День правовых знаний Классный час Права человека это совокупность правил, которые присущи природе человека и без которых он не может существовать; идеальные. День правовых знаний Знать своих родителей

  • Дата: 26.11.2020

Вопросы правового просвещения, образования и воспитания учащихся приобретают особое значение в условиях формирования правового государства и гражданского общества в России, потребовавших усиления требований к уровню готовности гражданина к осознанному поведению в формирующемся правовом пространстве Российской Федерации. Одним из важных шагов на пути создания системы этой работы в школе является проведение , который состоялся в МОУ «СОШ № 9» 14 ноября 2017 года

Цель данного мероприятия - формирование первоначальных правовых знаний, знакомство с основным законом страны - Конституцией РФ, воспитание чувства гражданского долга и ответственности, соотнести права и обязанности детей, способствовать осознанию ответственности за свои права.

В этот день в школе было много гостей: Гвоздилова Юлия Николаевна, капитан юстиции, следователь следственного отдела, Дашкевич Валерий Александрович, капитан внутренней службы, специалист направления информационных технологий, связей и защиты информации тыла, Ксенофонтова Ольга Алексеевна, майор внутренней службы, старший юрисконсульт правового направления, Молодцова Юлия Александровна, капитан полиции, инспектор (по исполнению административного законодательства) ОГИБДД, Молчанова Ирина Вячеславовна, капитан полиции, дознаватель отделения дознания, Чижов Евгений Викторович, старший участковый уполномоченный полиции ОУУП и ПДН, Щетинин Василий Игоревич, старший участковый уполномоченный полиции ОУУП и ПДН, председатель Общественного совета при ОМВД ОМВД России по Тихвинскому району Ленинградской области Окунева Жанна Михайловна. Утром волонтеры школьного объединения «V18» организовали акцию «Стена гласности».

В ней принимали участие дети разных возрастов. Главным вопросом акции был «Что для Вас интернет друг или враг?». Большее количество детей голосовали за вариант ответа «друг».

Тематика проводимых тематических бесед была спланирована заранее с учетом возрастных особенностей и интересов детей: 1-4 классы «Большие права маленького человека».

Ученики начальных классов учились правильно вести себя в школе и на улице, в ходе ролевых игр решались проблемные ситуации, формировалось толерантное сознание детей и ответственность за правонарушения, дети в игровой форме разбирались в понятиях «права и обязанности». 5-6 классы «Проступок. Правонарушение. Преступление»; 7- 8 классы «Игра под названием жизнь», «Разрешение конфликтов без насилия», «ПДД знай и соблюдай»; 9 классы «Правила поведения несовершеннолетних», «Административно-уголовная ответственность», «Безопасность детей в интернете». Обучающиеся 11 класса практически разобрали правовые законы государства и законы общества. Обучающимся особенно запомнился классный час «Игра под названием жизнь», во время которого они не только получили нужную им информацию, но и поиграли в тематическую игру «Разрешается - запрещается».

В рамках профориентации был организован круглый стол с обучающимися 10А класса. Ребятам не только рассказали куда можно пойти учиться, чтобы поступить на службу в МВД, но и показали видеофильм о профессии сотрудника органов внутренних дел. Дашкевич В.А. ответил на все интересующие ребят вопросы. У присутствующих захватывало дух, когда они услышали о подвигах сотрудников ОМВД нашего родного города. Из года в год полицейские вытаскивали людей из рек, спасают людей на пожарах, вытаскивают отчаявшихся из петли.

Стоит вспомнить героические поступки правоохранителей, в том числе совершенные ценой жизни. Ребята узнали, что МВД России активно участвует в миротворческой деятельности с 1992 года. В 1990-е годы количество сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, задействованных в миротворческих операциях ООН, не превышало четырех десятков человек. Россияне в составе миротворческих полицейских сил несли службу в Хорватии, Боснии и Герцеговине, Конго, Восточном Тиморе, Грузии, Либерии. Резкий рост числа российских полицейских миротворцев произошел в конце 1990-х - начале 2000-х годов, когда в связи с событиями в бывшей Югославии на основании соответствующих резолюций Совета безопасности ООН, распоряжений Президента и Правительства Российской Федерации сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащие внутренних войск МВД России были направлены в Косово в состав Международных Сил.

Квота МВД России тогда составляла 100 человек. Всего в период 1999- 2011 годов через Косово прошло несколько сотен сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. В 2000-е годы российские полицейские миротворцы также несли службу в Македонии, Сьерра-Леоне, Судане, Гаити. Сегодня наши полицейские участвуют в трех миссиях ООН по поддержанию мира (Либерия, Гаити, Восточный Тимор). В последние годы МВД России старается последовательно наращивать профессиональный уровень сотрудников, командируемых в миротворческие миссии ООН, прежде всего за счет повышения эффективности отбора кандидатов.

Валерий Александрович пожелал ребятам строить жизнь с умом, делая работу над ошибками тех, кто их совершил, беречь все, что перешло по наследству от дедов и прадедов, ветеранов воин.

На переменах школы был организован просмотр видеороликов «Права и обязанности несовершеннолетних».

В течение декады был оформлен сменный информационный стенд «Подросток и закон», также оформлена выставка «Закон обо мне, мне о законе», фотовыставка совместных мероприятий. С целью привлечь внимание всех участников образовательного процесса, на стенде были размещены основные права ребенка (согласно Конвенции ООН), данные служб, обеспечивающие защиту прав ребенка, план мероприятий в рамках декады, в школьной библиотеке организована выставка «Школьникам о праве».

На выставке были представлены учебная литература, периодические издания, материалы из сети Интернет. В ноябре было проведено анкетирование с обучающимися 5-11 классов «Твои права и обязанности». В анкетировании приняло участие 485 обучающихся. В результате анализа ответов анкетирования можно сделать вывод, что обучающиеся школы в достаточной мере знают свои основные права и обязанности.

Приоритетным правом для себя ученики считают право на образование, свободу и детство. Большинство знают законы, в которых упоминаются их права. Но есть некоторые обучающиеся, которые не имеют представления об этом.

Школьной службой медиации, под руководством педагога-психолога Варламовой Н.В., была проведена игра-тест «Опасная ситуация и выход из неё» для обучающихся 5-11 классов, благодаря которой, ученики проанализировали основные и самые распространённые опасные жизненные ситуации, и пути их решения: как предотвратить опасную ситуации, как действовать в неблагоприятных обстоятельствах.

Социальным педагогом школы Морозовой Татьяной Викторовной и инспектором по делам несовершеннолетних отделения по делам несовершеннолетних отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних, капитаном полиции, Собаниной Ириной Александровной были организованы рейды «Семья», «Подросток», в ходе которых обследовались жилищно-бытовые условия проживания несовершеннолетних, состоящих на каком-либо учете, находящихся в социально опасном положении, а также учащихся, нуждающихся в социально педагогической помощи.

Подводя итоги декады в актовом зале школы, председатель Общественного совета при ОМВД России по Тихвинскому району Ленинградской области Окунева Ж.М., подчеркнула значимость таких совместных мероприятий. С учащимися продолжается работа по формированию правовой культуры, развиваются навыки правомерного поведения. Основу ее составляют такие важнейшие характеристики, как знание своих прав и обязанностей, повышение ответственности за свое поведение. Зная свои права, дети смогут ориентироваться в сложном современном мире и при необходимости грамотно отстаивать свои интересы, поэтому, бесспорно, польза от таких встреч велика.

В завершении встречи директор школы Минецкая Мария Владимировна поблагодарила председателя Общественного совета Окуневу Ж.М., сотрудников ОМВД России по Тихвинскому району за организацию и проведение декады правовых знаний в МОУ «СОШ № 9» и от администрации школы вручила благодарственные письма за сотрудничество, высокий профессионализм, ответственность и принципиальность, большой личный вклад в ходе совместных мероприятий, направленных на патриотическое и правовое воспитание граждан.

Сегодня, 28 сентября, мировое сообщество отмечает Международный день правовых знаний (International Right to Know Day). В 12?й раз, кстати. А как у нас с этим обстоит дело? Правовая грамотность граждан повышается или падает? Насколько весома роль юридического отдела в вашей организации? Какие судебные казусы или юридические споры вас удивили или запомнились — и почему? Кстати, Минтруда считает, что у нас в стране многовато юристов. Вы с этим согласны?

Александр Перминов, исполнительный директор «Паритет Групп»:
— Что касается нашей компании, я без визы юриста не подписываю ни одного документа. Системный подход позволяет избегать судебных казусов. А если говорить в целом, правовая осведомленность граждан растет, но правовая культура не повышается. Многие пытаются сделать вид, что знают законы, и могут требовать их исполнения. На деле оказывается, что люди лишь слышали о существовании документа на ту или иную тему, а суть им неизвестна. Думаю, должно пройти время, чтобы ситуация улучшилась.

Алексей Комаров, нотариус Санкт¬Петербургской нотариальной палаты:
— Министерству труда не следует оперировать образными понятиями — много или мало. Рынок сам отрегулирует и оставит ровно столько юристов, сколько ему нужно.
Правовая грамотность — понятие относительное. Юриспруденция имеет выраженный отраслевой характер: иметь даже общее представление обо всем праве нереально. Другое дело, что есть граждане с критической формой мышления, которые пытаются досконально разобраться в том или ином вопросе до того, как принять решение. А есть подражательное мышление, которое встречается чаще. К тому же многие вспоминают о юриспруденции, когда сталкиваются с проблемами или опасностью. А в таких ситуациях способность человека адекватно мыслить значительно снижается. Еще нужно учитывать возраст и гендерную принадлежность.
Для меня судебная практика имеет только одно значение — как толкуется норма права. Чтобы можно было донести до граждан относительно понятную перспективу решения того или и иного вопроса.

Cвятослав Гайкович, руководитель АМ «Студия 17»:
— У нас не такая большая компания, чтобы иметь собственных юристов, но мы находимся на постоянном обслуживании у одной из юридических фирм, которой платим по 200 евро в месяц. Сотрудничеством этим очень довольны, с помощью юристов несколько лет назад нам даже удалось выиграть суд у налоговой службы. Так что всем коллегам и друзьям я бы рекомендовал не пренебрегать дружбой с юристами.
Я не считаю, что у нас многовато юристов. Полагаю, подобные выводы можно делать лишь на основе рыночной статистики. К тому же, если услуги юристов не будут востребованы рынком, они быстро переориентируются на другую, более востребованную деятельность.

Павел Ильиных, руководитель практики разрешения споров компании Rightmark Group:
— Соглашусь с Минтруда, юристов в нашей стране много, но общую статистику портит большое количество непрофильных вузов. Хороших специалистов мало, как и в других профессиях.
Общая правовая грамотность закономерно растет во всем мире. Раньше у нас в обществе был мощный локомотив для судебной системы в лице Высшего арбитражного суда. Судебная система, в свою очередь, была ориентиром для обычного гражданина и обладала авторитетом.
Яркий пример деградации судебной системы — процесс по делу Евгении Васильевой.

Александр Степочкин, генеральный директор компании Fortrent по Северо-Западу:
— Правовая грамотность граждан, несомненно, растет. В быту замечаю это постоянно. Но вот уровень юристов зачастую оставляет желать лучшего. Людей этой профессии в стране действительно много, а сформировать качественный юротдел не так-то просто. В нашей компании все операции, сделки, договоры проходят через юротдел. Юристы участвуют и в принятии важных бизнес-решений.

Яна Муртола, директор по развитию УК «Прима менеджмент»:
— Россиянам приходится повышать правовую грамотность, так как законы часто меняются, а их незнание, как известно, не освобождает от ответственности. Молодое поколение все чаще заглядывает в Гражданский кодекс по личным вопросам, не говоря уже о рабочих моментах. Знание права помогает решать социальные проблемы: получить жилье, компенсации за лечение и обучение, снизить налоги и коммунальные платежи.
Управление коммерческой недвижимостью связано с разными рисками, поэтому каждый шаг сопровождается договором, который согласовывается с юридической службой.
Самый обсуждаемый вопрос среди управляющих — увеличение налога на доходные здания. Интересна юридическая практика, связанная с пересмотром кадастровой стоимости объектов.
Толковых юристов много не бывает. Юристов, конечно, стало больше по сравнению с советским периодом, но экономика да и сама жизнь изменились.

Сергей Костанда, вице¬президент ГК «КрашМаш»:
— По опыту нашей компании могу сказать, что за последние несколько лет юридическая подготовленность заказчиков серьезно выросла, и мы стремимся соответствовать этому уровню. Это позволяет быстрее и профессиональнее решать все вопросы. Юридическая служба играет важную роль практически во всех вопросах внешнего взаимодействия компании.
Казусом можно считать противоположные судебные решения по одним и тем же ситуациям. Правда, их становится все меньше.
По разным оценкам, соотношение выпускников юридических вузов в России составляет на душу населения в среднем 1:200, тогда как практикующих адвокатов — один на 1000. Для сравнения: в Израиле соотношение адвокатов — 1:170, в США — 1:260, в Германии — 1:580, а во Франции — 1:1400. Дело не в их количестве, а в качестве их базовых знаний. На квалифицированных юристов сейчас большой спрос, тогда как просто юристов с дипломами — перебор.

Владимир Малашин, зампредседателя коллегии адвокатов «Юникс»:
— Правовая грамотность уж точно не повышается. Люди совершенно не хотят читать законы или разбираться в них. В итоге совершают серьезные ошибки, которые наиболее сильно сказываются сейчас, в кризис. Правовая грамотность — это проблема и для юристов. Огромное число вузов «печатает» таких специалистов, которых потом еще три-четыре года учить надо: у них нет даже фундаментальных знаний. Это просто заболевание какое-то — властям надо больше пропагандировать среднее образование, с которым, кстати, можно неплохо зарабатывать.
Что касается казусов, то их полно в судах общей юрисдикции. Можно море ходатайств представить, дело переносить сколько угодно, а потом и концов не найти. С арбитражными судами просто не сравнить. Недавно рассматривали спор о банальной протечке в квартире. Начали в 10 утра, закончили в шесть вечера. Судья объявила перерыв на час, пришла через два, свидетеля допрашивали более двух часов — просто беспредел какой-то..

Редакция «НП»:
— В редакционной практике с казусами сталкиваемся постоянно. Запомнился случай с компанией «Р.К.Г.». Фирма строила несколько домов в Пушкине, в том числе — без разрешений, без документов, потом обанкротилась. Последствия разгребают до сих пор. Злоупотребления были очевидными, в отношении владельца возбудили уголовное дело, арестовали его имущество. Потом как-то тихо-тихо дело прикрыли. Обозленные пайщики прислали нам любопытный документ. Следователь написал в постановлении, что на самом деле в банкротстве фирмы виноваты городские власти, которые изменили практику предоставления участков (отменили ИТК). И велел вернуть незадачливому застройщику арестованные квартиры и «мерседесы»...

Права человека это совокупность правил, которые присущи природе человека и без которых он не может существовать; идеальные нравственные принципы; совокупность представлений о достойном положении человека; справедливые притязания людей по отношению друг к другу и государству; система жизнеобеспечения личности, без которой невозможно ее нормальное развитие; субъективные права, на обладание которыми может претендовать каждый человек вне зависимости от государства; определенный минимум общесоциальных, общечеловеческих и общедемократических требований к правовому и социальному положению каждой личности, реализация которых должна и может быть обеспечена в любом обществе вне зависимости от особенностей его социально-политической системы; минимальная неотъемлемая мера свободы, определяющая статус отдельной личности.






Великая хартия вольностей (Англия, 1215 г.) Декларация прав человека и гражданина (Франция, 1789 г.) Великая реформа гг. (Россия) Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа (РСФСР, 1918 г.)




В 1948 г. была организована Комиссия по правам человека, в состав которой вошли представители 14 стран участниц ООН. Эта Комиссия и составила Декларацию, которая была принята 10 декабря 1948 года на Генеральной Ассамблее ООН (к тому моменту в ООН было 56 стран-участниц). В 30 статьях этого документа перечислены все основные права человека: гражданские, политические, экономические, социальные и культурные.


С целью повысить эффективность Декларации в 1966 г. Генеральная Ассамблея приняла два дополнительных документа: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. В совокупности все три документа составляют Международный билль о правах. Для государств-участников, подписавших этот документ, он является обязательным для исполнения.


Конвенция по правам ребенка Статья 1 Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Когда дети рождаются, они свободны, и с каждым должны обращаться одинаково. Они обладают разумом и совестью и должны дружелюбно поступать по отношению друг к другу.


Статья 2 Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.


Каждый имеет право на следующие права, несмотря на: - различный пол; - различный цвет кожи; - различия в языке, на котором говорит; - различия во мнениях; - принадлежность к другой религии; - обладание большим или меньшим имуществом; - рождение в различных социальных группах; - происхождение из другой страны.








Статья 7 Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации. Закон один для всех; он должен применяться ко всем одинаково.




Статья 12 Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.


Статья 13 Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну. Вы имеете право свободно передвигаться внутри своей страны. Вы имеете право покинуть свою страну и поехать в другую; и вы должны иметь возможность вернуться в свою страну, если захотите.


Статья 15 Каждый человек имеет право на гражданство. Статья 16 Мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия, вступать в брак и основывать свою семью. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.


Статья 17 Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими. Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества. Вы имеете право владеть вещами, и никто не имеет права отобрать их у вас без веских на то оснований.


Статья 18 Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии Статья 19 Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их Вы имеете право думать, что хотите, говорить, что вам нравится, и никто не должен запрещать вам делать это, но при этом, вы должны уважать чужое мнение и не оскорблять других людей.


Статья 22 Вы имеете право думать, что хотите, говорить, что вам нравится, и никто не должен запрещать вам делать это, но при этом, вы должны уважать чужое мнение и не оскорблять других людей. Статья 23 Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы. 2. Каждый человек, без какой- либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи




Статья 27 Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами. Статья 29 Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.


КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ 2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты 1 июня – Международный день защиты детей 4 июня - Международный день детей – жертв агрессии 20 ноября – Всемирный день прав ребёнка 10 декабря – День прав человека 12 декабря – День Конституции Российской Федерации



Командная игра «Знание права нам необходимо!»

Мероприятие, посвященное Всероссийскому дню правовой помощи детям - 20 ноября 2015 г.

Вильданова Э.Р., учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №5

«Общим достоянием всех детей являются их права. Каждый ребенок имеет право жить и развиваться, получать образование, не подвергаться насилию, жестокому обращению и отчуждению и заявлять о себе».

Из послания Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна

Цель и задачи мероприятия : правовое просвещение, формирование у школьников правовой культуры; воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма; формирование базисных знаний о государстве, праве, общественных и государственных институтах, правах человека и ребенка; формирование навыков практического использования знаний; развитие логического мышления, памяти, коммуникативных способностей.

В игре участвуют 4 команды по пять человек. Побеждает та команда, которая после всех конкурсов набирает больше очков. Вопросы и задания рассчитаны на общее развитие детей и не затрагивают узкоспециальные области права, политики, экономики и других сфер общественной жизни. Болельщики формируют 4 группы поддержки по три человека.

Игра проходит в актовом зале в форме конкурса. Зал для игры оформляется плакатами с латинскими «крылатыми изречениями», посвященными праву.

Вступительное слово ведущего.

20 ноября мы отмечаем Всемирный День ребенка и Всероссийский день правовой помощи детям в РФ (с 2013 г.)

В 1954 году Генеральная Ассамблея ООН рекомендовала всем странам ввести в практику празднование Всемирного дня ребёнка (Universal Children"s Day), как дня мирового братства и взаимопонимания детей, посвященного деятельности, направленной на обеспечение благополучия детей во всем мире. ООН предложила правительствам праздновать этот день в любой из дней, который каждое из них признает целесообразным, и предположила, что всеобщее празднование Всемирного дня ребёнка послужит укреплению солидарности и сотрудничества между нациями. А 20 ноября знаменует день, в который ассамблея приняла в 1959 году Декларацию прав ребёнка, а в 1989 году - Конвенцию о правах ребёнка.

По данным ООН, ежегодно одиннадцать миллионов детей умирают, не дожив до своего пятого дня рождения, еще десятки миллионов остаются физически или умственно больными, не имея возможности для взросления, жизни и развития. Многие из этих смертей вызваны легко предотвращаемыми или легко излечиваемыми болезнями; другие - губительными последствиями нищеты, невежества, дискриминации и насилия. Все вместе эти причины приносят тяжелые утраты семьям, общинам, государствам и всему миру. Не только в раннем детстве приходится сталкиваться с силами, угрожающими жизни и благосостоянию детей. Они становятся более незащищенными, поскольку зачастую лишены прав, в том числе права на образование, на участие в общественно-политической жизни, на защиту от нанесения вреда здоровью.

В Конвенции ребенок впервые рассматривается как личность, имеющая права, которые государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязаны "уважать и гарантировать". Данное положение свидетельствует о том, что ребенок является особо уязвимым членом общества и потому, требует и заслуживает специальной защиты.

Конвенцией ребенок рассматривается как независимая личность . Конвенция характеризует ребенка как лицо, наделенное конкретными правами: право на жизнь (ст. 6), иметь семью (ст. 9), на имя и гражданство (ст. 7), на образование (ст.28), на защиту от насилия (ст. 19), на равенство, на свободу мысли и слова (ст. 13), на отдых и досуг (ст. 31), на медицинское обслуживание и заботу о здоровье (ст. 24), на помощь государства (ст. 18-27) и др.

Согласно данному документу все дети имеют право на развитие своих возможностей, свободу от голода и нужды, а также жестокости и других форм злоупотребления.

Конвенция о правах ребенка связывает возможности детей со всеми правами и обязанностями родителей или лиц, несущих за них ответственность. Исходя из этого, дети могут участвовать в принятии решений, которые способны затрагивать его настоящее и будущее.

Конвенция делает возможной для ребенка защиту своих прав с помощью национальных судебных или административных процедур (ст. 12).

Конвенция утверждает приоритет интересов детей, рассматривает принцип соблюдения прав и интересов всех детей без каких-либо исключений или какой-либо дискриминации (ст. 2). При этом согласно ст.ст. 5, 12 Конвенции, реализация ряда прав ребенка зависит от его возраста, зрелости и степени его развития; а согласно ст.ст. 20, 23, особые потребности признаются Конвенцией за инвалидами и детьми, постоянно или временно лишенными семьи.

За время прошедшее с момента ратификации Конвенции Россией, законодателями были предприняты значительные усилия по приведению российского законодательства в соответствие с Конвенцией.

Права ребенка в России регулируются такими законодательными документами, как:

Конституция РФ; Семейный кодекс РФ;

Законодательство РФ об охране здоровья граждан;

Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ;

Федеральный закон «Об образовании»;

Закон о дополнительных гарантиях защиты детей-сирот и детей, оставшихся без родителей;

Закон о социальной защите инвалидов в РФ.

Федеральный закон об опеке и попечительстве

В развитие положения Конституции РФ о защите материнства, детства и семьи государством (ст. 38), гражданское, уголовное, административное и другие отрасли законодательства содержат нормы о защите прав ребенка.

Семейный кодекс РФ 1995 г. отводит правам несовершеннолетних детей целую главу (гл. 11 СК РФ).

Практически все нормы о защите семейных прав ребенка, закрепленные в ней, так или иначе, отражают требования Конвенции.

Глава 11 (ст. 54-60) Семейного Кодекса закрепляет за детьми такие основные права:

право жить и воспитываться в семье;

право на общение с родителями и родственниками;

право на защиту;

право выражать свое мнение;

право на имя, отчество и фамилию;

имущественные права, включая права собственника.

Российское законодательство закрепляет все права, гарантированные ребенку Конвенцией.

Защиту прав детей в России осуществляет как Уполномоченный по правам человека, так и Уполномоченный по правам ребенка, должность которого введена Указом Президента РФ от 1 сентября 2009 г.

30 декабря 2009 года Павел Астахов назначен на должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Указом Президента РФ N 1518 "Об уполномоченном при президенте российской федерации по правам ребенка". Задача омбудсменов - обеспечение защиты прав ребенка и содействие восстановлению нарушенных прав ребенка.

При уполномоченных по правам ребенка в Москве, Белгородской, Орловской, Ивановской, Ульяновской, Кемеровской областях, ХМАО – Югре, ЯНАО и др. территориях уже созданы и действуют детские общественные советы.

«Правовой турнир» проводится в рамках Всемирного дня ребенка и Всероссийского дня правовой помощи детям. Дети и молодежь (завтрашние взрослые) являются самым ценным капиталом каждого общества. Непрерывная связь и взаимопонимание всех поколений имеют важнейшее значение для любого общества. Это - непременное условие стабильности нашего мира, оптимизма и ответственности нынешнего поколения перед будущими поколениями.

26 лет назад, мир дал детям обещание делать все возможное для защиты и продвижения их прав на выживание и процветание, образование и развитие, полное раскрытие их потенциала, а также на то, чтобы их голоса были услышаны.

Ход командной игры «Турнир знатоков права»

Ведущая.

В игре участвуют 4 команды по пять человек, сформированных из ребят 9-х классов. Побеждает та команда, которая после всех конкурсов набирает больше очков. Вопросы и задания рассчитаны на знание права. Болельщики формируют 4 группы поддержки по три человека.

Оценивать ответы команд сегодня будут члены уважаемого жюри. (представление жюри)

Перечень заданий «Правового турнира»:

    Приветствие команд (название, девиз)- (5 баллов)

    «Всякая всячина» (за каждый верный ответ 1 балл)

    Права человека (5 баллов)

    Конкурс «Черный ящик» (5 баллов)

    Конкурс «Крылатые фразы» (6 баллов)

    Конкурс для группы поддержки «В шутку о серьезном» (1 балл команде)

    Конкурс капитанов (3 балла)

    Все о паспорте

    Конвенция о правах ребенка (8 баллов)

Ведущая.

- Объявляем первый конкурс-приветствие. Жюри оценивает название, девиз и приветствие команд. Максимальная оценка – 5 баллов.

Приветствие от команды №1

Приветствие от команды №2

Приветствие от команды №3

Приветствие от команды №4

Слово предоставляется уважаемым членам жюри для оценки приветствия команд …..

Ведущая. Второй конкурс называется «Всякая всячина». Команды должны будут ответить на 2 вопроса в отведенные на конкурс 3 мин. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.(итого 5 баллов) Если вы затрудняетесь с ответом, слово переходит следующей команде. Жюри фиксирует правильные ответы.

Вопросы командам:

    В каком году была принята ныне действующая конституция? (1993)

    15-летнему подростку запретили посещать церковь. Какое право нарушено? (Уважение свободы совести)

    Учительница прочитала записку, адресованную школьнику. Какое право нарушено? (Право на тайну переписки)

    14-летнему подростку разрешили участвовать в боях. Какое право нарушено? (До 15 лет не принимать участие в военных действиях)

    Какие страны не ратифицировали Конвенцию о правах ребенка? (США, Сомали)

    17-летнюю девушку не допустили к экзаменам в военное училище. Какое право нарушено? (Равные права для всех детей независимо от пола)

Уважаемое Жюри, подведите итоги второго конкурса и огласите их.

Ведущая.

- Объявляю условия третьего конкурса, посвященного правам человека .

Командам предлагаются на выбор карточки с незаконченными фразами, касающимися различных сказочных героев. Карточки вынимаются поочередно. Вам необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу. Команды должны руководствоваться положениями Всеобщей декларации прав человека и статьями Конституции. Время на размышление- 1 минута. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.(итого 5 баллов)

Текст контрольного листа

    Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил ее право на………………

(личную неприкосновенность)

    Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Бура-

тино воспользуется своим правом на……………..(получение бесплатного обра-

зования)

    Лягушка из сказки В.Гаршина «Лягушка путешественница», отправившись в

Путешествие, воспользовалась своим правом на……(свободное передвижение)

    Полицейские из сказки А.Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в камор-

ку папы Карло нарушили его право на ……(неприкосновенность жилища)

    Балда из сказки А.Пушкина «Сказание о попе и о его работнике Балде», нанявшись

На работу к попу, воспользовался своим правом на…….(труд)

    Царевич Иван из сказки «Иван- царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя

Берендея, нарушил его право на….(владение имуществом)

    В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на

……..(жизнь и личную неприкосновенность)

    Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право…………(поль-

зоваться учреждениями культуры)

    Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса, пытались отнять у него деньги,

что является покушением на право Буратино……(иметь имущество и собственность)

    Когда Буратино, лиса Алиса и кот Базилио отправились в Страну дураков, они

воспользовались правом…..(уехать из своей страны и вернуться на родину)

    Какое право нарушила ведьма в сказке "Сестрица Алёнушка и
    братец Иванушка"? (Право на жизнь)

    Почему обитатели двора в сказке Андерсена "Гадкий утенок"
    обижали гадкого утенка? (Он был не похож на других)

    Какое право было нарушено в сказке "Заюшкина избушка"?
    (Право на неприкосновенность жилища)

    Кто нарушил это право (Лиса) и кто помог зайцу восстановить
    свои права? (Петух)

    Какое право нарушил Иван-Царевич в сказке "Иван Царевич и
    Серый Волк? (Право на владение личным имуществом)

    Каким правом пользовалась лягушка в сказке Гаршина "Лягушка-путешественница"? (Право на свободное передвижение)

    Как далеко могла передвигаться лягушка, используя свое право
    на свободу передвижения? (Без ограничений)

    Какие права нарушили братья в сказке "Иван Царевич и Серый
    Волк"? (Право на жизнь и личную неприкосновенность)

    Какое преступление совершили гуси-лебеди в одноименной сказке, украв братца? (Похищение детей)

    Какое право Царевны нарушил Кашей Бессмертный, увезя её к себе и решив вступить с ней в брак, в сказке "Царевна Лягушка"? (Вступать в брак по свободному и обоюдному согласию)

Слово жюри.

Ведущая.

Переходим к следующему конкурсу под условным названием «Черный ящик».

Нужно угадать, что находится в шкатулке. Вопросы задаются по очереди; при отсутствии ответа вопрос переходит к другой команде. Правильный ответ оценивается в 5 баллов. Время на размышление 1 минута.

* Вопрос команде «1»

В ящике находится то, что у халифов было желтым, у албанцев - без клюва и ногтей, у их российского «собрата» они есть. (Двуглавый орел)

* Вопрос команде «2»

В ящике находится то, что в переводе с латинского означает «установление, устройство. (Конституция)

* Вопрос команде «3»

В ящике находится книга, состоящая из двух частей - общей и особенной. В первой, в частности, дается определение того, что считается преступлением. (Уголовный кодекс РФ)

* Вопрос команде «4.»

В ящике находится то, что с повязкой на глазах, весами и мечом в руках (Фемида – богиня правосудия)

Слово жюри…

1-й вед. Следующий конкурс называется «Крылатые фразы». Перед вами по 2 конверта с набором слов. Нужно расположить слова так, чтобы можно было прочитать юридические термины и изречения из Римского права. Время на размышление- 5 минут. За каждое верно сложенное высказывание- 3 балла.(итого – 6 баллов за два изречения)

    Против факта не дается доказательства

    Грубая небрежность приравнивается к умыслу

    Совесть - тысяча свидетелей

    Лучше быть обманутым, чем обмануть другого

    Невежество судьи - бедствие для невинного

    Чем сильнее власть, тем меньше свободы

    Когда говорит оружие, законы молчат

    Подстрекатель виновен более, чем исполнитель

Пока команды работают, мы проводим конкурс для групп поддержки. Называется он «В шутку о серьезном». За каждый верный ответ болельщики могут принести 1 балл своей команде. Отвечает тот, кто первым поднял руку.

    Этим паролем пользовались контрабандисты в фильме Л.Гайдая «Бриллиантовая рука. Ответ: «Черт побери».

    У лесных зайцев нет клыков, а у городских «зайцев» нет именно этого. Чего? Ответ: «Билета».

    Этот угонщик автомобилей был опытным страховым агентом, актером в самодеятельности, водителем- каскадером. Ответ: Юрий Деточкин, герой фильма «Берегись автомобиля».

    Эту птицу народная молва частенько обвиняет в воровстве ювелирных изделий. Ответ: сорока.

    Его приговорили утопить в загородном пруду как беспризорного, беспаспортного и безработного. Ответ: «Буратино».

    «Избави бог и нас от этаких судей»,- восклицал И.А.Крылов. Кто же был героем его басни? Ответ: осел.

    Как появилось выражение «Написано на лбу»? Ответ: «Происходит от обычая ставить клеймо на лоб преступнику».

    Часть одежды вора, имеющая обыкновение поддаваться действию огня? Ответ: «Шапка».

(Команды и болельщики работают 5 минут, затем ведущий забирает листы с ответами у команды и передает их членам жюри)

Уважаемые члены жюри, подсчитайте баллы и огласите их.

Ведущая.

- Переходим к конкурсу капитанов: «Собери пословицу». Капитаны отвечают по очереди. Правильный ответ оценивается в 3 балла. Противник может ответить на вопрос своего соперника в том случае, если тот молчит. Время на обдумывание не более 1 минуты.

Не воровством добывают деньги, а? (трудом).

Легко воровать, да? (тяжело отвечать).

Хоть с умом воровать, а? (беды не миновать).

Незнанием закона никто? (не отговаривайся!)

Шила? (в мешке не утаишь).

Каков грех, ? (такова и расплата.)

Один раз украл, а? (навек вором стал).

Знает кошка, ? (чье мясо съела).

Дуракам? (закон не писан).

Меч правосудия не? (имеет ножен).

За худые слова? (летит и голова)

Права влекут за? (собой и обязанности)

Уважаемые жюри оценивает работу капитанов.

Ведущая.

Объявляется следующий конкурс «Правовой казус, или в жизни все случается…»

(текст задачи выдается командам)

1.У вас день рождения и большая шумная компания. Соседка по дому просит сделать музыку тише и не шуметь, так как уже вечер. Как же быть: поговорить с друзьями или не обращать внимания на старушку, ведь вы имеете право на досуг и культурную жизнь? (Ответ: Нарушается право других на отдых - ст. 37 Конституции РФ)

2. Начальник предприятия разговаривает с рабочим предприятия.

Вот, Иванов, по какому вопросу я тебя вызвал. Тебе кстати, сколько лет?

Через три месяца будет 18.

Хотим мы тебя с завтрашнего дня отправить в очередной отпуск продолжительностью 20 дней. Извини, на больший срок никак не могу.

Так вы же мне обещали дать отпуск в июне-июле. А сейчас только апрель.

Должен сам понимать: не могу же я отпуск всем предоставить. А ты у нас человек молодой, семьи, детей у тебя нет. Можешь и весной отдохнуть.

Прав ли начальник предприятия в отношении несовершеннолетнего?

(Ответ: Нет. Не прав. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам, не достигшим 18 лет, предоставляется продолжительностью 31 календарный день в любое удобное для них время (ст. 267 ТК РФ).

3.В суд поступило исковое заявление от гражданки Сидоровой в котором она просит суд вынести решение об изменении имени своему 12 летнему сыну, в связи с тем, что он не хочет носить имя, данное ему при рождении родителями. Что должен учесть суд при вынесении решения по поступившему исковому заявлению?

(Ответ: Перемена имени лицом, не достигшим 18-ти лет, производится при наличии согласия обоих родителей, а при отсутствии такого согласия на основании решения суда с учетом мнения ребенка).

4.Во время летних каникул 16-летние подростки решили поработать и заработать на карманные расходы. Ирина хорошо танцует и собирается на работу в ночной клуб танцовщицей, Павел отличается хорошей физической подготовкой и решил поработать грузчиком в магазине, а Наталья собирается стать продавцом в магазине табачных изделий своей тети. У кого из подростков есть шансы найти работу?

(Ответ: В соответствии со ст. 265 ТК РФ несовершеннолетних работников запрещается принимать на работы с вредными или опасными условиями труда, а также на работы, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных клубах и барах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами).

Ведущая.

Пока команды решают правовые задачи, разминка для групп поддержки. Правильные ответы принесут командам дополнительные баллы – по 1 баллу за каждый верный ответ

1) Нецензурная брань в школе – это издержки воспитания или противоправное действие? (КоАП, ст. 158, мелкое хулиганство)

2) Может ли быть привлечен к уголовной ответственности 14-летний подросток, вымогавший деньги у одноклассников? (УК РФ, ст. 20)

3)Можно ли расценивать как шалость заведомо ложное сообщение о готовившемся взрыве в школе? (УК, ст. 20)

4)С какого возраста учитывается мнение ребенка в ходе судебного или административного разбирательства? (СК, ст. 57, с 10 лет)

5)Кто пользуется преимущественными правами в отношении детей – мать или отец? (СК, ст. 61, равенство прав родителей)

6)Может ли 12-летний подросток разрешить своим друзьям поиграть на компьютере, подаренном ему на день рождения? (СК, ст. 60, с согласия родителей)

7) Какие обязанности государства по отношению к детям сформулированы в Конвенции о правах ребенка? (Охранять и защищать права детей)

8)на кого конкретно Конвенция о правах ребенка возлагает ответственность за защиту прав и интересов детей? (На родителей)

Уважаемое жюри подводит итоги конкурса и оглашает результаты команд.

Ведущая.

Следующий конкурс на знание документа, удостоверяющего вашу личность «Все о паспорте». Оценивается конкурс по 1 баллу за каждый верный ответ. Если команда не знает ответ, то право ответа переходит следующей команде.

1. Сколько страниц в паспорте? (19.)
2. С какого возраста паспорт действует бессрочно? (С 45 лет.)
3. Что написано на первой странице паспорта? (Паспорт гражданина Российской Федерации.)
4. На какой странице ставится личная подпись владельца паспорта? (На с. 2.)
5. Какая информация о владельце паспорта находится на странице рядом с фото?(Фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения, место рождения.)
6. Какие сведения о владельце еще указаны в паспорте? (Воинская обязанность, семейное положение, дети, сведения о ранее выданном паспорте.)
7. Сколько страниц отведено в паспорте разделу «Семейное, положение»? (Две 14 и 15.)
8. На скольких страницах паспорта проставлен номер? (На 10.)
9. Обладают ли страницы паспорта водяными знаками? (Да.)
10. Что должен предпринять гражданин, потерявший паспорт? (Немедленно заявить в органы внутренних дел.)
11. Какие отметки по желанию гражданина могут быть сделаны в паспорте учреждениями здравоохранения? (Отметки о группе крови и резус-факторе.)
12. Каков был возраст получавших паспорт граждан СССР? (16 лет.)
13. Делается ли отметка о вероисповедании гражданина в паспорте? (Нет.)
14. В каком году началась выдача паспорта нового образца? (2001 г.)
15. Указывается ли в паспорте национальность? (Нет.)
16. Встречаются ли в паспорте римские цифры? (Нет.)
17. Сколько цифр в номере паспорта? (10.)
18. Сколько страниц паспорта отведено под раздел «Воинская обязанность»? (Одна – 13-я.)
19. В каких двух случаях паспорт могут вам заменить? (При утрате паспорта и при смене фамилии.)
20. В каких случаях паспорт необходим? (При устройстве на работу, при покупке билета на поезд или самолет, при получении денег в сберкассе, при записи в библиотеку и так далее.)

Ведущая. 1.

Последний конкурс для команд на знание Конвенции о правах ребенка.

За каждый правильный ответ – 1 балл, итого – 10 баллов получат команды, если верно ответят на все вопросы (текст заданий на листах выдается капитанам команд)

1. На какие крупные группы можно разделить международные документы, в том числе о правах человека? Декларации и конвенции

2. В каком году была принята «Декларация о правах ребенка»? 1959 г.

3. В каком году была принята «Конвенция о правах ребенка»? 1989 г.

4. Кем была принята «Конвенция о правах ребенка»? Генеральной Ассамблеей ООН

5. Когда наша страна ратифицировала «Конвенцию о правах ребенка»? 1990 г.

6. Кто, согласно Конвенции, является ребенком? Каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия

7. С какого момента, согласно Конвенции, ребенок имеет право на имя и на приобретение гражданства? С момента рождения

8. На кого распространяются права, предусмотренные Конвенцией по правам ребенка? На всех детей без исключения

9. В каких случаях, согласно Конвенции ребенок может быть разлучен с родителями? Когда это противоречит наилучшим интересам ребенка

10. Кто несет ответственность за образование ребенка? Родители

Ведущая.

- Просим уважаемых членов жюри подсчитать баллы за последний конкурс и огласить общий счет, назвать команду победителей и вручить Грамоты!

Спасибо всем участникам Правовой викторины! До свидания и до новых встреч.

Приложение1 .

Турнир знатоков права

(оценочный лист)

Конкурсы (баллы)

1 команда

2 команда

3 команда

4 команда

Примечания

1. Приветствие (5 баллов)

2. «Всякая всячина» (12 баллов; за каждый верный ответ 1 балл)

3. Права человека (5 баллов; за каждый верный ответ -1 балл)

4. «Черный ящик» (5 баллов)

5. «Крылатые фразы» (6 баллов)

6. Конкурс для болельщиков «В шутку о серьезном»

7. Конкурс капитанов (3 балла)

8. Все о паспорте

9. Конвенция о правах ребенка

Итого: