Что включает в себя деятельность по стандартизации. C

  • Дата: 05.06.2020

Стандартизация

Стандартизация деятельность по установлению правил и характеристик продукции в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышения конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Главная цель (ГСС) - содействовать обеспечению пропорционального развития всех отраслей народного хозяйства. Цели, задачи, принципы стандартизации изложены в ГОСТ Р 1.0 -2004.

Цели стандартизации:

1. Повышение уровня безопасности жизни, здоровья граждан имущества физических или юридических лиц, экологической безопасности, безопасности жизни животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов.

2. Повышение уровня безопасности объектов (с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера).

3. Обеспечение научно-технического прогресса.

4. Повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг

5. Техническая и информационная совместимость и взаимозаменяемость продукции.

6. Рациональное использование ресурсов.

7. Сопоставимость результатов измерений.

Принципы стандартизации:

1. Добровольность применения стандартов.

2. Максимальный учет при разработке стандартов интересов всех заинтересованных лиц.

3. Разработка национальных стандартов на основе международных стандартов.

4. Недопустимость установления стандартов, противоречащих техническим регламентам.

5. Недопустимость создания препятствий производству и обращению продукции.

6. Обеспечение условий для единообразного применения стандартов.

Задачи стандартизации:

1. Обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителями, продавцами и потребителями.

2. Установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции, совместимости, взаимозаменяемости и унификации продукции.

3. Обеспечить требования НД при контроле сертификации продукции.

4. Создание систем классификации и кодирования и систем каталогизации продукции.

Объекты стандартизации: изделия, нормы, правила, методы, термины, обозначения.

Правовые основы стандартизации в Российской Федерации устанавливает Закон РФ «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-Ф3.

Головные организации по стандартизации - ИСО и МЭК

В 1946 г. была создана Международная организация по стандартизации (ИСО). В 1906 г. - Международная электротехническая комиссия (МЭК). Штаб-квартира ИСО и МЭК находится в Женеве, рабочие языки – английский, французский, русский.

Деятельность ИСО и МЭК направлена на развитие международной торговли и сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях.



Объекты стандартизации в ИСО охватывают все сферы деятельности. Исключение составляют электротехника, электроника и радиотехника, относящиеся к компетенции Международной электротехнической комиссии (МЭК). Вопросы информационной технологии, микропроцессорной техники, сертификации и т. п. являются объектами совместных разработок ИСО/МЭК.

Высшим органом управления ИСО является Генеральная ассамблея. Совету ИСО подчиняются семь комитетов:

· СТАКО – комитет по изучению научных принципов стандартизации, он оказывает методическую и информационную помощь Совету ИСО по принципам и методике разработки международных стандартов и терминологии.

· ПЛАКО - планирование работ ИСО, организация технических комитетов.

· КАСКО – оценка соответствия продукции требованиям стандартов, компетентности испытатель­ных лабораторий и органов по сертификации.

· ДЕВКО – оказание помощи развивающимся странам в области стандартизации.

· КОПОЛКО – защита интересов потребителей, а также доведения до них необходимой информации о международных стандартах

· РЕМКО – разработка руководств по вопросам, касающимся стандартных образцов (эталонов).

· ИНФКО – комитет по научно-технической информации.

Проекты международных стандартов разрабатываются в технических комитетах (ТК).

Достижениями ИСО: разработка международной системы единиц измерения «SI»; принятие метрической системы резьбы; принятие системы стандартных размеров и конструкций контейнеров для перевозки грузов всеми видами транспорта.

Международные стандарты ИСО не являются обязательными , т. е. каждая страна вправе применять их целиком, частично или вообще не применять. Однако страны, стремящиеся поддерживать конкурентоспособность своей продукции на мировом рынке, вынуждены применять эти стандарты.

Высшим руководящим органом МЭК является Совет


Стандарт – документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.

Стандарт может быть разработан на продукцию, сырье, на нормы, правила, требования к объектам, порядок разработки документов, нормы безопасности, системы управления качеством.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ К ЭКЗАМЕНУ

ПО МЕДИЦИНСКОМУ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМУ ТОВАРОВЕДЕНИЮ

1. Соответствие лекарственного средства (ЛС) государственному стандарту качества ЛС называется:

a. стандартом ЛС

b. эталоном ЛС

C. качеством ЛС

d. сертификатом качества

e. регламентом ЛС

2. К технологическим методам товароведения относятся:

a. кодирование

B. упаковывание

c. группировка

D. маркировка

E. хранение

3. показатели, характеризующие степень воздействия товара на окружающую среду и человека в процессе производства, хранения, переработки, потребления и утилизации, называются:

a. химическая безопасность

b. механическая безопасность

c. радиационная безопасность

D. экологическая безопасность

e. санитарно-гигиеническая безопасность

4. Сертификация продукции -это:

A. деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям;

5. Основным нормативно-техническим документом, по которому осуществляют контроль качества готовых медицинских товаров, являются

a. сертификаты соответствия;

B. стандарты качества;

c. технические условия.

6. Наука об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их потребительные стоимости, и факторах обеспечения этих характеристик называется:

a. организацией

b. экономикой

C. товароведением

e. менеджментом

7. Способность товара удовлетворять конкретные потребности человека называется:

a. денежной стоимостью

B. потребительной стоимостью

c. спросом

d. потребностью

e. потреблением

8. показатели, характеризующие отсутсвие недопустимого риска, который может возникнуть при раз­личного рода биоповреждениях фармацевтических товаров и медицинской техники, называются:

a. химическая безопасность

b. механическая безопасность

c. радиационная безопасность

d. экологическая безопасность

E. санитарно-гигиеническая безопасность

9. Стандартизация продукции- это:

a. деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям;

b. выдача аптечному или медицинскому учреждению государственного разрешения на определенные виды деятельности;

c. деятельность по установлению норм, правил, характеристик в целях обеспечения безопасности, технической и информационной совместимости, качества товаров, работ, услуг и т.д.

10. Технические условия на медицинские изделия состоят из следующих разделов.

Необходимо в первую очередь отметить, что вопрос уста­новления пробелов в праве имеет большое значение для соблю­дения принципа законности и обеспечения правильного направ­ления в части совершенствования системы правового регулиро­вания.

Однако, необходимо оговориться, установление пробелов всегда носит творческий характер независимо от субъекта его установления (законодатель, судья, правоведы и т. д.), в связи с чем данная деятельность требует особого внимания и контроля.

Субъектами установления пробелов в праве при осуществ­лении деятельности по установлению соответствующих пробелов решается ряд вопросов:

во-первых, природа потребности правового регулирования, т. е. необходимо установить, не является ли данная потребность в правовом регулировании конкретной ситуации мнимой;

во-вторых, необходимо установить реальность потребности в правовом регулировании, т. е. определить социально- экономические условия жизни, которые обеспечивают соответст­вующую необходимость в правовом регулировании;

в-третьих, необходимо установить полное отсутствие норм, которые тем или иным образом регулирует данное конкретное общественное отношение;

в-четвертых, необходимо установить природу пробела, т. е. понять, не является ли данный пробел в праве результатом отри­цательной воли субъекта правотворчества на регулирование дан­ной ситуации.

От того, насколько полно и правильно проанализированы указанные выше вопросы, зависит эффективность принимаемого в результате нормативно-правового акта, который, как известно, является единственным способом устранения пробелов в праве, а также практическая реализация этого акта.

Объективно установление пробелов в праве начинается с то­го, что правоприменительный орган затрудняется разрешить конкретное дело ввиду отсутствия соответствующей правовой нормы (правового инструмента), которая позволила бы ответить на все имеющие значение для разрешения дела вопросы. Причем такая ситуация не должна носить казусный (единичный) харак­
тер, а должна носить множественный характер, причем необяза­тельно, чтобы один и тот же орган или должностное лицо столк­нулись с трудностью разрешения дела такого рода- субъекты могут быть абсолютно различными. Здесь важное значение имеет правоприменительная, в том числе и судебная, практика, а также деятельность по систематизации законодательства, в ходе кото­рой также могут быть обнаружены пробелы в праве. Устранение соответствующих пробелов в праве предполагает предваритель­ное их всестороннее изучение и обобщение, в результате которых эти пробелы будут в последующем ликвидированы посредством процедуры нормотворчества.

Необходимо также отметить, что природа деятельности по установлению пробелов в праве имеет достаточно тесную связь с правоприменением и нормотворчеством. Это обусловлено тем, что конечной целью является максимальное устранение пробелов.

Деятельность по установлению пробелов в первую очередь связана с анализом правового материала. В ходе этой деятельно­сти используются различные методологические приемы и средст­ва, которые выступают в качестве методов правовых исследова­ний. В числе таких методов можно обозначить формально- юридический и конкретно-социологический методы.

Иногда сю­да же добавляют сравнительный метод, который может сыграть ключевую роль в части необходимости принятия конкретной нормы права - опыт зарубежных стран может показать как поло­жительную, так и отрицательную направленность данного поло­жения, в рамках которого специалисты сравнивают соответст­вующие политические, экономические и социальные условия су­ществования конкретной нормы права в зарубежных странах и действующие условия в своей стране, а также логический метод, который позволяет логично выстроить не только норму права, исключив возможность ее расширительного толкования и соот­ветствующего применения, но и правовую систему в целом.

Под формально-юридическим методом понимается особая совокупность способов сбора, обработки и анализа содержания действующей правовой системы. При использовании этого мето­да на первый план выдвигаются стороны, выражающие струк­турные закономерности права (например, синтаксические, лекси­ческие и иные). Для того чтобы установить наличие пробелов в
праве, используются специальные средства и приемы, которые в совокупном своем использовании дают представление о действии правовой нормы и, соответственно, о наличии или отсутствии в ней пробела. В качестве приемов используются известные спосо­бы толкования - грамматический, логический, систематический и др. Также используются такие средства, как аналогия и обратное заключение, заключение от большего основания к меньшему и наоборот, индукция и дедукция и т. д. Все названные средства и приемы используются в основном при установлении пробелов в отдельных нормах, их совокупности или нормативных актах. В процессе их использования можно установить не только полное или частичное отсутствие урегулирования соответствующих обще­ственных отношений, но и «технические» и иные виды пробелов.

Наряду с формально-юридическим также используют кон­кретно-социологический метод, который также представляет со­бой совокупность определенных средств и способов, к которых можно отнести анализ и синтез, анкетирование, наблюдение и иные. Это происходит в силу ограниченности формально- юридического метода, так как при его использовании не стоит задача анализировать экономические и социальные условия жиз­ни общества, хотя это немаловажно, особенно когда речь идет об издании правовых норм. Конкретно-социологический метод по­зволяет понять, эффективна ли будет данная норма в действую­щих социально-экономических условиях. Целью данного метода является соответственно выявление пробелов в праве и определение необходимости правового регулирования с точки зрения социально- экономических условий путем дополнения действующих правовых норм или издания нового нормативно-правового акта. Также необ­ходимо доказать потребность общества в таком регулировании.

Стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.

Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Стандартизация осуществляется в целях :

повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;

повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

обеспечения научно-технического прогресса;

повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;

рационального использования ресурсов;

технической и информационной совместимости;

сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;

взаимозаменяемости продукции.

В настоящее время национальным органом по стандартизации согласно постановлению правительства РФ является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации.

Национальную систему стандартизации включает следующие компоненты:

1) Национальные стандарты .

Национальный стандарт действует на всей территории России, во всех отраслях, а не только в отдельной отрасли. Национальные стандарты утверждаются национальным органом РФ по стандартизации.

Национальные стандарты применяются на добровольной основе независимо от страны и места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, оказания услуг, видов сделок и лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия национальному стандарту.

ГОСТ (государственный стандарт) - это документ, по которому государство, выступая как участник рынка, устанавливает требования к продукции, которую оно закупает у других участников рынка. Национальный стандарт имеет более широкий смысл. Кроме государственных закупочных требований к продукции, он может разрабатываться с другими целями, например, для стимулирования научно-технического прогресса (стандарты с прогрессивными показателями и отложенным сроком введения в действие), инвестиций, регулирования внешнеторговой деятельности и т.п.


Национальный стандарт может разрабатываться любым лицом.

Основными субъектами, осуществляющим разработку стандартов и их экспертизу, являются технические комитеты по стандартизации. В 95% они образованы на базе головных институтов отраслей промышленности.

2) Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (сокращенно – общероссийские классификаторы) - нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с классами, группами и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем.

3) Стандарты организаций могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно исходя из необходимости применения этих стандартов для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, услуг.

Стандарты организаций применяются на добровольной основе независимо от страны и места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, оказания услуг, видов сделок и лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно. То есть никакое ведомство не имеет права устанавливать обязательные для кого-либо правила и порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов.

Проект стандарта организации может представляться разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта. На основании результатов экспертизы данного проекта технический комитет по стандартизации готовит заключение, которое направляет разработчику проекта стандарта.

То есть технические комитеты по стандартизации обязаны проводить экспертизу проекта по желанию разработчика и не вправе ему отказать в такой экспертизе. Разработчик, в дальнейшем, может учитывать результаты экспертизы или не учитывать.

Процедура разработки и утверждения национальных стандартов

1. Разработчиком национального стандарта может быть любое лицо.

2. Разработчик уведомляет национальный орган по стандартизации о разработке национального стандарта.

Уведомление о разработке должно содержать информацию об имеющихся в проекте положениях, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов.

3. Ознакомление заинтересованных лиц с проектом национального стандарта и предоставление ими замечаний к проекту (в письменной форме).

4. Доработка разработчиком проекта с учетом полученных замечаний заинтересованных лиц:

– Проведение разработчиком публичного обсуждения проекта и составление им перечня замечаний заинтересованных лиц кратким изложением содержания замечаний и результатов обсуждения;

– Срок публичного обсуждения проекта со дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения не может быть менее чем два месяца.

5. Завершение публичного обсуждения проекта национального стандарта:

– Представление разработчиком проекта национального стандарта в технический комитет по стандартизации (вместе с перечнем замечаний заинтересованных лиц);

– Со дня уведомления о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта доработанный проект и перечень полученных замечаний заинтересованных лиц должны быть доступны заинтересованным лицам.

6. Предоставление разработчиком проекта национального стандарта в технический комитет по стандартизации (вместе с перечнем замечаний заинтересованных лиц):

– Проведение техническим комитетом по стандартизации экспертизы проекта, подготовка и направление в национальный орган по стандартизации предложений об утверждении или отклонению проекта;

– Принятие национальным органом по стандартизации решения об утверждении или отклонении национального стандарта.

Стандартизация - это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышения конкурентоспособности продукции и услуг.

Цели стандартизации:

1.повышение уровня безопасности жизни, здоровья граждан, имущества физ.и юрид. лиц, муниципального и госуд-ого имущества, объектов с учетом риска возникн. чрезвычайных ситуациях, повышения экологической безопасности здоровья, жизни животных и растения.

2. обеспеч конкурентоспособности и качества продукции, работ, услуг.

3. содействие соблюдению требований технических регламентов.

4. создание систем классификации и кодирования информации, систем каталогизации продукции, систем обеспечения качества продукции, систем поиска и передачи данных.

Стандартизация как наука выявляет, обобщает и формулирует закономерности деятельности по стандартизации в целом и по отдельным ее направлениям. Теория стандартизации – фундаментальные и прикладные научные знания о социальной практике стандартизации.

Фундаментальная теория стандартизации изучает, излагает и развивает следующие проблемы:

· о собственном предмете стандартизации;

· о собственном научно-практическом методе социальной практики стандартизации;

· о главном методологическом принципе социальной практики стандартизации;

· об основной технико-экономической закономерности социальной практики стандартизации;

· об объективном законе социальной практики стандартизации.

Объективный закон стандартизации заключается в том, что существуют социально-экономическая необходимость своевременного обобществления новых позитивных результатов труда исследователей и разработчиков.

Основная технико-экономическая закономерность стандартизации состоит в том, что по отношению к главным параметрам сменяющих друг друга конкретных объектов стандартизации определенного вида существуют диалектическое сочетание принципа преемственности относительно постоянных требований и закона прогресса переменных требований к уровню качества и уровню экономичности тех же объектов.

Главный методологический принцип стандартизации заключается в том, что разработка новых и обновление действующих стандартов должны происходить своевременно.

Собственный научно-практический метод стандартизации заключается в системно комплексном упорядочении с оптимизацией требований ко всем новым потенциальным и новым фактическим, социально необходимым объектам официальной стандартизации.

Общий алгоритм стандартиза­ции, реализующий ее собственный метод, изображен на рис. 1.

Рис.1. Собственный метод деятельности в области стандартизации. Общий алгоритм стандартизации включает ряд частных (прикладных) методов, которые более подробно будут рассмотре­ны ниже.

Классификация, кодирование и идентификация применяются для того, чтобы упорядочить информацию об объектах стандартизации для последующего его использования.

1 Классификация – это разделение множества объектов на классификационные группировки по их сходству или различию на основе определенных признаков в соответствии с принятыми правилами. Основными методами классификации объектов стандартизации для их информационного описания являются иерархический и фасетный.

1) При иерархической классификации множество объектов последовательно разделяются на классы, подклассы, группы, подгруппы, виды и т.п. по принципу «от общего к частному»,т.е каждая группировка в соответствии с выбранным признаком делится на несколько других группировок, которые по другому признаку делятся на еще несколько.Таким образом между ними подчинение.

Недостатки «-»: малая гибкость структуры, обусловленная фиксированностью признаков и заранее установленным порядком их исследования. В связи с этим включение новых уровней деления по дополнительным признакам становиться затруднительным, особенно если не предусмотрены резервные емкости. Преимущества«+»: логичность, последовательность, хорошая приспособленность для ручной обработки информации.

2) Фасетный метод классификации предполагает разделение множества объектов на независимые друг от друга классификационные группировки. При таком подходе некоторое подмножество m образуется по принципу «от частного к общему».

Каждой классификационной группировке (фасету) соответствует набор (группа) независимых признаков. Признаки в различных фасетах, т.е. каждый признак отличается от другого по наименованию, значению и кодовому обозначению. Пр. фасет- пол, образование и т.д.

«+»: Он обладает гибкостью и большой информационной емкостью, поэтому его используют для классификации продукции, номенклатура которой часто меняется, когда появляются новые виды продукции. «-» - необходимо знать четкое место фасета.

2 Кодирование – образование по определенным правилам и присвоение кодов объекту Илии группе объектов, позволяющее заменить несколькими знаками наименования этих объектов. Код – знак или совокупность знаков, присваиваемых объекту с целью его идентификации.

Коды должны удовлетворять следующим требованиям:

Однозначно идентифицировать объекты и группы объектов

Иметь минимальное число знаков и достаточное для кодирования всех объектов заданного множества

Иметь достаточный резерв для кодирования вновь возникающих объектов кодируемого множества

Быть удобными для использования человеком, а также для компьютерной обработки

Обеспечивать возможность автоматического контроля ошибок при вводе в компьютерные системы.

Кодовое обозначение характеризуется: 1.Алфавитом кода.2.Структурой кода. 3. Числом знаков или длиной кода. 4. методом кодирования (метод присвоения, последовательный метод, параллельный метод).

1. Алфавит кода представляет собой систему знаков составленных в определенном порядке, куда могут входить цифры, буквы и др знаки. Коды бывают: цифровые, буквенные, и буквенно-цифровые.

2. Структура кода представляет собой графическое изображение последовательности расположения знаков кода и соответствующие этим знакам наименования уровней деления.

ХХ Х Х Х Х

Подгруппа

Подкласс

3. Длина кода-Число знаков в коде определяется его структурой и зависит от колич-а объектов, входящих в подмножество, образуемые на каждом уровне деления.

4. Методы кодирования в значительной степени связаны с методами разделения множества на подмножества.

Наиболее прост метод присвоения объектам порядковых цифровых номеров. В этом случае код представляет собой натуральное число, которое является порядковым номером данного объекта в пределах некоторого множества.

Сущ-ют также классификационные методы кодирования:

Последовательный метод – основан на иерархической классификации. Кодовое обозначение имеет структуру, соответствуют последовательности и количественному составу признаков объекта на каждом уровне деления.(недост: зависимость кода от установленных правил).

Параллельный метод – основан на фасетной классификации. При таком подходе коды присваиваются фасетам и признакам независимо друг от друга. (недост: громоздкие фасетные коды).

При использовании обоих классификационных методов, кодирование осущест-ся присвоением порядковых номеров, причем фасетный метод успешно может применяться в сочетании с иерархическим. В этом случае одинаковыми кодами кодируются одинаковые объекты, находящиеся на одном уровне деления, но в разных подмножествах. Такой подход применен, напр, в общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП). В данном классификаторе имеется 3 объекта клас-ии: 1. Виды экономич-й деятельности; 2. Виды продукции; 3 Виды услуг.

3 Уменьшение многообразия объектов стандартизации - связано с уменьшением объектов С. до такого колич-ва разновидностей, при котором будет достигнуто оптимальное соотношение между затратами потребителей и затратами производителей.

Ранжирование – процесс упорядочения оцениваемых объектов стандартизации по критериям социальной и экономической прогрессивности. Результатом является распределение объектов конкретного вида или определенного назначения в порядке уменьшения или увеличения соответствующего критерия.

Селекция – отбор объектов, дальнейшее производство которых можно признать целесообразным для удовлетворения потребностей.

Симплификация отбор объектов, дальнейшее производство которых можно признать нецелесообразным. При этом остальные виды остаются без изменения.

Типизация – разработка и установление таких конструктивных, технологических и организационных решений, которые могут быть приняты за образец.

Типизация конструкции некоторого объекта состоит в разработке конструктивных решений, которые является общими для всех его модификаций, а выбранные при этом материалы, характеристики, элементы конструкции закрепляются в нормативных документах.

Известен показатель “уровень применения технологических типовых процессов”

Унификация - определяется в ГОСТ Р 1.0- 92 как выбор оп­тимального числа разновидностей продукции, процессов и услуг, значений их параметров и размеров. В этой формулировке не ука­заны отличия унификации от селекции, результатом которой также является оптимальное в некотором смысле разнообразие объек­тов стандартизации

Принципиальное отличие унификации от типизации заключается в том, что при унификации оптимальное разнообразие формируется путем применения во вновь создаваемых объектах уже существующих элементов, имеющих оптимальные с точки зрения удовлетворения тех или иных потребностей характеристики.

Результаты унификации могут быть оформлены в виде альбомов типовых конструкций деталей, узлов, сборочных ед-ц. В виде стандартов типов, параметров и размеров конструкций и т.д.

В зависимости от области применения различают унификацию: межотраслевую; отраслевую; заводскую.

В зависимости от методических принципов унификация может б. внутривидовой (применяется по отношению к семействам однотипных изделий) и межвидовой или межпроектной (по отношению к узлам, агрегатам разнотипных изделий).

1) одним из показателей уровня унификации явл-ся коэф-т применяемости (коэф-т унификации), который характеризует конструктивную преемственность составных частей в изделии:

Кн – число оригинальных деталей, впервые разработанных для данного изделия (шт).

Кд- общее число деталей в изделиях (шт).

Чем больше Кун , тем большее число унифицированных деталей использовано.

2) коэффициент межпроектной унификации.

Кум =4 0%- норма

Ку- число унифицированных деталей (шт).

4 Оптимизация – это поиск наилучшего в заранее принятом смысле решения из множества допустимых решений.Цель опти­мизации выражают целевой функцией, а условие предпочтитель­ности одного решения другому - критерием оптимальности. Крите­рием оптимальности обычно принимают экстремум целевой функ­ции. Параметры, вариацией которых ищут значение целевой функции, удовлетворяющее критерию оптимальности, называют оптимизируемыми параметрами. Множество допустимых решений получают из множества всех возможных решении заданием огра­ничений.

Варьируемые параметры выбираются на основе ряда предпочтительных чисел.