Стажировка водителей. Как проходит стажировка водителей при приеме на работу: правила и порядок проведения Стажировка водителей на предприятии новое положение

  • Дата: 30.05.2021

Стажировка водителей автобусов.

О необходимости и обосновании проведения стажировки водителей автомобилей было изложено в статье «Допуск водителей автомобилей к работе», помещенной в рубрике «Безопасность дорожного движения» сайта Автотранс-консультант.ру.

Стажировка водителей автобусов проводится на основании руководящего документа РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 «Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей», утвержденного Министерством автомобильного транспорта РСФСР 20 января 1986 года.

В соответствии с этим документом:

Стажировка водителей автобусов включает в себя предмаршрутную стажировку и стажировку на маршруте в условиях реального движения.

— к 1-ой категории относятся лица, ранее не работавшие водителем, закончившие обучение в учебном комбинате, сдавшие экзамены в ГИБДД и получившие удостоверение на право управления автобусом (категория «Д»). Для них продолжительность стажировки составляет:

61 час — предмаршрутная стажировка;

163 часа — маршрутная стажировка.

Всего — 224 часа.

30 час — предмаршрутная стажировка;

72 часа — маршрутная стажировка.

Всего — 102 часа.

Всего — 50 часов.

8 часов — предмаршрутная стажировка;

16 часов — маршрутная стажировка.

Всего — 24 часа.

Продолжительность стажировки для них составляет:

8 часов — предмаршрутная стажировка;

24 часа — маршрутная стажировка.

Всего — 32 часа.

Предмаршрутная стажировка не проводится;

32 часа — маршрутная стажировка.

Всего — 32 часа.

Продолжительность стажировки для них — в тексте РД 200-РСФСР-12-0071-86-12.

3. Определены порядок и цели проведения предмаршрутной стажировки водителей автобусов.

Предмаршрутная стажировка включает теоретические занятия в классе, практические занятия в тренажерном классе (при отсутствии тренажеров в предприятии занятия проводятся с использованием автобуса с вывешенным передним мостом) и на учебной площадке (под учебной площадкой понимается площадка минимальным размером 100 x 50 м с простейшим разметочным оборудованием).

Теоретические занятия проводятся водителями-наставниками и работниками службы безопасности движения. Практические занятия проводятся водителями-наставниками.

4. Определены порядок и цели проведения маршрутной стажировки водителей автобусов.

Маршрутная стажировка заключается в самостоятельном управлении автобусом на маршруте под контролем водителя-наставника, закрепленного за стажером.

Целью маршрутной стажировки является закрепление знаний, умений и навыков стажируемого водителя в условиях движения по конкретным маршрутам, на которых он в дальнейшем будет самостоятельно работать.

Маршрутная стажировка включает движение по маршруту без пассажиров и движение с пассажирами по расписанию.

Количество часов маршрутной стажировки без пассажиров и с пассажирами по 7-ми категориям водителей приведено в тексте РД 200-РСФСР-12-0071-86-12.

В первый день стажировка на маршруте осуществляется в межпиковое время.

5. Установлен порядок оформления результатов стажировки.

Водитель-наставник ведет учет работы стажера, заполняя карточку (листок) учета стажирования (приведена в РД 200-РСФСР-12-0071-86-12).

Стажирование водителей завершается контрольной поездкой и собеседованием, после чего в карточке стажирования делается заключение о возможности допуска стажера к самостоятельной работе в качестве водителя. Обязательным является указание марки автобуса и маршрутов, на которых водитель может работать.

Карточка (листок) стажировки после соответствующего оформления хранится в отделе кадров предприятия.

6. Установлены требования к автобусам при проведении стажировки.

Подвижной состав, выделенный для проведения стажировки, должен быть технически исправен и оборудован дополнительным местом для водителя-наставника, обеспечивающим ему непосредственный контакт со стажером и возможность лично вмешиваться в управление автобусом в случаях возникновения опасной ситуации. Кабины оборудуются дублирующими педалями сцепления, тормозами, сиденьем водителя-наставника, дополнительными зеркалами заднего вида.

В кабине водителя на лобовом стекле в правой части устанавливается опознавательный знак учебного транспортного средства и табличка с надписью «Автобус ведет стажер«. Указанный знак и табличка устанавливаются также в салоне автобуса у заднего стекла справа.

Цель любой стажировки стажировки — закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки, или формирование таких знаний и умений на практике в процессе стажировки.

Стажировка проводится под руководством ответственного обучающего лица.

поделитесь программой стажировки для водителя автомобиля

За каждым стажером закрепляется руководитель стажировки (из числа руководителей или специалистов), в обязанности которого входят регулярные консультации стажера, контроль за результатами его практической деятельности в период стажировки.

Стажировка осуществляется по программам, разработанным для каждой должности и рабочего места и утвержденным в установленном порядке локальными нормативными актами.

Периодичность, продолжительность, содержание стажировки устанавливаются работодателем.

Допуск к стажировке оформляется распорядительным документом (приказом, указанием) руководителя организации или структурного подразделения. В документе указываются календарные сроки стажировки и фамилии лиц, ответственных за ее проведение.

Продолжительность стажировки устанавливается индивидуально в зависимости от уровня профессионального образования, опыта работы, профессии (должности) обучаемого.

Стажировка заканчивается подведением итогов и оценкой уровня приобретенных работником знаний, умений и навыков.

Основным отчетным документом для стажера является дневник стажировки. В дневнике стажер дает краткую характеристику места стажировки, функций организации и формулирует личные цели стажировки согласно программе.

В конце срока проведения стажировки руководителем от организации дается отзыв (заключение) о ее прохождении стажером.

Выводы и предложения по результатам стажировки вместе с отзывом (заключением) руководителя стажировки представляются аттестационной комиссии или руководителю организации, который издает приказ, где дается оценка стажировки и утверждаются ее результаты.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА п.ПЕТРОВСКИЙ КРАСНОПАРТИЗАНСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

413540 Саратовская область,

Краснопартизанский район,

п. Петровский, ул.Центральная, 40

Тел./факс: (845-77) 2-95-34

«О прохождении стажировки водителя»

На основании Приказа Министерства транспорта РФ от 09 марта 1995г. № 27 «Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», приказа о приеме на работу № 53 от 19.11.2005г

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Организовать проведение стажировки с целью подготовки Зимарева С.А. к самостоятельной работе — водителя школьного автобуса.

2. Продолжительность стажировки, объем и содержание определить в зависимости от стажа работы и срока перерыва в работе.

3. Стажировка Зимарева С.А. должна проводится в реальных условиях движения п. Петровский – п. Чистопольский – п. Петровский; п.

Стажировка водителей автомобилей при приеме на работу

Петровский — п. Горный– п. Петровский.

Директор школы: Л.А.Петрова

прохождения стажировки

водителем транспортного средства

1. Водитель _______________________________________________________

зачислен приказом № ____от «___» ________ года в МОУ «СОШ п.Петровский»

Водительское удостоверение серии________ №__________________________

Стаж работы водителем с ____________________________________________

Причина направления на стажировку_________________________________

Направляется для прохождения стажировки в объёме_____________часов:

Предмаршрутной стажировки________часов, маршрутной_____________часов

Директор школы Л.А.Петрова

М.П. «___»_____________200___год.

2. Водитель _________________________прошёл с _______________200___г.

по ________________200___г. стажировку в объёме_________________часов

Отметки о полученных зачётах:

Зачёт по теоретической подготовке_____________________________________

Зачёт по практической подготовке__________________________________

«___»_____________200___г. Водитель наставник_____________________

Контрольная проверка стажёра проведена и нормативы итогового тестирования_______________________________________(не) выполнены

«___»____________200___г. Водитель инструктор_____________________

Замечания о работе стажёра__________________________________________

____________________________________________________________________

Заключение
Допустить (не допустить) к самостоятельной работе на_____________________

_____________________________________________________________________

Ответственный по безопасности движения

«___»____________200___г. _____________________________

Ознакомлен:

Механик учреждения «___»___________20__ г.

Программа стажировки водителей

1.1. Стажировка водителей должна осуществляться на автомобиле того типа и модели, на том маршруте (ах) (при их наличии), на котором (ых) он будет в дальнейшем самостоятельно работать.

1.2. Стажировку проходят водители автотранспорта, имеющие национальное водительское удостоверение на право управления соответствующей категорией транспортных средств, которые имели перерыв в трудовой деятельности более одного года, переведенные при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другой, а также водители, впервые принимаемые на работу.

Стажировка также проводится при переводе водителей на новые для них марки или модели транспортного средства (далее – ТС).

1.3. Водители допускаются самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения стажировки по практическому управлению, дополнительной проверки знаний и умений на соответствие Квалификационным требованиям.

1.4. Стажировка водителей включает инструктаж и практику.

Инструктаж проводится с целью предоставления водителю информации о специфике выполнения трудовых функций, связанных с перевозкой пассажиров и грузов.

Практика проводится с целью подтверждения соответствия умений водителя Квалификационным требованиям при самостоятельном управлении конкретным транспортным средством под контролем водителя наставника и включает управление транспортным средством без выезда и с выездом на дороги общего пользования.

Количество часов стажировки устанавливается работодателем.

1.5. Программа стажировки включает следующие разделы:

— работа на внутренней территории организации;

— работа на линии (маршруте);

— контрольная поездка.

1.6. Программа стажировки включает:

— изучение схемы движения пешеходов и транспорта по территории организации;

— предрейсовая подготовка транспортного средства и рабочего места;

— движение и разворот задним ходом;

— торможение и остановка на различных скоростях, которые включают экстренную остановку в соответствии с условиями дорожного движения;

— использование зеркал заднего вида;

— выбор скорости движения, интервала, дистанции и радиуса поворота в зависимости от загрузки и габаритов ТС;

— предвидение появления опасных движущихся объектов, что может привести к дорожно-транспортному происшествию (далее — ДТП);

— движение в ночное время (если водитель будет осуществлять перевозки в темное время суток);

— открывание и закрывание дверей салона на остановках, выполнение правил посадки и высадки пассажиров (для автобусов, специализированных автомобилей).

Стажировка водителя проводится под руководством водителя-наставника.

1.8. Водитель-наставник подбирается из числа наиболее опытных и дисциплинированных водителей, имеющих водительский стаж не менее 3 лет (при стажировке на автобусе, трамвае или троллейбусе не менее 5 лет ) и не совершивший за последний год работы дорожно-транспортных происшествий по своей вине.

Водители-наставники назначаются приказом (распоряжением) по организации.

В случае если в организации нет опытного водителя-наставника, для проведения стажировки заключается договор с автотранспортным предприятием, имеющим свидетельство (лицензию) на право стажирования водителей.

1.9. Водитель-наставник ведет учет работы стажера, заполняет стажировочный лист (приложение № 1), содержащий следующие сведения:

— номер стажировочного листа;

— фамилия, имя и отчество (при наличии) водителя;

— сведения о транспортном средстве: тип, марка, модель транспортного средства;

— фамилия, имя, отчество (при наличии) водителя-наставника;

— дата и время прохождения, количество часов стажировки;

— замечания водителя-наставника по работе водителя-стажера;

— заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, о допуске (не допуске) водителя к самостоятельной работе.

Водитель-наставник обязан в период стажировки находиться вместе со стажером как при управлении автомобилем, так и при его обслуживании, контролировать прохождение стажером предрейсового (послерейсового) медосмотра.

1.11. Стажировка водителей завершается контрольной поездкой по произвольному маршруту. Во время контрольной поездки водитель-наставник наблюдает за умением стажера управлять соответствующей маркой ТС, соблюдать Правила дорожного движения, условия перевозок, скоростной режим движения, дистанцию и др.

Количество и характер допущенных ошибок является основанием для принятия решения об успешности прохождения стажировки.

2. Оформление результатов стажировки. Допуск к самостоятельной работе

2.1. По окончании стажировки (контрольной поездки) водителя, по представлению водителя-наставника руководителем организации принимается решение о допуске к самостоятельной работе, о чем производится соответствующая запись в стажировочном листе (приложение № 1).

2.2. В случаях, когда водитель-стажер в ходе стажировки и контрольной проверки показал недостаточные навыки безопасного вождения автомобиля, руководитель организации может принять решение о продлении ему срока стажировки.

Продление срока стажировки водителя оформляется приказом (распоряжением) руководителя организации.

2.3. Допуск к самостоятельной работе других категорий работников осуществляется на основании данных журнала регистрации стажировки на рабочем месте (приложение 2) и отчета о результатах стажировки на рабочем месте (приложение 3).

В журнале регистрации стажировки на рабочем месте указываются фамилия, имя, отчество стажируемых работников, наименование профессии (должности), описание работ, по которым проводится стажировка на рабочем месте.

В отчете о результатах стажировки на рабочем месте указываются фамилия, имя, отчество стажируемых работников, период стажировки, оценка по результатам стажировки (удовлетворительно, неудовлетворительно), подпись работника.

2.4. Работники, получившие неудовлетворительную оценку по результатам стажировки на рабочем месте, к самостоятельной работе не допускаются. В этом случае руководитель организации принимает решение о продлении сроков стажировки.

2.5. Допуск к самостоятельной работе оформляется приказом (распоряжением) руководителя организации.

2.6. Работодатель ведет документальный учет всех проведенных стажировок каждого водителя.

2.7. Оформленные стажировочные листы хранятся в организации не менее пяти лет.

Приказ о стажировке

Товарищество собственников жилья «Весна» (ТСЖ «Весна»)

Россия, 660077, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Весны, д. 5, офис 113; тел. 254-09-90

ПРИКАЗ

«___»________2016 г. г. Красноярск

О прохождении стажировки

Сатарова Р.Б.

Руководствуясь статьями 212, 225 Трудового кодекса РФ, пунктом 13 Приказа Минтранса России от 11.03.2016 № 59 «Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», Положением о стажировке работников на рабочем месте и допуске к самостоятельной работе (далее – Положение о стажировке), утв. приказом председателя правления ТСЖ от 26.10.2012 г. № 58-ОД (в ред. приказа от 03.10.2016 № 49-ОД), Уставом ТСЖ,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Провести стажировку водителя автомобиля Сатарова Руслана

Борисовича, как впервые поступающего на работу, в период с 01.11.2016 г. по 04.11.2012 г., в количестве 32 часов по программе стажировки, предусмотренной разделом 6 Положения о стажировке.

2. Назначить на весь период стажировки водителем-наставником Григорьева

Константина Юрьевича, водителя автомобиля 1 класса.

Стажировка водителей: кто проводит

Обязать Григорьева К.Ю. оформить результаты стажировки Сатарова Р.Б. в стажировочном листе, в журналах регистрации стажировки и отчетов по результатам стажировки, в соответствии с разделом 7 Положения о стажировке.

4. Обязать Григорьева К.Ю. при положительном заключении о прохождении стажировки водителя автомобиля Сатарова Р.Б. подготовить приказ о его допуске к самостоятельной работе.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Председатель правления ТСЖ Н.М. Шмелева

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Помните такое: «все профессии важны, все профессии нужны»? И хотел бы – не поспоришь.

Программа стажировки водителя автомобиля образец

Зато насчет важности и сложности профессий можно порассуждать вволю, конечно же, направив мысли в нужное, юридическое, русло.

Например, знаете ли вы, что особенности трудоустройства специалистов на опасные должности (к которым, кстати, принадлежат и водители автобусов, грузовых автомобилей) существенно отличаются от прочих? В «опасной» организации (предприятии) к приему сотрудников повышенные требования, в обязательном порядке осуществляется стажировка водителей, есть масса других условий, о которых широкий круг работников не всегда осведомлен.

Чтобы помочь вам разобраться в нюансах понятия стажировки, мы на примере водительского дела расскажем:

  • Про сроки стажировки;
  • Требования к поступающим на работу специалистам;
  • О нормативных актах (это может быть программа, положение, трудовой договор), регулирующих на предприятии процесс стажировки водителей автобусов, автомобилей, в том числе и грузовых;
  • Уведомление о приеме на работу;
  • Заметка бухгалтеру: оплата стажировки.

Понятие стажировки, период прохождения

Стажировка водителей, как и других работников, приступающих к выполнению опасных обязанностей на предприятии (учреждении, организации) – не чья-то прихоть, а вполне законные требования, предусмотренные трудовым кодексом, правовыми нормами, законодательными актами.

Ее применяют в случаях, если:

  • Специалист только что окончил учебное заведение и впервые приступает к выполнению профессиональных обязанностей.
  • Действует программа повышения квалификации (в таком случае стажировка может быть равна прохождению обучения в виде курсов, т.д.). Водителям мотивацией для такой стажировки могут быть, например, требования фирмы о наличии в водительском удостоверении категорий С, D.
  • Специалист не приступал к профессиональным и должностным обязанностям более чем двенадцать месяцев, то есть, один год.

Стажировка водителей подразумевает работу сотрудника в присутствии и под руководством опытного коллеги не менее двух полных смен (реальное положение вещей, то есть наличие – отсутствие требуемых навыков может варьировать период от двух до четырнадцати смен). Это в общем. Более детально картина выглядит так:

  1. Количество часов для водителей, «открывших» категорию D, перед маршрутом и непосредственно на нем – шестьдесят один и сто шестьдесят три соответственно.
  2. Если пройдена переподготовка на эту же категорию с предшествующих ей категорий – тридцать и семьдесят два часа практики;
  3. При перерыве в работе около трех месяцев – восемь часов перед маршрутом и двадцать четыре – во время.
  4. Работнику, трудящемуся ранее на таком же виде транспорта, но делавшему перерыв в работе до полугода – восемь и шестнадцать часов.
  5. Если меняются модели автобусов (грузовых автомобилей) – тридцать два часа маршрута; происходит замена самого маршрута – четыре часа на нем.

К наставнику есть определенные требования: это навыки работы и трудовой стаж до пяти лет для водителей автобусов, до трех – для таксистов и водителей грузового вида транспорта.

Требования к стажерам

Безусловно, требования и задачи, которые стоят перед стажирующимися, более обширны.

Работники – стажеры должны хорошо владеть теоретической базой (разумеется, по специальности).

В частности требования для водителей – это знание устройства транспорта (того вида, на котором он будет трудиться), его эксплуатации, правил дорожного движения, вождения транспортного средства.

В числе обязательных – требования безукоризненного вождения автобуса, либо грузовика (смотря, на чем стажируется работник) на специально оборудованной площадке.

Последующий этап – ознакомление с маршрутом. При этом стажер вправе находиться за рулем, но наставник, который должен сидеть рядом, может сам справляться с опасными или сложными участками.

На заключительном этапе стажировки водитель осуществляет «сигнальный» рейс (его еще называют контрольным) с наличием груза либо присутствием пассажиров, но все еще в сопровождении опытного коллеги. Если все этапы пройдены успешно, сотрудник оформляется на должность (либо, если стажировка была повышением квалификации, остается работать на предприятии).

Но прежде заполняется специальный бланк, на котором выставляются отметки обо всех видах (или, точнее, этапах процесса стажировки).

Документ передают в кадровую службу для принятия руководством решения: будет специалист занимать должность, или нет. Вот такие требования и правила.

Нормативное регулирование

Как правило, на предприятии, на котором осуществляется стажировка водителей, либо других специалистов, данный трудовой процесс совпадает с испытательным сроком.

Все моменты организации такого трудового периода должны быть заранее оговорены работодателем и подчиненным, зафиксированы в трудовом договоре (контракте). Отсутствие документального подтверждения устной договоренности может впоследствии поставить в невыгодное положение одного из участников соглашения. Преимущественно это работник, которого, посредством приказа шефа бухгалтеру, лишают обещанной оплаты, либо, в итоге, так и не принимают на должность.

Уведомления

Существуют и другие условия приема на работу, о которых нельзя не упомянуть. Это, к примеру, уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего. Руководитель обязан сообщить о данном факте, если с момента ухода из государственных, муниципальных органов и до дня трудоустройства прошло менее двух лет. Требования к срокам уведомления жесткие – до десяти дней; последствия невыполнения – тоже: административная ответственность.

В случае оформления трудового соглашения с иностранцем. Уведомление о приеме на работу иностранного гражданина – не все, что нужно сообщить. Необходимо, ко всему, предоставить ряд сведений о предприятии: наличие в штате других сотрудников – иностранных лиц; их статус и положение в фирме (что за должности занимают, какие у них профессии).

На заметку бухгалтеру

Принять сотрудника-стажера можно двумя способами: заключив договор и приняв его на должность с оговоркой срока стажировки, либо оформив трудовой контракт ученического характера. Бухгалтеру, конечно же, известно, что при первом случае оплата труда производится в стандартной форме, поскольку водитель, как любой другой специалист-стажер – это, по сути, полноценный и полноправный работник фирмы.

Стоит отметить, что положение стажера-ученика несколько другое. Большинства прав, предусмотренных трудовым законодательством, он не имеет (таких, как право получать больничные выплаты и тому подобное). Но бухгалтеру следует учесть, что общие требования организации трудовых отношений запрещают лишать оплаты стажера, с которым предприятие заключило ученический договор. Размер выплат не должен быть меньше, чем уровень действующей минимальной зарплаты по РФ.

Таким образом, мы раскрыли суть стажировки работников опасных должностей. Если стажировка водителей пройдена специалистом неудовлетворительно, работодатель может назначить повторную стажировку, либо не принимать человека на вакантную должность (в случае, когда стажировался кандидат).

Режим труда водителей Кто может проводить предрейсовый медицинский осмотр…

СТАЖИРОВКА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОБУСОВ.

Приказом по Министерству автотранспорта РСФСР от 18.01.67 № 32 "О состоянии и мерах по обеспечению автохозяйств министерства водительскими кадрами и закреплению на работе выпускников учебных комбинатов и автошкол" с 01 04.67 введена обязательная стажировка водителей автомобилей в автохозяйствах после окончания ими учебных комбинатов и автошкол, сдачи экзаменов и получения в органах Гос инспекции удостоверения на право управления автомобилем.

Лица, окончившие обучение в учебных комбинатах и автошколах, сдавшие экзамены в ГИБДД и получившие удостоверение на право управления автобусами (категория "D"), проходят в пассажирских автотранспортных предприятиях стажирование.

Допуск к самостоятельной работе окончивших обучение в качестве водителя автобуса любой модели и вместимости без предварительного стажирования по установленной программе запрещается.

К управлению сочлененными автобусами и автобусами, имеющими пассажирские прицепы, допускаются водители автобусов, имеющие стаж работы не менее 2-х лет, прошедшие обучение по специальной программе, сдавшие экзамены в ГИБДД и получившие удостоверение на право управления подвижными средствами категории "Е".

Управление автобусом за период стажирования осуществляется под руководством водителей-наставников, за которыми стажеры закрепляются приказом по автотранспортному предприятию на весь период стажирования.

Стажировка является системой адаптации водителя к условиям работы на конкретном предприятии (маршруте), а также закрепление и совершенствование комплекса их знаний, умений и навыков, обеспечивающих безопасное управление транспортными средствами при перевозке грузов и обслуживании пассажиров.

Допуск водителя к работе на транспортном средстве любой модели без предварительной стажировки запрещен.

Стажирование должно осуществляться на автомобилях того типа и марки, на тех маршрутах, на которых водители будут в дальнейшем самостоятельно работать.

Водитель-наставник подбирается из числа наиболее опытных и дисциплинированных водителей, имеющих стаж работы на автобусах не менее 5 лет, такси и грузовом автомобиле - не менее 3 лет, не допускавших за последние три года нарушений Правил дорожного движения, не совершивших за указанный период ДТП по своей вине, прошедших предварительную подготовку в учебных заведениях и имеющих свидетельство водителя-наставника. Водители-наставники назначаются приказом по предприятию.

За водителем-наставником на период привлечения его к стажировке водителей сохраняется средняя заработная плата.

Водителям после окончания учебного комбината (автошколы) приказом зачисляются в штат автопредприятия для прохождения стажировки За этот период им выплачивается заработная плата из расчета тарифной ставки, предусмотренной для водителей автомобиля, на котором они проходят стажировку.

Водитель-наставник ведет учет работы стажера, заполняя карточку (листок) учета стажирования

Автобусы, выделяемые для стажирования, должны быть оборудованы дублирующими педалями сцепления, тормоза и сиденьем для водителя-наставника, а автобусы ЛиАЗ-677 - дублирующими педалями тормоза, управления дроссельной заслонкой карбюратора и сиденьем для водителя-наставника

Рабочее место водителя-наставника в автобусе должно обеспечивать непосредственный контакт со стажером и возможность для наставника лично вмешиваться в управление автобусом в случаях возникновения опасной ситуации.

Стажирование осуществляется на той же марке автобуса и на тех же маршрутах, на которых водители в дальнейшем будут самостоятельно работать в течение не менее одного года.

К первой категории относятся лица, ранее не работавшие водителями, закончившие обучение в учебном комбинате, сдавшие экзамены в ГИБДД и получившие удостоверения на право управления автобусом (категория «D») Для них продолжительность стажировки составляет-61 час - предмаршрутная стажировка, 163 часа - маршрутная стажировка;

Всего - 224 часа.

30 часов - предмаршрутная стажировка;

72 часа - маршрутная стажировка;

Всего - 102 часа.

Продолжительность стажировки для них составляет:

18 часов - предмаршрутная стажировка, 32 часа - маршрутная стажировка;

Всего - 50 часов.

К четвертой категории относятся водители, имеющие право на управление автобусами, но не управлявшие ими более полугода. Продолжительность стажировки для них составляет" 8 часов - предмаршрутная стажировка;

16 часов - маршрутная стажировка;

Всего - 24 часа.

8 часов - предмаршрутная стажировка;

24 часа - маршрутная стажировка;

Всего - 32 часа.

Предмаршрутная стажировка не проводится;

32 часа - маршрутная стажировка;

Всего - 32 часа.

При переводе водителя на автобусный маршрут той же категории, но на котором он ранее не работал, необходимо организовать его маршрутную стажировку в объеме не менее 4 часов (для маршрутов повышенной сложности и горных маршрутов не менее 8 часов; для междугородных маршрутов - не менее одного рейса).

При переводе водителя на маршрут, на котором он ранее стажировался, но не работал в течение более 6 месяцев, он должен вновь пройти маршрутную стажировку в объеме не менее 2 часов (для маршрутов повышенной сложности и горных маршрутов не менее одного рейса). Стажировка в этом случае сводится к работе водителя на маршруте в присутствии водителя-наставника, хорошо знающего данный маршрут.

Водители, совершившие по своей вине дорожно-транспортное происшествие, направляются на стажировку в течение 8 часов и последующую сдачу тестовых экзаменов.

Предмаршрутная стажировка включает теоретические занятия в классе, практические занятия в тренажерном классе и на учебной площадке.

Целью предмаршрутной стажировки является выявление и устранение пробелов в знаниях, совершенствование и закрепление умений и навыков, необходимых водителю для безопасного, экономичного и комфортного управления автобусом.

В реальных условиях перевозки пассажиров на маршрутах по расписанию, подготовить выпускников к самостоятельной работе в качестве водителя автобуса.

Предмаршрутная стажировка проводится для группы водителей, входящих в одну и ту же категорию стажируемых лиц.

Теоретические занятия проводятся водителями-наставниками и работниками службы безопасности движения. Практические занятия проводятся только водителями-наставниками. При проведении теоретических и практических занятий водитель-наставник руководствуется Программой стажировки для данной категории лиц, а также соответствующими методическими пособиями и указаниями.

По окончании теоретических и практических занятий водитель-наставник совместно с водителем-инструктором и работниками службы безопасности движения проводят контрольные проверки теоретической и практической подготовки стажеров.

Маршрутная стажировка заключается в самостоятельном управлении автобусом на маршруте под контролем водителя-наставника, закрепленного за стажером.

Целью маршрутной стажировки является закрепление знаний, умений и навыков стажируемого водителя в условиях движения по конкретным маршрутам, на которых он в дальнейшем будет самостоятельно работать.

Маршрутная стажировка включает движение по маршруту без пассажиров по расписанию.

Стажирование завершается контрольной поездкой и собеседованием, после чего в карточке (листке стажирования) делается заключение о возможности допуска стажера к самостоятельной работе в качестве водителя автобуса с указанием марки автобуса и маршрутов.

Целью проведения контрольных проверок является оценка уровня профессионального мастерства водителя для определения успешности прохождения этапов стажировки.

Контрольная проверка теоретической и практической подготовки при проведении предмаршрутной стажировки проводится с использованием тестов по оценке теоретических знаний и отдельных навыков управления автобусом.

Контрольная проверка теоретических знаний стажера осуществляется с использованием пяти тестовых вопросов, взятых из программы предмаршрутной стажировки, на которые он должен ответить. Прошедшим контрольную проверку считается стажер, не допустивший ни одного неправильного ответа.

Контрольная проверка практической подготовки стажера осуществляется при помощи тестирования отдельных навыков управления автобусом. Содержание контрольных тестов, а также нормативы их выполнения определяются методическими указаниями по проведению стажировки.

Тестирование водительского мастерства стажера в условиях реального движения по маршруту основано на оценке качества управления автобусом. При этом водителем-инструктором фиксируются любые ошибки, допущенные стажером при движении по маршруту. Количество и характер допущенных ошибок является основанием для принятия решения об успешности прохождения данного этапа стажировки. Такое решение принимается комиссией в составе инженера по безопасности движения и водителя-наставника.

Успешное прохождение водителем-стажером контрольных проверок является основанием для принятия решения о возможности его допуска к самостоятельной работе. Если водитель не проходит контрольной проверки по одному из этапов стажировки (предмаршрутному или маршрутному), ее срок продлевается до 20 часов.

Общая ответственность за правильную организацию стажирования, полноту выполнения программы стажирования возлагается на главного технического руководителя предприятия или по его поручению других компетентных специалистов, которые обязаны периодически осуществлять контроль за прохождением стажировки, принимать меры по устранению замеченных недостатков, контролировать методическую работу водителей-наставников.

Конкретную ответственность за прохождение всей стажировки несет водитель-наставник, закрепленный за водителем-стажером.

Водитель-наставник обязан контролировать прохождение предмаршрутной стажировки закрепленного за ним стажера, проводить с ним маршрутную стажировку. При этом он должен постоянно находиться вместе со стажером как при управлении автомобилем, так и при его обслуживании.

Водитель-наставник должен контролировать прохождение стажером предрейсового медосмотра и вместе с ним получать у диспетчера путевую документацию.

Оформление результатов стажировки

Стажирование водителей завершается контрольной поездкой и собеседованием, после чего в карточке стажирования делается заключение о возможности допуска стажера к самостоятельной работе в качестве водителя. Обязательным является указание марки автомобиля и маршрутов, на которых водитель может работать. Указанное заключение служит основанием для рассмотрения квалификационной комиссией предприятия заявления водителя о присвоении ему квалификации II класса в установленном порядке.

Карточка (листок) стажировки после соответствующего оформления хранится в отделе кадров предприятия.

В случае, когда стажер, пройдя установленный курс стажировки и предоставляемые дополнительные 20 часов, получил по итогам тестовых проверок неудовлетворительную оценку, водитель-наставник, ответственный за стажировку данного водителя автобуса, имеет право вынести решение о непригодности данного стажера к самостоятельной работе в качестве водителя автобуса и направить на рассмотрение квалификационной комиссии предприятия.

Особые условия стажирования

Для лиц, ранее не работавших водителями (1 категория)

Стажирование проводится в течение 32 рабочих дней (224 часа) при семичасовом режиме рабочего дня. Первые 15 дней (105 часов) стажирование должно проводиться на менее напряженных маршрутах и в межпиковое время для пассажиров. Последующие 17 дней (119 часов) стажирование проводится на городских маршрутах с пассажирами, в т.ч. в часы "пик".

Стажирование водителей - выпускников учебных комбинатов (автошкол) - должно производиться на 2-3 городских автобусных маршрутах.

Водители, выпускники учебных комбинатов (автошкол), после завершения первого года самостоятельной работы проходят дополнительные занятия по 40-часовой программе в соответствии с методикой совершенствования профессионального мастерства водителей автобусов, утвержденной Министерством автомобильного транспорта РСФСР 23.11.82.

При успешном окончании занятий по указанной методике руководством автотранспортного предприятия организуется стажирование водителя на городских и пригородных маршрутах, на которых предполагается его работа.

В этом случае стажирование проводится под руководством водителя-наставника на автобусе с пассажирами в течение 2 дней (14 часов) по каждому маршруту. Аналогичный порядок стажирования должен предусматриваться для водителей, имеющих стаж работы не менее года, но ранее не работавших на маршрутах данного города, или имеющих перерыв в работе на данном предприятии, но работавших на автобусе. При перерыве в практической работе водителя на автобусе от одного до шести месяцев водитель направляется для сдачи тестовых контрольных нормативов, предусмотренных в методике совершенствования профессионального мастерства водителей автобусов, утвержденной Министерством автомобильного транспорта РСФСР 23.11.83. Водитель автобуса, имеющий перерыв в работе свыше 6 месяцев и до года, а также перед назначением на работу на автобусы других марок.

Кроме особо больших сочлененных автобусов и автобусов, имеющих пассажирские прицепы, должен пройти в автотранспортных предприятиях стажирование по практическому вождению указанных транспортных средств на городских и пригородных маршрутах, на которых предполагается его работа в течение 3 дней (20 часов) в каждом.

Водители, имеющие право на управление автобусом и не управляющие им более одного года, должны сдать в ГИБДД практический и теоретический экзамен, а также пройти стажирование в автотранспортном предприятии по практическому вождению автобуса в случае, когда: они не работали на маршрутах данного предприятия в течение 3 дней (20 часов) или ранее работали на маршрутах данного предприятия в течение 1 дня (7 часов).

Продолжительность работы на автобусе до годичного перерыва должна быть не менее года. При меньшей продолжительности работы водитель обязан пройти стажирование в соответствии с общим порядком.

Водители, совершившие по своей вине дорожно-транспортные происшествия, не подлежащие учету: после дорожно-транспортного происшествия направляются для сдачи тестовых контрольных нормативов и последующего прохождения стажирования на городских маршрутах в течение 1 дня (7 часов). При повторном дорожно-транспортном происшествии направляются на дополнительные занятия по 40-часовой программе совершенствования профессионального мастерства водителей автобусов и последующего стажирования в течение 3 дней (20 часов) на маршрутах города.

Водители I и II класса, получившие квалификацию до 1 сентября 1977 года, но не имеющие в водительском удостоверении разрешающей отметки на управление транспортными средствами категории "D", должны сдать в ГИБДД практический экзамен на автобусе и получить разрешение на управление транспортными средствами категории "D". Дополнительного обучения в этом случае не требуется.

Водители I и II класса, получившие водительские удостоверения после 1 сентября 1977 года, должны пройти специальную подготовку в автошколе - 10 дней (80 часов).

Указанные водители перед допуском к самостоятельной работе в качестве водителя автобуса должны пройти стажирование в автопредприятии: 2 дня (14 часов) на перегоне и 6 дней (42 часа) на маршрутах города с пассажирами.

Водители, переподготовленные с категорий транспортных средств "В" и "С" на "D", могут быть допущены к самостоятельной работе на городских маршрутах после прохождения в автопредприятии стажирования в течение 15 дней (112 часов) на маршрутах города, при этом первая неделя стажирования проводится на менее напряженных маршрутах и в межпиковое время.

Водители, назначаемые для работы на горных маршрутах, проходят обязательную стажировку на указанных маршрутах в течение 6 дней (42 часа) с пассажирами с последующим утверждением их кандидатур комиссией общественного контроля за безопасностью движения и приказом по автотранспортному предприятию. При переводе с одного горного маршрута на другой проводится стажирование водителей на новом маршруте в течение 2 дней (14 часов) с пассажирами.

Тематический план специальной подготовки и стажировки водителей, впервые назначаемых для работы на автобусах

Тематический план разработан в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 29 ноября 1967 г. № 1092 и Постановлением Совета Министров РСФСР от 29 декабря 1967г.

Специальная подготовка (80 часов)

1. Особенности устройства и техническое обслуживание автобусов - 16 часов.

2. Особенности структуры и условия работы пассажирского автотранспортного предприятия - 4 часа.

3. Основные сведения по эксплуатации автобусов -16 часов.

4. Особенности вождения автобусов, обеспечение безопасности и культура обслуживания пассажиров - 30 часов.

5. Правила движения -10 часов.

6. Правила техники безопасности - 4 часа.

Стажировка в пассажирском автотранспортном предприятии (8 дней)

Работа на перегоне - 2 дня

Работа по перегону автобусов на внутрипарковых зонах под руководством водителя-наставника, начальника гаража, дежурных механиков.

Работа на линии - 6 дней

1. Вождение автобуса без пассажиров под руководством водителя-наставника по маршрутам - 1 день.

2. Вождение автобуса с пассажирами под руководством водителя-наставника по маршрутам и расписанию движения - 5 дней.

Методические указания

Цель специальной подготовки и стажировки - подготовить водителей к самостоятельной работе на автобусах, повысить мастерство вождения, культуру и безопасность перевозки пассажиров.

Водители-стажеры зачисляются приказом по автотранспортному предприятию и направляются в учебный комбинат (автошколу) для специальной подготовки в объеме 80 часов. Учет по прилагаемой форме (приложение А), в учебной заведении, кроме того, - классным журналом.

На занятиях необходимо широко использовать учебное оборудование, технические средства, наглядные пособия (агрегаты, узлы, приборы изучаемых автобусов, плакаты, схемы, графики, таблицы расписаний движения, диапозитивы, учебные фильмы, образцы бланков путевых документов, автобусных билетов и т.п.).

При рассмотрении особенностей устройства, технического обслуживания и эксплуатации автобусов главное внимание следует обратить на изучение тех марок, которые находятся в автотранспортном предприятии.

Водители-стажеры, закончившие специальную подготовку и сдавшие зачет, что отмечается в учетном листке, направляются в автотранспортное предприятие для стажировки и прохождения дальнейшей работы на линейных автобусах.

На основании предложения Министерства автомобильного транспорта РСФСР 02.01.78 № СВ-14/2 введена Программа стажировки водителей автобусов при назначении их на работу на автобусы других марок.

Водители автобуса, имеющие перерыв в работе от 6 до 12 месяцев, а также перед назначением на работу на автобусы других марок должны пройти в транспортных предприятиях стажировку по практическому вождению автобусов не менее 20 часов.

Цель стажирования - закрепить и развить навыки вождения автобуса в реальных условиях перевозки пассажиров на маршрутах по расписанию, подготовить стажера к самостоятельной работе на автобусе данной марки.

Вождение автобуса в период стажирования осуществляется под руководством водителей-наставников, за которыми стажеры закрепляются приказом по автотранспортному предприятию на весь период стажирования.

Стажирование проводится не менее 20 часов при 7-часовом режиме рабочего дня, на реальных пассажирских маршрутах.

В период стажирования водитель-наставник обязан:

Постоянно находиться вместе со стажером как в период управления автобусом, так и при его обслуживании;

Знакомить стажера с особенностями автобусного маршрута, трудными его участками, с расположением и характером средств регулирования движения и др.;

Научить стажера проверять техническое состояние автобуса и особенно агрегатов и механизмов, влияющих на безопасность движения;

Привить стажеру навыки безопасных приемов управления автобусом в различных условиях дорожного движения, строгого соблюдения правил дорожного движения, вождения автобуса на маршруте строго по расписанию;

Водитель-наставник должен вести учет работы стажера, ежедневно перед выездом на линию проверять наличие у него удостоверения на право управления автобусом и карточки учета стажирования. По окончании смены водитель-наставник обязан отметить в карточке учета стажирования количество отработанных часов.

Примечание. В знаменателе - часы работы в темное время суток.

Вождение автобусов с пассажирами под руководством водителя-наставника

Осмотр автобуса, проверка узлов, влияющих на безопасность движения, подготовка к работе, получение путевых документов. Выезд из парка и включение в работу на линии в соответствии с графиком и расписанием движения. Работа на маршруте с соблюдением требований, обязательных при перевозке пассажиров на автобусе, плавное трогание с места, плавное торможение, плавные повороты рулевого колеса, поддерживание скорости, своевременность прибытия к каждому остановочному пункту и конечным станциям и т.д.

Меры предосторожности при подъезде к остановочным пунктам и начале движения от них. Наблюдение с помощью зеркал за входом и выходом пассажиров. Открытие и закрытие дверей салона только на остановках. Действия водителя по сигналам кондуктора. Включение внутреннего освещения при проезде тоннелей, с наступлением темноты и т.д. Включение отопления, вентиляции в салоне.

При работе без кондуктора:

Получение абонементных книжек, месячных проездных билетов, рулонов контрольных билетов, установка их в кассы;

Объявление по микрофону остановочных пунктов, предупреждение правил проезда и перевоза багажа, о мерах предосторожности при выходе на проезжую часть;

Наблюдение при помощи зеркал за порядком в салоне автобуса, за безопасностью входа и выхода пассажиров и т.д.

Допустимая нагрузка автобуса. Влияние перегрузки на устойчивость и управляемость автобуса. Основные последствия перегрузки автобуса. Меры предосторожности в случае вынужденной перегрузки автобуса. Влияние стоящих пассажиров на положение центра тяжести и устойчивость автобуса. Меры предосторожности.

Особенности вождения автобуса, значение плавного трогания с места и остановки без резкого торможения и рывков. Недопустимость и опасность резких поворотов рулевого колеса. Выбор скорости и действия водителя днем и ночью, на крутых подъемах и спусках, на поворотах с виражами и без них на перекрестках, железнодорожных переездах, мостах и подъездах к ним, при проезде остановок общественного транспорта, зон действия до-рожных знаков, пешеходных переходов, тоннелей, при встречных разъездах с транспортными средствами и т.п. Действия водителя при неисправных тормозах.

Приемы вождения автобусов в сложных погодных условиях (снегопад, ливневый дождь, гололед, густой туман и т.п.).

Особенности вождения автобусов в транспортном потоке, безопасные дистанции и интервалы.

Высокая культура и безопасность перевозки пассажиров, требования безопасности при посадке пассажиров в автобус. Наблюдение за посадкой, оказание помощи пассажирам с детьми, престарелыми и инвалидами. Соблюдением норм посадки для удобной и безопасной перевозки пассажиров, надежное закрытие дверей. Требования безопасности при начале движения Информация пассажиров в пути следования. Меры водителя автобуса в случае заболевания пассажиров в пути. Меры, принимаемые водителем при возникновении в автобусе пожара. Экстренное открывание дверей салона, порядок эвакуации пассажиров. Оказание помощи при несчастных случаях.

Учет выполнения расписания движения. Возвращение в парк Оформление и сдача путевых документов. Сдача выручки Разбор недостатков в выполнении приемов вождения автобуса на маршрутах движения.

Подготовка водителей-наставников осуществляется на основании ряда постановлений.

Стажировка водителей автобусов.

О необходимости и обосновании проведения стажировки водителей автомобилей было изложено в статье «Допуск водителей автомобилей к работе», помещенной в рубрике «Безопасность дорожного движения» сайта Автотранс-консультант.ру.

Стажировка водителей автобусов проводится на основании руководящего документа РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 «Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей», утвержденного Министерством автомобильного транспорта РСФСР 20 января 1986 года.

В соответствии с этим документом:

1. Стажировка водителей автобусов включает в себя предмаршрутную стажировку и стажировку на маршруте в условиях реального движения.

— к 1-ой категории относятся лица, ранее не работавшие водителем, закончившие обучение в учебном комбинате, сдавшие экзамены в ГИБДД и получившие удостоверение на право управления автобусом (категория «Д»). Для них продолжительность стажировки составляет:

61 час — предмаршрутная стажировка;

163 часа — маршрутная стажировка.

Всего — 224 часа.

30 час — предмаршрутная стажировка;

72 часа — маршрутная стажировка.

Всего — 102 часа.

Всего — 50 часов.

8 часов — предмаршрутная стажировка;

16 часов — маршрутная стажировка.

Всего — 24 часа.

— к 5-ой категории относятся водители автобусов, имеющие перерыв в водительской деятельности более трех месяцев (в случае работы водителя на горных маршрутах — более двух месяцев).

Продолжительность стажировки для них составляет:

8 часов — предмаршрутная стажировка;

24 часа — маршрутная стажировка.

Всего — 32 часа.

Предмаршрутная стажировка не проводится;

32 часа — маршрутная стажировка.

Всего — 32 часа.

Продолжительность стажировки для них — в тексте РД 200-РСФСР-12-0071-86-12.

3. Определены порядок и цели проведения предмаршрутной стажировки водителей автобусов.

Предмаршрутная стажировка включает теоретические занятия в классе, практические занятия в тренажерном классе (при отсутствии тренажеров в предприятии занятия проводятся с использованием автобуса с вывешенным передним мостом) и на учебной площадке (под учебной площадкой понимается площадка минимальным размером 100 x 50 м с простейшим разметочным оборудованием).

Теоретические занятия проводятся водителями-наставниками и работниками службы безопасности движения. Практические занятия проводятся водителями-наставниками.

4. Определены порядок и цели проведения маршрутной стажировки водителей автобусов.

Маршрутная стажировка заключается в самостоятельном управлении автобусом на маршруте под контролем водителя-наставника, закрепленного за стажером.

Целью маршрутной стажировки является закрепление знаний, умений и навыков стажируемого водителя в условиях движения по конкретным маршрутам, на которых он в дальнейшем будет самостоятельно работать.

Маршрутная стажировка включает движение по маршруту без пассажиров и движение с пассажирами по расписанию. Количество часов маршрутной стажировки без пассажиров и с пассажирами по 7-ми категориям водителей приведено в тексте РД 200-РСФСР-12-0071-86-12.

В первый день стажировка на маршруте осуществляется в межпиковое время.

5. Установлен порядок оформления результатов стажировки.

Водитель-наставник ведет учет работы стажера, заполняя карточку (листок) учета стажирования (приведена в РД 200-РСФСР-12-0071-86-12).

Стажирование водителей завершается контрольной поездкой и собеседованием, после чего в карточке стажирования делается заключение о возможности допуска стажера к самостоятельной работе в качестве водителя. Обязательным является указание марки автобуса и маршрутов, на которых водитель может работать.

Карточка (листок) стажировки после соответствующего оформления хранится в отделе кадров предприятия.

6. Установлены требования к автобусам при проведении стажировки.

Подвижной состав, выделенный для проведения стажировки, должен быть технически исправен и оборудован дополнительным местом для водителя-наставника, обеспечивающим ему непосредственный контакт со стажером и возможность лично вмешиваться в управление автобусом в случаях возникновения опасной ситуации. Кабины оборудуются дублирующими педалями сцепления, тормозами, сиденьем водителя-наставника, дополнительными зеркалами заднего вида.

В кабине водителя на лобовом стекле в правой части устанавливается опознавательный знак учебного транспортного средства и табличка с надписью «Автобус ведет стажер «. Указанный знак и табличка устанавливаются также в салоне автобуса у заднего стекла справа.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Продолжим разбираться с обеспечением профессиональной надежности водительского состава. Эта статья посвящена стажировке водителей.

Задача стажировки - обеспечение профессиональной надёжности водительского состава и повышение мастерства путём адаптации водителя к условиям работы на конкретном маршруте и конкретной марке автомобиля, закрепление и совершенствование их знаний, умений и навыков, обеспечивающих безопасное управление ТС при перевозке грузов и обслуживании пассажиров.

Стажировка должна быть проведена в следующих случаях:

  • при приеме на работу после окончания обучения;
  • при приеме на работу на новое предприятие (независимо от имеющихся категорий, стажа на предыдущем месте работы и т. п.);
  • при перерыве в работе более 12 месяцев;
  • при переводе на новый тип ТС или новый маршрут движения;
  • при переводе для работы на горных маршрутах движения.

Допуск водителя к работе на ТС любой модели без предварительной стажировки запрещён.

Стажирование должно осуществляться на автомобилях того типа и марки и на тех маршрутах, на которых водители будут в дальнейшем самостоятельно работать.

Стажирование должно осуществляться под руководством опытных наставников.

Стажёр закрепляется за наставником на весь срок стажировки.

Наставник подбирается из числа наиболее опытных и дисциплинированных водителей транспортных средств, имеющих стаж работы на автобусах не менее пяти лет, шасси грузовых автомобилей не менее трёх лет, не допустивших за указанный период нарушений Правил дорожного движения, дорожно-транспортных происшествий по своей вине.

Этапы стажировки

1. Проверка знаний Правил дорожного движения. Этап стажировки включает решение экзаменационных билетов. Контроль знаний ПДД проводится у вновь принимаемых водителей, после окончания автошкол, при переводе с другого предприятия, при перерыве в водительской деятельности более одного года.

Прошедшие проверку знаний по ПДД с неудовлетворительной оценкой (при наличии более двух ошибок из двадцати экзаменационных вопросов) к стажировке не допускаются. В течение двух дней водители производят самостоятельную подготовку к проверке знаний ПДД. После повторной проверки знаний по ПДД не сдавшие экзамен отстраняются от работы, в течение пяти дней осуществляют самостоятельную подготовку к проверке знаний ПДД. После третьей попытки все, не сдавшие экзамен, к работе не допускаются.

Водители, прошедшие проверку знаний ПДД с удовлетворительной оценкой (при наличии двух и менее ошибок), допускаются к дальнейшему прохождению стажировки. При этом оформляется , в котором отражаются результаты проверки знаний по ПДД за подписью начальника службы БД. Выписанный стажировочный лист регистрируется в (также возможно ведение данного учета в компьютерной программе, например, типа 1С: Управление АТП).

2. Работа на внутрипарковых зонах. Этап стажировки включает:

  • осмотр транспортного средства;
  • проверка наличия принадлежностей, инструмента, состояния шин;
  • заправка топливом, маслом, охлаждающей жидкостью;
  • проверка исправности тормозной системы, рулевого управления, осветительных приборов;
  • запуск двигателя, трогание автомобиля с места на горизонтальном участке и на подъёме;
  • движение задним ходом и разворот;
  • торможение и остановка на различных скоростных режимах движения;
  • изучение порядка движения транспортных средств по территории предприятия;
  • соблюдение требований безопасности при ремонте и техническом обслуживании транспортного средства;
  • соблюдение требований пожарной безопасности;
  • изучение плана эвакуации с территории предприятия.

3. Работа на линии. Этот этап стажировки включает элементы:

  • диагональная парковка автомобиля на подъёме и уклоне, разворот на ограниченном пространстве проезжей части дороги;
  • правильное расположение автомобиля на проезжей части, прохождение поворотов, изменение полосы движения, действия на перекрёстках;
  • соблюдение безопасного скоростного режима движения в различных дорожных условиях;
  • пользование зеркалами заднего вида и световыми приборами, подача звуковых и световых сигналов;
  • движение в местах возможного появления пешеходов, действия по сигналам регулировщика, выполнение требований дорожных знаков;
  • соблюдение интервала и дистанции, обгон транспортных средств;
  • встречный разъезд в тёмное время суток, действия при ослеплении;
  • оформление товарно-транспортной и путевой документации;
  • особенности управления груженого автомобиля;
  • погрузка и разгрузка автомобиля;
  • крепление груза;
  • последствия перегрузки, неравномерное распределение груза на автомобиле;
  • маневрирование на площадках погрузочно-разгрузочных работ.

4. Контрольная поездка.

Контрольная поездка выполняется с грузом или пассажирами. Во время контрольной поездки проверяется соблюдение стажером Правил дорожного движения, правил технической эксплуатации транспортных средств, приёмов безаварийного управления транспортным средством, соблюдение графиков работы.

Оформление результатов стажировки

Стажировка водителей заканчивается контрольной поездкой и собеседованием водителя-наставника со стажёром. В стажировочном листе водитель-наставник отражает замечания, выявленные в ходе стажировки, если они есть. В стажировочном листе ставятся подписи наставника и стажера. Стажировочный лист передается в службу БД, где выносится заключение о допуске стажера к самостоятельной работе. Он подписывается начальником (инженером) службы БД и руководителем транспортного подразделения.

Если водитель-стажер по результатам стажировки и по итогам проверки знаний ПДД получил неудовлетворительную оценку, материалы направляются начальнику транспортного подразделения для принятия решения (либо о продлении стажировки, либо об отстранении от управления автомобилем, на котором работал водитель, либо о переводе на другую работу и т. п.)

Оформленный стажировочный лист направляется в отдел кадров предприятия для издания приказа о допуске водителя к самостоятельной работе.

Ответственность лиц за проведение стажировки.

  1. Ответственность за организацию стажировки всех категорий лиц возлагается на лицо, ответственное за безопасность движения на предприятии.
  2. Начальник службы БД обязан периодически контролировать прохождение стажировки, принимать меры по устранению замеченных недостатков, контролировать работу водителей-наставников.
  3. Общую ответственность за прохождение этапов стажировки водителем-стажером несёт водитель-наставник, закреплённый за ним.
  4. Водитель-наставник обязан контролировать работу закреплённого за ним стажёра на всех этапах стажировки. При этом он должен постоянно находиться вместе со стажёром при управлении автомобилем и его обслуживании. Водитель-наставник должен контролировать прохождение стажёром предрейсового и послерейсового медосмотра и вместе с ним получать у диспетчера путевую документацию.
  5. Руководители автоколонн несут персональную ответственность за правильность и полноту стажировок.

Если есть вопросы или пожелания, оставляйте их в комментариях.

Стажировка - деятельность по приобретению опыта работы или повышение квалификации по специальности, а также работа по специальности в течение определённого испытательного срока.

Стажировку должны проходить:

— лица, впервые принимаемые на работу в качестве водителей транспортных средств;

— водители, имевшие перерыв в трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, более одного года;

— водители, переведенные при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другой;

— водители, при переводе на новый маршрут или при переводе на новый тип (модель) транспортного средства.

Стажировка водителей проводится под руководством водителя-наставника . Водитель-наставник назначается из водителей, в том числе привлекаемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Водитель-наставник назначается из водителей:

— не совершивших за последний год работы дорожно-транспортных происшествий по своей вине;

— имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее трех лет (при стажировке на легковом такси или грузовом автомобиле);

— имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее пяти лет (при стажировке на автобусе, трамвае или троллейбусе).

Кроме того, водитель-наставник должен обладать необходимыми теоретическими знаниями в области вождения и эксплуатации конкретной модели автотранспорта. Это необходимо, поскольку стажировка проводится именно на той машине (или хотя бы на той же модели), на которой водитель-стажер в дальнейшем будет работать самостоятельно. Именно поэтому, если на предприятии используется несколько разных видов транспорта (к примеру, автобусы, грузовики, легковые автомобили), требуется иметь несколько водителей-наставников - по одному для каждого вида.

Так же следует обратить внимание на то, что водитель-наставник обязательно должен быть назначен приказом по организации. И если в штате нет водителя подходящего под вышеуказанные требования, то водителя-наставника можно привлекать со стороны.

Согласно пункта 2.2.1. Постановления Минтруда, Минобразования № 1/29: работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу.

В пункте 13 Приказа Минтранса № 59 сказано, что количество часов стажировки устанавливается работодателем.

Продолжительность стажировки определяется характером работы, которую должен выполнять принимаемый на работу водитель.

В статье 225 Трудового кодекса РФ сказано, что работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы.

В первую очередь проводится обучение водителя технике безопасности при выполнении им своих служебных обязанностей. Для того чтобы регламентировать процесс стажировки необходимо в организации разработать Программу стажировки водителей ТС . В этом документе должно быть четко и последовательно описано, какую информацию доводит водитель-наставник в процессе стажировки. Программа стажировки должна быть рассчитана на 2-5 рабочих смен. В документе должна быть указана информация, разбитая на следующие темы:

рабочее место транспортного средства, его организация, обустройство и содержание, укомплектованность автомобиля;

— подготовка, запуск и проверка исправности и работоспособности автомобиля и оборудования, контроль показаний контрольно-измерительных приборов;

— погрузка и выгрузка автомобиля;

— маршруты движения;

— анализ возможных ДТП;

— пожарная безопасность.

Непосредственно сама стажировка должна иметь теоретическую и практическую часть и должна проводиться на том транспортном средстве и на том маршруте, где далее будет работать водитель.

В руководящем документе РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 подробно описаны правила, по которым проводится водительская стажировка, поэтому на многих предприятиях предпочитают им пользоваться, несмотря на то, что он не имеет обязательной силы, поскольку не был официально опубликован. Для того чтобы РД мог применяться, его нормы должны быть закреплены внутренними актами организации, либо в этих актах должна быть ссылка на РД.

Согласно этому документу процедура допуска водителя к самостоятельной работе предусматривает несколько этапов:

1.Проверка теоретических знаний, которыми обладает водитель-стажер. Вопросы задаются как по правилам эксплуатации и устройству вида автотранспорта, на котором он будет работать, так и по общим правилам вождения, поведения на дороге и т. д.

Данный этап стажировки включает в себя решение экзаменационных билетов. Контроль знаний ПДД проводится у вновь принимаемых водителей, после окончания автошкол, при переводе с другого предприятия, при перерыве в водительской деятельности более одного года.

Водители, прошедшие проверку знаний по ПДД с неудовлетворительной оценкой (при наличии более двух ошибок из двадцати экзаменационных вопросов) к стажировке не допускаются. После чего, в течение двух дней водители производят самостоятельную подготовку к проверке знаний ПДД. После повторной проверки знаний по ПДД водители, не сдавшие экзамен, отстраняются от работы и в течение пяти дней осуществляют самостоятельную подготовку к проверке знаний ПДД. После третьей попытки водители, не сдавшие экзамен, к работе не допускаются.

Водители, прошедшие проверку знаний ПДД с удовлетворительной оценкой (при наличии двух и менее ошибок) допускаются к дальнейшему прохождению стажировки. При этом оформляется стажировочный лист, в котором отражаются результаты проверки знаний по ПДД за подписью начальника службы БД. Выписанный стажировочный лист регистрируется в Журнале учета выдачи стажировочных листов.

2.Вождение машины на специальной площадке. Здесь стажер должен продемонстрировать, что способен хотя бы по минимуму управлять новым для него транспортным средством. Если он не справится на этом этапе, он отстраняется, считается не прошедшим стажировку и к самостоятельной работе допущен быть не может.

Данный этап стажировки включает в себя:

— осмотр транспортного средства;

— проверку наличия принадлежностей, инструмента и состояния шин;

— заправку топливом, маслом, охлаждающей жидкостью;

— проверку исправности тормозной системы, рулевого управления, осветительных приборов;

— запуск двигателя, трогание автомобиля с места на горизонтальном участке и на подъёме;

— движение задним ходом и разворот;

— торможение и остановка на различных скоростных режимах движения;

— изучение порядка движения транспортных средств по территории предприятия;

— соблюдение требований безопасности при ремонте и техническом обслуживании транспортного средства;

— соблюдение требований пожарной безопасности;

— изучение плана эвакуации с территории предприятия.

3.Поездка по будущему маршруту (для маршрутного транспорта) либо просто по городу вместе с водителем-наставником. За рулем должен сидеть стажер, однако наставник вправе отстранить его от вождения на сложных участках. Об отстранении делается отметка в карточке стажировки.

Данный этап стажировки включает в себя следующие элементы:

— диагональная парковка автомобиля на подъёме и уклоне, разворот на ограниченном пространстве проезжей части дороги;

— правильное расположение автомобиля на проезжей части, прохождение поворотов, изменение полосы движения, действия на перекрёстках;

— соблюдение безопасного скоростного режима движения в различных дорожных условиях;

— пользование зеркалами заднего вида и световыми приборами, подача звуковых и световых сигналов;

— движение в местах возможного появления пешеходов, действия по сигналам регулировщика, выполнение требований дорожных знаков;

— соблюдение интервала и дистанции, обгон транспортных средств;

— встречный разъезд в тёмное время суток, действия водителя при ослеплении;

— оформление товарно-транспортной и путевой документации;

— особенности управления груженого автомобиля;

— погрузка и разгрузка автомобиля;

— крепление груза;

— последствия перегрузки автомобиля и неравномерное распределение груза на автомобиле;

— маневрирование на площадках погрузочно-разгрузочных работ.

Контрольный рейс по маршруту с грузом или пассажирами под руководством наставника. Во время контрольной поездки проверяется соблюдение стажером Правил дорожного движения, правил технической эксплуатации транспортных средств, приёмов безаварийного управления транспортным средством, соблюдение графиков работы. Это своего рода выпускной экзамен, в ходе которого водитель-наставник не вмешивается в вождение, а лишь отмечает поведение и навыки стажера.

Это основные этапы. При необходимости стажировка может быть дополнена устранением неполадок в автомобиле (если квалификация водителя требует таких навыков).

Утвержденной формы стажировочного листа нет, но в пункте 18 Приказа Минтранса № 59 сказано, что стажировочный лист должен содержать следующие сведения:

— номер стажировочного листа;

— фамилия, имя и отчество водителя;

— сведения о транспортном средстве: тип, марка, модель транспортного средства;

— фамилия, имя, отчество водителя-наставника;

— дата и время прохождения, количество часов стажировки;

— замечания водителя-наставника по работе водителя-стажера;

— заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, о допуске (не допуске) водителя к самостоятельной работе.

В стажировочном листе ставятся подписи водителя-наставника и водителя-стажера. После этого стажировочный лист передается в службу БД, где выносится заключение о допуске стажера к самостоятельной работе. После чего стажировочный лист подписывается начальником (инженером) службы БД и руководителем транспортного подразделения.

В случае если водитель-стажер по результатам стажировки и по итогам проверки знаний ПДД получил неудовлетворительную оценку, материалы направляются начальнику транспортного подразделения для принятия решения (либо о продлении стажировки, либо об отстранении от управления автомобилем, на котором работал водитель, либо о переводе на другую работу и т.п.)

Если результаты стажировки как минимум удовлетворительны, об этом выносится соответствующее решение, закрепляемое подписью руководителя организации, и водитель допускается к самостоятельному управлению машиной. В том же случае, если окажется, что водитель недостаточно хорошо прошел стажировку, может приниматься одно из 2 решений:

  1. Водителя направляют на повторную стажировку, сроки которой определяются в каждом случае индивидуально.
  2. Водителя исключают из кандидатов на должность. После этого о приеме на постоянную работу водителем и заключении трудового договора уже речи идти не может. Не прошедший стажировку водитель подлежит увольнению или, с его согласия, переводу на другой вид работы на предприятии.

По окончании стажировки, для проверки уровня готовности водителя к самостоятельной работе, необходимо провести экзамен.

Детального описания процесса экзамена нет, соответственно он может быть как устным, так и письменным. Экзамен принимает непосредственный руководитель экзаменуемого водителя. Об этом сказано в пункте 3.1. Постановления Минтруда № 1/29: проверку теоретических знаний требований охраны труда и практических навыков безопасной работы работников рабочих профессий проводят непосредственные руководители работ в объеме знаний требований правил и инструкций по охране труда, а при необходимости - в объеме знаний дополнительных специальных требований безопасности и охраны труда.

Ответственность за организацию стажировки всех категорий лиц возлагается на лицо, ответственное за безопасность движения на предприятии.

Начальник службы БД обязан периодически осуществлять контроль за прохождением стажировки, принимать меры по устранению замеченных недостатков и контролировать работу водителей-наставников.

Общую ответственность за прохождение этапов стажировки водителем-стажером несёт водитель-наставник, закреплённый за ним.

Водитель-наставник обязан контролировать работу закреплённого за ним стажёра на всех этапах стажировки. При этом он должен постоянно находиться вместе со стажёром, как при управлении автомобилем, так и при его обслуживании.

Водитель-наставник должен контролировать прохождение стажёром предрейсового и послерейсового медосмотра и вместе с ним получать у диспетчера путевую документацию.

Руководители предприятий несут персональную ответственность за правильность и полноту проведения стажировок.

Поскольку во время выполнения стажировки (особенно на маршруте) водитель фактически уже выполняет свою работу, ему должна начисляться заработная плата. Ее размер определяется условиями трудового договора, однако в целом оплата стажера не должна быть ниже, чем оплата постоянно работающего водителя (за исключением возможных премий и других поощрений, на которые стажер не имеет права).

Труд водителя-наставника тоже должен быть оплачен. Как правило, за то время, что он выступает в качестве наставника при стажирующемся водителе, он получает надбавку в размере не меньше 5% от зарплаты, установленной для него ранее.

При проведении стажировки водителей необходимо руководствоваться следующими нормативными актами :

Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ. Статьи 221 и 225;

Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций». Пункты 2.2.1., 2.2.2 и 3.1.

Постановление Минтруда РФ от 12.05.2003 г. № 28 «Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте». Пункт 10.9.

Приказ Министерства транспорта РФ от 11.03.2016 № 59 «Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Пункты 13, 15, 16, 17, 18 и 19.

Дополнительно для перевозчиков Приказ Минтранса РФ от 15.01.2014 № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». Пункт 1.3. Положения № 2.