Структура правовой компетенции. Компоненты профессиональной компетентности

  • Дата: 14.06.2020

Теория и история государства и права

Чарнецкий С. Н.,

учитель обществознания ГБОУ СОШ № 1234, г. Москва

Правовая компетентность старшеклассников

Правовое образование – часть общей культуры гражданина, условие формирования правосознания человека, фактор развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства в России. То, что в демократических государствах Запада и США с долгой правовой традицией воспитывается самой жизнью, рождается в семье, в России должно быть предметом целенаправленного формирования. Это актуализирует проблему правового образования. В нашем обществе произошли изменения в оценке роли и места правового образования. Юридическая подготовка необходима не только профессионалам, но и любому человеку, так как каждый гражданин встречается с такими жизненными ситуациями, которые требуют знания элементарных юридических норм. Эти знания особенно необходимы несовершеннолетним, так как из-за правового нигилизма и безграмотности они становятся нарушителями законов, преступниками или жертвами преступлений.

Исследования показывают, что правовая компетентность подростков в России находится не на должном уровне. Одной из проблем правосознания учащихся является недостаточное знание ими собственных прав и обязанностей, невысокий уровень сформированности убеждения в необходимости выполнять свои обязанности и слабое умение защищать свои права. Об этом говорит и социологическое исследование, проведенное по заказу Уполномоченного по правам человека в городе Москве Бунимовича Е.А. и Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) Центром по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова  3  . Исследование помогает понять необходимость не ограничиваться решением вопросов о правовых знаниях учащихся, а сосредоточить главное внимание на умениях применять эти знания. Национальная образовательная инициатива « Наша новая школа» ставит задачу перехода на практико-ориентированное образование. Процесс обучения понимается не только как усвоение знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности, обретения социального опыта через деятельность. При характеристике задач предмета «Обществознание» во ФГОС ОО подчеркивается, что необходимо «формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами…».

Школьники должны прийти к пониманию роли закона в обществе, к уважению прав других членов общества, выработать навыки использования правовой информации, а также навыки обращения к квалифицированной юридической помощи. Задачей содержания правового образования является поиск баланса между правовой терминологией, правовой формой и доступностью правового содержания, соединение педагогики и юриспруденции. Цель учебного курса – не обучение юристов, а воспитание граждан и формирование у них потребности в изучении права.

Проблема формирования правовой компетентности заключается в том, что практика традиционного школьного обучения, основана на принципе «выучим и запомним», что противоречит сущности права. Право – прагматическая наука, которая запоминанием терминов и статей законов не осваивается. Право живет в действии, в практике его применения. В связи с этим логика правового образования в наибольшей степени соответствует компетентностному подходу. Важной задачей в деле социализации подростков является создание реальных условий для формирования у школьников правовой компетентности. Правовая компетентность старшеклассника в соответствии с Концепцией структуры и содержания правового образования в школе предполагает: знание механизмов правового регулирования общественной жизни; умение выделять правовые аспекты возникающих жизненных ситуаций и определять целесообразность их разрешения правовыми средствами; способность анализировать сложившуюся правовую ситуацию с различных позиций; определение достаточного для решения проблемы минимума правовой информации; умение видеть правовые последствия принимаемых решений и совершаемых действий; готовность и умение использовать механизмы и средства правового разрешения проблем  5  . Правовая компетентность – это совокупность способностей и личностно-волевых установок, определяющих для человека возможность и стремление соразмерять свое социальное поведение с правом и другими, действующими в обществе, нормами. Данная компетентность формируемая в процессе правовой подготовки школьников, представляет собой комплексную характеристику, интегрирующую в себя не только знания, умения, способности, ценностные установки, индивидуальные способы поведения учащихся, но и освоение способов, и приобретение опыта деятельности, необходимого каждому в ежедневной жизни, в процессе социальной практики, в рамках выполнения различных социальных ролей.

В структуре правовой компетентности выделяются три компонента : когнитивный (знание Конституции РФ, Международных документов о правах человека, Законов РФ, прав человека, прав ребенка, правовых терминов и понятий), деятельностный (участие в деятельности общественных организаций, в гражданских, семейных трудовых и других правоотношениях) и мотивационный (проявление отношения к закону, праву, правовым поступкам взрослых и сверстников, правонарушениям и преступлениям, преступникам).

На основе технологий развивающего и проблемного обучения, изменяется роль преподавателя, он становится руководителем самостоятельной творческой работы старшеклассника. Нетрадиционные формы уроков создают условия для того, чтобы учащиеся могли вообразить то, чего в их опыте не было, они вооружают учащихся способами воссоздания юридических казусов. Нетрадиционные формы уроков мотивируют и активизируют познавательные процессы учащихся, повышают интерес к предмету практически у всех учащихся. Интерактивная деятельность на уроках «Основ права» предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию. Интерактив исключает доминирование одного выступающего (учителя), и одного мнения над другими. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения. Так реализуется важный принцип современного образования – принцип партнерства. Задачи интерактивных методов предусматривают получение учащимися ценностных установок на уважение прав и достоинства личности, мирный способ разрешения конфликтов, законопослушание, ответственность, уважение своих и чужих трудовых усилий.

Работа детей с правовым материалом - условие развития особых языковых средств. В сфере права требуется развернутая аргументация, владение юридической терминологией, выстраивание многоуровневых логических заключений. Трудно добиться в школе полного овладения особой правовой риторикой, но старшеклассники приобщаются к навыкам ораторского искусства.

Изучение предмета «Основы права» может гарантировать обучающихся от совершения правонарушений, особенно это касается «трудных и проблемных» учеников.

Для правового образования важным условием является социальная практика: деятельность детской общественной организации, социальное проектирование, деловые игры, социальное партнерство с общественными и государственными организациями – продуктивные формы правового образования. Включение учащихся в обсуждение и решение социально-правовых проблем школы способно сформировать у них социальную ответственность, самостоятельность, критичность мышления. Старшеклассники приобретают умения использования норм права при решении не только учебных задач, но и жизненных ситуаций. Таким образом, правовое образование в старшей школе направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой компетентности, необходимой для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе: гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя.

Литература

1. ФГОС основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897

  1. Безукладникова, И.В. Правовая компетентность учащихся и условия ее формирования [Электронный ресурс] http://innvik.ucoz.ru/index/0–40
  2. Знание школьниками Москвы собственных прав и способов их зашиты: По материалам социологического исследования. – М.: 2010
  3. Козленко, С.И. Особенности и перспективы развития правового образования в столичном мегаполисе / С. И. Козленко, И. В. Козленко // Право в школе. – 2009. – № 4. – С. 2-10
  4. Поливанова, К.Н. Концепция структуры и содержания правового образования в школе/ К.Н. Поливанова, В.В. Спасская, Б.И. Хасан // Сибирский учитель. – 2003. – № 26. – С.17-21
  5. Парфенчикова Л.В. Формирование основ правовой компетентности учащихся через систему правового образования в гимназии // Фестиваль педагогических идей открытый урок [Электронный ресурс] http://festival.1september.ru/articles/103333/
  6. Попов, Д.Е. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры // Электронное научное издание «Аналитика культурологии». – 2010. – №17 [Электронный ресурс] http://www.analiculturolog.ru/archive/item/234-article_46.html
  7. Чарнецкий, С.Н. Использование нетрадиционных форм уроков в преподавании экспериментального курса «Основы правовых знаний»// Преподавание права в 2007-2008 учебном году/Сост. И.В. Козленко. – М.: МИОО, 2007. – С.60-62

А. С. Аникина

кандидат педагогических наук, старший преподаватель Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии

E-mail: [email protected]

П. Г. Постников

кандидат педагогических наук, доцент Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии

E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются содержание и структура правовой компетентности педагога, уровни развития ее содержательных компонентов. Показано, что правовая компетентность выступает значимым качеством педагога, обеспечивающим регулирование его отношений с другими участниками образовательного процесса на основе правовых норм.

Ключевые слова: правовая компетентность педагога, содержательные компоненты правовой компетентности педагога, критерии сформированности правовой компетентности педагога.

Государственная политика в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан направлена на формирование высокого уровня правовой культуры населения, уважения к закону, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также на преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию России как современного цивилизованного государства.

Педагог в современных условиях становится активным участником правовой политики государства, с его правовой компетентностью связывается реализация потребности общества в становлении основ правовой культуры учащихся. От самого педагогического работника требуется неукоснительное соблюдение прав участников образовательного процесса, защита их интересов, понимание правовых основ регулирования общественных отношений. Только в этом случае учащиеся смогут освоить положительный опыт участия в правоотношениях, осознать личностный смысл правомерного поведения, приобрести социально значимые правовые ориентации.

Вместе с тем анализ материалов периодической печати, судебной практики, результатов прокурорских проверок свидетельствует о многочисленности правонарушений в сфере образования. Проведенное нами исследование показало, что педагоги зачастую не знают содержания правовых норм, определяющих правовой статус ребенка и регламентирующих отношения в сфере образования, действуют в юридически значимых ситуациях интуитивно, не замечая правонарушений и не осознавая противоправности своих поступков. Социально обусловленная потребность в повышении уровня правовой компетентности педагогов актуализирует исследование проблем, связанных с ее формированием в процессе профессионального образования.

Проведенный анализ подходов к содержанию профессиональной компетентности педагога позволил нам сделать вывод о том, что правовая компетентность педагога как составляющая его профессиональной компетентности не получила в научной литературе должного отражения. Вместе с тем новое видение роли педагога в правовой социализации учащихся, необходимость организации образовательного процесса на правовой основе, выстраивание отношений между педагогами и учащимися на основе приоритета

соблюдения прав и зашиты интересов ребенка делают необходимым вычленение в структуре профессиональной компетентности педагога его правовой компоненты. Под правовой компетентностью педагога (ПКП) мы понимаем интегрированное личностное качество специалиста сферы образования, отражающее единство его теоретико-правовой подготовленности и практической способности к правомерной реализации профессиональной деятельности, осуществлению правового воспитания, защите прав и интересов детей. Правовая компетентность педагога имеет существенные отличия от правовой компетентности специалистов других сфер общественного производства, поскольку она:

Предполагает знание правовых норм и наличие опыта их реализации не только в области повседневного взаимодействия граждан, но и в сфере образования;

Обеспечивает интеграцию педагогических и правовых норм в пространстве регулирования образовательных отношений;

Служит средством развития правовой культуры обучаемых;

Включает знание правового статуса ребенка, выступает гарантом соблюдения и защиты прав несовершеннолетних учащихся (воспитанников);

Является предпосылкой правомерного поведения педагога в процессе профессиональной деятельности;

Позволяет реализовывать и в случае необходимости отстаивать профессиональные права педагога.

В качестве структурных элементов ПК мы рассматриваем, с одной стороны, ее содержательные компоненты (ценностно-смысловой, содержательно-правовой, функционально-деятельностный, рефлексивно-оценочный); с другой - правовые компетенции (правоориентационную, правореализационную, правовоспитательную, правозащитную), осваиваемые студентами в процессе формирования ПК.

Ценностно-смысловой компонент отражает принятие педагогом правовых ценностей, сформированность мотивов познания правовых основ регулирования общественных отношений, наличие личностной установки на правомерность профессиональной педагогической деятельности, защиту прав ребенка и осуществление его правового воспитания. Содержательно-правовой компонент включает системное, целостное усвоение знаний нормативно-правового и процессуального характера, необходимых и достаточных для осуществления правомерной профессиональной педагогической деятельности, правового воспитания учащихся (воспитанников), защиты их прав; понимание дефиниций, принципов и норм права; способность определять правовые отношения в совокупности профессиональных отношений. Функционально-деятельностный компонент обеспечивает решение правовых задач, участие педагога в правоотношениях на основе правомерного поведения, осуществление правового воспитания и деятельности по защите прав учащихся. Рефлексивно-оценочный компонент определяет способность педагога к рефлексивной оценке собственной деятельности с позиций норм права, критическому осмыслению ее результатов и, как следствие, внесение корректив в содержание правового взаимодействия педагога с другими субъектами образования; возможность предупреждения противоправных поступков, развитие правового самосознания.

Критериями сформированности ПКП являются: профессионально-правовая направленность, определяющая отношение личности к праву как ценности; профессионально-правовая информированность, включающая совокупность правовых и педагогических знаний, актуальных для решения педагогом профессиональных задач; профессионально-правовая активность, проявляющаяся в самостоятельном познании правовых явлений, решении профессиональных задач с позиций права, освоенности методов правовоспитательной и правозащитной деятельности; профессионально-правовая самооценка, проявляющаяся в способности к анализу и оценке своего поведения с позиции его правомерности.

Содержание компонентов ПКП рассматривается нами через содержание правовых компетенций, представленное определенной совокупностью ценностных ориентации, знаний, умений, рефлексивных способностей, которыми студенту необходимо овладеть в процессе профессионального образования. Составляющие правовых компетенций являются показателями сформированности ПКП (табл. 1).

Таблица 1

Структура правовой компетентности педагога

Компоненты

Ценностно-смысловой

Функционально-деятельностный

Рефлексивно-оценочный

Компетенция

Правоориентационная

Понимает смысл познания права; имеет уважительное отношение к праву

Знает базовые теоретические положения права; знает, где и как осуществить поиск правовой информации

Применяет знания для анализа правовой ситуации; решает задачи, связанные с информационным поиском

Способен оценивать уровень своих правовых знаний, планировать способы их пополнения

Правореализационная

Понимает смысл правового регулирования общественных отношений; принимает ценность правомерного осуществления профессиональной деятельности

Может оценить ситуацию на основе освоенных правовых знаний, спроектировать варианты поведения субъектов на основе поиска субъективно новых правовых норм

Осуществляет оценку своего поведения с позиции права, вносит коррективы

Правовоспитательная

Понимает смысл осуществления правового воспитания; ориентирован на выполнение данной функции в своей деятельности

Владеет правовыми знаниями, необходимыми для правового просвещения; знает методы воспитательного воздействия

Имеет опыт проектирования и осуществления правовоспитательного воздействия на учащихся

Осуществляет рефлексию результатов деятельности по правовому воспитанию, анализирует ее успехи и недостатки

Правозащитная

Понимает смысл правозащитной деятельности; принимает ценность прав ребенка

Владеет знаниями о правах ребенка и о способах их защиты; знает компетенции правозащитных органов и организаций

Выявляет факты нарушения прав учащихся в ОУ; умеет применять оперативные меры для зашиты ребенка

Определяет свое поведение в правозащитной ситуации в зависимости от вариантов ее разрешения

Оценка сформированности правовой компетентности

Критерии

Профессионально-правовая направленность

Профессионально-правовая информированность

Профессионально-правовая активность

Профессионально-правовая самооценка

Показатели

Ценностные ориентации, мотивация

Правовые и педагогические знания

Рефлексивные способности

Индикаторы

Оценочные суждения; направленность мотивов; выбор ценностей

Осознанность; адекватность использования понятий; применение знаний

Результативность решения профессионально-правовых задач; качество образовательных проектов

Самооценка правовой компетентности; повышение эффективности профессиональной деятельности

В педагогике и педагогической психологии широко используется трактовка степени достижения результатов образования в понятиях его уровней. Уровни ПК обоснованы нами на основе качественных изменении в развитии ее содержательных компонентов.

1. Адаптивно-базовый уровень:

Сформирован интерес к изучению права, как элементу профессиональной дея-

тельности; субъект имеет представление о правовых ценностях;

Освоен минимальный уровень правовых знаний, необходимых для выполнения элементарных профессионально-правовых функций и для последующего профессионально-правового образования;

Выполнение профессиональных функций имеет интуитивно-эмпирический характер, педагог не рассматривает свою деятельность с правовых позиций (алгоритмическая деятельность);

Рефлексия характеризуется способностью соотносить свое поведение с поведением других лиц в аналогичной правовой ситуации (экстенсивная рефлексия).

2. Функционально-технологический уровень:

- сформирована личностная убежденность в необходимости изучения права; субъектом осознаны и приняты правовые ценности;

Освоены знания об основных институтах права, являющиеся базой для осуществления правового воспитания и осознанного выбора вариантов правомерного поведения в различных сферах общественной жизни;

Приобретенный опыт обеспечивает понимание правового характера ситуации, позволяет находить правомерное решение на основе имеющихся правовых знаний, проектировать правовое воспитание (продуктивная деятельность);

Рефлексия характеризуется способностью оценивать свое поведение с позиции его соответствия требованиям правовых норм (интенсивная рефлексия).

3. Системно-профессиональный уровень:

- сформирована правовая позиция, определяющая правомерность поведения в профессиональной сфере; субъект действует согласно присвоенным ценностям;

Освоены нормы права и педагогические знания, обеспечивающие комплексное решение профессиональных задач по организации образовательного процесса и правомерного взаимодействия в сфере образования;

Освоенный опыт позволяет педагогу решать правовые задачи на основе освоения субъективно новых правовых норм; осуществлять правовоспитательную и правозащитную деятельность (творческая деятельность);

Рефлексия характеризуется способностью использовать свой опыт для проектирования правомерного поведения (конструктивная рефлексия).

На основе рассмотренных теоретических положений было проведено исследование уровня правовой компетентности работающих учителей. Полученные результаты подтвердили предположение о недостаточном уровне их правовой компетентности и позволили сделать вывод о необходимости создания дополнительных условий для формирования правовой компетентности, к которым относятся:

Диверсификация содержания правовых дисциплин за счет акцентуации внимания студентов на реализации норм права в сфере профессиональной деятельности педагога;

Перенос приоритета с информационного компонента содержания правового обучения на освоение процедур и способов профессионально-правового действия посредством решения профессионально-ориентированных правовых задач;

Установление структурно-логических межпредметных связей правовых и педагогических учебных дисциплин для комплексного развития правовых компетенций;

Использование возможностей педагогической практики для реализации правовых компетенций, приобретения опыта правовоспитательной и правозащитной деятельности;

Таким образом, правовая компетентность педагога выступает качеством субъекта, обеспечивающим регулирование образовательных отношений на основе правовых норм. Ее формирование начинается с усвоения основных правовых норм, отраженных в учебно-правовых дисциплинах. Начальный этап сформированности правовой компетентности характеризуется таким показателем, как правовая грамотность. В последующем на основе решения комплекса правовых задач форми-

руется функциональная правовая грамотность, обеспечивающая разбор правовых ситуаций и решение возникающих задач с учетом полученного опыта и возникшей ситуации. На этом уровне проявляются такие качества субъекта, как мобильность, инициативность, ответственность и заинтересованность. На завершающем этапе подготовки педагога и его адаптации в образовательном учреждении формируется правовая компетентность как интегративное качество субъекта.

С учетом специфики образовательной деятельности указанное качество учителя выступает условием и средством становления у участников образовательного процесса правомерного поведения. Уровень правовой компетентности педагогов превращается в современных условиях в вектор, определяющий развитие правового пространства школы.

LEGAL COMPETENCE AS A PLANNED RESULT OF VOCATIONAL TEACHER TRAINING

A.S. Anikina

candidate of pedagogical sciences, senior lecturer of the Nizhny Tagil State Social-Pedagogical Academy

P.G. Postnikov

candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Nizhny Tagil State Social-Pedagogical Academy

The article deals with content and structure of legal competence of teachers, development levels of its content components. It is shown that legal competence is an important feature of a teacher, providing regulation of his/her relations with other participants of educational process on the basis of legal norms.

Key words: legal competence of a teacher, substantive components of legal competence of teachers, formation criteria of legal competence of a teacher.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вербицкий А. А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. М., 1999.

2. Евтихов О. В. Тренинг лидерства: монография. СПб., 2007.

3. Кроль Л. М., Михайлова Е. Л. Тренинг тренеров: как закалялась сталь. М., 2002.

4. Мудрик А. О коммуникативной культуре // Директор школы. 2003. № 6.

5. Роджерс К., Фрайберг Д. Свобода учиться. М., 2002.

6. DePree M. Leadership Jazz: The Art of Conducting Business through Leadership, Followship, Teamwork, Touch, Voice. N.-Y., 1993.

СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

С. В. Мягкова

В статье рассматривается вопрос правовой компетентности руководителя общеобразовательного учреждения. Автор на основе специально изученной литературы раскрывает структуру и функции правовой компетентности директора школы, обосновывается актуальность и значимость рассмотрения данного вопроса.

Ключевые слова: правовая компетентность, правосознание, правовое мышление, правоприменительная деятельность, готовность и способность к правовой деятельности.

Проблема эффективности совершенствования и повышения уровня правовой компетентности руководителя общеобразовательного учреждения является актуальной для теории и практики управления. Значимость данной проблемы заключается в переосмыслении искомого вопроса для развития и формирования правовой компетентности директора школы. Высокая культура действий и поступков, чувств и побуждений должна являться главным результатом развития личности. На наш взгляд, правовую компетентность необходимо рассматривать как педагогическую проблему, поскольку право и педагогика являются продуктом общественного развития и основой их взаимосвязи.

В мировой образовательной практике понятие «компетентность» выступает в качестве центрального звена, так как компетентность «... объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющую профессиональной квалификации; заложена идеология интерпретации содержания профессиональной подготовки в зависимости от планируемого результата; предполагает характеристику работника с позиций социально-личностной активности» (7; 8).

Ученые-исследователи рассматривают компетентность и как характеристику личности (3), и как реализацию функций (4), и как совокупность коммуникативных, конструктивных, организаторских умений личности (2).

На основе трудов таких ученых, как Е. В. Аграновская (1), Н. М. Кейзеров (5), С. Н. Саламаткин (9) и др., мы пришли к выводу о том, что структуру правовой компетентности составляют: правосознание, правовое мышление, правоприменительная деятельность, готовность и способность к правовой деятельности.

Новая образовательная ситуация предполагает новую структуру правовой компетентности директора школы в деятельности общеобразовательного учреждения (схема).

Правовая компетентность руководителя общеобразовательного учреждения

Первым структурным элементом правовой компетентности руководителя общеобразовательного учреждения является правовое сознание.

Правосознание представляет собой сферу или область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний, оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение (деятельность) людей в юридически значимых ситуациях (6). Значит, правосознание директора школы должно предполагать: осмысление и ощущение необходимости права; оценку права; осознание необходимости создания развитой системы законодательства; осмысление потребности в изменении и дополнении действующих нормативных актов; восприятие процесса и результатов реализации права; соотнесение правовых ценностей с иными (моральными, политическими) ценностями.

Вторым структурным элементом является правовое мышление. Для того чтобы грамотно скоординировать свою деятельность, необходимо руководствоваться правовыми нормами и знаниями в области образовательного пространства деятельности школы, обладать правовым мышлением.

Мышление - это активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п., связанный с решением тех или иных задач. Мышление возникает в ходе производственной деятельности людей и обеспечивает опосредованное отражение действительности (11, 15). Следовательно, правовое мышление управленца должно способствовать умениям анализировать, сравнивать, обобщать нормативно-правовую информацию в различных ситуациях жизнедеятельности общеобразовательного учреждения.

Третьим структурным элементом является готовность и способность руководителя к правовой дея-

тельности, которые занимают при этом центральное место в его педагогической работе и деятельности общеобразовательного учреждения. Алгоритм готовности и способности к правовой деятельности включает постановку целей и задач в управлении школой, принятию решений, планирование деятельности по выполнению решения, анализ достигнутых результатов.

В целом готовность к действию трактуется как «вооруженность человека необходимыми для успешного выполнения действий знаниями, умениями и навыками, как экстренная реализация имеющейся программы действий в ответ на появление определенного сигнала» (10, 32-37). Значит, насколько директор школы будет готов к применению правовых знаний, умений и навыков, настолько он будет способен удовлетворять различным требованиям правовой компетентности руководителя образовательного учреждения, разрабатывать более сложные стратегии, распознавать глубинную структуру проблемы, видеть перспективы, чтобы процессы обработки информации были организованы особым способом. Структура правовой компетентности управленца школы предполагает развитие специальных, особенных качеств, необходимых для успешной деятельности в процессе управления.

Четвертым структурным элементом является правоприменительная деятельность руководителя общеобразовательного учреждения, которая представляет собой целенаправленную реализацию функциональных обязанностей. При этом совпадение целей и задач с активной личной позицией руководителя выступает важным условием эффективности правоприменительной деятельности, наряду с достаточно сформированными знаниями, навыками, умениями, психологическими и педагогическими качествами, являясь важным фактором в управлении образовательным учреждением.

Определение структуры правовой компетентности и анализ специальной литературы по поставленной проблеме позволяет выделить ее функции: познавательнопреобразовательную, праворегулятивную, ценностнонормативную, правоанализируемую, правосоциализа-торскую, коммуникативную, управленческую.

Познавательно-преобразовательная функция правовой компетентности руководителя образовательного учреждения связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового пространства школы и обеспечению становления «молодых» участников образовательного процесса. Она призвана содействовать согласованию общественных, групповых и личных интересов, поставить человека в центр общественного развития, создать ему достойные условия жизни и труда, обеспечить социальную справедливость, политическую свободу, возможность всестороннего развития. Эта функция связана с созданием правовых и нравственных гарантий таких общечеловеческих ценностей, как честность и порядочность, доброта и милосердие, моральный самоконтроль и совестливость, человеческое достоинство и свобода выбора.

Праворегулятивная функция правовой компетентности руководителя общеобразовательного учреждения направлена на обеспечение устойчивого, слаженного,

динамичного и эффективного функционирования всех элементов правовой системы. Она позволяет не только осуществлять правовое общение между гражданами, но и регулировать их взаимоотношения в правовой сфере. Благодаря этой функции правовая компетентность директора школы обеспечивает подчинение людей в их деятельности определенным правилам, реализацию их потребностей, интересов, социальных стремлений и идеалов, взаимность прав и обязанностей в правовых отношениях, вносит элемент упорядоченности в эти отношения.

Ценностно-нормативная функция правовой компетентности руководителя общеобразовательного учреждения проявляется в разнообразных явлениях и фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, в социальных институтах и т. д. Исходя из этого правовые нормы, другие составляющие правовой культуры общества выступают объектами оценки. Здесь идет речь о ценностях в праве и самом праве как ценности.

Правоанализируемая функция правовой компетентности руководителя общеобразовательного учреждения проявляется тогда, когда изучается оценочное отношение личности (участников образовательного процесса) к результату, цели ее действий, направленных на изменение окружающей правовой действительности, к поведению и деятельности других лиц. Оценивается правовая реальность в самом широком диапазоне - от конкретной юридической ситуации до правовой системы в целом.

Встречаясь с каждой новой ценностью правовой компетентности, мы даем ей оценку с позиций сложившихся у нас ценностных ориентаций в этой сфере, одобряя одни компоненты правовой действительности и отвергая другие.

Правосоциализаторская функция правовой компетентности руководителя общеобразовательного учреждения раскрывается нами через призму формирования правовых качеств личности. Здесь необходима целенаправленная правовоспитательная работа, важны мероприятия по организации юридического всеобуча педагогов образовательных учреждений, оказанию юридической помощи, активизации процессов самовоспитания личности.

Правовая компетентность руководителя общеобразовательного учреждения должна включать и коммуникативную функцию. Обеспечивая общение участников образовательного процесса в правовой сфере, она существует через общение и влияет на него. Здесь имеются в виду косвенное общение с лицами, принадлежащими к прошлым поколениям, организация различных мероприятий, например в виде лекций, бесед, классных часов, деловых игр юридической направленности. Знакомясь с правовой литературой и деятельностью правовых организаций, мы узнали, что в западных школах существует институт уполномоченного по правам участников образовательного процесса. Пока ребенок находится в образовательной среде, у него легче формируются любые привычки. Значит, привычки уважать собственное достоинство, права и свободы других людей, проявлять

терпимость и терпеливость к ним также будут возникать. Младших школьников можно на доступном уровне ознакомить со всеми основными правами человека. Следует выделить, что правовая компетентность управленца школой во многом зависит и определяется реальным правовым поведением участников образовательного процесса, деятельностью их по реализации права, тем, насколько они знают и своевременно исполняют свои права и обязанности.

Действующее уголовное законодательство также предусматриваетуправленческие функции (ст. ст. 201, 204 УК РФ) должностных лиц и лиц, выполняющих управленческие функции. В соответствии с примечанием 1 к ст. 285 УК РФ должностными признаются лица, которые постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляют функции представителя власти либо выполняют организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях России. Поэтому правовую компетентность директоров школ справедливо рассматривать как важный фактор повышения качества управления образованием и повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Данные о структуре и функциях правовой компетентности служат началом формирования и определения уровня развития правовой компетентности руководителей общеобразовательных учреждений как на курсах повышения квалифика-

ции и профессиональной переподготовки, так и в условиях самообразования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аграновская Е. В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М., 1988.

2. Баранова Л. А. Социальная компетентность: условия формирования и проявления // Человек и общество: научный и общественный альманах / под ред. В. Е. Семенова. СПб.,

2006. Вып. XXXI.

3. Барболин М. П., Приятелев В. В., Смирнов В. В. Социализация личности как фактор устойчивого общественного развития в новых социально-экономических условиях России на рубеже ХХ-ХХ1 веков. СПб., 2005.

4. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. М., 2005.

5. Кейзеров Н. М. Политическая и правовая культура: Методологические проблемы. М., 1988.

6. Концепция о защите прав человека и основных свобод. М., 2007.

7. Погребняк Л. П. Правовые основы функционирования и развития образовательного учреждения. М., 2003.

8. Погребняк Л. П. Управление образовательным учреждением: организационно-педагогические и правовые аспекты: (новые вопросы и ответы). Москва-Ставрополь, 2003.

9. Саламаткин С. Н. Правовое воспитание личности. Красноярск, 1990.

10. Сластенин В. А. Готовность педагога к инновационной деятельности // Педагогическое образование и наука. 2006. № 1.

11. Соловьев О. Б. Понимание и мышление. Новосибирск,

В рамках компетентностного подхода возникает вопрос о множественности компетентносгей. их компонентов, типов и видов.

Е.В.Бондарева выделяет следующие компоненты профессиональной компетентности специалиста: мотивационно-волевой, функциональный, коммуникативный и рефлексивный.

Профессиональная компетентность включает:

Правовую компетентность (знание законодательства о труде и нормативных актов, распределительных документов службы занятости на всех ее уровнях, методических материалов по профессиональному консультированию):

Функциональную компетентность (система знаний о различных профессиях, требованиях, предъявляемых ими к субъекту труда, общей и специальной профессиональной подготовке, факторах профессионального развития, видах профессиональной деформации личности);

Социально-перцептивную компетентность (система знаний о типах
личности, восприятии и понимании человека человеком);

Коммуникативную компетентность (система знания содержания
различных форм межличностного общения, методов психологических
воздействий, особенностей их применения).

Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных;

Компетентность в сфере гражданско-обшественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);

Компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации);

Компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного


здоровья, семейного бытия и проч.);

Компетентность в сфере к\ льтурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность) 119].

Интересной представляется систематизация видов компетентности человека, в которой А.К.Маркова выделяет значимые качества по каждому из них:

Специальная профессиональная компетентность - владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;

Социальная компетентность - владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения, как социальная ответственность за результаты своего профессионального труда;


Личностная компетентность - владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;

индивидуальная компетентность - владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать рационально свой труд без перегрузок времени и сил, осуществлять труд ненапряженно, без усталости.

В.В.Литвиненко выделяет «актуальную компетентность», определяемую как динамизм, мобильность профессиональной деятельности, готовность к новым условиям образовательной деятельности в условиях конкурентной борьбы.

Л.А.Першина различает профессиональную компетентность по

Человек от рождения до смерти проходит определенные этапы в жизни, каждый из которых имеет свои определенные особенности. Все начинается с детства. Это один из самых важнейших периодов, так как в нем формируются основы личности, главные ценности, которые он проносит через всю свою жизнь, исходя из которых, формируется определенная модель поведения в будущем. Человек совершает на протяжении всей жизни поступки на основании тех механизмов и программ, заложенных в подсознание по большей части именно вдетстве. Кроме того, этот период отличается уязвимостью, так как дети являются незащищенными из-за физической и умственной незрелости.

Детство должно быть счастливым. Именно от этого периода зависит благополучие и процветание жизни, как отдельного человека, так и общества в целом. Ведь общество и состоит из отдельных индивидов. В связи с этим данный жизненный этап нуждается в особом внимании со стороны государства. Поэтому дети наделены специфическими правам, которые необходимо защищать и следить за их исполнением, а так же создавать условия для благополучного детства.

Права ребенка на международной арене закрепили за собой особый статус и получили интенсивное развитие в XX веке. Этот век насыщен принятием нормативно-правовых актов, в которых признаются права детей, как особые права, и признаются объектом особой защиты. Следствием принятия этих актов стало не только признание ребенка равноправным субъектом общественных отношений, но и наделение его комплексом только ему присущих прав, обеспеченных специфическими правовыми гарантиями и механизмами их защиты, что позволяет говорить о формировании в международном праве особой подотрасли - детского права. [ 8, с. 152]

Детское право – это возможность детей претендовать на ряд общественных благ и деяний в экономической, социальной и культурных сферах, установленных государством и закрепленных в нормативно-правовых актах в соответствии с их возрастными особенностями и особыми потребностями в защите в силу их физической и умственной незрелости.

Значительным событием в области защиты прав детей стало принятие Конвенции о правах ребенка Генеральной Ассамблеей ООН в 1989, вступившей в силу в СССР в 1990 году. Согласно этому документу ребенком считается «каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста». Именно с этого момента ребенок выступает не только в роли объекта, требующего социальной защиты, но и в роли субъекта , которому предоставлен весь спектр прав человека. [ 2, с. 106-110 ] Для реализации основных положений этого документа в России стали разрабатываться документы на федеральном, региональном, муниципальном уровне. Например, в 1998 году приняли федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», тем самым показывая приоритет удовлетворения важных экономических, социальных потребностей ребенка. В этом же году формируется институт Уполномоченного по правам ребенка, который обязан следить за исполнением прав ребенка и его законных интересов.

Право существует для того, чтобы мы жили в согласии, оно реализует наши справедливые человеческие интересы. Но часто приходится сталкиваться с тем, что, ни взрослые, ни дети не знают в полной мере о них, вследствие чего не способны защитить и отстоять свои интересы. В обществе много различных структур, которые занимаются защитой прав, но люди мало информированы об их деятельности, особенно дети. Поэтому остро встает такая проблема, как правовой нигилизм и низкий уровень правовой компетентности граждан, в том числе и детей. Это ставит под сомнение одну из основных идей гражданского общества, правового государства – безусловное признание и защита прав и интересов гражданина, верховенство закона, что

Дети, а особенно подростки, ввиду свойственной им конфликтности, агрессивности, должны как можно больше знать о своих правах и обязанностях, которые закреплены в действующих правовых актах, чтобы умело ими пользоваться в нужной для них ситуации, как правило, критической конфликтной, отстаивать свои права и свободы. В связи с этим вводится понятие «правовая компетентность». Правовая компетентность – это знания своих прав и обязанностей, всевозможных способах защиты их прав и готовность отстаивания своих прав и свобод. Но данной компетенцией должны обладать не только дети, но и родители, и педагоги в школах, которые являются основными агентами социализации ребенка. Ведь в конфликтных ситуациях, в случаях нарушения прав ребенка, он в первую очередь обратится либо к родителям, либо к учителю, либо к друзьям.

Одним из направлений государственной политики является развитие правового образования и воспитания детей в образовательных учреждениях с помощью внедрения в образовательный процесс учебных программ обеспечивающих получение знаний в области права. Очень важно, чтобы данные меры носили эффективный характер, чтобы при выходе во взрослую самостоятельную жизнь ребенок обладал правовой компетентностью

Основная задача по формированию правовой компетентности лежит в первую очередь на педагогах в образовательных учреждениях. Им следует свою деятельность направлять не только на передачу информации в области права, но и на включение школьников в правовую деятельность, обогащение их знаний примерами позитивного правового взаимодействия с социумом. Этому должна способствовать совместная работа с социальными институтами, заинтересованными проблемами правового образования и воспитания.

Хасанова С. А., занимаясь проблемами правового воспитания школьников, отметила, что, несмотря на существование некоторых программ по правовому воспитанию, не до конца изучена специфика такого воспитания. Возникает непонятность, какие именно меры по повышению уровня правовой компетентности эффективны. Она в своей работе выделила следующие этапы, которые должны быть основополагающими в данном деле: 1) информационно- просветительский (передача различных знаний в области права); 2) ценностно-ориентированный (формирование правомерного поведения); 3)поведенческий (прививание готовности следовать правовым нормам в повседневной); 4) коммуникативный (осуществление взаимодействия учащихся с другими членами общества на основе правовых норм, формирование готовности реализовывать свои гарантии и свободы).

Итак, мы живем в гражданском обществе, где основной идеей является верховенство прав и интересов человека. Но правовая неграмотность граждан, в том числе детей, нарушает этот принцип. Очень важно передавать правовые знания именно в детстве, чтобы у подрастающего поколения было сформированное правовое сознание, правовая культура, так как это откладывает отпечаток на жизни, как отдельного человека, так и всего социума. Высокая правовая компетентность ребенка может обеспечивать справедливость в обществе, где будет решаться конфликты не «кулаком», а правомерными действиями, которые обеспечат благополучие и безопасность людей.

Ответственность за повышение данного рода компетентности лежит в основном на педагогах, которые кроме передачи информации в области права, должны уделять внимание на формирование готовности детей вступать в правоотношения и защищать свои права и законные интересы.

Список литературы:

  1. Абдуразакова Д. М., Саиева Л. Х., Шахбанова П. Проектная деятельность как средство формирования правовой компетентности учащихся// Мир науки, культуры, образования. - 2015. - Горно-Алтайск. - №3. - С. 76-79.
  2. Адрова Т. Н., Фарафонова Н. Н. Маленькому ребенку – большие права // Права ребенка и эффективное взаимодействие государственно-общественных институтов в их защите. - 2014. - Омск. - С. 106-110.
  3. Библиофонд, электронная библиотека студента [Электронный ресурс]: Энциклопедический словарь конституционного права → Что такое компетентность, что означает и как правильно пишется. – 2003.
  4. Воробьева М. Г. Права и обязанности детей// права ребенка и эффективное взаимодействие государственно-общественных институтов в их защите. – 2014. - Омск. - С. 14-15.
  5. Декларация прав ребенка [Электронный ресурс]: Принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841 пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН// КонсультантПлюс: справ.правовая система. Версия Проф. М., 2005. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том.гос. ун-та (Дата обращения: 19.12.2017г.)
  6. Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс]: одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990//КонсультантПлюс: справ.правовая система. Версия Проф. М., 2005. (Дата обращения: 19.12.2017г.)
  7. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан [Электронный ресурс]: утв. Президентом РФ 28.04.2011 N Пр-1168 // КонсультантПлюс: справ.правовая система. Версия Проф. М., 2005. (Дата обращения: 19.12.2017г.)
  8. Тарусина Н. Н., Исаева Е. А., Миролюбова О. Г., Сочнева О. И. Ребенок как субъект права//Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова. – Ярославль. – 2013. – С. 152.
  9. Хасанова С. А. Правовое воспитание старших подростков в средней общеобразовательной школе: Автореф. дис. кан. Пед. наук. – Сургут. –2007. – 315 с.
  10. Энциклопедический юридический словарь/ под общ.ред. В. Е. Крутских. – 2-е изд. – М.:ИНФРА-М, 1999. – 239 с.