80-ФЗ)

6. Оператор по приему платежей в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, в установленных случаях должен проводить идентификацию физического лица, осуществляющего платеж.

7. Оператор по приему платежей вправе привлекать других лиц - платежных субагентов для осуществления приема платежей, если такое право предусмотрено в заключенном им с поставщиком договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. При таком привлечении соответствующие полномочия платежного субагента не требуют нотариального удостоверения. Платежный субагент не вправе привлекать других лиц для осуществления приема платежей. (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

8. Платежный субагент осуществляет прием платежей от своего имени или от имени оператора по приему платежей, а в случае, если это оговорено в договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, заключенном оператором по приему платежей с поставщиком, - от имени поставщика и в соответствии с требованиями статьи 1009 Гражданского кодекса Российской Федерации.

9. Платежный субагент для приема платежей должен заключить с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого платежный субагент вправе от своего имени, от имени оператора по приему платежей или от имени поставщика и за счет поставщика, оператора по приему платежей осуществлять прием наличных денежных средств от плательщиков в соответствии с условиями договора, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, а также обязан осуществлять последующие расчеты с оператором по приему платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя. (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 513-ФЗ)

10. Платежный субагент не вправе осуществлять прием платежей, требующих проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

11. Платежный агент при приеме платежей обязан иметь соответствующий договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренный настоящей статьей. Деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по приему от физического лица наличных денежных средств без заключения указанного договора, соответствующего требованиям настоящего Федерального закона, либо договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренного Федеральным законом "О банках и банковской деятельности", запрещена. (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 513-ФЗ)

11.1. Поставщик не вправе заключить с оператором по приему платежей, а оператор по приему платежей не вправе заключить с платежным субагентом договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, указанный в части 1 настоящей статьи, если оператор по приему платежей или платежный субагент осуществляет наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

12. Платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

13. Платежный агент при приеме платежей обязан обеспечить в каждом месте приема платежей предоставление плательщикам следующей информации:

1) адреса места приема платежей;

2) наименования и места нахождения оператора по приему платежей и платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом, а также их идентификационных номеров налогоплательщика;

3) наименования поставщика;

4) реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и поставщиком, а также реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и платежным субагентом в случае приема платежа платежным субагентом;

5) размера вознаграждения, уплачиваемого плательщиком оператору по приему платежей и платежному субагенту в случае приема платежа платежным субагентом, в случае взимания вознаграждения;

6) способов подачи претензий;

7) номеров контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом;

8) адресов и номеров контактных телефонов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством Российской Федерации на проведение государственного контроля (надзора) за приемом платежей.

14. Платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов. (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

15. Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета). (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

16. По специальному банковскому счету платежного агента могут осуществляться следующие операции: (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

1) зачисление наличных денежных средств, принятых от физических лиц непосредственно платежным агентом (оператором по приему платежей или платежным субагентом); (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 513-ФЗ)

2) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента; (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

3) списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика; (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

4) списание денежных средств на банковские счета. (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

17. Осуществление других операций по специальному банковскому счету платежного агента не допускается. (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

18. Поставщик, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также казенных и бюджетных учреждений, находящихся в их ведении, при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами. (в ред. Федеральных законов от 27.06.2011 N 162-ФЗ , от 27.12.2019 N 513-ФЗ)

19. По специальному банковскому счету поставщика могут осуществляться операции: (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

1) зачисление денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента; (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

2) списание денежных средств на банковские счета. (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

20. Осуществление других операций по специальному банковскому счету поставщика не допускается. (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

20.1. Лицо, которому в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации вносятся денежные средства в виде взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, пеней за ненадлежащее исполнение обязанности по уплате таких взносов, в качестве специального банковского счета поставщика для зачисления указанных денежных средств использует специальный счет, на котором осуществляется формирование фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 513-ФЗ)

21. Кредитные организации не вправе выступать операторами по приему платежей или платежными субагентами, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиками или операторами по приему платежей. (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

Статья 5. Особые требования к кассовому чеку, выдаваемому платежным агентом плательщику

1. Прием платежным агентом от плательщика наличных денежных средств должен быть подтвержден выдачей (направлением) в момент осуществления платежа кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа. (в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 290-ФЗ , от 27.12.2019 N 513-ФЗ)

2. Кассовый чек, выдаваемый (направляемый) платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего расчета, должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

3. Часть утратила силу. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

4. Кассовый чек, выдаваемый платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего платежа, может содержать также иные реквизиты в случаях, когда это предусмотрено договором, указанным в настоящего Федерального закона.

Статья 6. Требования к автоматическим устройствам для приема платежей физических лиц

1. Платежные агенты при приеме платежей вправе использовать платежные терминалы. Платежный терминал, используемый платежным агентом при приеме платежей, должен содержать в своем составе контрольно-кассовую технику и обеспечивать в автоматическом режиме:

1) предоставление плательщикам информации, предусмотренной настоящего Федерального закона;

2) прием от плательщиков информации о наименовании поставщика, о наименовании товара (работы, услуги), за который (которые) исполняются денежные обязательства физического лица перед поставщиком, о размере вносимых платежному агенту наличных денежных средств, а также иной информации, если это предусмотрено договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц; (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 513-ФЗ)

3) прием наличных денежных средств, вносимых плательщиками; (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 513-ФЗ)

4) печать кассовых чеков и их выдачу (направление) плательщикам после приема внесенных наличных денежных средств. (в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 290-ФЗ , от 27.12.2019 N 513-ФЗ)

2. Платежные терминалы, используемые платежными агентами при приеме платежей, могут также обеспечивать в автоматическом режиме предоставление другой информации и выполнение других функций, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

3.- 4. Части утратили силу. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

5. В случае изменения адреса места установки платежного терминала платежный агент обязан в день осуществления такого изменения направить соответствующее уведомление в налоговый орган с указанием нового адреса места установки контрольно-кассовой техники, входящей в состав платежного терминала.

6. Применение иных устройств, не являющихся платежными терминалами, для приема платежей физических лиц без участия уполномоченного лица платежного агента не допускается.

7. Оператор по приему платежей не вправе осуществлять прием платежей, требующих в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, без участия своего уполномоченного лица, а также использовать при приеме таких платежей платежные терминалы.

Статья 7. Контроль за соблюдением требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом

1. Контроль за соблюдением требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации на проведение государственного контроля (надзора) за приемом платежей.

2. Оператор по приему платежей обязан осуществлять контроль за соблюдением платежным субагентом, с которым у него заключен договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, требований настоящего Федерального закона.

3. Несоблюдение оператором по приему платежей требований настоящего Федерального закона является основанием для расторжения поставщиком с таким оператором по приему платежей договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. Несоблюдение платежным субагентом требований настоящего Федерального закона является основанием для расторжения оператором по приему платежей с таким платежным субагентом договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

4. Контроль за соблюдением платежными агентами обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а также по использованию платежными агентами и поставщиками специальных банковских счетов для осуществления расчетов при приеме платежей осуществляют налоговые органы Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

5. Банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии специальных банковских счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на специальных банковских счетах, выписки по операциям на специальных банковских счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа. Справки о наличии специальных банковских счетов и (или) об остатках денежных средств на специальных банковских счетах, а также выписки по операциям на специальных банковских счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в банке могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения контроля, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, в отношении этих организаций (индивидуальных предпринимателей). (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

6. Форма (форматы) и порядок направления налоговыми органами запроса в банк устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Форма и порядок предоставления банками информации по запросам налоговых органов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Форматы предоставления банками в электронном виде информации по запросам налоговых органов утверждаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

7. Операторы по приему платежей обязаны выдавать налоговым органам сведения об осуществленных расчетах в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа. Сведения об осуществленных расчетах могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения контроля, предусмотренного частью 4 настоящей статьи. (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

8. Форма (форматы) и порядок направления налоговым органом запроса оператору по приему платежей устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Форма и порядок предоставления оператором по приему платежей информации по запросам налоговых органов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Форматы предоставления операторами по приему платежей в электронном виде информации по запросам налоговых органов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. (в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

Статья 8. Заключительные положения (в ред. Федерального закона от 28.11.2009 N 289-ФЗ)

1. Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и не соответствующая требованиям настоящего Федерального закона, может применяться при приеме платежей до 1 января 2014 года при условии ее регистрации платежным агентом в налоговых органах до 1 января 2011 года.

2. Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, может применяться при приеме платежей (в том числе в платежных терминалах) только в случае ее соответствия требованиям настоящего Федерального закона.

3. После 1 апреля 2010 года прием платежей без применения контрольно-кассовой техники, указанной в части 1 или 2 настоящей статьи, не допускается.

4. Прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, указанный в частях и статьи 4 настоящего Федерального закона, а также получение поставщиком, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также казенных и бюджетных учреждений, находящихся в их ведении, и лиц, указанных в части 20.1 статьи 4 настоящего Федерального закона, денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, указанными в статьи 4 настоящего Федерального закона, не допускаются. и статьи 6 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 апреля 2010 года.

Президент Российской Федерации
Д. МЕДВЕДЕВ

Москва, Кремль

В текущем 2010 году внесены изменения в законодательство о деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемых платежными агентами. Согласно Федерального Закона от 03.06.2009 №103-Ф3 « О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» после 1 апреля 2010 года не допускается прием платежными агентами платежей физических лиц, а также применение платежных терминалов (ПТ) или банкоматов без использования контрольно-кассовой техники (ККТ) и выдачи кассовых чеков, соответствующих определенным требованиям.
В связи с этим платежные агенты обязаны переоснастить все платежные терминалы и банкоматы, включив в их оборудование ККТ.

В настоящее время в Государственный реестр ККТ включены:
1). Три модели ККТ (программно-технического комплекса), соответствующие требованиям Закона №103-Ф3:
- MSTAR-TUP-K
- Ярус-01К
- Ярус-02К
2). 21 модель ККТ (фискальные регистраторы), не соответствующие требованиям Закона №103-Ф3, но которые могут использоваться в составе ПТ:

Азимут-Epson TM-U950 РК версия 02
- Прим-07К версия 02
- Прим-08ТК версия 02
- Прим-09ТК версия 01
- Прим-21К версия 01,02,03
- Прим-бОТК версия 01
- Прим-88ТК версия 01
- Штрих-киоск-ФР-К
- Штрих-мини-ФР-К версия 01
- Штрих-М-ФР-К
- Штрих-ФР-К версия 01
- Штрих-Light-ФР-К
- Элвес-ФР-К версия 01
- BIXOLON-01K
- FPrint-02K
- FPrint-ОЗК
- FPrint-88K
- FPrint-5200K
- PayCTS-2000K
- PayPPU-700K
- PayVKP-80K
В статью 8 Закона №103-Ф3 внесены изменения, с соответствии с которыми ККТ, не соответствующая требованиям Закона №103-Ф3, также может применяться при приеме платежей до 01.01.2014 при условии её регистрации платежными агентами в налоговых органах до 01.01.2011.

Прием платежным агентом от плательщика денежных средств должен быть подтвержден выдачей в момент осуществления платежа кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа. Особые требования к кассовому чеку определены статьей 5 Федерального закона №103-Ф3 и содержать обязательные реквизиты, указанные в пункте 2 статьи 5 вышеназванного закона. Все реквизиты, напечатанные на кассовом чеке, должны быть четкими и легкочитаемыми в течение не менее 6 месяцев. А также кассовый чек может содержать иные реквизиты в случаях, когда это предусмотрено договором, указанным в статье 4 Федерального закона №103-Ф3.

Согласно п. 2 статьи 5 Закона № 54-ФЗ организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие платежный терминал или банкомат, обязаны:

Предоставлять при регистрации, перерегистрации и снятии с регистрации контрольно-кассовой техники в налоговых органах и замене накопителей фискальной памяти налоговым органам паспорт контрольно-кассовой техники и информацию, зарегистрированную в фискальной памяти контрольно-кассовой техники;
- обеспечивать ведение и хранение документации, связанной с приобретением, регистрацией, перерегистрацией и снятием с регистрации в налоговом органе, вводом в эксплуатацию, проверкой исправности, ремонтом, техническим обслуживанием, заменой программно-аппаратных средств, выводом из эксплуатации контрольно-кассовой техники, ходом регистрации контрольно-кассовой техникой информации о платежах, а также обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющих проверку в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона № 54-ФЗ, беспрепятственный доступ к соответствующей контрольно-кассовой технике и документации.

Особенностью регистрации ККТ, входящей в состав платежного терминала (банкомата), является точное определение места установки ККТ, в понятие которого входит подробное описание места расположения конкретного терминала (банкомата) с возможностью его идентификации, при этом регистрация ККТ должна проводиться с обязательным выходом (выездом) специалиста налогового органа на место установки данного терминала (банкомата), что потребует дополнительных временных затрат на регистрацию.

Для исполнения государственной функции по регистрации и контролю за применением ККТ представителю налогового органа, участвующему в регистрации ККТ, на месте установки ПТ необходимо иметь схему доступа и пароль доступа к меню налогового инспектора.
Но, принимая во внимание, короткий промежуток времени, установленный законодательством, регистрация ККТ на территории налогового органа возможна только в случаях, если пользователем (платежным агентом), заявившим для регистрации встраиваемую ККТ, типовое заявление о регистрации ККТ и материалы, прилагаемые к заявлению, содержат информацию, позволяющую идентифицировать ПТ, а именно:

1. Подробное местоположение и схему доступа к ПТ,
2. Номер ПТ или его уникальный регистрационный номер в платежной сети
пользователя, печатаемый ПТ на кассовом чеке в соответствии с п. 3 ст. 6 Закона № 103- ФЗ,
3. Чек (документ) с реквизитами, печатаемыми ПТ до встраивания ККТ (в случае, если ККТ не соответствует требованиям Закона № 103-ФЗ и не обеспечивает печать обязательных реквизитов, предусмотренных ст. 5 Закона № 103-ФЗ),
4. Инструкцию для налогового инспектора по контролю за применением ККТ в ПТ, включающую:

Детальное описание порядка действий налогового инспектора при осуществлении опосредованного оперативного контроля (без привлечения представителей пользователя и ЦТО и без вскрытия корпуса ПТ) за применением встраиваемой ККТ,
- пароль для доступа к меню налогового инспектора, установленный на ПТ.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами


Документ с изменениями, внесенными:
(Российская газета, N 228, 01.12.2009);
(Российская газета, N 100, 12.05.2010) (о порядке вступления в силу см. );
(Российская газета, N 139, 30.06.2011) (о порядке вступления в силу см. );
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.05.2014) (о порядке вступления в силу см. );
Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 290-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.07.2016, N 0001201607040160) (о порядке вступления в силу см. );
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 18.04.2018, N 0001201804180020);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.12.2019, N 0001201912280072).
____________________________________________________________________

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика наличных денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2011 года Федеральным законом от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 513-ФЗ .

2. Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов:

1) осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;

2) между юридическими лицами, и (или) индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими предпринимательской деятельности, и (или) лицами, занимающимися частной практикой и не являющимися индивидуальными предпринимателями, которая не связана с выполнением функций платежных агентов;

3) в пользу иностранных юридических лиц;

4) осуществляемых в безналичном порядке;

5) осуществляемых в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

3. К отношениям, регулируемым настоящим Федеральным законом, нормы Федерального закона "О национальной платежной системе" применяются только в части осуществления Банком России мониторинга в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 35 указанного Федерального закона Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 162-ФЗ).

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) поставщик - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с , а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2011 года Федеральным законом от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ ;

2) плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту наличных денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;
Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 513-ФЗ .

3) платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент (пункт дополнен с 29 сентября 2011 года Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 162-ФЗ ;

4) оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;

5) платежный субагент - платежный агент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;

6) платежный терминал - устройство для приема платежным агентом от плательщика наличных денежных средств, функционирующее в автоматическом режиме без участия уполномоченного лица платежного агента.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 8 января 2020 года Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 513-ФЗ .

Статья 3. Деятельность по приему платежей физических лиц

1. Под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика наличных денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации , а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 513-ФЗ .

2. Платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком (далее - вознаграждение).

3. Денежное обязательство физического лица перед поставщиком считается исполненным в размере внесенных платежному агенту наличных денежных средств, за исключением вознаграждения, с момента их передачи платежному агенту.
(Часть в редакции, введенной в действие с 8 января 2020 года Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 513-ФЗ .

Статья 4. Условия осуществления приема платежей

1. Оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием наличных денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.
(Часть в редакции, введенной в действие с 8 января 2020 года Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 513-ФЗ .

2. Поставщик вправе заключить с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, указанный в части 1 настоящей статьи, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров (работ, услуг), в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц.

2_1. Платежный агент не вправе принимать денежные средства в пользу кредитных организаций.
(Часть дополнительно включена с 16 мая 2014 года Федеральным законом от 5 мая 2014 года N 110-ФЗ)

3. Поставщик обязан предоставить по запросу плательщика информацию о платежных агентах, осуществляющих прием платежей в его пользу, о местах приема платежей, а также обязан предоставить налоговым органам по их запросам перечень платежных агентов, осуществляющих прием платежей в его пользу, и информацию о местах приема платежей (часть в редакции, введенной в действие с 29 сентября 2011 года Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 162-ФЗ .

4. Исполнение обязательств оператора по приему платежей перед поставщиком по осуществлению соответствующих расчетов должно обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком, страхованием риска гражданской ответственности за неисполнение обязанности по осуществлению расчетов с поставщиком или другими способами, предусмотренными договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

5. Оператор по приему платежей вправе осуществлять прием платежей после его постановки на учет уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
(Часть в редакции, введенной в действие с 29 апреля 2018 года Федеральным законом от 18 апреля 2018 года N 80-ФЗ .

6. Оператор по приему платежей в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, в установленных случаях должен проводить идентификацию физического лица, осуществляющего платеж.

7. Оператор по приему платежей вправе привлекать других лиц - платежных субагентов для осуществления приема платежей, если такое право предусмотрено в заключенном им с поставщиком договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. При таком привлечении соответствующие полномочия платежного субагента не требуют нотариального удостоверения. Платежный субагент не вправе привлекать других лиц для осуществления приема платежей (часть дополнена с 29 сентября 2011 года Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 162-ФЗ .

8. Платежный субагент осуществляет прием платежей от своего имени или от имени оператора по приему платежей, а в случае, если это оговорено в договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, заключенном оператором по приему платежей с поставщиком, - от имени поставщика и в соответствии с требованиями статьи 1009 Гражданского кодекса Российской Федерации .

9. Платежный субагент для приема платежей должен заключить с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого платежный субагент вправе от своего имени, от имени оператора по приему платежей или от имени поставщика и за счет поставщика, оператора по приему платежей осуществлять прием наличных денежных средств от плательщиков в соответствии с условиями договора, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, а также обязан осуществлять последующие расчеты с оператором по приему платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.
(Часть в редакции, введенной в действие с 8 января 2020 года Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 513-ФЗ .

10. Платежный субагент не вправе осуществлять прием платежей, требующих проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

11. Платежный агент при приеме платежей обязан иметь соответствующий договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренный настоящей статьей. Деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по приему от физического лица наличных денежных средств без заключения указанного договора, соответствующего требованиям настоящего Федерального закона, либо договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренного Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" , запрещена.
(Часть в редакции, введенной в действие с 8 января 2020 года Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 513-ФЗ .

11_1. Поставщик не вправе заключить с оператором по приему платежей, а оператор по приему платежей не вправе заключить с платежным субагентом договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, указанный в части 1 настоящей статьи, если оператор по приему платежей или платежный субагент осуществляет наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники.
(Часть дополнительно включена с 15 июля 2016 года )

12. Платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
Федеральным законом от 03 июля 2016 года N 290-ФЗ .

13. Платежный агент при приеме платежей обязан обеспечить в каждом месте приема платежей предоставление плательщикам следующей информации:

1) адреса места приема платежей;

2) наименования и места нахождения оператора по приему платежей и платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом, а также их идентификационных номеров налогоплательщика;

3) наименования поставщика;

4) реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и поставщиком, а также реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и платежным субагентом в случае приема платежа платежным субагентом;

5) размера вознаграждения, уплачиваемого плательщиком оператору по приему платежей и платежному субагенту в случае приема платежа платежным субагентом, в случае взимания вознаграждения;

6) способов подачи претензий;

7) номеров контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом;

8) адресов и номеров контактных телефонов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством Российской Федерации на проведение государственного контроля (надзора) за приемом платежей.

14. Платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов (часть в редакции, введенной в действие с 29 сентября 2011 года Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 162-ФЗ .

15. Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета) (часть в редакции, введенной в действие с 29 сентября 2011 года Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 162-ФЗ .

16. По специальному банковскому счету платежного агента могут осуществляться следующие операции:

1) зачисление наличных денежных средств, принятых от физических лиц непосредственно платежным агентом (оператором по приему платежей или платежным субагентом);
(Пункт в редакции, введенной в действие с 8 января 2020 года Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 513-ФЗ .

2) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента;

3) списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика;

4) списание денежных средств на банковские счета.
(Часть дополнительно включена с 29 сентября 2011 года Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 162-ФЗ)

17. Осуществление других операций по специальному банковскому счету платежного агента не допускается (часть дополнительно включена с 29 сентября 2011 года Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 162-ФЗ).

18. Поставщик, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также казенных и бюджетных учреждений, находящихся в их ведении, при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.
(Часть дополнительно включена с 29 сентября 2011 года Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 162-ФЗ ; в редакции, введенной в действие с 8 января 2020 года Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 513-ФЗ .

19. По специальному банковскому счету поставщика могут осуществляться операции:

1) зачисление денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента;

2) списание денежных средств на банковские счета.
(Часть дополнительно включена с 29 сентября 2011 года Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 162-ФЗ)

20. Осуществление других операций по специальному банковскому счету поставщика не допускается (часть дополнительно включена с 29 сентября 2011 года Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 162-ФЗ).

20_1. Лицо, которому в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации вносятся денежные средства в виде взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, пеней за ненадлежащее исполнение обязанности по уплате таких взносов, в качестве специального банковского счета поставщика для зачисления указанных денежных средств использует специальный счет, на котором осуществляется формирование фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
(Часть дополнительно включена с 8 января 2020 года Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 513-ФЗ)

21. Кредитные организации не вправе выступать операторами по приему платежей или платежными субагентами, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиками или операторами по приему платежей (часть дополнительно включена с 29 сентября 2011 года Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 162-ФЗ).

Статья 5. Особые требования к кассовому чеку, выдаваемому платежным агентом плательщику

1. Прием платежным агентом от плательщика наличных денежных средств должен быть подтвержден выдачей (направлением) в момент осуществления платежа кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа.
(Часть в редакции, введенной в действие с 15 июля 2016 года Федеральным законом от 03 июля 2016 года N 290-ФЗ ; в редакции, введенной в действие с 8 января 2020 года Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 513-ФЗ .

2. Кассовый чек, выдаваемый (направляемый) платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего расчета, должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
(Часть в редакции, введенной в действие с 15 июля 2016 года Федеральным законом от 03 июля 2016 года N 290-ФЗ .

..

4. Кассовый чек, выдаваемый платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего платежа, может содержать также иные реквизиты в случаях, когда это предусмотрено договором, указанным в статье 4 настоящего Федерального закона.

Статья 6. Требования к автоматическим устройствам для приема платежей физических лиц

1. Платежные агенты при приеме платежей вправе использовать платежные терминалы. Платежный терминал, используемый платежным агентом при приеме платежей, должен содержать в своем составе контрольно-кассовую технику и обеспечивать в автоматическом режиме:

1) предоставление плательщикам информации, предусмотренной статьей 4 настоящего Федерального закона;

2) прием от плательщиков информации о наименовании поставщика, о наименовании товара (работы, услуги), за который (которые) исполняются денежные обязательства физического лица перед поставщиком, о размере вносимых платежному агенту наличных денежных средств, а также иной информации, если это предусмотрено договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 8 января 2020 года Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 513-ФЗ .

3) прием наличных денежных средств, вносимых плательщиками;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 8 января 2020 года Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 513-ФЗ .

4) печать кассовых чеков и их выдачу (направление) плательщикам после приема внесенных наличных денежных средств.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 июля 2016 года Федеральным законом от 03 июля 2016 года N 290-ФЗ ; в редакции, введенной в действие с 8 января 2020 года Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 513-ФЗ .

2. Платежные терминалы, используемые платежными агентами при приеме платежей, могут также обеспечивать в автоматическом режиме предоставление другой информации и выполнение других функций, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

3. Часть утратила силу с 15 июля 2016 года - Федеральный закон от 03 июля 2016 года N 290-ФЗ ..

4. Часть утратила силу с 15 июля 2016 года - Федеральный закон от 03 июля 2016 года N 290-ФЗ ..

5. В случае изменения адреса места установки платежного терминала платежный агент обязан в день осуществления такого изменения направить соответствующее уведомление в налоговый орган с указанием нового адреса места установки контрольно-кассовой техники, входящей в состав платежного терминала.

6. Применение иных устройств, не являющихся платежными терминалами, для приема платежей физических лиц без участия уполномоченного лица платежного агента не допускается.

7. Оператор по приему платежей не вправе осуществлять прием платежей, требующих в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, без участия своего уполномоченного лица, а также использовать при приеме таких платежей платежные терминалы.

Статья 7. Контроль за соблюдением требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом

1. Контроль за соблюдением требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации на проведение государственного контроля (надзора) за приемом платежей.

2. Оператор по приему платежей обязан осуществлять контроль за соблюдением платежным субагентом, с которым у него заключен договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, требований настоящего Федерального закона.

3. Несоблюдение оператором по приему платежей требований настоящего Федерального закона является основанием для расторжения поставщиком с таким оператором по приему платежей договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. Несоблюдение платежным субагентом требований настоящего Федерального закона является основанием для расторжения оператором по приему платежей с таким платежным субагентом договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

4. Контроль за соблюдением платежными агентами обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а также по использованию платежными агентами и поставщиками специальных банковских счетов для осуществления расчетов при приеме платежей осуществляют налоговые органы Российской Федерации (часть дополнительно включена с 29 сентября 2011 года Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 162-ФЗ).

5. Банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии специальных банковских счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на специальных банковских счетах, выписки по операциям на специальных банковских счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа. Справки о наличии специальных банковских счетов и (или) об остатках денежных средств на специальных банковских счетах, а также выписки по операциям на специальных банковских счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в банке могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения контроля, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, в отношении этих организаций (индивидуальных предпринимателей) (часть дополнительно включена с 29 сентября 2011 года Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 162-ФЗ).

6. Форма (форматы) и порядок направления налоговыми органами запроса в банк устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Форма и порядок предоставления банками информации по запросам налоговых органов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Форматы предоставления банками в электронном виде информации по запросам налоговых органов утверждаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (часть дополнительно включена с 29 сентября 2011 года Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 162-ФЗ).

7. Операторы по приему платежей обязаны выдавать налоговым органам сведения об осуществленных расчетах в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа. Сведения об осуществленных расчетах могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения контроля, предусмотренного частью 4 настоящей статьи (часть дополнительно включена с 29 сентября 2011 года Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 162-ФЗ).

8. Форма (форматы) и порядок направления налоговым органом запроса оператору по приему платежей устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Форма и порядок предоставления оператором по приему платежей информации по запросам налоговых органов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Форматы предоставления операторами по приему платежей в электронном виде информации по запросам налоговых органов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (часть дополнительно включена с 29 сентября 2011 года Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 162-ФЗ).

Статья 8. Заключительные положения

1. Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и не соответствующая требованиям настоящего Федерального закона, может применяться при приеме платежей до 1 января 2014 года при условии ее регистрации платежным агентом в налоговых органах до 1 января 2011 года.

2. Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, может применяться при приеме платежей (в том числе в платежных терминалах) только в случае ее соответствия требованиям настоящего Федерального закона.

3. После 1 апреля 2010 года прием платежей без применения контрольно-кассовой техники, указанной в части 1 или 2 настоящей статьи, не допускается.

4. Прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, указанный в частях 14 и 15 статьи 4 настоящего Федерального закона, а также получение поставщиком, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также казенных и бюджетных учреждений, находящихся в их ведении, и лиц, указанных в части 20_1 статьи 4 настоящего Федерального закона, денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, указанными в части 18 статьи 4 настоящего Федерального закона, не допускаются.
(Часть дополнительно включена с 29 сентября 2011 года Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 162-ФЗ ; в редакции, введенной в действие с 8 января 2020 года Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 513-ФЗ .
Федеральным законом от 28 ноября 2009 года N 289-ФЗ .

Статья 9. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 года, за исключением части 12 статьи 4, статьи 5, частей 1, 4 и 5 статьи 6 настоящего Федерального закона.

2. Часть 12 статьи 4, статья 5, части 1, 4 и 5 статьи 6 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 апреля 2010 года.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 декабря 2009 года Федеральным законом от 28 ноября 2009 года N 289-ФЗ .

Президент
Российской Федерации
Д.Медведев

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"