Понятие и основные признаки права их характеристика. Понятие права

  • Дата: 21.11.2020

Рассмотрим важнейшие признаки права, которые характеризуют его как специфическую систему регулирования общественных отношений:

  • 1) нормативность: право - система норм (иерархически соподчиненных, не противоречивых), наиболее общих, типичных моделей поведения;
  • 2) общеобязательность - право носит всеобщий характер, распространяя свое действие на всю территорию страны, на все ее население. При этом правовые нормы обязательны для всех, в том числе и для государства;
  • 3) правила поведения закрепляются, санкционируются, устанавливаются государством;
  • 4) формализованное™. Правила поведения документально фиксируются в виде правовых норм в определенных источниках (нормативный правой акт, судебный прецедент, договор нормативного содержания и др.), принятых в установленной процедуре;
  • 5) защита юридических норм - нарушение норм права влечет применение санкций со стороны государства;
  • 6) стабильность - право должно быть стабильно, иначе оно теряет качество регулятора общественных отношений;
  • 7) динамизм - право должно развиваться, иначе оно превращается в тормоз развития общества;
  • 8) волеустановленность: право - явление волевое, так как по своей сути является нормативно выраженной всеобщей волей людей.

Совокупность нормы права следует расценивать как "рабочий инструмент", с помощью которого обеспечивается свобода человека и преодолевается социальный антипод права - произвол и беззаконие.

Социально-правовые притязания права человека должны трансформироваться и приобрести форму субъективного права. Нормативность в правовой сфере - это не просто формирование типичного правила, а не-

что большее - гарантия осуществления субъективного права. Обладатель субъективного права не просто свободен в своих действиях, его свобода обеспечена, защищена общеобязательностью нормы.

Нормативность права заключается в том, что право общеобязательно, возведено в закон. Естественно-правовые притязания уже потенциально нормативны, поскольку лишь при нормативном закреплении они становятся реально действующими.

Право посредством юридических норм несет информацию о том, какие действия возможны, какие запрещены, а какие необходимы. Если человек действует в рамках права, то он чувствует себя уверенно и свободно, находится под защитой общества и государства. Право, таким образом, определяет сферу свободы человека и тем самым регулирует его поведение. Если человек игнорирует регулирующее воздействие права, он несвободен. По этой причине преступник - самый несвободный человек.

Очевидно, что право - результат проявление воли и сознания людей, право выступает позитивным институтом при урегулировании общих дел всего общества и выражает объективные социальные закономерности. В праве закрепляются и находят свое выражение потребности, интересы, цели отдельного человека, группы лиц, общества и различных организаций. Несмотря на то что эти потребности, интересы и цели могут не совпадать, право должно зафиксировать социальный компромисс на началах свободы, справедливости и равенства всех участников общественных отношений. Только на этом пути право становится объективным, обретает интеллектуальный характер, а государство из аппарата подавления превращается в правовое государство, обеспечивающее свободное развитие как всего общества, так и отдельной личности. Формирование и функционирование права как выражения свободы, справедливости и разума возможны только в обществе, в котором все индивиды имеют экономическую, политическую и духовную свободу. Но это осуществимо лишь в развитом гражданском обществе и правовом государстве.

Право есть проявление воли свободной личности, так как в нем реализуются субъективные интересы и потребности. Волевое начало права нужно рассматривать в нескольких аспектах: во-первых, в основе сущности права лежит притязание отдельного лица, организации или социальной группы, и в совокупности этих притязаний выражается их воля; во-вторых, признание/непризнание данных притязаний осуществляется через органы государственной власти, таким образом, формирование права опосредуется, с одной стороны, волей личности-общества, с другой - деятельностью государства.

Обеспеченность возможностью государственного принуждения - это специфический признак права, отличающий его от иных форм социального регулирования: нравственности, обычаев, корпоративных норм и т.д. Государство, имеющее монополию на осуществление принуждения, представляет собой необходимый внешний фактор существования и функционирования права. Именно государство придает праву важнейшие свойства: стабильность, определенность и защищенность.

Государственное принуждение реализуется в двух направлениях. Во- первых, оно обеспечивает защиту субъективного права и преследует цель принудить правонарушителя к исполнению обязанности в интересах пострадавшей стороны (например, взыскание долга, возмещение причиненного ущерба). Во-вторых, в определенных законом случаях виновный привлекается к юридической ответственности и подвергается наказанию (лишение свободы, конфискация имущества, штраф и т.п.).

Еще И. Кант отмечал, что осуществление права требует, чтобы оно было общеобязательным, что достигается через его наделение принудительной силой. Сообщить праву такое свойство способно лишь государство как единственно возможный субъект принуждения.

Государственное принуждение - это фактор, позволивший четко разграничить право и обязанность, т.е. сферу личной свободы и ее границы. Человек, действующий в рамках права, свободен. Человек, нарушающий обязанности, действует несвободно. Ценность государства для права состоит в том, что с помощью государственного принуждения (и его возможности) четко устанавливается граница между свободой и несвободой, произволом. Эта граница обозначена через юридическую обязанность. Государственное принуждение ограничивает свободу человека вплоть до того, что может лишить его этой свободы. Но при этом государству самому, как многократно подчеркивал И. Кант, необходимо опираться на право, ориентироваться в своей деятельности на него. Государство, которое само уклоняется от соблюдения прав и свобод, не обеспечивает охраны позитивных законов, свобод личности, рискует потерять доверие и уважение своих граждан. Люди будут сознательно занимать позицию отчужденности от такого государства и противостоять ему.

Другой важнейший признак права - формальная определенность. Следует заметить, что формальная определенность в некоторой степени свойственна и другим нормативным системам. Так, корпоративные нормы закрепляются в уставах, положениях и других нормативных актах. Религиозные нормы-заповеди формулируются в священных книгах. Однако в перечисленных случаях форма соответствующим правилам придается не государством, а другими организациями (общественными, религиозными). Государство, в отличие от них, придает праву общеобязательное значение, возводя право в закон, придаст ему официальную форму выражения.

Нормы права закрепляются государством или уполномоченными лицами в законах, иных нормативных актах, которые подлежат исполнению. В прецедентном праве формальная определенность достигается официальной публикацией судебных решений, признаваемых в качестве образцов, обязательных при рассмотрении аналогичных юридических дел. В обычном праве она обеспечивается формулой закона, который санкционирует применение обычая, либо текстом судебного решения, принятого на основании обычая. В результате на основе норм права и индивидуальных юридических решений четко и однозначно определяются субъективные права, обязанности, ответственность граждан и организаций.

Итак, государство придает форму правовому содержанию. Роль государства нельзя преувеличивать и, например, считать, что право - результат, продукт государственной деятельности. Такие ложные представления длительное время господствовали в отечественной науке и практике.

Связь общества, государства и права в рассматриваемом аспекте описывается формулой "содержание права создается обществом, форма права - государством". От способа участия государства в правотворчестве зависят виды форм (источников) права: санкционированный обычай, судебный прецедент, нормативный акт.

Право представляет собой сложное системное образование. В настоящее время особую значимость приобретает деление его на три элемента: естественное, позитивное и субъективное право. Первый элемент - естественное право, состоящее из социально-правовых притязаний, содержание которых обусловлено природой человека и общества. Второй элемент - позитивное право. Это законодательство и другие источники юридических норм, в которых получают официальное признание социально-правовые притязания граждан, организаций, социальных групп. Третий элемент - субъективное право, т.е. индивидуальные возможности, возникающие на основе норм позитивного права и удовлетворяющие интересы и потребности его обладателя.

Отсутствие хотя бы одного из перечисленных элементов деформирует право, оно утрачивает свойство эффективного регулятора общественных отношений и поведения людей.

Нередко право сводят к совокупности (системе) норм. При таком понимании право становится внешним для человека, навязываемым ему сверху. Подобная узкая трактовка искажает смысл права. Для человека ценны не нормы сами по себе, а те реальные возможности и блага, которые они обеспечивают. Блага (как материальные, так и духовные) человек имеет и добывает сам.

Смысл же социально-правовых притязаний состоит в том, чтобы они получили официальное признание, т.е. трансформировались в субъективные права. Инструментом, с помощью которого естественно-правовые притязания превращаются в субъективные права, являются нормы позитивного права. Что для человека важнее: гарантированные реальные блага или инструмент их гарантирования (юридические нормы)? Наверное, все-таки благо, а не нормы, но которым оно отмерено и которыми защищено.

Сведение права к совокупности норм приводит к отождествлению его с позитивным правом и игнорированию естественного права. Дело в том, что субъективное право имеет два источника - формальный (нормы права, или позитивное право) и содержательный (естественное право). Разрыв связей между ними порождает представление, а точнее сказать, иллюзию того, что субъективное право - "дар" государства, законодателя, благо, отпущенное сверху.

Отдельный человек становится зависимым от закона и, по сути, бесправным. Основной смысл правового регулирования заключается в трансформации естественного права в субъективное, что осуществляется признанием социально-правовых притязаний в источниках права, т.е. возведением естественного права в закон.

Право представляет собой действенный регулятор всех общественных отношений, средство установления и поддержания порядка в обществе. Характерная черта права - тесная связь и взаимообусловленность всех действующих норм. Право есть единая система норм, которые обязательны для всех, находящихся на территории государства, в то время как другие нормы обязательны лишь для отдельных социальных групп людей либо не являются властными, категорическими императивами для всех.

Сущность права состоит в том, что фактически различные люди рассматриваются в качестве равных и независимых друг от друга свободных индивидов - субъектов права, чьи действия измеряются и оцениваются по одинаковому масштабу. В этом смысле можно сказать, что право - математика свободы (В. С. Нерсесянц).

Правовое равенство людей - это формальное равенство, равенство в свободе, которое не зависит от социальных, имущественных, половых, семейных и других различий между людьми. Формальное равенство как специфический принцип права характеризует сущность правового общения. Свобода всех участников такого общения может быть только равной. В этом выражается суть соотношения свободы и равенства. Разное количество свободы - это не право, а привилегии, свобода одних (одного) не может быть основана на рабстве и бесправии других.

Через категорию формального равенства "право" становится особой формой свободы, при которой свобода одного ограничена свободой других. "Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц" (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ). Признание индивидов формально равными означает признание их равной возможности приобретать конкретные субъективные права на социальные блага, но это неравенство в объеме и содержании приобретенных конкретных прав.

В современном российском праве равенство, как и свобода, относится к общеправовым принципам. Правовое содержание этой категории зафиксировано в статьях Конституции РФ:

  • 1) равенство прав и свобод индивидов независимо от их фактических различий закреплено в ч. 1 ст. 19: "Все равны перед законом и судом". Исключения из правила о равенстве всех перед законом и судом предусмотрены самой Конституцией (ст. 91, 98, 122);
  • 2) гарантии равенства обеспечены ч. 2 ст. 19: "Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности";
  • 3) равенство всех форм собственности закреплено ч. 2 ст. 8: "В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности".

Исходя из сказанного выше, можно сделать предположение о том, что право есть совокупность общепринятых, общеполезных правил поведения

людей в обществе, определенные эталоны, традиции, модели человеческого поведения, обеспечивающие сохранения единого целого - общества, способствующие его укреплению, сохранению и дальнейшему развитию.

Вопреки устоявшемуся в советской юриспруденции убеждению, юридические нормы становятся общеобязательными не потому, что обеспечиваются государством, а как раз наоборот, они привлекают к себе внимание государства и охраняются им потому, что являются объективно общеобязательными, ибо их нарушение дестабилизирует рынок, деформирует обменные связи, ведет в конечном счете к гибели общества и государства.

Таким образом, государство является субъектом регулирования общественных отношений, право - инструментом регулирования, а содержание права определяется материальными и духовными условиями жизни общества.



Понятие права

Право как один из видов регуляторов общественных отношений представляет собой особую категорию, в многотысячелетней истории юриспруденции не раз указывалось, что универсальное определение права не может быть дано и всегда зависит от конкретной правовой системы .

Право есть совокупность правил (норм), определяющих обязательные взаимные отношения людей в обществе; это определение П. указывает лишь общие очертания его содержания, между тем вопрос о существе П., его происхождении и основах до сих пор остается одной из нерешенных в науке проблем .

Согласно либертарно-юридическому подходу, выражающему правопонимание одной из наиболее авторитетных философско-правовых школ России :

Право - единство равной для всех нормы и меры свободы и справедливости .

Согласно *Теории государства и права* .

Право - официальная мера свободы, устанавливаемая государством для отдельных индивидов, социальных объединении, общества в целом.

Право - это производная форма определяющая уровень свободы.

Право - это всегда ограничение свободы личности ради гарантий ее свободы.

Конкретное определение права зависит от типа правопонимания , которого придерживается тот или иной учёный (то есть его представлений о праве). В то же время определения различных школ позволяют наиболее полно представить право. Поэтому для развития правовой науки особенно важен плюрализм , которого не всегда удается добиться в силу традиционной близости этой отрасли знаний к государственной власти.

В некоторых определениях или контекстах право может сливаться с системой права (объективным правом), либо правовой системой . При этом право как система права находит выражение в , а её правовое содержание составляется нормами права . Когда же говорится о праве как о правовой системе , помимо системы права будут подразумеваться и другие правовые явления: правовая культура и правореализация .

Право- узаконенная, охраняемая, обеспеченная государством возможность что-либо делать

Признаки права

В зависимости от правопонимания представления об основных признаках права сильно отличаются, однако, практически все теории признают следующие признаки права:

  • Является регулятором общественных отношений
  • Носит объективный характер
  • Неперсонифицированность и неоднократность действия нормы. Юридические нормы рассчитаны на неограниченное количество случаев применения. Не имеют конкретного адресата, обращены ко всем (кроме преступлений, когда личность становится адресатом).
  • Справедливость содержания юридических норм. Выражает общую волю граждан.

Представления о праве и понятия права

Чтобы систематизировать представления различных учёных о существе права (правопонимание разных учёных) составляются классификации правопониманий и понятий, которые (понятия) создаются в рамках этих правопониманий.

Большая часть этих классификаций заключается в делении правопонимания на позитивистское и философско-правовое. В. А. Четвернин называет их как потестарное и непотестарное, О. Э. Лейст как правопонимание нормативистской и нравственной школы права, В. С. Нерсесянц как легистское и юридическое правопонимание.

Позитивистское правопонимание

Для позитивистов правом являются принудительные нормы , которые устанавливаются властью, имеющей возможность обеспечить их выполнение. Именно принудительность этих норм, а не их особое содержание является сущностным признаком права по мнению позитивистов.

Для позитивистов пра́во - это система формально-определённых, установленных либо санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм права), регулирующих общественные отношения , обеспечиваемых возможностью государственного принуждения. Так Марксистская школа, например, говорит о возведённой в закон воле господствуещего класса и вместе с тем совокупности правовых норм.

Так как согласно данному подходу право представляет собой продукт деятельности государства, устанавливаемый государственной властью и охраняемый силой государственного принуждения, право и закон (точнее, право и его источник, форма) для позитивистов - суть одно и то же.

С точки зрения позитивистов властная принудительность является единственной отличительной особенностью права. Показательным тут является высказывание Томаса Гоббса : «Правовая сила закона состоит только в том, что он является приказанием суверена». Подобные представления в XIX веке развивали Д. Остин, Ш. Амос, Г. Ф. Шершеневич .

Правопонимание философско-правовых школ

Для философско-правовых школ право обладает самостоятельной сущностью.

Школами, следующими философско-правовому правопониманию право рассматривается как форма общественного сознания.

Для таких правовых школ характерна та или иная версия различия права и закона (права и формы, источника права). При этом под правом имеется в виду нечто объективное, не зависящее от воли, усмотрения или произвола власти.

Концепции происхождения права

Правовая система

Правовой системой называют совокупность права (в первую очередь в позитивном смысле, смысле системы права), правосознания и правовой практики (правореализации). Понятие правовой системы часто используется, чтобы обозначить всё связанное с правом в определённой стране, охарактеризовать историко-правовые и культурные отличия права разных государств и народов.

Правовую систему не следует путать с системой права, которая является лишь частью правовой системы.

Система права

Система права - совокупность норм, институтов и отраслей права.

Норма права

Норма права регулирует конкретный вид общественных отношений, содержит установленные или санкционированные государством правила поведения, общеобязательные в пределах сферы своего действия, обеспеченные принудительной силой государства и отражённые в .

Признаки правовой нормы:

  • Норма права - правило общего характера, имеет неперсонифицированный характер, обращено ко всему населению или к группе лиц, объединенных одним признаком (например, пенсионерам).
  • Норма права всегда обращена в будущее и рассчитана на многократное применение.
  • Норма права имеет определенную внутреннюю структуру.

Структура правовой нормы:

  • Гипотеза (если… ) - элемент юридической нормы, который указывает на условие, при котором эта норма должна осуществляться и на кого распространяется (адресаты, юридические факты).
  • Диспозиция (то… ) - элемент юридической нормы, который указывает на правило поведения, каким может и каким должно быть это поведение, которому должны следовать участники правоотношений (субъективные права и обязанности адресатов).
  • Санкция (иначе… ) - элемент юридической нормы, который содержит описание неблагоприятных последствий для правонарушителя , мер государственного принуждения, наказания (меры юридической ответственности).

Все нормы права в совокупности составляют систему права, а регулирующие определённый круг общественных отношений - отрасль права . Внутри отраслей нормы также группируются в правовые институты.

Источники права

Как правило, под термином «источник права» понимается та внешняя форма, в которой выражается объективное право (совокупность всех норм права, система права). В этом смысле источниками права являются: правовой акт , правовой обычай , судебный прецедент , правовая доктрина , нормативный договор .

Правовой обычай

Нормативный договор может быть международным , либо же это может быть договор в рамках одного государства, например, между федерацией и её субъектами .

Правовая доктрина

Правовая доктрина, то есть научные работы на правовую тематику, может становится источником права, если санкционируется государством. Некоторое время правовая доктрина имела большое значение в качестве источника права в системе римского права .

Нормативно-правовой акт

Нормативно-правовой акт - документ, принимаемый уполномоченным государственным органом, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права. Нормативно-правовой акт в России (а также во многих других правовых системах, относящихся к романо-германской семье права) является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты принимаются только уполномоченными государственными органами, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму. В России и ряде других стран существенно деление нормативно-правовых актов на законы и подзаконные акты, при этом первые обычно принимаются законодательной ветвью власти, а вторые исполнительной.

Систематизация нормативных актов

Систематизация нормативных актов - деятельность по внутреннему и внешнему упорядочению нормативных актов. Её видами являются инкорпорация (объединение нормативных актов по отраслям права, в хронологическом, алфавитном или другом порядке без обновления их содержания), консолидация (унификация нормативных актов, устранение их множественности, что достигается путём создания крупных однородных блоков в структуре законодательства) и кодификация (создание нового, систематизирующего правового акта).

Кодексы широко распространены в странах романо-германской правовой семьи.

Отрасли права

Частное право и Публичное право

Частное право регулирует отношения, возникающие на началах равенства сторон, а Публичное право регулирует властные отношения на началах подчинения.

Материальное и процессуальное право

В системе права различают материальные и процессуальные отрасли права.

Гражданское право

В Викисловаре есть статья «ius civile »

Уголовное право

Уголовное право - это отрасль права, регулирующая общественные отношения , связанные с совершением преступных деяний , назначением наказания и применением иных мер уголовно-правового характера , устанавливающая основания привлечения к уголовной ответственности либо освобождения от уголовной ответственности и наказания .

В странах романо-германской правовой семьи преступлениями признаются только правонарушения , имеющие наибольшую общественную опасность.

Правовая культура

Правовая культура - система ценностей, правовых идей, убеждений, навыков и стереотипов поведения, правовых традиций, принятых членами определенной общности (государственной, религиозной,этнической) и используемых для регулирования их деятельности. В рамках одного государства может существовать одновременно несколько П.к. Особенно это характерно для многонациональных и мультирелигиозных обществ. Так, в России существует русская, элементы мусульманской, обособленная П.к. у цыган и некоторых других этнических общностей. При этом можно говорить о П.к. как общности (общества) в целом, так и П.к. отдельной личности (индивидуума). В правовой теории существует оценочный подход к зрелости П.к.: говорят о "высокой" и "низкой" П.к., о необходимости повышения П.к. общества и личности, В то же время применительно к общностям (обществам) высказывается мнение о несопоставимости разных видов П.к., самоценности каждой из них.

Правовая практика

Правовая практика - процесс осуществления правовых предписаний, воплощения этих предписаний в жизнь, в поведение людей и конечный результат данного процесса.

Правовые институты

О правовых институтах можно говорить и как об элементах системы права, объединяющих правовые нормы, регулирующие общественные отношения определённого плана, и как о совокупности соответствующих отношений, развивающихся в соответствии с регулирующими их нормами.

Важнейшую роль в либеральных демократических государствах играют институты прав человека , разделения властей , правосудия и независимости суда, институт представительного законодательного органа, гражданского общества .

Права человека

Наиболее известной является классификация правовых систем французского учёного Рене Давида , в соответствии с которой выделяются: романо-германская правовая семья, англосаксонская правовая семья, религиозная правовая семья, социалистическая правовая семья, некоторые другие правовые семьи.

Англо-саксонская правовая семья

К англо-саксонской правовой семье относятся среди прочих правовые системы Великобритании (кроме Шотландии), Канады , США , Ямайки , Австралии . Прародительницей этой правовой семьи была Англия .

В основах этой правовой системы - принцип stare decisis (лат. стоять на решенном ), означающий, что при выработке решения судом господствующая сила принадлежит прецеденту .

Религиозная правовая семья

Религиозная правовая система - это правовая система, где основным источником права выступает священный памятник. Наиболее известными примерами являются исламское право (шариат) и иудейское право (галаха).

Правовые системы по государствам

Римское право

Правовая система Российской Федерации

Во второй половине 1980-х - первой половине 1990-х годов в России началось построение новой правовой системы. В годы перестройки через многочисленные поправки к Конституции 1978 года было осуществлено признание политического плюрализма и многопартийности, принципа разделения властей, частной собственности и свободы предпринимательства. 22 ноября 1991 года в РСФСР была ратифицирована Декларация прав и свобод человека и гражданина. С распадом СССР в 1991 году образовалась Российская Федерация как суверенное государство.

Источниками права в России являются законы и подзаконные акты, международные договоры и соглашения Российской Федерации, внутригосударственные нормативные договоры , акты органов конституционного контроля и признаваемые российским правом обычаи.

В системе федеральных нормативных актов России Конституция Российской Федерации имеет высшую силу, далее по юридической силе следуют федеральные конституционные законы и федеральные законы, законами также являются законы о поправках к Конституции РФ (они были приняты в году).

Правовая система США


Международное право

Правовые науки

Правовые науки - группа общественных наук , изучающих право и все правовые явления.

Теоретические и философские правовые науки

Теория права и государства - юридическая наука, изучающая наиболее общие закономерности возникновения, изменения и развития права и государства. В рамках теории права и государства вырабатывается общеюридическая терминология, изучается существо право, вырабатываются его понятия и доктринальные понимания, разрабатывается проблематика предмета и метода юриспруденции.

Иногда от теории права отделяют философию права - раздел философии и юриспруденции, который занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества.

Прикладные юридические науки

Литература

  • Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. - М .: изд. Норма, . - ISBN 5-89123-381-9
  • Проблемы общей теории права и государства. Учебник для вузов / Под общей редакцией члена-корр. РАН, доктора юрид. наук, проф.

Право - это официальный, цивилизованный регулятор общественной жизни, социальная, культурная и моральная ценность, мера свободы и ответственности личности.

Признаки права - это его существенные характеристики, которые отличают право от иных социальных регуляторов, к ним относятся такие признаки как:

Право устанавливается или санкционируется гос-вом и выражает гос.волю.

Нормативность. право состоит из нормативных установок, правил поведения.

Социальность, она выражается в том, что право регламентирует важнейшие общественные отношения: организацию производства и распределения материальных благ, гос.должностей и т.д.

Системность, правовые предписания располагаются не хаотически, а представляют собой единую систему.

Формальная определенность, правовые предписания существуют в определенных формах, называемых "источниками права".

Процедурность, право имеет спец. процедуры своего создания, применения, защиты.

Общеобязательность, все члены общества обязаны соблюдать и исполнять требования правовых норм независимо от своего желания.

Право регулирует поведение человека, а не его внутренний мир. Плохие мысли не вызовут правовых последствий, пока не выразятся в действии.

Право охраняется и обеспечивается гос-вом.

Объективные свойства, которые объективно присущи праву(П):

1. Нормативность: П обладает нормативностью поскольку состоит из норм правил общего характера, благодаря этому св-ву П способно охватить и урегулировать неопределенное число жизненных ситуаций и поведение неопределенного числа лиц.

2. П - общеобязательный регулятор общ-ых отношений, благодаря этому свойству (обязательность), П способно урегулировать поведение всех без исключения членов общ-ва.

3. Системность: П - это система норм, это единая система в масштабах всего Г, благодаря этому св-ву П способно урегулировать единообразно поведение людей в масштабах всей страны.

4. формальная определенность - это св-во появляется у П благодаря его письменной форме. Подавляющее большинство правовых норм закрепляется письменно, в определенных официальных документах называемых НПА. В этой связи нормы П приобретают четкость, определенность своего содержания. Благодаря этому св-ву П четко определяет круг регулируемых отношений, участников этих отношений, их юр-ие права и обязанности, меры ответственности и т.д.

5. Волевой характер:Принудительность (обеспеченность) – это св-во возникает у П благодаря тому что П обеспечивается принудительной силой Г. Благодаря этому св-ву П способно утвердить в общ-ве тот порядок который необходим общ-ву или Г.

Право – это система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер; издаются или санкционируются государством и охраняются от нарушений, наряду с мерами воспитания и убеждения, возможностью государственного принуждения; являются властно-официальным регулятором общественных отношений (Матузов, Малько).

Право – это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения (Корельский, Перевалов).

В понимании права отображаются изменения в представлении людей об обществе, его критериях, культурных, духовных ценностях, представлениях об обществе. Так как общество изменяется, то соответственно изменяется и представления людей о праве. Многочисленные по форме и существу представления о праве опираются на общественную основу: право всегда определяет порядок в обществе.

Правовые школы:

1. Нормативная. Право – это нормативные акты, закрепляющие поведение людей;

2. Социологическая. Право – это сложившиеся в обществе отношения;

3. Идеологическая. Право – это определенные гуманные идеи, принципы.

Правовая материя состоит из правосознания, норм права, правоотношения.

Все школы отдают приоритет одной из категорий.

Особую точку зрения представляют классики марксизма: право – это явление вторичное, обусловленное материальной жизнью общества. Право - возведенная в закон воля господствующего класса. Это позволяло тесно связать государство и право на их классовой основе и превратить в инструмент классовой борьбы. Классовое определение права хорошо соответствовало идеям классов.

После победы коммунизма право – это типичный элемент буржуазной жизни и будет отмирать. В нашей стране право использовалось для подавления собственного народа.

«Право – это система норм, подкрепленная силой государства» - закреплено на первом советском совещании юристов, под председательством большевиков. Оно было принято голосованием. Против проголосовал ректор Свердловского университета, которого после этого сняли с этой должности.

В современных условиях в праве нужно видеть инструмент социального компромисса. Отход от понимания права как классового достояния.

Право на выходе или правовая материя состоит из 3-х элементов:

2. правоотношения;

Нормативная школа.

Исходит из совпадения права и закона, опирается на приоритет государственной власти в обществе: все что создает государство – это правильно, верно. Эта теория является основой сильного государства, жесткой власти и в периоды преодоления раздробленности может сыграть свою позитивную роль. Эта теория не учитывает содержание деятельности и направленности сильной власти. Эта теория исключает плюрализм в обществе, сводит на нет разделение властей, что может привести к тоталитаризму.

Социальная школа.

Отдает приоритет общественным отношениям. Считается что правоотношения предшествуют нормам. Право – это, что делает судья. Эта теория хорошо согласуется с ослабленной ролью директивы государства, со слабым вмешательством в экономику, децентрализацией управления.

Если не поставить пределы децентрализации, то общество может быть поражено развитием разнонаправленных тенденций. Хорошо проглядывается антитоталитарный импульс.

Идеологическая школа.

Исходит из различия права и закона. Право концентрирует прогрессивные демократические идеи: справедливость, равенство, свобода. Правовое начало является началом для законодателя, для функционирования публичной власти.

Претворение в жизнь этой концепции означает достижение демократии во всех сферах общественной жизни, но грозит нестабильностью изменчивостью социальных институтов. Эта теория свойственна идеологически здоровому государству, с высокой правовой культурой.

Другие точки зрения:

1. Право составляет те гуманные идеи равенства и справедливости, которые получили нормативное закрепление, в результате которого получается правовой закон.

2. Нормативность права не требует непременного законодательного закрепления, возможно и дозаконное право.

Главное на современном этапе видеть в праве не только институт подавления, но и институт достижения компромисса.

Долгое время господствовала нормативная школа, так как она соответствовала требованиям административно-командной системы. В настоящее время - идеи нравственного обоснования права, различие права и закона. Возникает вопрос - одни считают, что право составляют те гуманные идеи равенства и справедливости, которое получили нормативное, законодательное закрепление. Это правовой закон. Другие авторы говорят о том, что нормативность права не требует обязательного законодательного закрепления, возможно и дозаконодательное право. Учитывая эти взгляды и школы, в поисках истины нужно исходить из того, что в праве искать средства координации различных общественных институтов, нахождения социальных компромиссов. Формулировку правопонимания необходимо искать в обобщении поиска различных школ, синтезированном решении.

Форма правопонимания

Нужно искать обобщающее решение. По своей сущность право призвано отражать идеал справедливости. Этот тезис не может быть доказан только логическими положениями.

Право призвано отражать идеал справедливости. Справедливость – это одна из гуманнейших идей человечества. Идеалы справедливости связанны со свободой, равенством, поэтому справедливость полностью отражает и реализует общечеловеческие идеалы. Но справедливость шире права. Специфика права, как социального явления, заключается в том, что она призвана привнести порядок в общественные отношения. Те идеи, которые должны быть нормативно закреплены стали правом. Остальные – за его пределом.

Право – нормативно закрепленная справедливость. Такой подход позволяет использовать достигнутые научные результаты, а также сделать шаг вперед. Право, как система норм, сохраняется. Преодолевается отказ от нормативности и дозаконного права. Нормативно закрепленной справедливостью являются не только нормы права, но урегулированные общественные отношения.

От концепции различий права и закона берется её наиболее ценная идея. Понимание права как нормативно закрепленной справедливости, справедливость определяет содержание права.

Понимание права как нормативно закрепленной справедливости, справедливость определяет содержание права, а её нормативное закрепление необходимую форму права.

Соотношение права и закона должно трактоваться следующим образом: если та или иная справедливая идея не получила закрепления, то она остается в сфере морали, нравственности. Следовательно, если эта идея это еще не право, она не обязательна, а та, которая получила закрепление – это право.

Проблема соотношения права и закона приводит к другой проблеме – соотношения государства и права, которое не может быть охарактеризовано с помощью приоритета государства и права. Это соотношение не однозначно.

Если понимать право как нормативно закрепленную справедливость то государство первично, т.к. закрепление исходит от государства. Не все нормы исходящие от государства есть право, т.к. право – это справедливые нормы. Поэтому с точки зрения государства право первично по отношению к государству. Государство не придумывает право. Государство призвано закрепить сложившиеся в обществе представления о справедливости. Государство и право вместе, хотя и по-разному обслуживает общество. Общество через государство и с его помощью формирует право.

Необходимо определить справедливость, которая должна характеризуется простотой и доступностью, чтобы этим понятием можно было оперировать как показателем подлинного, справедливого закона.

Справедливость – это обеспечение интересов и прав человека. Такое понимание хорошо соотносится с правовым регулированием установлением прав и обязанностей участников отношений.

В распределительных отношениях справедливость есть соответствие между действиями гражданина, его трудовым вкладом и ответной реакцией общества.

В отношениях принуждения – соответствие между мерой нарушения и мерой наказания.

В отношениях управления – установление минимальных пределов власти и гарантии от злоупотребления власти для управляемых.

Эти идеи справедливости учитываются при разработке законов и закрепляются в подлинно правовых нормах. Справедливость, будучи нормативно закрепленной, внедряется во все области общественных отношений.

Таким образом, справедливость будучи нормативно закрепленной, внедряется во все области общественных отношений. Это центральная идея, которая обсуждается во всех случаях, когда речь идет о праве и правопонимании.

Свойства явления:

· определить;

· принудить;

· формализм;

· социальное назначение;

Право выступает регулятором общественных отношений.

Право – система общеобязательных, формально определенных установленных государством норм, возведенных в закон государственной волей и выступающих в качестве регулятора общественных отношений.

Это определение вытекает из нормативной школы права, где право рассматривается как нормативный регулятор. Индивидуальный уровень регулирования в актах регулирования конкретных отношений.

В качестве регулятора выступает не только норма, но и создание право. Например: ломается одна система и создается другая.

Когда мы даем определение права, то дается не только определение права конкретного государства. Это должно быть универсальное определение. Должны быть учтены не только нормы, но и иные источники: судебный прецедент в ВБ.

Поэтому общее понятие права должно содержать позиции, основанные не только на нормативной, но и на социологической, идеологической школы. Это будет соответствовать общетеоретическому подходу к пониманию права.

Признаки права: (совокупность основных черт права, придающих ему характер специфической системы нормативного регулирования):

1. Системность – означает, что право есть упорядоченная, внутренне согласованная система норм. Право представляет собой целостные образования, дифференцированные на специфические группы норм. В настоящее время в свете новых подходов к пониманию права особую значимость приобретает его деление на 3 элемента:

Естественное право(состоит из социально-правовых притязаний, содержание которых обусловлено природой человека и общества. Важнейшая часть естественного права – права человека или возможности, которые общество и государство способны обеспечить каждому гражданину).

Позитивное право (законодательство и другие источники юридических норм, в которых получают официальное государственное признание притязания граждан,организаций, социальных групп).

Субъективное право (индивидуальные возможности, возникающие на основе норм позитивного права и удовлетворяющие интересы и потребности их обладателя).

2. Право есть мера, масштаб свободы и поведения человека. В данном аспекте право отражает:

Меру полноты (объема), доступности, реальности прав, свобод личности, возможностей для ее инициативного поведения;

Меру допустимых ограничений свобод человека

3. Нормативность права.

Нормативный характер права заключается в том, что право как государственная воля общества проявляется вовне, выступает в реальной жизни как система официально признаваемых и действующих в данном государстве юридических норм в их материалистическом понимании. Нормативный признак права позволяет объяснить соотношение сущности, содержания и формы права. Одни авторы смешивают содержание права с его сущностью, другие – с его формой. Если сущность права в том, что оно выражает государственную волю общества, то его содержание составляет нормативное выражение этой воли. Содержание права конкретизирует сущность права данного общества.

4. Связь права с государством – составляющие право нормы в отличие от иных социальных норм, издаются или санкционируются государством.

Государственная обеспеченность права. Право охраняется и обеспечивается государством, а в случае нарушения требований, содержащихся в нормах права, применяется государственное принуждение. Государство не может безразлично относиться к нормам, издаваемым или санкционируемым им. Оно прилагает огромные усилия для их реализации, охраняет их от нарушений и гарантирует. Одним из широко используемых методов является государственное принуждение. Оно должно применяться только уполномоченными на то органами, действующими строго в рамках закона, в соответствии с предусмотренными процессуальными правилами.

Общеобязательность права. Все иные разновидности социальных норм обязательны лишь для той или иной части населения. И только право – система норм, обязательных для всех.

Формальная определенность – принципы и предписания права характеризуются определенностью, т.е. всегда содержат определенное указание относительно границ правомерности поведения их адресатов и находят закрепление в источниках права.

Институционность права – заключается в том, что составляющие право нормы издаются или санкционируются государством в строго определенных формах, каковыми служат различные юридические источники. Форма права – определенные способы выражения государственной воли общества.

5. Право имеет государственно-волевой характер – право выражает государственную волю общества, обусловленную экономическими, духовными, национальными, религиозными и другими условиями его жизни. Через государство возводится в закон, становится обязательной для всех не только воля господствующего класса, но также воля других классов. Право – всегда есть воля, но не всякая воля – право. От других разновидностей воли государственная воля отличается:

Она аккумулирует экономические, политические, социальные, культурные и иные интересы и притязания различных классов, слоев, групп населения

Является независимой от воли отдельных лиц и их объединений, обязательной для всего общества

Понятие право может быть рассмотрено с нескольких позиций:

Во-первых, его употребляют в общесоциальном смысле в рамках которого идет речь о нравственных политических культурных и иных возможностей поведения субъекта (моральное право руководить коллективом, потупить по совести).

Во-вторых, с помощью данного термина обозначается определенная правовая возможность конкретного субъекта, такое право называется субъективным и принадлежащим личности и зависящим от его воли и желания (право на труд, на судебную защиту).

В-третьих, под правом понимают юридический инструмент связанный с государством и состоящий и целого числа норм институтов и отраслей – объективное право.

В рамках такого правопонимания право – это система общеобязательных формально определенных юридических норм, выражающих волю определенных классов, социальных групп или общества в целом, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Раскрывая понятие права, необходимо обратиться к его признакам:

  1. Государственно - волевой характер, который характеризует право как выразителя государственной воли общества, которая обусловлена экономическими, национальными, духовными, природными и другими условиями его жизни;
  2. Нормативность права осуществляется как государственная воля в правовых предписаниях, которые проявляются в реальной жизни в виде системы официально признаваемых, действующих в государстве юридических норм;
  3. Взаимозависимость права и государства, которая обнаруживается как при применении мер государственного принуждения в определенных правом случаях, так и при создании гарантированности правовых норм государством;
  4. Общеобязательность – выражается в том, что все принятые в государстве правовые нормы направлены в адрес неопределенного количества лиц и обязательны для выполнения всеми под страхом наказания за их нарушение;
  5. Формальная определенность права, как общественная воля реализуется в форме официальных юридических актов, установленных государственной властью, и содержат предписания, устанавливающие границы свободы субъектов права;
  6. Системность и иерархичность, которая состоит в том, что нормативные акты применяют не изолированно, а в комплексе, в котором акты взаимодействуют, а также дополняют друг друга;
  7. Регулирующее воздействие, которое реализуется через предоставление субъектам не только некоторых субъективных прав, но и возложение на них юридических обязанностей;
  8. Установление и обеспечение государством, так как оно имеет право на монополию правотворчества, все же другие субъекты правоотношений могут лишь принимать участие в правотворческой деятельности с разрешения государства;
Концепции (школы) современного правопонимания:
  1. Естественно–правовая теория права сложилась на территории Древней Греции и Древнего Рима;

    В этой школе различали естественное право, основанное на естественных законах развития человека и принадлежащее ему с момента рождения и до смерти, оно является вечным и неизменным, не требует признания со стороны государства или иной власти и позитивное право, которое не является вечным, официально признается государством и получает письменное выражение в правовых актах государственной власти.

    Представители: Сократ, Аристотель, Г. Гроций, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев.

  2. Историческая школа права возникла в начале XIX века на территории Германии;

    Согласно этой школе нет единого для всех народов права, каждый народ имеет свое право, которое определяется присущим этому народу духом и имеет национальную специфику, право не зависит от воли государства и выражается в обычаях, известных всему народу, а создаваемый властью закон мало известен.

    Представители: Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта.

  3. Психологическая школа права, сложившаяся в конце XIX – начале XX веков;

    Основоположник – Л. И. Петражицкий, различавший объективное и субъективное право. Объективное право – право, созданное государством и являющееся основой юридической науки. Субъективное право (влияние отдельной личности) игнорируется. Сторонники психологической школы права различали позитивное (официально действующее в государстве и выраженное в нормативных актах государственной власти) и интуитивное (заложенное в психике людей и складывающееся из того, что они переживают) право.

    Представители: А. Росс, Г. Гурвич, М. Рейснер.

  4. Нормативистская теория права – теория, которая была создана в начале XX века;

    Согласно этой теории весь мир делится на не связанные между собой «мир сущего» (реальная общественная жизнь) и «мир должного» (право), представляющий собой пирамиду, в основе которой находятся индивидуальные акты, а в вершине – «основная норма».

    Представители – Г. Кельзен, Р. Штаммлер, П. И. Новгородцев.

  5. Социологическая теория права сформировалась в начале XX века в европейских странах;

    Согласно данной теории право – это не нормы, содержащиеся в законах, а «живое право», которое создается поведением субъектов правоотношений, способными участвовать в правоприменении и разрешении конкретных жизненных ситуациях.

    Представители – Е. Эрлих, Дж. Дьюги, Р. Паунд, С. А. Муромцев.

  6. Материалистическая теория права была представлена в работах В. И. Ленина, К. Маркса, Ф. Энгельса и их последователей;

    Согласно этой теории право – это возведенная в закон государственная воля господствующего класса, содержание которой определяется материальными и производственными условиями.