Стадии избрания президента рф выдача открепительных удостоверений. Зачем отменять открепительные удостоверения

  • Дата: 03.01.2021

Москва. 24 мая. сайт - Госдума на заседании в среду приняла в третьем, окончательном, чтении пакет законов об отмене открепительных удостоверений на выборах.

Принятый закон устанавливает возможность голосования по заявлению избирателя. Это коснется тех граждан, которые в день голосования будут отсутствовать по месту регистрации. Устанавливается право наблюдателей знакомиться со сведениями об избирателях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту нахождения.

Поправки определяют, что избиратель, который будет находиться в день голосования вне своего места жительства, вправе подать в избирательную комиссию заявление о включении в список избирателей по месту нахождения в порядке, установленном ЦИК РФ.

Сроки подачи заявления предлагается устанавливать ЦИК РФ в пределах срока, который начинается не ранее чем за 45 дней и заканчивается в 14 часов за день до голосования. Заявление может быть подано избирателем только лично по предъявлении паспорта, а также с использованием портала госуслуг либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. На заявлениях будут наклеиваться специальные марки во избежание подделки заявлений.

Избиратель, подавший заявление о включении его в список избирателей по месту проживания, исключается из списка избирателей по месту регистрации. Оговаривается, что избиратель, подавший заявление, может быть включен в список избирателей по месту своего нахождения только на одном избирательном участке.

В день голосования избиратель может быть включен в список избирателей только по решению участковой избирательной комиссии и только после установления факта того, что он не проголосовал на другом избирательном участке.

Кроме того, административная ответственность за злоупотребление предоставляемыми правами, за недобросовестные действия. Увеличиваются с 3,5 тыс. руб. до 30 тыс. руб. размеры штрафа за выдачу избирательного бюллетеня в целях предоставления возможности проголосовать вместо избирателя или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования либо за выдачу гражданину заполненного избирательного бюллетеня, а также за получение такого бюллетеня. Ответственность за неоднократное такое административное правонарушение составит 50 тыс. руб.

Поправка в закон о выборах президента также устанавливает, что "если воскресенье, на которое должны быть назначены выборы президента РФ, совпадает с днем, предшествующим нерабочему праздничному дню, или это воскресенье приходится на неделю, включающую нерабочий праздничный день, или это воскресенье в установленном порядке объявлено рабочим днем, выборы назначаются на следующее воскресенье".

В 2018 году выборы президента, как ожидается, придутся на неделю, на которую выпадает Международный женский день 8 марта, и в соответствии с предлагаемой поправкой выборы могут быть перенесены на следующее воскресенье, которое, в свою очередь, выпадает на 18 марта.

Сегодня Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении пакет законопроектов об отмене открепительных удостоверений на выборах.

Законопроекты позволяют избирателям, отсутствующим в день выборов по месту регистрации, голосовать по заявлению о включении в список избирателей по месту голосования. Наблюдатели получат право знакомиться со сведениями об избирателях, подавших такие заявления.

Удачное совпадение

В 2018 г. выборы президента приходятся на неделю, на которую выпадает Международный женский день 8 марта. В соответствии с принятой поправкой выборы могут быть перенесены на следующее воскресенье, которое выпадает на 18 марта и совпадает с 18 марта, днем присоединения Крыма к России.

Сроки подачи заявления - от 45 дней до 14 часов за день до голосования. Заявление может быть подано избирателем только лично по предъявлении паспорта, а также через портал госуслуг либо через МФЦ. На заявления будут наклеивать особые марки во избежание подделок. В день голосования избиратель может быть включен в список избирателей только по решению участковой избирательной комиссии и только после установления факта того, что он не проголосовал на другом избирательном участке.

Если в мае законопроекты примет Совет Федерации и одобрит президент, новый порядок голосования пройдет испытание более чем в 20 регионах, где осенью будут выбирать губернаторов и депутатов. «Мы не скрываем, что для нас это серьезное тестирование перед выборами президента», – говорил ранее зампред ЦИК Николай Булаев.

Отмена открепительных удостоверений была в списке по повышению явки на президентских выборах, по некоторым оценкам, рост явки может достигать 10%. Недавно начальник управления внутренней политики президента Андрей Ярин заявил, что о показателях в 70% явки и 70% голосов за основного кандидата на предстоящих президентских выборах речи не идет, главное - обеспечить прозрачность выборов. Ранее собеседники «Ведомостей» в администрации президента говорили о необходимости реализации на президентских выборах формулы «70 на 70». Согласно мартовскому опросу ВЦИОМ, уже сейчас 69,9% россиян говорят, что примут участие в выборах.

Наконец нашёл законопроект по выборам Президента. Понимаю, что времени на внесение изменений уже нет, но явно опять законодатели предлагают что-то не то. На выборах Президента предлагается полностью отказаться от открепительных удостоверений. Отмена открепительных удостоверений лишит часть граждан возможности проголосовать на выборах.

Хотел бы «заступиться» за открепительные удостоверения. Механизм работающий, отлаженный, полностью заменить его предлагаемым в пункте 4.1 статьи 27 ФЗ не получится. Временной лаг в 3 дня с крайнего срока подачи заявления в УИК по месту пребывания до дня голосования (не уверен, что в окончательном варианте не окажется больше) это дыра в конституционных правах избирателей.

Пример – избиратель в эти три дня приехал в командировку, в отпуск, просто решил на выходные приехать в крупный город (в Москву на день Крыма). Он не подпадает ни под один пункт предлагаемого законопроекта. При наличии открепительных талонов данная коллизия исключена.

Основной аргумент против открепительных удостоверений не выдерживает никакой критики. Видите ли общество считает, что открепительные удостоверения используются для фальсификаций (согласен, так как в теме) – где доказательства, статистика и так далее? Общество считает, что фальсификации совершаются на всех этапах выборов – что, выборы отменить?

Общество против голосования по открепительным, потому что представляет следующий механизм – человек по ОДНОМУ открепительному голосует на нескольких участках. При существующем механизме учёта голосования по открепительным удостоверениям факт многократного использования открепительного удостоверения выявляется очень просто. По закону избиратель, голосующий по открепительному удостоверению, вносится в соответствующий список. Открепительное удостоверение ОТБИРАЕТСЯ при выдаче избирателю бюллетеней, убирается в конверт и этот конверт с открепительным сдаётся в ТИК вместе со всеми остальными документами. Т.е. при работе «по закону» использовать открепительное несколько раз просто невозможно. Если открепительное не забрать, в конверте или пусто, или не хватает открепительных. Дать право наблюдателям при подозрении на фальсификации с открепительными проверять документы, сданные в ТИК и фальсификации мгновенно вскрываются. Протокол выдачи бюллетеней по открепительным удостоверениям не бьётся с количеством открепительных в конверте (конвертах) с открепительными.

Что предлагается вместо открепительных удостоверений.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный закон
"О выборах Президента Российской Федерации"

11) в статье 27:

а) дополнить пунктом 4.1 следующего содержания:

"4.1. Избиратель, находящийся в день голосования вне своего места жительства, может быть включен в список избирателей по месту нахождения на основании заявления о включении в список избирателей по месту нахождения. В заявлении указываются адрес места нахождения избирателя в день голосования, адрес места жительства избирателя, дата рождения, место рождения, серия и номер паспорта. В случае подачи избирателем заявления о включении его в список избирателей по месту нахождения избиратель исключается из списка избирателей по месту своего жительства, о чем в соответствующей строке списка избирателей делается отметка: "Подал заявление о включении в список избирателей на избирательном участке №" с указанием номера избирательного участка, а при необходимости и наименования субъекта Российской Федерации. Обмен между избирательными комиссиями информацией о подаче избирателем заявления о включении его в список избирателей по месту нахождения осуществляется в том числе с использованием ГАС "Выборы". Порядок и сроки подачи заявления о включении избирателя в список избирателей по месту нахождения, а также порядок обеспечения соответствующей избирательной комиссией возможности участия в голосовании избирателя, подавшего указанное заявление, устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации." - пока предполагается, что заявление можно будет подать не позже, чем за 3 дня до выборов.

То есть эта инициатива относится к избирателям, которые уже находятся на месте, где собираются голосовать, но не зарегистрированы в этом районе, причём они знают УИК, на котором будут голосовать. А открепительные удостоверения позволяют осуществить своё конституционное право проголосовать на выборах тем, кто СОБИРАЕТСЯ проголосовать там, где он окажется в день голосования. И он понятия не имеет, на каком УИК ему будет удобно проголосовать. Две совершенно разные категории граждан.

«МК» неоднократно писал о двух законопроектах, внесенных от имени сенаторов Андрей Клишаса и Анатолия Широкова: они предлагают изменить Законы «Об основных гарантиях избирательных прав граждан…» и «О выборах Президента РФ». Выступая от имени авторов, г-н Клишас назвал основной целью нововведений обеспечение «максимально открытой, гласной и прозрачной процедуры выборов» главы государства в 2018 году. Использование видеотрансляций с избирательных участков, смягчение правил работы наблюдателей по сравнению с выборами других уровней, возможность разукрупнения избирательных участков, чтобы гражданам было легче до них добраться, - эти и другие меры, по мнению г-на Клишаса, позволят добиться искомой цели.

Особое внимание г-н Клишас уделил идее отменить на выборах президента голосование по открепительным удостоверениям, предусмотрев возможность голосования «по месту нахождения»: гражданин сможет подать заявление о включении в список избирателей «по месту нахождения» с указанием участка, где он намерен голосовать, эти сведения должны быть включены в единую информационную базу на основе «ГАС-Выборы», чтобы предотвратить повторное голосование. Новая схема, сказал сенатор, сможет дополнительно привлечь на участки от 10 до 12 млн избирателей, думают в Центризбиркоме. ЦИК потом разработает порядок сбора сведений о заявлениях и доведения их до участковых комиссий, заверил г-н Клишас: работа над текстами подзаконных актов «уже идет в рамках экспертных групп». «Далеко не у всех есть время и деньги, чтобы добраться до места регистрации и получить открепительный», - заявил он.

Для тех, кто задумает «каруселить», прописаны увеличенные в несколько раз административные штрафы: до 30 тысяч рублей за неоднократное голосование, при повторном нарушении штраф вырастет до 50 тысяч рублей. Сейчас с Верховным судом обсуждается вопрос о введении уголовной ответственности за такого рода нарушения, но как новый состав будет выглядеть - неизвестно.

Глава думского Комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников («ЕР») назвал отмену голосования по открепительным талонам «вызывающей наибольший резонанс», но призвал ее поддержать, потому что «причин для голосования не по месту регистрации может быть много - и медицинских, и семейных, и связанных с работой».

Большинство вопросов было именно по этой теме. Вице-спикер Игорь Лебедев (ЛДПР) напомнил, что участковые комиссии не имеют доступа к системе «ГАС-Выборы». Г-н Крашенинников сказал, что «обмен информацией - ключевая история», но гражданин, подавший заявление о намерении голосовать не по месту регистрации, сможет проголосовать только на одном участке - «все остальное должно быть заблокировано». Впрочем, позднее Виктор Пинский, выступая от имени фракции «ЕР», сообщил, что ЦИК планирует создать около 500 участков по стране специально для тех, кто заявление о прикреплении к другому участку по месту нахождения подать не успел, а просто вдруг в день выборов захотел воспользоваться конституционным правом…

«Все, что озвучено ЦИКом по этому поводу, не оставляет возможности контроля за голосованием по месту нахождения со стороны партий и наблюдателей. Как предполагается остановить массовую фальсификацию?» - спросил Валерий Рашкин (КПРФ). На этот и несколько аналогичных вопросов г-н Клишас смог сказать лишь, что «это тонкий момент, над которым сейчас работает ЦИК», да и вообще «нельзя ни один закон написать таким образом, чтобы его нельзя было нарушить». Михаил Емельянов («СР») попросил все же уточнить детали, потому что «главный вопрос - как оппозиция сможет проконтролировать, чтобы не было двойного-тройного голосования». Деталей зал не дождался. Максимум, что «уточнил» докладчик: «контроль и со стороны комиссий, и со стороны наблюдателей будет», а содержание подзаконных актов, над которыми трудится ЦИК, станет известно перед вторым чтением.

Кстати, среди предложений сенаторов есть и право кандидата в президенты отказаться от участия в дебатах. «У нас различный политический вес у кандидатов», - пояснил г-н Клишас: по его словам, неправильно было бы «тяжеловесам» поднимать своим участием в дебатах вес каких-то «самовыдвиженцев». О каком тяжеловесе в первую очередь идет речь, всем присутствующим было ясно без уточнений.

Что изменится, если будут приняты поправки в Закон «О выборах Президента РФ»

Упростится работа наблюдателей. Сейчас они должны заблаговременно записываться на определенный избирательный участок и оставаться только на нем. Согласно законопроекту, наблюдатели смогут спокойно переходить с участка на участок без предварительного уведомления.

■ Прекратятся «карусели» с открепительными удостоверениями, потому что их просто отменят. Сейчас открепительные - это головная боль не только для наблюдателей, но и для избирательных комиссий, которые обязаны в течение месяца до выборов ежедневно дежурить по 4 часа, чтобы эти удостоверения выдавать желающим. А потом - учитывать их в итоговых протоколах выборов. Предполагается, что после принятия закона любой избиратель сможет проголосовать на любом избирательном участке страны по месту своего пребывания. Для этого достаточно за три дня до выборов (не позднее) прикрепиться к ближайшему или самому удобному для него избирательному участку. Причем сделать это можно будет даже без личного визита, а по телефону или электронной почте. Однако если избиратель злоупотребит своим правом и прикрепится сразу к нескольким участкам (что всплывет неизбежно, поскольку каждый участник голосования при внесении в списки избирателей фиксируется системой ГАС-выборы), то к голосованию он допущен не будет и подвергнется штрафу - 30 тысяч рублей.

■ Избирательные участки станут меньше по численности избирателей, а их самих станет больше. Сейчас в Москве и других городах одна участковая избирательная комиссия (УИК) может ожидать 2–2,5 тысячи избирателей. Согласно законопроекту, максимальная численность избирателей составит 1,5 тысячи на УИК. Комиссиям станет проще, а шаговая доступность участка улучшится.

■ Проще станет собирать подписи кандидатам в президенты. Сейчас выбраковываются подписи, в которых некорректно указан адрес. Ну, к примеру, люди вместо «бульвар» пишут «б-р» или забывают указывать корпус в домах, где идет сквозная нумерация квартир независимо от номера корпуса. Теперь придирок к точности адреса станет меньше.

■ Все участки оснастят камерами, изображения с которых выведут на единый и всем доступный ресурс. Это уже делалось во время президентских выборов 2012 года, но тогда не имело постоянной законной силы, а было разовой акцией, основанной на распоряжении главы правительства и кандидата в президенты Путина. Теперь эту практику закрепят навсегда.

■ И - появится столь долгожданный многими электронный бюллетень единого образца. Пока он будет применяться только на участках с комплексом для электронного голосования, но в перспективе это шаг к дистанционному голосованию через Интернет.

© Фото ИА «Росбалт», Илья Давлятчин

Госдума приняла в третьем чтении пакет из двух законов о переносе даты президентских выборов, а также отмене на выборах открепительных удостоверений, передает корреспондент «Росбалта».

Согласно изменениям, президентские выборы состоятся в 2018 году не 11 марта, а 18 марта — очередную годовщину присоединения Крыма к России.

Законами также предусматривается ряд изменений в избирательное законодательство. В частности, исключается возможность голосования на выборах по открепительным удостоверениям. При этом граждане, которые в день голосования находятся вне своего места жительства (по месту постоянной регистрации), включаются в список избирателей по месту нахождения на основании личного заявления. С целью исключения возможности подачи одним избирателем нескольких заявлений предполагается создание единой базы данных, в которую будет включаться информация обо всех поданных заявлениях.

При доработке документа депутаты приняли поправку, по которой избиратели, не имеющие регистрации по месту своего жительства в пределах РФ, могут быть включены в список избирателей «по личному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию не позднее чем в день голосования».

Во всех случаях заявление может быть подано только лично по предъявлении паспорта через портал госуслуг или через многофункциональный центр (МФЦ). Предполагается, что заявление может быть защищено маркой. За нарушение порядка использования марки вводится штраф от 1 тыс. до 2,5 тыс. рублей. Использование поддельной марки обернется штрафом до 3 тыс. рублей.

«Избиратель, подавший заявление и явившийся в день голосования на избирательный участок по месту своего жительства, может быть включен в список избирателей только по решению участковой избирательной комиссии и только после установления факта, свидетельствующего о том, что он не проголосовал на избирательном участке по месту своего нахождения, указанному в заявлении. В случае включения избирателя в список избирателей по месту жительства он утрачивает право быть включенным в список избирателей по месту нахождения», — говорится в тексте одной из поправок.

Законопроектами также предусматривается возможность применения в помещениях для голосования средств видеонаблюдения и трансляции изображения (за исключением определенных случаев) с целью обеспечения избирателей информацией о ходе голосования.

Предлагается установить право наблюдателю производить в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой избирательной комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя или секретаря участковой избирательной комиссии.

Законопроектами также предусмотрена оптимизация доступа в помещения, где проводится голосование и подсчет голосов избирателей, лиц, имеющих право присутствовать при проведении голосования, подсчете голосов и составлении протоколов об итогах для голосования, с целью наблюдения за указанными процессами. В частности, уточняется, что соответствующие лица вправе осуществлять наблюдение как непрерывно, так и в свободно выбираемые ими промежутки времени в течение всего периода наблюдения.

Рядом новых норм закрепляется требование о размещении информации о поступлении и расходовании средств избирательных фондов на официальном сайте ЦИК.

Также предусматривается возможность разукрупнения избирательных участков. При этом уменьшение максимальной численности избирателей на избирательном участке с 3 тыс. до 1,5 тыс. может осуществляться только по согласованию с избирательной комиссией субъекта РФ и ЦИК, следует из документа.