О школе и природе

В преддверии Дня учителя, профессионального праздника для всех участников Природного наследия, его руководитель – М.Г. Напреенко – ответил на вопросы корреспондента зеленоградской газеты «Волна», где поделился мыслями о своей работе в школе и участии в конкурсе «Учитель года».

Какие впечатления остались от участия в конкурсах профессионального мастерства?

- Несмотря на большой опыт в системе образования, в конкурсе профессионального мастерства я участвовал впервые. Подготовка к конкурсам была трудозатратной и волнительной, но это того стоило. На муниципальном этапе конкурса я был самым старшим участником и мне интересно было наблюдать за коллегами – такие молодые, но уже знают подход к детям и имеют столько методических наработок!

Областной этап конкурса можно назвать своеобразной кузницей свежих идей, многие из них я взял на заметку и хотел бы внедрить на практике. Любой конкурс профессионального мастерства дает участникам не только опыт состязания, но и возможность чему-то научиться у коллег. Нас трудно было называть соперниками – мы сообща работали над одним проектом и тепло относились друг к другу.

Чему было посвящено ваше выступление на конкурсе?

- Я представил свой опыт внедрения новаторской методики «CLIL» - это предметно-языковое интегрированное обучение, позволяющее объединить естественнонаучный предмет с иностранными языками. Это направление практикуется в мире и недавно получило развитие нашей стране и в Калининградской области. Новатором в этом образовательном эксперименте является гимназия «Вектор». На мастер-классах я делился с коллегами наработками в этой деятельности и провел открытый урок естествознания на английском языке для учащихся седьмых классов. Судя по откликам школьников, мне удалось их заинтересовать.

Естественно-научные предметы не всем легко даются и на родном языке, а тут – иностранный... Как создать условия для полноценного освоения информации?

- Пока это только пилотный проект, хотя, в гимназии «Вектор» интегрированное обучение ведётся уже четвёртый год в рамках обязательной, так и внеклассной работы. И у нас с ребятами уже есть успехи, и не только в английском, но и в немецком языке: наш научно-исследовательский проект получил высокую оценку на конференции в Берлине.

С одной стороны, изучение предмета на английском языке – сложный процесс. С другой – если ученик знает иностранный язык, это только усиливает его понимание предмета, материал усваивается лучше, в памяти сохраняется ассоциативная связь. В иной языковой среде ребята учатся думать по-другому. Уверен, это образовательное направление перспективно и имеет в глобализированном мире большое будущее. Работа в рамках эксперимента мотивирует меня как преподавателя к изучению нескольких иностранных языков. Я считаю, что современный человек должен стремиться к познанию не одного и даже не двух иностранных языков.

Maxim Napreenko, interview, newspaper Volna
Публикация интервью учителя биологии и естествознания М.Г. Напреенко в газете «Волна» от 05.10.2017 г.

Расскажите о себе и о том, как вы пришли работать в школу…

- Я родился и вырос в Калининградской области, получил образование в Калининградском университете (ныне БФУ им. И. Канта) по специальности «биология» и к моменту окончания вуза «сформировался» как учёный. Долго работал в родном университете и продолжаю читать лекции, участвую в научных исследованиях. Также веду общественную деятельность, участвую в работе экологического совета при Правительстве Калининградской области, руковожу исследовательскими проектами. В гимназии «Вектор» я работаю третий год. В центре наших исследований – природные участки: леса, болота, экологические тропы на территории Калининградской области.

Кто вдохновил вас обратиться к науке?

- Выделить кого-то сложно, в школе и вузе у меня были талантливые педагоги, которые пробуждали интерес к науке и заложили навыки исследовательской работы. Ярче всего в моей памяти сохранился образ учителя географии – Мирослава Александровна покорила глубиной своих знаний и умением их преподнести. В учителе очень гармонично сочетались доброта и строгость, и это мотивировало ребят трудиться на уроках. Для меня – это эталон, с которым я могу сравнивать свою преподавательскую деятельность.

Как вам удается заинтересовать учеников научно-исследовательской деятельностью?

- Биология – тот предмет, которым можно заинтересовать школьника, погрузив в природу. Помню свои детские впечатления: какое-то время мне довелось жить в отдалённой деревне, а загородная жизнь неотделима от взаимодействия с живым. С тех пор я испытываю уважение к природе. Я считаю, по-настоящему школьника может увлечь практика, поэтому я стараюсь использовать любую возможность сходить или съездить с ребятами куда-либо. Ещё школьников вдохновляет работа с живыми образцами, а также исследовательская работа и дискуссии, которые наталкивают на новые мысли.

Какие изменения вы видите в ребятах на финише реализуемых в школе проектов?

- Наблюдая за ребятами от начала и до конца проекта, на финишной прямой я вижу большие перемены. У ребят повышается самооценка, они видят результат своей работы и успех. Меняются и взаимоотношения педагога и ученика – ученики видят во мне не столько наставника, сколько помощника.

Какие профессиональные планы на будущее?

- Буду и дальше развивать направления новых образовательных методик и искать свежие идеи. Здесь мне помогает отклик учеников – очень важно, чтобы ребята отзывались на то, что делает учитель. Это даёт энергию для нового поиска!

Интервью записала Тамара Лавриненко

Комментарии

Поздравляю всех с Днём учителя! Всем новых творческих и профессиональных успехов!

Да, вас тоже с праздником! Вас и Татьяну, в первую очередь. Хотя все члены ПН имеют дипломы педагогов, только люди с крепким характером и железными нервами могут находить радость в общении с современными школьниками.

Ну не все же современные школьники сложно обучаемые и трудновоспитуемые, есть очень много хороших, умных и талантливых ребят, с которыми легко и радостно работать. На нашем сайте не мало постов, подтверждающих это. Но крепкое здоровье и терпение учителям необходимы в любом случае. Этого и желаем нашим замечательным педагогам Максиму Геннадьевичу и Татьяне Александровне и поздравляем их еще раз!

Спасибо большое за поздравление и понимание важности педагогической работы.
Это хорошо, что дети в школе, как и в любой семье разные, с своими взглядами на всё происходящее и своим пониманием современного мира! пусть у некоторых не всегда ладится с учебой, но в конкретных делах и, особенно в наших экспедициях, эти ребята и показывают свои таланты!

Добавить комментарий

Plain text

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки