Правовая культура: понятие, структура, функции. Правовая культура: понятие и структура Правовая культура понятие и структура кратко

  • Дата: 21.11.2020

С правосознанием и правом неразрывно связана правовая культура.

Правовая культура - качественное состояние правовой организации общества, реального функционирования его правовой системы, отражающее достигнутый уровень развития в сфере правового регулирования социальных отношений Под ред. проф. В.П. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. Теория государства и права: Учебник для вузов. М.: Изд-во НОРМА, 2001.

Правовая культура общества проявляется в различных показателях. К наиболее важным из них можно отнести:

  • · уровень правосознания, отношение общества, государства, индивидов к праву;
  • · совершенство и демократизм правотворческого процесса (подготовки, принятия, опубликования, систематизации нормативно-правовых актов);
  • · качество законодательства, степень сбалансированного отражения в нем интересов индивидов, социальных групп, общества в целом;
  • · состояние в сфере реализации права, уровень работы правоохранительной системы;
  • · профессионализм и высокий общественный статус юридических кадров и учреждений, позитивная правовая активность всех субъектов права, уважение надлежащих юридических процедур;
  • · состояние правовой науки и юридического образования;
  • · правовое закрепление и реальное обеспечение прав и свобод личности;
  • · состояние законности и правопорядка.

Эти и другие показатели правовой культуры дают возможность определить, насколько высоко оценивается в обществе право как регулятивная социальная система, функционирующая на основе принципа справедливости, признается ли примат права по отношению к государству, его властным структурам, что в свою очередь характеризует уровень культуры общества, степень его цивилизованности.

Рассмотрим теперь структурные составляющие правовой культуры общества: первым культурным элементом является уровень развития правового сознания и правовой активности общества .

Правовая культура общества зависит от того, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, насколько информировано в правовом отношении население, каково эмоциональное отношение населения к закону, суду, правоохранительным органам, какова установка граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых предписаний и т.д.

Вторым элементом правовой культуры можно назвать уровень развития правовой деятельности . Последняя состоит из теоретической, деятельность ученых юристов и практической, правотворческой и правореализующей, в том числе правоприменительной деятельности. Об уровне правовой культуры могут свидетельствовать такие процессы, как порядок разрешения конфликтов между властями, отправление правосудия по уголовным или гражданским делам, парламентские процедуры по принятию законов и т.д. Особое место среди различных факторов, влияющих на

уровень правовой культуры, является законодательство. Его роль - в позитивном воздействии на волю, умы и поступки людей и, прежде всего, юридически подготовленных граждан и должностных лиц. Закон, путем установления мер юридической ответственности, способствует повышению уровня правовой культуры, предотвращая отступление от нее со стороны тех, кто способен на неправомерное поведение.

Правовая культура юристов имеет свои особенности и отличается от правовой культуры других граждан своим содержанием; для нее характерны более высокая степень знания права и умение применять его на практике.

Третьим элементом правовой культуры общества является уровень развития всей системы юридических норм (уровень развития права, культура юридических текстов и т.п.). Любой юридический акт должен отвечать господствующим в общественном сознании представлением о справедливости, свободе, равенстве. Закон должен быть совершенным и с точки зрения его формы: ясным и понятным для населения, содержать определения основных понятий и терминов и т.д. Об уровне развития правовой культуры общества, да и всей культуры в целом, можно судить на основании анализа различных правовых актов, научных и публицистических текстов на правовые темы.

История государства и права зарубежных стран показывает нам, как по дошедшим до современности памятникам права и иным правовым документам истории восстанавливают атмосферу правовой жизни того общества, особенности уклада хозяйственной жизни, общественного строя и т.д. Все эти три уровня правовой культуры взаимосвязаны и взаимообусловлены. Структуру правовой культуры личности можно разбить на такие элементы, как:

психологический (правовая психология)

идеологический (правовая идеология)

поведенческий (юридически значимое поведение).

Но как отмечает А.П. Семитко, "Выделение структурных элементов правовой культуры достаточно условно, так как нет правовой деятельности, осуществляемой отдельно от правового сознания, правосознание может появиться лишь в правовой деятельности и ее результатах - правовых актах", Семитко А.П. Науч. ред.: Алексеев С.С., Ред.: Гупало Л.А. Правовая культура социалистического общества: сущность, противоречия, прогресс. Монография. Изд-во Урал. ун-та. Свердловск, 1990. .

Правовая культура подразделяется на следующие виды:

  • · Правовая культура общества в целом;
  • · Правовая культура индивида;
  • · Правовая культура социальных общностей (классов, наций, народов) и цивилизаций.

Индивидуальная правовая культура характеризуется степенью усвоения и активного использования личностью правовых ценностей. Это - глубокое знание и понимание права, уровень активной правомерной деятельности личности. Индивидуальная правовая культура предполагает не только всестороннюю правовую осведомленность, знание содержания правовых предписаний, но и положительное к ним отношение и высокосознательное их исполнение. Незнание законов, пренебрежительное к ним отношение свидетельствуют об отсутствии правовой культуры. Но сам факт знания правовых требований еще не может свидетельствовать о наличии правовой культуры. Показателем таковой может быть только активное правомерное поведение личности, что предопределяется уровнем ее правосознания. Здесь важно проследить взаимосвязь и соотношение правосознания и правовой культуры. Эти два понятия в определенной мере совпадающие. Но такое совпадение не является полным. Правовая культура включает в себя ту часть правосознания, которая выражает позитивное отношение к праву, правильное понимание права, его установлений, что рождает в сознании людей положительные установки и в итоге - активное правомерное поведение. Если же индивид слабо осведомлен в правовых требованиях, неверно оценивает с точки зрения права различные жизненные ситуации, совершает в итоге правовые проступки, а то и преступления, то такие его представления о праве находятся за пределами правовой культуры. В равной степени не может считаться в правовом отношении культурным и тот индивид, который хорошо знает содержание законов, но использует это знание в противоправных целях. В этой связи трудно согласиться с А.И. Коваленко, который утверждает, что правовая культура - это реализованное правосознание. Ведь нельзя говорить об отсутствии правосознания вообще у человека, который имеет искаженное, неверное представление о праве или даже относится к правовым требованиям враждебно, совершает правонарушения и т.д. Такой индивид обладает низким уровнем правосознания. Но в этом случае можно и нужно вести речь об отсутствии у такого индивида правовой культуры, ибо его искаженное правосознание реализуется в противоправном поведении. Это относится и к лицам, злоупотребляющим знанием правовых требований. Правовая культура может быть невысокой у лица недостаточно грамотного в правовом отношении, но в целом позитивно оценивающего необходимость установления правопорядка. В том же случае, когда у индивида сложились в сознании устойчивые антиправовые установки и его поведение на практике их отражает, следует вести речь об отсутствии правовой культуры у него вообще. Следовательно, правовая культура личности предполагает реализацию ее позитивных правовых представлений, а не правосознания вообще.

Структурно правовая культура личности состоит, таким образом, из двух элементов: правосознания, отражающего прогрессивные правовые взгляды и правомерного поведения, причем не всякого, а социально активного правомерного поведения.

Правовую культуру, как и правосознание, можно подразделять на общественную, групповую и индивидуальную , т.е. классифицировать на виды в зависимости от субъектов, ее носителей.

Применительно к оценке уровня правовой культуры личности можно выделить ее обыденный уровень , который характеризуется неглубоким знанием и пониманием права, но в итоге он проявляется в правопослушании, в активном поддержании правопорядка.

Профессиональный уровень правовой культуры складывается у профессиональных юристов, которые обладают глубокими правовыми знаниями и правильно реализуют эти знания в повседневной практической деятельности.

Можно выделить и научно-теоретический уровень правовой культуры, который предполагает комплекс многогранных научных знаний о праве, его сущности, принципах и особенностях функционирования, направлениях развития, взаимодействия с другими явлениями общества и т.д.

Выделяют следующие функции правовой культуры:

1. Познавательная функция, которая выражается в формировании у населения представлений о государстве, праве, гражданском обществе, о предпосылках возникновения конкретных правоотношений, о процедурах разрешения возникающих споров и т.д.

Регулятивная функция направлена на обеспечение нормального устойчивого функционирования общества путем предписания субъектам общественных отношений стандартов общественно-полезного поведения, согласования и подчинения социальных устремлений и идеалов различных групп общепризнанным в обществе.

Функция правовой социализации выражается в способности правовой культуры обеспечить передачу новым поколениям накопленного опыта для того, чтобы они могли эффективно использовать свои субъективные права и осуществлять юридические обязанности.

Оценочная функция заключается в выработке отношения всех участников общественных отношений к правовым явлениям на основе сформированных представлений, идеалов, принципов. Это отношение проявляется в поступках, поведении, в оценке права, законности, правопорядка и т.п.

Прогностическая функция выражается в способности предвидеть возможные направления развития правовой системы для достижения поставленных целей.

Социальная ценность правовой культуры выражается в следующем:

  • с помощью правовой культуры обеспечивается всеобщий устойчивый порядок в общественных отношениях, как в сфере производства, обмена, распределения материальных благ, так и в духовной жизни;
  • благодаря правовой культуре возможно охватить социально полезные формы правомерной деятельности людей, отделив их от произвола и несвободы;
  • правовая культура обеспечивает нормальную деятельность каждого индивида, предотвращая, незаконное вмешательство общества и государства в сферу частной жизни;
  • правовая культура обеспечивает оптимальное сочетание свободы и справедливости, учет разных интересов индивидов, социальных общностей, организаций, наций;
  • правовая культура способствует формированию гражданского общества: рыночной экономики, политической системы, многопартийности, свободы средств массовой информации и, наконец, правовому социальному демократическому государству.

Качественный уровень правовой культуры, ее совершенство придает импульс для нормального функционирования правовой системы, делает правовое регулирование общественных отношений эффективным, способствует достижению поставленных целей и задач. Качественный уровень правовой культуры один из признаков правового государства.

Правовая культура, равно как и любая другая разновидность культуры, подвержена оценкам. Поэтому представляется возможным говорить о высокой правовой культуре, низкой правовой культуре и культуре среднего уровня. Разумеется, оценки эти относительны. Для одного общества на определенном этапе развития по отношению к каким-либо правовым явлениям будут употребляться одни определения, а по отношению к другому обществу или другому времени оценки одного и того же института или учреждения или поступка - другие. Разные люди, разные общности людей, политические партии, лица, находящиеся у власти, и оппозиционеры могут по-разному оценивать культурные достижения в государственно-правовой сфере. Иными словами, как с субъективной, так и с объективной стороны существуют серьезные препятствия в достижении единства интерпретации правовых явлений в качестве культурных завоеваний. Тем не менее эти препятствия преодолимы. История выработала уже некоторые общецивилизационные критерии в определении уровня культуры, и на этой основе создается возможность для определения основных направлений повышения правовой культуры . К их числу следует отнести:

  • формирование чувства права и законности;
  • освоение достижений логико-правового мышления;
  • совершенствование законодательства;
  • повышение уровня законопроектных работ;
  • увеличение объема и качественное совершенствование право-послушного поведения;
  • совершенствование юрисдикционной или иной правоприменительной деятельности;
  • разделение полномочий законодательных, исполнительных и судебных учреждений;
  • изучение памятников права и правоприменительной практики как основы юридического образования.

Понятие правовой культуры

Правовая культура есть важная составляющая куль­туры вообще, то есть культуры в общесоциальном смысле. Последняя имеет множество определений, из кото­рых в контексте данной темы предпочтительным пред­ставляется понимание культуры как способа организа­ции жизни общества на том или ином отрезке истории. Культуру можно изучать на "макроуровне", то есть сквозь призму общества в целом, и на "микроуровне" как отражение культурной организации общества в со­знании человека.

Правовая культура "в целом" есть способ организа­ции правовой сферы жизни общества, сложившаяся социальная практика в этой облас­ти. Американский профессор Л. Фридмэн справедливо видит в правовой культуре то, "что движет правовым процессом". Он сравнивает ее с "общественной силой, которая определяет, как часто тот или иной закон при­меняется на практике, как его избегают или как им зло­употребляют".

Правовая культура имеет 4 уровня (аспекта) своего проявления:

1) доктринально-философский - идеи, концепции, теории права;

2) нормативный - совокупность действующих в обществе правовых норм;

3) институционный - совокупность правотвор­ческих и правоприменительных институтов, с помощью которых создаются и применяются нор­мы;

4) социологический - правоотношения, применение права, юридическая практика. На этом последнем уровне складывается своего рода "общий знаменатель" всех предшествующих элементов (сторон) правовой культуры.

Правовая культу­ра - это реализованная в повседневной жизни система знаний о праве и государстве, иначе говоря, это реали­зованное правосознание. Поэтому правосознание составляет как бы стержень, внутреннюю основу правовой культуры, как убеждения людей составляют сердцевину их поступков.

Правовую культуру определяют:

· степень развитости правосознания населения;

· уровень развития правовой деятельности;

· степень совершенства всей системы правовых актов.

Правовая культура общества является условием обеспечения свободы, безопасности личности, прав человека, гарантом его правовой защищенности, гражданской активности. Она "заставляет" власть придать правовому статусу человека юридическую значимость, обеспеченность законом и судом.

Правовая культура личности - это компонент правовой культуры общества. Она отражает степень и характер ее прогрессивного развития, обеспечивающего социализацию личности и правомерную деятельность индивида.

Являясь частью общей культу­ры общества, правовая культура характеризуется следующими факторами:

Реальной потребностью в праве;



Состоянием законности и правопорядка в стране;

Степенью развитости в обществе юридической науки и юри­дического образования.

Структура, виды и функции правовой культуры

Структура правовой культуры - это право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерная деятельность субъектов.

Правовая культура личности выражается в трех состояниях - в правовых культурных ориентациях, в творческой деятельности по их реализации и в результатах реализации этих ориентаций. Правовая культура личности является показателем социальной развитости человека: с точки зрения ее уровня и с точки зрения ее направленности (типа). В этой связи можно говорить о таких видах правовой культуры как: цивилистической (гражданско-правовой), криминалистической, административной и судебно-процессуальной.

Структура правовой культуры личности состоит из следующих элементов:

* психологический элемент (правовая психология);

* идеологический элемент (правовая идеология);

* поведенческий элемент (юридически значимое поведение).

Структура правовой культуры общества имеет следующие уровни:

· уровень правосознания и правовой активности общества;

· уровень развития права (культура юридических текстов и т.п.);

· культура правотворческой, правоприменительной и правоох­ранительной деятельности.

Правовая культура на "микроуровне" отражает со­стояние правосознания индивида, то есть степень зна­ния им права и степень уважения к нему, а также соответствующие стереотипы поведения.

Правовая культура "в целом", понимаемая как сло­жившаяся практика в правовой сфере жизни обще­ства, есть синоним понятия "правовая система". Здесь термин "система" применяется к праву на наиболее высоком уровне абстракции. Понятие правовой сис­темы позволяет получить "многомерное" представле­ние о праве той или иной страны или эпохи. Право­вая система есть одна из подсистем общества (наряду с экономической, политической и т. д.). Поэтому она изучается в "связке" и во взаимодействии с "внеш­ней" средой. Если "внутриправовые" системные об­разования (система права, система законодательства) состоят из однородных элементов (правовых норм, нормативно-правовых актов), то правовая система включает в себя те самые разнородные элементы, ко­торые мы уже перечислили при рассмотрении правовой культуры.

Правовая система постоянно взаимодействует с "внешней" средой, прежде всего, путем обмена ин­формацией. Так, общество (его классы, социальные группы) "сигналит" о своих потребностях, требую­щих правового закрепления. Отражая эти потребнос­ти, правовая система "выдает" соответствующие правовые предписания. При этом каналом воздействия на нее является общественное правосознание, кото­рое - через, правотворчество - материализуется в нормах права. Последние, в свою очередь, через правоотношения, применение права и т. д. воплоща­ются в социальных отношениях. Эти отношения со временем изменяются, вновь требуют корректировки права - и процесс возобновляется. В итоге возникает своеобразный "круговорот" в сфере взаимодействия права и общества, в рамках которого происходит по­стоянное превращение социального в правовое, а пра­вового - в социальное.

Отмечаются также такие уровни (виды) правовой культуры как: обыденный, профессиональный (специальный) и теоретический.

Обыденный уровень правовой культуры ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями. Специфика обыденной правовой культуры такова, что, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений, она проявляется на уровне здравого смысла, активно используется людьми в их повседневной жизни при соблюдении, исполнении юридических обязанностей и использовании субъективных прав. Практически она представляет собой огромный массив цивилизованного каждодневного поведения.

Профессиональный уровень правовой культуры складывается у тех лиц, которые специально занимаются правовой деятельностью, т.е. у юристов.

Правовая культура теоретического уровня представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений вообще, всего механизма правового регулирования, а не каких-то его отдельных направлений. Теория правовой культуры как форма концептуального осознания интересов и потребностей человека в правовом регулировании тех или иных сфер общественной жизни может и должна являться идейно-теоретическим источником права.

Правовая культура выполняет специфические функции : познавательно-преобразовательную, праворегулятивную, ценностно-нормативную, правосоциализаторскую, коммуникативную и прогностическую.

Таким образом, правовая культура как социальная практика в правовой сфере жизни общества складыва­ется в рамках правовой системы.

В переходные исторические эпохи общество и пра­во могут утрачивать качество системности, что прояв­ляется обычно в кризисном состоянии правовой культуры. Пример тому - современная Россия, пережива­ющая именно такую полосу своей истории. С преодо­лением в ней кризисных явлений начнется процесс раз­вития правовой культуры на новых социальных осно­вах.

Взаимосвязь правосознания с правовой культурой и воспитанием

Связь правосознания с правовой культурой (как отмечалось выше) проявляется в том, что от ее определенного уровня зависит качество правосознания, которое может быть обы­денным или научным.

В общем плане под термином "культура" принято понимать совокупность материаль­ных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом, которые характеризуют определенный уровень его развития.

Правовую, в том числе профессионально-правовую, культуру юристов можно рассматривать в двух аспектах: как оценочную (аксиологическую) категорию и как содержательную. В первом случае она понимается как качественное состояние правовой жизни общества на каждом данном этапе его развития.

Типичным и наиболее полным применительно к этому подходу принято считать определение понятия правовой культуры общества как качественного состо­яния правовой жизни общества, выражающегося в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприме­нительной деятельности, правосознания и правового развития личности, а также в степени свободы ее поведения и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияю­щих на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества.

Правовая культура функционирует во взаимодействии с други­ми областями или сферами культуры: политической, нравствен­ной (этической), эстетической, религиозной и т.д. При этом в специфическом содержании правовой культуры обязательно проявляются черты и особенности, свойственные как господству­ющей культуре данного общества, так и отдельным ее облас­тям. Обеспечение максимального взаимного соответствия меж­ду всеми элементами правовой культуры - главное направление укрепления в обществе законности и правопорядка.

Правовая культура, являясь частью общественной, приобретает ее основные свойства, но в то же время имеет ряд особенностей.

Правовая культура (в узком смысле этого слова)- это общее состояние законодатель­ства, работы правотворческих и правоприменительных органов, правосознания отдельных граждан и населения всей страны, выражающее уровень развития права, его место и роль в жизни общества.

Правовая культура в широком ее понимании представляет собой не просто надлежащий уровень правосознания. Как отмечает выдающийся теоретик права С. С. Алек­сеев "... главное в правовой культуре - высокое место права в жизни общества, осуществление его верховенства и соответствующее этому положение дел во всем "юридическом хозяйстве" страны (подготовка и статус юридических кадров, роль юридических служб во всех подразделениях государственной системы, положение адвокатуры, развитость научных учреждений по вопросам права и т.д.)".

Применительно к личности каждого гражданина в рассмат­риваемом аспекте правовая культура - это знание и понимание права, осознанное исполнение его предписаний.

Профессионально-правовая культура - это глубокие, объем­ные и формализованные знания законов и подзаконных актов, а также источников права, правильное понимание принципов права и задач правового регулирования, профессиональное от­ношение к праву и практике его применения в строгом и точном соответствии с правовыми предписаниями или принципами закон­ности, т. е. высокая степень владения правом в предметно-прак­тической деятельности. Соответственно для каждого юриста это степень овладения профессий, уровень специальной подготовки.

Низкий уровень правовой культуры членов общества, а в особенности государственных служащих, оказывает пагубное воздействие на отношение населения страны к праву вообще и предписаниям законов в частности. Он является благодатной почвой для развития правово­го нигилизма , следствием которого является неуважение и нарушение правовых норм. Еще древние римляне понимали, что расшатать уважение к закону легко и просто, а вот восстано­вить его авторитет трудно и мучительно. Естественно, определенный уровень правовой куль­туры приобретается человеком не с рождения. Он достигает его в процессе правового воспи­тания, которое осуществляется с помощью разнообразных средств и методов: самовоспита­ния, правовой пропаганды, обучения, юридической практики.

Правовая культура - это состояние правовой жиз­ни общества, выраженное в высоком уровне право­вой деятельности, юридических актов, правосознания, правового развития субъекта, а также степени гаран­тированности государством прав и свобод человека. Правовая культура личности - это знание и пони­мание права, а также действия в соответствии с ним. Правовая культура личности означает правовую обра­зованность человека, умение пользоваться правом, подчи­нять свое поведение требованиям юридических норм.

Высокий уровень правовой культуры населения явля­ется важнейшим признаком правового государства, обя­зательным условием его построения.

Как и правосознание, правовая культура подразделя­ется на общественную, групповую и индивидуальную. Высший уровень правовой культуры - правовая актив­ность. Она проявляется:

· в готовности к активным, сознательным, творческим действиям как в сфере правового регулирования, так и в сфере реализации права;

· в убеждении о необходимости служения закону как высшей ценности.

Социально-правовую активность следует отличать от право­мерного поведения. Не всякое правомерное поведение можно считать осуществлением такой активности. Критериями разгра­ничения здесь служат цель, средства ее достижения и общест­венно значимый результат деятельности в правовой сфере. Не следует относить к ней и просто инициативное исполнение своих обязанностей должностным лицом. Такая инициатива является прямым служебным долгом, в частности профессиональным долгом юриста, и заключается в обязанности безупречно слу­жить закону.

Правовая активность или, точнее, интеллектуальная актив­ность, согласно концепции Д. Б. Богоявленской, имеет три уровня:

1) если субъект права при самой добросовестной и энергичной работе остается в рамках заданного или первоначально найден­ного способа действия, его интеллектуальная активность отно­сится к пассивному уровню, что подчеркивает не отсутствие умственной деятельности вообще, а то, что эта деятельность каждый раз определяется действием какого-то внешнего сти­мула;

2) если субъект права, имея достаточно надежный способ решения своей задачи, продолжает анализировать состав, структуру своей деятельности, сопоставляет между собой цели и задачи, что приводит его к открытию новых, внешне более остроумных способов решения, к формулированию закономер­ности, то такой уровень интеллектуальной активности называется эвристическим. Этот уровень наиболее характерен для следова­телей и представителей других сходных профессий;

3) самый высокий уровень интеллектуальной активности носит название творческого. Здесь обнаруженная закономерность становится не эвристической - формальным приемом (спосо­бом) действия, а самостоятельной проблемой. Не стимулиро­ванная извне, самостоятельная постановка проблемы - качест­венная особенность личностей, обладающих этим уровнем ин­теллектуальной активности. Интеллектуальная активность, в том числе в правовой сфере, является интегративной характеристи­кой личности, объединяющей ее мыслительную и мотивационную сферы.

Правовая культура характеризуется состоянием пра­восудия, законности и правопорядка. В нее входят ценно­стные ориентации общества, социальных групп и слоев населения, а также индивидов, имеющие юридическое значение. Они концентрируются в правосознании. Наи­высшими среди них являются ориентация на общечело­веческие ценности, а их ядром - человеческая личность с ее естественными правами.

Правовая культура личности тесно связана с право­сознанием. В то же время она шире правосознания, по­скольку включает в себя помимо правовой психологии и правовой идеологии еще и юридически значимое пове­дение.

Не все, что относится к области права и правовой действитель­ности, можно считать ценностью в конкретных исторических условиях. И сама правовая культура представляет собой цен­ность в той мере, в какой позволяет людям пользоваться блага­ми свободы и справедливости, служит обеспечению достоинства личности, участвует в достижении достойного и достаточного уровня жизни.

3. Правовое воспитание

Понятие, формы и методы правового воспитания

Правовое воспитание - это целенаправленная деятельность го­сударственных органов и общественности по формированию у граж­дан и должностных лиц правосознания и правовой культуры. Основными направлениями правового воспитания в современном обществе можно считать:

» формирование правосознания и правовой культуры в семье;

» обучение основам права и воспитания правовой куль­туры в школе;

» профессиональная правовая подготовка в высших учеб­ных заведениях юридического (и родственного) профиля;

» самовоспитание;

» распространение правовых знаний средствами массо­вой информации;

» выпуск и распространение через розничную торговлю разнообразной юридической литературы;

» осуществление правовой пропаганды государственны­ми органами и их должностными лицами;

» создание компьютерных баз данных, распространение правовой информации через Интернет.

Право­вое воспитание - сложный процесс, включающий в себя следую­щие составные части:

a. субъекты воспитания (органы государства, государственные служащие);

b. объекты воспитания (граждане, трудовые коллективы и т.д.);

c. содержание воспитания (выражается в приобщении людей к политическим и юридическим ценностям, идеям, принципам, опыту и т.д.);

d. методы воспитания (убеждение, поощрение, принуждение);

e. формы воспитания:

Профессиональное юридическое образование;

Правовое воспитание населения (лектории, общественные консультации и т.д.);

Правовое воспитание правонарушителей правоприменительны­ми (правоохранительными) органами (правовоспитательная деятель­ность суда, прокуратуры, органов внутренних дел, юстиции, адвока­туры и т.д.).

Данный процесс осуществляется государственными ор­ганами, должностными лицами, учебными заведениями, обществом в целом.

Правовое воспитание граждан - это формирование в правосознании граждан России такой совокупности, которая включала бы:

a. Знание системы основных правовых предписаний, правильное понимание и уяснение их содержания и значения.

b. Глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку.

c. Умение самостоятельно применять правовые знания на практике, согласовывать повседневное поведение и личное отношение к реальной действительности, свою практическую деятельность с полученными правовыми знаниями.

d. Привычка поведения в точном соответствии с полученными правовыми знаниями.

e. Прочный и устойчивый духовный правовой иммунитет (невосприимчивость) к совершению любых нарушений правовых норм.

Основные способы правового воспитания: убежде­ние; предупреждение; поощрение; принуждение; наказание.

Таким образом, правовое воспитание есть планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию граждан России всей совокупностью правовоспитательных форм, средств и методов, имеющихся в арсенале современной правовой деятельности, с целью формирования в их правосознании глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек правомерного поведения.

Истоки правового нигилизма и возможности его профилактики

Правовой нигилизм представляет собой на­правление общественно-политической мысли, отрицающей со­циальную и личностную ценность права и считающей его наиме­нее совершенным способом регулирования общественных от­ношений. Как социальное явление, как свойство общественного, группового и индивидуального сознания, правовой нигилизм име­ет различные формы проявления: от равнодушного, безразлич­ного отношения к роли и значению права через скептическое отношение к его потенциальным возможностям до полного неверия в право и явно негативного отношения к нему.

К основным причинам распространенности правового нигилиз­ма относят:

1. исторические корни, являющиеся естественным следствием самодержавия, многовекового крепостничества, лишавшего массу людей прав и свобод, репрессивного законодательства, несовершенства правосудия;

2. теорию и практику понимания диктатуры пролетариата как власти, не связанной и не ограниченной законами;

3. правовую систему, в которой господствовали админист­ративно-командные методы, секретные и полусекретные под­ законные нормативно-правовые акты, а конституции и немного­ численные демократические законы в значительной степени только декларировали права и свободы личности, имели место низкая роль суда и низкий престиж права;

4. количественную и качественную корректировку правовой системы прошлого в переходный период, кризис законности и неотлаженность механизма приведения в действие принима­емых законов, длительность процесса осуществления всех ре­форм, в том числе судебной. С одной стороны, от правового нигилизма надо отличать конструктивную критику права, а с дру­гой - стремиться избегать юридического фетишизма, т.е. воз­ведения в абсолют роли права и других правовых средств.

Теоретические предпосылки правового нигилизма в обществе находятся также в следующем:

Ряд положений марксистско-ленинского учения, куль­тивируемого в советском обществе, отрицающих и иска­жающих роль и значение права;

Отсутствие единых подходов к праву в отечественной правовой науке;

Новейшие и старые правовые учения, разделяющие "писаное" и "неписаное" право;

Ошибочное понимание права рядом теоретиков и лиц, осуществляющих преподавание права.

В юридической теории и практике отмечают следующие формы выражения правового нигилизма:

Правовой дилентантизм – неумелое использование правовых знаний, нежелание их углубить, поверхностное и часто неверное усвоение им понимание законов – вольное обращение с законом или с оценками юридический ситуаций.

Правовой скепсис – отношение к праву, которое основано на неверии в его возможности регулирования общественных отношений, обеспечения справедливости, равенства и свободы в обществе.

Правовой цинизм – откровенно-грубое игнорирование правовых требований, произвол и беззаконие.

Правовой экстремизм – характерен для националистических, террористических, иных подобных группировок и проявляется в использовании внеправового принуждения, откровенного насилия.

Юридический фетишизм – гипертрофированное представление о «магической» роли и значении юридических средств в решении социально-экономических, политических и других задач.

Правовой нигилизм - глубинная основа правовой демагогии. Правовая демагогия - это стиль и метод идеологического и организованно-управленческого воздействия на правосознание (чувства, представления, действия) людей, заключающееся в стремлении должностных лиц либо различных объединений граждан (иностранцев) посредством правовой терминологии (путем ложного одностороннего либо грубо извращенного представления правовой действительности) добиться достижения собственных корыстных целей, обычно скрываемых под видом "пользы народа" и "благосостояния государства"

В современном обществе формы правового нигилизма находят свое выражение в следующем практическом поведении отдельных групп и слоев населения:

» Прямое сознательное нарушение законов и подзакон­ных актов:

» Массовое неисполнение и нарушение правовых норм

» Распространение антиправовой психологии

» Нарушение законов и подзаконных актов в угоду "це­лесообразности"

» Массовое нарушение прав и свобод человека

В качестве специальных средств сведения к минимуму право­вого нигилизма следует назвать: обеспечение должного качест­ва принимаемых законов, упрочение законности, повышение роли суда и проведение судебной реформы в целом, приведе­ние в соответствие с потребностями времени правового воспита­ния населения, профессионального обучения и воспитания юри­стов, других должностных лиц. Одновременно необходима систематическая предметная работа по повышению уровня право­вой культуры всех субъектов правоохранительной системы.

Признаками современного российского право­вого нигилизма являются:

♦ широкая распространенность и повсеместность (в быту, среди различных классов и социальных групп - чиновни­ков, бизнесменов и др.);

♦ многообразие форм проявления (бытовые, на высшем государственном уровне, открыто, тайно);

♦ высокая степень агрессивности и неподконтрольности;

♦ соединение правового нигилизма с формами социаль­ного и иного протеста (особо жестокие антиправительст­венные выступления, перекрытие железных дорог);

♦ усиление правового нигилизма нигилизмом иных сфер жизни (религиозным, нравственным и др.);

♦ эстетизация (широкий и повсеместный показ правового нигилизма в кинофильмах, художественной литературе, печати, теленовостях как должного и имеющего свои преимущества явления).

Правовое воспитание тем важно, что в повседневной жизни сознание каждого индивида проявляется через его деятельность в различных сферах общественной жизни. Именно правосознание, господствующее в обществе, позволяет обеспечить наиболее благоприятные условия для развития как самого общества в целом, так и для каждого отдельного гражданина. В тоже время правовое воспитание позволяет исключить деформацию правосознания и правовой нигилизм, что особенно важно в отношении у специальной группы общества, выполняющей функции государственного управления.

Деформация профессионального сознания сотрудников правоохранительных органов:

a) юридическая индифферентность (безразличие к проблемам установления в российском обществе режима законности, правового порядка, надежной охраны и защиты прав и свобод граждан; от юридического равнодушия, безразличия - один шаг до отрицания ценности права);

b) правовой нигилизм (установка на правоохранительное бездействие, административный зуд, произвольное толкование закона, действие своих неписаных законов и др.);

c) перерождение профессионального правосознания в преступную форму (потеря нравственных, культурных, правовых ориентиров, замена их криминальными установками, предательство, измена).

К основным направлениям борьбы с правовым нигилизмом относятся:

Укрепление режима законности в стране (соблюдение всеми государственными органами, должностными лица­ми, гражданами Конституции РФ, законов и подзаконных актов);

Реальное обеспечение верховенства Конституции РФ и законов;

Гарантированность прав и свобод человека;

Совершенствование правовой системы;

Обеспечение в стране правопорядка;

Правовое воспитание.

Правовой идеализм: причины, формы и пути его преодоления

Правовой идеализм - это переоценка права и его возможностей.

Основнымиформами проявления правового идеа­лизма являются:

÷ нереалистичное отношение к праву со стороны ученых-правоведов, восприятие права как абстракции, оторван­ной от жизни (в том числе противопоставление "писано­го" и "неписаного" права);

÷ слепая вера граждан в "хорошие законы", которые спо­собны быстро изменить жизнь;

÷ буквальное восприятие права как средства регулирова­ния общественных отношений, игнорирование того факта, что в реальной действительности общественные отноше­ния регулируются не только правом;

÷ идеалистическое отношение к праву со стороны зако­нодателей (например, неучет законодателями обстоятельств реальной действительности при разработке и принятии нормативно-правовых актов, слабое знание жизни, непо­нимание связи между содержанием нормативно-правового акта и интересами народа, непредусмотрение механизма реализации норм правового акта, вера в то, что принятие закона автоматически решает жизненные проблемы);

÷ неадекватное понимание должностными лицами и го­сударственными органами возможностей закона (их силь­ное преувеличение), а также пределов правового воздей­ствия (не все общественные отношения можно отрегули­ровать правом, не все сферы жизни находятся "в поле зрения" правовых норм, например: личные, семейные, отно­шения в детском коллективе, учреждениях исполнения уголовных наказаний, отдаленных районах тайги и Крайнего Севера, горных поселениях некоторых народностей Кав­каза и т. д.);

÷ увлечение формальной стороной права (например, при рассмотрении многих судебных дел).

К причинам распространения правового идеа­лизма в российском обществе относятся:

♦ особенности исторического развития, самодержавно-деспотический характер власти, отсутствие развитых де­мократических традиций;

♦историческое всемогущество государства (и вместе с ним подчиненного ему права) - запрещение царскими указами ношения бороды, введение новых привычек (европейская одежда, парики), отмена крепостного права, провозгла­шение победы пролетарской революции и установление социалистического строя, быстрое и практическое осуще­ствление многих государственных замыслов - строитель­ство громадных сооружений, рытье каналов, переселение народов, идеи поворота северных рек, перестройка и от­мена социализма сверху;

♦ культивируемый десятилетиями и столетиями "право­вой голод";

♦ идеализация жизни западных правовых государств, механическое перенесение их традиций на отечественную почву;

♦ неразвитое и деформированное правосознание;

♦ юридическое невежество;

♦ дефицит политико-правовой культуры.

Основными путями борьбы с правовым идеа­лизмом являются:

Укрепление режима законности в стране;

Гарантированность прав и свобод граждан;

Уменьшение частоты принятия и количества норматив­но-правовых актов, улучшение их качества;

Уделение законодателем внимания реальности, близо­сти к жизни принимаемых, им актов;

Усиление реалистичности юридический науки;

Создание надежных механизмов реализации законов и подзаконных актов;

Правовое воспитание.

Правовой идеализм и правовой нигилизм - родственные, взаимно связанные явления.

Рано или поздно правовой идеализм превращается в пра­вовой нигилизм, а правовой нигилизм подпитывает пра­вовой идеализм. Оба эти явления имеют сходные корни. Следовательно, бороться необходимо синхронно и с пра­вовым идеализмом, и с правовым нигилизмом.

Которое означает отношение лица к действующему праву и вновь принимаемым правовым актам. Оно тесно связано с уровнем нравственного сознания. Взгляды, представления о праве передаются из поколения в поколение, воспитываются в процессе обучения, в семье.

Правовая культура — это не просто то или иное отношение к , но прежде всего уважительное отношение к его нормам.

Правовая культура основана на свойстве человека «нормировать» свои отношения с окружающим миром и людьми. В узком смысле — это система нормативных отношений между людьми или их организациями, сформированная в процессе социального взаимодействия, регулируемая фиксированными нормами, обязательными для исполнения и охраняемыми государством. В широком смысле — это совокупность правовых знаний, убеждений и установок личности, реализуемых в процессе труда, общения, поведения, а также отношение к материальным и духовным ценностям общества.

Специализированный уровень правовой культуры представлен правом, юриспруденцией, системой охраны общественного порядка и регуляции правовых отношений, обыденный — , нравственностью, . необходимы для существования человека в обществе. Они, как и политика, регулируют отношения между государством, социальными группами и отдельными людьми, поэтому их действие распространяется на все важнейшие сферы общественной жизни.

Правовая культура включает в себя такие элементы , как право, правосознание, правовые отношения, законность и порядок, законотворческую, правоприменительную и другие виды деятельности в сфере функционирования права в обществе, и имеет разветвленную систему социальных институтов — законодательные органы, суд, прокуратуру, милицию, пенитенциарные учреждения.

Право вырастает из обычая, тесно взаимодействуя с моралью и религией. В разные эпохи существовали различные формы правовой культуры. Современная правовая культура основывается на принципах равенства, свободы и справедливости. Так возникают требования измерять всех людей одной социальной меркой, сбалансированно сочетать их права и обязанности. При этом исключаются самоуправство и своеволие, хотя каждый человек имеет правосвободно выражать свою волю и проводить свою линию поведения. Это возможно только при соотнесении своей свободы с признанием свободы других людей.

Специфика правовой культуры

Любая — это прежде всего цивилизованный образ жизнедеятельности, система интеллектуальных, духовных, психологических и поведенческих ценностей индивида, социальных групп и общества в целом. Специфика правовой культуры как особой сферы общей культуры заключается в особой форме жизнедеятельности государства и всех государственных служащих, а также всех субъектов права. Другими словами, это та часть общей культуры общества, которая имеет отношение к правовой системе и направляет правовой процесс. Правовая система без правовой культуры не действует. Знания и глубокое понимание роли государства и права в жизни общества, готовность следовать этим знаниям, сообразование своею повседневного поведения с действующим правом, уважение к накопленным правовым ценностям — все это характеристики именно правовой культуры.

Любое , любое , любая общность людей имеют свою правовую культуру. Правовая культура, с одной стороны отражает существовавшие ранее и существующие в данный период реалии государственно-правовой действительности страны, с другой — оказывает на эту действительность влияние. Если она является истинной культурой, то воплощает все прогрессивное, ценное, социально оправданное в политико-правовой сфере, содействует совершенствованию организации и деятельности государства, повышению качества и эффективности действующего права, укреплению дисциплины, правопорядка и законности, усилению защиты прав, свобод и юридически охраняемых интересов каждой личности.

Правовая культура и правосознание

Правовая культура тесно связана и постоянно взаимодействует с , которое представляет собой оценку и представления, существующие в обществе и выражающие критику действующего права, формирующие определенные надежды и пожелания к правовой сфере. Правовая культура опирается на правовое сознание так же, как правовое сознание — на правовую культуру.

Как и в правовом сознании, в правовой культуре с учетом ее носителей можно выделять подвиды. Самым широким явлением выступает правовая культура общества. Определенными характерными чертами и особенностями обладает правовая культура народа , отражающая специфику национального правосознания, а также правовая культура социальных групп населения страны, например , граждан старшего возраста, жителей городов, сельской местности, групп, выделенных по образовательному, профессиональному признакам. На индивидуальную правовую культуру оказывает воздействие полученное лицом образование, профессиональная принадлежность, отношение к религии, проживание в юроде или сельской местности, бытовая среда, в том числе возможное общение с липами, отбывавшими наказание за преступление в местах лишения свободы. Итак, массовая и групповая, индивидуальная правовая культуры — это реалии современного общества.

Осознанная социально-правовая активность личности, т. е. использование ею правовых знаний в целях укрепления законности и правопорядка, — высшее выражение правовой культуры, оказывающее позитивное воздействие на массовую правовую культуру. Широта и реальная гарантированность естественных и других прав и свобод личности — один из первых и важных признаков самой правовой культуры.

Формирование правовой культуры

В правовой культуре можно выделить четыре основных уровня (состояния):

  • идеологический (правовые идеи);
  • нормативный (правовые нормы);
  • поведенческий (правовые поступки);
  • объективированный (правовые учреждения, закрепляющие результаты правовой деятельности).

С этих позиций правовая культура общества предстает как разновидность общественной культуры, отражающая определенный уровень правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики и охватывающая все ценности, которые созданы людьми в области права.

Правовая культура личности, будучи компонентом правовой культуры общества и зависимой от нее величиной, отражает степень и характер ее прогрессивного развития, так или иначе обеспечивающего правомерную деятельность индивида. Она связана с образованностью человека и зависит от его правовой информированности.

Развитое массовое правосознание, зрелая правовая активность отдельных граждан являются основой верховенства права в цивилизованном обществе, фундаментом правового государства. Поэтому воспитание правосознания граждан — необходимая часть профилактики правонарушений, борьбы с преступностью в современных условиях.

Правовое воспитание представляет собой целенаправленное и систематическое воздействие на сознание и культуру поведения членов общества, осуществляемое в целях выработки у них чувства уважения к праву и привычки соблюдения права на основе личного убеждения. При этом наиболее эффективный результат достигается через осознанное усвоение индивидом основных положений права.

К средствам правового воспитания относятся: правовое обучение; правовая пропаганда; юридическая практика; самовоспитание.

Правовое обучение заключается в передаче, накоплении и усвоении знаний, принципов и норм права, а также формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности.

Конечно, эта форма воспитания не может быть приемлема для каждого индивида. Было бы утопично стараться сделать из каждого гражданина юриста, но преодолеть юридическую безграмотность и правовой нигилизм — одно из условий развития правовой культуры. Требуются постоянные публично-государственные усилия на пропагандистском , просвещенческом уровне. Формы такой работы следующие: лекции среди населения, пропаганда и просвещение в средствах массовой информации, лектории правовых знаний; специальные циклы лекций в , преподавание основ правоведения в общеобразовательных учебных заведениях, колледжах и неюридических вузах; занятия в системе повышения квалификации. Все они направлены на распространение определенных правовых идей и ценностей, наглядно призывают соблюдать правовые нормы, разъясняют содержание законов.

Действенной формой воспитания является юридическая практика. Сколько бы сил и средств ни тратило государство на пропаганду и обучение, если деятельность судебных органов, прокуратуры и их решения будут иметь несправедливый характер, людей нельзя будет убедить в том, что право соблюдать необходимо и выгодно. Правовой нигилизм как осознанное игнорирование права со стороны представителей власти и злоупотребление правом, обход закона, пренебрежение правами граждан пагубно сказываются на уровне культуры в целом.

Формирование подлинно государственного правосознания связано с преодолением узковедомственных, национальных и религиозных интересов. В центре проблемы должен находиться гражданин как духовно свободная, творческая личность, которая нуждается в помощи и защите со стороны государства.

Самой эффективной формой воспитания является самовоспитание. Оно заключается в формировании у себя глубокого уважения к праву, потребности строго следовать правовым предписаниям путем самообучения, самостоятельного анализа правовой действительности и личной практики, опирается на осознание и добровольное усвоение индивидом основных положений права. Данная форма воспитания для юристов-профессионалов наряду со специальной подготовкой выступает способом профилактики деформации сознания и личности, поддержания на должном уровне профессионализма.

Понятие «культура» достаточно давно и прочно вошло в наш обиход. Однако за ним нс сохранилось какого-то четкого содержания, поэтому существуют его различные толкования.

Первоначально это понятие относили к возделыванию (культивированию) земли. Лишь в XVIII в. термин «культура» стал употребляться для характеристики человека, его манер, начитанности. Обычно культурными считались аристократы. Позже аристократический оттенок понятия исчезает. Культура уже представляется как убеждения, ценности и формы их выражения, общие для какой- либо группы. С помощью этих средств культура упорядочивает опыт, регулирует поведение людей. Кроме этого, культура отбирает общественно полезные стандарты поведения и запрещает общественно вредные.

Культуру не следует ограничивать лишь материальными и духовными достижениями, которые созданы трудом человека. Культура отражает уровень, качество развития общественной жизни, проявляющиеся в деятельности человека. Совместное цивилизованное существование людей требует, чтобы они взаимодействовали на основе общепризнанных правил, были привержены определенным идеалам и ценностям, которые в своей совокупности и формируют культуру. Одной из форм существования таких общеобязательных правил является право. Следовательно, правовая культура представляет собой составляющую культуры общества в целом. Она характеризует уровень развития правовой деятельности и выражается в правосознании, образе мышления, системе ценностей, признанных в обществе стандартах поведения.

В отечественной юриспруденции существует понимание правовой культуры в широком и узком смыслах.

В широком смысле правовая культура включает в себя все правовые явления и институты: законодательство, юридические учреждения, деятельность органов государства (юридическую практику), правовое поведение граждан, правовое сознание. Тем самым правовая культура отождествляется с правовой системой.

Понимание правовой культуры в узком смысле связано с характеристикой правовой деятельности, ее уровня, направленности, форм и способов, что и обусловливает качество правовой жизни.

Именно в узком смысле, как качественную характеристику юридической практики официальных органов власти и правового поведения индивидов, следует употреблять термин «правовая культура».

Правовая культура общества - это качественное состояние правовой жизни, которое выражается в уровне развития правовой деятельности, качестве нормативных правовых актов, степени реализации прав и свобод личности и ее правовой активности.

Правовая культура отличается от правосознания тем, что последнее включает в себя лишь совокупность идей, воззрений, теорий, ориентаций, выражающих отношение общества и индивида к нраву, а правовая культура представляет собой положительный тин отношения к правовым явлениям, который выражается в деятельности индивида, юридических учреждений. Поэтому правовая культура - понятие более широкое, нежели правосознание. Оно характеризует уровень правосудия, включает в себя степень знания права, правовые ориентации, лежащие в основе деятельности исполнительной власти, должностных лиц. Высшим уровнем проявления правовой культуры является правовая активность индивида. Она выражается не только в законопослушном поведении индивида, но и в способности личности к активным, творческим действиям в сфере реализации права, а также в сфере правового регулирования.

Структура правовой культуры представляет собой взаимодействие различных компонентов позитивного правового поведения (деятельности). Их можно условно сгруппировать в три блока:

  • познавательный (гносеологический);
  • ценностно-ориентационный;
  • деятельностный (поведенческий).

Познавательные компоненты охватывают правовую информированность людей, юридическую образованность, знание ими законов. Юридическая подготовка индивида основывается также и на эмоциях, чувствах, стереотипах, которые формируют его уважительное отношение к праву.

Ценностно-ориентационные компоненты составляют правовые установки, правовые ценностные ориентации, переходящие в личностную структуру поведения, определяющие направленность правовой активности, готовность позитивно воспринимать правовую информацию, оценивать ее и действовать на основе сформулированного отношения. Правовая культура проявляется на этом уровне в готовности соблюдать и исполнять законы, уважении к правосудию, потребности обращения в суд за защитой своих прав.

Деятельностные компоненты содержат устойчивые формы правомерного поведения, направленные на соблюдение, исполнение, использование субъективных прав и юридических обязанностей. Наивысшим проявлением поведенческого аспекта правовой культуры является правовая активность как осознанная поведенческая реакция в форме правомерного поведения, исключающего использование противозаконных силовых средств при разрешении споров.

В целом именно зрелость правовой культуры служит интегрированным показателем, определяющим место и роль права в жизни

Рис. 25.2.

общества. В связи с этим, если правовая культура нс представляет собой целостного образования, внутри которого в разной мере развиты се отдельные компоненты (например, правовая информированность без предрасположенности к правомерному поведению), то она не в состоянии оказывать сколько-нибудь серьезного влияния на юридическую действительность.

Правовая культура выполняет в обществе ряд функций (рис. 25.2).

  • 1. Познавательная функция правовой культуры выражается в формировании у населения представлений о государстве, праве, гражданском обществе, на основе которых они вступают в правоотношения.
  • 2. Регулятивная функция правовой культуры направлена на обеспечение устойчивого функционирования общества путем предписания индивидам и социальным группам стандартов общественно полезного поведения, согласования и подчинения социальных устремлений и идеалов различных групп общепризнанным в обществе.
  • 3. Функция правовой социализации выражается в способности правовой культуры обеспечивать передачу новым поколениям накопленного опыта и культуры для эффективного использования своих субъективных прав и соблюдения юридических обязанностей.
  • 4. Оценочная функция состоит в выработке отношения индивида к правовым явлениям на основе сформированных представлений, идеалов, принципов. Это отношение выражается в поступках, поведении, в его оценке права, законности, правопорядка, законодательства в сравнении с имеющимися представлениями об этом.
  • 5. Прогностическая функция правовой культуры выражается в способности предвидеть возможные направления развития правовой системы, законодательства, юридической практики, определить средства для достижения актуальных правовых целей. В связи с этим важно обоснование вероятных изменений в системе правовых ориентаций граждан, выработке средств, либо блокирующих, либо стимулирующих их появление.

Например, явно запаздывала прогностическая функция правовой культуры в России в процессе приватизации, когда миллионы людей оказались обманутыми в результате действий создателей «финансовых пирамид». Аналогичная ситуация возникла и с государственными краткосрочными облигациями, ставшими одной из причин финансового кризиса 1998 г.


Правовая культура – 1) совокупность компонентов юридической надстройки в их реальном функционировании, комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц; 2) совокупность материализованных идей, чувств, представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности поведения личности в сфере права, базирующаяся на правовом сознании.
Правовая культура общества охватывает все ценности, созданные в сфере права, в том числе ясные законы, совершенная законодательная техника, развитая правовая наука, высоко организованная юридическая практика и другие качественные достижения в области правовой деятельности
Правовая культура отдельной личности включает в себя высокий уровень правосознания и качественное овладение навыками правомерного поведения, близко примыкает к образованности и зависит от правовой информированности.
Содержание правовой культуры включает: знание права, отношение к праву, привычку соблюдать право (закон), правовую активность.
Структура правовой культуры включает: культуру правового сознания, правового поведения; культуру функционирования законодательных, судебных и правоприменительных органов.
Культура правового сознания – правовая интуиция, позволяющая отличить верное и допустимое от неверного и недопустимого; правовые знания, представления и убеждения.
Культура правового поведения – наличие правовых ориентации, определенный характер и уровень правовой активности, благодаря которой личность приобретает и развивает правовые знания, умения и навыки.
Правовая культура законодательной и правоохранительной систем проявляется в культуре правотворчества, правоохранительной и судебной деятельности органов государства и должностных лиц.
Виды правовой культуры: правовая культура общества; правовая культура индивида; правовая культура социальных общностей (этносов, наций, народов).
Уровни правовой культуры: обыденная, профессиональная и доктринальная.
Обыденный уровень - характеризуется отсутствием системных правовых знаний и юридического опыта; ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями. Специфика обыденной правовой культуры в том, что она, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений, проявляется на стадии здравого смысла, активно используется людьми в их повседневной жизни при соблюдении юридических обязанностей, использовании субъективных прав.
Профессиональный уровень - складывается у практикующих юристов: судей, адвокатов, сотрудников правоохранительных органов. Им свойственна более высокая степень знания и понимания правовых проблем, задач, целей, а также профессионального поведения.
Доктринальный уровень - опирается на знание всего механизма правового регулирования, а не отдельных его направлений. Правовая культура теоретического уровня вырабатывается коллективными усилиями ученых-философов, социологов, политологов, юристов и представляет собой идейно-теоретический источник права. Доктринальная правовая культура является необходимым условием (средством) совершенствования законодательства, развития науки и подготовки юридических кадров.
Функции правовой культуры:
- познавательная - освоение правового наследия прошлых эпох и достижений отечественного и зарубежного права. Данная функция тесно связана с формированием правового государства и развитием гражданского общества;
- регулятивная - направлена на обеспечение эффективного функционирования всех элементов правовой системы и создания устойчивого правопорядка. Правовая культура обеспечивает следование правовым предписаниям и тем самым вносит упорядоченность в общественные отношения. Регулятивная функция реализуется через правовые и другие социальные нормы;
- коммуникативная - способствует согласованию общественных, групповых и личных интересов, обеспечивает социальное сплочение людей, реализуется в правовом общении, в процессе получения образования, опосредуется средствами массовой информации, литературы и других видов искусства.
- прогностическая - охватывает тенденции развития правотворчества и реализации права, проблемы укрепления законности, правопорядка, правовой активности населения и другие изменения правовой системы.
- ценностно-нормативная - проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах. Исходя из этого, правовые нормы, другие составляющие правовой культуры общества выступают объектами оценки. Здесь идет речь о ценностях в праве и самом праве как ценности. Данная функция проявляется и при изучении оценочного отношения личности к результату и цели ее действий, направленных на изменение окружающей правовой действительности, к эталонам и образцам поведения, предусмотренным нормами права.
Вывод:
Правовая культура - качественное правовое состояние личности, и общества, совокупность всех позитивных компонентов правовой деятельности в ее реальном функционировании, воплотившая достижения правовой мысли, юридической техники и практики.

Еще по теме § 2. Правовая культура общества: понятие, структура, виды, функции:

  1. ФИЛОСОФСКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ НОВОЕВРОПЕЙСКОГО ОПЫТА ИНСТИТУАЛИЗАЦИИ АКЦИОНЕРНОЙ МОДЕЛИ БАЛАНСИРОВКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕЁ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ