Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей. Нормативно- правовое обеспечение системы дополнительного образования детей в Правовое обеспечение дополнительного образования

  • Дата: 18.10.2020

Нормативно-правовое обеспечение - это оснащение системы образования или деятельности специалистов необходимыми нормативными и правовыми документами, устанавливающими определенные нормы и правила в конкретной сфере деятельности.

Осуществить нормативно-правовое обеспечение – значит, сделать возможным выполнение профессиональной деятельности в рамках законодательства, устранить вопросы и затруднения у исполнителей, связанные с принятыми нормами и правилами, предоставить ответы на вопросы о порядке и регламенте организации этой деятельности.

Недостаточность и противоречивость имеющейся правовой базы обусловливают известную неопределенность положения дополнительного образования детей, отсутствие гарантий его сохранения и защиты, сужают возможности эффективного развития.

Дополнительное образование детей является актуальным и необходимым звеном системы непрерывного образования, направленным на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании и организацию их свободного времени. В последние годы наблюдается качественный рост и динамичное развитие всей системы дополнительного образования. Активизации этого процесса в настоящее время способствует происходящая в российском образовании модернизация.

Чтобы определить место и значимость дополнительного образования детей в системе современного российского образования, обратимся к его нормативно-правовой базе на международном, федеральном и региональном уровнях. В данной теме мы рассматриваем основные документы, касающиеся: прав детей на получение образования; системы дополнительного образования; учреждений дополнительного образования; современных стратегий российской образовательной политики в сфере дополнительного образования детей.

Так как в центре системы дополнительного образования детей находится ребенок, считаем необходимым назвать следующие основополагающие документы международного и федерального значения, в которых закреплены его права на образование:

Декларация прав ребенка, провозглашающая, что «ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере, на начальных стадиях» (принцип 7);

Конвенция о правах ребенка, в которой указывается, что «государства-участники признают право ребенка на образование» (статья 28) и соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка; на воспитание уважения к правам человека и основным свободам, родителям, языку и национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, цивилизациям, отличным от его собственной, окружающей природе; на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе (статья 29);

Конституция Российской Федерации - высший нормативный правовой акт РФ, гарантирующий, что «каждый имеет право на образование» (статья 43);

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который также гарантирует право каждого человека в Российской Федерации на образование (статья 5);

Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка. В статье 9 указывается, что «при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка».

Что касается системы дополнительного образования, то нам следует обратиться к основным Федеральным законам, обеспечивающим право граждан на дополнительное образование, определяющим государственную политику и регулирующим отношения в области дополнительного образования. С 1 сентября 2013 г. действует Федеральный закон N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который сменил принятый в 1992 году закон «Об образовании». Новый закон коснулся всех уровней образования, в том числе и дополнительного. В статье 10, п. 2 Федерального закона определяется место дополнительного образования в системе образования РФ: «Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование)», т. е. дополнительное образование признается неотъемлемой самостоятельной частью системы российского образования.

В статье 23, п. 3 уточняется, что организация дополнительного образования - это «образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам».

Следует подчеркнуть, что особое место в законе отводится дополнительному образованию детей, которое обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профориентацию, выявляет и поддерживает детей с выдающимися способностями. Для детей реализуются дополнительные общеразвивающие программы, которые должны учитывать их возрастные и индивидуальные особенности (статья 75). Более подробно система дополнительного образования представлена в Федеральном законе о дополнительном образовании от 12.07.2001.

Приведем здесь выдержки из статей, касающихся дополнительного образования детей. Дополнительное образование определяется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства» (статья 1). Общее дополнительное образование направлено на развитие личности и способствует повышению культурного и интеллектуального уровня человека. Статья 3 закрепляет право граждан РФ, в том числе детей до 18 лет, на получение бесплатного дополнительного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Согласно статье 4 система дополнительного образования включает в себя: дополнительные образовательные программы; государственные образовательные стандарты дополнительного образования; образовательные учреждения дополнительного образования и организации, осуществляющие деятельность в области дополнительного образования; органы управления образованием. Содержание дополнительного образования определяют дополнительные образовательные программы, которые могут быть различных направленностей (статья 5).

Дополнительное образование детей осуществляется в образовательных учреждениях дополнительного образования детей следующих видов: дворцы; центры (дома); станции; школы; клубы; студии; детские оздоровительно-образовательные лагеря и др. (статья 10). Оно направлено на развитие личности, ее мотивации к познанию и творческой деятельности и осуществляется в соответствии со следующими принципами (статья 13): свободный выбор детьми образовательных учреждений дополнительного образования и дополнительных образовательных программ; многообразие дополнительных образовательных программ; непрерывность дополнительного образования; преемственность дополнительных образовательных программ; психолого-педагогическая поддержка индивидуального развития детей; творческое сотрудничество педагогических работников и детей; сохранение физического и психического здоровья детей.

К документам, регулирующим деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей, относится Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, которое отражает основные функции, задачи, права и обязанности учреждения дополнительного образования, организацию его деятельности и управления, определяет участников образовательного процесса, затрагивает имущественные вопросы. Кроме того, каждое учреждение дополнительного образования имеет свой Устав . Он определяет: предмет, цели, виды деятельности; организацию образовательного процесса; правила приема и отчисления детей; имущество и финансовое обеспечение деятельности учреждения; организацию деятельности и управления учреждением; права и обязанности участников образовательного учреждения; порядок комплектации персонала; реорганизацию, изменение типа, ликвидацию учреждения. Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей устанавливают Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1251–03, утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ.

Какова же стратегия образовательной политики в сфере дополнительного образования детей? Развитие системы дополнительного образования детей рассматривается в контексте реализации Национального проекта “Образование”, цель которого - повысить качество жизни наших граждан, дать новый стимул для развития человеческого капитала. Обратимся к наиболее важным за последнее десятилетие документам, в которых четко просматривается отношение государства к системе дополнительного образования. Национальная доктрина образования в Российской Федерации -основополагающий государственный документ, который определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года. В результате реализации доктрины российская система образования должна обеспечить всех желающих дополнительным образованием, при этом детям оно предоставляется на бесплатной основе. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020г. указывается, что стратегической целью государственной политики в области образования является «повышение доступности качественного образования, соответствующего требования инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина», что предусматривает «расширение сферы дополнительного образования».

Концепци развития дополнительного образования детей Российской Федерации (2014) определяет основные цели и задачи развития дополнительного образования детей, состояние и проблемы в этой сфере, а также основные механизмы и направления развития дополнительного образования детей. По словам главы Минобрнауки России Дмитрия Ливанова, ключевыми целями разработки Концепции являются: обеспечение права каждого ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию, расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей, семей с детьми в сфере допобразования, в конечном счете – развитие инновационного креативного потенциала государства.

В ходе реализации Концепции планируется:

Повысить качество и доступность дополнительного образования для каждого ребенка;

Обновить содержание дополнительного образования детей в соответствии с интересами детей, потребностями семей и общества;

Развить инфраструктуру дополнительного образования детей, в том числе за счет обеспечения его инвестиционной привлекательности;

Усовершенствовать нормативно-правовую базу с целью расширения доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг дополнительного образования, в том числе содействие в легализации так называемого теневого сектора сферы допобразования;

Сформировать эффективную межведомственную систему управления развитием дополнительного образования;

Создать условия для участия семьи и общественности в управлении развитием системы дополнительного образования детей.

Реализация Концепции намечена в два этапа: с 2014 по 2017 годы и с 2018 по 2020 годы. При этом сначала планируется разработать комплекс мер и механизмов по реализации Концепции, создать и начать реализовывать региональные программы развития дополнительного образования детей. После этого продолжится реализация федерального комплекса мер региональных программ развития дополнительного образования.

Основные ожидаемые результаты реализации Концепции:

Расширение возможности выбора детьми программ дополнительного образования, формирование эффективных механизмов финансовой поддержки участия детей в системе допобразования;

Обеспечение полноты и объема информации о конкретных организациях и дополнительных образовательных программах для семей с детьми;

Формирование эффективных механизмов государственно-общественного, межведомственного управления системой допобразования детей;

Реализация модели адресной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, с одаренными детьми;

Обеспечение высокого качества и обновляемости дополнительных программ;

Кроме того, планируется привлечь бизнес к активному участию в реализации программы, а также задействовать механизмы государственно-частного партнерства, инновационной активности, научно-производственной кооперации. В качестве инструментов мотивации для бизнеса рассматриваются различные преференции, включая налоговые льготы.

Модернизация дополнительного образования детей продолжается и сегодня. Государственная Программа «Развитие образования 2013–2020» направлена на обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения. Одной из ее основных задач является «доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей; модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей». Услугами дополнительного образования в настоящее время пользуются 49,1 процента детей в возрасте от 5 до 18 лет. Согласно Госпрограмме к 2020 г. не менее 75 процентов детей 5–18 лет будут охвачены программами дополнительного образования. Возможность получения дополнительного образования детьми обеспечивается организациями, подведомственными органам управления в сфере образования, культуры, спорта и др. В утвержденных федеральных государственных образовательных стандартах общего образования дополнительное образование присутствует как обязательный компонент обучения. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 гг. также направлена на развитие системы дополнительного образования, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей. Она предусматривает разработку и внедрение федеральных требований к образовательным программам дополнительного образования, организацию системы повышения профессиональной компетентности педагогических кадров в сфере дополнительного образования детей, повышение оплаты труда педагогам учреждений дополнительного образования детей.

Развитие дополнительного образования детей происходит и на региональном уровне.

Таким образом, анализ нормативно-правовых документов в сфере дополнительного образования детей позволил сделать следующие выводы: Государство признает детство важным этапом жизни и гарантирует каждому ребенку право на доступное, бесплатное и качественное образование, что закреплено в документах международного и федерального уровня. Дополнительное образование детей, являясь неотъемлемой самостоятельной частью системы образования РФ, направлено на всестороннее развитие личности ребенка и осуществляется в образовательных учреждениях дополнительного образования детей по дополнительным общеобразовательным программам в соответствии с определенными принципами. Деятельность учреждений дополнительного образования детей регулируется нормативными документами федерального и регионального уровня, которые отражают их функции, задачи, организацию их образовательной деятельности и управления. Обеспечение доступности, качества и эффективности дополнительного образования детей, соответствующего требованиям современного общества, является сегодня одним из приоритетных направлений российской образовательной политики.

Законодательство об образовании – комплексная отрасль российского законодательства, аккумулирующая в своем содержании и структуре помимо правовых норм и институтов нормы и институты других отраслей законодательства (гражданского, административного, трудового, финансового и др.), регулирующих отношения, непосредственно не связанные с осуществлением образовательного процесса.

Законодательство об образовании РФ опирается на международные документы , определяющие позицию ребенка в современном мире. Среди ключевых международных документов можно выделить: Всеобщую декларацию прав человека, Декларацию прав ребенка (1959 г.), Декларацию о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновление на национальном и международном уровнях (Нью-Йорк, 03.12.1986г.), Конвенцию о правах ребенка (1989г.), Всемирную Декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей (Нью-Йорк, 30.09.1990г.), Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы, приняты 14.12.1990 г.), Конвенцию о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (Конвенция 182).


В соответствии со ст. 15 Конституции РФ (12.12.1993г) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы России. В случаях противоречия норм международного права и российского права приоритет должен отдаваться нормам международного права. Каждый гражданин РФ или иное лицо вправе требовать от правоприменительного органа, в том числе и суда, применения в рассматриваемом деле норм международного права в случаях, когда закон или нормативно-правовой акт органа исполнительной власти противоречат нормам международного права. Исчерпав все внутригосударственные средства защиты нарушенного права, потерпевший может обратиться в Комитет по правам человека, Европейскую комиссию по правам человека, иную международную право защитную организацию.

Законодательство об образовании РФ имеет трехуровневый характер:

Федеральное законодательство,

Законодательство субъектов Федерации,

5.Трудовой кодекс РФ.

6.Федеральный закон»О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» от 01.11.2007 г. N 309-ФЗ.

7.Федеральный закон «Об автономных учреждениях» от 03.г. .

8.Федеральный закон от 29.10.2002 г. № 781 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации.

9.Федеральный законот 22.08.2004 г. №122-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений ».

10.Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. . (Принят Государственной Думой 21.05.1999г., в редакции Федерального закона от 13.г.).

11.Федеральный закон «О физической культуре и спорте РФ» от 29.04.1999г. . (Принят Государственной Думой 13.01.1999г. Одобрен Советом Федерации 27.г.).

12.Федеральный закон от 06.10.1999г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

13.Федеральный закон от 06.10.1999г №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».

14.Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17 июля 1999г. .

15.Федеральный закон№ 124 - ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г.

16.Федеральный закон»О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28.06.1995г. №98-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)).

17.Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.г. (Принят Государственной Думой от 14.г.).

2.Парламентские слушания «О состоянии и мерах по развитию системы дополнительного образования детей в РФ»(от 22 мая 2008 года)?.

3.Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования. Приказ министерства профессиональных квалификационных групп должностей работников образования от 05.05.2008 года № 216н и № 217н.

4.Повышение роли дополнительного образования детей в организации досуга детей и подростков. Протокол заседания Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав ребенка от 19.года №4.

5.Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки РФ «Об образовательных учреждениях дополнительного образования детей» от 26.03.2007г.

6.Об ответственности за использование нелицензионного программного обеспечения и возможных выходов из сложившейся ситуации. Письмо Федерального агентства по образованию от 1 февраля 2007 года №ин/01-10.

7.Методические рекомендации по финансированию реализации основных образовательных программ дополнительного образования детей (Модель расчета нормативов бюджетного финансирования реализации основных образовательных программ дополнительного образования детей). Письмо МОиН РФ от 19.10.2006 .

9.Письмо Министерства образования и науки РФ и Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ «Об учреждениях дополнительного образования детей в сфере культуры» (2006 г.).

10.О государственных образовательных учреждениях дополнительного образования детей. Информационное письмо от 19.08.2004 г. АФ-705.

11.Об учреждениях дополнительного образования детей в сфере культуры. Письмо Минобрнауки РФ № АФ-135/06 от 6 июня 2006 г. и Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ№ 3171-01- 49/05-АБ от 18 мая 2006 г.

13.Об опыте работы комитета по образованию Санкт-Петербурга по развитию дополнительного образования детей (Решение коллегии Федерального агентства по образованию от 14.06.2005 г. № 7/1).

14.О государственных образовательных учреждениях дополнительного образования детей. Письмо Минобрнауки России от 19.08.2004г. № АФ - 705.

15.Рекомендации по организации в федеральных округах опорных образовательных учреждений дополнительного образования детей по совершенствованию художественного и технического творчества, музейного дела. Письмо МО РФ № 645/1от 04.12.2004г.

16.О ходе реализации Межведомственной программы развития системы дополнительного образования детей. Протокол заседания коллегии Минобрнауки России от 6 октября 2004 г.№ПК-2.

17.Инструктивное письмо Минобразования РФ «О подростково-молодежных клубах органов по делам молодежи» от 01.11.2002 г. №5.

18.Рекомендации Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Минобразования России о порядке предоставления статуса базового (опорного) учреждения дополнительного образования детей (2002г.).

19. Рекомендации по организации в федеральных округах опорных образовательных учреждений дополнительного образования детей по совершенствованию художественного и технического творчества, музейного дела (Письмо Минобразования России от 04.12.2002 г. № 645/19-12).

21.Письмо Минобразования России «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях»от 02.04.2002 г. № 13-51-28/13.

22.Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования. Приложение к письму МО РФ от 15.года №/16.

23.Методические рекомендации «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации». Письмо Минобразования России от 1 марта 2002 г. № 30-51-131/16.

25.О повышении роли системы дополнительного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Решение коллегии МО РФ, протокол /2 от г.

26.О развитии системы подготовки кадров детско-юношеского туризма. Приказ Минобразования РФ от 23 марта 1998 г. N 769.

27. Об утверждении Положения о порядке присвоения звания «Образцовый детский коллектив». Приказ Минобрнауки России от 12.года № 883.

28.Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях». Постановление Правительства Российской Федерации от 18.07.96 № 861.

29.О развитии учебно-исследовательской деятельности учащихся в системе дополнительного образования детей. Решение коллегии МО РФ, протокол /1 от г.

30.Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации Утверждена приказом Минобразования России от 13 июля 1992 г. №293.

5. Нормативно-правовая база по организации аккредитации и лицензирования ОУДОД:

1.Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности (Постановление Правительства РФ от 31 марта 2009 г. N 277; вступил в силу с 1 июля 2009 года).

10.Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей в период каникул. Сан ПиН 2.4.4.969-00. (Утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 04.10.2000, введены с 1 февраля 2001 г).

11.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (Утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 30 мая 2003 г., введены с 30 июня 2003 г.) .

12.Письмо министерства образования РФ «О методических рекомендациях по государственной аккредитации образовательных учреждений дополнительного образования детей» от 28 августа 2000 г.№ 631/28-16.

6. Нормативно-правовая база о реализации общеобразовательных программ дополнительного образования детей:

1.Приложение к письму Минобрнауки России. О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей. от 11.г. .

2.Письмо Министерства образования РФ «О реализации дополнительных образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей» от20.05.2003г. № 28-51-391/16.

3.Писмо Министерства образования РФ «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» от18.06.2003 г. №28-02-484/16.

7. Концептуальные документы, целевые, межведомственные программы системы образования в целом и дополнительного образования в частности

1.Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

2.Концепция федеральной целевой программы «Дети России» на 2гг. (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 26.01.2007 г.).

3.Аналитическая ведомственная целевая программа «Повышение доступности и качества услуг дополнительного образования детей и совершенствование их социально-адаптирующих функций на 2годы», утвержденная Приказом Минобрнауки от 16.10.2007 г. № 283 (приложение №6).

4.Аналитическая ведомственная целевая программа «Развитие воспитания в системе образования на 2гг.», утвержденная Приказом Минобрнауки от 16.10.2007 г. № 283 (приложение №7).

5..Межведомственная программа развития дополнительного образования детей до 2010 года. Минобрнауки России от 16.04.2007 г. №0

6.Федеральной целевая программа «Дети России» (2г.). Утверждена Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2007 г. № 172.

7.Приоритетный национальный проект «Образование». Принят Советом при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов от 16.03.2006 г.

8.О федеральной целевой программе «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2годы»«.

9.Стратегия государственной молодежной политики в Самарской области на 2год. Распоряжение Правительства РФ от 18.г. .

10.Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения с 2006 по 2012гг.». Постановление Правительства РФ от 20.02.2006г. № 100.

11.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2гг.». (Утверждена Постановлением Правительства РФ от 11.г. № 422).

12.Доклад Министра образования и науки РФ 12.12.2005 г. (о дополнительном образовании детей).

13.Концепция модернизации дополнительного образования детей РФ до 2010 года. (Одобрена решением коллегии Министерства образования и науки РФ от 06.10.2004г. № ПК-2).

14.Приоритетные направления развития образовательной системы РФ (Одобрены на заседании Правительства РФ 09.12.2004 г. протокол, раздел I).

15.Комплексная целевая программа «Юность. Культура. Образование». Постановлением Правительства РФ, 2003г.

16.Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. (Утверждена приказом МО РФ от г. № 2783).

17.Концепция модернизации российского образования на период до 2010г. (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.г. № 1756 - Р (п-2).

Нормативно-правовые основы дополнительного образования на современном этапе Педагог дополнительного образования должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность (квалификационные характеристики должностей работников образования)


Образовательная программа дополнительного образования детей- основной документ, определяющий стратегию образовательного процесса; локальный документ, проходящий поверку и утверждение в определенном порядке. В программе отражаются основные (приоритетные) концептуальные, содержательные и методические подходы к образовательной деятельности и ее результативности; организационные нормативы работы детского объединения (продолжительность обучения, количество обучающихся в группе, количество учебных часов в неделю и т.д.) В программе отражаются основные (приоритетные) концептуальные, содержательные и методические подходы к образовательной деятельности и ее результативности; организационные нормативы работы детского объединения (продолжительность обучения, количество обучающихся в группе, количество учебных часов в неделю и т.д.) Ответственность за содержание, оформление программы несет учреждение! Ответственность за содержание, оформление программы несет учреждение!


Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года (с изменениями) Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общество, государства; Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общество, государства; К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые: К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые: в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ, в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ, в образовательных учреждениях дополнительного образования (пункты 1,2 статьи 26) в образовательных учреждениях дополнительного образования (пункты 1,2 статьи 26) содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (программами) разработанной, принятой и реализуемой этим учреждением самостоятельно (Пункт 5 статьи 14); содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (программами) разработанной, принятой и реализуемой этим учреждением самостоятельно (Пункт 5 статьи 14); к компетенции образовательного учреждения относится разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов (Пункт 6 статьи 32); к компетенции образовательного учреждения относится разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов (Пункт 6 статьи 32); Учреждение несет ответственность за: Учреждение несет ответственность за: реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников


Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, утвержденные на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России от Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, утвержденные на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России от Федеральный закон от 6 октября 2003 года 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Федеральный закон от 6 октября 2003 года 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 декабря «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 декабря «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»


Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года 233 (с изменениями) Приказ Минобразования РФ от 3 мая 2000 года 1276 «О государственной аккредитации образовательных учреждений дополнительного образования детей» Приказ Минобразования РФ от 3 мая 2000 года 1276 «О государственной аккредитации образовательных учреждений дополнительного образования детей» Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства российской Федерации от 16 марта 2011 года 174. Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства российской Федерации от 16 марта 2011 года 174. Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)» СанПиН, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 года 27 Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)» СанПиН, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 года 27




Требования к структуре авторской программы дополнительного образования детей, утвержденные приказом комитета образования, науки и молодежной политики Новгородской области от Титульный лист с указание наименования ОУ, название программы, автора и научного руководителя программы Титульный лист с указание наименования ОУ, название программы, автора и научного руководителя программы Пояснительная записка: Пояснительная записка: Отражающая образовательную область, к которой относится данная программа, сферу ее использования: для какого типа учреждения, какой местности и т.д. Отражающая образовательную область, к которой относится данная программа, сферу ее использования: для какого типа учреждения, какой местности и т.д. Содержащая обоснование выбора образовательной области и отбора содержания (мировоззренческие, научные идеи, принципы определяющие содержание программы); указание цели и задач программы, особенностей методики обучения и воспитания, основных средств, методов и форм работы с детьми, уровней изучения программного материала, позволяющих дифференцировать образовательный процесс в соответствии со способностями, интересами обучающихся, условий реализации программы и необходимого ресурсного обеспечения. Содержащая обоснование выбора образовательной области и отбора содержания (мировоззренческие, научные идеи, принципы определяющие содержание программы); указание цели и задач программы, особенностей методики обучения и воспитания, основных средств, методов и форм работы с детьми, уровней изучения программного материала, позволяющих дифференцировать образовательный процесс в соответствии со способностями, интересами обучающихся, условий реализации программы и необходимого ресурсного обеспечения. Учебно-тематический план, определяющий общее количество часов программы и количество часов на каждую тему по годам обучения; логику развертывания содержания программы по разделам и темам в соответствии с количеством часов, предусмотренных учебным планом. Учебно-тематический план, определяющий общее количество часов программы и количество часов на каждую тему по годам обучения; логику развертывания содержания программы по разделам и темам в соответствии с количеством часов, предусмотренных учебным планом. Основное содержание программы по разделам и темам в соответствии с предусмотренным учебно- тематическим планом Основное содержание программы по разделам и темам в соответствии с предусмотренным учебно- тематическим планом Требования к результатам освоения программы; критерии их оценки, формы и методы контроля; Требования к результатам освоения программы; критерии их оценки, формы и методы контроля; Список литературы (для педагога и обучающихся). Список литературы (для педагога и обучающихся). Приложение (перечень методического и наглядно-дидактического оснащения программы, справочные таблицы, правила по технике безопасности, нормативы зачетов и др.) Приложение (перечень методического и наглядно-дидактического оснащения программы, справочные таблицы, правила по технике безопасности, нормативы зачетов и др.)


Требования к программе: Требования к программе: 1. Должна отражать стратегию развития современного образования, соответствовать его общим целям. Семь основных качественных характеристик образовательных программ: 1. Должна отражать стратегию развития современного образования, соответствовать его общим целям. Семь основных качественных характеристик образовательных программ: Актуальность – свойство программы отвечать потребностям сегодняшнего уровня общественной жизни с ориентацией на эффективное решение проблем в будущем Актуальность – свойство программы отвечать потребностям сегодняшнего уровня общественной жизни с ориентацией на эффективное решение проблем в будущем Прогностичность- свойство программы отражать в целях и планируемых действиях не только сегодняшние требования к образованию, но и будущие Прогностичность- свойство программы отражать в целях и планируемых действиях не только сегодняшние требования к образованию, но и будущие Рациональность – определяется выбором таких целей и способов их достижения, которые в конкретных условиях региона на соновен имеющихся ресурсов позвоных ляют получать максимально полезный результат Рациональность – определяется выбором таких целей и способов их достижения, которые в конкретных условиях региона на соновен имеющихся ресурсов позвоных ляют получать максимально полезный результат Реалистичность – выражается в установлении соответствия цели предлагаемым средствам ее достижения Реалистичность – выражается в установлении соответствия цели предлагаемым средствам ее достижения Целостность – полнота и логичность построения всех ее структурных компонентов, обуславливающее согласованность и последовательность действий по достижению целей Целостность – полнота и логичность построения всех ее структурных компонентов, обуславливающее согласованность и последовательность действий по достижению целей Контролируемость- т.е. в программе не только определяются ожидаемые результаты, но и предлагаются параметры и способы проверки как конечных, так и промежуточных результатов Контролируемость- т.е. в программе не только определяются ожидаемые результаты, но и предлагаются параметры и способы проверки как конечных, так и промежуточных результатов Корректируемость- свойство программы, позволяющее своевременно обнаруживать отклонения и сбои в ее реализации, быстро реагировать на них и, меняя какие-то детали, частные аспекты, переставляя разделы, варьируя методику, достигать ожидаемых результатов Корректируемость- свойство программы, позволяющее своевременно обнаруживать отклонения и сбои в ее реализации, быстро реагировать на них и, меняя какие-то детали, частные аспекты, переставляя разделы, варьируя методику, достигать ожидаемых результатов


Требования к программе 2. Тщательная проработанность концепции с учетом перспектив развития детского объединения, логики выбранной темы, строгое следование избранным или сформулированным определениям понятийного аппарата. 2. Тщательная проработанность концепции с учетом перспектив развития детского объединения, логики выбранной темы, строгое следование избранным или сформулированным определениям понятийного аппарата. Общий замысел – это ответ на вопрос: « Как необходимо организовать образовательный процесс, чтобы добиться максимально положительного результата?» Общий замысел – это ответ на вопрос: « Как необходимо организовать образовательный процесс, чтобы добиться максимально положительного результата?» При формулировке замысла необходимо учесть: При формулировке замысла необходимо учесть: Последние достижения в этой области деятельности Последние достижения в этой области деятельности Опыт других педагогов Опыт других педагогов Последние достижения психолого-педагогических наук Последние достижения психолого-педагогических наук Современные требования к дополнительному образованию Современные требования к дополнительному образованию


Титульный лист Наименование образовательного учреждения Наименование образовательного учреждения Где, когда и кем рассмотрена (принята к реализации) программа Где, когда и кем рассмотрена (принята к реализации) программа Кем, когда утверждена Кем, когда утверждена Название программы Название программы Возраст детей, на которых рассчитана программа Возраст детей, на которых рассчитана программа Срок реализации программы Срок реализации программы ФИО, должность автора (авторов) программы ФИО, должность автора (авторов) программы Название города, населенного пункта, в котором реализуется программа Название города, населенного пункта, в котором реализуется программа Год разработки программы Год разработки программы


Пояснительная записка Направленность программы Направленность программы Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность Цели и задачи Цели и задачи Отличительные особенности от других существующих программ Отличительные особенности от других существующих программ Возраст детей, участвующих в реализации данной программы Возраст детей, участвующих в реализации данной программы Сроки реализации программы Сроки реализации программы Формы и режим занятий Формы и режим занятий Ожидаемые результаты и способы их определения Ожидаемые результаты и способы их определения Формы подведения итогов реализации программы Формы подведения итогов реализации программы


Программы дополнительного образования детей имеют следующие направленности: научно-техническаяспортивно-техническаяфизкультурно-спортивнаяхудожественно-эстетическаятуристско-краеведческаяэколого-биологическаявоеннопатриотческаясоциально-педагогическаяестественнонаучнаякультурологическая От заданной направленности во многом зависит концепция, содержание и результативность программы. (характеристики направленностей Березиной, Буйловой)


Физкультурно-спортивная направленность Ориентирована на физическое совершенствование ребенка, приобщение его к здоровому образу жизни, формирование культуры здоровья, устойчивой потребности к занятиям споротом, воспитание спортивного резерва. Ориентирована на физическое совершенствование ребенка, приобщение его к здоровому образу жизни, формирование культуры здоровья, устойчивой потребности к занятиям споротом, воспитание спортивного резерва. Образовательная деятельность по разным видам спорта. Образовательная деятельность по разным видам спорта. Физкультурно-оздоровительные объединения, секции, клубы, спортивные школы. Физкультурно-оздоровительные объединения, секции, клубы, спортивные школы.


Художественно-эстетическая направленность Основное предназначение таких программ – приобщение детей к искусству, воспитание творческой личности; ранняя профессиональная ориентация и самоопределение ребенка, получение обучающимися основ будущего профессионального образования; передача духовного опыта человечества через искусство, художественное творчество, способствующее восстановлению связей между поколениями Основное предназначение таких программ – приобщение детей к искусству, воспитание творческой личности; ранняя профессиональная ориентация и самоопределение ребенка, получение обучающимися основ будущего профессионального образования; передача духовного опыта человечества через искусство, художественное творчество, способствующее восстановлению связей между поколениями


Туристско-краеведческая направленность Федеральная целевая программа туристско-краеведческого движения учащихся «Отечество». Федеральная целевая программа туристско-краеведческого движения учащихся «Отечество». История и культура родного края, страны, ратные подвиги и судьбы соотечественников, семейные родословные - предмет познания детей, источник их социального, личностного развития, воспитания патриотов своей Родины. История и культура родного края, страны, ратные подвиги и судьбы соотечественников, семейные родословные - предмет познания детей, источник их социального, личностного развития, воспитания патриотов своей Родины. Туристские объединения, станции юных туристов, туристские базы, центры и т.д. Туристские объединения, станции юных туристов, туристские базы, центры и т.д.


Эколого-биологическая направленность Развитие интереса ребенка к изучению и охране природы, биологии, географии, экологии и других наук о Земле, являются основной частью непрерывного экологического образования. Развитие интереса ребенка к изучению и охране природы, биологии, географии, экологии и других наук о Земле, являются основной частью непрерывного экологического образования. Станции юных натуралистов, эколого-биологические центры, объединения. Станции юных натуралистов, эколого-биологические центры, объединения. Способы организации деятельности: экскурсии, походы, природоохранная работа, учебно-исследовательская деятельность, ориентированная на привлечение детей к участию во всероссийских и международных научно- исследовательских проектах, конкурсах, конференциях учебно- исследовательских работ, проведение самостоятельных исследований в окрестностях места жительства Способы организации деятельности: экскурсии, походы, природоохранная работа, учебно-исследовательская деятельность, ориентированная на привлечение детей к участию во всероссийских и международных научно- исследовательских проектах, конкурсах, конференциях учебно- исследовательских работ, проведение самостоятельных исследований в окрестностях места жительства


Социально-педагогическая направленность Программы ориентированы на корректировку и развитие психических свойств личности, коммуникативных, интеллектуальных способностей обучающихся, развитие лидерских качеств, организацию социализирующего досуга, возможность попробовать себя в различных социальных ролях, способствуют осознанному творению себя. Программы ориентированы на корректировку и развитие психических свойств личности, коммуникативных, интеллектуальных способностей обучающихся, развитие лидерских качеств, организацию социализирующего досуга, возможность попробовать себя в различных социальных ролях, способствуют осознанному творению себя. У обучающихся формируются собственная система мотивов и направленности деятельности, устремленность к самопознанию и самореализации, чувство ответственности за собственный выбор перед собой и обществом. У обучающихся формируются собственная система мотивов и направленности деятельности, устремленность к самопознанию и самореализации, чувство ответственности за собственный выбор перед собой и обществом.


Естественнонаучная направленность Программы данной направленности направлены на дополнение и углубление школьных программ. Программы данной направленности направлены на дополнение и углубление школьных программ. Предназначение – развитие интереса школьников к предметам естественнонаучного цикла, развитие познавательной активности обучающихся, любознательности, самостоятельности. Предназначение – развитие интереса школьников к предметам естественнонаучного цикла, развитие познавательной активности обучающихся, любознательности, самостоятельности. («Химический анализ», «Строение органических соединений», «Юный химик», «Решение генетических задач», «Цитология», «Анатомия и физиология», «Основы энтомологии» др.) («Химический анализ», «Строение органических соединений», «Юный химик», «Решение генетических задач», «Цитология», «Анатомия и физиология», «Основы энтомологии» др.)


Пояснительная записка Цель –это идеальный конечный результат деятельности,должна быть сформулирована так, чтобы можно было проверить степень ее достижения. Цель –это идеальный конечный результат деятельности,должна быть сформулирована так, чтобы можно было проверить степень ее достижения. В задачах должны быть различимы пути достижения заявленной цели-результата. В задачах должны быть различимы пути достижения заявленной цели-результата. Педагогические идеи и принципы, на которые ориентируется составитель программы в своей профессиональной деятельности. Педагогические идеи и принципы, на которые ориентируется составитель программы в своей профессиональной деятельности. Срок освоения программы, для какого возраста она предназначена. Срок освоения программы, для какого возраста она предназначена. Отразить особенности работы с детьми «группы риска», инвалидами, одаренными и т.д.) Отразить особенности работы с детьми «группы риска», инвалидами, одаренными и т.д.)


Подраздел пояснительной записки – «Учебная деятельность» Как организован учебный процесс в течение всего периода обучения? - Выделены ли этапы обучения и чем они отличаются по содержанию и организации; - -как организованы учебные занятия на протяжении каждого года или этапа обучения: группами (сколько часов в неделю и сколько в ней человек) или индивидуально; - - какие используются формы занятий (аудиторные, практические на местности, выездные, лабораторные и т.д.); - - как организованы дополнительные занятия, если они есть, то с кем и как проводятся, зачем необходимы); - - по какому принципу формируются учебные группы – по возрасту, по способностям, или работа ведется в разновозрастных группах (в последнем случае необходимо обоснование целесообразности такой организации);


Подраздел пояснительной записки – «Учебная деятельность» Каковы особенности методики учебной работы с детьми? Каковы особенности методики учебной работы с детьми? Основное содержание учебного процесса и его обоснование, предлагаемые детям практические и творческие задания, какие используются педагогические технологии и методики (разноуровнего обучения, интенсивного обучения, развивающего обучения, работа по методу проектов и др.) Основное содержание учебного процесса и его обоснование, предлагаемые детям практические и творческие задания, какие используются педагогические технологии и методики (разноуровнего обучения, интенсивного обучения, развивающего обучения, работа по методу проектов и др.) Описать организацию воспитательного процесса- какая ведется постоянная воспитательная работа (групповая, индивидуальная) и какие формы массовой работы используются Описать организацию воспитательного процесса- какая ведется постоянная воспитательная работа (групповая, индивидуальная) и какие формы массовой работы используются «Развивающая деятельность» - отразить развивающий потенциал учебной и воспитывающей деятельности «Развивающая деятельность» - отразить развивающий потенциал учебной и воспитывающей деятельности


Обязательная составляющая пояснительной записки – «Ожидаемые результаты» Часть программы должна содержать описание уровня знаний и умений ребенка, которые он получит в ходе учебной работы, а также степень развития его способностей и параметры оценки сформированности личностных качеств. При этом предполагаемые результаты должны быть соотнесены с целями программы, быть реальными и проверяемыми. Часть программы должна содержать описание уровня знаний и умений ребенка, которые он получит в ходе учебной работы, а также степень развития его способностей и параметры оценки сформированности личностных качеств. При этом предполагаемые результаты должны быть соотнесены с целями программы, быть реальными и проверяемыми. Хорошо, если результаты четко сформулированы по каждому году или этапу обучения и описаны способы их выявления – тестирование, проверочные задания, творческие работы, зачетные занятия, педагогическое наблюдение и др. Хорошо, если результаты четко сформулированы по каждому году или этапу обучения и описаны способы их выявления – тестирование, проверочные задания, творческие работы, зачетные занятия, педагогическое наблюдение и др. Обязательно необходимо указать формы подведения итогов реализации программы: выставки, конкурсы, творческие отчеты, защита проекта Обязательно необходимо указать формы подведения итогов реализации программы: выставки, конкурсы, творческие отчеты, защита проекта


Учебно-тематический план Перечень разделов, тем Перечень разделов, тем Количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий. Количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий. Не путать с календарным планом работы на конкретный учебный год! Не путать с календарным планом работы на конкретный учебный год! Программа стратегический документ - в учебном плане должны быть обозначены основные содержательные блоки программы («узловые темы»). Программа стратегический документ - в учебном плане должны быть обозначены основные содержательные блоки программы («узловые темы»).


Содержание программы Раскрывается через краткое описание тем (теория и практика) Раскрывается через краткое описание тем (теория и практика) Возможная схема описания тем, разделов: Возможная схема описания тем, разделов: раздела. Название раздела. раздела. Название раздела. темы. Название темы. темы. Название темы. Теория (основные теоретические понятия без подробной расшифровки и описания). Теория (основные теоретические понятия без подробной расшифровки и описания). Практика (примерное содержание практической деятельности детей на учебном занятии). Практика (примерное содержание практической деятельности детей на учебном занятии). Литература (если есть). Литература (если есть). Место проведения занятия (если занятие выездное) Место проведения занятия (если занятие выездное)


Методическое обеспечение программы Должно быть представлено обеспечение учебного процесса различными видами методической продукции. Должно быть представлено обеспечение учебного процесса различными видами методической продукции. Представить в виде перечня: Представить в виде перечня: - методические разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д. - методические разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д. Рекомендации по проведению лабораторных и практических работ; по постановке экспериментов или опытов и т.д. Рекомендации по проведению лабораторных и практических работ; по постановке экспериментов или опытов и т.д. Дидактические и лекционные материалы, методики по исследовательской работе. Дидактические и лекционные материалы, методики по исследовательской работе. В случае, если деятельность ведется по авторской методике, требующей использования специальных дидактических пособий, также необходимо привести перечень содержания всего методического комплекта с обязательным указанием его автора. В случае, если деятельность ведется по авторской методике, требующей использования специальных дидактических пособий, также необходимо привести перечень содержания всего методического комплекта с обязательным указанием его автора.

Доклад по теме «Нормативно-правовое обеспечение деятельности учреждений дополнительного образования детей» на городском семинаре в рамках инновационного проекта «Условия эффективного формирования профессиональной компетентности педагога дополнительного образования»

Скачать:


Предварительный просмотр:

« УЧИТЬСЯ

ДОКЛАД

Тема:

ПЕРВОЕ:

Олег Николаевич Смолин.

  1. Конституция

дошкольное образование

  1. Интегральные законы
  • Образовательный кодекс.

Закон РФ «Об образовании»

Образовательный кодекс

  1. Отраслевые законы
  1. Законы «тумблерного» типа

ВТОРОЕ:

ТРЕТЬЕ:

  • Документы МБУДОД.

Спасибо за внимание.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

« Условия эффективного формирования профессиональной компетентности педагога дополнительного образования » НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Первый Указ о компетентности: Указую на ассамблеях и в присутствии господам сенаторам говорить токмо словами, а не по писанному, дабы дурь каждого всем видна была. - Указ от 4 октября 1703 года Все прожекты зело исправны быть должны, дабы казну зрящно не засорять и отечеству ущерба не чинить. Кто прожекты станет абы как ляпать, того чина лишу и кнутом драть велю. Пётр I Великий (Романов Пётр Алексеевич) - родился 30 мая 1672 года в Москве. Умер в Санкт-Петербурге 28 января 1725 года. Похоронен в Петропавловской крепости.

« учиться » – означает прикладывать разум к чему-то; читать и проверять с целью усвоения. (словарь Нойа Вебстера, 1828 год) Noah Webster 16 октября 1758 – 28 мая 1843 Лексикограф, языковед, работал школьным учителем, составитель « Американского словаря английского языка», который вышел в свет в 1828 году, количество проданных копий словаря перевалило за 70 миллионов.

МОДЕЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС ДЛЯ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ принят 16 ноября 2006 года на двадцать седьмом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ (постановление № 27-12) Компетентность – обладание знаниями, умениями и навыками в какой-либо области, необходимыми для выполнения определённых функций. Содержательное наполнение знаний, умений и навыков обучаемых закрепляется государственными образовательными стандартами, конкретизируемыми в учебных планах и учебных программах образовательного учреждения. Достижение обучающимися необходимого объёма знаний, умений и навыков удостоверяется документами об образовании.

Нас так учили: «… от перемены мест слагаемых сумма не меняется …» Посчитайте: 100 + 10 = 110 10 + 100 = 110 Всё бы так, если бы не было в природе явления, названного законом энтропии: Энтропия - это сокращение доступной энергии вещества в результате передачи энергии. Теперь пересчитайте с учётом периода «полураспада», представив что до плюса прошло 25 лет времени: (100: 2) + 10 = 60 (10: 2) + 100 = 105 До 1957 года в нашем Вишневогорске так не считали. Последствия неконтролируемой цепной реакции испытываем и сегодня…

ВЫВОД: обучать следует правильно и правильным вещам. И не факт, что всех следует обучать одинаково, т.к. МАКЕЕВЫМИ, КОРОЛЁВЫМИ или КУРЧАТОВЫМИ становятся тогда, когда то, чем они занимаются ИНТЕРЕСНО!!!

22 ноября 2012, 13:05 (мск) | Общество | АН Доступ Ученые Снежинского ядерного центра удостоены премий Росатома Лауреатами открытого конкурса стали 14 южноуральских ученых – сотрудников ВНИИ технической физики им. Забабахина (ЗАТО Снежинск, Челябинская область) наградили за научную активность, актуальность исследований для стратегического развития отрасли и вклад в полученные успешные результаты.

Рабочая классификация законов в Государственной Думе Конституционное законодательство; Интегральные законы; Отраслевые законы; Законы «тумблерного» типа; Бифункциональные законы, реализующие функции законов отраслевого и «тумблерного» типа; Законы ситуативного назначения; Законодательные акты в смежных областях права, обеспечивающие функционирование и развитие образования.

Внешкольная работа, что это? Досуговая деятельность? Дополнительное образование? Чем начертим границу: авторучкой или акварельными красками?

МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Статья 1. Определение терминов внешкольное учебное учреждение - составляющая системы внешкольного образования, которая предоставляет знания, формирует умения и навыки по интересам, обеспечивает удовлетворение потребностей личности в творческой самореализации, интеллектуальное, духовное и физическое развитие, подготовку к активной профессиональной и общественной деятельности, создаёт условия для социальной защиты и организации содержательного досуга в соответствии со способностями, одаренностью и состоянием здоровья воспитанников, учащихся и слушателей. Статья 4. Внешкольное образование Внешкольное образование является составляющей системы беспрерывного образования, определенной конституцией страны, законом об образовании, настоящим Законом, и направлено на развитие способностей и дарований воспитанников, учащихся и слушателей, удовлетворение их интересов, духовных запросов и потребностей в профессиональном определении во внешкольных учреждениях во время, свободное от учебы в общеобразовательных и других учебных заведениях.

Япония В 1945 году США выдали огромный кредит Японии под очень высокий процент – цель: закрепить экономически военные результаты мировой войны. Пообещали, что за деньги, возвращённые в первые 5 лет проценты не возьмут. Просчитались… Две реформы и проблема была решена: в экономике и в образовании. Только одна «Тойота» имеет такой же денежный оборот как 200 предприятий Челябинска…

Проект закона «Об образовании» принят в первом чтении 17.10.2012г. Из интервью Д.А. Медведева: «… проект закона мы разместили на сайте для обсуждения ещё первого декабря десятого года…» Второе чтение законопроекта об образовании намечено на 11 декабря 2012 г. Нарышкин призвал председателей региональных заксобраний своевременно принять нормативно-правовые акты, которые будут конкретизировать положения федерального закона "Об образовании ".

Основные документы из списка (приложение 1), пожалуй, следующие: Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ НА 2012 - 2017 ГОДЫ». МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ принят Постановлением N 24-14 от 4 декабря 2004 года на двадцать четвертом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 июня 2012 г. N 504 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ». Письмо Минобрнауки РФ от 11 декабря 2006 № 06-1844 "О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей«. "Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года" (одобрена решением Коллегии Минобрнауки РФ от 06 октября 2004 № ПК-2). РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА Челябинска от 11.12.2008г № 24/2 «О принятии Стратегии развития муниципальной образовательной системы города Челябинска на период до 2020 года ».

22 ноября 2012, 15:12 (мск) | Политика | АН Доступ Депутаты одобрили дополнительные расходы Челябинской области в сфере образования Поправки в закон «Об образовании в Челябинской области» устанавливают расходы на оплату услуг экспертов аттестационных комиссий педагогических работников, а также на обеспечение питанием и обмундированием учащихся спортивных и кадетских классов. «Также из средств областного бюджета будут выделяться деньги на обеспечение питанием и обмундированием кадетов казачьих кадетских корпусов и студентов учреждений среднего профобразования, обучающихся по программе “Физическая культура” и включенных в спортивный резерв Челябинской области».

Спасибо за внимание. С уважением, Альберт Леонидович Блинов

Предварительный просмотр:

« УЧИТЬСЯ » – означает прикладывать разум к чему-то; читать и проверять с целью усвоения.

(словарь Нойа Вебстера, 1828 год)

ДОКЛАД

Тема:

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Рассматривая этот вопрос нам с Вами не избежать необходимости смотреть с разных точек зрения. Нужно определиться: что было, что есть, что будет и чем всё закончится.

Для начала целесообразно взглянуть глазами законодателей, как они видят процесс законотворчества в сфере образования.

Не следует забывать и главного, а именно: заказчика, т.е. тех, кому нужны эти законы, в том числе политиков, исполняющих заказ общества на изменения в политике и деятельности государства, а также исполнителей этих законов, т.е. всех участников правоотношений в сфере образования.

Чего хотим и как этого достичь? Т.е. взгляд в будущее.

ПЕРВОЕ:

На международной Конференции организаций образования взрослых «Пять лет после Гамбургской конференции. Образование взрослых в Центральной и Восточной Европе». (Сочи, 9 сентября 2002 г.) выступал первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке, доктор философских наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования Олег Николаевич Смолин. Там он предложил функциональную классификацию законов Российской Федерации, согласно которой, система образовательного законодательства должна включать в себя следующие семь основных блоков:

По сути, у нас в России так оно и есть.

Нормативно-правовое обеспечение деятельности учреждений дополнительного образования детей практически входит в эту классификацию. Но при этом есть особенности.

Дело в том, что 17-го октября текущего года Государственная Дума Российской Федерации уже приняла в первом чтении проект нового ЗАКОНА ОБ ОБРАЗОВАНИИ, а Закон «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1 уже существует в редакции от 10.07.2012.

Однако пока прежние законы действуют, мы обязаны их исполнять, и ориентироваться на те основные положения, которые в них заложены.

  1. Конституция

Российская Конституция в части регулирования права на образование гарантирует гражданам права на общедоступное, т.е. без конкурса, и бесплатное дошкольное образование , а также на общедоступное и бесплатное среднее профессиональное образование . Однако не гарантирует право на общедоступное и бесплатное образование в старшей школе и профессионально-технических учебных заведениях, заметьте, не гарантирует право граждан на дополнительное образование . Что сделало абсолютно необходимым принятие нового закона «Об образовании» и специального закона «О дополнительном образовании». Похоже, практика пошла по пути включения вопросов дополнительного образования в основной закон об образовании. Дополнительное образование детей, при этом, в особую категорию, возможно, и не выделится. Об этом позже.

  1. Интегральные законы

К группе интегральных законов в системе российского образовательного права могут быть отнесены:

  • Национальная доктрина образования;
  • Закон РФ «Об образовании» (действует с июля 1992 г.) и
  • Образовательный кодекс.

Первые два законодательных акта должны были заложить фундамент системы, а третий – завершить этап её формирования. Однако исторически всё сложилось иначе.

Национальная доктрина образования - была утверждена Постановлением Правительства № 751 от 4 октября 2000 г

Закон РФ «Об образовании» - интегральный Базовый закон – в том виде, как он был принят в 1992 году, регулировал в основном деятельность тех образовательных учреждений, которые реализуют основные образовательные программы – от детского сада до аспирантуры. Вопросы дополнительного образования оказались его «ахиллесовой пятой», поскольку не были прописаны в статье 5, устанавливающей государственные гарантии прав граждан в области образования.

Образовательный кодекс

Образовательного кодекса России не существует. (У нас традиционно, как это было в СССР, не принимают конкретных российских законов, когда есть закон и для других республик.)

16 ноября 2006 года на двадцать седьмом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ был принят МОДЕЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС ДЛЯ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ (постановление № 27-12)

  1. Отраслевые законы

Законы отраслевого типа регулируют различные подсистемы (уровни, секторы) системы образования. (Примером является Федеральный Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», вступил в силу с 1 января 2002 года).

МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ принят Постановлением N 24-14 от 4 декабря 2004 года на двадцать четвертом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ. Закон состоит из 8 разделов и пока что имеет для нас основное значение, т.к. содержит исходную информацию о дополнительном образовании вне школы.

  1. Законы «тумблерного» типа

Законы «тумблерного» типа предназначены для того, чтобы «запустить» в действие одну или несколько норм Базового или отраслевого закона.

Наиболее важным из таких законов является Федеральная программа развития образования (ФПРО). Положение, согласно которому именно такая программа должна быть организационной

основой развития образования, было установлено ещё первой редакцией Закона РФ «Об образовании» 1992 г. Сама же Федеральная программа была утверждена специальным законом в апреле 2000 г. С тех пор она неоднократно подвергалась критике. Однако она имеет целый ряд положений в области дополнительного образования, отсутствующих в Базовом законе, в частности, в области дополнительного образования детей. ФПРО полезна уже тем, что под неё каждый год система образования получает бюджетные средства.

  1. Бифункциональные законы, реализующие функции законов отраслевого и «тумблерного» типа

Для нашей темы интересен, пожалуй, лишь один - Федеральный Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)». Принят Государственной Думой 2 июня 1999 года. Он регулирует право на образование почти 10 % детей, которые, так или иначе, нуждаются в специальных образовательных условиях.

  1. Законы ситуативного назначения

Важность таких законов можно почувствовать уже из названия следующего закона: Федеральный Закон «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию».

Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Закон в ряде случаев выполнил свои защитные функции, в т.ч. когда речь шла о ликвидациях и реорганизациях в системе дополнительного образования.

Ещё один закон, имеющий прямое отношение к нашей теме, – Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об образовании" и в Федеральный Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в части дистанционных образовательных технологий, до настоящего времени для многих остающиеся непривычными)».

Не за горами то время, когда к дистанционным технологиям будут относиться так же, как и к обычным.

Доиндустриальная цивилизация породила систему обучения «учитель–ученик», индустриальная цивилизация сделала наиболее распространённой классно–урочную (аудиторную) систему, а постиндустриальная цивилизация сделает преобладающими дистанционные образовательные технологии.

Мы уже имеем ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 06 мая 2005 г. № 137 "ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ", продолжение этого находим в проекте нового закона.

  1. Законодательные акты в смежных областях права, обеспечивающие функционирование и развитие образования

Среди законодательных актов в смежных областях права, обеспечивающих функционирование и развитие образования, наибольший интерес для нас представляют бюджетное и налоговое законодательство.

Останавливаться на этих законах не будем, как и подробно комментировать выше названные. О причинах ниже.

Взгляд законодателей, хотя и не всех и не в полном объёме, мы рассмотрели. В принципе, этого достаточно, чтобы понять, что депутаты на самом деле не являются законотворцами в том смысле, как бы нам хотелось. Если бы это было иначе, мы бы уже давно имели нужные нам законы.

ВТОРОЕ:

Вот мы и подошли к ВТОРОМУ разделу, а именно: мнение заказчиков.

Заказчики законов в сфере дополнительного образования детей – это, в первую очередь родители (по сути, все граждане государства), а также должностные лица, которым поручено представлять интересы граждан, в том числе председатель Правительства и Президент Российской Федерации.

Заказчики тоже, кстати, имеют разные приоритеты:

  • Родителей продолжают волновать вопросы, связанные с досуговой деятельностью внешкольных учреждений, что позволяет родителям сохранять уверенность в том, что их дети под присмотром, пока сами они находятся на работе. Вопросы же дополнительного образования, как свидетельствует практика, они отодвигают «на потом», т.е. эти вопросы становятся более актуальными для родителей, когда их дети обучаются в старших классах общеобразовательной школы.
  • Президент и Правительство намерены использовать изменения в законодательстве об образовании как средство достижения других целей: укрепление экономики страны, для чего нужны новые людские ресурсы, компетентные двигатели прогресса. Здесь уместно напомнить опыт 3-х образовательных реформ в Японии. Результат: Современная Япония – страна с высоким уровнем жизни населения: одни из лучших в мире технических разработок, первое место в сфере электроники и автоматики, информационное общество и многое другое.

Япония – это страна с 127-миллионным населением. Почти 50% выпускников школ получают высшее образование, потому что иметь хорошее образование в Японии очень престижно, а дать хорошее образование своему ребёнку – первостепенная задача каждого родителя-японца. От того, какую школу, а затем вуз закончит ребёнок, во многом зависит вся его дальнейшая жизнь и карьера, а значит качество и уровень жизни.

Концепция третьей реформы образования в Японии была высказана одним из премьер-министров Японии Ясухиро Накасонэ. В одном из своих выступлений он заявил: «…образовательная реформа должна быть нацелена на то, чтобы, с одной стороны, сохранить и развивать традиционную японскую культуру, унаследованную от предыдущих поколений. А с другой − воспитывать у подрастающего поколения высокие идеалы, растить его физически здоровым, формировать личность гражданина, развивать в нём творческое начало, прививать общепринятые в человеческом обществе моральные и поведенческие стандарты, чтобы будущие граждане Японии смогли внести свой вклад в сокровищницу мирового сообщества и привнести в него частицу японского сознания».

А для чего нам нужна новая правовая основа? Во-первых, чтобы решить имеющиеся проблемы в сфере образования, возникшие в период перестройки, которая расшатала прежнюю систему образования советской страны, а во-вторых, чтобы не оказаться на задворках новой цивилизации.

Есть хорошее правило: «никогда не беритесь за новый проект, если он не финансируется, т.к. исполняться не будет». Новый же проект, подкреплённый Законом, имеет гарантии бюджетного финансирования. И это главная функция закона. Кроме того, закон устанавливает единый порядок, единый алгоритм действий по внедрению концепции образования в жизнь.

Энергичность действий Президента и Правительства по реализации поставленных целей мы уже наблюдаем, а именно: 7 мая текущего года в 14 часов В.В. Путин вступает в права Президента РФ, а спустя 2 часа, в 16 часов уже подписывает Указ N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», в первом пункте которого указано: «….. обеспечить достижение следующих показателей в области образования: - увеличение к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70–75 процентов, предусмотрев, что 50 процентов из них должны обучаться за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета».

1 июня 2012 г. Указом Президента Российской Федерации от № 761 утверждена НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ НА 2012 – 2017 ГОДЫ.

17 октября 2012 г. Государственная Дума приняла в первом чтении Проект нового закона об образовании в РФ

Новый закон об образовании в РФ, призван заменить два действующих базовых документа - «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», которые были приняты в 1992 и 1996 годах соответственно.

В подготовленном правительством РФ тексте, насчитывающем 417 страниц, устанавливаются общие принципы, регулирующие отношения в системе образования. Закрепляются госгарантии реализации права на образование на протяжении всей жизни в соответствии с образовательными и профессиональными потребностями.

По мнению министра образования РФ Дмитрия Ливанова, законопроект носит ярко выраженный социальный характер. «Он закрепляет социальные гарантии обучающихся и тех, кто обучает, которые были в прежнем законодательстве, и расширяет их. Он также создаёт механизмы и инструменты для реализации этих гарантий». Документ «строится вокруг человека – тех, кто учится, кто учит, вокруг родителей, конкретизируя их права и обязанности, уточняя социальный статус этих людей».

Законопроект исходит из того, что нужно сохранить преемственность с действующим законодательством, но и закладывает возможности для повышения качества образования.

Что касается основных новаций, то проект «расширяет круг организаций, в том числе организаций различных форм собственности, в которых граждане могут получать бесплатное образование». С его вступлением в силу образование за счёт государства граждане смогут получать не только в государственных, но и в негосударственных организациях.

Помимо этого, «вводятся дополнительные возможности по обеспечению для детей доступа к дошкольному образованию». «Оно может быть обеспечено как в форме семейного образования, так и в образовательном учреждении, причём не только в детских садах, но и в дошкольных группах при школах и так далее».

Закон принципиально нацелен на формирование возможности выбора для каждого обучающегося – выбора различных учебных курсов, как в самой образовательной организации, так и вне её. Достигается это использованием новых технологий обучения, в том числе дистанционных, электронных. Также закрепляется на законодательном уровне сетевое взаимодействие образовательных организаций.

Законопроект гарантирует общедоступность среднего профессионального образования. Оно будет включать в себя как программы подготовки специалистов среднего звена, так и высококвалифицированных рабочих.

Впервые закрепляются особенности образовательной деятельности – при получении образования гражданами, которые проявляют выдающиеся способности, гражданами с ограниченными возможностями здоровья, а также реализации образовательных программ в таких сферах, как искусство, культура, медицина, оборона и безопасность государства.

Предусматриваются и нормы, которые обеспечивают открытость образовательных учреждений и программ для учащихся и их родителей.

Также вводится процедура «независимой оценки качества образования, которая позволит специализированным организациям проводить оценки деятельности образовательных организаций, определять достоверность информации о качестве образования и его соответствия запросам потребителей».

ТРЕТЬЕ:

Это мы с вами. Наша позиция, Наше мнение, наше представление о том, как должно быть и что предстоит делать. Настоящий доклад не имеет целью навязать какое-либо представление об этом. В этом разделе предлагается лишь взгляд на фактическое положение дел.

Именно нам, педагогам дополнительного образования детей продолжать внешкольную работу и заниматься дополнительным образованием. Вы уже должны были обратить внимание на то, что наш Центр называется не центром дополнительного образования, а внешкольной работы. Что это, почему так? Я лично не знаю, но могу предположить, что это компромисс между запросом родителей и заказом общества, о чём уже сказано выше (потребность в досуговой деятельности ещё сохраняется, да и чёткой границы между этой деятельностью и образовательным процессом не существует.) Например: ребёнок на занятиях просто рисует – становится профессиональным художником, шьёт куклам одежду – выбирает профессию конструктора, модельера, идёт работать в ателье или на швейную (трикотажную) фабрику, его с радостью принимают в средние и высшие учебные заведения по профилю, обращая внимание на знание им терминологии, усвоенной на досуговых занятиях.

Нам предстоит исполнять новый закон. Но он ещё не принят. Проект содержит уже известные нам положения, изложенные в нормативных документах, перечень которых указан в Таблице – приложение к докладу № 1

Основные документы из этого списка, пожалуй, следующие:

Чтобы освежить Вашу память предлагается вновь ознакомиться с содержанием некоторых документов: Приложения № 1, 2, 3, 4

Спасибо за внимание.

С уважением, Альберт Леонидович Блинов

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей Центр внешкольной работы «Радуга» г. Челябинска

Тема проекта: «Условия эффективного формирования профессиональной компетентности педагога дополнительного образования»