Упрощенный порядок регистрации прав на недвижимое имущество. Регистрация прав на созданные объекты недвижимости в упрощенном порядке

  • Дата: 13.06.2020

Об упрощенном порядке государственной регистрации прав на определенные объекты недвижимого имущества заговорили в 2006 году в связи с принятием Федерального закона от 30.06.2006 № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» (далее-Закон № 93-ФЗ). Данный закон вступил в законную силу с 1 сентября 2006 года.Вопрос оформления прав на некоторые объекты недвижимого имущества в упрощенном порядке не теряет своей актуальности в настоящее время.

Закон № 93-ФЗ внес изменения в некоторые законодательные акты, в том числе Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-1, в первую часть Гражданского кодекса Российской Федерации, в Федеральный закон от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"; во вторую часть Налогового кодекса Российской Федерации; в Федеральный закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"; в Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации";в Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации": в Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Изменения, внесенные в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи со вступлением в силу Закона № 93-ФЗ, значительно упростили процедуру оформления (регистрации) прав граждан на земельные участки, предоставленных до 30.10.2001 г., а также на объекты недвижимости, созданные на земельных участках, отведенных для ведения личного подсобного или дачного хозяйства, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Необходимость принятия Закона № 93-ФЗ была продиктована тем, что у большинства граждан, получивших в прошлом земельные участки и построивших на этих участках садовые (дачные) и жилые дома, отсутствуют документы, подтверждающие их право собственности на эти объекты недвижимого имущества (правоустанавливающие документы). Из-за отсутствия надлежащих правоустанавливающих документов люди не могли легализовать находящуюся у них в пользовании и владении недвижимость, распоряжаться ей всеми предоставленными действующим законодательством способами (продавать, обменивать, дарить, закладывать, завещать). Единственный путь, по которому граждане могли идти в таких случаях – это судебное разрешение вопроса о праве.

Так, Законом № 93-ФЗ были внесены изменения в статью 25.2 Закона о регистрации «Особенности государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства», а также Закон о регистрации был дополнен статьей 25.3, регламентирующейособенности государственной регистрации права собственности на некоторые создаваемые или созданные объекты недвижимого имущества.

Согласно вышеуказанных статьей Закона о регистрации, в упрощенном порядке могут быть зарегистрированы права на такие объекты недвижимого имущества как:

- земельные участки, предоставленные гражданам до 30 октября 2001 года на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или ином праве для ведения личного подсобного или дачного хозяйства, садоводства или огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, то есть до момента введения в действие Земельного кодекса РФ.

Создаваемые или созданные объекты недвижимого имущества, для строительства, реконструкции которых в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдача разрешения на строительство, в частности: индивидуальные гаражи , построенные на земельном участке, предоставленном гражданину для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; садовые и дачные домики , а также иные строения, созданные на земельном участке, предоставленном гражданину для ведения садоводства, дачного хозяйства; строения и сооружения вспомогательного использования (сараи, амбары и т.п.), индивидуальные жилые дома , создаваемые или созданные на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, или на земельных участках, расположенных в черте населенного пункта и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебных земельных участках).

Пунктом 1 статьи 25.2 Закона о регистрации установлено, что государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право такого гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 25.2 Закона о регистрации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 25.2 Закона о регистрации, основаниями для государственной регистрации права собственности гражданина на указанные земельные участки могут являться:

Акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

Акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

Выдаваемая органом местного самоуправления Выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства), форма и содержание которой утверждена Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 7 марта 2012 г. N П/103
"Об утверждении формы выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок";

Иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.

В соответствии с пунктом 7 статьи 25.2 Закона о регистрации, государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, указанных в пункте 1 статьи 25.2 Закона о регистрации, в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на данном земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется по правилам настоящей статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на данный земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на данный земельный участок могут быть представлены:

Свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;

Один из документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 25.2 Закона о регистрации и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на данный земельный участок.

Для регистрации права собственности на некоторые объекты недвижимости нужно представить только документ, подтверждающий факт создания объекта и содержащий его описание, и правоустанавливающий документ на земельный участок (если право собственности на участок ранее не зарегистрировано). Речь идет об объектах, для строительства, реконструкции которых не требуется разрешение на строительство.

Согласно пункту 3 статьи 25.3 Закона о регистрации, для того, чтобы зарегистрировать право собственности на созданные или создаваемые постройки, как правило, бытового назначения (гаражи, теплицы, сараи, бани и пр.), необходимо заполнить Декларацию об объекте недвижимого имущества, которую может быть подписана лично собственником земельного участка либо представителем, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности, содержащей соответствующие полномочия, например, на составление и подписание декларации, на обращение с заявлением в регистрирующий орган. Декларация подтверждает факт создания такого объекта на участке, предназначенном для дачного хозяйства или садоводства, либо факт создания гаража или иного объекта (если для строительства, реконструкции не нужно разрешение на строительство).Форма и содержание Декларации об объекте недвижимого имущества утверждена Приказом Министерства экономического развития РФ от 3 ноября 2009 г. N 447 "Об утверждении формы декларации об объекте недвижимого имущества"

Основаниями для государственной регистрации права собственности на объект индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание и правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.При этом объект капитального строительства должен быть учтен в государственном кадастре недвижимости в соответствии с о статьей 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

Упрощенный порядок государственной регистрации права собственности на объект индивидуального жилищного строительства на земельном участке , предназначенном для ИЖС , или созданным на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке) заключается в том, что до 1 марта 2018 года правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства .

Не допускается осуществление государственной регистрации права собственности на соответствующий создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если сведения о земельном участке, на котором расположен такой объект недвижимого имущества, отсутствуют в государственном кадастре недвижимости, за исключением случая, если:

Право на указанный земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке;

Указанный земельный участок предназначен для ведения дачного хозяйства или садоводства и если представлено заключение правления, соответствующего садоводческого или дачного некоммерческого объединения, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ указанного земельного участка;

Для строительства, реконструкции соответствующего создаваемого или созданного объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдачи разрешения на строительство либо указанный земельный участок предназначен для ведения личного подсобного хозяйства и если представлено заключение органа местного самоуправления соответствующего поселения или городского округа, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ указанного земельного участка. Указанное заключение запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в соответствующем органе местного самоуправления, если такое заключение не представлено заявителем самостоятельно

Срок регистрации прав на земельные участки, предоставленным гражданам до 30.10.2001 г., изначально не установлены. Законом лишь ограничен срок представления для государственной регистрации права собственности на объект индивидуального жилищного строительства в качестве правоустанавливающего документа только документа, устанавливающего права собственности на земельный участок. В настоящее время, в соответствии с Федеральным законом от 28.02.2015 N 20-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", срок действия регистрации прав на в упрощенном порядке на объекты индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), продлен до 1 марта 2018 г.

Для регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества в упрощенном порядке, гражданам необходимо обратиться с заявлением о регистрации права собственности, представить документы, предусмотренные статьями 25.2 и 25.3 Закона о регистрации, а также оплатить государственную пошлину за регистрацию прав, в соответствии с подпунктом 24 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации от 05.08.2000 N 117-ФЗ, которая составляет 350 рублей.

Оформление жилого дома в собственность по упрощенной схеме разрешено законодательством. Для этого потребуется только корректно заполненное заявление по форме, и передача всех необходимых бумаг для проведения регистрации в госорган. Важно знать, что в Росреестр понадобится отправить документ, доказывающий право владения территорией. При отсутствии этой бумаги недвижимое имущество не может быть допущено к процедуре регистрации.

Особенности осуществления регистрации по упрощенной программе

Сегодня вопрос оформления регистрацииправа на дом по упрощенной программе остается, как никогда, актуальным. Рассмотрим более подробно суть этой процедуры. Упрощенная программа работает в отношении:

  • Земельных участков, предоставленных частным лицам до ноября 2001 года на правах собственности, в качестве наследства или бессрочной возможности их использования для ведения ЛПХ, содержания огорода, садоводства, для постройки дома, гаража.
  • Построек, на которые в период начала застройки был выдан соответствующий разрешительный документ.
  • Автогаражей, созданных на земле, предоставленной для некоммерческих потребительских нужд.
  • Домиков, предоставленных для ЛДХ (личное дачное хозяйство).
  • Подсобных конструкций.
  • Частных домов, возведенных на участке под жилищное строительство, или в границах территории, расположенной в поселке или городе, и имеющей назначение для ведения ЛДХ.

С конца января 2010 года, госпошлина, которая установлена для проведения процедуры регистрации перевода в собственность территории, предназначенной под ЛПХ, выращивание культур, возведение жилых домов, автогаражей, составляет 200 рублей.

Согласно действующему законодательству, основанием для осуществления процедуры регистрации права на дом, расположенный на территории, определенной под ИЖС, или на земле, находящейся в черте поселка или города, и определенного для ЛПХ, является документация:

  • подтверждающая факт постройки объекта недвижимости, а также имеющая содержательное описание;
  • устанавливающая право на землю, где находится недвижимость.

Важно понимать, что документ об установлении права может не пригодится, если его уже ранее зарегистрировали в соответствующем госоргане.

Согласно ФЗ №122 документами, подтверждающими возведение объекта ИЖС и содержащими подробное описание недвижимости, могут выступить:

  1. Кадастровый паспорт на дом.
  2. Оформленное по всем правилам в администрации разрешение на пользование домом.
  3. Разрешительный документ на застройку, если возведение объекта еще не закончено.

До начала марта 2015 года документацией, доказывающей факт постройки дома на конкретном участке, являлся кадастровый паспорт.

Важно! Если у физлица для проведения регистрационных действий и получения права владения требуют предоставить дополнительную документацию, то это противозаконно. Подобные требования он может не исполнять.

Обязательное межевание земельных участков не требуется, если территория была определена под ЛПХ, садоводство, ИЖС. Межевание - это распределение пограничных линий территории с помощью специальных знаков, а также установления соответствующих координат. Согласно законодательству, отсутствие в госкадастре недвижимости информации о пограничных линиях участка, определенного под ЛПХ, не может стать причиной отказа в госрегистрации.

В этой ситуации в кадастр должны быть включены общие сведения об участке, а его планировка может быть не оформлена.

При отсутствии сведений о граничащих линиях территории, необходимо указать информацию о том, что пограничные линии участка не установлены согласно требованиям ЗК РФ.

С начала сентября 2006 года на практике применяется упрощенная программа оформления домов во владение. Это позволяет перевести недвижимое имущество в собственность без документа о введении его в пользование.

Чтобы оформить в частное владение дом, находящийся на территории, предназначенной под строительство жилья или ведение ЛДХ, потребуется получить кадастры на недвижимое имущество, и на землю.

Эти документы станут официальным подтверждением строительства объекта недвижимости. Для оформления таких бумаг следует обратиться в БТИ, предварительно написав соответствующее заявление по форме. Специалисты госучреждения осуществят инвентаризацию дома, в результате которой подготовят техпланировку объекта.

Во время разработки и оформления планировки, в БТИ потребуется отправить следующую документацию:

  • Выписку , полученную из госкадастра, касаемую этого участка земли.
  • Документ, подтверждающий отсутствие сведений о жилом доме.
  • Решение, выданное администрацией, в котором будет указана информация о прикреплении к дому адреса. Бумага представляет собой документ-постановление.

Если земельный участок уже зарегистрировали, тогда оформлять кадастр на него не потребуется.

С начала марта 2015 года вместе с кадастром на землю нужно обязательно предъявить бумагу, подтверждающую введение дома в пользование.

На следующем шаге потребуется обратиться в службу госрегистрации по месту нахождения жилого дома. При себе необходимо иметь:

  1. Заявление на осуществление госрегистрации права владения.
  2. Чек о внесении госпошлины и его копия.
  3. Паспорт РФ или заверенная доверенность у нотариуса, при условии, если в госорганы обращается третье лицо.
  4. Кадастровый паспорт отдельно на дом и отдельно на землю.
  5. Письменное решение администрации о факте присоединения к участку адреса.
  6. Бумаги, устанавливающие право на участок, где расположен жилой дом с указанием целевых предназначений. В качестве таких документов могут выступить: договор на аренду, бумага, подтверждающая покупку или продажу и другие.

Где оформить дом в собственность?

Для того чтобы перевести дом в собственность, потребуется обратиться со всеми бумагами в службу госрегистрации.

Сама процедура регистрации осуществляется в местном регистрационном госучреждении. Вся информация заносится ЕГРП (Единый госреестр прав), при этом владелец получает свидетельство о госрегистрации.

Преимущества упрощенной программы перевода дома в собственность

Положительным моментом перевода дома в собственность по упрощенной программе является быстрый процесс регистрации постройки на ранее приватизированной территории.

Владельцу не потребуется оформлять специальное разрешение на ввод жилья в использование, а также предоставлять в Росреестр специальное разрешение от местной администрации на возведение дома. Это делает проще процедуру регистрации.

Если у владельца участка отсутствуют документы, подтверждающие право владения землей, то благодаря упрощенной программе, он может отправиться в Росреестр с пакетом другой документации, которая поможет доказать факт владения территорией в течение продолжительного времени.

К таким бумагам можно отнести похозяйственную книгу. Это позволит быстро перевести землю в собственность. В результате после получения документа о праве владения, человек становится полноправным хозяином дома и земельного участка, а значит, в дальнейшем, сможет совершать с ними любые действия.

Информация Росреестра от 09.02.2018 "1 марта 2018 года заканчивается "дачная амнистия" для индивидуальных жилых домов"

В связи с этим Росреестр рекомендует правообладателям земельных участков для индивидуального жилищного строительства или расположенных в населенных пунктах для ведения личного подсобного хозяйства, на которых построены жилые дома, до 1 марта 2018 года обратиться с заявлением о регистрации на них права собственности.

Для проведения этой процедуры необходима оплата государственной пошлины, наличие разрешения на строительство, правоустанавливающих документов на земельный участок и подготовленного кадастровым инженером технического плана жилого дома. В случае если ранее права на земельный участок были зарегистрированы, то предоставлять правоустанавливающие документы на него не требуется.

Росреестр обращает внимание, что изготовить технический план жилого дома вправе только кадастровый инженер, который должен заключить с собственником дома договор подряда на выполнение кадастровых работ. Таким договором может быть установлена возможность оплаты работы только после проведения кадастрового учета и регистрации прав на жилой дом.

Заявления и документы на регистрацию прав можно подать в Росреестр при личном обращении в многофункциональные центры "Мои документы", в электронном виде с помощью специальных сервисов на сайте Росреестра (в том числе в "Личном кабинете правообладателя") или направить по почте.

Следует иметь в виду, что заявления, представленные в Росреестр до 1 марта 2018 года, будут рассматриваться по правилам, действовавшим до указанной даты. После 1 марта 2018 года для регистрации права собственности на жилой дом потребуется ввод жилого дома в эксплуатацию. Для этого необходимо обратиться в орган местного самоуправления по месту нахождения такого объекта.

Перейти в текст документа »

Дата публикации на сайте: 13.02.2018

Государственная регистрация прав на отдельные объекты недвижимого имущества в упрощенном порядке

Дачная амнистия: как оформить недвижимость в упрощенном порядке

С понятием «дачная амнистия» связано много путаницы. На деле–это возможность оформить в собственность некоторые объекты недвижимости в особом порядке. Разберемся, в чем он заключается, какие документы нужно иметь, и почему лучше зарегистрировать свои права на земельный участок и построенный дом как можно быстрее.

И так, кому облегчает жизнь дачная амнистия, что это такое с юридической точки зрения и что подразумевает срок ее «продления» до 2018 года? Судя по отзывам, не всем понятно, в чем ее суть и какие преимущества она предоставляет.

Прежде всего, не нужно путать ее с бесплатной приватизацией, это совершенно другая тема. Дачная амнистия – для тех, кто уже по факту владеет участком земли, приобретенным до 30 октября 2001 года (принятие Земельного кодекса), и может подтвердить это документами.

В чем суть?

По действующему законодательству, любая недвижимость подлежит государственному учету: земельные участки, жилые помещения, гаражи, бани, хозяйственные постройки. Сведения о них должны быть внесены в государственный кадастр недвижимости (ГКН) и в государственный реестр регистрации прав на недвижимость (ЕГРП). Эти действия осуществляют органы Росреестра: кадастровая и регистрационная палаты. Данные кадастра и реестра являются открытыми. Любой заинтересованный пользователь, например потенциальный покупатель, может запросить выписку из них, чтобы убедиться в добросовестности продавца.

Согласно закону нельзя оформить право собственности на недвижимость, если сведения о ней отсутствуют в ГКН. Их наличие подтверждает кадастровый паспорт. Поставить объект на кадастровый учет можно только на основании технических документов:

  • для земельного участка – это межевой план;
  • для построенного дома– технический план.

Их получение – относительно длительная и дорогостоящая процедура. Суть «дачной амнистии» сводится к тому, что получить свидетельство на землю можно без межевания.Для построенных объектов – условия разные, об этом читайте ниже. Подробнее в теме также поможет разобраться предлагаемый видеоролик.

Какие объекты подпадают под «дачную амнистию»

Земельные наделы, которые получали наши граждане до 2001 года, условно делятся на две основные категории:

  • предоставленные под садоводство, огородничество, дачное хозяйство;
  • выделенные для ИЖС (строительство частного дома) или для ведения подсобного (приусадебного) хозяйства.

Именно такие участки,и построенные на них объекты, можно зарегистрировать в рамках «амнистии».В советское время они предоставлялись на праве пожизненного наследуемого владения либо постоянного бессрочного пользования.Сначала 90-х годов, при выделении земли, уже выдавали свидетельство о собственности. Это так называемые, документы старого образца, они вполне законны. Но сведений о таких собственниках в ЕГРП – нет. При необходимости подарить завещать, продать имущество – потребуется зарегистрировать переход права, а для этого оно быть зафиксировано в государственном реестре.

Требующиеся документы и порядок оформления

Каждый недвижимый объект оформляется отдельно. Начинать следует с получения свидетельства на землю, поскольку без него невозможно зарегистрировать дом.

Регистрация земельного участка

Нужно обратиться в отделение Росреестра с заявлением (заполняется там же), приложив к нему любые имеющиеся документы, это может быть:

  • свидетельство о собственности старого образца;
  • решение исполкома или другого органа о выделении участка;
  • выписка из похозяйственной книги местных органов власти.

Если из документов не видно, на каком праве была предоставлена земля, то считается, что она была в собственности. Выписка выдается из архива соответствующего государственного или муниципального образования по месту нахождения земли.

Если вы имеете в собственности подаренный или полученный по наследству дом, и хотите получить свидетельство на землю под ним, то нужно дополнительно приложить:

  1. договор дарения, купли-продажи, наследственные документы;
  2. один из вышеперечисленных документов о праве предыдущего владельца.

Если прежний хозяин земельного участка зарегистрировал свою собственность, то п.2 – выполнять не требуется.

Узнать об этом можно, запросив выписку из ЕГРП.

Земля будет поставлена на кадастровый учет одновременно с регистрацией права собственности, а сведения будут внесены на основании имеющихся документов. Когда межевого плана нет, ставится пометка, что границы участка и его площадь точно не определены. Если в первичных документах отсутствуют сведения о характерных индивидуальных признаках объекта – в постановке на кадастровый учет и регистрации будет отказано.

Регистрации домов, других построек

Для регистрации полностью построенного дома нужно представить документы, подтверждающие факт его создания с описанием основных характеристик (ст.25.3, № 122-ФЗ) и свидетельство на земельный участок.

Собирая документы для дачной амнистии обратите внимание на категорию и разрешенное использование земли. От этого зависит порядок последующих действий.

  1. Если земля относится к сельскохозяйственной, выделялась под садоводство, ведение дачного, подсобного хозяйства – то заявитель просто заполняет бланк декларации, в которой описывает строение.Этого достаточно, чтобы дом одновременно внесли в кадастр и зарегистрировали право собственности (письмо Росреестра от 10.04.2015 г).Аналогичный порядок действует в отношении нежилых объектов на землях иного назначения. Их объединяет то, что для строительства не требуется разрешение.
  2. Возведение жилого дома на участке, выделенном под ИЖС и ЛПХ в пределах населенного пункта, можно подтвердить только документом: разрешением на ввод дома в эксплуатацию, а его можно получить, если строительство было разрешено.

Акт ввода в эксплуатацию не требуется представлять до 1 марта 2018 года. Следовательно, для регистрации права на построенный жилой объект не обязательно иметь и разрешение на строительство.

Но кадастровый паспорт получить придется. И дело не столько в нем – регистрационная палата может и сама сведения запросить, важно поставить строение на учет. Во-первых, это единственный документ, которым вы можете подтвердить факт существования дома. Во-вторых, если сведения о нем отсутствуют в кадастре – последует отказ (ссылка на ст.20, п. 1.2, закона № 122-ФЗ), потому что не допускается регистрация права на неучтенный объект.

Что касается технического паспорта (составлялся в БТИ до 2013 года, сейчас составляется технический план) – это промежуточный документ, и требуется он не всегда. Из схемы видно, что для составления технического плана могут использоваться и другие основания.

Регистрация недостроенных объектов

Приобрести право собственности на недостроенный дом можно только при наличии разрешения на строительство (п.5, ст.25.3, №122-ФЗ),что создает много проблем собственникам таких объектов.

Поскольку сроки продлены, то проблема снята. Если разрешение имеется, то незавершенный объект все равно придется поставить на кадастровый учет, для чего потребуется технический план.

Резюме

Дачная амнистия не освобождает от необходимости ставить недвижимость на кадастровый учет. Если в ГКЗ имеются сведения, а проверить это можно, запросив кадастровую выписку или паспорт, то регистрация упрощается. Сведения о большинстве земельных участков были переданы в информационный банк из БТИ, а строительные объекты ставят на учет сами владельцы.

Свидетельство о праве собственности не спасает от обвинения в “самозахвате” земли – при отсутствии межевого плана, а дом – от признания самовольной постройкой, если были нарушены земельные или градостроительные нормы. Но при его наличии все возникающие проблемы решаются только через суд.

Вопросы и ответы по материалу

  • 11.12.2016, Дмитрий: Перевод из недостроя в жилой дом
  • 04.11.2016, Людмила: Категория дома, если проживаем только в летний период
  • 26.06.2016, Валерий: Оформить дополнительные сотки по дачной амнистии
  • 02.04.2016, Галина: Земельный участок в собственность
  • 11.02.2016, Ира: Пристройка к дому по упрощенному режиму
  • 18.01.2016, Юлия Водянова: Можно ли поставить объект на учет построенный на земельном участке 222 кв. м. по дачной амнистии
  • 18.01.2016, Светлана: Оформление дома
  • 30.11.2015, Ирина: Старый дом и новый на одном участке без сноса

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 30.06.2006 N 93-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСУ ОФОРМЛЕНИЯ В УПРОЩЕННОМ
ПОРЯДКЕ ПРАВ ГРАЖДАН НА ОТДЕЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА"

Принятие Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ (далее — Закон N 93-ФЗ) вызвано необходимостью упростить процедуру государственной регистрации сделок с принадлежащими гражданам объектами недвижимости, правоустанавливающие документы на значительную часть которых отсутствуют либо не соответствуют требованиям действующего законодательства. В этих целях Закон вносит изменения в Земельный, Гражданский и Налоговый кодексы, Федеральные законы "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" и некоторые другие законодательные акты.

Закон вступает в силу с 1 сентября 2006 года, за исключением норм, устанавливающих размер пошлины за регистрацию некоторых сделок с объектами недвижимости, которые вступают в силу с 1 января 2007 года.

Особенности оформления прав граждан на принадлежащие им земельные участки

Закон N 93-ФЗ регулирует правоотношения, связанные с определением и оформлением статуса земельных участков, предоставленных гражданам для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с Федеральными законами "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее — Закон о госрегистрации прав) и "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" правоустанавливающие документы на принадлежащие гражданам указанные земельные участки, так же, как и на другие объекты недвижимости, выданные до вступления в силу Закона о госрегистрации прав и Земельного кодекса РФ, считаются действительными, однако для совершения сделок с такими объектами недвижимости права на эти объекты необходимо зарегистрировать в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним по правилам Закона о госрегистрации прав.

Закон N 93-ФЗ установил, что гражданин может зарегистрировать право собственности на принадлежащий ему земельный участок, в т.ч. предоставленный ему ранее на праве пожизненного наследуемого владения или бессрочного (постоянного) пользования, либо на праве, вид которого по имеющимся документам невозможно определить, причем принятия специального решения органа власти о предоставлении участка в собственность, в отличие от ранее действовавшего порядка, не требуется.

Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок является какой-либо из следующих документов:

акт о предоставлении гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания акта на момент его издания;

акт (свидетельство) о праве гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства; форма выписки должна быть установлена Росрегистрацией);

иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право гражданина на данный земельный участок.

Обязательным приложением к таким документам является кадастровый план соответствующего земельного участка, причем государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок осуществляется также в случае, если сведения о его площади, содержащиеся в предоставленном гражданином документе, не соответствуют данным кадастрового плана этого участка.

Гражданин имеет право бесплатно приобрести в собственность выделенный ему земельный участок, входящий в состав садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Закон N 93-ФЗ отделил предоставление такого земельного участка в собственность гражданина, осуществляемое по новым правилам только в индивидуальном порядке, от процедуры предоставления в собственность указанным некоммерческим объединениям земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования объединения. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления земельных участков, обязаны принять решение о предоставлении таких участков гражданину или, в упомянутых случаях, некоммерческому объединению в двухнедельный срок с даты получения заявления и необходимых документов (ранее — в месячный срок).

Важным элементом порядка оформления прав граждан на земельные участки являются землеустроительные процедуры, предшествующие государственной регистрации прав на земельный участок, в т.ч. кадастровый учет земельного участка и предоставление правообладателю земельного участка кадастрового плана участка.

Закон N 93-ФЗ установил, что в случае несоответствия сведений о площади земельного участка, содержащихся в правоустанавливающем документе, представленном для государственного кадастрового учета участка, сведениям об уточненной площади такого земельного участка, содержащимся в документах о его межевании, кадастровый учет такого участка проводится на основании сведений, содержащихся в документах о межевании; проведение кадастрового учета в таких случаях не приостанавливается, в отличие от иных случаев противоречивости содержащихся в документах сведений. В то же время, если содержащаяся в документах о межевании уточненная площадь земельного участка превышает указанную в правоустанавливающем документе более чем на минимальный размер, установленный в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов РФ или органов местного самоуправления для земель различного целевого назначения и разрешенного использования, в проведении государственного кадастрового учета должно быть отказано.

В случае, если сведения государственного земельного кадастра о местоположении (об адресе), площади или местоположении границ определенного земельного участка нуждаются в уточнении, или отсутствуют сведения о его разрешенном использовании или принадлежности к категории земель, правообладателю кадастровый план выдается.

Одновременно ему выдается справка о составе документов, которые необходимо подать в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного земельного кадастра, для уточнения указанных сведений. Последующее уточнение осуществляется в порядке, установленном для проведения государственного кадастрового учета земельных участков.

Особенности оформления прав граждан на иное принадлежащее им недвижимое имущество

Закон N 93-ФЗ регламентировал порядок государственной регистрации права собственности на некоторые создаваемые или созданные объекты недвижимости.

К таким объектам относятся:

объект недвижимого имущества, для строительства или реконструкции которого не требуется выдачи разрешения на строительство (в соответствии с Градостроительным кодексом РФ выдачи разрешения на строительство не требуется, в частности, в случаях строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства или дачного хозяйства, строительства киосков, навесов, строений и сооружений вспомогательного характера; Закон N 93-ФЗ распространил эти нормы Градостроительного кодекса на объекты, построенные, реконструированные или измененные до введения Кодекса в действие);

объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства;

объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке).

Основаниями для государственной регистрации права собственности на эти объекты являются документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание, и правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен объект. Предоставления документа на земельный участок не требуется, если право заявителя на этот участок ранее зарегистрировано в порядке, установленном Законом о госрегистрации прав.

Упрощенный порядок регистрации недвижимости 2017

Кроме того, требуется представить также кадастровый план участка, за исключением целого ряда установленных Законом N 93-ФЗ случаев (например, представления кадастрового плана не требуется в случае, если земельный участок предназначен для ведения дачного хозяйства или садоводства и если представлено заключение правления соответствующего садоводческого или дачного некоммерческого объединения, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ этого участка).

Необходимо отметить, что до внесения в Закон о госрегистрации прав излагаемых изменений представление кадастрового плана земельного участка было обязательным в любом случае, кроме случаев, когда он уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.

Документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества.

В декларацию включаются сведения об адресе или местоположении объекта, его виде, назначении, площади, количестве этажей, материалах наружных стен и некоторые другие сведения.

Документами, подтверждающими факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержащими описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, являются технический паспорт такого объекта индивидуального жилищного строительства и разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или — в случае, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, — разрешение на строительство.

До 1 января 2010 года технический паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке и содержащим его описание.

Соответствующее уточнение Закон N 93-ФЗ внес в Федеральный закон "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", установив, что до 1 января 2010 года не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта.

Формы декларации об объекте недвижимого имущества и технического паспорта объекта индивидуального жилищного строительства должны быть утверждены Минэкономразвития РФ.

Закон N 93-ФЗ внес изменение в Гражданский кодекс РФ, установив возможность признания права на самовольные постройки, к которым, в частности, относятся индивидуальные жилые дома, построенные или реконструированные без проверки на соответствие градостроительным и строительным нормам, не только в судебном, но и в административном порядке.

Помощь гражданам в оформлении прав на объекты недвижимого имущества

Закон N 93-ФЗ установил, что в целях оформления в упрощенном порядке прав граждан на объекты недвижимого имущества органы местного самоуправления на основании заявлений граждан или их доверенностей могут оказывать им содействие в подготовке необходимых документов для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, технического учета (инвентаризации) созданных на этих земельных участках объектов недвижимого имущества и государственной регистрации прав на них.

В этих целях органы местного самоуправления организуют прием заявлений или доверенностей граждан на совершение необходимых действий и подготовку необходимых документов, выступают заказчиками работ по проведению территориального землеустройства земельных участков и технического учета (инвентаризации) созданных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества, проводят разъяснительную работу по порядку оформления документов, а также подают в интересах граждан заявки о проведении государственного кадастрового учета земельных участков и заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, получают документы о проведении кадастрового учета и свидетельства о государственной регистрации, и передают их гражданам.

Аналогичное право предоставлено и нотариусам. Нотариус вправе представлять заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в орган госрегистрации в случае нотариального удостоверения им соответствующей сделки, а также вправе получать свидетельства о государственной регистрации прав для передачи их лицам, в интересах которых осуществлялась регистрация.

Финансирование мероприятий по оформлению прав граждан на объекты недвижимого имущества

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ в целях оформления в упрощенном порядке прав граждан на земельные участки вправе осуществлять организацию и финансирование мероприятий по проведению территориального землеустройства таких земельных участков.

Субъекты РФ могут устанавливать на период до 1 января 2010 года предельные цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.) работ по проведению территориального землеустройства в отношении принадлежащих гражданам земельных участков.

Налоговый кодекс РФ дополнен подпунктом, устанавливающим размер государственной пошлины за государственную регистрацию права собственности физического лица на земельные участки, о которых идет речь в Законе N 93-ФЗ (т.е. земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства), либо на создаваемые или созданные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества — этот размер составляет 100 рублей. Упомянутая новая норма Налогового кодекса РФ вступает в силу с 1 января 2007 года; в настоящее время за совершение указанных действий физические лица должны уплачивать пошлину в размере 500 рублей.

Приватизация жилищного фонда

Кроме вышеизложенного, Закон N 93-ФЗ перенес с 1 января 2007 года на 1 марта 2010 года срок, с наступлением которого признаются утратившими силу действующие нормы ряда законодательных актов, в т.ч. Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", и таким образом продлил срок приватизации гражданами жилых помещений, а также действие законодательной нормы, допускающей "расприватизацию", т.е. возможность передачи гражданами принадлежащих им на праве собственности жилых помещений в государственную или муниципальную собственность, и заключения договора социального найма этих помещений.

Кроме этого признана утратившей силу законодательная норма, устанавливавшая обязанность преобразования в срок до 1 января 2007 года жилищных и жилищно-строительных кооперативов, в которых все их члены полностью внесли паевые взносы за предоставленные этими кооперативами жилые помещения, в товарищества собственников жилья, или ликвидации этих кооперативов.

КонсультантПлюс

По существу заданного вопроса сообщаем следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ (далее по тексту — ГрК РФ) разрешение на строительство (реконструкцию) представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.

Согласно ч. 1 ст. 55 ГрК РФ, п.

Упрощенный порядок регистрации жилого дома

2.1. Постановления администрации города Оренбурга от 16 марта 2012 года № 491-п «Об утверждении Положений о выдаче разрешения на строительство и о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» (далее по тексту — Постановление № 491-п) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.

По смыслу ч.

2 ст. 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка (на территории города Оренбурга выдается департаментом градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга (ДГиЗО).

Согласно ч. 10 ст. 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.

В соответствии с действующим законодательством, после строительства (реконструкции) индивидуального жилого дома его необходимо ввести в эксплуатацию (получить разрешение на ввод объекта ИЖС в эксплуатацию) и поставить на государственный кадастровый учет.

28 февраля 2015 года был принят Федеральный закон от № 20-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Закон № 20-ФЗ).

Согласно статьям 1-2 Закона № 20-ФЗ в пункте 4 статьи 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и части 4 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» слова «1 марта 2015 года» заменены словами «1 марта 2018 года».

В настоящее время (вплоть до 01.03.2018г.) в рамках «дачной амнистии» застройщик может производить застройку (реконструкцию) в пределах земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности, даже при отсутствии разрешения на строительство (ввод объекта в эксплуатацию).

В дальнейшем, для того, что бы зарегистрировать право собственности на объект индивидуального жилищного строительства достаточно предоставить документ, подтверждающий факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащий его описание (например, технический план, кадастровый паспорт), и правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.

Для подготовки технического плана необходимо обратиться к кадастровому инженеру.

Таким образом, в настоящее время (вплоть до 1 марта 2018 года) собственник земельного участка может в упрощенном порядке оформить реконструированный индивидуальный жилой дом без получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Оформление жилого дома в собственность по упрощенной схеме

Действующий до 1 марта 2018 года упрощенный порядок регистрации возведенных гражданами индивидуальных жилых домов заключается в следующем.

В соответствии с ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до 1 марта 2018 года не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также предоставление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта.

В соответствии со статьей 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются:

— документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;

— правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.

При этом до 1 марта 2018 года кадастровый паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта на указанном земельном участке и содержащим его описание.

Таким образом, для государственной регистрации возведенного гражданами индивидуального жилого дома необходимо обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Абинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, ул. Интернациональная, 56а, т. 4-12-35) и предоставить вышеуказанные документы.

Администрация Абинского городского поселения рекомендует гражданам воспользоваться данной возможностью и до 1 марта 2018 года зарегистрировать возведенные индивидуальные жилые дома в упрощенном порядке.

А. Сапрунов, начальник отдела градостроительства администрации Абинского городского поселения

Амнистия дачная - это термин, который определяет упрощенную систему оформления в собственность имущества, которым гражданин уже фактически пользуется. Процедура регулируется Федеральными законами №47 (от 28.02.15) и №93 (от 30.06.06).

Ссылки на все законы с изменениями:

Первоначально предполагалось, что он будет действовать только 5 лет, но конечная дата регистрации уже трижды переносилась. По данным Росреестра, с 2009 года амнистия дачных участков помогла 10,5 млн. граждан , что подтверждает востребованность программы.

Согласно закону, облегченное оформление распространяется на:

  • Земельные участки.
  • Построенные на них капитальные и хозяйственные постройки.

Дачная амнистия после 1 марта 2018

Закон с 2006 года неоднократно менялся. Внесенные правки требуют:

  • Одновременно с регистрацией ставить участок или постройку на кадастровый учет .
  • С 1 января 2017 года оформление документов ведется на основе технического плана - документа, сделанного кадастровым инженером.
  • Дополнительно нужны документы на владение землей и разрешение на строительство . До 2017 года здания регистрировали на основе одной декларации.

Дачная амнистия продлена до 2020 года

2 февраля 2018 года Госдума РФ в 3 чтении приняла проект о внесении изменений в 93 ФЗ о дачной амнистии. В силу они вступают с 28 февраля 2018 года. Продление дачной амнистии поддержал и президент РФ, программа действительна до 1 марта 2020 года. Легализовать права на недвижимость можно с минимумом документов. На временные постройки и сооружения, которые для постоянного проживания не подходят, разрешение на строительство оформлять не нужно.

После окончании программы для регистрации недвижимости процедура существенно усложнится . Кадастровым учетом же будет заниматься регистрационная палата.

За и против регистрации

Аргументы «За»:

  • Процедура регистрации максимально упрощена: нет необходимости проводить дополнительные экспертизы. Достаточно собранного пакета документов и инициативы собственника. За оформление документов платится только фиксированная пошлина - 350 руб.
  • От земельного налога собственник в любом случае не освобождается. Проще зарегистрировать имущество и спать спокойно.
  • Возможность свободно распоряжаться своим имуществом.

Аргументы «Против»:

  • Уклонение от налогов - это мнимая экономия. Если объект выявят - придется платить штраф, а то и двойной земельный налог.
  • С незарегистрированными объектами нельзя совершать никаких сделок: подарить, продать, оформить страховку. Возникнут трудности и при вступлении в наследство.
  • После 2020 года усложнится процедура легализации «самостроев» на участках.

Как оформить дом по дачной амнистии

Для оформления собственности можно отправить документы онлайн, зарегистрировавшись на сайте Росреестра . Удобно взаимодействовать и с МФЦ - многофункциональными центрами, куда документы можно принести лично.

Найдите ближайший Многофункциональный центр на карте:

Или можно отправить почтой письмо, приложив список бумаг и заказав уведомление. Оформление по дачной амнистии много времени не займет. Свидетельство будет направлено в архив Росреестра, а собственнику на руки выдается упрощенная выписка.

Проверить, состоит ли объект на кадастровом учете , можно на сайте Росреестра в разделе «Справочная информация» , введя адрес объекта. Если информации нет - придется собирать документы, чтобы поставить на учет.

Документы для дачной амнистии

Юридическая процедура проводится органами Росреестра.

Необходимый пакет документов:

  • Заявление.
  • Кадастровые сведения о наделе и постройках.
  • Правоустанавливающие документы (документ о пожизненном пользовании, наследовании, договор купли-продажи, решение местного совета и прочие).
  • Чек, подтверждающий оплату госпошлины (350 руб).
  • Паспорт, ИНН.

Примеры всех этих документов мы приводим ниже.

Бланк заявления на дачную амнистию: Декларация об объекте недвижимого имущества

Образец заполнения декларации:

Кадастровый паспорт земельного участка (как выглядит документ, пример)

Свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок (как выглядит документ, пример)

Реквизиты ЦЕНТРАЛЬНОГО АППАРАТА РОСРЕЕСТРА для уплаты государственной пошлины

ИНН 7706560536 / КПП 770901001;

Межрегиональное операционное УФК (Росреестр);

Наименование банка: Операционный департамент Банка России г. Москва 701;

БИК 044501002;

сч. № 40101810500000001901;

ОКТМО 45381000;

КБК 321 1 08 07020 01 1000 110

Перед оплатой госпошлины сверяйте данные на сайте Росреестра

Важно! С января 2017 года владелец земельного надела должен предоставить технический план. Это компетенция кадастровых инженеров. У специалиста должно быть разрешение СРО на составление технического плана - проверить эту информацию можно на сайте Росреестра.

Порядок оформление дома в СНТ

Оформить дом в садоводстве, если он принадлежит товариществу или кооперативу, проще в органах местного самоуправления. Как оформить садовый домик по дачной амнистии:

  1. Получить разрешение на строительство. Сначала проводится топографическая съемка и подается заявка на оформление градостроительного плана земельного надела - процедура займет до 30 дней. Если все в порядке, выполняется СПОЗУ (схема земельного участка) - ее нужно подать в МФЦ и написать заявление на выдачу разрешения.
  2. Второй этап - подготовка технического плана. Это делает кадастровый инженер в БТИ или частной фирме - не принципиально. Главное, чтобы у специалиста было разрешение СРО на этот вид деятельности.
  3. Собрать правоустанавливающие документы на участок.
  4. Заполнить заявление о регистрации и постановке на кадастровый учет. Документы подаются в МФЦ (лично или по почте). Ждать 10-12 рабочих дней.
  5. Приложить чек об уплате госпошлины (350 руб).

В среднем оформление занимает 2-3 месяца.

Как оформить участок по дачной амнистии

Как оформить землю по дачной амнистии:

  1. Собрать пакет документов: кадастровые сведения об участке, правоустанавливающие документы на землю, оплатить госпошлину.
  2. Кадастровые справки не требуются если: надел уже зарегистрирован, участок выделен товариществом и прилагается справка из правления организации (с указанием целевого назначения земли).
  3. Предоставить документы в МФЦ, написать заявление на регистрацию.
  4. Оформление займет 10-15 дней. За этот период специалисты должны проверить достоверность информации, внести данные в базу данных, выявить возможных собственников.

Оформить участок в первый раз можно бесплатно. Потом регистрация будет происходить на платной основе.

Иногда собственники получают отказ , наиболее распространенные причины следующие:

  • Ложная информация о границах участка.
  • Неправильно указанный размер участка.
  • Изменившееся назначение земельного надела.

Большинство споров решается переоформлением документов. Необходимо посетить муниципалитет и сделать выписку из хозяйственной книги. Если в ней нет данных о наделе, собственность зарегистрирована не будет. Придется покупать свою же землю.

Как оформить баню

Оформить баню по амнистии можно, если сооружение капитальное. Если у здания есть фундамент, его будет сложно перевезти, лучше зарегистрировать. При расширении или перестройке сооружения изменения нужно вносить и в документы - чтобы не возникало вопросов по законности объекта. Сараи и бани без фундамента регистрировать не обязательно. По закону владелец участка имеет полное право соорудить временные постройки. Если вы решили оформить баню, нужно:

  1. Оформить у кадастрового инженера технический план.
  2. Обратиться в МФЦ.
  3. Оплатить госпошлину, заполнить форму заявления на регистрацию.
  4. Взять с собой паспорт.
  5. Оформление займет 10 рабочих дней.

Что будет, если дом не оформить в собственность?

Процедура регистрации после окончания амнистии будет сложнее и дороже. Придется получать разрешение на ввод здания в эксплуатацию. Для этого формируется комиссия специалистов. Документ будет выдан только в случае соблюдения всех норм строительства объекта. Затем - посещение регистрационной палаты для постановки на кадастровый учет. И только потом оформление технического плана и посещение МФЦ. Минимум на 2 месяца дольше и явно затратнее!

Важно! Без оформления недвижимости человек не сможет распоряжаться своей же собственностью: обменять, продать или передать в наследство.

Третье продление закона обещает быть последним , поэтому лицам, которые не успели воспользоваться дачной амнистией, стоит поторопиться.

Решением депутатов Госдумы «дачная амнистия» продлена до 2020 года – документ, позволяющий приватизировать жилые дома по упрощенной схеме, принят 22 февраля 2018 года. Данный вопрос законодателям пришлось рассмотреть в спешном порядке: до завершения льготного периода регистрации загородных домов и дач оставалось менее недели.

Расскажем подробнее, какие поправки содержит новый закон и будет ли продлена «дачная амнистия» после 1 марта 2019 года.

Последние новости

В апреле 2019 года СМИ сообщили о том, что Д. Медведев поручил продлить «дачную амнистию» до 1 марта 2020 года. До этого (в августе 2018 г.) вступили в силу поправки в Градостроительный кодекс, определившие новый уведомительный порядок строительства и оформления прав. Уведомление о начале и завершении строительства направляется в местный орган строительного надзора.

Важно отметить, что сама «дачная амнистия» (в качестве самостоятельного документа) действовала до 1 марта 2019 года. При этом многие граждане, фактически владеющие недвижимыми объектами, по разным причинам так и не оформили право собственности.

По словам председателя Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству П. Крашенинникова, нужно защитить права таких лиц, «не только за счет продления срока, но и за счет вовлечения в «амнистию» других объектов».

Напомним, ранее, в 2018 году, законопроект, продлевающий льготный период, депутаты рассмотрели в сжатые сроки: процесс регистрации в нижней палате состоялся 16 февраля, спустя четыре дня документ был принят в первом чтении, а спустя еще два дня – в третьем.

Авторы инициативы пояснили, что для оформления прав собственности в общем порядке требуется разрешительная документация на ввод объекта. В ряде случаев получить ее затруднительно либо попросту невозможно. Следовательно, такие дома будут признаны самовольной постройкой, а их хозяевам придется отстаивать свое право в суде.

«Дачная амнистия» – что это такое?

Это словосочетание вошло в повседневный обиход в 2006 году, когда власти разрешили хозяевам незарегистрированных в Росреестре участков и строений с минимальными временными и денежными затратами узаконить имущество. Необходимость запуска программы возникла из-за большого числа не состоящих на учете объектов недвижимости, право на владение которыми предоставлялось по ранее действовавшим правилам.

Федеральный закон №93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» от 30.06.2006, более известный как закон о «дачной амнистии», заработал с 1 сентября 2006 года.

Документ предусматривает облегченный вариант оформления:

  • участков под дачи, для садоводства, огородничества и личного подсобного хозяйства;
  • возведенных на них строений и индивидуальных жилых домов.

Только за первые 8 лет, по данным Росреестра, по упрощенной системе зарегистрировано более 10,5 млн прав, из них 3,5 млн – на дома. Статистика за последующие годы, хоть и менее впечатляющая, показала: в целом программа востребована. Поэтому к окончанию ее действия закономерно назрел вопрос: будет ли «дачная амнистия» продлена до 2020 года? Закон № 93-ФЗ продолжает действовать и сейчас. Но в нем после многочисленных правок запутается даже опытный юрист.

Как менялся и будет меняться закон?

Действующая уже 13 лет «дачная амнистия» продлена до 2020 года. Как оформить дом в СНТ по новым правилам, — такой вопрос встает сейчас перед многими владельцами. Упрощенные правила оформления земли и построек на ней (от жилья до бань и гаражей) многократно корректировались. Получается, что многие нормы закона об амнистии стали универсальными, рассредоточившись по разным нормативным актам.

Закон о «дачной амнистии» неоднократно продлевался, изменялся и дополнялся: часть статей (изначально их было 13) уже утратила силу, поменялись и первоначально утвержденные правила.

К примеру, согласно 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», на 01.01.2017 требовалось:

  • одновременно с госрегистрацией ставить объект на кадастровый учет;
  • оформлять жилые дома на основании технического плана (для его составления обязательно разрешение на строительство) и правоустанавливающего документа, если право на землю не зафиксировано в ЕГРН.

Осложнилась процедура регистрации дач и садовых домиков – в список обязательных документов вошел подготовленный кадастровым инженером технический план. До 2017 года регистрация таких строений производилась по одной декларации, такой простой была дачная амнистия.

Последние новости в 2019 году обнадеживают: 26.04.2019 на совещании профильного комитета депутаты Госдумы поддержали многие интересные предложения по продлению сроков «амнистии» и расширению ее действия.

Следовательно, в законе произойдут новые правки. Чего они могут коснуться:

  1. Упрощения оформления прав на жилые и садовые дома и иные постройки на земле, предоставленной до 04.08.2018, на срок до 1 марта 2022 года .
  2. Облегчения уведомительного порядка для строящихся объектов, если их возведение началось до 04.08.18 (в стройнадзор надо будет подать только 1 уведомление о завершении стройки).

При этом для регистрации потребуется технический план, а значит, помощь кадастровых инженеров.

Максимальные цены на кадастровые работы

Законодательство разрешает субъектам определять предельные цены на кадастровые работы, но только относительно земельных участков. Законом Московской области №156/2015-ОЗ от 08.10.2015, максимальная цена за кадастровые работы в регионе составляет 450 рублей за 100 кв. м, но не выше 7 000 рублей.

Власти Ленинградской области еще в 2007 году утвердили методику расчета максимальной цены на землеустроительные работы. Факторы, влияющие на ее величину, перечислены в постановлении областного правительства №197 от 03.08.2007:

  • базовая цена на работы (устанавливается на участок в 5 соток, стоимость зависит от количества смежных участков, на которых проводятся измерения);
  • районный коэффициент (чем ближе к Санкт-Петербургу, тем выше);
  • коэффициент-дефлятор на календарный год.

В среднем, работы занимают от семи дней.


Кому поможет «дачная амнистия» в 2019 году?

Росреестр поясняет, что для владельцев участков, входящих в состав дачных, садоводческих, огороднических товариществ, особый порядок действует до 31 декабря 2020 года, причем его могут продлить до 1 марта 2022 года. А для граждан, получивших землю в личное пользование до 30 октября 2001 года (в этот день вступил в действие Земельный кодекс), и вовсе нет временных ограничений.

Согласно поправкам в три федеральных закона – №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004, №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» от 24.07.2007 и №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015, до 1 марта 2020 года:

  • не требуется разрешения на ввод в эксплуатацию;
  • регионы вправе устанавливать максимальную стоимость услуг кадастровых инженеров за составление документов, требуемых для постановки объекта на учет;
  • основанием для госрегистрации является технический план строения и документы, подтверждающие право на владение землей.

Изначально для объектов ИЖС послабления действовали до 1 января 2010 года, но этот срок дважды переносился – на 1 марта 2015-го и 1 марта 2018-го. Теперь на то, что раньше называлось «дачная амнистия», сроки продлены до 2020 года.

Как оформить дом по упрощенной схеме?

Оформление дома по «дачной амнистии» требует предварительной подготовки документов:

  • разрешения на строительство;
  • подтверждения права собственности (таковым признаются договор купли-продажи, свидетельство о наследстве, акты и решения местной администрации и др.);
  • технический план дома или другого строения.

Пакет документов вместе с квитанцией об оплате госпошлины (в минимальном размере – 350 рублей) и заявлением на регистрацию объекта подается в Росреестр.

Срок предоставления услуги:

  • 10 рабочих дней, если заявитель обратился непосредственно в регистрационную палату;
  • 12 рабочих дней – с даты подачи заявления через МФЦ.

Для постановки на учет участка, выделенного до 30 октября 2001 года, понадобится только документ, подтверждающий право на владение.