Современные проблемы науки и образования. Методические указания и рекомендации «Документация по сопровождению инклюзивного образования в образовательных учреждениях Развитие инклюзивного образования в других странах

  • Дата: 21.04.2021

Правовое регулирование инклюзивного образования осуществляется на основе нормативно-правовых актов разного уровня. Это международные (признанные и подписанные СССР или Российской Федерацией); федеральные (Конституция РФ, законы РФ, кодексы); правительственные нормативно-правовые постановления, распоряжения; ведомственные (Министерства образования и науки); региональные - на уровне субъектов Российской Федерации (как правительственные, так и ведомственные); муниципальные; локальные акты образовательной организации.

Законодательный процесс по обеспечению инклюзивного образования в России во многом предопределен международными нормативно-правовыми актами (декларацией, конвенциями, резолю- зиями) и инициирован изменяющейся социальной позицией общества по отношению к людям с особыми возможностями жизнедеятельности.

А это значит, что вопросы предоставления образовательных услуг таким детям и подросткам регулируются документами разного уровня - международными, федеральными, ведомственными и региональными.

Международные источники предусматривают детализацию зафиксированных прав и свобод в системе комплексного обеспечения гарантированной защиты человека и отражают видоизменения ситуации общественного понимания проблемы. Следует добавить, что для государств-участников международные документы носят рекомендательный характер.

Так, впервые было признано, что «каждый человек имеет право на образование», и зафиксировано во Всеобщей декларации прав человека (1948). В ней были провозглашены как социальные, экономические и культурные, так политические и гражданские права. В ее первой статье содержится историческое положение о свободе и равенстве достоинства и прав личности каждого человека: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах».

В Декларации прав ребенка (1959) представлены основные принципы соблюдения таких прав. Так, в принципе 5 закреплено положение о том, что «ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния».

Конвенция «О борьбе с дискриминацией в области образования», принятая в 1960 г., впервые указала на необходимость единых подходов к организации процесса обучения всех детей, что устраняло любые формы дискриминации в области образования и поощряло всеобщее равенство возможностей, и отношения ко всем. Следовательно, в ней были определены общедоступность и равные условия в отношении качества обучения. В последующем Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966) закрепил право каждого человека на доступное образование на всех его ступенях, включая среднее профессионально-техническое образование.

В 1970-х гг. в ряде документов были уточнены позиции общества в отношении интеграции в социум людей с умственной отсталостью, обозначены права инвалидов (Декларации ООН «О правах умственно отсталых лиц», 1971; «О правах инвалидов», 1975). Во Всемирной программе действий в отношении инвалидов, достойно завершившей Всемирный год инвалидов (1982), подчеркивалось, что их образование по возможности должно проходить в рамках общей школьной системы, а разрабатываемые и принимаемые государственные законы, касающиеся обязательного образования, должны распространяться на детей со всеми видами инвалидности, в том числе и самыми тяжелыми ее формами. Впервые было обращено внимание на гибкость, индивидуализированность, доступность и всеобъемлемость системы образования, а также на необходимость создания особых условий в общей системе образования (в отношении подготовки кадров, мониторинга ситуаций, формирования специальных служб сопровождения). В этой Программе рассматривались ситуации, при которых дети в силу разных причин не могли учиться в общей системе образования. В таких случах предусматривалась организация специальных учебных заведений, где качество обучения было бы равнозначным и взаимосвязанным с общей системой образования.

Требование создания в обычных школах специфических условий для детей с ООП, в частности, в системе инклюзивного образования, нашло свое отражение в Саламанкской декларации «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» (Испания, 1994). В декларации указано, что обычные школы с инклюзивной ориентацией - наиболее эффективное средство противодействия дискриминационным воззрениям, основа для формирования благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и гарантированного образования для всех; более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и, в конечном счете, повышают эффективность и рентабельность всей системы образования.

В международных документах последнего десятилетия уточняются определения, важные для организации процесса инклюзивного обучения. Так, в конвенции «О правах инвалидов» (2006) дополнено содержание понятия «обучение инвалидов», согласно которому основное внимание должно уделяться разумному приспособлению неизбежных и целенаправленных модификаций и корректив образовательных программ в целях обеспечения инвалидам наравне с другими членами общества реализации всех прав и основных свобод человека. Обучение инвалидов по необходимости должно подразумевать использование азбуки Брайля, дактильного общения, крупного шрифта, доступных мультимедийных средств, аудиосредств, переводчиков, а также усиливающих и альтернативных методов, способов и форматов общения, включая доступную информационно-коммуникационную технологию. Именно с позиций построения коммуникации для всех участников образовательного процесса и доступности всех сфер общественной жизни современный мир строит систему инклюзивного образования, при создании условий с учетом индивидуальных особенностей каждого обучаемого. При этом надо подчеркнуть, что впервые на международном уровне в законодательной сфере признается обязательность обеспечения и поощрения реализации всех прав и основных свобод инвалидов.

Статья 24 конвенции «О правах инвалидов» - «Образование» - требует государственных гарантий для людей с ООП и инвалидов в создании условий для эффективного участия в жизни свободного общества, в доступности для них наравне с другими инклюзивного, качественного и бесплатного начального и среднего образования в местах их проживания с соблюдением эффективных мер индивидуальной поддержки. Уточняется, что никакого исключения по причине инвалидности быть не должно. Инклюзивное образование возможно на всех ступенях обучения и на протяжении всей жизни человека. Таким образом, инклюзивное образование становится основным направлением в обеспечении прав на образование для людей с инвалидностью, а значит, законодательно закреплены его главные составляющие - соответствующее финансирование, механизмы создания необходимых условий и адаптация образовательной среды.

Следовательно, приоритет инклюзивного образования для лиц с ООП и инвалидов очевиден как для мировой, так и для отечественной практики. Уже в Федеральном документе национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (2010) сформулирован основной принцип инклюзивного образования: «Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей или, находящихся в трудной жизненной ситуации». А в государственной программе РФ «Доступная среда» на 2011-2015 гг. указано, что к 2015 г. доля общеобразовательных организаций, в которых будет создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций должна достигнуть 51%.

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется рядом документов и в первую очередь Конституцией РФ, где закреплено право каждого человека на образование (ст. 43), и Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

Этот закон отражает базовые нормы международного и современного российского законодательства (см. гл. 1 ст. 2). В его второй статье разъяснены значимые для современного образования понятия - «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», «инклюзивное образование», «адаптированная образовательная программа».

Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья признается физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий (гл. 1, ст. 2).

Инклюзивное образование предусматривает обеспечение равной доступности образования для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Адаптированная образовательная программа - это программа, предназначенная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости коррекции нарушений развития и социальной адаптации.

Этот закон формирует основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования (ст. 3). Среди них важнейшими для инклюзивного образования являются: право каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в данной сфере, обеспечение условий для развития способностей обучающихся, вариативность форм получения образования и свобода их выбора.

Для получения образования людьми с ограниченными возможностями жизнедеятельности требуется создание в образовательной организации особых условий, включающих использование специальных средств: учебных программ и методов обучения и воспитания, учебников, учебных пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, услуг ассистента (помощника), оказывающего обучаемым необходимую техническую помощь; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, физическая доступность зданий организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено реальное получение учащимися образования.

Закон устанавливает, что подлинная реализация прав любого человека, и в том числе людей с ограниченными возможностями, на получение качественного образования в учебных структурах, исключающая какую-либо дискриминацию, зависит от четкого и последовательного соблюдения определенных условий, предусматривающих: оказание ранней коррекционно-развивающей помощи на основе специальных педагогических подходов и при использовании наиболее подходящих для обучающихся методов и способов общения; максимальную коррекцию выявленных нарушений, а также социальное развитие и социальную адаптацию этих людей.

В Законе указаны основные права обучающихся и меры их поддержки и стимулирования: им предоставляются академические права на обучение с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе на:

  • социально-педагогическую и психологическую помощь: бесплатную психолого-медико-педагогическую коррекцию (ст. 34); обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации;
  • вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня;
  • возможность обучения по программам различных уровней сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
  • выбор различных форм осуществления образования - семейного, смешанного, с применением дистанционных, электронных и информационных ресурсов.

Особое внимание уделено сетевой форме реализации учебных программ (ст. 15), что актуально для инклюзивного образования, при котором использование ресурсов нескольких организаций часто становится залогом обеспечения качественного образования.

Закон подчеркивает, что для обучения лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности должны разрабатываться адаптированные образовательные программы (АОП) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающие коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Выделяя термин «качество образования», Закон разъясняет, что оно представляет собой комплексную характеристику образовательной деятельности учебного заведения и подготовки обучающегося, выражающую степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого они осуществляются с учетом достижения планируемых результатов.

Крайне важно, что в Законе определены роль родителей в реализации образования детей, их права и обязанности. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное перед всеми другими лицами право на определение характера обучения и воспитания детей и на защиту их прав и законных интересов.

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся с учетом рекомендаций ПМПК могут выбирать формы образования и организации, осуществляющие такую деятельность, присутствовать при обследовании детей данной комиссией, получать информацию о всех планируемых видах обследований детей (психологических, психолого-педагогических), давать согласие на их проведение или участие в них, иметь информацию о результатах проведенных обследований, обсуждении результатов обследования и рекомендациях, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей (ст. 44).

Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по АОП только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК (ст. 55). Повторное обучение, обучение по индивидуальному учебному плану или перевод на обучение по АОП возможны в случае академической задолженности, не ликвидированной в установленные сроки с момента ее образования и в соответствии с рекомендациями ПМПК (ст. 58). В законе также указан порядок выдачи документа об образовании. Лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности (при различных формах умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по АОП, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (ст. 60).

Закон определяет ответственность педагогических работников за качество образования. Педагоги обязаны применять формы, методы обучения и воспитания, педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования с учетом особенностей психофизического развития обучаемых и состояния их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для обучения детей таких категорий, и взаимодействовать с медицинскими организациями (ст. 48).

Статья 42 суммирует особенности психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучаемым, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, в развитии и социальной адаптации. Здесь впервые представлены направления деятельности психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи:

  • 1) психолого-педагогическое консультирование учащихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
  • 2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическая помощь им;
  • 3) комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;
  • 4) помощь в профориентации, в получении профессии и социальной адаптации.

Психолого-педагогическую помощь в ППМС-центрах оказывают педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя-логопеды, учителя-дефектологи и другие необходимые специалисты.

В законе детально перечислены организационные основы получения образования такими обучающимися (ст. 79).

Каждая образовательная организация в рамках инклюзивного обучения, помимо использования в своей деятельности нормативноправовых актов, установленных федеральными органами законодательной и исполнительной власти РФ, сама создает повседневные нормативные акты и руководствуется ими. В соответствии со ст. 25 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации могут действовать на основании собственного Устава, утвержденного законодательством РФ. В нем должна быть закреплена инклюзивная направленность деятельности данной организации.

Согласно статьи 28 - «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации» данного Закона, образовательная организация также обладает правовой автономией, которая признает ее самостоятельность в реализации образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, в разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и другими нормативно-правовыми актами РФ. В принятых актах указывается порядок реализации интегрированного или инклюзивного обучения в конкретном учебном заведении.

Приведем отдельные локальные нормативные акты, характерные для образовательных организаций:

  • порядок приема в образовательную организацию, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью;
  • порядок оформления начала, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися (и их родителями), а также права и обязанности родителей (законных представителей) детей с ООП - договор между образовательной организацией и родителем (законным представителем) ребенка с ограниченными возможностями;
  • правила внутреннего распорядка жизнедеятельности обучающихся и правила трудового распорядка;
  • правила, регламентирующие образовательную деятельность, в том числе относящуюся к инклюзивному или интегрированному обучению, - режим занятий, формы, порядок и периодичность текущего и итогового контроля успеваемости и другие правила;
  • утвержденные адаптированные образовательные программы для учащихся с ООП;
  • список учебников, в том числе для учащихся с ООП;
  • состав материально-технического обеспечения образовательной деятельности, в том числе обеспечения специальной образовательной среды;
  • штатное расписание с включением персонала, реализующего все аспекты инклюзивного образования;
  • должностные инструкции для всех сотрудников, имеющих отношение к инклюзивному образованию;
  • порядок отчисления и восстановления обучающихся с ограниченными возможностями жизнедеятельности;

и некоторые другие.

Главное назначение локальных актов - конкретизация, либо дополнение правовых основ деятельности организации, соответствующих ее особенностям и возможностям. Такие акты разрабатываются и выпускаются в различных формах - в виде приказа, постановления, распоряжения, положения, инструкции, правила и др.

Хотя каждая образовательная организация обладает самостоятельностью в разработке и принятии подобных нормативных актов, тем не менее при составлении их содержания учитываются мнения советов обучающихся и родителей, в которые обязательно входят в должном соотношении родители детей с ООП, а также представители коллектива работников данной организации.

Транскрипт

1 Нормативно-правовые основы инклюзивного образования Цвык Майя Ивановна преподаватель Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ) представитель группы общественных экспертов по вопросам развития дошкольных образовательных услуг для детей с ОВЗ Департамента образования города Москвы Москва, 2014 год

2 Федеральный закон от 3 мая 2012 г. 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» В соответствии с Конвенцией, образование должно быть направлено на: развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме обеспечение инвалидам возможности эффективно участвовать в жизни общества доступ инвалидов к образованию в местах своего непосредственного проживания предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих процесс обучения создание условий для освоения социальных навыков обеспечение подготовки и переподготовки педагогов.

3 Федеральный закон об Образовании в Российской Федерации от N 273- ФЗ (ред.от) Статья 2. Основные понятия 16. обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий 23. индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося

4 Федеральный закон об Образовании в Российской Федерации от N 273- ФЗ (ред.от) Статья 2. Основные понятия 27. инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей 28. адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц

5 Федеральный закон об Образовании в Российской Федерации от N 273- ФЗ (ред.от) ст.34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования 1. Обучающимся предоставляются академические права на: 2) предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медикопедагогической коррекции 3) обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами

6 Федеральный закон об Образовании в Российской Федерации от N 273- ФЗ (ред.от) ст. 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся 3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:..8) присутствовать при обследовании детей ПМПК, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей. 4. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны: 1) обеспечить получение детьми общего образования

7 Федеральный закон об Образовании в Российской Федерации от N 273- ФЗ (ред.от) Ст. 55. Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность 3. Прием на обучение по основным общеобразовательным программам проводится на общедоступной основе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.

8 Федеральный закон об Образовании в Российской Федерации от N 273- ФЗ (ред.от) ст. 79 Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья 1. Содержание и условия организации обучения и воспитания лиц с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

9 Федеральный закон об Образовании в Российской Федерации от N 273- ФЗ (ред.от) ст. 79 Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья 3. условия обучения, воспитания включают: использование специальных образовательных программ и методов специальных учебных пособий и дидактических материалов специальных технических средств обучения проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий обеспечение доступа в здания организаций, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ

10 Федеральный закон об Образовании в Российской Федерации от N 273- ФЗ (ред.от) ст. 79 Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья 5. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, создаются для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

11 Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Статья 8. Государственная служба медико - социальной экспертизы п.3. На Государственную службу медико - социальной экспертизы возлагаются: 1) определение группы инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты 2) разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов (ИПР)

12 Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Ст.18 Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения, органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Детям - инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа.

13 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на годы» Постановление от 17 марта 2011 г. 175 Целевые индикаторы и показатели Программы: доля общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений. Одним из приоритетных направлений государственной политики должно стать создание условий для предоставления детям-инвалидам равного доступа к качественному образованию с учетом заключений ПМПК.

14 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на годы»

15 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на годы»

16 Основные виды нарушений функций организма и степени их выраженности нарушения психических функций нарушения языковых и речевых функций: нарушения устной и письменной, вербальной и невербальной речи, нарушения голосообразования нарушения сенсорных функций нарушения статодинамических функций нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, кроветворения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции, иммунитета нарушения, обусловленные физическим уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству, аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов, нарушение размеров тела).

17 Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» 2. Комиссия создается в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее - обследование) и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.

18 Методические рекомендации Министерства образования РФ «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» от г. 127/ Задачи и виды деятельности ПМПк ДОО разработка и уточнение индивидуального образовательного маршрута, определение условий и технологий психолого-педагогического сопровождения, в том числе оказания коррекционноразвивающей помощи ребенку с ОВЗ моделирование индивидуально ориентированных образовательных и коррекционно-развивающих программ на основе использования существующих программ и гибких технологий координация взаимодействия всех специалистов ДОО по организации инклюзивной практики и др.

19 О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (Письмо Минобрнауки РФ от аф-150/06) Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ в образовательных учреждениях общего типа является создание адаптивной среды. В образовательном учреждении общего типа должны быть созданы надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с ОВЗ в здания и помещения и организации их пребывания в учреждении (включая пандусы, специальные лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование и т.д.

20 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С 1 января 2014 года вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013г., регистрационный 30384) (далее - ФГОС ДО).

21 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (приказ 1155 от г.) Стандарт представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию Предметом регулирования стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования (далее Программа)

22 Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования направлены на: 1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы; 2) освоение детьми с ОВЗ Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

23 Для коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ При создании условий для работы с детьмиинвалидами, осваивающими Программу, должна учитываться индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида.

24 «Специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья»: механизмы адаптации Программы для таких детей; использование специальных образовательных программ и методов; специальных методических пособий и дидактических материалов; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; осуществление квалифицированной коррекции нарушений развития детей

25 (ФГОС) При организации инклюзивного образования: при включении в Группу детей с ограниченными возможностям здоровья к реализации Программы могут быть привлечены дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей.

26 Комментарии к п см. Письмо Министерства образования и науки РФ от АФ_150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для руководителей образовательных учреждений «Организация специальных образовательных условий для детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях» Серия «Инклюзивное образование» п. III. Работа междисциплинарной команды Все специалисты психолого-педагогического сопровождения принимают участие в разработке и реализации Программы коррекционной работы как части Основной образовательной программы (в соответствии с требованиями ФГОС), Инд. образовательной программы ребенка с ОВЗ. Там же описаны основные направления и специфика деятельности каждого из специалистов. п. V. Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ п. VI. Разработка индивидуальной образовательной программы

27 Приказ Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 г. N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования" В группах компенсирующей направленности осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ОВЗ

28 Приказ Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 г. N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования" 19. В целях доступности получения дошкольного образования детьми с ОВЗ организацией обеспечивается: 1) для детей с ОВЗ по зрению: присутствие ассистента, обеспечение альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт) или аудиофайлы; 2) для детей с ОВЗ по слуху: обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации; 3) для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа детей в помещения и к оборудованию.

29 Рекомендуемая литература Волосовец Т.В., Кутепова Е. Н. Издательство: Мозаика-Синтез, Москва, 2011 Приведены примеры внутренних нормативно-правовых документов и моделей построения индивидуальных образовательных маршрутов детей с ОВЗ, примеры ИОП и планов; построения образовательного маршрута для различных категорий дошкольников с ОВЗ. Разработаны варианты составления ООП для группы комбинированной направленности (инклюзивной). Отражены направления деятельности ПМП комиссий и ПМП консилиумов. Описаны варианты условий, при которых ребенок с ОВЗ может быть включен в работу группы комбинированной направленности.

30 Рекомендуемые документы Письмо Министерства образования и науки РФ от аф-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» Письмо Министерства образования РФ от /901-6 «О психолог-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения» Постановление Правительства Москвы 669-ПП от «О внесении в Постановление Правительства Москвы от ПП» (о корректирующем коэффициенте к нормативам финансового обеспечения государственной услуги при обучении детей-инвалидов)

31 Спасибо за внимание! сайт Института проблем интегративного (инклюзивного) образования (ИПИО МГППУ) - документы сайт проекта Департамента образования г.москвы «Образование без границ»


Нормативно-правовые основы образования детей с ограниченными возможностями здоровья Московская область, г. Королев, 2015 год Рекомендуемые документы Конституция Российской Федерации Федеральный Закон от

Законодательные основы организации получения образования детьми с ОВЗ Москва, 2015 год Инклюзивное образование Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых

Нормативно-правовые основы инклюзивного образования Кутепова Елена Николаевна, канд.пед.наук, доцент, зам.директора Института проблем инклюзивного образования Московского городского психолого-педагогического

Организация инклюзивного образования в ДОУ Нормативно-правовая база 1. Федеральный закон от 03.05.2012г. 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов». 2. Федеральный закон от 29.12.2012г. 273-ФЗ

Особенности организации образования ребѐнка с ОВЗ возраста дошкольного Кутепова Елена Николаевна, канд.пед.наук, доцент, зам.директора Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, ст.н.сотр. Института

«НОРМАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ БАЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕГУЛИРУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, РЕАЛИЗУЮЩЕЙ ИНКЛЮЗИВНУЮ ПРАКТИКУ» Первоисточник права в России Конституция. Конституция Российской

Министерство просвещения Российской Федерации О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ И МЕЖВЕДОМСТВЕННОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПО ВОПРОСАМ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), ТМНР Сачко

Актуальные вопросы разработки Адаптированной программы для детей с ОВЗ в ДОУ. Ст. воспитатель МБДОУ «Детский сад 21» комбинированного вида О.В.Каюшкина Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» Обучающийся с

Министерство образования Нижегородской области 1 Сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО главный специалист отдела дошкольного и общего образования министерства образования Нижегородской

Организация инклюзивного образования Нормативно-правовая база получения образования детьми с ОВЗ в образовательных организациях 1 Уровни нормативно-правовой базы: международные (подписанные СССР или РФ);

Государственная политика в области образования детей с ОВЗ дошкольного возраста в Российской Федерации Волосовец Татьяна Владимировна, директор ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской

Совещание в режиме видеоконференцсвязи с руководителями органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, осуществляющих управление в сфере образования «Организация образовательного

Методическое письмо об образовании обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в условиях ФГОС в 2018/2019 учебном году Преподавание учебных предметов при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ

Образование обучающихся с ОВЗ в рамках реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ: перспективы и возможности Сачко Юлия Михайловна Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей 29 августа 2017

Деятельность ПМПК в реализации права на получение образования детей с ОВЗ, определение специальных образовательных потребностей ребенка с ОВЗ Гриценко Наталия Валерьевна, зам. директора ГБУ РА «Центр психолого-педагогической,

Волосовец Татьяна Владимировна, директор ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» Образовательная политика - общенациональная система целей, ценностей и приоритетов

Организация деятельности службы психолого-педагогического сопровождения в образовательном пространстве г. Москвы Васильева Т.В., заместитель руководителя Департамента образования города Москвы Москва,

Министерство просвещения Российской Федерации ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПУНКТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Сачко Юлия Михайловна начальник отдела Департамента государственной политики в сфере

«Особенности коррекционной работы и инклюзивного образования в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО» Презентация подготовлена методистом МКУДПО «ГЦРО» Климовой Л.Ю. 26.10.2016 г. Нормативно-правовая

Государственная политика в сфере образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Сачко Юлия Михайловна 28

Согласовано советом колледжа Протокол 4 от 01.03.2018г. 2018 г. Утверждено приказом и.о. директора ГОБПОУ «Мурманский колледж искусств» от 16 марта 2018г. 39-о/д ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ

Дошкольное образование детей с ОВЗ: примерные адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования Волосовец Татьяна Владимировна, директор ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи

Нормативно-правовые основы получения образования детьми с ОВЗ Кутепова Елена Николаевна, канд.пед.наук, доцент, зам.директора Института проблем инклюзивного образования Московского городского психолого-педагогического

Разработка адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования Ворошнина О.Р., зав. кафедрой специальной педагогики и психологии ПГГПУ Положение об адаптированной основной образовательной

Положение об организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья 1. Общие положения 1.1. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) физическое лицо, имеющее недостатки в

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРИМЕРНЫХ АДАПТИРОВАННЫХ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛОСОВЕЦ Татьяна Владимировна, директор ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской

1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о порядке предоставления обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью специальных условий для получения образования (далее Положение) регулирует

Организация образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ в условия инклюзивного образования ГРИШИНА ОЛЬГА ВАЛЕРЬЕВНА, УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА Закон

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ Белгородской области ПРИКАЗ «18» августа 2016 г. 2678 Об утверждении положения об обеспечении прав на дошкольное образование детей-инвалидов и детей с ОВЗ в Белгородской области

Стр. 1/8 МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «социально-педагогический» УТВЕРЖДАЮ Ректор ФГБОУ ВО «ВГСПУ» проф. А.М. Коротков 2017 г.

Нормативно-правовое регулирование в системе дошкольного образования: перспективы развития в рамках Десятилетия детства 2018-2027г.г. Татьяна Владимировна Волосовец директор ФГБНУ «Институт изучения детства,

Стр. 1/7 МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский социально-педагогический» УТВЕРЖДАЮ Ректор ФГБОУ ВПО «ВГСПУ»

Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования Елена Юрьевна Коновалова, заместитель директора, МКУ КИМЦ Международные нормативно-правовые акты Всеобщая декларация прав человека (10.12.1948 г.)

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Приложение 140 к приказу ректора от «19» января 2017 г. 19-ОД Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Обучение учащихся с ОВЗ в рамках новых требований к деятельности ПМПК ОВЗ = Инвалид п. 16: обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или)

Меры социальной поддержки детей инвалидов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Права детей с ОВЗ и детей-инвалидов на образование в свете нового закона от 29.12.2012 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Нормативно-правовое регулирование инклюзивного образования ФЗ от 29 декабря 2012 г. 273 «Об образовании в Российской Федерации» Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья физическое лицо, имеющее

Особенности обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья по программам общего образования Лектор: Исаков Андрей Юрьевич, эксперт Информационного центра "МЦФЭР Ресурсы образования",

Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 ноября 2013 г. Регистрационный 30468 Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. 1008 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной

Положение об адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (проект). 1. Общие положения 1.1.Настоящее положение разработано

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 5 Принято на заседании Педагогического совета МБ ДОУ 5 Протокол 1 от 25.08.2016г Утверждаю: Заведующий МБ

ФГОС НОО ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ ФГОС ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)). НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «КОСТРОМСКОЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» ПОРЯДОК приема детей с ограниченными

Министерство образования Московской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Волоколамский аграрный техникум «Холмогорка» (ГБПОУ МО «ВАТ «Холмогорка»)

Порядок взаимодействия ЦПМПК г.москвы с образовательными организациями Москва, 2015г. Дониченко О.Г., директор ГБОУ ОЦПМСС ЦОУО ДОгМ ст.2 п.16, ст.42 п.1 Федеральный закон 273 ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании

Современное состояние и перспективы развития дошкольного образования в Российской Федерации Волосовец Татьяна Владимировна, директор ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии

Обеспечение права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Конвенция о правах инвалидов 13.12.2006 - принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых

1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение определяет порядок предоставления специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) и инвалидностью

1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение об организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и обучения учащихся на дому в государственном бюджетном общеобразовательном учреждении Самарской

Администрация Богородского муниципального района Н ижегородской области УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИКАЗ от 13.01.2016 5 г. Богородск Об утверждении Положения об организации инклюзивного образования обучающихся

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВО «БГУ») ПОЛОЖЕНИЕ

ГБОУ Школа 1194 Педагогический совет РЕБЁНОК С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ЕДИНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ГБОУ ШКОЛЫ 1194 Дети с ОВЗ кто это? ФЗ ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от

Вариативность содержания и организационных форм дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья ВОЛОСОВЕЦ Татьяна Владимировна, директор ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания

Http://perspektiva-inva.ru/web-school Вебинар 26 апреля 2016 Web-школа РООИ «Перспектива» Инклюзивное образование http://perspektiva-inva.ru/web-school/vw-1942/ «Организация обучения обучающихся с ОВЗ

Необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц; 1.3.5. специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ - условия обучения, воспитания и

Программам высшего образования программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», Методическими рекомендациями по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и

О практике внедрения ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья и для детей с нарушением интеллекта Елена Николаевна Кутепова к.п.н., зам. Директора Института проблем инклюзивного образования

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа 2129» имени Героя Советского Союза П.И. Романова Вариативность образовательной среды в условиях реализации ФГОС для детей с

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности

«Образование лиц с ОВЗ в Российской Федерации:гарантии преемственность, риски, права и обязанности» Кутепова Елена Николаевна, зам. директора Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии

1 Приложение к приказу Муниципального общеобразовательного учреждения «Тоншаевская средняя школа» от 03.06. 2016 года 01-02/286 Положение об организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья

Актуальные вопросы внедрения ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Взаимодействие психолого-медико-педагогической

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МЭРИИ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА Муниципальное казенное учреждение дополнительного профессионального образования «Городской центр образования и здоровья «Магистр» Ребёнок с ОВЗ на пороге

Обеспечение доступности для инвалидов общего образования В российском законодательстве используется термин «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», который обозначает физическое лицо, имеющее

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Проект приказа от 10 августа 2009 г. Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной

«Роль руководителя МДОУ детского сада в создании условий для детей с ОВЗ» Заведующая МДОУ д/с 69 Овчарова Галина Михайловна Заслуженный учитель РФ 2014 год Нормативно-правовые документы Закон об образовании

Права и ответственности родителей детей с ОВЗ и инвалидностью Кутепова Елена Николаевна, канд.пед.наук, доцент, зам.директора Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, ст.н.сотр. Института проблем

Кайгородова Елена Геннадьена,

учитель истории и обществознания

МАОУ-СОШ № 168 г. Екатеринбурга

Особенности правового регулирования инклюзивного образования в современной России

«Инклюзивное образование» - данным термином в настоящий момент описывают процесс получения образования детьми, которые имеют особые образовательные потребности, но при этом обучаются в рамках общеобразовательных организаций.

Соответственно, процесс развития общего образования в России должен включать в себя и развитие инклюзивного образования.

Что касается нормативно - правовой основы инклюзивного образования, то она включает в себя следующие международные и внутригосударственные документы:

Международные, являющиеся правовой основой:

    Декларация прав ребенка(ООН, 1959);

    Конвенция о правах ребенка (ООН, 1989);

    Саламанкская декларация о принципах, политике и практических действиях в сфере образования лиц с особыми потребностями (Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями, Саламанка, Испания, 1994);

    Конвенция о правах инвалидов (ООН, 2006)

Российское законодательство:

    Конституция Российской Федерации;

    Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

В данных документах закреплено право каждого человека на образование без дискриминации его по каким- либо признакам (особенности половой, расовой, религиозной, культурно-этнической или языковой принадлежности, особенности состояния здоровья, наличие статуса беженца, иммигранта, вынужденного

переселенца и т.п.).

Согласно Саламанкской декларации «каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний» .

Российское законодательство определяет в качестве основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования «обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования» .

Следует отметить, что особое значение при организации инклюзивного образования отводится

ценностным гуманистическим установкам. Безусловно, в процессе реализации инклюзивное образование прежде всего должно опираться на следующие приоритеты:

    приоритет социальной адаптации ребенка на каждом возрастном этапе;

    индивидуализация и дифференциация, природосообразность образовательных (в широком смысле) задач и методов как возможностей ребенка, так и общей логики развития;

    профилактика и преодоление инвалидизации и искусственной изоляции семьи ребенка.

Разрабатываемые стратегии психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями и технологии сопровождения позволяют выстраивать отношения ко всем участникам образовательного процесса на основе уважения их прав и особенностей. Не вызывает сомнения тот факт, что вышеописанные процессы обеспечивают гуманизацию образования и формирование профессионального педагогического сообщества нового типа.

Обращаясь к терминологии Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» невозможно не отметить появление нового понятия - «адаптированная образовательная программа», данная программа разработана для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и способствует обеспечению коррекции нарушений развития и социальной адаптации указанных лиц .

Кроме того, в законе об образовании выделены особенности реализации адаптированных образовательных программ. Так, ч. 3 ст. 55 определяет особый порядок приема детей на обучение по рассматриваемым программам: дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 79 ФЗ № 273-ФЗ общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В данных организациях создаются специальные условия для получения образования лицами с особыми образовательными потребностями.

Исходя из логики ч. 1 ст. 92 Федерального закона № 273-ФЗ, адаптированные основные общеобразовательные прораммы являются предметом государственной аккредитации, также особенности организации образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья установлены разделом 3 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015.

Следует обратить внимание на усиление неоднородности состава обучающихся по уровню развития в целом, что непременно связано с необходимостью общеобразовательной школы одновременно осуществлять реализацию федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В 2015-2015 учебном году новые стандарты будут введены в 5х классах общеобразовательной школы.

Данное обстоятельство в комплексе с отсутствием утвержденных специальных федеральных государственных образовательных стандартов в настоящее время существенно затрудняют адаптацию как детей условно здоровых, так и детей с особыми образовательными потребностями, вследствие чего

наблюдается возникновение дополнительных, зачастую непреодолимых трудностей в реализации индивидуального подхода педагогов к обучающимся в процессе их обучения, воспитания, развития, что не позволяет в достаточной мере реализовать принцип дифференцированного, по-настоящему индивидуального подхода к каждому обучающемуся .

Для преодоления данных трудностей необходимо решение приоритетных задач.

Логически вытекает, что первоочередной задачей является необходимость обеспечить нормативно-правовую базу процесса инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в системе общего образования, в том числе путем принятия специального федерального государственного образовательного стандарта разных уровней общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Безусловно, следует обратить внимание на то, что в настоящее время федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования содержит раздел «Программа коррекционной работы» , в котором имеется идея о создании системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом, психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию, а также на обеспечение условий для реализации основной образовательной программы начального общего образования .

Кроме того, следует учитывать то обстоятельство, что дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания, которое включает в себя удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития. Очевидным является то, что дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в более индивидуализированном обучении, нежели дети со стандартными образовательными потребностями.

Необходимостью является также создание единой образовательной и аксиологической среды лицам с особыми образовательными потребностями в процессе получения образования в рамках общеобразовательной школы.

Не является секретом и необходимость учащихся с ограниченными возможностями здоровья в сопровождении специалистов различного профиля.

В настоящее время самыми распространенными являются следующие формы организованного взаимодействия специалистов:

    психолого-педагогические консилиумы;

    службы психолого - педагогического сопровождения образовательного учреждения.

Применительно к инклюзивному образованию, именно службы психолого-педагогического сопровождения обеспечивают индивидуальный подход и интеграцию детей в отношения с классным коллективом, что способствует их полноценному участию последних в жизни класса (группы).

Значимость и продуктивность сопровождения определяется его системностью, вниманием к широкому кругу вопросов. Среди них семья, обустройство образовательной среды, обучение и воспитание, взаимодействие детей, вопросы самопознания и личностной самореализации.

Следует отметить необходимость обеспечения образовательного процесса профессионально подготовленными педагогами и специалистами сопровождения, способными реализовать инклюзивный подход, в частности наличие команды специалистов сопровождения: координатор (заместитель директора) по инклюзии, психолог, специальный педагог, логопед, социальный педагог, помощник учителя (тьютор) и другое.

Кроме того, важна роль руководства образовательной организации, вступающей на путь инклюзии, поскольку именно его обязанностью является обеспечение адаптации всех участников образовательного процесса к новым социальным условиям. В связи с этим в штате образовательных учреждений должны появиться новые специалисты - координаторы по инклюзии и тьюторы.

Важна роль эффективного межведомственного взаимодействия и социального партнерство между организациями, учреждениями, ведомствами, обеспечивающими психолого-педагогическую и социальную поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья, максимально раздвинув образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.

Следующей задачей, требующей экстренного решения, является обеспечение организации взаимодействия учреждения с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Сопровождение - это не только поддержка семьи, но и формирование социального интереса к «особым» детям у всех родителей инклюзивного класса (группы).

Думается, необходимо предположить основные принципы психолого-педагогического сопровождения родителей:

    комплексный подход сопровождения: согласованная работа «команды» специалистов, проповедующих единые ценности, включенных в единую организационную модель и владеющих единой системой методов;

    приоритет интересов сопровождаемого;

    непрерывность сопровождения.

Приоритетной является разработка и адаптация научно-программно-методического обеспечения инклюзивного образования (учебные планы, учебные программы (их варианты), при необходимости – специальные учебники и рабочие тетради, учебные контенты, учебные пособия для самого ученика), а также контрольно-измерительных материалов на этапах текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации выпускников с ограниченными возможностями здоровья.

В заключение хотелось бы отметить, что для развития инклюзивного образования сегодня важно не только решение материально-технических и организационно-методические вопросов, но и вопросов, связанных с подготовкой педагогических кадров, учащихся и родителей к процессу совместного обучения детей с разными возможностями, но одинаковыми правами.

Современным педагогам необходимо четкое осознание того, что какими бы разными мы ни были по национальности или по цвету кожи, по уровню физического развития или здоровья, мы все должны иметь равные возможности для развития и жизни.

Кроме того, важно качественное управление со стороны администрации образовательной организации процессом развития инклюзивного образования.

Специализированое психолого-педагогическое сопровождение также является залогом удачного включения лиц с особыми образовательными потребностями в образовательную среду.

Список литературы:

1. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения [Электронный ресурс] / Н.Н. Малофеева, О.С. Никольской, О.И. Кукушкиной, Е.Л. Гончаровой. - Режим доступа: URL: [дата обращения: 17.02.2015].

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 6 октября 2009 г. № 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г. № 15785) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195

3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст]; сост. Е.С. Савинов. – 2-е изд., перераб. – М.:Просвещение, 2014. – 204 с.

4. Саламанкская декларация о принципах, политике и практических действиях в сфере образования лиц с особыми потребностями (Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями, Саламанка, Испания, 1994) (Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.notabene.ru/down_syndrome/Rus/declarat.html [дата обращения: 25.01.2015].

5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/m1241.html [дата обращения: 18.02.2015].

6. Что такое инклюзивное (включающее) образование? По материалам Альянса правозащитных организаций «Спасите детей» (Save the children ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-83914.html?page=2 [дата обращения: 05.03.2015].

7. Шипицина, Л.М. Многоликая интеграция [Текст] / Л.М. Шипицина // Дефектология. – 2012. – № 4. - С. 19.

8. Гудкова, Т.В. Особенность латеральных показателей у дошкольников с различной выраженностью речевых проблем [Текст] / Т.В. Гудкова, Е.И. Николаева// Психология образования в поликультурном пространстве. - 2014. - Т. 1. - № 3-4.-С. 37-48.

    • Всеобщая декларация прав человека — принята Генеральной Ассамблеей ООН от12.1948 г
    • Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в сфере образования — принята12.1960 г.
    • Декларация о правах умственно отсталых лиц — принята резолюцией (XXVI) Генеральной Ассамблеи от12.1971 г.
    • Декларация ООН о правах инвалидов — принята резолюцией 3447 (ХХХ) Генеральной Ассамблеи от12.1975 г.
    • Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин — принята резолюцией 34/180 Генеральной Ассамблеи от12.1979 г.
    • Конвенция ООН о правах ребенка — международный правовой документ, определяющий права детей вгосударствах-участниках. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от10.1989 г. Ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.1990 г.
    • Всемирная декларация об образовании для всех — принята03.1990 г.
      Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов — приняты резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи от 20.12.1993 г.
    • Саламанкская декларация о принципах политики и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями — Саламанка, Испания,06.1994 г.
    • Протокол № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод — принят03.1952 г. (с изменениями от 11.05.1994 г.). Ратифицирован Российской Федерацией 30.03.1998 г. и вступил в силу для Российской Федерации 05.05.1998 г.
    • Конвенция о правах инвалидов — принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 12. 2006 г.

Федеральные документы:

  • Конституция Российской Федерации— высший нормативный правовой акт РФ. Принята народом РФ 12.1993 г. Вступила в силу со дня официального опубликования 25.12.1993 г.
  • Закон от12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — является основным Федеральным законом, обеспечивающим образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. Содержит ряд статей (2,3, 5, 11, 42, 44, 55, 58, 60, 79 и др.), закрепляющих право детей на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями.
  • Закон от07.1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013 г.) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» — занимает центральное место в нормативно-правовом обеспечении образования. Устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ. В законе выделены основные направления обеспечения прав ребенка, организационные основы гарантий прав ребенка, представлены государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей, меры по защите прав ребенка на охрану здоровья, на отдых, на профессиональную подготовку и др.
  • Закон от11.1995 г. № 181-ФЗ (ред. 04.01.1999 г.) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» — определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
    Закон Российской Федерации от 03.05.2012 г. N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».
  • Указ Президента РФот 2 октября 1992 г. N 1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» (с изменениями и дополнениями) .
  • Национальная образовательная инициатива«Наша новая школа» — утверждена Президентом РФ 02.2010 г. Новая школа — это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
  • Указ Президента РФот 06.2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» . В контексте Указа реализуются две программы: «Здоровье» и «Образование». Ключевые принципы: защита прав каждого ребенка; максимальная реализация потенциала каждого ребенка; сбережение здоровья каждого ребенка; особое внимание уязвимым категориям детей; обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его семьей; партнерство во имя ребенка.
  • Указ Президента РФот 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
  • Указ Президента РФот 7 мая 2012 г. № 597 «О МЕРОПРИЯТИЯХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ».
  • Государственная программа РФ«Развитие образования» на 2013-2020 годы — утверждена постановлением Правительства РФ от 04.2014 г. № 295.
  • Постановление Правительства РФот 27 июля 1996 г. N 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» .
  • Постановление правительства РФот 20 февраля 2006 г. N 95 (в ред. Постановления Правительства РФ от 04.2008 N 247)
  • Распоряжение Правительства РФот 17 ноября 2008 года № 1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года».
  • Приказ Министерства образования инауки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования».
  • Приказ Министерства труда исоциальной защиты РФ от 17 декабря 2015 г. N 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» (с изменениями и дополнениями).
  • Приказ Министерства образования инауки РФ от 24 марта 2009 года № 95 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
  • Приказ Министерства образования инауки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  • Приказ Министерства образования инауки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

Информацию предоставила Е. И. Енина,

методист МКОУДО «ИМЦ»

С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон «Об образовании в РФ».

Документ фактически расширяет госгарантии бесплатного обучения, а также укрепляет связь между образовательными программами и современным рынком труда. Кроме того, закон призван открыть дорогу для обучения детям-инвалидам в обычных школах. Закон об образовании от 2013 года отдает предпочтение инклюзивному обучению для детей с ограниченными возможностями. Однако они смогут получить образование и в специализированных учреждениях.

Об инклюзивном образовании у нас в стране всерьёз заговорили в конце первого десятилетия нынешнего века. В 2009 году был создан Институт проблем инклюзивного образования при Московском городском психолого-педагогическом университете. В 2010-м концепция инклюзивного образования нашла отражение в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» Дмитрия Медведева; в 2012-м – в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Владимиром Путиным, и, наконец, в новом законе «Об образовании».

Согласно закону, инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), учась в специальном учреждении для инвалидов, изолирован от реального общества, что еще больше ограничивает в развитии. Он, как и любой другой ребенок, нуждается в образовании, воспитании и общении со сверстниками. Инклюзивное образование дает возможность детям с особенностями развития ходить в обычные школы и учиться вместе с другими детьми.

У здоровых детей, проходящих через инклюзивное образование, появляется больше сочувствия, сопереживания и понимания, они становятся общительными и терпимыми, что особенно актуально для общества с крайне низким уровнем толерантности. Инклюзивное образование резко снижает иерархические проявления в учебном коллективе.

Но внедрение инклюзивного образования в России сталкивается с рядом трудностей. Не разработана всероссийская программа социальной интеграции детей с особенностями развития, повышения уровня толерантности, самосознания и помогающего поведения со стороны здоровых людей. Существует серьезная проблема совмещения темпов преподавания и объема знаний, доступных детям с ОВЗ и детям здоровым. Ребенок с особенностями развития должен помещаться в ту среду, которая на данный момент соответствует возможностям его обучения. Трудно и медленно выстраиваются контакты детей с ОВЗ и детей здоровых. Отсутствует специальное медицинское сопровождение в учебном заведении, отсутствует автотранспорт для учеников с ОВЗ, который позволял бы им добираться до места учебы и домой. Слабо работает законодательство, регламентирующее права детей-инвалидов, не эффективны программы по трудоустройству выпускников с ограниченными возможностями.

Тем не менее, Валентина Матвиенко, председатель Совета Федераций, об инклюзивном образовании говорит следующее: «Ведь инклюзивное образование - это не просто совместное обучение и воспитание детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, с одной стороны, и детей, не имеющих таких ограничений, - с другой. Совместное обучение здесь не самоцель, а средство, способ исправления социальной несправедливости в отношении детей с отклонениями в физическом и психическом здоровье».

Нормативно-правовая база инклюзивного (интегрированного) образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Федеральная:

  1. «Об образовании в Российской Федерации» - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
  2. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - Закон Российской федерации от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ с дополнениями и изменениями
  3. «О порядке и условиях признания лица инвалидом» - Постановление правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 N 247)
  4. «Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы». Приложения N2 и N3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4.08.2008 г. N 379н
  5. «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» - Приказ министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 августа 2005 г. N 535
  6. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» - Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р
  7. «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» - Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288 (в ред. от 10 марта 2009 г.)
  8. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» – Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р
  9. «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) – Письмо Минобразования РФ от 16.04.2001 N 29/1524-6

10. «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» - Письмо Минобразования РФ от 16 января 2002 года N 03-51-5ин/23-03

11. «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» - Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 666

12. «О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов с задержкой психического развития» - Письмо Минобразования РФ от 30 мая 2003 г. N 27/2887-6

13. «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект» - Письмо Минобразования РФ от 03.04.2003 N 27/2722-6

14. «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии» - Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2009 года № 95

15. «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения) - Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6

16. «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» – Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06

17. «Об утверждении Единого квалификационного справочника руководителей, специалистов и служащих, раздел Квалификационные характеристики должностей работников образования» - Приказ Минздравсоцразвития России № 593 от 14 августа 2009 г.

18. «О классах охраны зрения в общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях» - Инструктивное письмо Минобразования РФ от 21 февраля 2001 г. N 1

19. «Методические рекомендации о деятельности 10 - 12 классов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида с углубленной трудовой подготовкой» - Письмо Минобразования РФ от 19 июня 2003 г. N 27/2932-6

20. «Об утверждении формы документов государственного образца об основном общем, среднем (полном) общем образовании и документов об окончании специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, специального (коррекционного) класса общеобразовательного учреждения» - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 ноября 2005 г. N 281

21. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» - Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373

22. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» - Утверждена Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271

23. «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» Опубликовано 5 мая 2012 г.

24. «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599

25. «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761

26. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597

27. «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» Письмо Заместителя министра МИНОБРНАУКИ РОССИИ ИР-535/07 от 07.06.2013 года.

28. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» . Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015.

29. «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. N 1082 г. Москва