Возникновение и развитие адвокатуры в дореволюционной россии. Возникновение и развитие адвокатуры в дореволюционной россии Законы регулирующие деятельность адвокатов

  • Дата: 17.06.2020

1. Оказание юридической помощи в России в период до судебной реформы 60-х гг. XIX в.

2. Судебная реформа 60-х гг. XIX в. Утверждение Учреждения судебных установлений.

3. История российской адвокатуры в период 1864–1917гг.

4. Известные присяжные поверенные второй половины XIX века и начала XX века.

5. История российской адвокатуры в период 1917–2002гг.

У всех славянских народов была обязательной личная явка в суд. Затем был пройден обязательный этап в становлении адвокатуры – родственное представительство. Оно нашло свое закрепление в таких законодательных памятниках XV в., как Псковская Судная грамота 1467 г. и Новгородская Судная грамота 1471 г. В частности, в статье 58 Псковской судной грамоте была предусмотрена возможность представительства только для определенных категорий лиц – женщин, детей, монахов, монахинь, пожилых и глухих. Интересы церкви могли представлять только церковные старосты. Должностные лица («посадники») представительствовать не имели права.

В первом общероссийском Судебнике 1497 г., принятом в правление великого князя Ивана III? была предусмотрена возможность истца или ответчика прислать вместо себя поверенного. В Судебнике 1550 г., принятом в правление царя Ивана IV, это положение было повторено.

Однако уже в XVII в. в Соборном Уложении 1649 г., принятом в правление царя Алексея Михайловича было разрешено наемное представительство.

Такое состояние – разрешение свободного представительства – сохранялось до второй половины XIX в. В Воинских Уставах-Процессах 1716 г. Петра I было положение о том, что если челобитчик или ответчик не может по уважительной причине (прежде всего по болезни) явиться в суд, то он может послать туда адвоката. Однако по сути институт адвокатуры в Российской империи отсутствовал.

Интересы сторон представляли стряпчие, которыми обычно становились действующие или бывшие мелкие судебные чиновники.

Вместе с тем в XIX в. государство принимало меры к тому, чтобы зарегистрировать адреса стряпчих. Законом от 14 мая 1832 г. их деятельность впервые была упорядочена: устанавливалось, что функции судебного представительства могли осуществлять только лица, зарегистрированные судами в качестве судебных стряпчих, в количестве, необходимом для данного суда; именно суды могли и исключить лицо из стряпчих. Стряпчие, зарегистрированные судами, не были никак объединены организационно.

Кроме того, существовала т.н. «адвокатура Западного края». В литовских и белорусских губерниях в соответствии с литовским Статутом, сохранившим свое действие и после присоединения этих земель к Российской империи, адвокатами могли быть дворяне, имеющие образование и получившие свидетельство об этом. В прибалтийских губерниях на протяжении всего XVIII и XIX вв. сохранялась адвокатура, существовавшая там в предыдущие века; адвокатами могли стать лица, имеющие степень кандидата права (позднее – магистра права или доктора права), выдержавшие практический экзамен и принесшие присягу.


Напротив, на территории Царства Польского адвокатура была организована только в 1808 г. При этом было предусмотрено существование 3 рангов адвокатов – «патронов», «адвокатов» и «защитников» – которые могли вести дела соответственно в судах первой, апелляционной и кассационной инстанции.

Однако на всю территорию Российской империи данный опыт не был распространен.

Важнейшее преобразование произошло в рамках судебной реформы 60-х гг. XIX в. с изданием т.н. “судебных уставов”, высочайше утвержденных императором Александром II 20 ноября 1864 г.: Устава уголовного судопроизводства, Устава гражданского судопроизводства, Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями и Учреждений судебных установлений.

С изданием последнего документа – Учреждения судебных установлений – были заложены основы для формирования профессиональной адвокатуры в России и ее организационного оформления. Раздел девятый Учреждений – «О лицах, состоящих при судебных местах» – регламентирует деятельность судебных приставов, присяжных поверенных, кандидатов на должности по судебному ведомству и нотариусов. Глава вторая этого раздела так и называлась – «О присяжных поверенных».

Российские адвокаты подразделялись на присяжных поверенных и частных поверенных. Особое значение приобрели присяжные поверенные. Это было обусловлено их более высоким профессиональным уровнем и организационным объединением.

Для допущения к профессии присяжного поверенного необходимо было соблюдение следующих условий:

1. достижение 25-летнего возраста,

2. подданство Российской империи,

3. наличие юридического образования (окончание курса юридических наук и выдержание экзамена по ним в университетах или каких-либо других высших учебных заведениях),

4. практическая подготовка по специальности не менее 5 лет (в качестве чиновника судебного ведомства или помощника присяжного поверенного).

Не могли быть допущены к профессии присяжного поверенного иностранцы, лица, состоящие на оплачиваемой службе у государства, несостоятельные должники, а также опороченные лица (к таковым относились, в частности, лица, исключенные из числа присяжных поверенных, священнослужители, лишенные сана, лица, лишенные прав состояния). Решение об отказе в принятии могло быть обжаловано в суд, однако существовало негласное правило о том, что отказ, основанный на сомнениях в моральных качествах претендента, не обжаловался.

Первые 27 присяжных поверенных были утверждены 17 апреля 1866 г., в день введения в действие судебных уставов и торжественного открытия новых судов.

Организационная оформленность присяжных поверенных состояла в том, что они могли составлять коллегию при судебных палатах губерний. Члены палаты избирали органы самоуправления: Совет и председателя. В функции советов входило, в частности, принятие решений по следующим вопросам:

· прием новых членов и исключение из членов;

· наблюдение за точным исполнением присяжными поверенными законов и принимаемых ими на себя обязанностей, а также рассмотрение жалоб доверителей на действия присяжных поверенных, жалоб тех лиц, против которых присяжный поверенный вел дела, жалобы одного присяжного поверенного на другого, жалоб присяжных поверенных на их помощников и наоборот, рассмотрение сообщений официальных учреждений и должностных лиц о замеченных ими неправильных действиях присяжных поверенных или их помощников (например, отказ от защиты);

· назначение присяжных поверенных по очереди для безвозмездного хождения по делам лиц, обратившихся с такой просьбой;

· ведение дисциплинарной практики.

Последняя сфера полномочий совета включала в себя право наложения на присяжных поверенных следующих видов дисциплинарных взысканий: предостережение; выговор; запрещение отправлять обязанности поверенного в продолжение определенного советом срока не более одного года; исключение из числа присяжных поверенных; предание уголовному суду в особо тяжких случаях (принятие решений о применении одной из трех последних мер взыскания должно было быть принято большинством в 2/3 голосов).

Члены совета, председатель совета и товарищ председателя совета избирались годовым общим собранием присяжных поверенных. Также собрание рассматривало отчет совета за предыдущий год. Решения на общем собрании принималось большинством голосов присутствующих присяжных поверенных; их помощники принимали участие с правом совещательного голоса.

За период с 1864 по 1875 гг. подобные учреждения успели образоваться только в трех судебных округах – петербургском, московском и харьковском. В 1874 г. на создание советов присяжных поверенных был наложен мораторий, отмененный только в начале XX в. (в 1904 г.), после чего советы были созданы еще в нескольких городах (Одесса, Новочеркасск, Казань, Саратов, Омск, Иркутск). В остальных судебных округах присяжные поверенные не имели особой организации и числились при окружных судебных палатах.

Особую категорию стали составлять помощники присяжных поверенных. Первоначально присяжные поверенные просто уведомляли совет о принятии к себе на службу помощников, однако постепенно решение о принятии помощников стали принимать советы, в которые присяжные поверенные подавали заявления о своем согласии. Для работы помощником присяжного поверенного единственным условием было наличие высшего юридического образования. Помощники присяжных поверенных вносились в специальные списки.

Помощники проходили стажировку в одной из 3 форм:

1. сословный патронат – помощник-стажер осуществлял самостоятельную адвокатскую деятельность и был лишь незначительно ограничен в профессиональных правах. О тех делах, которые он вел, стажер был обязан информировать присяжного поверенного и 2 раза в год – совет присяжных поверенных;

2. личный патронат – помощник-стажер не осуществлял самостоятельной адвокатской деятельность и фактически был просто помощником (референтом) присяжного поверенного;

3. смешанная форма.

Частные поверенные были предусмотрены законом 25 мая 1874 г. о внесении дополнений в Учреждение судебных установлений (ст. 406/1-406/19). Ими могли стать лица, имеющие высшее юридическое образование и получившие удостоверение суда в своих познаниях; порядок выдачи таких удостоверений в каждом суде устанавливался самостоятельно и иногда предусматривал сдачу письменного экзамена). Организационной структуры частные поверенные не имели вовсе. Сферы деятельности присяжных и частных поверенных совпадали: и первые, и вторые могли защищать интересы своих клиентов в гражданском и уголовном процессе. Однако присяжные поверенные в отличие от частных поверенных обладали следующими привилегиями:

· право вести гражданские дела во всех судебных установлениях (частные поверенные могли представительствовать только в том суде, который выдал им удостоверение);

· право удостоверять свое полномочие в общих судебных местах не только доверенностью, но и словесным объяснением доверителя и поверенного, записанным в журнале суда;

· право получения вознаграждения по таксе, установленной Министерством юстиции в 1868 г., если иное не было оговорено в соглашении между присяжным поверенным и доверителем. Основным критерием определения гонорара являлась цена иска, но при этом с увеличением цены иска процент гонорара уменьшался; в случае проигрыша дела присяжный поверенный, представлявший истца, получал 1/4, а поверенный ответчика – 1/3 от причитающегося ему гонорара.

· право передавать друг другу состязательные бумаги по гражданским делам без посредства судебных приставов или судебных рассыльных;

· право быть защитником лиц, обвиняемых в государственных преступлениях и судимых в Верховном уголовном суде.

Таким образом, отличия первых от вторых сводились к более высокому уровню профессиональной подготовки присяжных поверенных и наличии у них организационных структур, что делало их видной общественной силой.

Профессиональная российская адвокатура, создание которой началось в 1864 г/, в лице присяжных и частных поверенных, была призвана стать противовесом издавна существовавшим подпольным адвокатам (стряпчим), которые предлагали свои услуги людям, зачастую даже не имея юридического образования. Таким образом, во второй половине XIX в. и начале XX в. на юридическом поприще параллельно действовали три силы – присяжные поверенные, частные поверенные и стряпчие. Стряпчие вскоре после 1864 г. в ответ на появление присяжных поверенных создали несколько юридических фирм, объединяясь для обеспечения конкуренции с присяжными поверенными. Однако и присяжные поверенные начиная с 90-х гг. XIX в. стали создавать свои объединения, именовавшиеся юридическими консультациями.

Развитию присяжной адвокатуры способствовали изменения в процессуальном законодательстве: введение принципов устности и гласности судопроизводства, введение суда присяжных, право подсудимых консультироваться со своим защитником, обязательное участие защитника при рассмотрении апелляций в судебных палатах (с 1892 г.), обязательное участие адвоката на предварительном следствии в отношении несовершеннолетних в возрасте с 10 до 17 лет (с 1897 г.).

Кроме того, помимо защиты по уголовным делам (в том числе по назначению суда), представительства в гражданском процессе на адвокатуру возлагалось оказание юридической помощи населению, включая бесплатные консультации для лиц, пользующихся «правом бедности».

Необходимо подчеркнуть основные принципы деятельности российской адвокатуры:

1. совмещение правозаступничества с судебным представительством.

2. относительная свобода профессии;

3. отсутствие связи с магистратурой;

4. отчасти сословная организация, а отчасти дисциплинарная подчиненность судам;

5. определение гонорара по соглашению.

В период с февраля по октябрь 1917 г. присяжная адвокатура в полной мере сохраняла свое общественное значение. Кроме того, сословие присяжных поверенных приобрело политический вес. В этот период впервые было разрешено вступление в состав присяжных поверенных женщинам.

После революции 1917 г. российская адвокатура на протяжении нескольких десятилетий переживала сильнейший кризис. Особенно серьезные изменения происходили в период с 1917 по 1922 гг., когда реформирование адвокатуры по меньшей мере несколько раз в году.

Одним из первых декретов Советской власти – Декретом о суде № 1 от 24 ноября 1917 г. – была упразднена вся судебная система Российской империи, что означало автоматическое упразднение адвокатуры, службы судебных приставов, нотариата. Взамен было предусмотрено, что быть представителем может любой обладающий гражданскими правами неопороченный гражданин.

19 декабря 1917 г. Наркомюст издал предписание о создании местными советами коллегий обвинителей и защитников для работы в революционных трибуналах.

7 марта 1918 г. был принят Декрет о суде № 2, которым предусматривалось создание при местных советах единой коллегии защитников в рамках субсидируемых государством коллегий правозаступников.

30 ноября 1918 г. ВЦИК принял Положение о народном суде: создание вместо коллегий правозаступников коллегий обвинителей, защитников и представителей сторон в гражданском процессе как государственных служащих на окладе.

В 1920 г. коллегии обвинителей, защитников и представителей сторон в гражданском процессе были ликвидированы, а функции оказания юридической помощи перешли к отделам юстиции в структуре местных советов. По всей стране насчитывалось всего лишь 650 консультантов.

В 1922 году взамен них были созданы коллегии защитников при губернских судах. Руководить работой коллегий должен был президиум, избираемый на определенный срок общим собранием. Форма работы – юридические консультации. Оплата – по соглашению, для некоторых категорий граждан (рабочие и служащие государственных учреждений) – в соответствии с установленной таксой. Публичные обязанности – участие в делах по назначению суда и дежурство в юридических консультациях.

Одновременно с этим шло сужение полномочий адвокатов в уголовном процессе, где участие защитников на стадии предварительного расследования дела не предусматривалось, и в гражданском процессе, поскольку отныне представительство интересов в суде могли осуществлять любые лица.

В 30-е гг. адвокатура была включена в государственную систему защиты социалистической законности. А.Я. Вышинский называл адвоката солдатом социалистической армии, который помогает суду быстро и точно решать задачи советского правосудия в интересах масс и социалистического строительства.

В отношении членов коллегий защитников действовали серьезные социальные ограничения: отсутствие бесплатного образования, медицины, повышенные платежи.

Возрождение российской адвокатуры началось в 1939 г. с принятием 16 августа 1939 г. Положения об адвокатуре СССР (в этом законе впервые был употреблен термин «адвокат»). На смену коллегиям защитников воссоздавались коллегии адвокатов. Деятельностью коллегии адвокатов руководил президиум; консультации возглавлялись заведующими.

Одновременно с этим шел процесс повышения уровня высшего юридического образования. Результатом этих процессов было то, что отечественная адвокатура вновь обладала важнейшими признаками дореволюционного периода: советские адвокаты были организационно объединены и осуществляли оказание высококвалифицированной профессиональной правовой помощи.

В коллегиях адвокатов создавались следующие органы:

  • общее собрание членов коллегии адвокатов;
  • президиум коллегии адвокатов;
  • ревизионная комиссия.

В компетенцию общего собрания входило:

  • определение количества членов президиума и избрание его состава;
  • избрание ревизионной комиссии;
  • заслушивание отчетов о деятельности президиума и ревизионной комиссии;
  • утверждение штатов и сметы коллегии адвокатов;
  • утверждение правил внутреннего распорядка коллегии адвокатов.

Полномочия президиума:

  • прием в члены коллегии адвокатов и исключение из членов коллегии;
  • организация юридических консультаций и руководство их деятельностью;
  • распределение членов коллегии адвокатов по юридическим консультациям;
  • утверждение сметы и штатов юридических консультаций;
  • осуществление контроля за деятельностью членов коллегии адвокатов, включая вопросы соблюдения таксы оплаты юридической помощи;
  • дисциплинарная практика.

Ревизионная комиссия также избиралась тайным голосованием сроком на 2 года.

Юридические консультации возглавлялись заведующими, назначаемыми президиумами коллегий адвокатов.

Были определены виды юридической помощи, которая могла быть оказана гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям:

  • дача юридических консультаций (советов, справок, разъяснений);
  • составление заявлений, жалоб и других документов;
  • участие в судебных процессах в качестве защитников обвиняемых, представителей интересов ответчиков, истцов и других заинтересованных лиц.

Вопросы оплаты юридической помощи, оказываемой членами коллегий адвокатов, Положением 16 августа 1939 г. не регламентировались – было установлено, что оплата должна производиться на основании инструкции, издаваемой НКЮ СССР. Такая инструкция была издана 2 октября 1939 г.

В 60-е гг. XX в. Положение об адвокатуре СССР было заменено республиканскими законами (в РСФСР – закон об утверждении Положения об адвокатуре РСФСР от 25 июля 1962 г.). В данном положении содержалось несколько важных новелл.

Адвокатской деятельностью отныне могли заниматься только члены коллегий адвокатов. Одновременно были установлены новые требования для лиц, желающих вступить в коллегии: гражданство СССР, наличие высшего юридического образования и стаж работы по специальности юриста не менее 2 лет; при отсутствии необходимого стажа надлежало пройти стажировку продолжительностью не менее 6 месяцев. Лица, не имеющие высшего юридического образования, могли вступить в коллегии адвокатов в порядке исключения с разрешения исполнительного органа края, области, республики и т.д., но только при наличии стажа по специальности юриста не менее 5 лет.

О приеме новых членов коллегий адвокатов нужно было в течение 7 дней сообщать в исполнительный орган. В целом функции контроля за приемом и исключением из состава коллегий теперь осуществлялись исполнительными органами, а не органами юстиции.

Структура органов коллегий – общее собрание (конференция), президиум и ревизионная комиссия – сохранились.

Оплата оказываемой юридической помощи осуществлялась по соглашению между заведующим юридической консультацией и клиентом, но в пределах норм, установленных Инструкцией о порядке оплаты юридической помощи, утвержденной Постановлением Советом Министров РСФСР 11 февраля 1966 г.

В 1977 г. в Конституции СССР было впервые сказано об адвокатуре как о публичном институте (ст. 161).

30 ноября 1979 г. был принят Закон об адвокатуре в СССР. В соответствии с ним 20 ноября 1980 г. было утверждено Положение об адвокатуре РСФСР. Важнейшей новеллой этого Положения стала норма о том, что для получения статуса адвоката было обязательно наличие юридического образования.

В коллегиях адвокатов сохранились те же органы – общее собрание (конференция), президиум во главе с председателем и ревизионная комиссия.

Чтобы лучше понять современное состояние адвокатуры и выявить пути ее развития и этапы реформирования, необходимо изучить историю ее возникновения и развития.

Появление адвокатуры в России связывают с Судебной реформой 1864 г., хотя и до ее проведения судебное представительство на Руси все же существовало.

Историю развития адвокатуры в России можно условно разделить на следующие периоды:

  • – адвокатура России в период до Судебной реформы 1864 г.;
  • – адвокатура России в период с 1864 по 1917 гг.
  • – адвокатура советского периода 1917–1991 гг.
  • – современный период адвокатуры.

Адвокатура России в период до Судебной реформы 1864 года

Первое упоминание о поверенных, являющихся прообразом современного адвоката, в письменной форме содержится в законодательных актах XV в. в Псковской и Новгородских судных грамотах, предусматривавших возможность иметь представителя в судебном разбирательстве.

Судебные представители того времени делились на две группы: первую группу составляли так называемые естественные представители, родственники тяжущихся, вторую – наемные поверенные, которыми могли быть все правоспособные граждане, за исключением облеченных властью и тех, кто стоял на службе, чтобы исключить влияние на суд, их еще называли ходатаями по делам или стряпчими.

По Псковской судной грамоте услугами поверенных могли воспользоваться только женщины, дети, монахи и монахини, старики и глухие, тогда как по Новгородской судной грамоте услугами поверенных мог воспользоваться любой желающий. Положение о поверенных также упоминается в Судебнике 1497 г., в котором было закреплено, что истец или ответчики могли не являться в суд, а приглашать вместо себя поверенных. В Судебнике 1550 г. помимо участия поверенных уже были определены правила проведения судебного поединка и запрет вмешательства в него посторонних под угрозой наказания.

В Соборном уложении 1649 г. царя Алексея Михайловича говорится об институте поверенных как об уже существующем. Но состав наемных поверенных был весьма разнообразен, так как в то время еще не было законодательной регламентации представительства.

Слово "адвокат" как термин в России впервые был употреблен в Воинских уставах Петра I 1716 г. Одна из глав именовалась "Об адвокатах и полномочных" и определила их полномочия и задачи. С этого периода и до Судебной реформы 1864 г. законодатель предпринимал меры по упорядочению деятельности профессиональных ходатаев.

В 1775 г. Екатерина II подписала Указ "Учреждения для управления губерний Всероссийския империи", согласно которому появился институт губернских стряпчих, являющихся помощниками прокурора и защитниками казенных интересов. К стряпчим не предъявлялось каких-либо требований в виде образовательного или нравственного ценза, не была регламентирована и их внутренняя организация.

Только в конце XIX в. судебное представительство превращается в юридический институт присяжных стряпчих. Попыткой отчасти упорядочить участие судебных представителей в коммерческих судах явился Закон от 14.05.1832 об учреждении коммерческих судов. Согласно последнему был создан институт присяжных стряпчих, направленный на упорядочение деятельности судебных представителей в коммерческих судах. Поверенными по делам между частными лицами могли быть лишь те, кто был внесен в список присяжных стряпчих, который вели в каждом коммерческом суде. Для включения в список присяжных стряпчих при коммерческом суде желающие должны были подать в соответствующий суд прошения, а также аттестаты, послужные списки и прочие свидетельства о звании и поведении, которые сами сочтут нужными. Суд по рассмотрению представленных документов либо вносил лицо в список, либо объявлял претенденту устно отказ без объяснения причин. Лица, внесенные в список, давали присягу по установленной форме. Стряпчие были полностью зависимы от суда: по его усмотрению могли быть допущены к практике, а также исключены из списка без объяснения причин. Установленного числа присяжных стряпчих не было. Они не имели государственного содержания и существовали за счет гонораров. Закон значительно ограничивал права и возможности присяжных стряпчих, практически они по-прежнему оставались в зависимости от судей.

Термин "адвокат" происходит от латинского слова "advocare" - призывать на помощь. Под определением "адвокат" (лат. Advocatus) всегда понимался юрист, оказывающий профессиональную правовую помощь посредством консультаций, защиты обвиняемого на суде и т.д.

Понятие "адвокат" состоит из двух частей: первая определяет его правовую (статусную) сторону, вторая - функциональную, т.е.

Предназначение адвоката.

Адвокат - это лицо, получившее статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. При этом порядок получения статуса адвоката должен соответствовать Федеральному

закону об адвокатской деятельности и адвокатуре.

Адвокат является независимым советником по правовым вопросам. Это вторая часть определения. В ней раскрывается функциональная сторона, во имя которой, по существу, и необходимо соблюдение специальных требований о приобретении статуса адвоката. Таким образом, только в единстве с законностью приобретения статуса адвоката и с независимостью адвоката как советника своего клиента по правовым вопросам и может рассматриваться фигура современного адвоката.

Адвокату запрещено помимо адвокатской заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, преподавательской или иной творческой деятельности.

Федеральный закон не ограничивает адвоката территорией, на которой он вправе осуществлять свою деятельность. При этом никто не вправе требовать от адвоката, проживающего на другой территории или внесенного в иной региональный реестр, какого-либо разрешения для выполнения своих обязанностей на "чужой" территории. Это очень важное законодательное установление. Оно дает возможность гражданину приглашать адвокатов из других регионов, быть более защищенным от местного влияния на правосудие и законность.

Федеральным законом предусмотрены ограничения в участии иностранных адвокатов в адвокатской деятельности на территории Российской Федерации. Такое участие адвокатов иностранного государства допускается лишь для оказания юридической помощи по вопросам права данного иностранного государства. Однако даже и в этом случае, если такое участие связано с государственной тайной Российской Федерации, адвокат иностранного государства не может оказывать юридическую помощь на территории нашей страны.

Каждый из нас знает хоть немного кто такой адвокат и что означает этот термин. В данной статье мы Вам изложили понятными словами кто такой адвокат и всю информацию об адвокатах России, чем он занимается, как им стать и прочее, что называется "От и До".

Содержание статьи (навигация):

Рассматриваемые вопросы относительно адвокатов

Коротко о том, кто такой адвокат и что такое адвокатура

Термин (определение) "Адвокат " простыми словами - это юрист, имеющий высшее юридическое образование и получившее статус адвоката , которое дает право участвовать в качестве защитника в уголовном процессе. Также хотим отметить , что адвокат, как и рядовой юрист имеет право оказывать иную юридическую помощь физическим и юридическим лицам не запрещенную законом. Из этого следует, что каждый адвокат является юристом, но не всякий юрист является адвокатом .

Подробнее о термине "Адвокат" и "Адвокатура"

Адвокат - это лицо, получившее в установленном настоящим Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. Адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы и муниципальные должности.

Адвокат вправе совмещать адвокатскую деятельность с работой в качестве руководителя адвокатского образования, а также с работой на выборных должностях в адвокатской палате субъекта Российской Федерации, Федеральной палате адвокатов Российской Федерации, общероссийских и международных общественных объединениях адвокатов.

Адвокатура - это добровольное профессиональное объединение квалифицированных адвокатов, созданное для оказания правовой помощи физическим и юридическим лицам в суде и иными законными способами. Данное объединение не является государственным или коммерческим и не преследует цель извлечения прибыли, а оказывает услуги за гонорар .

Задача каждого адвоката и адвокатуры в целом - не оказание содействия суду, а защита прав и законных интересов лиц, обратившихся за юридической помощью. Но объективно такая деятельность способствует достижению задач, стоящих перед правосудием. Адвокат - не «помощник суда», а слуга своего клиента, интересы которого он обязан защищать всеми законными способами. Клиенту не нужен адвокат, который был бы «помощником суда». Более того, адвокат призван поспорить и с судом при обжаловании приговора или иного судебного решения. Объективно деятельность адвокатуры способствует укреплению законности. Но перед адвокатом нельзя ставить задачу укреплять законность вообще, вне связи с защитой прав и законных интересов конкретного клиента.

В основе организации и деятельности адвокатуры лежат следующие правовые принципы :

  1. гуманизм, защита прав и свобод человека;
  2. законность;
  3. добровольность вступления в адвокатуру и членства в ней;
  4. самоуправление;
  5. независимость адвокатуры и недопустимость государственного и иного вмешательства в ее дела;
  6. тайна сведений, доверенных адвокатуре клиентами («адвокатская тайна»);
  7. корпоративность и равноправие адвокатов.

Впервые термин «адвокат» появился в Древнем Риме , которым называли родных или друзей истца, сопровождавшие его в суд и дававшие советы. Со временем название «адвокат» было распространено на лиц, которые помогали истцу вести процесс, собирали документы, подыскивали средства защиты. Во времена империи римская адвокатура, как и судебные учреждения, испытала определенные изменения. Прежде всего, это отразилось на значительном ограничении адвокатской профессии как свободной. Так, по кодексам Юстиниана адвокатура вводилась в рамки определенной системы, в которой адвокатская профессия приравнивалась к государственной службе.

Не только в Риме существовала адвокатура. В Древнем Египте защитником мог быть каждый желающий. Это допускалось без препятствий и даже считалось священной обязанностью. Деятельность защитника имела форму благотворительной помощи, даже милостыни. В Древней Греции существовали так называемые «логографы» или «диктографы», которые составляли судебные речи. Однако они не удовлетворяли потребности судебной защиты, поскольку их роль сводилась исключительно к составлению обвинительных и исковых речей, которые готовились предварительно. Логографы не брали участия в судебном заседании, а потому не могли возражать против требований обвинителя или истца непосредственно. Все это привело к тому, что суды стали в отдельных случаях (в случае защиты женщин, детей) допускать защиту прав истцов посторонними людьми.

В средние века в европейских странах принципы организации адвокатуры испытывают определенные изменения, в частности относительно допуска к адвокатуре. Во Франции для этого необходимо было иметь диплом лиценциата прав (юридическое образование; см. также Лиценциат), принести присягу и быть внесенным в списки адвокатов. Опыт практической деятельности не был обязательным. В средневековой Германии адвокатура была абсолютно свободной профессией. Любой человек мог получить право на занятие адвокатской деятельностью на неопределенный срок. Классический порядок допуска к адвокатуре сформировался в этот период в Англии. Здесь лица, которые выразили желание посвятить себя адвокатской деятельности, должны были пройти восьмилетний курс учебы в судебной коллегии, и через три года получали звания «внутренних адвокатов», но всё равно не имели права выступать в судах. Еще через пять лет учебы «внутренние» адвокаты превращались во «внешних» и получали право практиковать.

В современное время существуют разные названия профессий, которые выполняют функции адвоката, в частности, в Польше - адвокат и правовой советник, в Великобритании – барристер и солиситор , в Германии – правозащитник, во Франции – адвокат.

Законы регулирующие деятельность адвокатов

Как известно, деятельность адвокатов жестко регулирует законодательство по сравнению с обычными юристами. Перечислим основные законодательные акты, регламентирующие и регулирующие деятельность адвоката и адвокатуры в целом:

  • Всеобщая декларация прав человека (3 сессия Генеральной Ассамблеи ООН 10.12.48);
  • Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.;
  • ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ;
  • Кодекс профессиональной этики адвоката , принят Первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 года;
  • Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 года;
  • Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 года;
  • Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 года;
  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 года.

Первый круг обязанностей адвоката связан с предоставлением юридической помощи в виде консультаций, советов по правовым вопросам, разъяснений законодательства, составление всевозможных документов правового характера (от простой справки до договора), вплоть до юридического обслуживания бизнеса (см. также юридическое обслуживание бизнеса в Чебоксарах) частным и юридическим лицам (учреждениям, организациям и т.д.). Второй – с деятельностью в суде, где он представляет интересы своих клиентов (защитник подсудимого в уголовных делах, представитель интересов гражданского истца, потерпевшего или же ответчика в гражданских и арбитражных делах).

Также адвокат обязан постоянно совершенствовать свои знания самостоятельно и повышать свой профессиональный уровень; исполнять решения органов адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, принятые в пределах их компетенции. Вдобавок в обязанности адвоката входит бесплатная защита определенного круга лиц. Кроме обязанностей , касающихся трудовой деятельности, адвокат должен отчислять денежные средства в казну адвокатской палаты (сначала вступительный взнос, затем ежемесячно на общие нужды). Следует отметить, что закон запрещает адвокату вести предпринимательскую деятельность с его непосредственным участием, работать штатным специалистом той или иной организации, за исключением создания адвокатского образования (коллегия адвокатов, адвокатский кабинет или адвокатское бюро).

По некоторым данным в России юристов менее 1,3 млн, из них на конец 2014 года, согласно реестру Министерства юстиции РФ действующий статус адвоката имели 70232 юриста (см. также юристы в г Чебоксары), включая новых членов сообщества из Республики Крым - 774 и г. Севастополя - 258.

Исходя из пресс-релизов СМИ и заявлений Министерства, в целом по отрасли в России не хватает адвокатов , их заметно меньше, чем в большинстве развитых стран и в переходных экономиках. Особенно востребованы высококвалифицированные адвокаты, которые получили свой статус пройдя ВУЗ на отлично и успешно сдав квалификационный экзамен не используя коррупционные схемы.

С другой стороны, 41% опрошенных адвокатов (1360 из 3317 адвокатов из 35 регионов России по состоянию на конец 2014 года) заявили о снижении спроса на услуги адвокатов . Это происходит на фоне бурного расширения регулирования и ужесточения законодательства. Также руководители адвокатуры объясняют падение спроса в том числе и недобросовестной конкуренцией со стороны частнопрактикующих юристов, которые не ограничены никакими нормами и правилами. Спрос будет расти, только если клиенты будут видеть эффект от работы адвоката.

Если Вы захотели стать адвокатам и посвятить этому всю свою жизнь, то не достаточно просто этого захотеть. Помимо того что нужно выучиться в ВУЗ"е на юриста, ещё необходимо пройти ряд "испытаний".

Итак, чтобы стать адвокатом необходимо:

  • Получить обязательно высшее юридическое образование, в аккредитованном государством ВУЗе, либо имеющий ученую степень в юриспруденции;
  • Проработать 2 и более года по юридической специальности, либо стажироваться в адвокатском бюро, коллегии или консультации. Причем стаж такой работы начинает считаться только с даты получения первого высшего образования (стаж работы считается только после получения диплома в ВУЗе);
  • Пройти квалификационный экзамен и получить положительное решение комиссии;
  • Принять присягу адвоката;
  • Зарегистрироваться в Адвокатской палате и заплатить вступительный взнос.

Все эти условия прописаны в Главе 3 "Статус адвоката" ФЗ от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ.

Выбирая стезю адвоката, Вы должны знать, что есть и ограничения в этой профессии. Приведем для Вас основной (неполный) список того, что запрещено адвокату. Адвокат не вправе:

  • Заниматься иной оплачиваемой деятельностью в форме непосредственного (личного) участия в процессе реализации товаров, выполнения работ или оказания услуг;
  • Вне рамок адвокатской деятельности оказывать юридические услуги либо участвовать в организациях, оказывающих юридические услуги;
  • Принимать поручение на выполнение функций органов управления доверителя - юридического лица по распоряжению имуществом и правами последнего. Возложение указанных функций на работников адвокатских образований также не допускается;
  • Вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности;
  • Занимать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы и муниципальные должности;
  • Действовать вопреки законным интересам доверителя, оказывать ему юридическую помощь, руководствуясь соображениями собственной выгоды, безнравственными интересами или находясь под воздействием давления извне;
  • Занимать по делу позицию, противоположную позиции доверителя, и действовать вопреки его воле, за исключением случаев, когда адвокат-защитник убежден в наличии самооговора своего подзащитного;
  • Делать публичные заявления о доказанности вины доверителя, если он ее отрицает;
  • Разглашать без согласия доверителя сведения, сообщенные им адвокату в связи с оказанием ему юридической помощи;
  • Принимать поручения на оказание юридической помощи в количестве, заведомо большем, чем адвокат в состоянии выполнить;
  • Навязывать свою помощь лицам и привлекать их в качестве доверителей путем использования личных связей с работниками судебных и правоохранительных органов, обещанием благополучного разрешения дела и другими недостойными способами;
  • Допускать в процессе разбирательства дела высказывания, умаляющие честь и достоинство других участников разбирательства, даже в случае их нетактичного поведения;
  • Приобретать каким бы то ни было способом в личных интересах имущество и имущественные права, являющиеся предметом спора, в котором адвокат принимает участие как лицо, оказывающее юридическую помощь;
  • Делить гонорар, в частности под видом разделения обязанностей, с лицами, не являющимися адвокатами;
  • Принимать от доверителя какое-либо имущество в обеспечение соглашения о гонораре, за исключением денежных сумм, вносимых в кассу адвокатского образования (подразделения) в качестве авансового платежа;
  • Давать свидетельские показания об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с исполнением профессиональных обязанностей;
  • Уступать кому бы то ни было право денежного требования к доверителю по заключенному между ними соглашению;
  • Давать лицу, обратившемуся за оказанием юридической помощи, или доверителю обещания положительного результата выполнения поручения, которые могут прямо или косвенно свидетельствовать о том, что адвокат для достижения этой цели намерен воспользоваться другими средствами, кроме добросовестного выполнения своих обязанностей;
  • Быть советником, защитником или представителем нескольких сторон в одном деле, чьи интересы противоречат друг другу, а может лишь способствовать примирению сторон;
  • Склонять лицо, пришедшее в адвокатское образование к другому адвокату, к заключению соглашения о предоставлении юридической помощи между собой и этим лицом;
  • Поступаться интересами доверителя ни во имя товарищеских, ни во имя каких-либо иных отношений;

Все эти ограничения расписаны в следующих документах.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра АДВОКАТУРЫ И НОТАРИАТА

История адвокатуры

Выпускная квалификационная работа

Научный руководитель: Допущена к защите

Зав. кафедрой, профессор, « » 2004г.

д.ю.н., Кучерена А.Г.

Зав. кафедрой

Москва 2004

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. История русской адвокатуры………………………………………….6

1.1. Судебное представительство в России до судебной реформы 1864г……6

1.2. Организация адвокатуры по судебным уставам 1864г…………………..12

Глава 2. Правовое положение адвокатуры в СССР…………………………..28

2. 1. История развития организации адвокатуры в СССР с 1917-1939г.г……28

2. 2. Организация адвокатуры в период с 1939-1992г.г………………………36

Глава 3. Основы адвокатской деятельности в современный период………..46

3.1. Правовое положение адвоката в соответствии с Федеральным

законом «Об адвокатской деятельности и адво-катуре в РФ»………………46

3.2. Перспективы Кодекса профессиональной этики адвоката………………69

Заключение……………………………………………………………………….74

Библиография……………………………………………………………………79

Введение

Гражданское общество невозможно представить без такого правового ин-ститута как адвокатура.

Происходящая в России демократизация политичес-кой и экономической системы, конституционное провозг-лашение правового социального государства вызывает не-обходимость коренной реорганизации форм и методов де-ятельности правовых институтов и добровольных объединений, связанных с защитой прав и законных интере-сов граждан. Важнейшее место в этом процессе занимает совершенствование адвокатуры — института гражданс-кого общества, который теснейшим образом связан с ох-раной прав и законных интересов физических и юриди-ческих лиц.

Чтобы разобраться в сложных процессах, происходящих в сегодняшней адвокатуре, и познать ее внутренние закономерности, нуж-но свободно ориентироваться в социально-политической ситуации, изменениях в экономике, государстве и праве.

Делать серьезные выводы по вопросам и проблемам адвокатуры на основе анализа только сегодняшних реалий неверно. Более точно и четко понять состояние современной адвокатуры можно путем изуче-ния ее зарождения, развития и преобразований. Исторический обзор основных принципов адвокатуры позволяет видеть ее не только в ста-тике, но и в динамике. Прошлое адвокатуры раскрывает многие важ-ные свойства ее современного положения. Использовав метод кон-кретно-исторического подхода к социальному явлению, можно объек-тивно разобраться в сути адвокатуры, во всей ее полноте и сложнос-ти. Поэтому знание ее истории является надежным способом понима-ния современной адвокатуры.

Наиболее важные положения и выводы исторического аспекта про-блем адвокатуры иллюстрируют те или иные нормы прошлой адвокат-ской жизни, часто помогают понять основные институты современной адвокатуры, ее проблемы и противоречия, искать пути разумного выхо-да из сложнейшей ситуации, сложившейся сегодня в адвокатуре.

Институт адвокатуры в нынешних условиях построения в России правового демократического государства становится одним из важнейших элементов пра-возащитной системы соблюдения прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе путем взаимодействия органов адвокатского само-управления с государственными органами, должностными лицами и гражданами.

После принятия и вступления в действие Федерального закона «Об адвокатс-кой деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» на обновленной, реформи-рованной, независимой адвокатуре целиком и полностью лежит защита лиц, попав-ших в сферу деятельности правоохранительных органов, представляющих и защи-щающих интересы государства, в целях недопущения правовых ошибок.

Есть как минимум две причины, почему для нас интерес-на история становления адвокатуры в России. Первая — многие институты дореволюционной адвокатуры России сохранились на последующих этапах правового реформиро-вания в советский и постсоветский периоды. Вторая — се-годня именно адвокат стал ключевой фигурой судебной системы, поскольку, с одной стороны, именно он пользуется наибольшим доверием общественного мнения, и, с другой стороны, с введением суда присяжных и арбитражных судов роль адвоката реально неизмеримо возросла.

В настоящей дипломной работе будет рассмотрена история судебного представительства в России, начиная с первого дошедшего до нас русского рукописного памятника обычного права - Рус-ской правды, возникновение и развитие в результате Великой судебной реформы 1864г. компетентной, самоуправляемой организации адвокатов, а также ее организация в советский период и первое десятилетие современной России. Следует сразу пояснить, что понятие «адвокат» в России стало широко использоваться с 1864 г. Однако законодательно оно было оформлено в 1939 г. Положением об адвокатуре в СССР. Ад-вокат в различные периоды истории имел разнообразные официальные названия, как-то: «пособник» по древнерусским законам, «судебный стряпчий», «присяжный поверенный» до октябрьского переворота 1917 г., «правозаступник» в годы Гражданской войны, «ЧКЗ» (член коллегии защитников) до 1939 г. Поэтому в дипломной работе наряду с официальным употреблени-ем терминов, соответствующих тому или иному историческо-му отрезку времени, используется и общепринятое понятие «адвокат».

Методологической основой исследования являются формально-юридический, сравнительно-правовой, исторический и иные научные методы, которые позволили комплексно исследовать указанную выше проблему.

Нормативную базу дипломной работы составили Конституция Российской Федерации и законодательство об адвокатуре.

Теоретической основой дипломного исследования послужили труды таких российских ученых-правоведов, как: Васьковский Е.В., Кучерена А.Г., Лубшев Ю.Ф., Плетнев В.Ю., Хаски Ю., Черкасов Н.В. и др.

Глава 1. История русской адвокатуры

1.1. Судебное представительство в России до судебной реформы 1864

Старейший правовой памятник древней Руси - Русская правда X-XII веков не содержит упоминания о судебном представи-тельстве. Поэтому в таком процессе господствовал принцип личной явки стороны. Вместе с тем, на наш взгляд, нельзя сде-лать однозначный вывод об отсутствии в принципе судебного представительства. Не будучи определенным законодательно, можно предположить, что он существовал в форме обычая.

Впервые о поверенных (прообраз современного адво-ката) в письменной форме упоминается в Псковской и Новгородских судных грамотах (законодательные акты XV в.). По Псковской грамоте услугами поверенных мог-ли воспользоваться женщины, старики, инвалиды и мо-нахи.

Облеченные властью не могли быть поверенными (уже тогда адвокат не мог состоять на государственной служ-бе), чтобы исключить их влияние на суд.

По Новгородской судной грамоте услугами поверен-ных мог воспользоваться любой желающий.

Это положение также закреплено в Судебнике 1497 г., а уже в Судебнике 1550 г. были определены правила проведения судебного поединка и посторонним под угро-зой наказания запрещалось в него вмешиваться.

Соборное уложение 1649 г. развивает права поверен-ных, упоминая о них в нескольких статьях.

Причем во всех этих документах говорится об институ-те поверенных как о существующем, так что он не был создан этими документами, а действовал до их появления.

Слово «адвокат» как термин в России впервые был употреблен в 1716 г. в Воинских уставах Петра I. Одна из глав именовалась «Об адвокатах и полномочных» и определила их полномочия и задачи.

С этого периода и до судебной реформы 1864 г. зако-нодатель предпринимал меры по упорядочению деятель-ности профессиональных ходатаев, и эти меры шли по различным направлениям. К ним относятся:

1) адвокатура Западного края;

2) институт депутатов при следствиях;

3) введение института присяжных стряпчих при ком-мерческих судах в 1832 г.

Рассмотрим эти институты более подробно.

Адвокатура Западного края

Западным краем в Российской империи XIX — начала XX в. именовались девять губерний западной части Ев-ропейской России: 6 белорусских и литовских (Северо-западный край) и 3 украинских (Юго-западный край), присоединенных в конце XVIII в. от Речи Посполитой.

В западных губерниях адвокаты находились при всех судах: главных (губернаторских) и низших (уездных и городских), и не только при светских судах, но и при духовных.

Адвокатура была организована и действовала на осно-ве польских Конституций 1726 и 1764 гг. и литовского Статута.

Требования к адвокату были следующие:

— адвокат должен быть природным дворянином;

— иметь поместье;

— не быть замеченным ни в каком пороке;

— знать законы;

— выполнять данную присягу.

Молодые люди, которые посвящали себя адвокатуре назывались аппликатами (учениками) и готовились к званию адвоката под непосредственным руководством старших, опытных адвокатов (меценатов). Меценаты брали на себя ответственность за своих учеников перед судом и законом, имели право брать их с собой в суд. В отдельных случаях меценаты имели право посылать вме-сто себя в суд способных учеников, но под свою ответ-ственность.

Этот институт просуществовал до 1840 г.

Институт депутатов при следствиях

В соответствии с законами Российской империи, по делам, в которых обвиняемые были лицами духовного или воинского звания, купцами и т.п., т.е. людьми, при-надлежавшими по своему званию к какому-либо ведом-ству, то в качестве лиц, их представляющих, могли до-пускаться депутаты от этих ведомств. Помещики могли быть депутатами своих крестьян. При депутатах должны были производиться допросы и все следственные действия. В виде исключения без депутата проводились:

1) первоначальные следственные действия;

2) исследование происшествия по горячим следам.

Депутаты делились на постоянных и временных. Постоянные депутаты — депутаты от лиц духовного звания, мещанства и купечества, выделяемые этими струк-турами для постоянного присутствия при следствиях. Остальные были временно назначенными лицами для про-ведения определенного следствия и с его окончанием ут-рачивали свои права.

Постоянные депутаты вызывались следователями по-весткой, а временные — через руководство своих ведомств.

Если по прибытии на место следователь не находил депутата, то вызывался местный волостной голова или старшина, который оставался при следствии до его кон-ца или прибытия депутата.

Права и обязанности депутатов регламентировались законом, согласно которому они наблюдали за следстви-ем, его полнотой и правильностью и удостоверяли это своей подписью. В случае несогласия с каким-либо действием они имели право изложить свое мнение, которое приобщалось к делу. Депутаты присутствовали при про-изводстве как уголовных, так и гражданских дел.

Присяжные стряпчие при коммерческих судах

Указом от 14 июля 1809 г. Правительствующего Се-ната была введена обязательная регистрация стряпчих, т.е. профессиональных ходатаев по коммерческим спо-рам. Так как в российских городах, где особенно была развита торговля, возникало множество споров по ком-мерческим делам, то для их разрешения были созданы коммерческие суды.

Коммерческие суды по закону от 14 июля 1832 г. перво-начально были учреждены в Санкт-Петербурге и Москве, а затем в некоторых других городах (Одессе, Варшаве и др.).

Согласно закону, поверенными по делам между част-ными лицами могли быть лишь те, кто был внесен в список присяжных стряпчих.

Для внесения в список присяжных стряпчих при ком-мерческом суде желающие должны были подать в соот-ветствующий суд прошения, а также аттестаты, послуж-ные списки и прочие свидетельства.

Суд по рассмотрении представленных документов, сви-детельств и по делам, «в том суде производящимся, вне-ся лицо в список, или объявлял претенденту устно отказ, не обязуясь при этом входить ни в какие изъяснения о причинах отказа».

Лица, внесенные в список, давали присягу по установ-ленной форме.

Стряпчий, внесенный в список, мог быть из него ис-ключен по усмотрению суда даже без всяких объяснений с обозначением в протоколе причин исключения.

Число присяжных стряпчих не определялось. Они не имели государственного содержания и существовали от гонораров.

Однако существовал и официальный институт юрис-консультов. Так, согласно Положению о должности юрис-консульта императорских заводов от 7 ноября 1858 г., соответствующая должность устанавливалась «для попечения о правах собственности императорских заводов, в случаях, когда они представляют предмет следственного, полицейского или судебного производства».

В обязанности юрисконсульта входило:

— рассмотрение передаваемых на его заключение за-водским начальством претензий заводского ведомства к другим ведомствам и лицам, а также претензий к ведом-ству императорских заводов;

— наблюдение за течением дел, возникающих в раз-личных государственных органах по искам заводского ве-домства к сторонним лицам и искам к самому ведомству;

— защита при следствии и во всех государственных органах прав императорских заводов всеми мерами, ка-кие установлены законом.

Юрисконсульт мог занимать должности и в других местах помимо ведомства императорских заводов. Данно-му лицу полагалось жалование, размер которого опреде-лял управляющий заводами; количество мест, где мог работать юрисконсульт, не ограничивалось.

Н.В. Черкасова в свой монографии «Формирование и раз-витие адвокатуры в России 60-80-е годы XIX века», исследуя вопрос организационной формы представительства до судеб-ной реформы 1864 г., указывает: «По сути дела судебное пред-ставительство существовало не в качестве юридического ин-ститута, а лишь в качестве обычно правового. Судебное пред-ставительство оставалось судебной профессией. Каких-либо требований в виде образовательного или «нравственного цен-за» к поверенным не предъявлялось. Не существовало и их внутренней организации».

По мнению Е.В. Васьковского, «...история нашей древней адвокатуры - в сущности история ябедничества».

Следует заметить, что цари, от Петра Великого до Нико-лая I, были настроены решительно против создания в России адвокатской корпорации западного образца.

Петр I считал ходатаев ябедниками, товарищами воров и душегубцев. По его мнению, адвокат своими пространными ходатайствами больше утруждает судью и запутывает дело, чем ведет его к скорейшему разрешению. В указе Елизаветы Петровны 1752 г. говорилось: «К крайнему неудовольствию нашему слышим разорение и притеснение наших подданных от ябедников». Екатерина II и Николай I считали адвокатов главными виновниками французской революции и гибели мо-нархии и резко отрицали саму идею адвокатуры западного ти-па. В одном из своих писем Екатерина II писала: «Адвокаты и прокураторы у меня не законодательствуют и никогда законо-дательствовать не будут, пока я жива, а после меня будут сле-довать моим началам».

Между тем является очевидным несостоятельность «вред-ного» политического влияния адвокатуры на жизнь страны, поскольку адвокатура - институт юридический, а не политический и преследует те же задачи, что и суд. Поэтому политиче-ское значение адвокатуры «не больше того, какое имеет пра-вильно организованный, беспристрастный и независимый суд».

В течение всего этого периода представители были аморф-ной группой без соответствующего профессионального обуче-ния, организации и названия. Адвокатской практикой занима-лись в основном государственные служащие невысокого ранга в свободное время или находясь в отставке. Будучи сведущи-ми в тонкостях бюрократических процедур и языка и занимая относительно скромное место в государственной машине, эти малые функционеры-адвокаты были вполне естественным, хо-тя и жалким заменителем настоящих адвокатов-профессиона-лов.

К середине ХIХ века уже сформировалось убеждение, что состязательный процесс - самый древний, естественный и единственный способ судопроизводства. «Но необходимое ус-ловие введения состязательного процесса, как неоднократно повторялось в судебных записках, - есть учреждение сословия судебных поверенных».

1.2. Организация адвокатуры по судебным уставам 1864г.

В обществе и государстве назрела необходимость проведения судебной реформы. Подготовка к ней началась еще в первой половине XIX в. А к 1858 г. обсуждения судебной реформы вышли за пределы министерских кабинетов и перешли да страницы печатных изданий. В ходе этого процесса рождались новые идеи и взгляды.

В сентябре 1858 г. начальник II отделения Имперской канцелярии граф Н.Д. Будалов подал императору доклад «Об установлении при-сяжных стряпчих». То есть об учреждении адвокатуры. Вопрос об адвокатуре как социальном институте очень активно дискутировался в обществе.

Судебное представительство было известно в России еще с очень давних времен, однако настоящей адвокатуры тогда еще не было. Это объяснялось тем, что верховенство следственного процесса делало фигуру адвоката практически излишней. Официально признавались лишь ходатаи и поверенные. Они обычно были юридически неподго-товленными, а порой и просто неграмотными, часто ставили своей целью не помочь правосудию, а запутать дело, чтобы выиграть его любым путем.

Такая «профессия» была весьма непопулярной. В ходе же подго-товки реформы складывалось однозначное общественное мнение об упразднении подобного рода судебных представителей. Еще со вре-мен Екатерины II, напуганной французской революцией, в руководст-ве которой адвокаты занимали видное место, у российских императо-ров сложилось резко отрицательное отношение к идеям об адвокату-ре.

Поэтому проект Н.Д. Будалова можно рассматривать как серьез-ный поворот в сторону преодоления отрицательного отношения госу-дарственной власти к адвокатуре.

Для подготовки судебной реформы в 1861 г. Н.Д. Будаловым была образована комиссия. Результатом ее работы стали «Основные поло-жения преобразования судебной части в России», утвержденные Александром II 29 сентября 1862 г. Эти «Положения» состояли из трех частей, посвященных, соответственно, судоустройству, граждан-скому и уголовному судопроизводству. В них фиксировались следую-щие институты: отделение суда от администрации; выборный миро-вой суд; присяжные заседатели в окружном суде; адвокатура; прин-цип состязательности.

Такое начало «Основных положений», как образование судебной части в России, легло в основу учреждения «Судебных установле-ний», принятых затем 20 ноября 1864 г. в виде закона. Им впервые в России учреждается адвокатура (присяжные поверенные), «без кото-рых решительно невозможно будет введение состязания в граждан-ском и судебных прениях в уголовном судопроизводстве с целью рас-крытия истины и предоставления полной защиты тяжущимся обвиня-емым перед судом».

Адвокатура, созданная в ходе этой судебной реформы, стала быст-ро завоевывать себе общественный авторитет. Современники поража-лись обилию талантливых адвокатов, их популярности у народа, рос-ту числа «выигранных дел». Демократическое движение 60-х годов вовлекло в адвокатуру многих свободомыслящих, одаренных и обра-зованных юристов, которые по своим убеждения вынуждены были служить самодержавию, но втайне надеялись использовать судебную власть как легальную возможность обличения пороков существовав-шего строя. Адвокатура стала весьма престижной и высокооплачива-емой сферой деятельности.

Институт присяжных поверенных создавался в качестве особой корпорации, состоявшей при судебных палатах. Но она не входила в состав суда, а пользовалась самоуправлением, хотя и под контролем судебной власти. В законе определены условия, которые предъявля-лись к присяжным поверенным. Фактически они совпадали с требо-ваниями, предъявлявшимися к судьям.

Наряду с высшим юридическим образованием для присяжного поверенного требовался пятилетний стаж работы по юридической специальности. Но введены и ограничения. Присяжными поверенными, в частности, не могли быть:

а) лица, не достигшие 20-летнего возраста;

б) иностранцы;

в) граждане, объявленные несостоятельными должниками («банкротами»);

г) люди, состоявшие на службе от правительства или по выборам, за исключением лиц, занимавших почетные или общественные долж-ности без получения жалованья;

д) граждане, подвергшиеся по судебным приговорам лишению или ограничению прав состояния, а также священнослужители, лишен-ные духовного сана по приговорам духовного суда;

о) лица, состоявшие под следствием за преступления или проступ-ки, влекущие за собой лишение или ограничение прав состояния, а также те, которые были под судом за такие действия и не оправданы судебными приговорами;

ж) исключенные из службы по суду или из духовного ведомства за пороки, или же из среды обществ или дворянских собраний по приго-ворам тех сословий, к которым они принадлежат;

з) те, кому по суду были воспрещены хождения по чужим делам, а также исключенные из числа присяжных заседателей.

Для лиц нехристианских вероисповеданий (т.н. «иноверцев») поступление в адвокатуру было ограничено рядом дополнительных условий.

В каждом округе судебной палаты был учрежден совет присяжных поверенных, дана детальная регламентация его деятельности.

Совет присяжных образуется в каждом округе судебной палаты для «правильного и успешного надзора» за всеми присяжными пове-ренными. Он совмещал обязанности административного и судебного характера. Осуществлял наблюдение за точным исполнением присяж-ными поверенными своих обязанностей, исполнением ими законов, установленных правил и всего прочего в интересах доверителей.

Установлен порядок образования совета. Он мог создаваться при наличии не менее 20 присяжных поверенных округа судебной пала-ты. Число членов совета — «не менее 5 и не более 15, по решению об-щего собрания».

Предусматривалась ежегодная отчетность совета о его деятельно-сти перед общим собранием, а также устанавливались полномочия общего собрания.

Предусматривалась возможность избрания отделений совета присяжных при окружном суде. Это делалось в тех случаях, когда в ка-ком-либо городе, в котором хотя и не было судебной палаты, работа-ло более 10 присяжных поверенных.

В 1889 г. в рамках судебной контрреформы было приостановлено создание отделений присяжных поверенных. И в тех местностях, где не было советов присяжных поверенных, контроль заих деятельнос-тью возлагался на судебные органы.

«Шаг этот — весьма прискорбный, — писал И.Я. Фойницкий, — ибо для суда, своими занятиями обремененного, надзор за присяжны-ми поверенными и охранение достоинства этого института гораздо труднее, чем для членов совета из среды самих присяжных.., но в кор-не нарушает независимость адвокатуры и задерживает ее естествен-ное развитие».

Предусматривалось и правовое положение совета присяжных поверенных. Так, к обязанностям и правам совета присяжных поверен-ных относились:

а) рассмотрение прошений желающих «приписаться» к числу присяжных поверенных, или выйти из этого звена, и сообщение су-дебной палате о приписке их или отказе в этом;

б) рассмотрение жалоб на действия присяжных поверенных, наблюдение за точным исполнением ими законов и установленных пра-вил;

в) назначение поверенных по очереди для безвозмездного хожде-ния по делам лиц, пользующихся на суде правом бедности;

г) определение количества вознаграждения поверенному по таксе, в случае несогласия по этому предмету между ним и тяжущимся, или когда не было заключено между ними письменного условия;

д) определение взыскания с поверенных как по собственному предусмотрению совета, так и по жалобам, поступающим в совет.

Кроме того, совет присяжных поверенных имел право подвергать их дисциплинарным наказаниям:

1) предостережение;

2) запрещение отправлять обязанности поверенного в продолже-нии определенного советом срока, но не более 1 года;

3) исключение из числа присяжных поверенных;

4) предание уголовному суду в случаях, особенно важных. Специально оговаривалось и то обстоятельство, что исключенные из числа присяжных поверенных лишаются права поступать в это зва-ние во всем государстве. Если присяжному поверенному запрещалось два раза временно отправлять его обязанности, в случае его новой ви-ны, которую совет признает заслуживающей такого же взыскания, он исключается советом из числа поверенных.

Ни одно из упомянутых взысканий не может быть назначено сове-том без предварительного истребования от провинившегося объясне-ний в определенный советом срок. При отказе предоставить объясне-ния или из-за неявки его в назначенный срок без уважительных при-чин совет заочно выносит постановление на основании имеющихся у него сведений и известных ему обстоятельств.

Никакое постановление совета присяжных поверенных не может иметь силы, когда в нем участвовало менее половины членов совета. При равенстве голосов голос председателя дает перевес тому мне-нию, которое им принято. Но взыскания могут быть определены со-ветом только по числу двух третей голосов.

На все постановления совета, кроме предостережения или выгово-ра, могли быть принесены жалобы в судебную палату, в двухнедель-ный срок со времени объявления этих постановлений. Протесты про-куроров допускались в тот же срок. Определения палаты по этим жа-лобам и протестам были окончательными.

Все постановления относятся в равной мере как к советам, так и к отделениям совета присяжных поверенных. В последнем случае об-жалование производится в местный окружной суд.

Был определен и порядок поступления в число присяжных пове-ренных. «Желающий должен подать о том прошение в совет поверен-ных». К прошению прилагались все документы, необходимые для ус-тановления в том, что проситель удовлетворяет условиям, требуемым для поступления в присяжные поверенные. После того как совет при-сяжных поверенных принял решение о принятии данного лица, тот должен дать присягу по правилам своего вероисповедания. Интере-сен и сам текст присяги:

«Обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом, перед святым его Евангелием и Животворящим Крестом Господним Его Императорскому Величеству Государю Императору, Самодержцу Всероссийскому, ис-полнять в точности и по крайнему моему разумению законы империи, не писать и не говорить на суде ничего, что могло бы клониться к ос-лаблению православной церкви, государства, общества, семейства и доброй нравственности, но честно и добросовестно исполнять обязанности принимаемого мною на себя звания, не нарушать уважения к судам и властям и охранять интересы моих доверителей или лиц де-ла которых будучи на меня возложены, памятуя, что я во всем этом должен буду дать ответ перед законом и перед Богом на страшном су-де его. В удостоверение сего целую слова и крест спасителя моего. Аминь». Принятие лиц нехристианских вероисповеданий допускалось лишь с разрешения Министерства юстиции.

Были описаны права и обязанности присяжных поверенных. Они «могут принимать на себя хождение по делам во всех судебных мес-тах округа судебной палаты, к которой они приписаны» (ст.383). При-сяжный поверенный, назначенный для производства дела советом, не может отказаться от исполнения данного ему поручения, не предоста-вив достаточных для этого причин. Присяжный поверенный также не может действовать в суде в качестве поверенного против своих близ-ких родственников. Он не может также быть поверенным в одно и то же время у обеих спорящих сторон. Переходить по одному и тому же делу последовательно от одной стороны к другой. Обязывали присяж-ного поверенного не оглашать тайн своего доверителя не только во время производства, но и даже после окончания дела.

Положения Судебных Установлений свидетельствуют о том, что присяжные поверенные не были государственными служащими. По-этому на них не распространялось чинопроизводство. Не имели они и права на служебные знаки отличия. Присяжные поверенные — это установленные в государственных интересах лица свободной профес-сии. Они были независимы от суда в своих действиях по ведению уголовных и гражданских дел, подчинялись только для них предусмот-ренному особому дисциплинарному порядку.

Предусматривалась и ответственность присяжных поверенных. Она могла быть уголовной, дисциплинарной и гражданской.

Уголовная ответственность наступала при совершении умыш-ленных действий во вред своим доверителям. Например:

а) злонамеренное превышение пределов полномочий и злонаме-ренное вступление в сношение или сделки с противниками своего до-верителя во вред ему;

б) злонамеренная передача или сообщение противнику своего доверителя документов.

Присяжные поверенные подлежали также уголовному наказанию за оскорбление суда или участвующих в деле лиц (в судебных речах или бумагах).

Дисциплинарная ответственность наступала при нарушениях профессиональных обязанностей, не дающих основания для уго-ловного преследования, а также при несоблюдении адвокатской этики.

Гражданская ответственность предусматривалась при соверше-нии действий, сопряженных с нанесением материального ущерба до-верителю, а также небрежным исполнением своих обязанностей (про-пуск процессуальных сроков и т.п.).

Введение в действие судебных уставов обнаружило явно недостаточное количество присяжных поверенных. Вследствие этого образовалась своеобразная, не упорядоченная законом, частная адво-катура в лице всевозможных ходатаев по делам, как правило, граж-данским. Возникла необходимость в ее законодательной регламен-тации.

Присяжными поверенными не могли быть:

1) лица, не достигшие 25 лет;

2) иностранцы;

3) объявленные несостоятельными должниками;

4) состоящие на службе от правительства или по выборам, за исключением лиц, занимающих почетные или общественные должнос-ти без жалованья;

5) подвергшиеся по судебным приговорам лишению или ограниче-нию прав состояния, а также священнослужители, лишенные духов-ного сана по приговорам духовного суда;

6) состоящие под следствием за преступления и проступки, влеку-щие за собой лишение или ограничение прав состояния, и те, которые находясь под судом за такие преступления или проступки, не оправданы судебными приговорами;

7) исключенные из службы по суру или из духовного ведомства за пороки или же из обществ и дворянских собраний по приговорам тех же сословий, к которым они принадлежат;

8) те, коим по суду воспрещено хождение по чужим делам, а так-же исключенные из числа присяжных поверенных.

По толкованию Сената, не могли быть присяжными поверенными, а также их помощниками, лица женского пола. Это была явная дискриминация.

Следует признать неправильным и то, что российское законодательство, в отличие от иностранного, не разрешило профессорам, ведущим курс юридических наук, заниматься адвокатской практикой, приравнивая их к лицам, состоящим на государственной службе.

Профессор Фойницкий выступал против такого положения. Он утверждал, что «в адвокатском труде профессора юридических факуль-тетов находили бы богатый практический материал для теоретичес-кой подготовки, что содействовало бы сближению между школой и жизнью».

Присяжные поверенные могли принимать на себя ведение любых дел, как уголовных, так и гражданских. Но ни в одних, ни в других делах они были не единственными правозащитниками. В гражданских процессах, кроме них, вести дела тяжущихся могли также частные поверенные, а в уголовных делах — и близкие родственники.

Кроме того, по делам, находящимся в производстве мировых су-дей, к ведению дел допускались все правоспособные граждане, но не более как по трем делам в течение года в пределах одного и того же мирового округа.

По уголовным делам присяжные поверенные принимали на себя защиту подсудимых либо по соглашению с ними, либо по назначению председателя суда.

В уголовных делах, подлежащих ведению общих судебных учреж-дений, часто практиковалось назначение официальных защитников. По просьбе подсудимого председатель суда назначал ему защитника из состоящих при суде присяжных поверенных, а за недостатком этих лиц — из кандидатов на судебные должности людей, известных пред-седателю по своей благонадежности.