Внеклассное мероприятие по правовому воспитанию для младших школьников. Внеклассное мероприятие по правовому воспитанию учащихся "знатоки права" Мероприятия по правовому воспитанию детей

  • Дата: 11.06.2020

Открытое мероприятие по правовому воспитанию, с участием юридического лица – Алейник Оксаной Вадимовной (ООО «ЮКЦ» ЮрФирм, юрист).

Цель : ознакомить учащихся с правилами, регулирующими жизнь общества; ознакомить учащихся с основными правами и свободами Декларации прав человека; проанализировать типичные правонарушения; способствовать формированию у подростков правовой культуры, воспитанию уважения к правам и свободам личности.

Задача : воспитание законопослушного гражданина, ответственного за свои поступки.

Оборудование: персональный компьютер с мультимедийным проектором и интерактивной доской, карточки, памятки; иллюстрации к сказкам (слайды), DVD кассета с записью музыкальных отрывков из мультфильмов, карточки с заданиями.

Ход:

I . 1. Беседа «Права человека»
Здравствуйте ребята и гости! Дорогие ребята, с каждым днём вы взрослеете и в том, как сложится ваша жизнь, каких ориентиров вы будете придерживаться в будущем, какой дорогой вы пойдёте и кем станете, зависит от вас. Но только не забудьте, что на выбранном вами пути законопослушных граждан от вас самих потребуется неукоснительное выполнение всех моральных норм и законов общества. А теперь, я прочитаю вам притчу о метели.

«Вот вышел сеятель сеять:
И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока.
Когда же взошло солнце, увяло, и так как не имело корня, засохло.
Иное упало в тернии, и выросло терние и заглушило его.
Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.
Кто имеет уши, да слышит!»

Ребята, какое смысловое значение имеет эта притча, для чего мы её прослушали?

– Мы прослушали притчу для того, чтобы вы задумались над сказанным, чтобы те слова, которые вы сегодня услышали и услышите, упали на добрую землю, сохранились в вашем сердце и принесли свои плоды.

Каждый из нас имеет право полноценно жить, высказывать своё мнение, свободно выбирать свой путь и верить в свою собственную уникальность и предназначенность. И только узаконенный приоритет прав человека может полноценно реализовать себя, выстроить свою собственную жизнь. Демократия невозможна без образованных в области права граждан. Знание прав помогает активно участвовать в жизни общества, ответственно относиться к своей жизни и жизни других людей.

Известно, что с рождения каждый человек имеет права, которые прописаны в государственных документах таких как: - Конституция России.
- Семейный кодекс.
- Основы законодательства об охране здоровья граждан.
- Федеральный закон об образовании.
- Конвенция прав ребёнка.

Права человека

Права человека

Закон

2. А сейчас, ребята, мне бы хотелось предоставить слово работнику юридической компании, юристу Алейник Оксане Вадимовне (беседа юриста с детьми).

3. Беседа «Сказка ложь, да в ней намёк» …. в старину существовали сословия в обществе. Одни люди жили в достатке и богатстве, а другие в бедности и бесправии. Они вынуждены работать на самых тяжелых работах, ходить в самой плохой одежде, чтобы выжить. И у них не было никаких прав. Только право работать на господ. Но у этих бедняков были дети и семьи… и рассказывая своим детям сказки, они передавали через них все свои горестные страдания и наделяли героев сказок качествами характера и благами, которых сами не имели.
В одних сказках рассказывали, как добрый герой освободил всех жителей от злого духа, которого боялись. В других рассказывали о том, что богатырь побил сказочное чудовище, которое похищало девушек и детей. Хоть и считается сказка выдумкой, но в ней очень часто отражаются реальные события и преподносятся уроки доброты, честности, справедливости.
Давайте вместе подумаем и попробуем объяснить смысл слова « СКАЗКА?» Сказка – это… удивительные истории о добре или зле, о положительных и отрицательных героях, написанные автором или народом, в которых отражались особенности того времени, в которое они были написаны…

Что можно узнать и чему научиться у сказок?

О реальных и выдуманных событиях;
- об уроках добра и зла;
- об обычаях и нравах народов;
- о сказочных персонажах;
- получить хорошее настроение.

4. «Продолжите предложения, дополнив термины и понятия, которые используются во Всеобщей декларации прав человека».

Схватив крысу Шушару за хвост…(Буратино нарушил её право на личную неприкосновенность).
- Говорящий Сверчок посоветовал Буратино воспользоваться правом … (на получение бесплатного образования).
- Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право… (наслаждаться искусством).
- Напавшие на Буратино ночью кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги и лишить, таким образом… (принадлежащего его имущества).
- Сыщики доберманы – пинчеры подвергли Буратино произвольному аресту, а дежурный бульдог приказал утопить его в пруду без установления … чего? (без установления судом виновности Буратино).
- Буратино лишил черепаху Тортилу принадлежащего ей имущества, силой отняв у неё золотой ключик (не силой, а обманом).
- Когда Буратино, лиса Алиса и кот Базилио отправились в Страну Дураков, они воспользовались правом уехать из своей страны и вернуться на родину (не было никакой Страны Дураков, выдумки героев, чтоб забрать у Буратино деньги).
- Папа Карло жил очень бедно и не имел никакой защиты от безработицы. Молодцы справились и с этим заданием!

Права человека – с точки зрения мировоззренческого подхода,- это система ценностей, философская концепция, т.е. защита справедливости и человеческого достоинства.

Права человека – это нормы и правила, регулирующие отношения людей в обществе, устанавливаемые и охраняемые государственной властью.

Закон нормативный акт, документ, принятый высшим органом государственной власти и установленным Конституцией порядком.

Самое главное право человека – право на жизнь. Так было не всегда! В Древней Спарте каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый – пусть живет. А если родился слабым, больным – бросить его со скалы вниз.

В какой сказке А.С.Пушкина и у какого героя нарушается право на жизнь?

а) «Сказка о золотом петушке»

б) «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

в) «Сказка о попе и работнике его Балде»

Каждый ребенок имеет право на защиту от разлучения с родителями. Вспомните сказки (народные или авторские), в которых дети были насильно разлучены с родителями.

Каждый ребенок имеет право на заботу и попечение родителей. Вспомните название известной сказки С.Маршака, в которой маленькая девочка зимой оказалась в лесу и с ней произошли чудесные приключения. Как нарушается данное право ребенка в сказке?

Каждый ребенок имеет право отдохнуть, поиграть, повеселиться. В какой сказке Ш.Перро нарушено это право?

Каждый ребенок имеет право спокойно жить в своем доме и чувствовать себя в нем хозяином. В какой английской сказке про трех животных это право нарушается?

Каждый ребенок имеет право не быть как все, имеет право быть индивидуальностью. В какой сказке Г.-Х.Андерсена это право нарушено?

Подведение итога данного раздела мероприятия:

    Никто не имеет права обижать человека, унижать его и жестоко наказывать.

    Все люди рождаются свободными и равными, все имеют одинаковые достоинства и права.

    Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и защите.

    У каждого ребенка есть право иметь собственное мнение и право говорить то, что он думает.

    Никто не может заставить человека вступить в какую-то организацию, если он этого не хочет.

    Ребенок имеет право на собственное жилье.

    Ребенок имеет право на попечение родителей.

    Каждый ребенок имеет право на жизнь.

    Каждый ребенок имеет право на защиту от разлучения с родителями.

    Каждый ребенок имеет право не быть как все, быть индивидуальностью.

    Каждый ребенок имеет право получить образование.

«Сказочная эстафета»

(приглашаются по 1 участнику от команды)

Первый игрок : Иванушка из сказки конек-горбунок.
Участник сгибается по пояс. Кладёт мяч или надутый шарик себе на спину. Чтобы мяч не упал во время движения, его необходимо придерживать рукой, оставаясь при этом в полусогнутом состоянии.

Второй игрок : Баба-Яга, ступа и мела.

Участник встает одной ногой в ведро, а в другой держит швабру. В таком положении надо пройти всю дистанцию.

Третий игрок : Емеля из сказки «По щучьему велению», сани самоходы.

Участник садится на санки и проходит дистанцию.

Задача командам: Узнать какое сказочное средство передвижения изобразили участники, и назвать владельцев данного транспорта?

Игра с командами

Вопросы командам (готовится «Сказочная эстафета»)

1. Какие виды сказочного транспорта вы знаете? (Печка, избушка на курьих ножках, сапоги-скороходы, Сивка-бурка, Серый волк, Конек-Горбунок, сани-самоходы, летучий корабль, ковер-самолет, ступа, помело и т.д.)

2. Назовите сказки, где участвуют бабушки («Красная Шапочка», «Курочка Ряба», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Снегурочка»)

3. Назовите числа, наиболее распространенные в сказках. Назовите также эти сказки. («Три толстяка», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «12 месяцев», «Белоснежка и 7 гномов»)

«Сказка ложь, да в неё намёк»

(приглашаются по 2 участника от команды)

Задание: Разгадать загадки сказочных героев , угадать кто они?

    «Я знал, что все так закончится. Уж больно ветхий я и старый, столько лет в поле стою. Мечтал, конечно, что во мне кто-то поселился… Но их поселилось так много, что я просто не выдержал и рухнул…» (Теремок)

    «Честно говоря, неприятно, когда тебя надевает на ноги Кот. У него ведь когти! Я, конечно, понимаю, что вся эта беготня ради хозяина, но больно ведь…» (Сапоги, сказка «Кот в сапогах»)

    «Нам не хотелось ее подводить. Мы бы могли отстать, и вся история закончилась бы там, на балу. Но мы не имеем права ни спешить, ни отставать». (Часы, сказка «Золушка»)

    «Для меня очень вредно находиться в воде. Спасибо этому любопытному мальчишке. Если бы не он и не Черепаха, сколько бы я еще пролежал на дне?» (Золотой ключик)

    «Я, конечно, готова выполнить любое ее желание. Ведь ее муж спас мне жизнь. Но чем больше человеку даешь, тем больше ему хочется. Вот и приходится таким людям оставаться у разбитого корыта». (Рыбка, «Сказка о золотой рыбке»)

    «Я осталась жива только благодаря этой маленькой, хрупкой девочке. Она меня согревала, кормила, поила. Как прекрасно жить! Радоваться солнцу, теплу!» (Ласточка, сказка «Дюймовочка»)

Игра с командами

(показ слайдов)

Вопросы к командам : Определите какие статьи Декларации прав человека были нарушены героями сказок? (готовится «Сказка ложь, да в неё намёк»)

Вопрос 1.

Подари ты мне девицу,

Шамаханскую царицу, –

Говорит мудрец в ответ.

Плюнул царь: "Так лих же: нет!”

Старичок хотел заспорить,

Но с иным накладно вздорить;

Царь хватил его жезлом

По лбу; тот упал ничком…”

Какие права нарушил царь Дадон?

Вопрос 3.

Вопрос 2. Из какой сказки этот фрагмент? рисунке?

Какие права здесь нарушены?




Вопрос 4.

Из какой сказки эта иллюстрация?

Нарушение какого права изображено на

рисунке?


Вопрос 5.

Как называется эта сказка?

Какое право было нарушено ведьмой?


Вопрос 6.

Какими правами воспользовались

герои этих сказок?

Вопрос 7. Нарушение какого права изображено на рисунке?

Вопрос 8.

Какие права нарушил Иван царевич?

Конкурс капитанов.

На сцену выходят капитаны команд. Им предстоит поработать следователем. Капитаны вы с помощью подсказок должны определить о ком идёт речь.

1. Он очень отважный полицейский.

2. Его партнёр – человек.

3. Он –породистый пёс.

(Комиссар Рекс)

1. Он –герой защитник будущего.

2. Он – необычный персонаж.

3. Он – мутант.

(Черепашка – ниндзя)

1. Он – круглобокий.

2. Его очень любят дети.

3. Он ушёл от бабушки.

(Колобок)

«Юридическая консультация»

(приглашаются по 2 участника от команды)

Участникам необходимо вспомнить сказки и посмотреть на них глазами юриста.

1. В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности всё кончается благополучно? («Красная Шапочка».)

2. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено жестоко наказано. («Волк и семеро козлят».)

3. В этой сказке речь идёт о неком спортсмене, который без хорошей физической подготовки отправился на соревнования с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погибает. («Колобок».)

4. Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его. («Царевна-лягушка».)

5. В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить её на части, но не сумевшим это сделать. В итоге - богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. («Курочка Ряба».)

6. В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип « от каждого по способности, каждому по труду» и присвоило зарплаты труженика. Труженик устроил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти. («Сказка о попе и работнике его Балде».)

«Азбука права»

(приглашаются по 2 участника от команды для решения кроссворда)

1. Ребенок имеет право на… (слово из 11 букв)
2. Правила поведения людей для совместной и общественной жизни, охраняемые государством? (слово из 5 букв)
3. Кто является человеческим существом до достижения 18 летнего возраста? (слово из 7 букв)
4. У каждого человека при решении некоторых вопросов есть свое… (слово из 6 букв)
5. Это право ребенок получает с момента рождения? (слово из 3 букв)

Игра с командами

(готовится «Азбука права»)

Вопрос - Какие волшебные слова мы знаем и постоянно используем? (вопрос для всех)

Конкурс: Что ж, раз вы все так хорошо знакомы с вежливыми словами, тогда по моей вежливой команде, выполняйте задания. Готовы?
Пожалуйста, поднимите правую руку вверх, а теперь левую, похлопайте, пожалуйста….. ущипните соседа слева… .

Подведение итогов игры.

Награждение команд в номинации

« Знатоки права», «Юридическая консультация», «Следователи».

II. Тесты.

- А теперь, дорогие ребята, мы вместе с Оксаной Вадимовной подготовили для вас тесты, в которых вы должны выбрать правильные ответы. Обсуждение предлагаем провести в группах и выступить представителю от каждой группы. Победителями будут ребята той группы, которые быстрее найдут правильные ответы.

Tecт l

    Что такое Конституция?
    а) книга о приключениях.
    б) основной закон России.
    в) название шоколада.

    В каком возрасте начинается административная ответственность?
    а) с 16 лет.
    б) с 18 лет.
    в) с рождения
    .

    Чем занимается УК РФ?
    а) защитой отношений между людьми.
    б) регулированием отношений между преступником и государством.
    в) оба варианта подходят.

    Кто подлежит призыву на военную службу?
    а) только мужчины.
    б) мужчины и женщины.
    в) только мужчины с 18 лет по 27 лет.

    Ребенок – это человек...
    а) который ходит в школу;
    б) не достигший 18 лет;
    в) достигший 18 лет.

Тест 2

    Что тако закон?
    а) документ, который регулирует права людей.
    б) правило поведения.
    в) наказание за преступление.

    В чем цель наказания?
    а) посадить человека в тюрьму.
    б) предотвратить новые нарушения закона.
    в) наградить правонарушителей.

    Правонарушение – это…
    а) нарушение закона;
    б) нарушение распорядка дня;
    в) нарушение режима питания.

    Какие документы необходимы для устройства на работу?
    а) паспорт или свидетельство о рождении.
    б) трудовая книжка.
    в) все перечисленные выше документы.

    Конвенция о правах ребенка была принята
    а) 20 ноября 1989 года;
    б) 100 лет назад;
    в) 20 ноября 2002 года.

Тест 3

    Сколько статей в нашей Конституция РФ?
    а) 100 статей.
    б) 137 статей
    .
    в) их в ней вообще нет.

    2.Чем занимается кодекс об АП РФ?
    а) охраной общественного порядка;
    б) охраной порядка, прав и свобод человека;
    в) охраной домов.

    В чем заключается значение свободы?
    а) в уважении прав других людей.
    б) это возможность делать то, что хочешь.
    в) оба варианта подходят.

    Может ли ребенок 6-14 лет самостоятельно купить автомобиль?
    а) да.
    б) нет.
    в) может, только с разрешения родителей.

    Ребенок, совершивший преступление...
    а) виновен в любом случае;
    б) вообще не может быть обвинен в преступлении;
    в) невиновен, пока его вина не доказана по закону.

Тест 4

    Могут ли законы РФ противоречить Конституции РФ?
    а) могут.
    б) не могут.
    в) могут, если необходимо.

    Защитой прав детства в основном занимается:
    а) комиссия по делам несовершеннолетних;
    б) директор детского сада;
    в) полиция.

    Правонарушение делится на два вида:
    а) проступок и поступок;
    б) проступок и преступление;
    в) преступление и действие.

    Уважительной причиной неявки по повестке в Военный комиссариат считается:
    а) медицинская справка, подтверждающая неявку по болезни;
    б) неразделенная любовь;
    в) похищение инопланетянами.

    Заботиться о ребенке должны:
    а) родители;
    б) родители и государство;
    в) звери.

Тест 5

    В РФ кто пользуется правами и свободами?
    а) все граждане РФ.
    б) только пенсионеры.
    в) все живое в нашей стране.

    Что грозит водителю за проезд на красный сигнал светофора?
    а) арест.
    б) штраф.
    в) поселение.

    Преступление – это...
    а) особо опасный проступок;
    б) добрый поступок;
    в) не очень опасный проступок.

    С какого возраста законом разрешается поступать на работу?
    а) с 16 лет.
    б) с 18 лет.
    в) возраст не ограничен
    .

    Все дети Земли равны...
    а) в правах;
    б) по росту;
    в) по количеству игрушек.

Тест 6

    С какого возраста граждане начинают осуществлять свои права полностью?
    а) с 18 лет.
    б) с 7 лет.
    в) с 20 лет.

    Что обязан сделать полицейский при задержании несовершеннолетнего?
    а) сообщить начальству.
    б) сообщить его родителям.
    в) сообщить классному руководителю.

    С какого возраста начинается уголовная ответственность?
    а) с 16 лет.
    б) с 14 лет в особых случаях.
    в) с 18 лет
    .

    Какой документ при приеме на работу заключается обязательно?
    а) завещание.
    б) трудовой договор.
    в) договор о дарении вещи.

    Какие дети имеют право на особый уход и защиту?
    а) дети-инвалиды и дети, лишенные семьи.
    б) дети в возрасте с 15 до 18 лет.
    в) все дети имеют такое право.

Тест 7

    Из каких частей состоит власть в РФ?
    а) законодательная, исполнительная, судебная.
    б) законодательная, исполнительная
    в) власть едина.

    Что рассматривает Уголовный Кодекс РФ?
    а) преступления.
    б) проступки.
    в) хорошие поступки.

    Запрещается вовлечение детей в...
    а) преступление;
    б) игру;
    в) поход.

    Сколько раз в год проходит призыв на военную службу?
    а) 2 раза.
    б) 1 раз.
    в) призыв объявляется по необходимости.

    Ребенок имеет право на:
    а) жизнь;
    б) общение с родителями;
    в) защиту от голода и болезней

Тест 8

    Защита Отечества – это...
    а) долг и награда;
    б) обязанность;
    в) долг и обязанность
    .

    Вовлечение детей в распитие спиртных напитков...
    а) запрещено;
    б) полезно;
    в) не наказывается.

    Что такое дееспособность?
    а) способность пользоваться своими правами и отвечать за свои действия.
    б) способность иметь права и обязанности.
    в) так по-другому называется право на труд.

    Ребенок свободен...
    а) выражать свое мнение по вопросам, касающимся его;
    б) выбирать религию;
    в) оба варианта
    .

    Какой самый распространенный вид наказания?
    а) предупреждение.
    б) вызов в полицию.
    в) штраф.

Тест 9

    Если преступление совершено во время самообороны, то:
    а) человек несет уголовную ответственность и наказание;
    б) освобождается от них;
    в) несет наказание.

    Кто обладает правоспособностью?
    а) все граждане с 18 лет.
    б) все граждане с рождения до смерти.
    в) никто не обладает
    .

    Спор с родителями – это...
    а) возможность выразить свое мнение;
    б) случай, когда дети и родители не понимают друг друга;
    в) желание доказать другим свою правоту.

    Что такое альтернативная служба?
    а) это обязанность для любого гражданина.
    б) это право гражданина по убеждениям или по вере не служить в армии.
    в) это возможность уклониться от службы в армии.

    Какой основной международный документ закрепляет права детей?
    а) Конституция РФ.
    б) Устав школы.
    в) Конвенция о правах ребенка.

III. Подведение итогов. Награждение грамотой. Раздача памяток.

ПАМЯТКА «Я ИМЕЮ ПРАВО…»

Сказать «Я имею право…» означает:

    Ты знаешь, что такое закон и право;

    Ты знаешь, что такая возможность в законе записана;

    Ты знаешь, что у тебя есть все законные основания этой возможностью воспользоваться;

    Ты знаешь, что если тебе кто-то помешает воспользоваться своими правами, то ты можешь (имеешь право) привлечь его к суду.

ПАМЯТКА «ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА»

    Чтобы права человека были защищены, недостаточно написать их на бумаге: надо, чтобы сам человек хотел и умел их защищать.

    Твои права действительны только в том случае, если ты не нарушитель права других людей: если сегодня ты нарушаешь чьи-то права, завтра обязательно найдётся тот, кто пренебрежёт твоими правами и нарушит их.

    Каждое право порождает обязанность: права без обязанностей приводят к беспределу, а обязанности без прав – к произволу.

ПАМЯТКА «ЗАКОН И ПРАВОПОРЯДОК»

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

Примечание: Для расчёта штрафов: 1 МРОТ = 10 руб. (МРОТ – минимальный размер оплаты труда) .

Для учащихся:
1. Антонов В.В. «Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека»
2. Шабельник Е.С., Е.Г.Каширцева «Ваши права»
3.Шабельник Е.С. «Права ребёнка»

Воспитание правовой культуры подрастающего поколения – это целый комплекс мер и методов, формирующий его гражданские позиции. Научить детей знать свои права, уважать права других людей, цивилизованно решать конфликты и споры – вот основные в средней общеобразовательной школе.

Согласно Концепции модернизации образования, педагоги и организаторы в школе уделяют особое внимание понятиям «духовность», «правовое самосознание» и защите прав учащихся. Мероприятия по правовому воспитанию должны проводиться регулярно . При их планировании используется метод личного примера, принуждения, поощрения, анализа правовых форм.

Мероприятия по правовому воспитанию школьников планируются педагогическим коллективом школы совместно с администрацией города (района). Такие мероприятия проводятся как в стенах школы, так и за ее пределами. Их цель – формирование правовой культуры учащихся. Это значит формирование:

  • элементарных понятий о правах и обязанностях;
  • понятий о демократии и правах человека;
  • понятий об уголовной ответственности;
  • уважения к правам человека и свободе личности
  • толерантности.

Планирование мероприятий по гражданско-правовому воспитанию в школе

Современная школа – это важный социальный институт, в котором тесно соприкасаются интересы государства, общества и личности. Воспитание юридически-грамотного гражданина – как раз тот случай, когда интересы распределяются поровну. Дети – самые уязвимые в юридическом плане, граждане, поэтому их правовое воспитание у государства в приоритете.

? Правовое воспитание лежит за пределами учебной программы, поэтому его задачи, в основном, решаются средствами внеклассной деятельности.

Такие мероприятия могут иметь различные формы, их целевой аудиторией являются как сами учащиеся, так и их родители (законные представители) Цели и задачи мероприятий напрямую зависят от возраста детей.

В составлении плана по гражданско-правовому воспитанию в школе принимают участие:

  • классные руководители;
  • социальный педагог;
  • заместитель директора по внеклассной работе;
  • педагог-организатор.

Этот план составляется на 1 учебный год, заверяется руководитель учебного заведения. Ответственность за проведение правовых мероприятий четко указывается в планировании. Помимо педагогического состава школы, к участию в мероприятиях подключаются сотрудники правоохранительных органов, службы защиты детей и социальных служб.

Планирование и проведение мероприятий по гражданско правовому воспитанию учащихся школ осуществляется на основании:

  1. Конституции Российской Федерации;
  2. Закона РФ «Об образовании»;
  3. ФЗ. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»№120 от 02.06.1999г.;
  4. Конвенции ООН «О правах ребенка»;
  5. Семейного кодекса РФ;
  6. Уголовного кодекса РФ.

Мероприятия по правовому воспитанию в начальной школе

Основной период формирования личности приходится как раз на период обучения в начальной школе. Правовое воспитание играет в этом процессе важную роль, тесно переплетаясь с патриотическим и нравственным воспитанием.

Планируя свою работу по знакомству детей с правовыми понятиями, учителю следует помнить об их возрастных особенностях. Детям младшего школьного возраста сложно воспринимать юридические термины, многие понятия им нужно давать понятным, все еще «детским» языком. Для учащихся 1-4 классы педагог должен очень внимательно отфильтровывать информацию, адаптируя ее согласно возрасту детей. В начальной школе правовое воспитание еще не проходит самостоятельно, а является продолжением нравственного и патриотического воспитания.

В начальной школе мероприятия по правовому воспитанию проходят, чаще всего, в форме игры. Это может быть дидактическая игра, игра-квест в форме путешествия (знакомство с государственными символами России) ролевые и словесные игры. Такие игры развивают у детей интерес к истории своей страны, пробуждают гражданские чувства, а вместе с тем закладываются знания в правовой области.

Другая форма мероприятий – тематические классные часы. Классный час дает возможность провести беседу, игру, викторину. Дидактическая игра может стать продолжением беседы в рамках классного часа (после беседы о правах человека провести дидактическую игру «запрещающие-разрешающие знаки поведения).

Знания, которые дети получат во время таких мероприятий, повышают их уверенность в себе. Младшие школьники учатся ценить труд, опыт, достижения своих предков, осознавая себя частью страны, общества, своей ответственности перед страной и окружающими.

Примерные темы мероприятий по гражданско-правовому воспитанию учащихся начальных классов средней школы

Форма мероприятия Темы
Тематические классные часы 1. «Чисто не там, где убирают» (экономия природных ресурсов: вода, электричество, топливо, продукты питания)
2. «Свой и чужой» (правила поведения на улице)
3. «Звонок в службы спасения» (телефоны экстренного реагирования)
4. «Права и обязанности школьника»
5. «Права, обязанности и ответственность ребенка до 10 лет», «Один дома», «Все мы разные, но мы – одна семья!», «Лотерея вежливости, хороших поступков и веселых затей» (о воспитании личности в коллективе)
Дидактические и ролевые игры 1. «Необычное школьное путешествие» (игровой практикум по правилам поведения в школе), понятие нормативно-правовых актов (беседы)
2. Деловая игра «Я и мои права» (знакомство с понятиями «гражданин«; «права граждан»; «права детей»; «обязанности школьников»; учить применять права и обязанности в повседневной жизни)
3. Игра-викторина «Я имею право» (Продолжать знакомить детей с их правами. Учить выражать свои права в системе символов. Формировать в форме игры правильный и справедливый взгляд на жизненные ситуации, начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина.
Выставки 1. Выставка рисунков ко дню защиты детей «Наши права в рисунках»
2. Конкурс плакатов «Вредным привычкам «нет»»
Родительский всеобуч 1. «Как уберечь ребенка от насилия»
2. Свободное время ребенка
3. «Система работы школы по предупреждению правонарушений»

Мероприятия по правовому воспитанию в средних и старших классах

Учащиеся средних и старших классов – вчерашние дети, шаг за шагом вступающие во взрослую жизнь. Подростковый период характеризуется весьма неустойчивым психическим состоянием, перепадами настроения, поиском себя. Такое нестабильное и неуверенное состояние делает подростков уязвимыми перед социально опасными личностями, перед соблазном перейти закон, и всем огромным миром, который они еще совсем не знают.

Именно поэтому правовое воспитание не просто важно, но и жизненно необходимо. Подростки уже в состоянии разделять плохое и хорошее, и если совершают плохие поступки, то делают это осознанно.

Мероприятия по юридическому воспитанию молодежи должны иметь конкретную цель, требовать от подростков активного участия. Для эффективности воспитательной работы, в подготовке и проведении мероприятий должны принимать все стороны социального окружения учащегося: семья (родители), школа, представители общественности и правопорядка.

Формы мероприятий, направленных на юридическое просвещение старших школьников, могут быть любыми:

  • Беседа;
  • Тематический классный час;
  • Информационные плакаты (лучше, если их делают сами ученики);
  • Игры, конкурсы, викторины;
  • Экскурсии;
  • Выставки, наглядная агитация;
  • Встречи – лекции с представителями социальных структур;
  • Родительский всеобуч.

Примерные темы мероприятий по гражданско –правовому воспитанию для учащихся 5-11 классов

Форма мероприятия Тема (задача)
Классные часы в средних классах 1. «О вреде курения»,
2.«Ты не прав, если ты не знаешь прав»
3. «Предупреждён-значит вооружен»
4. «Законы жизни школьного коллектива»
5. «Что такое порядочность»
6. «Правила доверия»
7. «Конфликты в коллективе и способы их разрешения»
8. «Я – гражданин России»
Классные часы в старших классах 1. «Умей сказать «нет»
2. «Склонность или пагубная привычка?
3. «Незнание законов не освобождает от ответственности»
4. «Что такое порядочность жизни»
5. «Что значит быть принципиальным»
6. «Что такое цель
7. «Свобода половых отношений»
8. «Любовь и дружба
9. «Закон о наркотиках»
10. «Мои права – мои обязанности»
11. «Как не стать жертвой преступления»
Конкурсы, викторины, игры 1. Викторина «Знаю свои права» (ко дню защиты прав детей)
2. Ролевая игра «Мы и выборы»
3. Правовая игра «Я и мои права»
4. Деловая игра по праву «Сам себе адвокат»
5. Викторина ля начинающих политиков «Большая восьмерка»
Наглядная агитация 1. Стенд «Правовой уголок школьника»
2. Выставка тематической литературы Предупреждение вредных привычек у подростков».
3. Выставка рисунков «Наши права в рисунках»;
4. Конкурс плакатов «Я выбираю жизнь!»
Родительские всеобучи 1. «Проблемы профилактической работы с педагогически запущенными детьми» (совместно с ОПППН УВД)
2. «Готовность родителей к кризисам своих детей» (средние классы)
3. «Занятость детей «группы риска» в кружках, секциях и факультативах»
4. «Подросток и его профессиональные интересы»

Мероприятия, проводимые школой в отношении детей из «группы риска»

Если мы говорим о мероприятиях по правовому воспитанию, то следует отметить ту работу, которую ведет каждая общеобразовательная школа с детьми из неблагополучных семей, «трудными» подростками, и детьми, которых воспитывают опекуны (приемные семьи). Такая работа ведется ни от случая к случаю, а постоянно, на протяжении всего календарного (не учебного) года.

В отношении таких детей школа ставит перед собой задачи:

  1. Выявление неблагополучных семей (детей, оказавшихся в непростой ситуации);
  2. Ведение картотеки «трудных» подростков;
  3. Подбор документов на учащихся. Передача их в комитет по делам несовершеннолетних;
  4. Индивидуальные беседы с «трудными» подростками о вреде курения, алкоголя и наркотических препаратов;
  5. Беседы и консультации с родителями;
  6. Групповая и индивидуальная работа психолога с «трудными» подростками, а также с детьми в сложной жизненной ситуации;
  7. Контроль за неблагополучными семьями, регулярные рейды;
  8. Встречи с инспекторами по делам несовершеннолетних.

Помимо указанных выше мероприятий, в конце учебного года педагогический коллектив проводит мониторинг, выявляющий уровень агрессии, тревожности среди учащихся. Контролирует психологический климат в классе, а также занятость детей и подростков вне школы и на каникулах.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №21»

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

МБОУ «СОШ №21» г.Элиста РК

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ

Составил: Классный руководитель 9 «а» класса

МБОУ «СОШ №21» г.Элиста РК

Поштариков Андрей Анатольевич

Игра «Знатоки права»

(внеклассное мероприятие для учащихся 9 классов)

Цель: Формирование правовой культуры у учащихся.

Задачи: Воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма; формирование базисных знаний о государстве, праве, общественных и государственных институтах, правах человека; формирование навыков практического использования знаний; развитие логического мышления, памяти, коммуникативных способностей; воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма.

В мероприятии участвуют две команды. Побеждает та команда, которая после всех конкурсов набирает больше очков. Вопросы и задания рассчитаны на общее развитие учащихся и не затрагивают узкоспециальные области права, политики, экономики и других сфер общественной жизни.

Мероприятие проходит в классе или актовом зале в форме конкурса. Аудитория оформляется плакатами с «крылатыми изречениями», посвященными праву и юристам.

План мероприятия

Конкурс 1 «Приветствие»

Конкурс 2 «Что бы это значило?»

Конкурс 3 “Гражданин России”

Конкурс 4 «Всякая всячина»

Конкурс 5 «Конкурс капитанов»

Конкурс 6 « Права человека»

Конкурс 7 “Правовой статус ребёнка”

Конкурс 8 “Продолжи фразу”

Конкурс 9 В шутку о серьезном

Конкурс 10 Сказка ложь, да в ней намек

Конкурс 11 «Словесный портрет знаменитых сыщиков»

Конкурс 1 «Приветствие»

Первый конкурс-приветствие команд. Жюри оценивает название, девиз и приветствие команд. Максимальная оценка - 5 баллов.

Жюри, подведите итоги

Конкурс 2 «Что бы это значило?»

Разминка. Командам по очереди задаются вопросы по правовой тематике из цикла «Что бы это значило?» в шуточной форме. Оценка - 1 балл за верный ответ.

Если вы не обнаружили ключа от двери под ковриком… (Значит вы его туда не клали, т. к. это опасно).
2. Инспектор ГИБДД не берет штраф за превышение скорости… (Вы ее не превысили)
3. Вас признали виновным в совершении преступления… (Вам минимум 14 лет)
4. Школьник выражался нецензурно в общественном месте… (Значит он мелкий хулиган, ст 20. 1 КоАП)
5. Мальчик 12 лет пошутил, сообщив о заминировании здания школы… (И заплатили его родители штраф…)
6. Вы решили подарить дом своим родным…(Значит вы хорошо зарабатываете и дееспособны)
7. Вы - гражданин….(Значит вы свободны!)
8. Вы не можете без согласия родителей выехать из страны…(вы еще ребенок, т к вам не исполнилось 18 лет)

Жюри, подведите итоги

Конкурс 3 “Гражданин России”

Обязанности гражданина РФ

Команды получают карточки с перечнем обязанностей.

Обязанности:

1. Соблюдать законы.
2. Платить налоги .
4.Быть членом профсоюза.
5.
Защищать Отечество.
6. .
7.
.

Конкурс 4 «Всякая всячина»

Конкурс называется «Всякая всячина». Команды должны будут ответить на 9 вопросов. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Если вы затрудняетесь с ответом, скажите слово «дальше». Жюри фиксирует правильные ответы.

Вопросы команде №1 «….»:

Форма высшего непосредственного выражения власти народа, предусмотренная Конституцией. (Референдум)

Кто является главой Российской Федерации? (Президент)

Чем по национально-государственному устройству является Россия? (Федерация)

Отдельный гражданин как субъект гражданского права. (Физическое лицо)

К субъектам Федерации не относится республика, Москва, область или район? (Район)

В каком году была принята ныне действующая конституция? (1993)

5. Провозглашение основных принципов, правовой документ, имеющий силу рекомендации (Декларация)

Государственным языком на всей территории России является…(Русский), а на территории Республики Калмыкия ….. (Калмыцкий и Русский)

Вопросы команде №2 «….»:

1. Какой правовой документ обладает высшей юридической силой на территории РФ? (Конституция)

2. Кто является гарантом конституции РФ? (Президент РФ)

3. Кто, в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, считается ребенком? (Человек до 18 лет)

4. Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является …(Народ)

6. Процедура вступления в должность главы государства называется…(Инагурация)

7. Защита отечества для гражданина России является…(Почетной обязанностью)

8. К исполнительной ветви власти относится…(Правительство)

9. Государственным языком на всей территории России является…(Русский)

Жюри, подведите итоги конкурса и огласите их.

Конкурс 5 «Конкурс капитанов»

Переходим к конкурсу капитанов. Капитаны отвечают по очереди. Правильный ответ оценивается в 3 балла. Противник может ответить на вопрос своего соперника в том случае, если тот молчит. Время на обдумывание не более 10 секунд.

1.* Вопрос капитану команды «……»:

Первой отменила эту дискриминацию Новая Зеландия. Ее примеру через год последовала Австралия. В Европе первой это сделала Норвегия в 1907 г., Россия -только после Февральской революции в 1917 г. Через год это случилось в Англии, где в парламент была представлена петиция с подписями. Закон прошел большинством лишь в два голоса. Свободолюбивая Франция приняла аналогичный закон только в 1944 г., а Щвейцария- в 1971-м. Так что произошло в Новой Зеландии в 1893 г.?.... (женщинам было предоставлено избирательное право).

2.* Вопрос капитану команды «…..»:

В развитых странах, известных своим вниманием к правам человека, эти люди подвергаются дискриминации в разных областях публичной жизни. Им часто отказывают в приеме на работу, не пускают в общие вагоны поездов и в салоны самолетов, не разрешают посещать рестораны и даже пивные. Их нельзя показывать в кино, в телепередачах. В некоторых странах им даже не разрешают появляться на городских улицах. Кто эти люди?.....(курильщики).

3.* Вопрос капитану команды «……»:

Великая французская революция изменила облик даже игральных карт. Так, вместо «валета» появилась карта «равенство», вместо «дамы»- «свобода», вместо «короля»- «гений». А вместо «туза»- то, что, по мнению просветителей и революционеров, выше и важнее всего прочего. Как называлась карта, заменившая привычный туз?....(«закон»).

4.* Вопрос капитану команды «……»:

Размышляя в конце жизни о том, в чем же действительно заключается его слава, Наполеон Бонапарт пришел к выводу, что это вовсе не сорок выигранных им сражений. Настоящую славу, считал полководец, принес ему один юридический документ. Как он назывался?...(Гражданский кодекс).

Конкурс 6 « Права человека»

Объявляем условия четвертого конкурса, посвященного правам человека.

Командам предлагаются на выбор карточки с незаконченными фразами, касающимися различных сказочных героев. Карточки вынимаются поочередно. Вам необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу. Команды должны руководствоваться положениями Всеобщей декларации прав человека и статьями Конституции. Время на размышление- 1 минута. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Текст контрольного листа

Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил ее право на………………

(личную неприкосновенность)

Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Бура-

тино воспользуется своим правом на……………..(получение бесплатного обра-

зования)

Путешествие, воспользовалась своим правом на……(свободное передвижение)

ку папы Карло нарушили его право на ……(неприкосновенность жилища)

На работу к попу, воспользовался своим правом на…….(труд)

Берендея, нарушил его право на….(владение имуществом)

……..(жизнь и личную неприкосновенность)

Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право…………(поль-

зоваться учреждениями культуры)

что является покушением на право Буратино……(иметь имущество и собственность)

воспользовались правом…..(уехать из своей страны и вернуться на родину)

Слово жюри…

Конкурс 7 “Правовой статус ребёнка”

Командам предлагаются карточки, на которых перечислены основные вехи в жизни ребенка: с рождения, с 6 лет, с 10 лет, с 14 лет, с16 лет, с 18 лет. Необходимо соотнести приобретаемые права и обязанности, возникновение ответственности и основные возрастные вехи в жизни ребенка. Время на обсуждение командой каждого пункта задания - 5 секунд. За правильно выполненное задание команда получает-12 баллов (за каждый правильный ответ - 1 балл).

1. Становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права / с 18 лет /.

2. Несет уголовную ответственность за любые преступления / с16 лет /.

3. Может быть членом кооператива, акционерного общества / с 16 лет /.

4. Имеет право на получение паспорта. / 14 лет /.

5. Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.) / с 14 лет /.

6. Допускается поступление на работу (на легкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей / с 14 лет /.

7. Вправе распоряжаться самостоятельно своим заработком, стипендией, иными доходами / с14 лет /.

8. Дает согласие на изменение своего имени или фамилии / с10 лет /.

9. Вправе самостоятельно заключать мелкие бытовые сделки / с 6лет/.

10. Вправе посещать школу / с 6 лет /.

11. Имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов / с рождения /.

12. Имеет право на имя, отчество и фамилию / с рождения /.

Слово жюри…

Конкурс 8 “Продолжи фразу”

К оманде предлагаются незаконченные фразы, афоризмы, высказывания известных людей, цитаты из важнейших юридических документов. Задача - воспроизвести фразу полностью и точно. Время на выполнение - 3 минуты. Правильный ответ - 2 балла.

Чтобы быть свободным, нужно / подчиняться законам /” (античная мудрость)

Закон суров, но / это закон

Высший закон - / благо народа

Право ребенка быть тем, / кто он есть /” (Я. Корчак, педагог)

Обязанность без права есть / рабство /; право без обязанности - / анархия

Свобода есть право делать все, что / дозволено законом /” (Монтескье, философ)

Во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяется /

Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих /

Конкурс 9 В шутку о серьёзном

Пока команды работают письменно, мы проводим конкурс для болельщиков. Называется он «В шутку о серьёзном». За каждый верный ответ болельщики могут принести 1 балл своей команде. Отвечает тот, кто первым поднял руку.

Этим паролем пользовались контрабандисты в фильме Л.Гайдая «Бриллиантовая рука. Ответ: «черт побери».

У лесных зайцев нет клыков, а у городских «зайцев» нет именно этого. Чего? Ответ: билета.

Этот угонщик автомобилей был опытным страховым агентом, актером в самодеятельности, водителем- каскадером. Ответ: Юрий Деточкин, герой фильма «Берегись автомобиля».

Эту птицу народная молва частенько обвиняет в воровстве ювелирных изделий. Ответ: сорока.

Его приговорили утопить в загородном пруду как беспризорного, беспаспортного и безработного. Ответ: Буратино.

«Избави бог и нас от этаких судей»,- восклицал И.А.Крылов. Кто же был героем его басни? Ответ: осел.

Как появилось выражение «Написано на лбу»? Ответ: происходит от обычая ставить клеймо на лоб преступнику.

Часть одежды вора, имеющая обыкновение поддаваться действию огня? Ответ: шапка.

Конкурс 10 Сказка ложь, да в ней намек

Командам необходимо вспомнить сказки и посмотреть на них глазами юриста. Правильный ответ оценивается в 1 балл. Внимание!

1.В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности все кончается благополучно? (Красная шапочка)

2. В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому - по труду» и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти. («Сказка о попе и о работнике его Балде»)

3. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано». (« Волк и семеро козлят»).

4. Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его. («Царевна Лягушка»)

5. В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить ее на части, но не сумевшим это сделать. В итоге - богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. («Курочка Ряба»)

6. В этой сказке речь идет о неком спортсмене, который без хорошей физической подготовки отправился на соревнование с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погиб. («Колобок»)

Жюри подводит итоги.

Конкурс 11 «Словесный портрет знаменитых сыщиков»

По словесному портрету назвать имя и фамилию сыщика. За правильный ответ команды получают по 2 балла.

Задание 1. « Национальность - бельгиец. Внешность: яйцевидный череп, частично покрытый подозрительно темными волосами, гигантские усы, внимательные глаза. Родители дали ему имя одного из героев греческих мифов. (Эркюль Пуаро).

Задание 2. « Внешность: острый, пронизывающий взгляд, тонкий орлиный нос, придающий лицу выражение живой энергии и решительности, квадратный, чуть выступающий вперед, подбородок, говорящий о решительном характере; руки вечно в чернилах и пятнах от разных химикалий. Он живет в Лондоне. Он не музыкант, но музыка помогает ему в работе. Его любимый инструмент - скрипка. (Шерлок Холмс)

Задание 3. Он почти не известен за границей, он был начальником отдела по борьбе с бандитизмом в МУРе. Гонялся за черной кошкой. Считал, что вор должен сидеть в тюрьме. (Глеб Жеглов)

Задание 4. Самый деятельный и неустрашимый из всех агентов. У него есть свой номер, а любое препятствие для него - пустяк. (Джеймс Бонд)

Жюри подводит итоги.

Наш конкурс по правовым знаниям подошел к концу, попросим членов жюри подсчитать баллы за последний конкурс и огласит общий счет, назвав команду победительницу.

Спасибо!

Задания по карточкам

Конкурс 3 “Гражданин России”

Обязанности гражданина РФ

Задание командам: отметить те из них, которые являются обязанностями гражданина России, закрепленными в Конституции нашей страны. Время на выполнение задания -15 секунд. За правильно выполненное задание команда получает 1 балл.

Обязанности:

1. Соблюдать законы.
2. Платить налоги .
3.Состоять в рядах, какой- либо политической партии.
4.Быть членом профсоюза.
5.
Защищать Отечество.
6. Сохранять природу и окружающую среду .
7.
Бережно относиться к памятникам истории и культуры .
8.Учиться, получать образование.
9.Участвовать в управлении делами государственными.

Задания по карточкам

Конкурс 3 “Гражданин России”

Обязанности гражданина РФ

Задание командам: отметить те из них, которые являются обязанностями гражданина России, закрепленными в Конституции нашей страны. Время на выполнение задания -15 секунд. За правильно выполненное задание команда получает 1 балл.

Обязанности:

1. Соблюдать законы.
2. Платить налоги .
3.Состоять в рядах, какой- либо политической партии.
4.Быть членом профсоюза.
5.
Защищать Отечество.
6. Сохранять природу и окружающую среду .
7.
Бережно относиться к памятникам истории и культуры .
8.Учиться, получать образование.
9.Участвовать в управлении делами государственными.

Конкурс 6 « Права человека»

Текст контрольного листа

1.Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил ее право на………………………………………………………………………………….

2.Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Бура-

тино воспользуется своим правом на………………………………………………………………………………

Лягушка из сказки В.Гаршина «Лягушка путешественница», отправившись в

Путешествие, воспользовалась своим правом на………………………………………………………………………………

Полицейские из сказки А.Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в камор-

ку папы Карло нарушили его право на ………………………………………………………………………………………..

Балда из сказки А.Пушкина «Сказание о попе и о его работнике Балде», нанявшись

На работу к попу, воспользовался своим правом на…………………………………………………………………………….

Царевич Иван из сказки «Иван- царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя

Берендея, нарушил его право на………………………………………………………………………….

В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на

…………………………………………………………………………………………..

Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право……………………………………………………………………………………..

Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса, пытались отнять у него деньги,

что является покушением на право Буратино……………………………………………………………………………..

Когда Буратино, лиса Алиса и кот Базилио отправились в Страну дураков, они

воспользовались правом……………………………………………………………………………………

Конкурс 8 “Продолжи фразу”

Команде предлагаются незаконченные фразы, афоризмы, высказывания известных людей, цитаты из важнейших юридических документов. Задача - воспроизвести фразу полностью и точно.

1.“Чтобы быть свободным, нужно

/ подчиняться законам /” (античная мудрость)

2. “Закон суров, но

/ это закон /!” (древнеримское изречение)

3. “Высший закон -

- / благо народа /” (древнеримское изречение)

4. “Право ребенка быть тем, /

/ кто он есть /” (Я. Корчак, педагог)

5. “Обязанность без права есть / рабство /;

право без обязанности - / анархия /” (Г.Ламене, богослов, философ)

6. “Свобода есть право делать все,

что / дозволено законом /” (Монтескье, философ)

7. “Во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяется

/ наилучшему обеспечению интересов ребенка /” (Конвенция о правах ребенка, ст. 3)

8.“Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих

/ уважение человеческого достоинства ребенка /” (Конвенция о правах ребенка, ст.28)

Конкурс 8 “Продолжи фразу”

Запишите фразы

7._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________8.___________________________________________________________________________

Конкурс 8 “Продолжи фразу”

Запишите фразы

1.___________________________________________________________________________

2.__________________________________________________________________________

3.___________________________________________________________________________

4._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________6._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.___________________________________________________________________________

Правовое воспитание школьников (мероприятия, сценарии)

Правовое воспитание школьников является одной из приоритетных задач современной системы школьного образования, содержание которого в передаче правовых знаний ученикам. Разработка методики и комплекса мер по повышению правовой сознательности школьников разных возрастных групп - необходимое условие высокой правовой культуры личности в социуме. Для любого человека законопослушность является ключевым моментом благополучной и защищенной жизни в правовом обществе.

Современные педагоги и теоретикиправильного воспитаниясчитают формирование правовой культуры одним из важнейших условий осознанного восприятия школьниками своих прав и свобод, укрепления установки сознательного соблюдения закона и гражданственности. Система мер гражданско-правового воспитания школьников направлена на повышение сознательности, призыва уважать закон и государственность.

Главными целями, которым служит правовое воспитание школьников, являются - формирование ответственности и предупреждение различных правонарушений. Государство и ответственные органы власти на первое место в рамках правового образования выдвигают профилактические работы со школьниками всех возрастов.

Целью правового воспитания является сформированная правовая культура каждого школьника. Высокий уровень правовой сознательности служит гарантией поддержания законности и соблюдения правопорядка.

Правовое воспитание учащихся состоит из комплекса мер, направленных на:

  • - Формирование терминологического аппарата;
  • - Закрепление уважения к законам, праву, правовым нормам;
  • - Формирование твердой убежденности, что соблюдение законодательства - необходимая часть жизни в обществе;
  • - Прививание главных принципов правовой системы и разъяснение их значения для каждого гражданина;
  • - Формирование активной жизненной позиции относительно защиты правовой системы государства.

Правовое воспитание учащихся проводятся для того, чтобы не только дать ученикам знания, но и научить их реализовывать свои права и обязанности в обществе, быть активным гражданином.

Наиболее актуально правовое воспитание для учеников средней и старшей школы.Подростковый период- наиболее благодатное время для формирования правовой культуры - именно в этом возрасте школьники могут осознанно воспринимать информацию о правах, свободах и законах. Правовое воспитание подростков в итоге должно сформировать личность, для которой уважение к законам государства станет неотъемлемой частью его сущности. Начало правового воспитания школьников - формирование системы терминов и понятий. Свободно оперируя понятиями, школьник сможет лучше понимать правомерность поведения, сформирует понятие ответственности. Методисты рекомендуют начинать с понятий морали: «добро», «справедливость», «ответственность», «порядочность».

Правовое воспитание молодежи - уникальный вид деятельности, который включает широкий спектр методов осуществления. Согласно Концепции модернизации образования, классный руководитель и другие учителя должны уделять особое внимание понятиям духовности, правового самосознания, защите прав учащихся. Правовое воспитание школьников, мероприятия по реализации которого должны проводиться регулярно, требует использования методов личного примера, принуждения, поощрения, анализа правовых норм.

Наиболее актуальная проблема теории воспитания - внедрение новых методов правового воспитания подростков. По статистике, именно в этом возрасте впервые проявляются противоправные действия. Сценарии по правовому воспитанию школьников должны учитывать особенности возраста объектов воздействия.

Программа по правовому воспитанию школьников осуществляется в урочное и внеурочное время в формах пропаганды, обучения или просвещения.

В каких направлениях осуществляется реализация программы правового воспитания несовершеннолетних?

В социально-педагогическом: осуществление мероприятий, в которых участвуют не только ученики, но и их родители, учителя; анализ и выявления возможных отклонений от нормы в правовом воспитании - для этого проводится мониторинг. Целью мониторинга является не только выявление возможных проблем, но и коррекция.

В управленческом: курирование реализации программы правового воспитания; накопление опыта в осуществлении правового воспитания; организация сотрудничества с различными органами власти и специализированными, которые также ответственны за реализацию и профилактику воспитательных мер по правовому воспитанию.

Методы правового воспитания

  • - Главный метод -- беседа. Проводится в рамках урока, на внеклассных мероприятиях, в индивидуальной или групповой формах. Таким образом, ученики накапливают теоретические знания;
  • - Использованиеделовой игрытребует знаний от педагога и учеников - интерактивные методики всегда демонстрируют высокий уровень усвоения и запоминания информации;
  • - Внеклассные мероприятия: конкурсы, викторины, практикумы способствуют глубокому усвоению знаний;
  • - Рекомендуется проводить тестирования учащихся средней школы на предмет склонности к правонарушениям.

Формирование правовой культуры необходимо начинать с младшей школы - формируются базовые понятия, в средней школе ученикам дают более глубокие знания, прививают активную гражданскую позицию. Старшая школа - необходимо ознакомление с работой правоохранительных органов.

Сценарий по правовому воспитанию подростков должен иметь четко сформулированные задачи и цели. Примеры целей проведения внеклассного мероприятия на тему «Я и закон»:

  • - Формирование знаний о главных видах правонарушений;
  • - Формулировка базовых понятий «закон», «правонарушение», «права человека», «гражданская позиция»;
  • - Формирование знаний о правах человека.

Нравственно правовое воспитание учащихся проводится на уроках истории, правоведенииё литературы, экономики. Рассматриваются различные аспекты правового воспитания.

Выводы по главе 1

Правовое воспитание - это целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирования у него правовой воспитанности, то есть комплексного качества личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у школьников глубоких и устойчивых правовых знаний и убеждений в правильном правовом поведении, реализация которого в практической деятельности отвечает требованиям общества

Процесс правового воспитания может осуществляться через формирование трех компонентов: информационно-познавательного, эмоционально-оценочного и поведенческо-деятельностного.

Критериями правового воспитания у ребенка являются: знания детей о своих правах и обязанностях, оценка собственного поведения и поведения других людей с точки зрения норм права, оперирование правовыми знаниями в собственном поведении и реализация правового поведения в различных видах деятельности, полнота знаний и потребность в получении новых знаний, умение адекватно оценить свои и чужие поступки с точки зрения норм права, умение оперировать знаниями по реализации собственного правового поведения, сформированность качеств самоконтроля, самооценки результатов деятельности, умение соблюдать запреты и исполнять обязанности) и уровни (высокий, средний, низкий) сформированности правовой воспитанности позволяют отследить динамику развития процесса правового воспитания детей школьного возраста.

“Нет прав без обязанностей,
нет обязанностей без прав”.
К.Маркс

  1. Познакомить учащихся с Конвенцией о правах ребенка, историей создания.
  2. На примере литературных произведений показать права детей, обсудить поведение и поступки персонажей.
  3. Формировать у детей представления о значимости соблюдения прав и обязанностей в жизни каждого.
  4. Воспитывать правовое самосознание учащихся.

Ход проведения

Учитель: Все вы знаете, что люди появились на Земле давным-давно, тысячи лет назад. Тогда же и появились и главные вопросы: что могут люди делать и что не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что имеют права и на что не имеют?

Со временем люди решили искать ответы на эти вопросы путем переговоров. В результате появилась книга “Всеобщая декларация прав человека”, в которой записано, что люди должны делать, чтобы жить в мире и в согласии. Но эту книгу взрослые написали для себя.

Однажды, в 1989 году взрослые приняли Конвенцию о правах детей. Правительства разных стран подписало это соглашение и обещало его выполнять.

Основной идеей данного документа является мысль о том, что дети имеют право на особую защиту и помощь, что семье для роста и благополучия всех ее членов, и особенно детей должны быть предоставлены защита и содействие, а ребенку для полноценного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семье, в атмосфере любви и понимания.

Конвенция признает тот факт, что во всех странах мира есть дети, живущие в исключительно трудных условиях, и что такие дети нуждаются в особом внимании, очень важно учитывать особенности культуры и традиций каждого народа.

Вы, возможно удивитесь: какие права могут быть у ребенка? Да, дети имеют права! Право на самом деле нечто такое, что вам положено. Одна из статей Конвенции гласит, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Затем ребенку дается право на получение имени и гражданства. Чтобы стать полноправным членом общества, нужно знать свои права.

Можно назвать несколько отличительных черт прав человека.

  • Их не нужно покупать, зарабатывать или наследовать, они принадлежат людям.
  • Они одинаково принадлежат всем людям, независимо от расы, пола, вероисповедания, национальности. Мы все рождаемся свободными и равными по достоинству.
  • Права нельзя отобрать – никто не может лишить прав другого человека ни по какой причине.
  • Чтобы жить достойно, все люди имеют одновременно право на свободу, безопасность и приемлемый уровень жизни – права человека являются “неделимыми”

Давайте мы с вами узнаем о правах ребенка на примере литературных произведений.

1. “Папа Карло купил “Азбуку” и отправил сына в школу. А он вместо того, чтобы идти в школу продал свою азбуку и пошел в театр. Правильно он поступил?

Все дети имеют право на бесплатное обучение и должны учиться, чтобы стать грамотными.

2.
“Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит,
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок.
Ну, а если вдруг у Оли,
Или Коли, или Пети
Заболит живот иль ухо,
Или насморк одолеет,
Или голова болит,
Приходите, приходите…
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!”

Каждый ребенок имеет право на медицинский уход.

3. “Только бедного утенка, который вылупился позже других и был такой странный и непохожий на других, задевали решительно все. Его клевали, толкали и дразнили не только утки, но даже куры”.

Каждый ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности.

Учитель: В нескольких статьях Конвенции идет речь о праве на собственное мнение и на свободное мышление. Также есть статья, которая запрещает все формы физического и психологического насилия, грубого обращения.

Человек растет, обретает жизненный опыт. Но помимо прав существуют и обязанности. Так обязанность родителей состоит в том, чтобы воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, дать образование. Также и у вас, ребята есть обязанности. И ваша главная обязанность – учиться, чтобы стать грамотными, получить образование и стать хорошими специалистами в нашей стране.

К сожалению, права детей очень часто нарушаются. Дети подвергаются жестокому обращению со стороны взрослых. Но государство позаботилось о том, чтобы таких взрослых наказывали по закону.

А как же это происходит, ученики 4класса на примере русской народной сказки “Гуси-Лебеди” вам это покажут.

Суд над нарушителями “Гусями…”

Действующие лица:

  • Баба Яга – ответчица
  • Сестрица Аленушка
  • – свидетель
  • Яблонька
  • – свидетель
  • Молочная речка с кисельными берегами
  • – свидетель
  • 1-2-3
  • – гуси
  • 1-2-3
  • – присяжные
  • Судья
  • Адвокат Бабы Яги
  • Прокурор

Судья: Слушается дело о похищении Бабой Ягой маленького мальчика. Похищение совершили по ее поручению Гуси-Лебеди. Сначала заслушаем свидетелей.

Сестрица Аленочка: Я тоже чувствую себя виноватой. Родители мне наказывали, чтобы я смотрела за братцем. Глаз с него не спускала. А я ушла играть к подружкам и забыла про все. Я была уверена, что с братцем Иванушкой ничего не случится, потому что в нашей деревне живут хорошие и добрые люди.

Родители: Мы слышали, что Гуси-Лебеди пошаливают, детей, оставленных без присмотра крадут. Мы надеялись, что Аленушка не оставит братца без присмотра. Мы и предположить не могли, что Баба Яга осмелится на такое преступление.

Печка: Я много раз видела, как Гуси-Лебеди, пролетая надо мной, уносили из других деревень то девочку, то мальчика. Что потом случилось дальше, я не знаю.

Яблонька: Я тоже видела, что Гуси-Лебеди крали детей.

Судья: А почему вы не сказали Аленушке, в какую сторону понесли Гуси ее братца?

Печка: Я и не знала, просто мне было приятно, что Аленочка съела мой ржаной пирожок.

Яблонька: Благодаря своим высоким ветвям я проследила, куда полетели Гуси и где опустились. Но я не захотела показывать путь этой дерзкой девчонке. Вот когда она отнеслась ко мне повежливее, то я их вместе с братцем спрятала от Гусей-Лебедей.

Молочная речка с кисельными берегами: Мои молочные волны добегают до самой избушки, где живет Баба Яга, и я знала, что пока туда не прибежит Аленушка, ее братцу ничто не угрожает. Знала я, что она сама найдет путь к Бабе Яге.

Судья: И все-таки этим свидетелям я хотел бы сделать замечание: когда речь идет о преступлении, особенно по отношению к маленьким детям, нужно не ждать, когда вас вежливо попросят, а самим спешить на помощь.

1-й Гусь: Вот нас обвиняют, что мы совершили страшный поступок: утащили чужого ребенка.

2-й Гусь: Первый Гусь правду сказал. Мы – подневольные. Но, замечу я, что ничего плохого Иванушке мы не сделали, наоборот, всю дорогу рассказывали ему сказки, старались, чтобы ему было удобно лететь.

3-й Гусь: Хотя мы народ и подневольный, но все же мы не позволили бы Бабе Яге съесть Иванушку. Мы думали, что он нужен ей, чтобы скрасить свою жизнь.

Судья: Но вот свидетели сказали, что вы, Гуси-Лебеди, и раньше детей уносили.

Гуси-Лебеди: Это не мы, это прежние гуси, а нас только наняли. Нас нужда заставила пойти на службу к Бабе Яге. Корма для нас в лесу не стало - экологическая обстановка стала неблагоприятной.

Баба Яга: Я человек старый, немощный. Гуманитарной помощи не получаю. Вот Гуси, мои верные слуги, мне только помогают. Где мне, дремучей старухе, знать, что я нарушаю закон тем, прошу утащить маленького мальчишку или девчушку? Ведь я родилась в глухом лесу и всю жизнь прожила среди хищных зверей и птиц, а у них свои законы, свои обычаи. Вот по этим законам я и живу. И не к лицу каким-то маленьким школьникам учить меня уму-разуму. Старость надо уважать.

Адвокат Бабы Яги: Баба-Яга – законопослушная лесная жительница. Один из лесных законов: кто успел, тот и съел. Возможно по человеческим законам Баба Яга ведет себя жестоко. Но, может быть она просто хотела попугать безответственных родителей, которые оставили двух маленьких детей без присмотра? К тому же с Иванушкой ничего страшного не случилось. А потому и нет никакого преступления. На нет и суда нет.

1-й присяжный: Я думаю, что полностью оправдать Бабу Ягу нельзя. Она заставила поволноваться Аленушку. А что было бы с ее родителями, если бы к их приезду она не нашла братца?

2-й присяжный: Не могу согласиться с адвокатом. Незнание законов не освобождает человека от ответственности, в том числе и Бабу Ягу.

3-й присяжный: Я предлагаю наказать не только Бабу Ягу, но и Гусей-Лебедей, которые ей помогали. Нельзя ради горстки зерен заниматься такими преступными делами. Они – соучастники преступления.

Прокурор: Баба-Яга к счастью, не успела довершить свой замысел. Поэтому и нам не стоит лишать ее жизни, приговаривать к высшей степени наказания. Попробуем ее перевоспитать – придумаем для нее доброе дело, чтобы она могла себя проявить с хорошей стороны. Какие будут предложения? (Ответы детей)

Заключительная часть.

Учитель: Сегодня мы с вами познакомились с таким важным документом, как Конвенция о правах ребенка. Этот документ имеет очень большое значение в жизни ребенка. Конвенция призвана защищать детей от обид и произвола со стороны взрослых. Мы должны сплотиться. Если бы взрослые помнили, что они сами когда-то были детьми, то они бы сделали больше к осуществлению прав ребенка.

(Учащиеся читают стихи)

1-й учащийся.

Мы граждане, но все же дети,
Бывает для защиты повод есть.
Поэтому Конвенцию придумали на свете
Чтоб знали мы права и отстояли честь.

2-й учащийся.

Конвенция дает всем равное право,
Чтоб детских слез гораздо меньше стало,
О счастье детей не только мечтают,
Проблем не боятся, их вместе решают.

3-й учащийся.

Пятьдесят четыре – ни много, ни мало
Много есть законов для счастья детей,
Чтоб нарушений меньше стало
На планете нашей всей.

4-й учащийся.

Главное право на жизнь и свободу,
На любовь и семейную заботу.
На учебу, отдых, увлеченье.

5-й учащийся.

Социальную защиту и леченье.
На счастливое детство и радостный смех,
На творчество и дальнейший успех!

6-й учащийся.

Закон я понял, но все же, друзья,
Не очень я взрослый – вот беда.
Меня не послушают, могут побить,
Как самому мне вопросы решить?

7-й учащийся.

Не бойся, с тобою семья,
Учитель в беде не оставит тебя.
На свете много хороших людей –
Помогут они, держись веселей.

8-й учащийся.

До 18 лет права твои
Охраняют взрослые люди, они
Готовы тебя поддержать всегда.
Теперь ты понял?

9-й учащийся.

В общем – да!

Учитель: Вот и подошла к концу наша встреча.