Предмет криминологии содержание его основных элементов. Понятие, предмет, система и задачи криминологии

  • Дата: 20.02.2021

Криминоло́гия - социолого-правовая наука, которая изучает преступность, личность преступника, причины и условия преступности, пути и средства её предупреждения.

Предмет криминологии–круг вопросов, который изучается учеными-криминологами, основываясь на различных показателях, на фактах и на историческом опыте. Предмет криминологии– исследование закономерностей, законов, принципов и свойств развития общественных отношений, составляющих объект криминологии.

Предмет криминологии состоит из 4-х основных элементов:

1)преступность –социальное и уголовно-правовое явление в обществе, представляющее собой совокупность всех преступлений, совершенных в данном государстве за определенный период времени. Преступность измеряется следующими качественно-количественными показателями: уровень, структура и динамика;

2) личность преступника, его место и роль в антиобщественных проявлениях.Данные о личностных свойствах субъектов преступлений содержат информацию о причинах преступлений;

3) причины и условия преступности– система негативных экономических, демографических,психологических,политических,организационно-управленческих явлений и процессов, которые порождают и обусловливают преступность;

4)предупреждение(профилактика) преступности– система государственных мер, направленных на устранение, нейтрализацию или ослабление причин и условий преступности, удержание от преступлений и коррекцию поведения правонарушителей. Руководствуясь этим утверждением, криминология подбирает определенные методы (средства, способы, пути) исследования и изучения данного явления.

Функции :

Описательная - отражает явления и процессы, входящие в предмет криминологии, на основе собранного практического материала.

Объяснительная - позволяет выяснить характер изучаемого процесса, его особенности.

Прогностическая - определяет возможное развитие явления или процесса.

Программно-преобразующая - позволяет реализовывать программу результатов криминологического познания, полученных с помощью первых трех функций, в реальной действительности.

Методы изучения криминологии:

1)наблюдение–непосредственное восприятие изучаемого явления исследователем-криминологом. Объектами наблюдения могут быть отдельные лица или их группа и конкретные явления, которые вызывают интерес у криминологов;

2)эксперимент– проводится в случаях, когда необходимо внедрение в практику новых методов предупреждения преступности, проверки тех или иных теоретических предположений и идей;

3)опрос– метод сбора информации, при котором у опрашиваемых лиц выясняются интересующие криминологов сведения об объективных процессах и явлениях. Достоверность информации, получаемой в ходе опроса, зависит от объективных (места и времени опроса) и субъективных факторов(заинтересованности опрашиваемого лица в той или иной информации);

4)анализ документальных источников информации криминологического исследования– необходимая информация собирается из различных документальных источников (справок, договоров, уголовных дел, видео-, аудиокассет и других предметов, предназначенных для хранения и передачи информации);

5)моделирование– способ исследования процессов или систем объектов путем построения и изучения моделей с целью получения новой информации.

Криминология (от лат. «crimen» - «преступление» и «logos» - «учение») - «учение о преступлении». Впервые в науку ϶ᴛᴏ слово ввел в 1879 г. ученый Топинар. Итальянский ученый Рафаэль Горофало в 1885 г. издал книгу «Криминология».

Криминология - общетеоретическая и прикладная наука о преступности, исследующая сущность и формы проявления преступности, причины и закономерности ее возникновения, изменения и возможности ее уменьшения, изучающая особенности личности субъектов, совершающих преступления, а также методы, формы социального воздействия на причины и условия преступности в целях ее предупреждения.

Предмет криминологии - ϶ᴛᴏ совокупность изучаемых данной наукой явлений, процессов и закономерностей. Предмет криминологии включает 4 элемента:

1. преступность;

2. личность преступника;

3. причины и условия преступности;

4. предупреждение преступности.

1. Преступность - совокупность преступлений, рассматриваемых в виде фактов социальной действительности, а не юридических конструкций (например состав преступления).

В социальной действительности преступность подчиняется определенным закономерностям, имеет фиксированные качественно-количественные характеристики (например уровень, структура и динамика преступности), их изучает криминология

2. Личность преступника изучается как система социально-демографических, социально-ролевых, социально-психологических ϲʙᴏйств субъектов преступления.

Применительно к личности преступника рассматривается соотношение биологического и социального в ней.

3. Детерминанты (причины и условия) преступности - совокупность социально-негативных экономических, демографических, идеологических, социально-психологических, политических, организационно-управленческих явлений, кᴏᴛᴏᴩые способствуют и непосредственно порождают, воспроизводят (детерминируют) преступность,

4. Предупреждение преступности ϶ᴛᴏ специфическая область социального регулирования, управления и контроля, умеющая многоуровневый характер и преследующая цель борьбы с преступностью на базе выявления и устранения ее причин и условий.

Криминология изучает предупреждение преступности как сложную динамическую систему. Ее функционирование связано с решением как общих задач социального развития, так и специализированных задач в области борьбы с негативными явлениями.

Цели, задачи, функции и система криминологии

Цели криминологии :

1. теоретическая - познание закономерностей преступности и выработка на ϶ᴛᴏй основе научных теорий и концепций, гипотез;

3. перспективная - создание разносторонней и гибкой системы предупреждения преступности, позволяющей нейтрализовать и преодолевать криминогенные факторы;

4. ближайшая - осуществление ежедневной научной и практической работы в области борьбы с преступностью.

Основные задачи криминологии :

1. изучение объективных и субъективных факторов, влияющих на состояние, уровень, структуру и динамику преступности;

2. социально-криминальное исследование видов преступности для определения способов борьбы с ними;

3. изучение личности преступника;

4. выявление механизма совершения конкретного преступления;

5. классификация видов преступных проявлений и типов личности преступника;

6. определение основных направлений и мер предупреждения преступности.

Функции криминологии :

1. описание явлений и процессов, входящих в предмет криминологии, на базе собранного материала;

2. выяснение характера и порядка протекания изучаемого процесса, его особенностей;

3. выявление путей возможного развития явления или процесса.

Систему криминологии образуют Общая и Особенная части.

В Общей части рассматриваются общие криминологические понятия: предмет, метод, цели, задачи, функции, история развития криминологии, преступность, личность преступника, механизм преступного поведения, предупреждение, прогнозирование и планирование преступности.

В Особенной части дается криминологическая характеристика отдельных видов преступлений по содержанию преступных деяний или по особенностям контингента преступников.

Место криминологии в системе наук

Криминологию нельзя отнести к чисто юридической или социологической науке. Криминология как междисциплинарная, социально-правовая наука взаимодействует как с правовыми, так и с общественными дисциплинами.

В наибольшей степени тесная связь криминологии с юридическими науками криминального цикла (уголовное, уголовно-исполнительное право, уголовный процесс), т. к. они используют общие понятия и термины; для практики расследования и судебного разбирательства уголовных дел имеют значение положения и выводы криминологии о причинах и условиях преступности, о личности преступника и др. Криминология связана с криминалистикой, кᴏᴛᴏᴩая разрабатывает технику, тактику и методику расследования преступлений с учетом криминологических учений о преступности (ее детерминантах, личности преступника).

Связь криминологии с конституционным правом: многие положения Конституции РФ имеют непосредственное отношение к воспитанию граждан в духе уважения норм нравственности, закона и правил человеческого общежития.

Связь криминологии с административным правом обусловлена значением административно-правовых средств борьбы с правонарушениями (административное взыскание, предупреждение и пресечение), а также ролью административно-правовых норм в регулировании деятельности правоохранительных органов.

Криминология, изучающая негативное явление в обществе - преступность, тесно связана с социологией, кᴏᴛᴏᴩая изучает формы проявления и механизм действия общих законов функционирования и развития общества применительно к различным сферам его жизнедеятельности в разных исторических условиях.

Связь криминологии с экономической наукой. Часть явлений и процессов, детерминирующих преступность, находятся в сфере экономики. Рыночная экономика во многом определяет преступность.

Отметим, что тесно связана криминология со статистикой, в особенности уголовной. Криминология тесно связана с психологией (исследования субъективных причин и условий преступности, мотивации и механизма индивидуального преступного поведения) Криминология связана с педагогикой (изучаются детерминанты преступности, связанные с недостатками воспитания личности в семье, школе и других видах социальной среды) демографией (влияния демографических процессов на преступность). Криминология связана и с другими неюридическими науками, например, с генетикой, психиатрией, прогностикой и т. д.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что криминология, опираясь на знания многих наук, развивает и углубляет представления о преступности и преступлениях как следствиях тех негативных факторов, кᴏᴛᴏᴩые присущи современному общественному бытию. При этом многие науки используют достижения криминологии.

Криминология в системе наук

По мере развития криминологии ее место в системе других наук существенно менялось. Особого упоминания заслуживает тот факт, что криминология вышла из недр уголовного права. Поиски ответа на вопрос, почему люди совершают преступления, начался в глубокой древности. На научном же уровне этот вопрос попытались разрешить уголовное право и социология уголовного права. Специалисты именно этих научных областей обратились к отысканию причин преступности. В начале это были чисто интуитивные поиски, без надлежащей эмпирической базы. Во второй половине XIX в. криминологические исследования активизировались. Весьма интересные соображения о природе, причинах преступности и личности преступника высказали не только специалисты в области уголовного права, социологи и криминалисты, но и психологи и психиатры.

Криминология и по сей день сохранила междисциплинарные связи.

Развитие современной науки характеризуется процессами интеграции (объединения знаний) и дифференциации (выделения новых отраслей знаний). Эти процессы можно наблюдать и на примере криминологии, анализируя ее положение в системе других наук. Так, сформировалась криминальная психология, которая, в сущности, представляет собой симбиоз криминологии и психологии, сосредоточенный на личности преступника и преступном поведении, причинах преступности психического характера. Криминальная психология может представлять собой союз криминалистики и психологии, уголовного права и психологии и т.д. То же самое можно утверждать относительно криминальной психиатрии или криминальной сексологии как о самостоятельных криминологических теориях. Иными словами, мы наблюдаем весьма интересное явление - возникли научные дисциплины двойной или даже тройной природы, именно к ним относится и криминальная психология. Она использует достижения и криминологии, и психологии, можно сказать, что криминальная психология с помощью методов психологии обслуживает юридическую практику. Естественно, теоретические выводы криминологов-психологов тоже могут быть небезынтересны для психологов. Наряду с этим криминологи для обслуживания собственных проблем часто привлекают не только психологические, но и социологические, и философские, и иные знания.

Некоторые исследователи (например, A.M. Яковлев ) называют криминологию социологией преступности . Вряд ли с такой позицией можно согласиться, поскольку с тем же успехом криминологию можно определить и как психологию преступности; или как педагогику преступности, если речь идет о проблемах индивидуальной профилактики преступлений и исправления преступников; или как экономику преступности, если говорить о проблемах преступности в сфере экономики и разработки экономических (социально-экономических) мер противодействия преступности, и т.д. При этом нельзя сомневаться в существовании мощного блока социологии преступности, что, однако, не делает криминологию социологией преступности. Криминология широко применяет достижения и методы социологии, как и других наук, например психологии, психиатрии, педагогики.

Из юридических наук криминология наиболее тесно взаимодействует с уголовным правом. Криминология вышла из недр уголовного права , что породило долгие научные дискуссии о том, является ли она самостоятельной наукой или составляющей уголовного права.

В отличие от уголовного права криминология изучает преступность как совокупность преступлений, каждое из которых имеет свои причины. Уголовное же право изучает преступление, точнее, тот набор признаков, совокупность которых позволяет признать деяние преступным. Криминология подобные вопросы перед собой не ставит, ее предметом является преступность. Иными словами, криминология изучает не преступление, а преступное поведение. Таким образом, у этих наук разные, хотя и недалекие друг от друга интересы.

Теперь обратимся к личности преступника, которую исследует именно криминология. Уголовное право изучает не личность преступника, а лицо, совершившее преступление, субъект преступления, т.е. набор, совокупность признаков, позволяющих определить, подлежит ли человек уголовной ответственности.

Наконец, хотелось бы отметить, что только криминология разрабатывает меры борьбы с преступностью, стратегию, организацию и тактику этой борьбы. Разумеется, продуманные и серьезные суждения о мерах борьбы с преступностью могут высказать не только криминологи, но и, например, политики, журналисты, публицисты, писатели, кто угодно. Однако именно криминология занимается этим профессионально и систематически, опираясь на достаточно разработанную и научно обоснованную базу.

Тесно связана криминология и с другими юридическими науками, особенно с уголовно-процессуальным правом. Для уголовного процесса, особенно для доказательственного права и теории доказательств, весьма интересны достижения криминологии в области изучения личности преступника, причин и механизма преступного поведения. Специалисты в области процесса нередко используют криминологические работы. При этом необходимо обратить внимание на двусторонний характер этой связи: криминологи и процессуалисты помогают и стараются быть полезными друг другу. Криминология заинтересована в том, чтобы уголовно-процессуальное право активно способствовало предупреждению преступлений, а достижения криминологии применялись для совершенствования этой отрасли права. Кстати, все законы, даже казалось бы далекие от проблем преступности, должны проходить криминологическую экспертизу. Об этом говорят давно, но ничего для внедрения в практику не делают.

Теперь рассмотрим взаимосвязи криминологии и уголовно-исполнительного права. Можно ли наладить процесс исправления преступников, создать эффективные, справедливые законы об уголовных наказаниях, если не пользоваться достижениями криминологии? Конечно нет. Криминология позволяет разобраться, почему человек совершил преступление. А воздействие на человека, совершившего преступление, должно осуществляться с обязательным учетом субъективных причин, которые привели его к преступлению. Поэтому мы можем с полным основанием говорить о тесной связи криминологии и уголовно-исполнительного права. Разрабатывая меры борьбы с преступностью, особенно рецидивной, криминология весьма заинтересована в повышении эффективности исправления преступников. Это один из важнейших путей профилактики преступлений.

Можно назвать и другие аспекты этой связи. Существуют такие дисциплины, как уголовно-исполнительная психология и уголовно-исполнительная педагогика . Уголовно-исполнительное право активно взаимодействует с этими науками, которые в свою очередь опираются на достижения юридической психологии и криминологии.

Теперь обратимся к связям криминологии с криминалистикой. Криминалистика - наука об организации, тактике и методике расследования преступлений. Конечно, она должна широко использовать достижения криминологии, как, впрочем, и криминология должна опираться на достижения криминалистики в некоторых вопросах. Ведь строить следственные версии и успешно искать преступников невозможно в отсутствие четких, ясных, научно обоснованных представлений, что такое преступник и почему он совершил преступление. Так, на основании осмотра места преступления можно предположить, в силу каких субъективных причин и ради чего совершено это действие, а это и предположения, в свою очередь, помогут выстроить следственные версии. Возможные мотивации могут быть уяснены с привлечением криминолого-психологических знаний.

Сказанное выше о криминалистике вполне может быть отнесено и к теории розыскной деятельности . Оперативно-розыскная деятельность - это наука о том, как предупредить и раскрывать преступления с помощью оперативно-розыскных сил и средств. И, конечно, наука оперативно-розыскной деятельности широко использует достижения криминологии. Имеется в виду даже не столько практическая оперативная работа, а в первую очередь теория. В последние годы успешно формируется такая дисциплина, как оперативно-розыскная психология, которая немало черпает у криминальной психологии.

Криминология также взаимодействует с административным правом , используя возможности этой науки для разработки концепции предупреждения преступности и ее отдельных видов, индивидуального предупреждения преступлений и профилактики рецидива. Для понимания связи криминологии и административного права важно помнить, что совершению преступлений часто предшествуют административно-наказуемые поступки.

Криминология связана с деликтологией. Это междисциплинарная комплексная наука и направление в законодательстве о непреступных правонарушениях, их причинах и условиях, личности правонарушителей и предупреждении правонарушений. Она включает в себя административную, дисциплинарную, гражданскую и семейную деликтологию.

Административная деликтология изучает и регламентирует правонарушения, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях. Взаимосвязь административных правонарушений с преступлениями осуществляется по двум течениям. Первое - способность некоторых из них перерастать в преступления, например нарушение правил торговли, мелкое хулиганство, нарушение правил дорожного движения. Другая разновидность криминогенное административных правонарушений состоит в том, что они создают благоприятные условия для совершения преступлений и формирования личности преступников.

Дисциплинарная деликтология входит в трудовое, военное, государственное право, регулирующее дисциплинарную ответственность за проступки в соответствующих правоотношениях, исследует причины и условия их совершения, разрабатывает меры предупреждения. Предупреждение дисциплинарных проступков выполняет функцию раннего предупреждения таких преступлений, как нарушения правил производства строительных, горных работ, нарушения техники безопасности, посягательства на дорожную и пожарную безопасность, на трудовые права работников, исполнение служебных функций и воинского долга.

Гражданская деликтология - сфера изучения и предупреждения гражданско-правовых деликтов в области предпринимательства, имущественных отношений, обязательственных прав физических и юридических лиц. Применение гражданско-правовых, финансовых, налоговых санкций за предпреступные правонарушения позволяет на стадии ранней профилактики не допустить совершения экономических преступлений.

Семейная деликтология изучает семейную дезорганизацию - разводы, конфликтность, детскую безнадзорность, которые непосредственно граничат с бытовой преступностью и преступностью несовершеннолетних. Их предупреждение, устранение условий семейного неблагополучия способствуют недопущению их перерастания в соответствующие преступления.

Криминология также использует данныеобщей, социальной и юридической психологии для познания причин и условий преступности и преступлений, так как они играют ведущую роль в изучении и классификации личности преступника, значимы для разработки мер профилактического воздействия. Это же относится к даннымдемографии, социологии и политологии, которые значимы при прогнозировании и программировании борьбы с преступностью, а также при специальном изучении профилактики преступлений несовершеннолетних, рецидива, бытовых преступлений, преступлений, совершаемых лицами без постоянного источника доходов, и т.д.

Криминоло́гия («наука о преступлении», от лат. crimen - преступление и др.-греч. λόγος - учение) - социолого-правовая наука, которая изучаетпреступность, личность преступника, причины и условия преступности, пути и средства её предупреждения. Считается, что термин «криминология» ввёл в 1879 году французский антрополог Поль Топинард; до этого употреблялся термин уголовная социология . В 1885 году впервые с названием «Криминология» вышла книга итальянского ученого Рафаэле Гарофало. Однако, представления о преступном поведении и борьбе с ним можно обнаружить и в более ранних источниках, например в труде Чезаре Беккариа «О преступлениях и наказаниях». Криминологию следует отличать откриминалистики.

Учёный-юрист, специализирующийся в области криминологии, называется криминологом.

· 1История криминологии

· 2Методика криминологии

· 3Элементы

· 4См. также

· 5Примечания

· 6Литература

История криминологии

Основная статья: История криминологии

Историю развития криминологических идей можно разделить на четыре основных этапа :

· Классический период - вторая половина XVIII века - последняя 1/3 XIX века

· Позитивистский период - конец XIX - начало XX века

· Плюралистический период - первые 2/3 XX века

· Гуманитарный период - вторая половина XX века - по настоящее время.

В новейшей истории криминологии в СССР и далее в возникших в его пространстве независимых государств, начиная с 60-х годов минувшего века, различаются четыре ниже охарактеризованных этапа .

Детерминистический этап (1960-е - первая половина 1970-х гг.) характеризуется формированием диалектической школы, значимым итогом деятельности которой стало рассмотрение противоречий общественной жизни, относящихся к сферам как бытия, так и сознания, в качестве причин массового преступного поведения (В. Н. Кудрявцев, К. К. Горяинов, П. С. Дагель, У. С. Джекебаев, И. А. Исмаилов, Л. В. Кондратюк, П. П. Осипов и др.).

Плюралистический этап (вторая половина 1970-х - 1980-е гг.) связан с отходом от «единства мнений» по ключевым вопросам криминологии, появлением несовпадающих подходов к определению и объяснению преступности (Н. Ф. Кузнецова, Л. И. Спиридонов, Д. А. Шестаков и др.), а также, что было не менее важно, с формированием новых научных отраслей (семейная криминология, политическая криминология, криминология массовой информации, сакральная криминология, военная криминология, экономическая криминология) и школ (психологическая школа - Ю. М. Антонян; школа преступных подсистем - Д. А. Шестаков, Г. Н. Горшенков, С. У. Дикаев, П. А. Кабанов, Г. Л. Касторский; украинская школа «натуралистической» криминологии - А. Н. Костенко, и др.; и примыкающая к криминологии девиантологическая школа - Я. И. Гилинский и др.).

Либеральный этап (1980-е - 1990-е гг.). Слово «либеральность» происходит от латинского «liber» - свободный. Либерализм как идеология, политическое и экономическое движение возник в XVII и особенно широко развернулся в XIX столетии, претерпев значительные изменения в XX веке (поздний либерализм). Ядро либеральной идеи составляет утверждение приоритета свободного индивидуума перед государством, государство при этом рассматривается лишь в качестве гаранта экономической и личной свободы личности. Поздний либерализм, правда, уже предполагает активное вмешательство государства в жизнь общества, прежде всего в экономику. Либерализм предполагает свободное обсуждение деятельности государственной власти. Либеральный этап криминологической мысли в России отмечен критикой власти с криминологических позиций. Так, сомнению был подвергнут институт уголовного наказания за чрезмерную его жёсткость, был поставлен вопрос о смене определённых в законе целей наказания ]. Политическая криминология вышла на постановку вопроса о преступности государственной власти, в частности, в связи с осуществлением в СССР красного террора в ленинском, а затем сталинском его проявлениях (Я. И. Гилинский, В. В. Лунеев, В. Н. Кудрявцев, Д. А. Шестаков и др.).

Постлиберальный этап (2000-е годы) начался и протекает под знаком осмысления внешней государственной и надгосударственной, глобальной олигархической преступной деятельности (Д. А. Шестаков, С. У. Дикаев, П. А. Кабанов, Ю. С. Апухтин, А. П. Данилов и др.).

Украинский ученый А. Н. Костенко разрабатывает концепцию «натуралистической криминологии» - то есть криминологии, основанной на принципе социального натурализма. В соответствии с этой концепцией преступность рассматривается как проявления воли и сознания людей, состоящие в нарушении природных законов социальной жизни, присущих данному обществу и отраженных в действующем уголовном законодательстве. Преступник - это лицо, у которого воля, находясь в состоянии своеволия, и сознание, находясь в состоянии иллюзий, проявились в виде преступления, то есть деяния, нарушающего природные законы общественной жизни людей и потому запрещенного уголовным законодательством. Любое преступление - это проявление «комплекса своеволия и иллюзий», образовавшегося у человека под действием определенных жизненных обстоятельств, которые следует называть причинами преступности. В свете «натуралистической криминологии» А. Н. Костенко развивает основной тезис классической криминологии, сформулированный Ч. Беккариа, следующим образом: «Лучше предупредить преступление, устранив с помощью культуры комплекс своеволия и иллюзий у человека, чем наказывать его за проявление этого комплекса в виде преступления».

Методика криминологии

Методика криминологических исследований - это система конкретных способов, приёмов, средств сбора, обработки, анализа и оценки информации о преступности, её причинах и условиях, личности преступника, мерах борьбы с преступностью, методов криминологического прогнозирования её развития и планирования мер борьбы с ней, реализация рекомендаций по совершенствованию практики предупреждения преступлений и возможностей оценки эффективности этой деятельности .

В криминологии преимущественное распространение получили следующие методы:

· Статистические методы , с помощью которых исследуются количественно-качественные показатели преступности и личности правонарушителей .

· Анкетный метод , который позволяет получать данные по таким показателям, которые невозможно установить в статистических материалах и, что важно, проводить неоднократную проверку этих данных. Недостаток указанного метода - в неизбежной субъективности информации, получаемой методом анкетного опроса.

· Метод интервью , который позволяет при определённых условиях получать необходимую информацию быстрее и нередко полнее. Применяется для углублённого изучения личности преступников, потерпевших и общественного мнения.

· Метод тестирования , который применяется для стандартизированного измерения индивидуальных различий: для изучения личности преступника, мотивации преступного поведения, эмоциональных, волевых, интеллектуальных и иных особенностей преступников и потерпевших, их установок и ориентации, характера и содержания отношения с другими людьми, отношений к самому себе и т. д.

· Социометрия , с помощью этого метода можно проследить криминологические особенности взаимоотношений в группе, дать им оценку, выявить характер психологических взаимоотношении, наличие конфликтных ситуаций, группировок, лидерства и т. п. В криминологии указанный метод полезен при изучении эффективности мер уголовного наказания (лишение свободы, исправительные работы, ограничение свободы и др.)

· Документальный метод предполагает изучение документов, содержащих информацию, представляющую интерес в криминологических исследованиях. Помимо уголовных дел, указанный метод используется для анализа самой разнообразной иной документации: официальной и неофициальной (законодательный материал, личные документы, правовая, экономическая и иная статистика и т. д.).

· Наблюдение представляет собой процесс визуального восприятия обстановки (ситуации), имеющей криминологическое значение.

· Экспертная оценка необходима при прогнозировании тех или иных явлений.

· Эксперимент полезен при изучении искусственно создаваемых изменений условий и форм общественной жизни в рамках, например, экономических или социально-правовых преобразований (проверка эффективности и обоснованности суда присяжных в отдельных регионах и т. п.).

Элементы

Общая криминологическая теория включает в себя теорию преступности и теорию противодействия преступности.

Частная криминология исследует определённые типы преступности: корыстная преступность, насильственная преступность, политическая преступность, - и виды массового преступного поведения: организованная преступная деятельность, коррупция, экологические преступления, неосторожные преступления, преступления несовершеннолетних и против несовершеннолетних и др.

Криминологические отрасли исследуют преступность основных социальных подсистем (институтов) и (или) противодействие преступности средствами этих социальных подсистем (институтов) - семейная криминология, экономическая криминология, политическая криминология, религиозная криминология, криминология закона, криминопенология, криминология СМИ, экологическая криминология. .

Предмет изучения криминологии включает в себя четыре основных элемента:

· преступность - изучается как социально-правовое исторически изменчивое негативное массовое явление. Оно слагается из всей совокупности совершаемых в тот или иной период в государстве (регионе, мире) преступлений, имеющих количественные (уровень, динамика) и качественные (структура и характер преступности) показатели. Различают различные виды преступности, такие как насильственная преступность, преступность несовершеннолетних, экологическая преступность и т. д.;

В криминологии употребляется также введённое школой преступных подсистем (невско-волжская школа криминологии) семантическое определение преступности (Д. А. Шестаков), согласно которому преступность рассматривается как свойства человека, социального института, общества отдельной страны, глобального общества воспроизводить множество опасных деяний, проявляющееся во взаимосвязи множества преступлений и их причин, поддающееся количественной интерпретации и предопределяющее введение уголовно-правовых запретов .

По поводу семантического определения преступности существует обширная полемика (А. И. Долгова, А. П. Данилов, Г. Н. Горшенков, С. М. Иншаков, Е. И. Каиржанов, И. И. Карпец, П. А. Кабанов, Т. В. Константинова, Н. Ф. Кузнецова, И. М. Мацкевич, И. А. Носкова, Б. К. Сыздык, и др.).

Соответственно семантическому подходу исследуются преступность семейной сферы - семейной криминологией, преступность экономики - экономической криминологией, преступность политической сферы - политической криминологией, преступность средств массовой информации - криминологией СМИ, преступность законодательной сферы - криминологией закона.

· личность преступника , рассматриваемого в качестве индивида, наделенного совокупностью социальных, биологических и психологических черт, с особенностями формирования и развития, которые позволили ему удовлетворить свои интересы и потребности путем совершения преступления. Кроме того, личность преступника исследуется как непосредственный субъект профилактики и предупреждения новых преступлений (рецидива);

· причины и условия преступности (детерминанты преступности) - изучается совокупность негативных экономических, демографических, психологических, политических, организационно-управленческих явлений и процессов, которые порождают и обусловливают преступность. Причины и условия преступности в многообразии их содержания, природы и механизма действия изучаются на разных уровнях: причины и условия преступности в целом, по отдельным группам преступлений, конкретного преступления;

· предупреждение преступности понимается как система общесоциальных и специально-криминологических мер, направленных на устранение, нейтрализацию или ослабление причин и условий преступности, удержание от преступлений и коррекцию поведения правонарушителей.Профилактическая система анализируется: по направленности, механизму действия, этапам, масштабу, содержанию, субъектам и другим параметрам.

История

История:

Причинами возникновения преступлений и мерами борьбы с ними интересовались еще в древнем мире, особо выделяются работы Платона и Аристотеля в древней Греции, Цицерона и Сенеки в древнем Риме а в период Возрождения –Мора, Гроция, Монтескье, Беккариа. Однако эти работы составляли предысторию криминологии. История криминологии как самостоятельной науки начинается в XIXв. Ее становлению способствовали антропологические (Галль, Ломброзо, – идея наличия у некоторых людей врожденных качеств, вследствие которых они становятся преступниками); социально-экономические и социально-правовые (Ферри, Гарофало, Марро, – преступность обусловлена социальными явлениями: нищетой, безработицей, необразованностью и вызываемому ими аморальностью и безнравственностью); статистические (Хвостов, Герри, Дюкпетьо); исследования. К концуXIXв. криминология окончательно оформилась в самостоятельную от уголовного права науку.

В СССР после революции криминология как самостоятельная наука существовала с 60-х гг. В 60-70-х основное внимание уделялось изучению преступности как продукта общества и ее общей профилактике, с 80-х также углубленно анализировались внутренние характеристики преступности, процессы воздейстия преступности на различные сферы жизни. Крупнейшим научно-исследовательским криминологическим центром является НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Ген. прокуратуре РФ.

В зарубежной криминологии в XXв. существовали несколько направлений. Генетические теории причин преступности (Шлапп, Смит, Подольски) – склонность к преступлению обусловлена врожденными факторами. Психиатрические концепции (основанные на теории Фрейда) – преступление есть результат конфликта между примитивными инстинктами и альтруистическим кодексом, установленным обществом. Клиническая криминология (на основе концепции опасного состояния преступника Ферри и Горафало), согласно которой преступника следует выводить из состояния повышенной склонности к преступлению, и на это время изолировать, разработанная в трудах Граматика, ди Тулио, Пинателя была популярна в 60-70 гг.XXв. Социологические концепции: теория множественных факторов (Кетле, Хили) – преступность обусловлена совокупность множества антропологических, физических, экономических, психических, социальных факторов, теория стигмы (интеракционистский подход), разработанная Сатерлендом, Таннебаумом, Беккером, Эриксоном видит причины преступности в реакции самого общества на преступное поведение; теория дифференциальной ассоциации (Сатерленд, Кресси) – преступное поведение появляется в результате контактов человека с окружением, в котором преобладают криминальные элементы, концепция о криминогенности научно-технического прогресса, марксистские теории.

. Периодизация истории криминологии.

Криминология происходит от латинского слова “crimen”-преступление и греческого “logos”-учение, т.е. учение о преступлении.

Криминология возникла как самостоятельная наука в середине 19-го века в связи с появлением работы Чезаре Ломброзо "Преступный человек" или “Прирожденный преступник” (1876), в ней было сформулировано следущее:

1) существуют прирожденные преступники, то есть люди, которые от рождения склонны совершать преступления и никакое исправление их невозможно;

2) прирожденный преступник обладает определенными физическими (внешними) чертами, по которым его можно распознать; (скошенный лоб, волосистость тела, грубые черты лица).

3) преступность передается по наследству от родителей к детям.

Объект криминологии

Понятие криминологии

3. Характеристика предмета криминологии 4. Система криминологии

1. Криминология - это социально-правовая наука, которая изучает пре­ступность, личность преступника, причины и условия преступности, методы и средства ее предупреждения.

2. Объектом науки криминологии являются общественные отношения, свя­занные с преступностью и другими правонарушениями, причинами и условиями преступности, местом и ролью личности преступника в си­стеме общественных отношений, а также с решением задач по предуп­реждению и профилактике правонарушений.

3. Предметом криминологии является исследование закономерностей, за­конов, принципов и свойств развития общественных отношений, со­ставляющих объект криминологии.

Предмет криминологии состоит из четырех базовых элементов:

‣‣‣ преступность - социальное и уголовно-правовое явление в обществе, представляющее собой совокупность всœех преступлений, совершенных в данном государстве за определœенный период времени. Преступность измеряется следующими качественно-количественными показателями: уровень, структура и динамика;

‣‣‣ личность преступника , его место и роль в антиобщественных проявле­ниях. Данные о личностных свойствах субъектов преступлений содержат информацию о причинах преступлений. Личность преступника исследу­ется аналогично тому, как непосредственный адресат предупреждения новых пре­ступлений - рецидив;

‣‣‣ причины и условия преступности (криминогенные детерминанты) - они представляют из себясистему негативных экономических, демографи­ческих, психологических, политических, организационно-управленчес­ких явлений и процессов, которые порождают и обусловливают пре­ступность как свое следствие. Причины и условия преступности в многообразии их содержания, природы и механизма действия изучаются на разных уровнях: причины и условия преступности в целом, по отдельным группам преступлений, конкретного преступления;

‣‣‣ предупреждение (профилактика) преступности принято понимать как система государственных и общественных мер, направленных на устранение, нейтрализацию или ослабление причин и условий преступности, удержание от преступлений и коррекцию поведения правонарушителœей. Профилактическая система анализируется: по направленности, меха­низму действия, этапам, масштабу, содержанию, субъектам и другим параметрам.

4. В криминологии выделяются общая и особенная части.

В общей части рассматриваются преступность, личность преступника, причины и условия преступности, борьба с преступностью, а также изучается развитие самой криминологии. Данные криминологические явления и понятия анализируются в целом, обобщенно, без выделœения специфики видов преступлений.

В особенной части криминологическая характеристика дается по видам преступлений, по содержанию преступных деяний или по особеннос­тям контингента преступников.

ТЕМА 2. Цели, задачи, функции и проблемы криминологии

Объект криминологии - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Объект криминологии" 2017, 2018.

1. Какие понятия являются предметом криминологии:
а) преступность;
б) причины преступности;
в) индивидуальное преступное поведение;
г) состав преступления.

2. Кто впервые использовал понятие «криминология»?
а) Бентам;
б) Гароффало;
в) Ломброзо.
3. «Закрытой» анкета- это:
а) опрос ограниченного круга лиц;
б) в анкете содержится перечень ответов на поставленный вопрос;
в) в анкете отсутствуют варианты ответов на поставленный вопрос.
4. Опрос специалистов для установления криминологически значимых обстоятельств — это:
а) моделирование;
б) тестирование;
в) метод экспертных оценок.

5. Коэффициент преступности — это:
а) криминальная активность населения;
б) изменение преступности во времени;
в) соотношение числа совершенных преступлений и численности населения;
г) пространственная распространенность преступности.
6. Динамика преступности- это:
а) региональные особенности преступности;
б) исторические предпосылки роста преступности;
в) соотношение разных видов преступлений;
г) изменение преступности во времени.
7. Какие из перечисленных видов преступлений в наибольшей степени подвержены сезонному колебанию?
а) грабеж;
б) изнасилование;
в)причинение тяжкого вреда здоровью;
г) мошенничество.
8. Пространственно-временное распределение преступлений, обусловленное спецификой регионов — это:
а) плотностью преступности;
б) географией преступности;
в) структурой преступности.
9. Структура преступности — это:
а) состав преступления;
б) удельный вес разных видов преступлений в общем их числе;
в) элементы предмета криминологии;
г) соотношение зарегистрированной и латентной преступности.
10.Какой вид преступлений занимает наибольшее место в структуре преступности в России:
а) убийство;
б) кража;
в) мошенничество;
г) хулиганство.
11.Латентная преступность — это:
а) незарегистрированная преступность;
б) нераскрытая преступность;
в) особо тяжкие преступления;
г) преступления, не представляющие большой общественной опасности.

12.Какие виды преступлений обладают повышенной латентностью:
а) убийство;
б) разбой;
в) массовые беспорядки;
г) кражи.
13.Естественная латентность -это:
а) преступления остались неизвестными правоохранительным органам;
б) преступления укрыты от учета правоохранительными органами;
в) преступления, имеющие наиболее низкий уровень раскрываемости.
14.Косвенные последствия преступности – это:
а) непосредственный материальный ущерб от совершенных преступлений;
б) моральный вред, причиненный потерпевшим;
в) расходы государства и общества на борьбу с преступностью.
15.Что относится к уголовно-правовым признакам личности преступника:
а) возраст;
б) мотив;
в) совершение преступления в группе;
г) прежняя судимость.
16.Какой категории лиц свойственна наименьшая криминальная активность?
а) служащим;
б) рабочим;
в) работникам образования, культуры, здравоохранения.
17.Какие категории преступников имеют более низкий образовательный уровень?
а) корыстные;
б) экономические;
в) против порядка управления;
г) насильственные.
18.Криминогенный тип личности — это:
а) лицо, совершившее преступление;
б) лицо, которое обязательно совершит преступление;
в) лицо, наделенное признаками, повышающими вероятность совершения им преступления.
19.Явления общественной жизни, порождающие преступность, это:
а)условия преступности;
б) причины преступности;
в) проявления преступности;

20.Криминологическая теория, объясняющая преступность отсутствием солидарности между членами общества, называется:
а) теория опасного состояния;
б) теория социальной дезорганизации общества;
в) теория стигмы.
21.Виктимология -это:
а) наука о жертве преступления;
б) наука о последствиях преступности;
в) наука о личности преступника;
г) наука о мерах борьбы с преступностью.
22.Что с точки зрения представителей теории дифференциальной ассоциации лежит в основе обучения человека преступному поведению?
а) врожденная склонность к восприятию негативных форм поведения;
б) привлекательность преступного поведения;
в) образцы криминального поведения чаще попадаются ему на глаза.
23.Согласно какой из криминологических теорий основной причиной преступности является противоречие между ценностями, на достижение которых общество нацеливает людей и возможностями их достижения по установленным обществом правилам?
а) теория дифференциальной ассоциации;
б) виктимология;
в) теория аномии.
24.Представители каких профессий обладают наибольшей виктимностью?
а) учителя;
б) работники торговли;
в) сотрудники правоохранительных органов.
25.Какие из перечисленных криминологических теорий можно отнести к социологическим?
а) антропологическая школа криминологии;
б) теория опасного состояния;
в) теория стигмы.
26.Многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности — это:
а) предупреждение преступности;
б) профилактика преступности;
в) предотвращение преступности.
27.Общий рецидив преступлений – это:
а) повторное совершение тождественного или однородного преступления;
б) повторное совершение не однородного преступления;
в) совершение преступления лицом, имеющим судимость.
28.В каких из перечисленных преступлений наиболее велика доля женщин?
а) кражи;
б) убийства;
в) хулиганств
29. Преступность – это:
а) объект криминологии;
б) предмет криминологии;
в) то и другое верно;
г) то и другое неверно.

30. Криминология и криминалистика:
а) понятия совпадающие;
б) это разные научные дисциплины;
в) криминология – часть криминалистики.

31. Опросы населения:
а) используются в социологии;
б) используются в криминологии;
в) то и другое верно;
г) то и другое неверно.

32. Экономическая преступность изучается:


в) социологией.

33. Формулирование желаемого будущего результата научной деятельности по выявлению актуальных проблем борьбы с преступностью составляет:
а) практическую цель криминологии;
б) прикладную цель;
в) теоретическую цель криминологии.

34. Криминология делится на:
а) теоретическую криминологию;
б) прикладную криминологию;
в) социологию права.

35. Криминология изучает:
а) экономическую жизнь общества;
б) преступность,
в) психологию людей;
г) уголовное право.

36. Основные функции криминологии:
а) описательная;
б) культурно-просветительная;
в) объяснительная;
г) предсказательная.

37. Система конкретных способов, приемов, средств сбора, обработки и анализа информации – это:
а) методология криминологических исследований;
б) методика криминологических исследований;
в) самостоятельная наука – социология.

38. Виктимология входит в:
а) общую часть криминологии;
б) особенную часть криминологии;
в) это самостоятельная наука.

39. Кто из теоретиков криминологии утверждал, что суровые наказания, ожесточая нравы, только увеличивают преступность в народе?
а) Ч. Беккария;
б) И. Бентам;
в) Л. Фейербах.

40. Кто считал, что причины преступлений заложены в экономическом строе общества и устарелом механизме государственного управления?
а) Ч. Ломброзо;
б) Ч. Беккария;
в) Э. Ферри.
41. Кто утверждал, что «преступление – продукт трех родов естественных факторов (антропологических, физических и социальных)»?
а) К. Маркс;
б) И. Бентам;
в) Э. Ферри.

42. Кто из теоретиков считал, что успех в борьбе с преступностью может быть достигнуть в обществе, в котором уничтожены социальные антагонизмы в сфере политической и экономической жизни?
а) Ч. Ломброзо;.
б) К. Маркс;
в) Р. Гарофало.

43. Кто рассматривал преступление как борьбу изолированного индивида против господствующих эксплуататорских отношений (экономических и политических)?
а) Ч. Ломброзо;
б) Ч. Беккария;
в) К. Маркс.

44.Коэффициент преступности измеряет:
а) динамику преступности;
б) распространенность преступности;
в) структуру преступности.

45. Какова латентность кражи?
а) минимальная;
б) средняя;
в) максимальная.

46. Уровень преступности – это:
а) количественно-качественная характеристика преступности;
б) динамика преступности;
в) структура преступности.

47. Предметом криминологии являются:
а) функции репрессивных органов в обществе;
б) закономерности, условия и причины возникновения, развития и предупреждения преступности;
в) сознание преступника.

48. Преступность:
а) социально обусловлена;
б) результат случайных неблагоприятных обстоятельств;
в) передается по наследству, врожденное качество.

49. Криминология изучает:
а) политическую жизнь общества;
б) противоправное поведение людей,
в) нравственность;
г) административное право.

50. Структура и характер преступности являются:
а) количественными показателями;
б) качественными показателями;
в) показателями уровня преступности.

51. Статистика правонарушений среди несовершеннолетних включает лиц:
а) 14–18 лет;
б) 10–13 лет;
в) 18–21 лет.

52. Основными признаками организованной преступности являются:
а) наличие преступных объединений;
б) незаконный бизнес;
в) коррупция;
г) наличие собственных банков.

53. Впервые в нашей стране на возрастающую опасность незаконного оборота наркотиков обратили внимание:
а) в 1960–70-х гг.;
б) в 1970–60-х гг.;
в) в 1990-х гг.;
г) в начале ХХIв.

54. Для терроризма характерно:
а) насилие;
б) устрашение;
в) спонтанность

55. С точки зрения уголовного права преступник – это:
а) лицо, совершившее преступление и признанное судом виновным;
б) индивид, предрасположенный к совершению преступления;
в) любой человек, который может оказаться в ситуации неблагоприятных внешних обстоятельств, делающих его правонарушителем.

56. Материальное положение личности преступника – это:
а) социально-ролевое свойство;
б) социально-демографическое свойство;
в) социально-психологическое свойство личности преступника.

57. Преступник – это:
а) социально-психологическое свойство;
б) социально-ролевое свойство;
в) социально-демографическое свойство;
г) политическое свойство личности.

58. Наличие или отсутствие судимости является:
а) криминологической характеристикой;
б) социальной характеристикой;
в) уголовно-правовой характеристикой личности преступника.

59. Система внутреннего социально-личностного контроля относится к:
а) органической структуре личности;
б) психической структуре личности;
в) социальной структуре личности.
60. Лицо, впервые совершившее преступление, но допускавшее и ранее аморальные проявления и правонарушения, – это:
а) «случайный» тип;
б) «ситуационный» тип;
в) «неустойчивый» тип;
г) «злостный» тип личности преступника.

61. Алкоголизм – это:
а) психическая аномалия;
б) биологический фактор преступления;
в) физическая аномалия.

62. Социально-деформированные убеждения личности преступника – это:
а) уголовно-правовая характеристика;
б) исправительно-трудовая характеристика;
в) криминологическая характеристика личности преступника.

63. Вычеркните лишнее. Наркомания есть условие преступности:
а) сопутствующее;
б) социальное;
в) необходимое.

64. Свойственна ли виктимности латентность?
а) да, свойственна;
б) нет, не свойственна, латентность связана только с преступностью;
в) все зависит от вида преступности.
65. Причинами преступления могут быть:
а) объективные условия;
б) субъективные факторы;
в) мировоззрение индивида.

66. Алкоголизм:
а) никак не влияет на криминальное поведение личности;
б) является причиной преступления;
в) является сопутствующим фактором.

67. Урбанизация – это:
а) фактор, влияющий на преступность;
б) причина преступности;
в) условие преступности.

68. Материальное благополучие общества:
а) повышает уровень преступности;
б) снижает уровень преступности;
в) никак не влияет на преступность.

69. Количество основных признаков, которые включает в себя определение системы
а) один;
б) два;
в) три;
г) четыре;
д) пять.

70. Основные признаки определения «система»
а) два и более элементов, взаимность и взаимозависимость, целостное единство;
б) совершенство;
в) целостность;
г) структурность;
д) качественность образования.
71. Какое количество подсистем (элементов) включает предмет криминологии?
а) один;
б) два;
в) три;
г) четыре;
д) пять.

72. Назовите основные элементы предмета науки криминологии
а) закономерности развития науки;
б) преступность, личность преступника, причины и условия уровня преступности, предупреждение и профилактика преступности;
в) причины возникновения преступности;
г) уровень развития, ликвидация последствий преступности;
д) прогнозирование и планирование борьбы с преступностью.

73. Назовите основной элемент предмета (его подсистемой) криминологии
а) личность преступника;
б) антиобщественные проявления;
в) преступность как социально и уголовно-правовое явление;
г) причины и условия преступности;
д) профилактика преступлений.

74. Назовите количественно-качественным показатель, характеризующий преступность
а) причины;
б) состав;
в) условия;
г) уровень, структура, динамика;
д) предпосылки.

75. Экономическая преступность изучается:
а) общей частью криминологии;
б) особенной частью криминологии;
в) социологией.

криминология преступность закон социальный

С исторической точки зрения, наука криминология среди других общественных наук и юридических в частности, сравнительно молода. Отсчет ее жизни начинается примерно со второй половины XIX в. Преступность как явление всегда интересовала не только специалистов различных направлений, но и всех людей. Считается, что термин «криминология» ввёл в 1879 году антрополог Топинар. В 1885 году впервые с названием «Криминология» вышла книга итальянского ученого Р. Гарофало. Однако, представления о преступном поведении и борьбе с ним можно обнаружить и в более ранних источниках, например в труде Чезаре Беккариа «О преступлениях и наказаниях». Примерно в то же время специалистами правоведами были сформулированы ряд взглядов на сущность и предмет криминологии, которые явились основой для создания различных школ криминологии, существующих и в настоящее время.

Отвечая на вопрос - «почему именно криминология?» (ведь криминология не единственная наука изучающая преступность), стоит отметить, что например, Уголовное право изучает отдельные составы преступлений и назначаемые за их совершение наказания. Оперативно-розыскная деятельность раскрывает механизм поиска и изобличения преступников. Криминалистика познает технику, тактику и методику расследования преступлений. Уголовно-процессуальное право изучает систему уголовного судопроизводства с момента выявления преступления и преступника до момента назначения соответствующего наказания. Уголовно-исполнительное право познает систему реализации наказаний за совершенные преступления. Все эти науки и каждая из них по своему, конечно, изучают и преступления, и преступников, и наказания. Но, ни одна из них не обладает наиболее полной системой знаний о преступности как относительно массовом социальном явлении. Таковой системой знаний обладает наука криминология. Сразу оговорюсь, являясь самостоятельной наукой, криминология все же тесно связана и с уголовным правом, и с другими правовыми науками, а так же с социологией, философией и медициной, особенно психиатрией. То есть, криминологию нельзя рассматривать в отрыве от непрерывно растущего научного знания, в области социологии и права. В то же время ее невозможно рассматривать, игнорируя или недооценивая ее самостоятельности. Она как бы венчает здание наук, изучающих преступность и меры предупреждения. Через нее, прежде всего, осуществляется связь уголовно-правовых наук с другими юридическими дисциплинами, с неюридическими общественными науками социологией, психологией и пр. В этом смысле криминология и занимает центральное место в системе наук. Именно она, синтезируя знания о преступности, решает комплекс задач борьбы с этим явлением. Криминологии принадлежит самая ведущая роль в решении этих задач.

Помимо прочего криминология представляет собой в известном смысле не только систему знаний о преступности, но и систему познания преступности. То есть обладание системой криминологических знаний дает возможность исследовать преступность и ее детерминанты в любой области общественных отношений. Как утверждают ученые, именно отсюда появились и выросли такие самостоятельные направления криминологических исследований, как криминология молодежной преступности, криминология женской преступности, криминология бытовой преступности, криминология организованной преступности и т.д.

Развитие криминологии, как и любой другой науки, представляет собой не прекращающийся процесс. При этом выдвигаются и решаются все новые криминологические проблемы. Как отмечено в научной и учебной литературе, сегодня они (проблемы) сложны и серьезны как никогда, поскольку ранее мировое сообщество не сталкивалось с такими опасными проявлениями преступности, возводящими ее в разряд первостепенных проблем. Достаточно, например, вспомнить о терроризме, занимающем сегодня, пожалуй ведущее место в ряду социальных опасностей, угрожающих человечеству и развитию мировой цивилизации. В числе факторов образования криминологии как самостоятельной науки можно назвать:

  • - общественную потребность, порожденную фактом существования преступности;
  • - необходимостью накопления специального исследовательского материала о данном общественно опасном явлении (материала, позволяющего описывать и объяснять это явление, разрабатывать соответствующие прогнозы);
  • - потребность в разработке мер по предупреждению преступности.

Криминология изучает преступность как социально обусловленное, исторически изменчивое явление в обществе, представляющее собой совокупность всех преступлений, совершенных в данном государстве за определенный период времени, которое с позиции общественных интересов относится к разряду социальной патологии и оценивается отрицательно.

Понятием преступности охватывается совокупность преступлений, рассматриваемых в виде фактов социальной действительности, а не юридических конструкций типа, например, состава преступления. В этом своем реальном социальном бытии преступность подчиняется определенным закономерностям, имеет фиксированные качественно-количественные характеристики, которые и изучаются криминологией. К ним относятся: уровень, структура и динамика преступности. Причем, правонарушения, не образующие преступлений, но тесно связанные с ними, такие, например, как пьянство, проституция, наркомания и т. п. - рассматриваются криминологией при анализе причин и условий ряда видов преступлений и разработке мер их предупреждения. Исследования же этих явлений и проблем борьбы с ними в полном объеме не входит в предмет криминологии.

Возвращаясь к самому определению криминологии как науки, отмечается, что в научной и учебной литературе встречается наиболее часто ее краткое определение, примерное содержание которого я приводил во введении: «Криминология («наука о преступлении», от лат. crimen - преступление и др.-греч. лпгпт (логос)- учение) - социолого-правовая наука, которая изучает преступность, личность преступника, причины и условия преступности, пути и средства ее предупреждения».

Вместе с тем фактическое содержание науки криминологии более широкое. Криминология изучает закономерности отдельных видов преступлений, индивидуального и массового преступного поведения, причины совершения человеком преступлений, разрабатывает рекомендации по совершенствованию принимаемых мер по борьбе с преступностью. В этом состоит ее отличие от уголовного права, которое изучает преступления, ответственность и наказание за них в законодательной характеристике и правоприменительной практике. Таким образом, мы имеем дело с социолого-правовой наукой.

Как отмечает профессор В.Д. Малков - Такое определение данной науки характеризует лишь общую направленность криминологии и в достаточной степени не отражает содержания этой отрасли научных знаний. Как общественная наука, криминология изучает широкий круг социальных явлений и процессов, так или иначе связанных с преступностью и природой ее возникновения. При всем многообразии изучаемых общественных явлений основу криминологии как науки составляет ее предмет, т.е. ответ на вопрос, что именно она изучает.

В этом смысле наиболее приемлемым представляется следующее определение данной науки, в котором перечислены элементы ее предмета. «Криминология - это социально-правовая общетеоретическая и прикладная наука, исследующая преступность как социальное явление, сущность и формы ее проявления, закономерности возникновения, существования и изменения; ее причины и иные детерминанты; личность тех, кто совершает преступления; систему мер предупреждения преступлений». Предложенное определение, по моему мнению, отражает социально правовой характер науки криминологии, ее теоретическую направленность и практическую значимость. Поскольку предупреждение преступности является одной из основных частей составляющих предмет криминологии, его не возможно не рассмотреть хотя бы и вкратце.

«Предупреждение преступности является и предметом и целью этой науки (криминологии) одновременно»

«Предупреждение преступности» или иначе называемая - «Профилактика преступности». Эти два термина (с точки зрения этимологии) идентичны и ими пользуются как взаимозаменяющими.

По своей сути предупреждение преступности - это специфическая область социального регулирования, управления и контроля, имеющая многоуровневый характер и преследующая цель борьбы с преступностью на основе выявления и устранения ее причин и условий, иных детерминант.

Криминология изучает предупреждение преступности как сложную динамическую систему. Ее функционирование связано с решением как общих задач социального развития, так и специализированных задач в области борьбы с негативными явлениями. Как правило, в криминологии профилактическая система государственных и общественных мер, направленных на устранение или нейтрализацию, ослабление причин и условий преступности, удержание от преступлений и коррекцию поведения правонарушителей, анализируется по: направленности, механизму действия, этапам, масштабу, содержанию, субъектам и другим параметрам.

Преступность, основной элемент предмета криминологической науки. Определений преступности бесчисленное множество. Они несут в себе отпечаток философских взглядов авторов, социологических школ и направлений, правовых и даже религиозных воззрений.

Криминология рассматривает преступность как явление общественной жизни и изучает ее с этой стороны, не игнорируя правовых характеристик. Социальный и правовой аспекты - это две стороны преступности, представляющие ее нераздельное единство. Преступность - объективная социальная реальность. Преступность по своему существу - явление негативное, приносящее вред как обществу в целом, так и конкретным его членам.

«Преступность - отрицательное социально-правовое явление, существующее в человеческом обществе, имеющее свои закономерности, количественные и качественные характеристики, влекущие негативные для общества и людей последствия, и требующие спецефических государственных и общественных мер контроля за ней»

«Преступность - относительно массовое, исторически изменчивое, социально-правовое, антиобщественное явление, слагающееся из совокупности действий, запрещенных уголовным законом (преступлений), совершаемый в данном государстве в тот или иной период времени»

Система криминологии строится на двух главных основаниях: по предмету и по уровню обобщения научно-практической информации. Исходя из предмета криминологии, ее положения систематизируются по четырем основным проблемам: преступность, личность преступника, причины и условия преступности, предупреждение преступности и конкретных преступлений. По уровню обобщения выделяются общая и специальная части криминологии. В общей криминологические явления и понятия анализируются в целом, обобщенно, без выделения специфики видов преступлений. В особенной криминологическая характеристика дается по соответствующим видам преступлений либо по особенностям социального положения преступников. Особенная часть в криминологии более динамична, чем общая, так как она отражает быстро меняющуюся картину преступности и ее причин.