Понятие предмет и методы тгп. Информационные учебно-познавательные материалы

  • Дата: 21.11.2020

Понятие и основное содержание предмета теории государства и права

Каждая наука имеет свой предмет исследования, т.е. те явления и процессы реального мира, которые исследуются предметом науки, на что направлено и научное познание.

В этой связи, наука как социальное явление, представляет собой сферу человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, а также итоги этой деятельности в виде системы знаний об объективной развитии материального мира, о существенных внутренних связях явлений природы и общества .

Объективное единство материального и духовного мира обуславливает и единство науки.

В научной литературе учебные дисциплины, образующей в своей совокупности систему науки в целом, весьма условно принято подразделять на три основные группы (подсистемы): естественные, технические (точные) и общественные (социальные), представляющие собой обществоведение. Объектом познаний последнее, является человеческое общество (в центре внимания общественных наук находятся общественное бытие и сознание).

Поэтому общественные науки именуются также гуманитарными.

Отметим, что, несмотря на различие объектов познания естественные, технические и общественные науки тесно связаны между собой единой системой, проникают друг в друга и дополняют одна другую, как и сами реальные явления материального мира и сознания.

Прежде чем перестой и характеристика предмета теории государства и права, необходимо кратко рассмотреть вопросы, связанные с объектом назначения данного предмета, Методологию, а также показать место данного предмета в системе других юридических наук.

Говоря об «объекте» познания, следует отметить, что последний как философская категория характеризует часть объективной реальности в той мере, в которой на неё направлена познавательная и иная деятельность «субъекта» - активно действующего и познающего. Обладающего сознанием и волей человека .

В этой связи один и тот же объект может быть сферой приложения различных конкретных наук. Например, государство и право может выступать объектом изучения не только общей теории государства и права, но и философии (науки о наиболее общих закономерностях развития природы, общества и мышления; в том числе, философии права, изучающей, наиболее общие закономерности общественного развития, которые относятся к государству и праву); социологии (науки об обществе как целостной системе и об отдельных социальных образованиях, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с общественным целым); политологии (главной задачей которой, является политики, политических процессов, деятельности политических партий , движений, систем); истории государства и права, истории политических и правовых учений и др.

Кроме того, для более чёткой классификации научных дисциплин в науковедении используется понятие «предмет науки», под которым понимается какая-то часть, сторона, свойства и отношения «объекта» познания, исследуемые данной наукой с определённой целью, в данных условиях и обстоятельствах. При этом предмет каждой конкретной науки (научной дисциплины) определяется таким образом, чтобы он в отличие от объекта не совпадал с предметом никакой другой науки (научной дисциплины). Иными словами, если объект выступает, как правило, общим для ряда наук, то предмет одной науки не должен совпадать с предметом другой; каждая конкретно взятая наука имеет свой, только ей одной присущий предмет.

В этой связи объектами юридической науки являются право и государство, а её предметом - основные, сущностные свойства права и государства.

Говоря о понятии предмета теории государства и права, следует отметить, что в юридической литературе существует множество определений рассматриваемого предмета.

Так, В.В. Лазарев и Е.И. Темнов считают, что «предметом общей теории права и государства выступают право и государство как явления общественной жизни, закономерности их возникновения, функционирования, их классо-политическая и общечеловеческая сущность, содержание и формы, юридические отношения и связи, особенности правового сознания и правовой культуры ».

В.М. Корельский, В.Д. Перевалов отмечают, что «предметом теории государства и права выступают такие явления общественной жизни, как государство и право, основные закономерности их возникновения и развития, их сущность, назначение и функционирование в обществе, а также особенности политического и правового сознания и правового регулирования ».

Нам же представляется более полным следующее определения: «Предметом теории государства и права является изучение основных общих закономерностей возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений общественной жизни, на основе познания которых разрабатываются государственно-правовые понятия (категории), общие для всех юридических наук и применяемые в юридической практике».

В этой связи, являясь совокупностью знаний и представлений о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права, теория государства и права характеризуется рядом признаков, которые присущи ей как определенной юридической науке и отличающие её от других юридических наук: Во-первых, теория государства и права - это гуманитарная (общественная) наука, т.к. она изучает такие общественные явления как государство и право, которые непосредственно связаны с человеком. Во-вторых, теория государства и права - это политико-юридическая наука. Её политико-юридический характер выражается в том, что она изучает два явления: государство и право, при этом государство- явление политическое, право - явление юридическое. В-третьих, теория государства и права - это единая наука о государстве и праве, т.е. государство и право тесно связаны друг с другом и находятся в неразрывном единстве. Государство не существует без права, равно как и право не существует без государства.

В-четвёртых, теория государства и права - это наиболее общая наука о государстве и праве. Она не единственная наука, изучающая государство и право, т.к. последние изучаются и другими юридическими науками. Но в отличие от других юридических наук, теория государства и право занимаются не частных, а наиболее общих вопросов, так как она исследует наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права.

В-пятых, теория государства и права, - это фундаментальная юридическая наука. Являясь наиболее общей наукой о государстве и праве, она, как правило, не занимается изучением прикладных, сугубо практических вопросов. Главной её задачей является формирование основополагающих, фундаментальных знаний о государстве и праве.

Наконец, в-шестых, теория государства и права - это методологическая наука. К последним относятся науки, формирующие взгляд на мир, на окружающие нас явления действительности. К таким наукам относится, прежде всего, философия. Однако, кроме философии подобную роль могут выполнять и некоторые другие науки. В системе же юридических наук методологической наукой является теория государства и права.

Таким образом, теория государства и права - наука, изучающая государство и право в их историческом развитии, взаимосвязи, социальной, экономической и политической обусловленности.

Следует также отметить, что теория государства и права, как и другие юридические науки при исследовании вопросов, связанных с государством и правом выполняет определённые функции (познавательную, эвристическую, прогностическую и др.)

Основными же принципами исследования государственно-правовых явлений являются: историзм, объективность, конкретность, плюрализм. Кроме того, для более углубленного познания государственно-правовых явлений теория государства и права используют следующие логические приёмы: анализ , синтез, индукция, дедукция, гипотеза и др.

Методология теории государства и права. Понятие и виды методов теории государства и права

Говоря о методах (методологии) теории государства и права , следует отметить, что ещё древние греки, введя в научный оборот понятие метода - «методос», хотели подчеркнуть важность способа исследования космоса, т.е. явлений природы, человеческого общества , вселенной. Они видели в методе подход к изученным объектам планомерный путь научного познания и установления истины. В современную эпоху большие требования предъявляются к методу. Он должен быть подлинно научным, истинным, т.е. вытекать из достижений практики, отражать объективные законы бытия, учитывать особенность предмета изучения, адекватно отражаться в сознании субъекта. В этой связи справедливо отмечает В.В. Лазарев, что теорию права и государства нельзя рассматривать как собрание готовых истин, канонов или догм. Это живая, развивающаяся теория. Применяя методы познания, теория права и государства приближается к осуществлению своей конечной цели - служить государственно-правовой практике, способствовать активному и творческому использованию государственных и правовых институтов.

Под методологией теории государства и права понимается как применение обусловленной философским мировоззрением совокупности определённых теоретических принципов, логических приёмов и специальных способов и методов исследования основных общих закономерностей возникновения и развития государственно-правовых явлений.

Под методом данной науки понимается совокупность приёмов и способов изучения реальной действительности, общие принципы, на которых базируется данная наука.

При всём многообразии методов теории государства и права их логично условно объединить в следующие группы:

1. Всеобщие методы - это философские, мировоззренческие подходы, выражающиеся наиболее универсальные принципы мышления. Среди них можно выделить метафизику (рассматривающую государство и право как вечные и неизменные институты, глубоко не связанные друг с другом и с иными общественными явлениями) и диалектику - материалистическую и идеалистическую. При этом последняя может выступать как объективный так и субъективный идеализм материалистическая диалектика государственно-правовые явления рассматривает в развитии, в конкретной исторической обстановке и во взаимосвязи с другими явлениями. Говоря о законном методе, следует отметить, что в последнее время многие ученые высказывают мнение о том, что для развития теории государства и права более приемлем методологический плюрализм, т.е. разнообразие философских подходов.

Общенаучные методы - это такие способы и приёмы научного познания, которые используются не только теорией государства и права, но и другими науками.

К данной группе можно отнести следующие методы:

  • системный метод, т.е. способ познания, который направлен на раскрытие целостности объекта и выявление различных типов связи в изучаемом объекте (например, при изучении функции государственного аппарата политической системы , норм права , и правонарушения и др.);
  • функциональный метод - это такой способ познания, с помощью которого выполняется соотношения функций одних социальных явлений по отношению к другим (например, при изучении функций государства и права, юридической ответственности и других государственно-правовых явлений);
  • Общие логические приёмы, такие как: анализ , синтез, индукция, дедукция, аналогия, которые используются для более точного определения правовых понятий и последовательной аргументации ряда теоретических положений.

3. Частнонаучные специальные методы - это приёмы, способы познания, которые разрабатываются в рамках отдельных наук, а затем в последующем используется для изучения государственно-правовых явлений. К данным методам относятся:

  • конкретно-социологический (позволяет с помощью опроса наблюдения, интервьюирования и др. приёмов выработать обоснованные рекомендации по совершенствованию законодательства, улучшению правоприменительной практики и др.);
  • статистический (позволяет получить количественные показатели и объективные характеристики того или иного государственно-правового явления);
  • кибернетический (позволяет используя систему понятий, законов и технических средств кибернетики наиболее полно познать государственно-правовые явления). Кроме того, следует отменить, что в научной литературе среди частно - научных методов, выделяют частно-правовые методы, к которым можно отнести:
  • формально - юридический (позволяет определить юридические понятия, категории, выявит их признаки, толковать их содержание правовых предписаний и т.п.д.);
  • сравнительно-правовой (позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы (законы, юридическую практику и т.д.) в целях выявления их общих и особенных свойств);
  • метод толкования (позволяет уяснить и разъяснить смысловые содержания юридических норм путём выхода за рамки их буквального смысла;
  • системно-структурный изучает государство и право как политический институт и процесс и др.

Место теории государства и права в системе гуманитарных (общественных) и юридических наук

Ранее отмечалось, что предмет теории государства и права отличается от предмета других юридических наук. Вместе с тем объект исследования у всех юридических наук один и тот же - государство и право .

В этой связи неизбежны их связи и взаимодействия. Теория государства и права входит в систему юридических наук, объединённых разовым названием «правоведение » и занимает среди них особое место. Она является вводной наукой и учебной дисциплиной, т.к. именно с неё начинается изучение юриспруденции, т.е. общетеоретических, отраслевых и специальных юридических наук.

Говоря о системе юридических наук, следует отметить, что она имеет свою собственную структуру, в которую входят следующие юридические науки:

1. Общетеоретические и исторические (фундаментальные) юридические науки: теория государства и права, история государства и права России и зарубежных стран, история политических и правовых учений, а некоторые авторы к этой группе относят и Римское право как впервые сложившуюся историческую науку о праве и др.

2. Отраслевые юридические науки: государственное (конституционное) право, административное, гражданское, семейное, трудовое, уголовное, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное и многие другие отрасли права . Следует заметить, что иногда выделяют и межотраслевые юридические науки, которые являются производными по отношению к отраслевым наукам. Это такие, как хозяйственное, предпринимательское, коммерческое право и др.

3. Юридические науки, изучающие международное право и в частности: международное публичное право, включающее в себя такие подотрасли как: дипломатическое и консульское право, морское право, международное воздушное и космическое право и др., а также международное частичное право.

4. Юридические науки, изучающие организацию и порядок деятельности отдельных государственных органов , (например, суда , прокуратуры , нотариаты , адвокатуры и др. правоохранительных органов).

5. Специальные (прикладные) юридические науки - криминалистика , судебная медицина, судебная психиатрия, и судебная бухгалтерия и др.

Говоря о месте теории государства и права в системе гуманитарных наук, следует отметить, что она тесно взаимодействует с другими общественными науками, такими как: философия, социология, политология, история, экономическая теория, этика и др. В этой связи теория государства и права изучает те стороны государственно-правовой действительности, которые являются общими, знания о которых необходимы для всех общественных и юридических наук. В рамках общей теории государства и права формируются и основные правовые категории (понятия), которые служат также базой для других наук. Кроме того, теория государства и права имеет методологическое значение для других юридических наук, которые проявляется и в системе категорий (понятий), формируемых в рамках данной науки, и в выработке конкретных методов правовых исследований. Следует также отметить, что по отношению к другим юридическим дисциплинам теория государства и права является базовой наукой, ибо без методологических положений, выработанных его, невозможно познание истории государства и права, политических и правовых идей, а её общие положения, такие как норма права , правонарушение , ответственность и др. - лежат в основе государственного. Административного, гражданского, уголовного права и других отраслевых наук, а также являются ключом к пониманию конкретных правовых норм всех отраслей права. В свою очередь конкретные юридические науки предоставляют теории государства и права эпикритическим материалом для дальнейших обобщений и общетеоретических выводов. Кроме того, теория государства и права формирует правовые идеи, принципы общие положения, которые имеют основополагающее значение для правоведения в целом.

Светлана Геннадиевна Зубанова

Шпаргалка по теории государства и права

Серия: Полный зачет

Издательство: Аллель, 2010 г.

Мягкая обложка, 64 стр.

Все выучить - жизни не хватит, а экзамен сдать надо. Это готовая "шпора", написанная реальным преподом. Здесь найдешь все необходимое по теории государства и права, а остальное - дело техники.

Ни пуха, ни пера!

1. Предмет и метод теории государства и права

2. Функции теории государства и права

3. Соотношение и взаимосвязь государства и права

4. Причины и формы возникновения государства

5. Признаки государства, отличающие его от общественной власти родового строя

6. Соотношение общества и государства

7. Государственная власть как особая разновидность социальной власти

8. Понятие и определение государства

9. Признаки государства. Отличие его от других организаций и учреждений

10. Типология государства: формационный и цивилизационный подходы

11. Правовое государство: понятие и принципы формирования

12. Разделение властей – принцип организации и деятельности правового государства

13. Понятие и элементы формы государства

14. Соотношение типа и формы государства

15. Форма государственного правления: понятие и виды

16. Форма государственного устройства: понятие и виды

17. Политический режим: понятие и виды

18. Место и роль государства в политической системе общества

19. Понятие и классификация функций российского государства

20. Характеристика основных внутренних функций российского государства

21. Характеристика основных внешних функций российского государства

22. Формы осуществления функций государства

23. Механизм государства: понятие и структура

24. Принципы организации и деятельности государственного аппарата

25. Орган государства: понятие, признаки, виды

26. Понятие, сущность и определение права

27. Понятие права: объективный и субъективный смысл

28. Принципы права: понятие и виды

29. Соотношение экономики, политики и права

30. Функции права: понятие и классификация

31. Понятие и структура правосознания

32. Правовая культура: понятие и структура

33. Правовая система общества: понятие и структура. Соотношение права и правовой системы

34. Социальные и технические нормы, их особенность и взаимосвязь

35. Соотношение права и морали

36. Понятие нормы права. Отличие правовых и социальных норм

37. Представительно-обязывающий характер правовых норм

38. Эффективность правовых норм

39. Структура нормы права

40. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм

41. Классификация норм права

42. Понятие и виды форм права. Источники права

43. Правотворчество: понятие, принципы, виды

44. Понятие и виды нормативно-правовых актов

45. Отличие нормативно-правового акта от акта применения норм права

46. Закон в системе нормативно-правовых актов

47. Основные стадии законодательного процесса в РФ

48. Действие нормативных актов во времени и пространстве и по кругу лиц

49. Систематизация нормативных актов: понятие, виды

50. Понятие и структурные элементы системы права

51. Частное и публичное право

52. Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права отрасли

53. Отрасль права. Характеристика основных отраслей права

54. Институт права: понятие и виды

55. Соотношение системы права и системы законодательства

56. Понятие и основные принципы законности

57. Понятие правопорядка. Соотношение законности, правопорядка, демократии

58. Гарантии законности: понятие и виды

59. Понятие и виды дисциплины. Соотношение дисциплины с правопорядком, общественным порядком, законностью

60. Стадии процесса применения норм права

61. Юридические коллизии и способы их разрешения

62. Акт применения правовых норм: понятие, особенности, виды

63. Толкование права: понятие и виды по субъектам

64. Акты официального толкования: понятие и виды

65. Способы и объем толкования правовых норм

66. Пробелы в праве и способы их преодоления

67. Юридическая практика

68. Правовое отношение: понятие и признаки

69. Предпосылки возникновения правоотношений

70. Взаимосвязь нормы права и правоотношения

71. Понятие и виды субъектов правоотношений

72. Правоспособность, дееспособность, правосубъектность

73. Правовой статус личности: понятие и структура

74. Субъективное право и юридическая обязанность: понятие и структура

75. Объект правоотношения

76. Понятие и классификация юридических фактов

77. Механизм правового регулирования: понятие и основные элементы

78. Правомерное поведение: понятие, виды, мотивация

79. Понятие, признаки и виды правонарушений

80. Юридический состав правонарушения

81. Понятие и признаки юридической ответственности

82. Презумпция невиновности

83. Правовой нигилизм: понятие, источники, формы

84. Основные теории происхождения государства

85. Социологическая школа права

86. Естественно-правовая теория

87. Историческая школа права

88. Психологическая теория права

89. Нормативистская школа права

90. Юридическая техника

1. Предмет и метод теории государства и права

Каждая наука выступает как система знаний о явлениях и процессах, которая характеризуется свойственными ей объектами и предметами. Разнообразие наук приводит к многообразию предметов человеческого познания.

Науки отличаются друг от друга особенностью предмета и методами их изучения.

Теорию государства и права относят к гуманитарным наукам.

Особенности теории государства и права как науки:

1) наличие общих специфических закономерностей, так как теория государства и права изучает государство и право в целом и исследует не всякие, а наиболее общие закономерности возникновения, существования, дальнейшего развития и функционирования государства и права как единых и целостных систем в явлениях общественной жизни;

2) разработка и изучение таких основных вопросов юридических и общественных наук, как сущность, тип, форма, функции, структура и механизм действия государства и права, правовая система.

Основные проблемы в современном понимании государства и права, общая характеристика политико правовых доктрин:

1) в формулировании понятий (отражающих систему признаков, позволяющих отграничить явление от других родственных явлений общественной жизни) и определений (кратких разъяснений сущности понятий) использует познания закономерностей развития, функционирования государства и права, государственно правовых явлений;

2) исследование государственных и правовых явлений в их взаимосвязи и влиянии на другие процессы и явления;

3) отражение в предмете состояния и структуры государства и права.

Таким образом, предмет теории государства и права – это государственные и правовые явления, касающиеся:

1) возникновения, функционирования, развития государства и права;

2) развития правовой культуры и правосознания;

3) применения, соблюдения и исполнения норм права.

Методом теории государства и права называют систему принципов, приемов и способов научной деятельности, через которые осуществляется процесс получения объективных знаний о значении и сущности правовых и государственных явлений.

Виды методов теории государства и права:

1) всеобщие методы, которые формулируют универсальные принципы мышления;

2) общенаучные методы, которые используют в различных областях научного познания, независимо от отраслевой специфики науки.

К общенаучным методам относят:

1) общефилософские – методы, используемые в течение всего процесса познания (метафизика, диалектика);

2) исторический – метод, с помощью которого государственно правовые явления объясняются историческими традициями, культурой, общественным развитием;

3) функциональный – метод выяснения развития государственно правовых явлений, их взаимодействия, функций;

4) логический.

Последний метод, в свою очередь, основан:

1) на анализе – разделении данного объекта на части;

2) синтезе – соединении в одно целое раньше поделенных частей;

3) индукции, когда происходит получение знаний по принципу «от частного к общему»;

4) дедукции, при которой, наоборот, знания получают по принципу «от общего к частному»;

5) характеристике систем, основных проблем, которые относятся к современному пониманию государства и права, общей характеристике политико правовых доктрин и др.

Каждая наука выступает как система знаний о явлениях и процессах, которая характеризуется свойственными ей объектами и предметами. Разнообразие наук приводит к многообразию предметов человеческого познания.

Науки отличаются друг от друга особенностью предмета и методами их изучения.

Основные проблемы в современном понимании государства и права, общая характеристика политико-правовых доктрин:

  1. в формулировании понятий (отражающих систему признаков, позволяющих отграничить явление от других родственных явлений общественной жизни) и определений (кратких разъяснений сущности понятий) использует познания закономерностей развития, функционирования государства и права, государственно-правовых явлений;
  2. исследование государственных и правовых явлений в их взаимосвязи и влиянии на другие процессы и явления;
  3. отражение в предмете состояния и структуры государства и права.

Таким образом, предмет теории государства и права – это государственные и правовые явления, касающиеся:

  1. возникновения, функционирования, развития государства и права;
  2. развития правовой культуры и правосознания ;
  3. применения, соблюдения и исполнения норм права .

Методом теории государства и права называют систему принципов, приемов и способов научной деятельности, через которые осуществляется процесс получения объективных знаний о значении и сущности правовых и государственных явлений.

Виды методов теории государства и права:

  1. всеобщие методы, которые формулируют универсальные принципы мышления;
  2. общенаучные методы, которые используют в различных областях научного познания, независимо от отраслевой специфики науки.

К общенаучным методам относят:

  1. общефилософские – методы, используемые в течение всего процесса познания (метафизика, диалектика);
  2. исторический – метод, с помощью которого государственно-правовые явления объясняются историческими традициями, культурой, общественным развитием;
  3. функциональный – метод выяснения развития государственно-правовых явлений, их взаимодействия, функций;
  4. логический.

Последний метод, в свою очередь, основан:

  1. на анализе – разделении данного объекта на части;
  2. синтезе – соединении в одно целое раньше поделенных частей;
  3. индукции, когда происходит получение знаний по принципу «от частного к общему»;
  4. дедукции, при которой, наоборот, знания получают по принципу «от общего к частному»;
  5. характеристике систем, основных проблем, которые относятся к современному пониманию государства и права, общей характеристике политико-правовых доктрин и др.

1) Предмет и структура ТГП.

Основным объектом изучения государство и право выступают в системе юридических наук, частью которых собственно и является теория государства и права.

Предмет исследований теории государства и права – это наиболее общие закономерности возникновения, развития и работы существующих форм государства и права, представления людей о них, перспективы их совершенствования и развития.

Теория государства и права - это единая наука, дающая обобщенное представление о государственно-правовой действительности. Структура данной науки состоит из двух крупных блоков:

теории государства;

теории права.

В научной литературе, высказано мнение, согласно которому идея неразрывной связи государства и права ограничивает предметную область теории государства и права закономерностями, общими для государства и права. Подчеркивается, что это ведет к приоритету государственной власти над правом, социальной справедливостью, нравственными принципами. Поэтому некоторые юристы предлагают отказаться от объединения теории государства и права в составе общей теории и выделить теорию права в самостоятельную науку со своим предметом. Но государство и право – неразрывны. Нельзя определять право только как средство (инструмент) государственного управления, не следует жестко связывать его только с государством. Право - средство социального управления, имеющее собственную культурную ценность и глубокие корни в общественных социальных отношениях.

При всей взаимозависимости государства и права последнее всегда должно быть "открыто" для человека, различных социальных групп, классов, общества в целом. Иными словами, взаимообусловленность права с одними социальными институтами вовсе не исключает его взаимосвязи с другими, что предполагает рассмотрение права в более автономном плане.

2) Понятие и содержание методологии теории государства и права.

Методология ТГП выражается в применении комплекса общетеоретических принципов, логических и специальных научных методов исследования основных закономерностей гос – прав явлений.

Принципы общетеоретического исследования государства и права:

1. историзм – рассмотрение гос. и прав. явлений в развитии, в их исторической взаимосвязи.

2. плюралистический – позволяет ТГП создать наиболее оптимальную систему знаний, отражающих объективные данные о реальной действительности.

3. объективности – истинное отражение гос.-прав. действительности в научном знании, воспроизведение ее такой какой она существует реально.

4. универсализма – изучает общие закономерности развития гос. и права.

5. конкретности – учет условий в которых находиться объект познания выделение главных существенных свойств связей и тенденций его развития.

3) Специальные и частно-научные методы ТГП.

Специальные методы:

Статистический - количественные показатели того или иного государственно-правового явления;

Конкретно-социологический - анкетирование, интервью, наблюдение и другие приемы получения данных о фактическом поведении субъектов в государственно-правовой сфере;

Кибернетический - выявление общих закономерностей процессов и систем управления в государстве;

Функциональный - проникновение в сущность явлений посредствам изучения его функций;

Формально юридический - определяет юридические понятия, выявляет их признаков, проводит классификацию, не связанную с другими сферами;

Сравнительно-правовой - сопоставляет различные правовые системы либо их отдельные элементы;

Метод правового эксперимента - проверяет эффективность законодательных нововведений в ограниченном масштабе.

4) Функции ТГП.

Теоретико-познавательная функция - выполняется наукой для своего развития, и в этом смысле осуществление теоретико-познавательной функции является условием существования науки. Содержательная сторона данной функции определяется спецификой предмета и используемой методологией. - Методологическая функция - это знание, используемое как средство получения нового знания. - Идеологическая функция - объективно присуща ей как и любой общественной науке. А в рамках правоведения - в большей степени, чем другой юридической науке. - Воспитательная функция - к ее содержанию относят обучающее значение данной науки, поскольку на ее базе строится соответствующая учебная дисциплина. - Прогностическую функцию - касается как судьбы права и государства в целом, так и предполагаемой эффективности принимаемых нормативно-правовых решений. То есть речь идет о функции научного предвидения в сфере государственно-правовых явлений, функции выдвижения научно обоснованных гипотез. - Прикладная функция - осуществление этой функции состоит в разработке правил юридической техники, методов толкования нормативно-правовых актов, предложений по совершенствованию законодательства, его систематизации и решении других вопросов практического характера.

5) Российская юридическая терминологическая система и её формирование.

Основным, наиболее информативным компонентом тезауруса гражданско-правового нормативного пространства является юридическая терминология. Каждый юридический термин в законодательном тексте выполняет определенную функцию, направленную на наиболее точное выражение соответствующего понятия. Грамотность употребления юридической терминологии в контексте каждого нормативно-правового акта является основой высокого качества закона, стабильности его существования.

Несмотря на имеющиеся работы ученых, до сих пор отсутствует единое определение понятия "юридический термин", нет однозначного подхода к выделению требований, которые должны предъявляться к юридической терминологии в законодательном тексте. Существующие исследования проблем формирования и функционирования юридической терминосистемы имеют в основном спектральный характер, при этом в них не акцентировано внимание на гражданско-правовом терминологическом поле. В современном нормотворчестве актуальными остаются такие проблемы, как соответствие термина смыслу, вкладываемого в него понятия.

Это система общенаучных и частнонаучных категорий и понятий, образующих главный и исходный компонент познавательного инструментария общей ТГП. Правовые понятия – форма человеческого мышления, которая отражает в специфическом виде специфическим образом свойства и черты явлений, процессов, состояний и отношений государственно – правовой действительности. Выделяют: общеправовые, межотраслевые, отраслевые. Правовые категории – предельно широкие правовые понятия, в которых отражаются существенные свойства и черты определяемого явления. В процессе познания гос-правовых явлений в ТГП используются не только общеправовые категории и понятия, но и категории и понятия других наук. Правовые термины – это слова или словосочетания, обозначающие смысловое значение правовой категории или правового понятия. Выделяют: общеупотребительные термины, специальные юридические термины и термины не юридического характера.

1. Предмет и метод ТГП.

Теория (греч. – рассмотрение, изучение) - это система основных идей, законов, понятий в той или иной отрасли знания.

Предмет - это то, что изучает данная наука, а метод - то, как, какими средствами наука изучает предмет.

Предмет – общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. ТГП изучает не все законы развития государства и права, а лишь общие, основные, определяющие государственно – правовую надстройку в целом.

Марченко выделяет следующие группы таких закономерностей :

1. Общие процессы возникновения, становления и развития права и государства;

2. Взаимосвязь государства и права;

3. Характерные признаки, сущность, содержание права и государства;

4. Место и роль государства и права в жизни общества и политической системе;

5. Право, правосознание, законность, конституционность;

6. Законодательный процесс;

7. Правомерное поведение, правонарушения, юридическая ответственность.

Сырых выделяет три вида закономерностей, изучаемых теорией государства и права:

закономерности становления, развития и функционирования государства и права как относительно самостоятельных компонентов общества; социально-экономические, политические, нравственные и иные закономерности, которые способствуют развитию и функционированию государства и права; специфические закономерности познания государства и права.

Бабаев определяет предмет теории государства и права как общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, их сущность, структура, основные элементы, принципы, институты. Таким образом, он дает более развернутое определение, но его позиция по вопросу о предмете теории государства и права не расходится с позицией других ученых.

Таким образом, предмет общей теории государства и права – это общие и специфические закономерности возникновения, развития и функционирования гражданско-правовой организации общества.

Предмет теории государства и права характеризуется сложным взаимодействием объективных и субъективных элементов . Он объективен, поскольку наука теории государства и права познает объективно существующую государственно-правовую действительность. В процессе познания участвуют субъекты, обладающие своим мировоззрением, философскими и научными предпочтениями, образовательным уровнем, накопленным опытом. Поэтому исследователи всегда вносят элементы субъективности в процесс изучения государства и права.

Предмет и объект изучения.

действительности в познавательный процесс.

Объектом науки признается существующая вне и независимо от сознания человека абстрактная реальность, включенная в познавательный процесс. Объект – более широкое понятие, чем предмет науки. Предмет – это конкретизированная часть объекта. Объект практически у всех общественных наук один и тот же – государство и право. Предмет же у них разный: те или иные стороны государственно-правовой действительности.

Совпадение объекта, а отчасти и предмета объясняется тем, что все сферы жизни общества – экономическая, политическая, духовная – лишь относительно самостоятельны.

политология - с точки зрения выражения через государство и право политических интересов в обществе, управления обществом;

социология – важность государства и права для общества и наоборот,

Философия - с точки зрения необходимости, назначения таких институтов как государство и право. В.М. Сырых рассматривает объект как основу, начальный пункт научного познания и относит к объекту все политико-правовые явления – государство, право, правоотношения, правонарушения, а также конкретноисторические условия их существования, реальное поведение субъектов права, психологию граждан, их оценки своего поведения, действующего права, деятельности государственных органов.

Проф. А.В. Поляков , разграничивая объект и предмет науки, исходит из того, что объект науки составляет то, на что направлена познавательная деятельность, а предмет науки – совокупность знаний об объекте, которые определяются специфическим ракурсом его рассмотрения.

Проф. А.Б. Венгеров предлагал относить к предмету ТГП не только закономерное, но и случайное . Мотивировалось это тем, что на развитие конкретного государства и права оказывают влияние и элементы

случайности. Однако нельзя абсолютизировать и переоценивать влияние на государственно-правовые явления элементов случайного. Они второстепенны.

Как наука ТГП представляет собой систему знаний о государстве и праве, их глубинных свойствах, о соотношении с другими социальными явлениями и науками.

Как учебная дисциплина ТГП – это система знаний, необходимых для дальнейшего изучения государственноправовых явлений. Более узкая, чем наука, более субъективная, так как зависит от составителей учебной программы.

В науке высказывалось мнение о необходимости выделения отдельно теории государства и теории права , о переименовании данной науки в теорию права и государства , подчеркивая тем самым приоритетное значение в жизни общества права. В целом возобладала позиция, рассматривающая теорию государства и права как единую науку и учебную дисциплину. Это обусловлено неразрывным существованием государства и права в реальной жизни: во-первых, государство и право возникают в силу одних и тех же причин; во-вторых, по своей сущности и типу они соответствуют друг другу; в-третьих, тесно связаны между собой в процессе функционирования.

В последнее время было высказано предложение переименовать теорию государства и права в теорию юриспруденции. При этом под юриспруденцией понимается совокупность юридических наук, всех правовых дисциплин, необходимых для подготовки юристов, специалистов в области создания и применения законодательства в широком смысле слова (проф. Ф.М. Раянов). Отождествлять ТГП со всей юридической наукой нецелесообразно. Это размывает ее специфику, превращает в своеобразную супернауку, что не соответствует реальному месту.

Проф. А.С. Пиголкин отождествлял юридическую науку с правоведением , считая, что главный предмет ее изучения – право как самостоятельное общественное явление. Но это значительно сужает предмет теории государства и права.

ЛАЗАРЕВ: предметом общей теории права и государства выступают право и государство как явления общественной жизни, закономерности их возникновения, функционирования, их классово-политическая и общечеловеческая сущность, содержание и формы, юридические отношения и связи, особенности правового сознания и правовой культуры.

Метод (греч. – путь к чему-либо) - совокупность приемов, средств, принципов и правил, с помощью которых постигается предмет.

Методология - система всех тех методов, которые применяются данной наукой.

Как и предмет, методы исследования по своей природе одновременно объективны и субъективны . Объективность им придает то, что они зависят от предмета изучения, от уровня накопленных знаний, от культуры общества и т. д. Но они субъективны, так как определяются мировоззрением исследователей.

1) общефилософские, или мировоззренческие, методы;

2) общенаучные (общие) методы;

3) частнонаучные (частные, специальные) методы.

Общефилософские методы служат основанием, почвой, на которой развивается наука теории государства и права.

Метафизика дословно означает то, что следует после физики. Этим термином обозначается часть философского учения Аристотеля (384–322 до н. э.), исследующая высшие, недоступные для органов чувств, лишь умозрительно постигаемые и неизменные начала всего существующего в мире.

Диалектика – это наука о всеобщих законах развития природы, общества, человека, его мышления. Она требует изучения действительности во взаимосвязи явлений и постоянном их изменении, развитии.

Материализм представляет собой философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, т. е. вне и независимо от сознания человека; материя первична, никем не сотворена и существует вечно. Сознание, мышление – свойство материи. Утверждается познаваемость мира, его закономерностей.

На основе материалистического и диалектического подходов к исследованию государственно-правовых явлений формулируются выводы о том, что:

а) государство и право – реально существующие явления; б) изучая государство и право, надо учитывать их постоянное развитие, изменчивость;

в) следует принимать во внимание многообразные связи между различными государственно-правовыми, экономическими, политическими, культурными, национальными и иными процессами; г) государственно-правовые явления следует изучать, ориентируясь на юридическую практику, так как истинность науки проверяется практикой.

Существуют и такие теории, которые опровергают саму возможность познания государства. Так утверждает философия агностицизма. Отдельные теории базируются на философии объективного идеализма , которая объясняет факт существования государства и права объективным разумом, чем-то наподобие божественной силы.

Другое философское направление – субъективный идеализм связывает существование государства и права с

сознанием человека.

В современной науке теории государства и права не сложился общепризнанный подход к методологии. Существует мнение, что общефилософским фундаментом для изучения государства и права остается диалектический материализм, который доказал свою действенность и теоретически, и практически, так как распространяет диалектику на изучение государственно-правовых явлений, рассматривает их во взаимной связи, движении, многовариантности развития, борьбе старого с новым и т. д. Именно материалистическая диалектика позволяет объективно познать государство и право как основополагающие ценности общества, исследовать закономерности их развития и функционирования, всеохватывающе раскрыть сущность и социальное назначение государственно-правовой действительности и получить возможность результативно воздействовать на нее.

Общенаучные методы – это те, которые используются во всех или многих областях научного знания, во всех общественных науках. Среди общенаучных методов принято выделять: исторический, логический, системный и функциональный методы.

Исторический метод направлен на изучение хронологии развития государства и права, последовательности их проектирования во времени. Он требует, чтобы государственно-правовые явления изучались не просто в хронологическом развитии, а с учетом специфических условий существования отдельных народов, стран, регионов, в том числе с учетом исторических традиций, особенностей культуры, религии, обычаев, социокультурных корней, менталитета в целом.

Логический метод относится к абстрактно-теоретическим и основывается на использовании таких приемов, как анализ и синтез, индукция и дедукция.

Анализ представляет собой процесс мысленного или фактического разложения целого на части, что позволяет выявить структуру исследуемого объекта, например логическая структура нормы права с выделением в ее составе гипотезы, диспозиции и санкции.

Синтез , напротив, предполагает процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей (элементов). Например, путем объединения признаков права, государства, правоотношения, элементов статуса личности и др. формулируются общие понятия важнейших юридических явлений. Индукция как логический прием позволяет на основе частного знания получать знание общего, например, изучая формы правления отдельных государств, возможно сформулировать общую модель республиканской или монархической форм правления.

Дедукция – это логический прием, который на основе общего знания приходит к знанию частного. Так, на основе общих признаков демократического и недемократического режимов возможно определить политический режим конкретного государства.

В основе системного (системно-структурного) метода лежит исследование государственно-правовых явлений как систем и во взаимосвязи с окружающей действительностью. Любая же система представляет собой целостное явление, состоящее из множества других явлений. Однако отдельные элементы целого, объединяясь в систему, получают иную качественную характеристику, которая не сводима к сумме свойств входящих частей. Иначе говоря, целое качественно отличается от суммы частей целого. В системе главное не ее элементы, а качество самой системы . Выявление же связей элементов, их отношений, взаимного влияния имеет подчиненное значение. Например, норма права включает в свой состав элементы – гипотезу, диспозицию и санкцию и, в свою очередь, образует первичный, исходный элемент системы права. Таким образом, любое государственно-правовое явление представляет собой элемент системы более высокого уровня и одновременно содержит в своей структуре элементы системы более низкого уровня.

Иногда в качестве особой разновидности системного метода называют комплексный подход . Большинство же ученых склонны считать его самостоятельным методом. Комплексный подход порожден необходимостью исследования комплексов как особых систем, и в этом их близость.

Функциональный метод позволяет выявить в государственно-правовых явлениях их функции, социальное назначение, методы и формы действия. Иначе говоря, все государственно-правовые явления рассматриваются не в статике, а как действующие феномены. Отсюда рассмотрение функций государства, права, правосознания и т. д.

Генетический (спорный) . Он позволяет ответить на вопрос о происхождении государственно-правовых явлений, определить условия и факторы, которые вызвали появление или исчезновение конкретных явлений и процессов. Этот метод тесно связан с историческим, так как учитывает хронологию в развитии явлений. Но главное в генетическом методе не хронология, а причинная обусловленность явлений и процессов, поэтому он используется для установления генезиса государства, права, других явлений.

Аксиологический (ценностного) метод, который способствует выявлению в связях полезного и значимого для человека и общества.

Частнонаучные методы представляют собой использование теорией государства и права научных достижений технических, естественных, смежных общественных наук. Они имеют главным образом прикладное значение. К частным методам чаще относят следующие.

Метод конкретно-социологических исследований – это анализ, переработка и отбор необходимой информации о важнейших сторонах юридической практики. При использовании данного метода

применяются разнообразные приемы: анализ документов, официальных сообщений, устные и письменные опросы (интервью, собеседования, анкетирование), изучение материалов судебной и арбитражной практики, общественного мнения о деятельности правоохранительных органов, архивных данных и др.

Метод моделирования – один из главных методов изучения государственно-правовой действительности. Он состоит в изучении государственно-правовых процессов, институтов в моделях, т. е. путем идеального воспроизведения анализируемых явлений.

Статистический метод – получение количественных показателей государственно-правовых явлений и процессов. Он в наибольшей мере применяется для характеристики массовых явлений, отличающихся повторяемостью, например для выявления динамики преступности. Современная статистика позволяет на основе количественных данных: а) получить бесспорные доказательства наличия или отсутствия связей между анализируемыми явлениями; б) провести анализ факторов, влияющих на данное явление.

Метод социально-правового (правового) эксперимента – способ проверки научных гипотез или проекта какого-либо решения. В отечественной практике этот метод неоднократно применялся, например, при проведении выборов по производственным округам в 1989 г., установлении так называемых свободных зон с льготным таможенным и налоговым режимом в Приморском крае, в Калининградской области и др. Данный метод оценивается как перспективный.

Математический метод – способ оперирования с количественными характеристиками, один из формализованных приемов изучения государственно-правовых явлений. Он применяется главным образом в криминалистике, судебной экспертизе при исследовании следов преступлений и т. д.

Кибернетический метод – это прием, позволяющий с помощью кибернетики познать государственноправовые явления. Он сводится главным образом к использованию не только технических возможностей кибернетики, но и ее понятий – прямая и обратная связь, оптимальность и др. Кибернетика, как известно, занимается разработкой алгоритмов и методов, позволяющих управлять системой, чтобы она функционировала заранее заданным образом. Кибернетический метод используется для разработки автоматизированных систем получения, обработки, хранения и поиска правовой информации, для определения эффективности правового регулирования, для систематизированного учета нормативных правовых актов и т. д.

Синергетический метод в юридической науке стал применяться только в последнее время. Термин «синергетика» происходит от греческого слова «synergos» и означает совместнодействующий, т. е. эффект взаимодействия различных систем, способных к самоорганизации, саморегулированию. Синергетика помогает изучению саморегулирующихся систем и процессов, например рыночных отношений, местного самоуправления, т. е. явлений и процессов, где вмешательство государства ограниченно. Однако синергетика как современная теория динамических систем находится в стадии своего формирования, поэтому ее возможности в познании государственно-правовых явлений не до конца выяснены.

Метод альтернатив , который направлен на решение научных проблем путем сопоставления и критики противоположных теорий. Истоком этого метода считают философию Сократа (469–399 гг. до н. э.), который называл метод раскрытия противоречий майевтикой (помощь в рождении нового). Разработчиком этого метода в современную эпоху был британский философ и социолог Карл Поппер (1902–1994 гг.). Суть метода состоит в том, чтобы отыскать в познании того или иного явления альтернативы имеющимся гипотезам и, подвергая их критике, выявлять новое знание об объекте. Метод носит прикладной характер и может найти применение в области менеджмента, государственного управления и др.

Принято выделять собственно юридические , или специальные, методы. К ним относятся сравнительно-правовой и формально-юридический.

Сравнительно-правовой метод состоит в сопоставлении различных государственных и правовых систем, институтов, категорий в целях выявления черт сходства или различия между ними. Еще древние мыслители утверждали, что истина познается в сравнении. Данный метод применяется при изучении типологии государств, сопоставлении различных правовых систем мира, политических режимов, форм правления, государственного устройства и т. д. Сравнение может проводиться только в рамках однородной группы объектов.

Формально-юридический метод , или догматический , является традиционным для юридической науки и составляет необходимую ступень в научном познании государства и права, поскольку позволяет изучать внутреннее строение государства и права, их важнейшие свойства, классифицировать главные признаки, определять юридические понятия и категории, устанавливать приемы толкования правовых норм и актов, систематизировать государственно-правовые явления.

2. Организация власти и нормативные регуляторы в первобытном обществе.

В науке существует множество теорий о появлении государства. Причины такого множества можно объяснить следующим образом:

1) формирование государства у разных народов шло различными путями, что обусловило разную трактовку условий и причин его возникновения;

2) неодинаковым мировоззрением исследователей;

3) сложностью процесса формирования государства.

Человек как разумное существо оформился примерно 40 тыс. лет назад, а первые государственные образования – около 5 тыс. лет назад.

Первой в истории человечества формой жизнедеятельности людей, охватывающей эпоху от появления человека до образования государства, было первобытное общество .

Периодизация позволяет прийти к выводу, что общество никогда не было статичным, оно неизменно развивалось, двигалось, проходило различные этапы.

Выделяют несколько видов такой периодизации, в частности общеисторическую, археологическую, антропологическую.

Юридическая наука использует археологическую периодизацию, которая выделяет в развитии первобытного общества два главных этапа : этап присваивающей экономики и этап производящей экономики , между которыми лежал важный рубеж неолитической революции . На этой периодизации основана современная теория происхождения государства – потестарная, или кризисная.

Значительное время человек жил в форме первобытного стада, а затем через родовую общину, ее разложение пришел к формированию государства.

В период присваивающей экономики человек довольствовался тем, что давала ему природа, поэтому занимался главным образом собирательством, охотой, рыболовством, а в качестве орудий труда использовал также природные материалы – камни и палки.

Формой социальной организации первобытного общества была родовая община , т. е. общность (объединение) людей, основанная на кровном родстве и ведущая совместное хозяйство. Родовая община объединяла несколько поколений – родителей, молодых мужчин и женщин и их детей. Возглавлялась семейная община наиболее авторитетными, мудрыми, опытными добытчиками пищи, знатоками обычаев, ритуалов (лидеры). Таким образом, родовая община представляла собой личный , а не территориальный союз людей. Семейные общины объединялись в более крупные образования – в родовые объединения, племена, союзы племен. Данные образования также были основаны на кровном родстве. Целью таких объединений были защита от внешнего нападения, организация походов, коллективная охота и др.

Особенностью первобытных общин был кочевой образ жизни и строго фиксированная система половозрастного разделения труда , т. е. строгое распределение функций по жизнеобеспечению общины. Постепенно на смену групповому браку пришел парный брак, запрет кровосмешения, поскольку оно вело к рождению неполноценных людей.

На первом этапе первобытного общества управление в общине строилось на началах естественного самоуправления , т. е. той формы, которая соответствовала уровню развития человека. Власть носила общественный характер, поскольку исходила от общины, которая сама формировала органы самоуправления. Община в целом была источником власти, и ее члены непосредственно осуществляли всю полноту последней.

В первобытной общине существовали следующие институты власти:

а) лидер (предводитель, вождь); б) совет старейшин;

в) общее собрание всех взрослых членов общины, которое решало наиболее важные вопросы жизни.

В первобытном обществе существовали выборность и сменяемость первых двух институтов власти, т. е. лица, входящие в эти институты, могли быть смещены общиной и осуществляли свои функции под контролем общины. Совет старейшин формировался также путем выборов из числа наиболее уважаемых членов общины, по их личным качествам.

Поскольку в первобытном обществе власть основывалась в значительной мере на авторитете какого-либо члена общины, она называется потестарной, от латинского слова «potestus» – власть, мощь. Помимо авторитета, потестарная власть основывалась и на возможности жесткого принуждения. Нарушитель правил поведения, жизни общины, ее обычаев мог быть строго наказан, вплоть до изгнания из общины, что означало верную смерть.

Управление делами общины осуществлял лидер, избираемый общим собранием общины или советом старейшин. Его власть не была наследственной. В любой момент он мог быть смещен. Он также участвовал наряду с другими членами общины в производственной работе и никаких льгот не имел. Аналогично было положение и членов совета старейшин. Религиозные функции выполнял жрец, шаман, деятельности которого придавалось большое значение, поскольку первобытный человек был частью природы и непосредственно зависел от природных сил, верил в возможность их задобрить, чтобы они были благосклонны к нему.

Таким образом, для власти первобытного общества на первом этапе его существования характерны следующие особенности:

1) верховная власть принадлежала общему собранию членов общины, мужчины и женщины обладали равными правами голоса;

2) внутри общины не было аппарата, осуществляющего управление на профессиональной основе. Смещенные лидеры становились рядовыми членами общины и не приобретали каких-либо преимуществ;

3) власть основывалась на авторитете, уважении обычаев;

4) род выступал органом защиты всех своих членов, и за убийство члена общины назначалась кровная месть. Следовательно, главные черты власти в первобытном обществе – это выборность, сменяемость, срочность,

отсутствие привилегий, общественный характер. Власть при родовом строе носила последовательно

демократический характер, что было возможно в условиях отсутствия каких-либо имущественных различий между членами общины, наличия полного фактического равенства, единства потребностей и интересов всех членов. Данный этап в развитии человечества на этом основании нередко называют первобытным коммунизмом .

В обществе присваивающей экономики существовала нерасчлененность мифологического и традиционнобытового регулятора, зачаточного права и морали.

Отечественный этнограф А.И. Першиц назвал регуляторы этого этапа мононормами . Они регулировали следующие виды общественных отношений:

1) брачно-семейные;

2) половозрастное разделение труда;

3) отношения по распределению пищи и правила ведения охоты;

4) правила разрешения споров между членами общины;

5) правила ведения войн между племенами.

Мононормы представляли собой единые , общие для всех правила поведения. Первобытный человек не различал прав и обязанностей, не выделял различные виды норм – морали, религиозные и т. д.

Чаще всего мононормы имели форму запретов (табу), которые воспринимались как предписания, исходящие от сверхъестественных сил, и подкреплялись религиозно-магическими санкциями.

Мононормы были направлены на обеспечение присваивающей экономики, гармоничное существование первобытной общины и воспроизводство человека. Для нормативной системы этого периода характерна тотемная форма , т. е. объявление какого-либо животного или растения священным. Термином «тотем» обозначалась вера в сверхъестественное родство, существующее между племенем и определенным видом животного, реже растения или предмета. Это запрещало людям данного племени употреблять мясо этого животного (или растение) в пищу, поскольку люди этого племени происходили от тотема. Тотемная форма выступала экологическим регулятором и была своеобразной «Красной книгой».

Среди способов регулирования выделялись в качестве главного запреты, небольшую долю составляли дозволения (разрешения) и позитивные обязывания. Например, запрещалось кровосмешение, нарушение разделения функций в общине; дозволялась охота на определенных участках или на определенные виды животных и т. д. Позитивное обязывание имело целью организовать рациональным образом приготовление пищи, строительство жилищ, изготовление орудий труда и т. д. Но все способы нормативного регулирования не были направлены на изменение природных условий, на выделение человека из природы; они способствовали формированию наиболее эффективных форм присвоения предметов природы и их приспособлению для удовлетворения потребностей человека.

Мононормы находили выражение в мифах, обычаях, ритуалах, обрядах. Обычаи были исторически первыми регуляторами отношений между людьми и закрепляли выработанные веками рациональные, полезные для людей варианты поведения, которые передавались из поколения в поколение и отражали в равной мере интересы всех членов общины. Обычаи 37 изменялись медленно, что соответствовало темпам развития общества того периода.

Соблюдение обычаев было прочной привычкой каждого члена общины. Непререкаемость обычаев опиралась на связь и общность интересов членов общины, их равенство, отсутствие противоречий между этими интересами. Наряду с самоорганизационными процессами формирования обычаев, традиций присваивающая экономика на некоторых этапах знала и сознательное создание правил поведения. Их создавали потестарные органы управления. На основе изложенного можно сделать следующие выводы о нормативной системе этапа присваивающей экономики.

1. Эта система была направлена на господство общего над личным, индивидуальным, на сплочение общины, рода, племени, поскольку вне коллектива человек не смог бы в то время выжить.

2. Нормативная система выступала в виде строгих, непререкаемых, безусловно обязательных правил поведения, которые соблюдались в силу привычки, объективной целесообразности и не обеспечивались специальным аппаратом принуждения.

3. Внутренняя структура мононорм характеризовалась нерасторжимым единством биологических, моральных, религиозных, обрядово-ритуальных требований.

4. Преобладающее значение в структуре мононорм имели запреты (табу), и лишь потом появились дозволения и позитивные обязывания.

5. Казуистичность мононорм, отсутствие обобщающих правил, привязанность мононорм к определенным предметам реального мира: они были посвящены брачным отношениям, ритуалам при выходе на охоту, порядку распределения пищи, добычи и др.

В период перехода от присваивающей к производящей экономике происходят существенные изменения в нормативной системе. Под воздействием социально-экономических факторов мононормы постепенно перерастают в нормы морали и права путем их расщепления , а также появления новых позитивно-обязывающих норм. Нормативная система раннеклассовых обществ получает новую структуру, отличную от предшествующей. В ней возникает специальный пласт норм, отличающихся от мононорм. Это знаменует появление права, которое складывается не вдруг, не на пустом месте, а постепенно и представляет собой на первом этапе санкционированные государством обычаи. Отсюда его название – обычное право. Оно формируется путем, с одной стороны,

приспособления и видоизменения обычаев родового строя, а с другой – введения новых правил поведения, не известных первобытному обществу, но обеспеченных государственным принуждением.

Утверждение в жизни новых норм нередко происходило в борьбе со старыми обычаями. Но бывало и так, что новое правило действовало наряду со старым обычаем, пока новое не побеждало старое. Например, переходной ступенью от кровной мести к выкупу (композиции) была возможность выбора родственниками убитого любого из этих вариантов.

На первом этапе существования права обнаружились две тенденции: процесс постепенного выделения юридических норм; расширение сферы регулируемых правом общественных отношений.

Одна из особенностей нормативной системы рассматриваемого периода – появление первых письменных источников – агрокалендарей . Они стали основой общественной жизни членов земледельческой общины, так как регулировали производственную деятельность общины и были строго обязательны для исполнения. Возникает и специальный аппарат контроля за соблюдением агрокалендарей.

В литературе выделяется еще одно важное явление, во многом соприкасающееся с 38 правом, – предсказания (проф. А.Б. Венгеров). Существует версия, что в раннеклассовом обществе все,

заслуживающее внимания, записывалось, записи группировались в сборники, в которых излагалось происшествие и содержалось на его основе предсказание. По мнению А.Б. Венгерова, предсказания строились по той же схеме, что и нормы права, – «если – то». Существовала тесная связь между сборниками предсказаний и собственно юридическими сборниками. Чем древнее сборники, тем детальнее излагались предсказания и тем более органичнее они выполняли регулятивные функции. Считается, что первые посвятительные надписи месопотамских царей, сделанные несколько тысячелетий назад в связи со знамениями, видениями, гаданиями, и были первыми юридическими правилами. Существовали и другие формы правового использования предсказаний. Так, ассирийские пророчицы объявляли через себя волю божества.

С данной концепцией можно соглашаться или нет, но она представляет собой своеобразное видение возникновения норм права.

Итак, возникновение права было обусловлено общественными потребностями, к которым можно отнести:

1) необходимость установления единого порядка в отношениях между людьми на определенной территории;

2) потребность в поддержании этого порядка в условиях расслоения общества, появления различий и даже конфликтов;

3) необходимость регулирования обмена между народами, установления соседских взаимоотношений и ограничения враждебного противостояния.

Качественное отличие регулятивной системы производящей экономики от нормативной системы периода присваивающей экономики состояло в следующем. Во-первых , происходит расщепление мононорм и их постепенное перерастание в нормы морали, права, религиозные нормы. Во-вторых , усложнилась структура регулирования поведения людей; сложились четыре способа данного регулирования: что надо обязательно делать (что должно); что разрешено делать (что можно); что запрещено делать (нельзя делать) и что безразлично для общества, т. е. человек может поступать по своему усмотрению. В-третьих , появление письменных источников, фиксирующих правила поведения, и жесткая привязка этих правил к земледельческому производству – агрокалендари. Организация специального аппарата контроля за соблюдением агрокалендарей. В-четвертых , общесоциальное содержание нормативного регулирования, т. е. оно было сориентировано на выживание всех и на регулирование жизни всей общины. Лишь со временем эти правила политизируются , т. е. приобретают классовое содержание. В-пятых , право появилось не вдруг, не на пустом месте, а сначала происходило санкционирование обычаев, которые перерастали в обычное право и становились строго обязательными для всех. Их государство признавало и ставило под свою защиту. Процесс формирования права отличается длительностью, имеет ряд этапов и специфику у разных народов. В-шестых , право возникает объективно на этапе становления раннеклассового общества как нормативный способ регулирования.

3. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук. Функции ТГП как науки.

Понятие Лазарева.

Теория права и государства - это общественная наука о закономерностях возникновения, развития и функционирования права, правосознания и государства вообще, о типах права и государства, в частности об их классово-политической и общечеловеческой сущности, содержании, формах, функциях и конечных судьбах.

Морозова:

Общественные науки – те, которые изучают явления, существующие в обществе. Теснее всего связь с философией, политологией, социологией, экономической наукой, герменевтикой и др. Все эти науки изучают государство и право, но под своим углом зрения , т. е. в той мере, в какой это способствует исследованию их собственного предмета.

o Философия разрабатывает идею государства и права через призму их ценности или антиценности для общества и отдельного человека. Философия представляет собой науку о всеобщих закономерностях развития природы, общества и человеческого мышления. Философия как бы стоит над всеми науками, поскольку направлена на выработку мировоззрения, системы взглядов на мир и место в нем человека. Главные философские проблемы – отношение материи и духа, бытия и

сознания, познаваемость мира, методология познания. В ТГП используются такие философские категории, как сущность, форма, содержание, целое и единичное, система и структура, причина и следствие и др.

o История наделяет ТГП конкретным материалом. Каждый исторический этап развития человеческой цивилизации дает богатый материал для общетеоретических обобщений и выводов.

o Социология более приближена к практике, так как это наука об обществе в целом, социальных процессах. Она рассматривает влияние различных социальных факторов на государство и право, которые не являются ее исключительным объектом изучения. Предоставляет юридической науке в целом и ТГП в том числе фактологический материал, который позволяет реформировать государственно-правовые институты, совершенствовать действующее законодательство. Различия между ТГП и социологией состоят в том, что первая акцентирует внимание в общем объекте на его

юридических свойствах , а социология изучает его как социальное явление.

o Политология как наука о политике, политических процессах, политических нормах и т. д. изучает политику шире, чем юридическая наука, в том числе политические системы мира, политические партии, политическую культуру, нормы политической этики и др. ТГП изучает государство как элемент политической системы, а право как способ регулирования политических процессов и явлений. Обе науки изучают государство по-разному: предмет политологии составляют отношения людей по поводу власти в обществе, т. е. не только в государстве, но и в других социальных

образованиях; ТГП рассматривает государство как публично-правовую общность, обладающую определенными признаками (суверенитетом, государственной казной, монопольным правом на принятие общеобязательных для исполнения актов и др.).

o Экономическая наука. Развитие государственно-правовых явлений во многом зависит от экономических факторов. Поэтому ТГП использует разработки экономической науки, которые позволяют глубже познать государственно-правовые явления.

o Культурология – наука о сущности, закономерностях существования и развития, способах постижения культуры, ее значении для человечества. Высшая ценность культуры – человек, его права и свободы. Следовательно, развитие культуры определяется отношением к свободе и достоинству человека, условиями, предоставленными ему для творческой самореализации. Теория государства и права и культурология взаимно обогащают друг друга, внося определенный вклад в

общую мировую культуру и в развитие права как части человеческой культуры.

o Герменевтика – наука о понимании и интерпретации текстов и других явлений культуры, используется в юриспруденции для изучения юридических текстов (юридическая герменевтика).

Таким образом, определяя место ТГП в системе других общественных наук, следует отметить, что она не обладает монополией на рассмотрение государства и права, но у нее свой ракурс рассмотрения этих явлений по сравнению с другими общественными науками. ТГП делает особый акцент на изучении юридических начал в

функционировании государства и права, в том числе политического содержания права, юридической политики, юридических моментов в деятельности государства, его органов и должностных лиц.

Юридические науки

o Теоретико-исторические науки, к которым относятся история государства и права отечественная и зарубежная, история учений о государстве и праве;

o Отраслевые юридические науки, перечень которых постоянно меняется с появлением новых комплексных образований. К традиционным отраслям относятся гражданское, уголовное, конституционное право и др. В последние годы появились новые отрасли и подотрасли, которые выделились из отраслей традиционного характера, например банковское, налоговое право, а в качестве самостоятельных отраслей сформировались экологическое право, право социального обеспечения, атомное, космическое право. Отраслевые науки занимаются исследованием одной

какой-то сферы государственно-правовой жизни;

o Прикладные юридические науки, использующие данные естественно-математических и технических наук, например криминалистика, криминология, судебная статистика, судебная медицина: судебная психиатрия и др.;

o Организационные науки, например судоустройство, организация прокуратуры, адвокатуры, нотариата и др.;

o Международные науки, к числу которых относятся международное публичное, международное частное право, морское, космическое право и др.;

o Сравнительное правоведение компаративистика . Главное ее назначение – сравнение правовых систем разных стран, их институтов, норм для выявления общих закономерностей и особенностей развития государственно-правовых явлений разных государств, регионов, использования юридического опыта других народов.

Академик В.С. Нерсесянц называет всего три группы юридических наук: а) теоретического и исторического профиля; б) отраслевые;

в) специальные. В эту группу включаются все прикладные и организационные юридические науки.

По отношению ко всем названным юридическим наукам ТГП выступает обобщающей (общей), межотраслевой наукой, имеющей направляющее значение. Это объясняется тем, что теория обобщает, синтезирует выводы отраслевого значения, разрабатывает общие понятия и категории, которые используются отраслевыми науками.

По отношению к другим юридическим наукам теория государства и права выступает как наука фундаментальная , поскольку она раскрывает глубинные связи и отношения в государственно-правовой действительности и формулирует на этой основе главные выводы, которые используются другими юридическими науками. К таким выводам относятся категории правоотношения, нормы права, формы, сущности права, функций государства и права и др.

ТГП имеет методологическое значение для других юридических наук, поскольку теория разрабатывает идеи, концепции, используемые другими юридическими науками.

Теория государства и права – исходная по отношению к другим юридическим наукам, так как от уровня ее развития зависит состояние юриспруденции в целом. Отсюда особая ответственность общей теории за состояние дел в юридической науке, и ее задача – аккумулировать новейшие достижения в юридической практике, в других общественных науках, а также в определенной степени и в естественных науках.

Итак, теорию государства и права можно охарактеризовать как науку общественную, политическую, обобщающую,

исходную, фундаментальную и методологическую. Для нее характерно то, что она:

во-первых, изучает государственно-правовые явления в абстрактно-обобщенном плане; во-вторых, придает важное значение формулированию отправных, основополагающих понятий, категорий, принципов, общих для всех юридических наук;

в-третьих, исследует технико-юридические аспекты действия государства и права (например, механизм государства, механизм реализации права, механизм правового регулирования, специфику правотворчества, правоприменения, правомерного поведения, юридической ответственности и т. д.).

Функции ТГП как науки:

В учебной литературе обычно называется несколько функций общей теории как науки – от трех-четырех до пятивосьми. Чаще всего выделяют следующие функции.

1. Гносеологическая . Гносеология – это теория познания, изучения действительности. Применительно к ТГП данная функция означает изучение и объяснение процессов, происходящих в государственно-правовой надстройке, определение их сущности и содержания, а также тенденций развития.

2. Онтологическая . Онтология – учение о бытии. Выполняя данную функцию, общая теория отвечает на вопросы, что такое государство, право, как они возникли, в силу каких причин, что они представляют собой в настоящее время, какова их судьба в будущем и т. д.

3. Эвристическая . Эвристика – это искусство нахождения истины, новых открытий. Следовательно, теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением основных закономерностей государственноправовой действительности, а, уясняя тенденции их развития и взаимодействие с другими общественными явлениями, открывает новые закономерности в прогрессе государственно-правовых явлений. Например, глубокие преобразования и изменения в жизни российского общества ставят задачу формирования новых теоретических положений.

4. Методологическая заключается в том, что вырабатываемые общей теорией методы познания государственноправовых явлений используются отраслевыми юридическими науками как средство решения отраслевых теоретических проблем. Методологическая функция проявляется и в разработке в рамках теории государства и права приемов и способов использования различных областей знания для решения теоретических проблем юриспруденции.

5. Идеологическая функция присуща всем общественным нау-кам, поскольку любая общественная наука играет мировоззренческую роль. Теория государства и права неразрывно связана с поли-тико-правовой идеологией, т. е. с совокупностью взглядов и идей относительно действующих в обществе политического режима, правопорядка, законодательства, правовой системы и т. д. Теория государства и права, в частности, вырабатывает и формулирует идеи, предложения по совершенствованию действующего законодательства, улучшению деятельности органов государства, укреплению правопорядка и т. д.

6. Воспитательная функция проявляется в трех формах. Во-первых, она имеет обучающее значение, так как призвана знакомить студентов юридических вузов с исходными понятиями правовой науки, обучать приемам юридической техники, например правилам составления юридических документов, толкования правовых норм и актов и т. д. Во-вторых, теория государства и права способствует воспитанию уважения к праву, закону, повышению правовой культуры, поскольку дает знания о сущности, назначении государства и права в современном обществе. В-третьих, вооружает государственные органы, должностных лиц, средства массовой информации правильными ориентирами в сфере государственно-правовой жизни. Особенно это касается органов правосудия, прокуратуры, других правоохранительных органов.

7. Практически-организаторская функция, содержание которой достаточно объемно и многообразно. Например, теория государства и права разрабатывает рекомендации и предложения по совершенствованию действующего законодательства, улучшению правотворческой и правоприменительной деятельности государства, способствует своими выводами принятию наиболее совершенных нормативных правовых актов, позволяет своевременно выявлять малоэффективные или устаревшие правовые нормы, правильно уяснить содержание актов, выявить в них пробелы, противоречия, иные несовершенства, определяет эффективность действия норм права и актов, факторы, воздействующие на реализацию законов, и т. д.

8. Прогностическая функция. Она состоит в том, что на основе выявленных закономерностей в развитии государства и права общая теория выдвигает прогнозы (гипотезы) их дальнейшего развития, осуществляя научное предвидение относительно не только отдельных государственно-правовых институтов, актов, но и динамики преступности, дальнейшего развития государственно-правовой жизни страны или группы стран и регионов.

Все названные функции связаны между собой, дополняют друг друга, а взятые в совокупности способны дать наиболее полное представление о месте и роли теории государства и права в жизни общества.

Функции по Лазареву:

o + Политическая . Политика (в пер. с греч. «политика» - «искусство управления государством») и означает общественную деятельность, направленную на завоевание или сохранение государственной власти, определенное направление и способы деятельности государства внутри страны и в отношениях с иностранными государствами и т.д. Политический курс страны отражается и в правотворческой деятельности, и в действующем законодательстве.

4. Предпосылки появления государства.

Появление государства - это объективная необходимость развития человеческой цивилизации - возникает как необходимость более совершенного человеческого общежития.

Первобытное общество многие тысячелетия не менялось. Экономика была основана на общественной собственности. Экономика носила присваивающий характер. При этом реализовывались два принципа (обычая):

 рецепроктность (все, что производилось, сдавалось в «общий котел»);

 редистрибуция (все сданное перераспределялось между всеми, каждый получал определенную

Важнейшей ступенью человеческого прогресса явилась неолитическая революция, имевшая место 10-15 тыс. лет тому назад. В этот период появились весьма совершенные орудия, возникли скотоводство и земледелие. Произошло заметное повышение производительности труда: человек наконец-то стал производить больше, чем потреблял. Экономика стала производящей, человек стал меньше зависеть от капризов природы, и это привело к значительному росту населения. Но вместе с тем возникла и возможность эксплуатации человека человеком,