Как осуществляется расследование пожаров в организации. Алгоритм расследования пожара

  • Дата: 07.07.2020

Государственный статистический учет пожаров и последствий от них предназначен для формирования основных показателей, характеризующих обстановку с пожарами в России.

Статья 27. Закона о Пожарной безопасности содержит требования об учете пожаров и их последствий.

В Российской Федерации действует единая государственная система статистического учета пожаров и их последствий.

Официальный статистический учет и государственную статистическую отчетность по пожарам и их последствиям ведет Государственная противопожарная служба.

Порядок учета пожаров и их последствий определяется органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере государственной статистики, и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Установленный порядок учета пожаров и их последствий обязателен для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Работа по расследованию пожаров начинается с регистрации сообщения о пожаре. Регистрация сообщений, то есть фактически первоначальный учет пожаров, проводится единообразно во всех подразделениях пожарной охраны. Приказом МЧС России № 270 от 2 мая 2006 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях в органах Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» определен порядок приема, регистрации, проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях не только по делам о пожарах, но и по всем правонарушениям, содержащим признаки как административных правонарушений, так и преступлений. Органы ГПН осуществляют проверки только по делам о пожарах и нарушении правил пожарной безопасности, иные сообщения только регистрируются и направляются по подведомственности для рассмотрения.

Приказом утверждены формы учетных документов и определен порядок их ведения и хранения. Журналы подлежат строгому учету, листы в них должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью. Записи проводятся полно, аккуратно, только чернилами (пастой), исправления и подчистки не допускаются. Ошибочные записи оговариваются подписью должностного лица, осуществляющего регистрацию. Каждому сообщению присваивается очередной, с начала текущего года порядковый номер.

По окончании журналы хранятся в архиве органов дознания ГПН в течение установленного срока (3-х лет).

В соответствии с приказом МЧС № 270 от 02.05.06.г. «Об утверждении инструкции о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях в органах ГПС МЧС РФ» должностное лицо, принявшее сообщение о преступлении, обязано принять меры к незамедлительной его регистрации в Книге регистрации сообщений о преступлениях (КРСП). При наличии причин, препятствующих зарегистрировать сообщение в течение 3 часов, сведения о таком сообщении могут быть внесены в КРСП на основании информации, переданной (полученной) по каналам связи (телефон, телеграф…), либо по прибытии должностного лица в орган ГПН.

Сообщения о пожарах, полученные из единой дежурно-диспетчерской службы «01», регистрируются непосредственно после получения сведений в Журнале регистрации пожаров и иных происшествий (ЖРП).

Начальник органа дознания ГПН, его заместитель определяют должностное лицо (дознавателя, старшего дознавателя, инспектора ГПН), ответственного за проверку информации о пожаре с отметкой в ЖРП.

По результатам выполнения проверки оформляется рапорт:

1) об обнаружении признаков состава преступления;

2) об установлении иных обстоятельств.

При обнаружении признаков состава преступления проводится перерегистрация в Книгу регистрации сообщений о преступлениях (КРСП) и дознавателем проводятся проверочные действия в порядке ст.144 УПК РФ. В ходе проверки сообщений о преступлении правомочные либо уполномоченные должностные лица ГПН могут: получать объяснения, истребовать и изучать необходимые документы и материалы, назначать документальные ревизии и проверки, произвести отдельные следственные действия по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего, предусмотренные ст.146 УПК РФ (осмотр места пожара, освидетельствование, назначение судебных экспертиз), а также осуществлять иные действия, предусмотренные Федеральным законом «О пожарной безопасности»..

Если заявитель непосредственно обратился с заявлением (сообщением) о преступлении, связанном с пожаром, то такое заявление (сообщение) регистрируется по КРСП. На документе проставляется штамп регистрации. Заявителю выдается отрывной лист талона-уведомления. Заявитель расписывается на корешке талона (имеющий одинаковый с отрывным листом регистрационный номер) с указанием времени и даты получения отрывного талона.

Проверка такого сообщения проводится по письменному указанию начальника (заместителя начальника) органа дознания с последующим принятием процессуального решения.

Если сведения о преступлениях, связанных с пожарами, или иная информация о пожарах (например, телефонограмма из медицинского учреждения о получении травм на пожарах, материалы проверки по пожарам, переданные по подследственности из других правоохранительных органов) получены по почте, телеграфу в канцелярию органа дознания, то они, после регистрации как входящей корреспонденции, рассматриваются начальником органа дознания и передаются для регистрации в КРСП и дальнейшей проверки с принятием процессуального решения.

Первоначально ответственность за своевременность и полноту регистрации сообщений о преступлениях, связанных с пожарами и иной информации о пожарах, возлагается на начальника органа дознания и должностных лиц, осуществляющих регистрацию сообщений о пожарах.

Состояние учетно-регистрационной дисциплины в подразделении ежедневно контролирует начальник органа дознания, ежеквартально проводится проверка специальной комиссией, созданной приказом начальника органа дознания.

В Федеральном законе «О пожарной безопасности» дано определение: Пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Приказом МЧС РФ N 714 от 21 ноября 2008г. «Об утверждении порядка учета пожаров и их последствий» и № 760 от 10 декабря 2008г. «О формировании электронных баз данных учета пожаров (загораний) и их последствий» установлен порядок учета пожаров и отчетность по ним.

Учету подлежат все пожары, для ликвидации которых привлекались подразделения пожарной охраны, а также пожары, в ликвидации которых подразделения не участвовали, но информация о которых поступила от граждан и юридических лиц.

Не подлежат учету:

Случаи горения, предусмотренные технологическим регламентом или иной технической документацией, а также условиями работы промышленных установок и агрегатов.

Случаи горения, возникающие в результате обработки предметов огнем, теплом или иным термическим (тепловым) воздействием с целью их переработки, изменения других качественных характеристик (сушка, варка, глажение, копчение, жарение, плавление и др.);

Случаи задымления при неисправности бытовых электроприборов и приготовления пищи без последующего горения;

Случаи взрывов, вспышек и разрядов статистического электричества без последующего горения;

Случаи коротких замыканий электросетей, в электрооборудовании, бытовых и промышленных электроприборах без последующего горения;

Случаи горения автотранспортных средств, причиной которых явилось дорожно-транспортное происшествие;

Пожары, причиной которых явились авиационные и железнодорожные катастрофы, форс-мажорные обстоятельства (террористические акты, военные действия, спецоперации правоохранительных органов, землетрясения, извержения вулканов и др.);

Покушение на самоубийство или самоубийство путем самосожжения, не приведшие к гибели или травмированию других людей либо уничтожению, повреждению материальных ценностей;

Случаи неконтролируемого горения, не причинившие материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства (загорания).

Как загорания учитываются следующие случаи горения (независимо от причин его возникновения), не приведшие к его распространению на иные объекты защиты:

Бесхозных зданий;

Бесхозных транспортных средств;

Сухой травы;

Тополиного пуха;

Торфа на газонах и приусадебных участках;

Пожнивных остатков;

Мусора на свалках, пустырях, на территории домовладений, на обочинах дорог, на контейнерных площадках для его сбора, в контейнерах (урнах) для его сбора, в лифтовых шахтах (лифтах) жилых домов, в мусоросборниках (мусоропроводах) жилых домов, на лестничных клетках жилых домов, в подвальных и чердачных помещениях жилых домов.

Прямой материальный ущерб - оцененные в денежном выражении материальные ценности, уничтоженные и (или) поврежденные вследствие воздействия опасных факторов пожара и их сопутствующих проявлений.

В прямой материальный ущерб от пожаров включается ущерб, нанесенный недвижимости, основным фондам, оборотным средствам, личному имуществу граждан, ценным бумагам.

Учету подлежит прямой материальный ущерб от пожара независимо от степени его возмещения.

Для организаций, предприятий ущерб учитывается по справке, подписанной руководителем, главным бухгалтером и заверенной печатью (к ней прилагаются сметы, акты); справке, выданной страховой организацией; выписок из решений судебных органов; документов собственников, подтверждающих стоимость уничтоженного и (или) поврежденного личного имущества.

Материальный ущерб в результате уничтожения (повреждения) пожаром личного имущества граждан определяется на основе документов собственника, по незастрахованному имуществу, по застрахованному имуществу – на основе справки страховых организаций.

При отсутствии документального подтверждения ущерб учитывается на основании оценки средней величины ущерба от пожара на однородных застрахованных объектах пожара в соответствующем субъекте Российской Федерации за предыдущий год.

Учет пострадавших при пожаре лиц осуществляется на основании сведений, представляемых медицинскими учреждениями.

Погибшим при пожаре признается лицо, причиной смерти которого стали опасные факторы пожара, вторичные последствия воздействия опасных факторов пожара, установленные уполномоченными на это медицинскими организациями.

Берутся на учет все обнаруженные на пожаре тела (останки, фрагменты тел) погибших людей, смерть которых наступила в результате воздействия опасных факторов пожара и (или) сопутствующих проявлений опасных факторов пожара, падения с высоты, возникновения паники.

Берутся на учет все травмированные при пожаре люди, получившие телесное повреждение (травму) в результате воздействия опасных факторов пожара и (или) сопутствующих проявлений опасных факторов пожара, падения с высоты, возникновения паники.

Под телесным повреждением (травмой) следует понимать нарушение анатомической целостности или физиологических функций органов и тканей человека.

К опасным факторам пожара, воздействующим на людей и имущество, относятся (Статья 9 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" относятся:

пламя и искры;

тепловой поток;

повышенная температура окружающей среды; повышенная концентрация токсичных продуктов горения и термического разложения;

пониженная концентрация кислорода;

снижение видимости в дыму.

К сопутствующим проявлениям опасных факторов пожара относятся:

осколки, части разрушившихся зданий, сооружений, строений, транспортных средств, технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества;

радиоактивные и токсичные вещества и материалы, попавшие в окружающую среду из разрушенных технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества;

вынос высокого напряжения на токопроводящие части технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества;

опасные факторы взрыва, происшедшего вследствие пожара;

воздействие огнетушащих веществ.

Учетная документация и отчетность.

В органах ГПН (территориальных, местных) учет и отчетность по пожарам ведется в основном с помощью компьютерных программ. Дознаватель осуществляет статистический учет пожаров и проводит их анализ по причинам, местам возникновения, учитывается и анализируется количество погибших и пострадавших на пожарах (возраст, социальное положение и т.д.).

Дознаватель должен составить и направить в информационный центр учетную карточку по пожару, утвержденную приказом МЧС РФ N 714 от 21 ноября 2008г. Карта имеет разделы: общие сведения, сведения по объекту (включая причину пожара, результат дознания), последствия пожара, данные по тушению и информацию для дознания (т.е. отк. в ВУД, ВУД по от. УК, или процессуальное решение не принималось).

Карточка учета пожаров в 10-тидневный срок направляется в информационно-аналитический отдел УНД.

Ежемесячно в отдел административной практики и дознания УНД представляется отчет по уголовно-процессуальной деятельности, данные даются с нарастающим итогом с начала года.

введена квартальная форма федерального государственного статистического наблюдения Форма № 1 (пожары) «Сведения о пожарах и последствиях от них», устанавливающая состав отчитывающихся субъектов и порядок представления ими отчетности.

Сбор и обработка данных и представление отчетности по указанной форме осуществляются структурными подразделениями (отделами, отделениями, группами) государственной статистики территориальных органов ГПН или должностными лицами, назначенными ответственными за ведение официального учета и государственной статистической отчетности о пожарах и их последствиям органов ГПН городов, районов, ЗАТО.

Форма федерального государственного статистического наблюдения

№ 1-пожары состоит из двух разделов :

в разделе 1 «Общие положения» приводятся показатели:

количества пожаров, ед.;

материальных потерь от пожаров, в том числе прямого материального ущерба от пожаров, тыс. руб.;

количества погибших и травмированных при пожаре, чел.;

количества уничтоженных (и поврежденных) строений, морских и речных судов, воздушных судов, автотракторной техники, горных выработок, пластов угля, лесная площадь, пройденная пожаром.

в разделе 2 «Основные причины и объекты пожаров» приводятся показатели количества пожаров и материального ущерба от пожаров по причинам возникновения пожаров и объектам, на которых произошли пожары с указанием величин материального ущерба.

Приказом МЧС России от 14 июля 2005 г. № 538 «О государственной статистической отчетности МЧС России» установлено, что управления (отделы) ГПН субъектов Российской Федерации сведения о пожарах и последствиях от них по квартальной форме федерального государственного статистического наблюдения Форме № 1(пожары) представляют в Департамент надзорной деятельности МЧС России до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Департамент надзорной деятельности МЧС России по согласованным программе и срокам представляет государственную статистическую отчетность по пожарам и последствиям от них по установленной Форме № 1(пожары) в Росстат.

Представление оперативной информации о пожарах и их последствиях органами ГПН субъектов Российской Федерации осуществляется на основании указания МЧС России от 11 апреля 2005 г. № 330/6, от 12 апреля 2005 г. № 5-10-421 и телеграммы Главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору от 14 апреля 2005 г. № 48-63-19.

По установленной Форме № 1-ПО-С информация о пожарах и их последствиях представляется Управлениями (отделами) ГПН субъектов Российской Федерации в:

ФГУ ВНИИПО МЧС России – еженедельно (каждый четверг) до 12.00 ч.;

МЧС России для проведения селекторных совещаний – еженедельно (каждое воскресенье) до 11.00 ч.;

РЦ МЧС России для селекторных совещаний начальником регионального центра с начальниками Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации – еженедельно (каждый четверг) до 16.00 ч.

Сведения о пожарах и их последствиях представляются в электронном виде по форме шаблон «STA» нарастающим итогом с учетом корректировки статистических данных по Форме № 1-ПО-С (ежемесячной).

По подготовке сведений установлены следующие основные требования:

Отчетный период прошлого года должен соответствовать аналогичному периоду текущего года.

К крупным пожарам относить пожары, на которых: погибло 5 и более человек, пострадало 10 и более человек, прямой материальный ущерб от пожара превысил 342 000 руб.

К детям относить лиц, не достигнувшим 16 лет.

Мы рассмотрели основные направления деятельности дознавателя и на последующих занятиях будем отрабатывать каждый этап подробно.

Приложение 4 к ст.2.4. гл.1.

ИНСТРУКЦИЯ
по расследованию и учету пожаров на объектах ОАО "Газпром"

Проведение дознания по делам о пожарах, официальный статистический учет и государственную статистическую отчетность по пожарам и их последствиям на объектах ОАО "Газпром" ведет Государственная противопожарная служба МВД России, осуществляющая свою работу на основе Федерального закона "О пожарной безопасности", "Положения о Государственной противопожарной службе МВД России", утвержденного постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23.08.93 г. № 849 и нормативных актов МВД, регламентирующих их деятельность.

1. Общие положения

1.1. Настоящая "Инструкция по расследованию и учету пожаров на объектах ОАО "Газпром" (далее Инструкция) определяет порядок ведомственного сообщения, расследования, учета и отчетности по пожарам на объектах ОАО "Газпром".

1.2. Инструкция разработана на основе действующей "Инструкции о порядке государственного статистического учета пожаров и последствий от них в Российской Федерации", 1994г., рег.№ 638.

1.3. Требования настоящей Инструкции распространяются на объекты ОАО "Газпром".

Пожар, происшедший на объекте или в здании, но арендуемых другими организациями, должен расследоваться этими организациями с участием представителей объекта ОАО "Газпром". Такой пожар учитывается в отчетных документах сторонней организации и объектом ОАО "Газпром".

1.4. Термины и определения, используемые в Инструкции, приведены в приложении 4.4.

1.5. Целью служебного расследования пожара является:

выяснение обстоятельств, причин (непосредственных и коренных) и условий, способствовавших возникновению и развитию пожара, а также последствий и величины ущерба от пожара (прямого и косвенного);

оценка воздействия пожара на строительные конструкции и оборудование, в том числе систем важных для безопасности;

выявление нарушений правил пожарной безопасности и отклонений от требований нормативных документов, допущенных при эксплуатации, строительстве и проектировании объекта, которые способствовали возникновению и развитию пожара;

оценка работы установок пожаротушения, пожарной сигнализации, действий персонала и пожарной охраны при ликвидации пожара;

определение ответственности персонала объекта за происшедший пожар;

разработка на основе выводов расследования дополнительных организационных и технических мероприятий по предупреждению возникновения пожаров и повышению пожарной безопасности объекта;

оказание содействия ГПС в проведении расследования пожара.

2. Сообщение о пожаре

2.1. Сообщения о пожаре, явившимся причиной или следствием нарушения в работе технологического оборудования, передаются в порядке, установленным соответствующими инструкциями на местах.

В случае угрозы безопасности объекта (технологической установки) при пожаре (возможности возникновения в результате пожара, аварии или газосероводородо-опасной ситуации) передача информации производится в соответствии с "Положением о порядке объявления аварийной обстановки".

2.2. Оперативное сообщение о пожаре (загорании), не связанном с нарушением в работе производственного объекта или угрозой его безопасности, передается в порядке, установленном "Положением о порядке передачи оперативной информации о работе объекта в Центральное диспетчерское Управление и фирму "Газобезопасность" ОАО "Газпром" по форме приложения 4 указанного документа (приложение 4.1).

Это сообщение передает начальник смены объекта (дежурный диспетчер) дежурному диспетчеру ОАО "Газпром" по прямым каналам связи не позднее 20 минут после обнаружения пожара (загорания).

В течение 1 суток после обнаружения пожара в ОАО "Газпром" по телефаксу 719-33-45 (Фирма "Газобезопасность") передается уточненное сообщение, подписанное главным инженером и представителем местных подразделений Государственной противопожарной службы, по форме приложения 4.1.

3. Порядок расследования пожара

3.1. После ликвидации пожара руководство объекта обязано:

оценить характер пожара и его последствий для уточнения состава комиссии;

обеспечить сбор объяснительных записок персонала, участвовавшего в ликвидации пожара, очевидцев, лиц, причастных к возникновению пожара, для последующей передачи в комиссию по расследованию;

прекратить в зоне пожара все работы, кроме работ, связанных со спасением и обеспечением безопасности людей и защитой материальных ценностей;

запретить вскрытие и разборку технологического оборудования или приборов, которые явились источником возникновения пожара, до прибытия на место пожара комиссии по расследованию;

принять меры по сохранению диаграмм регистрирующих приборов, осциллограмм, магнитные записи оперативных переговоров, оперативных журналов, распечаток ЭВМ, имеющих отношение к пожару;

подготовить на основании первичных материалов графики изменения параметров работы систем и оборудования, срабатывания технологических защит, блокировок, необходимых для расследования пожара;

подготовить схемы (фотографии) и описание места пожара;

вызвать, при необходимости, представителей заводов изготовителей, проектных, конструкторских, научно-исследовательских и др. организаций;

подготовить необходимую проектную документацию, протоколы испытаний, осмотров, проверок, инструкции по эксплуатации и т.д., а также информацию по аналогичным пожарам.

3.2. Пожар, явившийся причиной или следствием нарушения в работе технологического оборудования, расследуется в соответствии с настоящей Инструкцией.

3.3. Пожар, не связанный с нарушением в работе технологического оборудования, должен быть расследован комиссией, назначенной приказом руководителя объекта (предприятия).

При пожаре, затрагивающем несколько подразделений, председателем комиссии должен быть назначен главный инженер предприятия или его заместитель.

Во всех случаях расследования пожара (включая п.3.2) в состав комиссии должны быть включены представитель инспекторской службы, ответственный за надзор за состоянием пожарной безопасности объекта, и (по согласованию) представитель (представители) ГПС.

Представители инспекции Госгортехнадзора России включаются в состав комиссии по их требованию.

При необходимости расследование может проводиться с привлечением в состав комиссии специалистов (экспертов) заводов изготовителей оборудования, проектных, конструкторских, научно-исследовательских и других компетентных организаций.

В зависимости от характера и тяжести пожара состав комиссии может быть определен также приказом ОАО "Газпром".

3.4. Расследование пожара должно быть начато в течение 1 суток от момента его ликвидации и закончено в пятнадцатидневный срок. Срок расследования может быть продлен руководителем, назначившим комиссию, по обоснованному решению комиссии по расследованию.

3.5. Регламент и порядок работы комиссии определяет ее председатель.

3.6. При расследовании пожара комиссия устанавливает причины и обстоятельства возникновения и развития пожара; действия персонала и пожарной охраны; последствия пожара и нанесенный ущерб; эффективность существующих систем предотвращения пожара и противопожарной защиты; противопожарное состояние подразделения, в котором произошел пожар, а, при необходимости, объекта в целом.

3.7. Расследование проводится путем:

детального осмотра места пожара с составлением описания (протокола) и схемы места пожара; изучения материалов, подготовленных и собранных администрацией объекта после ликвидации пожара и переданных в комиссию;

проведения, при необходимости, дополнительного опроса персонала и участников ликвидации пожара (взятия письменных объяснений);

изучения проектной, эксплуатационной, нормативной и другой документации.

При расследовании рассматриваются и отражаются в акте расследования следующие вопросы:

место и время (дата, час. мин.) возникновения пожара;

время (час. мин.) и способ обнаружения пожара;

время (час. мин.) от момента обнаружения пожара до вызова пожарной охраны и ее прибытия;

время (час. мин.) ликвидации пожара;

меры по тушению пожара, принятые персоналом объекта и пожарным подразделением (с подробным изложением);

технологическое оборудование и приборы, явившиеся причиной пожара и его развития;

системы и средства обнаружения и тушения пожара (противопожарное водоснабжение, автоматические установки пожаротушения, пожарная сигнализация, первичные средства пожаротушения, их работа и недостатки, обнаруженные при ликвидации пожара);

оценка действий персонала объекта и объектового пожарного подразделения при тушении пожара;

ответственность персонала, допустившего нарушения требований нормативных документов, явившиеся причиной возникновения и развития пожара;

ответственность должностных лиц за допущенные нарушения и конкретные недостатки в работе (невыполнение или не надлежащее выполнение должностных обязанностей);

причины (непосредственные и основные) пожара, при необходимости подтвержденные заключением (актом) специалистов (экспертов);

сведения о пострадавших на пожаре и материальном ущербе от пожара;

противопожарное состояние подразделения, в котором произошел пожар, а, при необходимости, объекта в целом;

3.8. Данные о пострадавших при пожаре приводятся на основании сведений соответствующих медицинских учреждений и акта расследования несчастного случая.

3.9. Материальный ущерб от пожара (прямой и косвенный), подтверждается справкой, подписанной руководителем и главным бухгалтером объекта.

Определение материального ущерба от пожара осуществляется на основании документов бухгалтерской отчетности. В материальный ущерб от пожара включаются убытки, нанесенные недвижимости, основным фондам, оборотным средствам, личному имуществу граждан, ценным бумагам, а также сумма стоимости недоотпуска продукции в результате простоя цеха, технологической установки и т.п.

3.10. Результаты расследования пожара оформляются актом расследования пожара (приложение 7.2), который может включаться в состав приложений к "Отчету о расследовании нарушения в работе объекта при расследовании пожара по п.3.2".

3.11. Акт расследования пожара направляется в ОАО "Газпром" (Фирму "Газобезопасность") не позднее 5 дней после окончания расследования.

4. Учет и отчетность по пожарам

4.1. Учету на объекте, предприятии и в ОАО "Газпром" подлежат все пожары, происшедшие на объектах, независимо от ущерба, последствий и характера нарушения, связанного с пожаром.

4.2. Материалы расследования пожаров хранятся на объекте в течение всего срока его эксплуатации, а в ОАО "Газпром" (Фирме "Газобезопасность") в течение пяти лет.

4.3. В службах объекта, предприятия (общества), ОАО "Газпром" (Фирма "Газобезопасность") должен быть журнал учета пожаров (допускается вести его с помощью технических средств), в котором отражаются:

место и время пожара;

обстоятельства (кратко) и причины пожара;

количество пострадавших и материальный ущерб от пожара;

номер, дата акта расследования пожара, ф.и.о. и должность председателя комиссии.

4.4. Ежегодно не позднее 15 января руководство предприятия (объекта) представляет в Фирму "Газобезопасность" отчет о происшедших за год пожарах по прилагаемой форме (приложение 4.3).

Отчет должен быть согласован с местными органами пожарного надзора.


Приложение 4.1.
(обязательное)

Оперативное сообщение о пожаре (загорании)

1. Наименование объекта цех, технич. установка №_____________________________

2. Дата и время события

3. Исходное состояние технической установки до события

4. Место очага загорания (пожара)___________________________________________

______________________

(территория, отметка, помещение)

5. Срабатывание штатных систем пожаротушения

6. Участие персонала в ликвидации очага загорания (пожара)

7. Оповещение и прибытие пожарных подразделений

8. Кто обнаружил (оповестил)

9. Состояние технической установки, агрегата на момент передачи сообщения

10. Последствия:

10.1. Вывод из работы (резерва) поврежденного оборудования

10.2. Наличие (отсутствие) пострадавших

10.3. Изменение газоопасной обстановки с присутствием сероводорода

10.4. Остановка или ограничение мощности установки, блока

11. Сообщение передал:______________________________________________________

12. Сообщение принял:_______________________________________________________


Приложение 4.2.
(обязательное)

Акт расследования пожара

" "_______200__ г.

1. Наименование объекта.

2. Состав комиссии по расследованию (номер приказа и дата создания комиссии).

3. Состояние объекта, технологической установки, агрегата, сооружения и т.п. до возникновения пожара.

4. Время начала и ликвидации пожара (дата, время).

5. Описание обнаружения пожара и его развития.

6. Принятые меры по тушению пожара персоналом объекта, добровольной пожарной дружиной. Вызов пожарной охраны, ее прибытие, организация и ход тушения. Кем и какими средствами потушен пожар. Положительные стороны и недостатки при тушении пожара.

7. При наличии автоматических установок обнаружения и тушения пожара указать их тип, эффективность работы (недостатки и положительные стороны), кем выполнен проект и монтаж установки.

8. Допущенные отклонения от строительных норм и правил (СНиП), а также ведомственных нормативных документов, способствовавших возникновению и развитию пожара.

9. Роль и действия объектовой пожарной части в профилактике, организации и тушении пожара;

10. Последствия пожара (что горело, повреждено): строительные конструкции, агрегат, оборудование, материалы и т.п.

11. Установленная причина пожара и его развития. При необходимости прикладывается экспертное заключение специалистов по причинам пожара.

12. Лица, нарушения которыми требований нормативных документов, привело к возникновению и развитию пожара.

13. Должностные лица, ответственные за допущенные нарушения и конкретные недостатки в работе (невыполнение или не надлежащее выполнение должностных обязанностей).

14. Сведения о пострадавших на пожаре.

15. Материальный ущерб от пожара.

16. Противопожарное состояние подразделения, в котором произошел пожар, а, при необходимости, объекта в целом.

К акту расследования комиссия обязана приложить:

объяснительные записки (рапорта) персонала, участвовавшего в ликвидации пожара, очевидцев и лиц, причастных к возникновению пожара;

справку об ущербе, причиненном пожаром, подписанную руководителем и главным бухгалтером;

копию документа, подтверждающего наличие пострадавших на пожаре;

копию акта о пожаре, составленного ГПС МВД;

описание (протокол), фотографии, чертежи (схемы), поясняющие место пожара и его распространения, а также зоны сильного задымления;

приказ руководителя объекта по результатам расследования пожара;

другие приложения по решению комиссии.

В акте расследования должна быть соответствующая запись при возбуждении уголовного дела, а также при передаче материалов в суд.

Председатель комиссии______________________________________________________

(Ф.И.О., должность, подпись)

Члены комиссии_____________________________________________________________

(Ф.И.О., должность, подпись)

Приложение 4.3

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

Кому высылается_______________________________________

(наименование)

______________________________________________________

(адрес получателя)

Министерство, ведомство_______________________________

______________________________________________________

Объединение, предприятие,

организация, учреждение,______________________________

______________________________________________________

Адрес_________________________________________________

(Республика, входящая в состав России, автономная область,
автономный округ),

______________________________________________________

(край, область, район)

Вид деятельности (основной)___________________________

______________________________________________________

Организационно-правовая форма

______________________________________________________


Форма № 1 (пожары)
утверждена постановлением Госкомстата России
20.06.94 №80

Квартальная

Представляют

1. Объединения, предприятия, организации и учреждения по рыболовству, добыче угля, сланцев, нефти, подземной добыче руд и нерудного сырья, порты, пароходства, авиационные предприятия и компании, независимо от организационно- правовой формы и формы собственности, а также юридические лица, осуществляющие статистический учет пожаров по соглашениям с Государственной противопожарной службой МВД России, 10 числа после отчетного периода:

управлениям (отделам) Государственной противопожарной службы МВД республик в составе Российской Федерации, ГУВД. УВД краев, областей, автономных образований по месту своего нахождения:

органу, осуществляющему государственное регулирование в соответствующей отрасли экономики (Минтопэнерго России , Минтранс России, Роскомрыболовство и др.)

2. Минтопэнерго России, Минтранс России, Роскомрыболовство и другие органы, осуществляющие государственное регулирование в соответствующих отраслях экономики - Главному управлению Государственной противопожарной службы МВД России по согласованным программе и срокам.

3. Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба контрразведки Российской Федерации. Служба внешней разведки Российской Федерации, Федеральное агентство правительственной связи и информации, Федеральная пограничная служба - Главное командование пограничных войск Российской Федерации. Федеральное управление специального строительства при Правительстве Российской Федерации. Федеральная служба лесного хозяйства России - Главному управлению Государственной противопожарной службы МВД России по программе и срокам.

4. Главное управление Государственной противопожарной службы МВД России - Госкомстату России по согласованным программе и срокам.

ОТЧЕТ
о пожарах и последствиях от них за январь
(нарастающим итогом)

Раздел 1. Общие сведения

Номер строки Наименование показателей Всего
1 2 3
01
02
03
04
Количество пожаров, единиц……………………………………
Материальный ущерб от пожаров тыс.руб. (в целых)…………
Погибло при пожарах, человек………………………………….
Травмировано при пожарах, человек……………………………
Уничтожено (единиц):
05
06
07
08
09
- строений……………………………………………………………
- морских, речных судов…………………………………………….
- воздушных судов………………………………………………….
-автотракторной техники…………………………………………..
- оборудования………………………………………………………
Повреждено (единиц):
10
11
12
13
14
- строений……………………………………………………………..
-морских, речных судов…………………………………………….
- воздушных судов…………………………………………………..
- автотранспортной техники………………………………………..
- оборудования……………………………………………………….

Раздел 2. Основные причины и объекты пожаров

Номер строки Наименование Количество пожаров, единиц (из стр.01 гр.3 раздела 1) Материальный ущерб от пожаров, тыс.руб. (в целых) (из стр.02 гр.3 раздела 1)
1 2 3 4
Причины пожаров:
01 поджоги
02 нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования и бытовых электроприборов
03 неисправность производственного оборудования, нарушение технологического процесса производства
04 неосторожное обращение с огнем
05 шалость детей с огнем
06 нарушение правил пожарной безопасности при проведении электрогазосварочных работ.
07 взрывы
08
09
10
Объекты пожаров:
11 производственные здания и складские помещения производственных предприятий
12 склады, базы и торговые помещения
13 административно-общественные здания
14 жилой сектор (жилые дома, общежития, дачи,
садовые домики, надворные постройки и т.п.).
15 строящиеся объекты
16 сооружения, установки
17 транспортные средства
18
19
20

"___"__________20__г. Руководитель

фамилия и № телефона исполнителя

Утверждены постановлением Госкомстата России от 20.06.94 №80 КРАТКИЕ УКАЗАНИЯ К ЗАПОЛНЕНИЮ

1. Отчет составляется в соответствии с требованиями Инструкции о порядке государственного статистического учета пожаров и последствий от них в Российской Федерации, утверждаемой Министерством внутренних дел Российской Федерации.

В отчет включаются сведения о пожарах на объектах, на которых министерства, ведомства, другие юридические лица в соответствии с соглашениями с Государственной противопожарной службой МВД России осуществляют надзорные функции в области пожарной безопасности (подземные сооружения шахт, рудников и копей; морские, речные, воздушные суда, находившиеся в пути следования и на временных стоянках; объекты Минобороны России, ФСК России, ФПС-Главкомата, СВР России, ФАПСИ и др.).

2. При заполнении показателей раздела 2 отчета необходимо иметь в виду, что по строкам 01-20 граф 3 и 4 приводятся сведения о расшифровке данных, приведенных в соответствующих строках 01 и 02 графы 3 раздела 1 по основным причинам и объектам пожаров.

3. В строках 09, 14 раздела 1, а также в строках 08, 09, 10, 18, 19 и 20 раздела 2 показываются соответственно сведения об уничтоженных и поврежденных материальных ценностях, о причинах и объектах пожара, не указанных в других строках отчета и являющихся специфическими для отчитывающегося субъекта.


Приложение 4.4.
(справочное)

Термины и определения

1. Пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

1.1. Не подлежат государственному статистическому учету как пожары:

случаи горения, обусловленные спецификой технологического процесса производства), заложенные в технологический регламент или другую техническую документацию), или условиями работы промышленных установок;

случаи горения, как результат обработки предметов огнем, теплом или иным термическим (тепловым) воздействием с целью их переработки, изменения других качественных характеристик (сушка, варка, глажение, плавление и др.);

взрывы, вспышки и разряды статического электричества;

случаи коротких замыканий электросетей в электрооборудовании, бытовых и промышленных электроприборах;

горение отходов и мусора на открытых территориях (свалки, контейнерные площадки, обочины дорог, пустыри т.п.), а также сухой травы, тополиного пуха, стерни, торфа на газонах;

покушение на самоубийство и самоубийство путем самосожжения, не приведшее к гибели или травмированию других людей.

1.2. Перечисленные в п. 1.1 случаи подлежат государственному учету, если они привели к травмированию, гибели людей (за исключением покушения на самоубийство и самоубийство путем самосожжения), либо уничтожению или повреждению материальных ценностей.

2. Загорание - неконтролируемое горение вне специально предназначенного для этого места без ущерба.

3. Объект - здание и сооружение (независимо от назначения), наружная установка, транспортное средство, места открытого хранения материалов, в пределах которых возможно присутствие людей и (или) материальных ценностей с учетом технологических процессов, оборудования, изделий.

4. Горение - экзотермическая реакция окисления вещества, сопровождающаяся по крайней мере одним из трех факторов: пламенем, свечением, выделением дыма.

5. Взрыв - быстрое экзотермическое химическое превращение взрывоопасной среды, сопровождающееся выделением энергии и образованием газов, способных проводить работу.

6. Вспышка - быстрое сгорание горючей среды, не сопровождающееся образованием сжатых газов.

7. Причина пожара - явление или обстоятельство, непосредственно обуславливающее возникновение пожара.

8. Опасный фактор пожара - фактор пожара, воздействие которого приводит к травме, отравлению или гибели людей, а также к уничтожению (повреждению) имущества. К первичным проявлениям опасных факторов пожара относятся пламя, искры, повышенная температура окружающей среды, дым, токсичные продукты горения и термического разложения, пониженная концентрация кислорода.

К вторичным проявлениям опасных факторов пожара относятся:

осколки; части разрушившихся аппаратов, агрегатов, установок, конструкций; радиоактивные и токсичные вещества и материалы, вышедшие из разрушенных аппаратов и установок; электрический ток, возникший в результате выноса напряжения на токопроводящие части конструкций, аппаратов, агрегатов; опасные факторы взрыва, происшедшего вследствие пожара; огнетушащие вещества.

9. Уничтоженные материальные ценности - материальные ценности, которые полностью утратили свои качества и ценность, и не могут быть использованы по назначению и путем ремонта не могут быть приведены в состояние, годное для дальнейшего использования.

10. Поврежденные материальные ценности - материальные ценности, которые могут быть путем восстановления (ремонта) приведены в состояние, годное для использования.

11. Материальный ущерб от пожара - стоимостное выражение уничтоженных и поврежденных материальных ценностей, затрат на тушение и ликвидацию последствий пожара, в том числе на восстановление объекта. Материальный ущерб от пожара состоит из прямого и косвенного ущерба.

12. Прямой материальный ущерб от пожара - оцененные в денежном выражении материальные ценности, уничтоженные и (или) поврежденные вследствие непосредственного воздействия опасных факторов пожара, огнетушащих веществ, мер принятых для спасания материальных ценностей и людей.

13. Косвенный материальный ущерб от пожара - оцененные в денежном выражении затраты на тушение и ликвидацию последствий пожара (включая социально-экономические и экологические), а также на восстановление объекта.

14. Потерпевший - лицо, которому пожаром причинен моральный, физический или имущественный вред.

15. Пострадавший - лицо, погибшее или травмированное на пожаре.

16. Травмированный на пожаре - лицо, получившее телесное повреждение от воздействия опасных факторов пожара, а также вторичных проявлений этих факторов.

17. Телесное повреждение (травма) - нарушение анатомической целостности или физиологических функций органов и тканей человека.

18. Погибший на пожаре - лицо, смерть которого наступила непосредственно на месте пожара, или в течение трех месяцев (90 дней) со дня происшествия от травм, полученных вследствие воздействия опасных факторов пожара, а также вторичных проявлений этих факторов.

_________
Примечание: Пожарно-технические термины приняты в соответствии с Федеральным Законом "О пожарной безопасности" (принят Гос. Думой 18.11.94), "Инструкцией о порядке государственного статистического учета пожаров и последствий от них в Российской Федерации", утвержденной Госкомстатом России (Постановление от 20.06.94 № 80) и МВД России (Приказ от 30.06.94 № 332), а также положениями и ГОСТ 12.1.033-81 "Пожарная безопасность. Термины и определения".

После каждого случая пожара и загорания независимо от их последствий администрация предприятия обязана выяснить все обстоятельства, способст­вовавшие возникновению и развитию пожара. В связи с этим приказом (распоряжением) руководителя предприятия назначается комиссия . В состав комиссии могут включаться местные органы государственного пожарного надзора. Ос­новная задача комиссии – установить при чину возникновения пожара или за­горания и виновных в этом лиц.

Служебное расследование проводится в десятидневный срок , в процессе которого должны быть освещены следующие вопросы:

наименование и местонахождение предприятия, учреждения, организации;

дата и время возникновения пожара;

дата и время ликвидации пожара. Силы и средства, участвовавшие в лик­видации пожара;

если в результате пожара имеются потерпевшие, то указываются их фамилии, возраст, место работы, должность и обстоятельства их поражения;

что уничтожено и повреждено огнем (характеристика зданий, сооружений, количество уничтоженных и поврежденных материалов, продукции, оборудования). Убытки от пожара. Размеры убытков могут сообщаться дополнительно после их установления;

какое производство и на какой срок приостановлено, какие производст­венные мощности выведены из строя;

причины и обстоятельства возникновения пожара (по чьей вине возник пожар);

обеспеченность объекта средствами пожаротушения и водой для тушения пожара;

кто проводит расследование или ведет предварительное следствие;

принятые меры по ликвидации последствий пожара;

роль администрации организации, предприятия, объекта в деле преду­преждения пожаров.

Руководители предприятий, учреждений и организаций разрабатывают и осуществляют мероприятия по устранению последствий и причин пожара или загорания. О результатах и принятых мерах докладывают вышестоящим организациям.

В целях профилактики пожаров и выработки мер по их предупреждению в каждой организации должен вестись учет и анализ пожаров и загораний, который осуществляют специально назначенные лица.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конспект лекций по охране труда составлен на основании работ:

Стрикель Н.И. Охрана труда: пособие в двух частях. Часть 1: Правовые и организационные вопросы. Мн., Право и экономика, 2010 .

Стрикель Н.И. Охрана труда: пособие в двух частях. Часть 2: Безопасность и гигиена труда. Мн., Право и экономика, 2011 .

Автор рекомендует эти работы для более углубленного изучения дисциплины. Конспект лекций и упомянутые пособия предназначены для студентов экономических и юридических специальностей и не содержат методику инженерных расчетов в области охраны труда.Эти расчеты изложены в работах:

Лазаренков А.М. Охрана труда. Мн., 2004 .

Лазаренков А.М. Охрана труда в энергетической отрасли. Мн., ИВЦ Минфина,2010 .

Михнюк Т.Ф. Охрана труда. Мн., ИВЦ Минфина, 2009 .

Видиофильмы и презентации

ЗАЩИТА ОТ ИОНИЗИРУЮЩИХ ИЗЛУЧЕНИЙ. РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Приложение «Защита от РВ лек»

ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТЬ

Приложение «electro_demo»

ПРАВИЛА РАБОТЫ НА ЭЛЕКТРОПОГРУЗЧИКЕ

Приложение «правила работы на э..»

Практический раздел

3.1 планы семинарских занятий

Занятие №1

I. Название темы. Закон Республики Беларусь «Об охране труда»

II. Цели:

Уяснение значения Закона Республики Беларусь «Об охране труда»;

Получение знаний основных статей Закона;

Выработка навыков применения Закона в решении вопросов улучшения условий и безопасности труда.

III. Учебные вопросы темы и примерный расчет времени.

1. Структура и общие положения Закона.

1.2 Основные термины и определения.

1.3 Законодательство об охране труда.

1.4 Сфера применения Закона.

1.5 Требования по охране труда.

1.6 Структура Закона.

2. Государственное управление охраной труда.

2.1 Органы государственного управления охраной труда.

2.2 Полномочия Президента Республики Беларусь в области охраны труда.

2.3 Полномочия Правительства Республики Беларусь в области охраны труда.

2.4 Полномочия республиканских органов государственного управления в области охраны труда.

2.5 Полномочия местных исполнительных и распорядительных органов в области охраны труда.

3. Право работающих на охрану труда.

3.1 Право работающего на охрану труда.

3.2 Ограничения на выполнение отдельных видов работ.

3.3 Право на компенсации по условиям труда.

3.4 Гарантии права работающих на охрану труда.

4. Требования Закона к организации охраны труда.

4.1 Обязанности работодателя по обеспечению охраны труда.

4.2 Обязанности работающего в области охраны труда.

4.3 Служба охраны труда и полномочия ее работников.

4.4 Комиссия по охране труда.

4.5 Обучение, проверка знаний, инструкции по охране труда.

4.6 Медицинские осмотры работающих.

4.7 Обеспечение работающих средствами, помещениями и устройствами.

4.8 Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

5. Требования охраны труда к территории, зданиям, оборудованию, процессам и к выполнению отдельных видов работ.

5.1 Требования к территории.

5.2 Требования к зданиям и помещениям.

5.3 Требования к оборудованию, рабочим местам и производственным процессам.

5.4 Требования к продукции и объектам для выпуска продукции.

5.5 Требования к выполнению отдельных видов работ.

6. Надзор и контроль по охране труда.

6.1 Государственный надзор и контроль.

6.2 Прокурорский надзор.

6.3 Департамент государственной инспекции труда.

6.4 Государственная экспертиза условий труда.

6.5 Общественный контроль по охране труда.

Введение – 5 мин.

1 вопрос – 10 мин.

2 вопрос – 10 мин.

3 вопрос – 5 мин.

4 вопрос – 15 мин.

5 вопрос – 5 минут.

6 вопрос - 15 минут

Заключение – 5 мин.

Пожары расследуют с целью установления их обстоятельств и причин, виновных, сумм возмещения материального ущерба гражданам, предприятиям, страховым компаниям. Расследование проводит администрация предприятия, государственные инспекторы Госпожнадзора, дознаватели.

При расследовании:

– осматривают место происшествия, составляют протокол и схему места пожара;

– получают объяснительные от потерпевших, виновных лиц, свидетелей, участников тушения, от ответственных за противопожарное состояние и охрану предприятия, объекта;

– истребуют ведомственный акт служебного расследования пожара, техническую и служебную документацию, заключения специалистов (электриков, химиков и др.), документы, подтверждающие материальный ущерб;

– проводят необходимые пожарно-технические, медицинские экспертизы и т. п.

При расследовании устанавливают:

– время, место возникновения пожара, данные о его развитии и тушении;

– причины пожара, лиц, виновных в его возникновении; обстоятельства, влияющие на степень и характер их вины, ответственности;

– материальный ущерб от пожара, наличие пострадавших;

– причины и условия, способствовавшие возникновению и развитию пожара.

Сегодня ответственность за нарушение правил пожарной безопасности несут:

– руководители федеральных органов исполнительной власти;

– руководители органов местного самоуправления;

– собственники имущества;

– лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;

– лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;

– должностные лица в пределах своей компетенции и др.

Данные лица и иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

В соответствии с Инструкцией о порядке государственного статистического учета пожаров и последствий от них в Российской Федерации учету подлежат все пожары, если они привели к травмированию, гибели людей, либо уничтожению, повреждению материальных ценностей.

Государственный статистический учет пожаров и последствий от них ведет Росстат по представлению Федеральной противопожарной службы МЧС России.

Учет пострадавших при пожаре осуществляют на основании сведений, представляемых медицинскими учреждениями. Медицинские учреждения обязаны незамедлительно сообщать в органы, ведущие учет, сведения о пострадавших при пожарах лицах, обратившихся или доставленных для оказания медицинской помощи, а также об умерших от травм, полученных при пожаре. Они также обязаны по запросам должностных лиц, проводящих проверку (расследование) по пожарам, выдавать документы, подтверждающие факт смерти или травмирования лиц на пожаре.

Учет материального ущерба от пожара. Учету подлежит прямой материальный ущерб от пожара, который осуществляют на основании документов бухгалтерской отчетности объединений, организаций, на которых произошел пожар, а также на основании сведений страховых организаций, выписок из решений судебных органов, документов собственников личного имущества. Все эти организации обязаны представлять в органы, ведущие учет, документы, подтверждающие величину причиненного пожаром материального ущерба.

В прямой материальный ущерб от пожаров включают ущерб, нанесенный недвижимости, основным фондам, оборотным средствам, личному имуществу граждан, ценным бумагам.

2.9. Ответственность за нарушение
требований пожарной безопасности

За нарушение требований пожарной безопасности виновные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, уголовной и материальной ответственности.

Кдисциплинарной ответственности виновных лиц привлекает работодатель своим приказом. Он имеет право объявить замечание, выговор, увольнение по соответствующему основанию (ст. 192 Трудового кодекса РФ) .

Кадминистративной ответственности в виде штрафа виновных лиц привлекают государственные инспекторы по пожарному надзору по соответствующим статьям КоАП РФ :

– ст. 20.4 «Нарушение требований пожарной безопасности»

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

3. Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

4. Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

5. Повторное совершение административного правонарушения -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

6. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.

6.1. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека, -

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

7. Неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.

8. Нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от семи тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста двадцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

ст. 8.32 «Нарушение правил пожарной безопасности в лесах»

1. Нарушение требований пожарной безопасности -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 м, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

3. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

4. Нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

Уголовная ответственность наступает по решению суда по статьям Уголовного кодекса РФ :

ст. 219 «Нарушение требований пожарной безопасности »

1. Нарушение требований пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, -

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, -

на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяние, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, -

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

ст. 261 «Уничтожение или повреждение лесных насаждений

1. Уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности -

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Деяния, если они причинили крупный ущерб, -

наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения или иного негативного воздействия -

наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет, либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет или без такового.

4. Деяния, если они причинили крупный ущерб, -

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от четырех до пяти лет, либо лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, если стоимость уничтоженных или поврежденных лесных насаждений и иных насаждений, исчисленная по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам и методике, превышает пятьдесят тысяч рублей.

Контрольные вопросы

1. Что понимают под системой обеспечения пожарной безопасности?

2. Каким образом система обеспечения пожарной безопасности реализуется при разработке генерального плана застройки?

3. Каковы минимальные расстояния от автозаправочных станций с подземными резервуарами до административно-бытовых зданий, жилых зданий, автомобильных дорог и лесных массивов?

4. Что должна включать система пожарной безопасности при проектировании и строительстве производственных объектов?

5. Что из себя представляет план эвакуации людей при пожаре?

6. Как необходимо правильно содержать территории населенных пунктов, чтобы их обезопасить от пожаров?

7. Каков порядок действий граждан при обнаружении пожара?

8. Каковы функции государственного пожарного надзора за соблюдением требований пожарной безопасности на предприятиях?

9. Какие действия (мероприятия) проводят инспектора Госпожнадзора при расследовании причин пожара?

10. Как осуществляю учет пострадавших при пожаре и учет материального ущерба от пожара?

11. В каких статьях КоАП РФ и Уголовного кодекса РФ прописана ответственность за нарушение требований пожарной безопасности?

Подробности Просмотров: 7727 Вопросы по пожарной безопасности

Расследование пожаров осуществляют органы государственного пожарного надзора и милиции, наделенные правом проводить проверку, дознание, предварительное следствие с выполнением всех необходимых следственных действий, требовать необходимые документы, давать поручения и др.

Вместе с тем каждый случай пожара и загорания независимо от их последствий должен рассматриваться как чрезвычайное происшествие и расследоваться.

Порядок проведения расследования пожаров и загораний нанимателем в настоящее время не определен. Поэтому он может устанавливаться самим нанимателем по аналогии с порядком расследования аварий и инцидентов на производственных объектах, порядком расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Такое расследование может проводить комиссия, создаваемая руководителем организации, в состав которой целесообразно включить представителя органа государственного пожарного надзора.

Основная задача комиссии - установить причину возникновения пожара или загорания, а также лиц, допустивших нарушения правил и норм пожарной безопасности

Установление причины пожара составляет основной элемент расследования и сопряжено с рядом трудностей, которые объясняются сложностью самого явления - пожара, а также уничтожением при пожаре данных, способствующих исследованию его причины.

В ходе расследования также определяется сумма ущерба, нанесенного пожаром. При этом ущерб (убыток) от пожаров должен учитываться полностью независимо от того, возмещаются убытки или нет. Затраты, связанные с ликвидацией загораний и пожаров, в сумму учитываемого материального ущерба не включаются.

В процессе расследования устанавливается, что уничтожено и повреждено огнем (характеристика зданий, сооружений, количество уничтоженных или поврежденных материалов, продукции, оборудования). Если имеются несчастные случаи с людьми, необходимо указать фамилии, возраст, место работы и должности пострадавших и обстоятельства.

В ходе расследования также устанавливается: какое производство и на какой срок приостановлено; какие производственные мощности выведены из строя; причины и обстоятельства возникновения пожара; лица, допустившие ненадлежащее исполнение своих обязанностей по обеспечению пожарной безопасности, и др.

По результатам расследования руководителем организации обеспечивается разработка и осуществление мероприятия по устранению последствий и причин пожара или загорания. О результатах и принятых мерах докладывают вышестоящим организациям.

В целях профилактики пожаров и выработки мер по их предупреждению в каждой организации в соответствии с действующим законодательством ведутся учет и анализ пожаров и загораний, а также представляется установленная государственная статистическая отчетность.

Республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы, а также иные организации обязаны представлять в территориальные органы Национального статистического комитета Республики Беларусь сведения о пожарах, происшедших на их объектах и территориях.

Государственный учет пожаров и их последствий осуществляется Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь.


Профессиональный журнал коммерсанта

© Copyright 2024, pnak.ru

  • Рубрики
  • Банки
  • Бизнес-партнерство
  • Договор
  • Идеи
  • Интернет-маркетинг
  •  
  • Банки
  • Бизнес-партнерство
  • Договор
  • Идеи
  • Интернет-маркетинг