Путин подписал указ о мобилизации резервистов — детали. Российская федерация Федерального закона о мобилизационной подготовке

  • Дата: 07.06.2020

Президент подписал 17 числа этого месяца указ о том, чтобы в скором времени создать мобилизационный резерв при Вооруженных силах нашей страны. Он сформируется как дополнительное военное подразделение на базе находящихся в резерве человек. Солдаты отслужили в армии обязательный срок, после чего заключили контракт еще на 3 года. Они таким образом соглашались в случае чего на дополнительную мобилизацию и пройдут курсы переподготовки. Детальнее с текстом документа можно ознакомится на портале правительства РФ.

Несколько дней назад глава Российской Федерации поставил подпись под распоряжением о формировании мобилизационного резерва ВС нашей страны из числа контрактников. Президент планирует провести масштабный эксперимент по внедрению нового проекта военного обучения солдат. Текст документа размещен для ознакомления на портале правовой информации.

В связи с этими действиями Путин выдал указ о проведении мероприятий на срок поступления в резервный состав российских жителей.

Финансовую помощь на время проведения мероприятий предоставит Министерство обороны со своего бюджета. Об этом отмечено в указе.

Создание мобилизационного человеческого резерва было зафиксировано в одном из «майских указов» Владимира Владимировича. В 2012 году приняли соответствующий закон. С 1 января следующего года он вступил в силу.

Текст этого указа гласит, что каждый человек по окончанию обязательного срока в армии может подписать соответствующий документ и перевестись в числа контрактников. Он должен будет появляться на военных сборах время от времени и проходить очень серьезную чем обычно переподготовку к военным действиям. Контракт подписать можно сначала на 3 года, потом снова на 3 года, на 5 лет, а можно и на меньший период в зависимости от верхнего предела пребывания в резервном составе.

Каждому резервисту планируют выделять из бюджетных средств по пять-восемь тысяч рублей каждого месяца.

Впервые указ о создании мобилизационного резерва президент страны подписал в апреле в 2013 году. Тогда его создавали также на время апробации нового проекта подготовки человек из числа резерва. В тексте закона указывались суммы, которые должны были выделяться на реализацию новой системы. Но в 2014 году он так и не начался в связи с отсутствием средств. Позднее поступила информация о том, что в связи с нефинансированием проекта, его переносят на 2016 год.

В аналитиков вскоре возник вопрос: достаточно ли для 5 тысяч людей на создания мощного резервного запаса. Посыпались негативные комментарии в сторону Минобороны РФ. Хоть даже это формирование делается для эксперимента, но все-таки адекватности результатов не достичь при такой небольшой численности.

Мобилизационная подготовка - совокупность мероприятий, которые осуществлялись в мирное время, по предварительной специализации экономической стороны государства, органов государственного правления, служб областной автономии и учреждений, а также подготовки Вооруженных Сил РФ, воинских формирований и иных федеральный служб. Чтобы обеспечить защиту государства во время вооруженного нападения, а также удовлетворить потребности страны и общества, был разработан целый комплекс правовых актов.

Нормативно-правовыми основами мобилизационной подготовки являются:

  • Конституция РФ;
  • межнациональные соглашения РФ;
  • общефедеральный закон « »;
  • Федеральный закон 31 «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».

Именно закон №31-ФЗ является главным законодательным актом во время организации обороны Российской Федерации.

ФЗ 31 от 1997 года о мобилизационной подготовке и мобилизации был принят Государственной Думой 24 января 1997 года и одобрен Советом Федерации 13 февраля 1997 г. Настоящее постановление регламентирует правовые отношения в сфере мобилизационной подготовки и призыва в Российской Федерации, определяет полномочия, обязанности и ответственность служб государственного правления, учреждений областной автономии, а также учреждений независимо от форм собственности и их государственных служащих.

Требования мобилизационной подготовки и мобилизации:

  • централизованное управление;
  • предварительность, контроль и плановость;
  • комплектность и взаимная согласованность.

Федеральный закон №31 включает в себя 7 разделов и 26 статей:

  • раздел 1 (статьи 1-3). Основные понятия закона;
  • раздел 2 (ст 4-8). Права и обязанности Президента РФ и служб государственного правления РФ, а также полномочия и функции служб исполнительного правления субъектов Российской Федерации и учреждений областного самоуправления в мобилизационной сфере;
  • раздел 3 (ст 9-10). Главные обязанности учреждений и граждан;
  • раздел 4 (ст 11-16). Организационные нормы и требования;
  • раздел 5 (ст 17-21). Призыв лиц на военную службу по мобилизации;
  • раздел 6 (ст 22-24). Бронирование лиц, ожидающих в запасе, во время призыва и военного периода;
  • раздел 7 (ст 25-26). Заключительные положения закона.

На Официальном сайте правовой информации был опубликован Федеральный закон №19 «О внесении изменений в Федеральный закон №31 «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации». Последние изменения были приняты 10 февраля 2017 года, их детальный разбор будет представлен в последнем подзаголовке.

Скачать

В последней редакции ФЗ о мобилизации определяется четкий перечень государственных служащих, на которых возлагается отдельная ответственность за исполнение обязанностей в сфере мобилизационной подготовки и призыву РФ. Устанавливают порядок формирования призывных комиссий по мобилизации граждан, подробно изучить последнюю редакцию закона можно .

Основные правила мобилизационной подготовки и мобилизации:

  • законодательное регулирование в соответствующей области;
  • обеспечение защиты в научной и систематичной области;
  • установление условий работы;
  • процесс перевода служб государственного правления и органов областного самоуправления;
  • подготовка Вооруженных Сил РФ;
  • создание мобилизационных планов экономической стороны Российской Федерации;
  • оценивание положения мобилизационной готовности;
  • подготовка специализированной техники;
  • создание, накопление, хранение и обновление запасов материальной значимости;
  • формирование, в утвержденном порядке, запасных пунктов управления;
  • подготовка ресурсов массовой информации к работе во время мобилизации и войны;
  • процесс подготовления граждан по военно-учетным специальностям;
  • бронирование граждан, которые находятся в запасе Вооруженных Сил РФ;
  • исполнение учений и тренировок;
  • межнациональное сотрудничество в сфере мобилизационной подготовки Российской Федерации.

Последние изменения, внесенные в закон о мобилизационной подготовки

Последние изменения от 22 февраля 2017 года Федерального закона №31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» были одобрены Советом Федерации 15 февраля 2017 г. Главным изменениям подверглись статьи 11 и 20.

Статья 11

Была утверждена новая редакция п. 3 ст 11: «Администраторы служб исполнительного правления, высшие чиновники субъектов РФ, председатели городского образования, руководители местных администраций несут индивидуальную ответственность за исполнение обязанностей, которые предусмотрены в нормативно-правовых актах в сфере мобилизационной специализации и мобилизации, возложенные на федеральные службы исполнительного правления и службы областного самоуправления».

Статья 20

Было принято решение внести изменения в законодательный акт о мобилизации в пункт 3 ст 20 и изложить документ в следующей редакции: «Призвание граждан на воинскую службу по мобилизации или перенаправление их для работы на должностях штатского персонала, осуществляет соответствующий призывной комитет. Данная комиссия создается в субъекте РФ, городском районе, муниципальном округе и на внутренней областной территории города общефедерального назначения. Решения по комитету принимают чиновники субъекта Российской Федерации по представлению военкома».

А также дополнить пункт 3 части 1 следующим текстом: «Главой призывного комитета по мобилизации граждан, которая создается субъектами Российской Федерации, считается высшее должностное лицо субъекта РФ. Главой призывного комитета по мобилизации граждан, который формируется в городском образовании, является председатель, указанный в пункте 3 статьи 20».

Российский президент Владимир Путин подписал указ, согласно которому пребывающих в запасе военнообязанных призывают на двухмесячные сборы. Они будут проходит в ВС, ФСБ и органах госохраны. Их сроки должны согласовываться с властью в регионах. Исключение составляют мероприятия, время проведения которых определит Минобороны.

"Призвать в 2018 году граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе, для прохождения военных сборов сроком до двух месяцев в ВС России, в органах государственной охраны и органах Федеральной службы безопасности", – сказано в документе, опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации.

Цель данных сборов – напомнить, обновить и отработать навыки военной специальности, рассказал полковник в отставке Виктор Литовкин. "Механики – водители танков, наводчики орудий, топографы, разведчики. В зависимости от тех специальностей, которые нужны Вооружённым силам или тому или иному округу", – пояснил эксперт в интервью RT.

Он также отметил, что ежегодно на эти цели выделяются средства. Для чего и издается указ президента. Сборы проходят по-разному, – уточнил Литовки. - Часто во время больших оперативно-стратегических учений, например, "Запад-2017". Они снимают с хранения боевую технику, выходят на полигон, выполняют задачи в соответствии с решением командира, потом возвращают технику на базы хранения. Обслуживают её, заправляют маслом, керосином или бензином".

Эксперт добавил, что в данном мероприятии задействованы порядка 5-ти тысяч человек. Это отслужившие гражданские с какой-либо воинской специальностью. "В это время они получают среднюю заработную плату на своих рабочих местах, а от Министерства обороны – денежное содержание в зависимости от того, на какую должность они определены: командир взвода, механик-водитель, водитель автомобиля", – подытожил полковник.

"Кастингом" займутся военкоматы совместно с воинскими частями. "В период отбора военнослужащие запаса вызываются по повестке в военкоматы для уточнения данных воинского учета и прохождения медицинской комиссии", - поведал "РИА Новости" представитель Минобороны, уточнив, что "учебные сборы касаются относительно небольшого числа офицеров и других категорий военнослужащих запаса – это не мобилизация и не призыв на срочную службу, который проходит в стране дважды в году".

Подобные мероприятия проводятся регулярно, руководствуясь ежегодным указом президента России и постановлением правительства РФ "О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности". "Оповещение о призыве на военные сборы осуществляется заранее. Повестки должны быть вручены адресатам минимум за десять дней до начала сборов. Решение о призыве конкретного гражданина РФ из запаса оформляется приказом соответствующего военкома", – проинформировал представитель ведомства.

Отметим, вышеназванный указ вступает в силу с момента официального опубликования. Между тем, весенний призыв на срочную службу стартует в День смеха, 1 апреля. За всю призывную кампанию Вооруженные силы РФ должны пополнить более 140 тысяч новобранцев.

Президент России Владимир Путин подписал указ о призыве на двухмесячные сборы военнообязанных, находящихся в запасе. Документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

«Призвать в 2017 году граждан РФ, пребывающих в запасе, для прохождения военных сборов сроком до двух месяцев в Вооружённых силах РФ, в органах государственной охраны и органах федеральной службы безопасности», – говорится в тексте документа.

Конкретные детали призыва на сборы из запаса пока остаются неизвестными: в приказе есть два секретных пункта под грифом «для служебного пользования». Отмечается лишь, что сроки сборов должны быть согласованы с органами исполнительной власти субъектов РФ. На них же, а также на правительство, возлагается ответственность за проведение сборов.

Стоит отметить, что аналогичные указы подписываются ежегодно, в 2015 и 2016 годах они публиковались в феврале. Основной целью мобилизационных учений является совершенствование военнослужащими запаса профессиональных навыков и знаний. В последнее время особое внимание уделяется освоению новых и модернизированных образцов вооружения и военной техники, активно поступающей в войска с начала 2010-х годов.

30 марта Путин подписал указ о призыве граждан на военную службу, в соответствии с ним в ВС будут направлены 142 тыс. человек.

О мобилизационной подготовке и мобилизации

В российской федерации

Государственной Думой

Советом Федерации

(в ред. Федеральных законов от 16.07.1998 N 97-ФЗ,

от 05.08.2000 N 118-ФЗ(ред. 24.03.2001),

от 21.03.2002 N 31-ФЗ,от 22.08.2004N 122-ФЗ(ред. 29.12.2004),

от 31.12.2005 N 199-ФЗ,от 02.02.2006N 20-ФЗ,

от 25.10.2006 N 169-ФЗ, от 09.03.2010N 27-ФЗ,

от 30.12.2012 N 288-ФЗ, от 05.04.2013N 55-ФЗ,

с изм., внесенными Федеральными законами от 30.12.2001 N 194-ФЗ,

от 24.12.2002 N 176-ФЗ,от 23.12.2003N 186-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон осуществляет правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, устанавливает права, обязанности и ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций независимо от форм собственности (далее - организации) и их должностных лиц, граждан Российской Федерации (далее - граждане) в этой области.

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

1. Под мобилизационной подготовкой в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время в соответствии с Федеральным законом"Об обороне" специальных формирований (далее - специальные формирования) к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.

2. Под мобилизацией в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.

Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной.

Статья 2. Основные принципы и содержание мобилизационной подготовки и мобилизации

1. Мобилизационная подготовка и мобилизация в Российской Федерации проводятся в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом"Об обороне" и являются составными частями организации обороны Российской Федерации.

2. Основными принципами мобилизационной подготовки и мобилизации являются:

централизованное руководство;

заблаговременность, плановость и контроль;

комплексность и взаимосогласованность.

1) нормативное правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

2) научное и методическое обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации;

3) определение условий работы и подготовка органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций к работе в период мобилизации и в военное время;

4) проведение мероприятий по переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени;

5) подготовка Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований к мобилизации;

6) проведение мобилизации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований;

7) разработка мобилизационных планов экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, мобилизационных планов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований (далее - мобилизационные планы);

8) подготовка экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовка организаций к работе в период мобилизации и в военное время;

9) проведение мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу организаций на работу в условиях военного времени;

10) оценка состояния мобилизационной готовности Российской Федерации;

11) создание, развитие и сохранение мобилизационных мощностей и объектов для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований и нужд населения в военное время;

12) создание и подготовка специальных формирований, предназначенных при объявлении мобилизации для передачи в Вооруженные Силы Российской Федерации или использования в их интересах, а также в интересах экономики Российской Федерации;

13) подготовка техники, предназначенной при объявлении мобилизации для поставки в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования или использования в их интересах;

14) создание в составе государственного материального резерва запасов материальных ценностей (в том числе запаса мобилизационного резерва и неснижаемого запаса государственного материального резерва), предназначенных для мобилизационных нужд Российской Федерации;

(пп. 14 в ред. Федерального законаот 05.04.2013 N 55-ФЗ)

15) создание и сохранение страхового фонда документации на вооружение и военную технику, важнейшую гражданскую продукцию, объекты повышенного риска, системы жизнеобеспечения населения и объекты, являющиеся национальным достоянием;

16) подготовка и организация нормированного снабжения населения продовольственными и непродовольственными товарами, его медицинского обслуживания и обеспечения средствами связи и транспортными средствами в период мобилизации и в военное время;

17) создание в установленном порядке запасных пунктов управления органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций и подготовка указанных пунктов управления к работе в условиях военного времени;

18) подготовка средств массовой информации к работе в период мобилизации и в военное время;

19) организация воинского учета в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;

19.1) создание запасаВооруженных Сил Российской Федерации, запаса Службы внешней разведки Российской Федерации, запаса Федеральной службы безопасности Российской Федерации;

(пп. 19.1 введен Федеральным закономот 30.12.2012 N 288-ФЗ)

20) подготовка граждан по военно-учетным специальностям для комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в период мобилизации и в военное время;

21) бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас (далее - граждане, пребывающие в запасе), и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;

22) проведение учений и тренировок по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных планов;

23) повышение квалификации работников мобилизационных органов;

24) международное сотрудничество в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

Статья 3. Правовые основы мобилизационной подготовки и мобилизации

Правовыми основами мобилизационной подготовки и мобилизации являются КонституцияРоссийской Федерации, международные договоры Российской Федерации, ГражданскийкодексРоссийской Федерации, Федеральныйзакон"Об обороне", Федеральныйзакон"О воинской обязанности и военной службе", настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в данной области.